Темы русской поэзии 19 века. Русская литература XIX века

"Поистине, то был Золотой век нашей литературы,

период её невинности и блаженства!.."

М. А. Антонович

М. Антонович в своей статье называл "золотым веком литературы" начало XIX века —период творчества А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. Впоследствии это определение стало характеризовать литературу всего XIX столетия — вплоть до произведений А. П. Чехова и Л. Н. Толстого.

В чем заключаются основные черты русской классической литературы этого периода?

Модный в начале века сентиментализм постепенно уходит на второй план — начинается становление романтизма, а с середины века балом правит уже реализм.

В литературе появляются новые типы героев: "маленький человек", который чаще всего погибает под давлением принятых в обществе устоев и "лишний человек" — это вереница образов, начиная с Онегина и Печорина.

Продолжая традиции сатирического изображения, предложенные еще М. Фонвизиным, в литературе XIX века сатирическое изображение пороков современного общества становится одним из центральных мотивов. Нередко сатира принимает и гротескные формы. Яркие примеры — гоголевский "Нос" или "История одного города" М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Еще одна отличительная черта литературы этого периода — острая социальная направленность. Писатели и поэты все чаще обращаются к общественно-политическим темам, нередко погружаясь в область психологии. Этот лейтмотив пронизывает произведения И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого. Появляется новая форма - русский реалистический роман, с его глубоким психологизмом, жесточайшей критикой действительности, непримиримой вражды с существующими устоями и громкими призывами к обновлению.

Ну и главная причина, побудившая многих критиков называть XIX столетие золотым веком русской культуры: литература этого периода, несмотря на ряд неблагоприятных факторов, оказала мощное влияние на развитие мировой культуры в целом. Впитывая все лучшее, что предлагала мировая литература, русская литература смогла остаться самобытной и уникальной.

Русские писатели XIX века

В.А. Жуковский — наставник Пушкина и его Учитель. Именно Василий Андреевич считается основоположником русского романтизма. Можно сказать, что Жуковский "подготовил" почву для смелых опытов Пушкина, так как он первым стал расширять рамки поэтического слова. После Жуковского и началась эпоха демократизации русского языка, которую так блестяще продолжил Пушкин.

Избранные стихотворения:

А.С. Грибоедов вошел в историю как автор одного произведения. Но какого! Шедеврального! Фразы и цитаты из комедии "Горе от ума" давно стали крылатыми, а само произведение считается первой в истории русской литературы реалистической комедией.

Анализ произведения:

А.С. Пушкин . Его называли по-разному: А. Григорьев утверждал, что "Пушкин — наше всё!", Ф. Достоевский "великим и непонятным еще Предвозвестителем", а император Николай I признался, что, по его мнению, Пушкин — "самый умный человек в России". Попросту говоря, это Гений.

Величайшая заслуга Пушкина в том, что он кардинально изменил русский литературный язык, избавив его от пафосных сокращений, вроде "млад, брег, сладк", от нелепых "зефиров", "Психей", "Амуров", так почитаемых в высокопарных элегиях, от заимствований, которыми тогда так изобиловала русская поэзия. Пушкин вывел на страницы печатных изданий лексику просторечную, ремесленный сленг, элементы русского фольклора.

А. Н. Островский указал и еще на одно немаловажное достижение этого гениального поэта. До Пушкина русская литература была подражательной, упорно навязывающая чуждые нашему народу традиции и идеалы. Пушкин же "дал смелость русскому писателю быть русским", "раскрыл русскую душу". В его рассказах и романах впервые так ярко поднимается тема нравственности общественных идеалов того времени. А главным персонажем с легкой руки Пушкина теперь становится обычный "маленький человек" — с его мыслями и надеждами, желаниями и характером.

Анализ произведений:

М.Ю. Лермонтов — яркий, загадочный, с налетом мистицизма и неимоверной жаждой воли. Все его творчество — уникальный сплав романтизма и реализма. Причем оба направления вовсе не противостоят, а как бы дополняют друг друга. Этот человек вошел в историю как поэт, писатель, драматург и художник. Его перу принадлежат 5 пьес: самая известная — драма "Маскарад".

А среди прозаических произведений настоящим бриллиантом творчества стал роман "Герой нашего времени" — первый в истории русской литературы реалистический роман в прозе, где впервые писатель пытается проследить "диалектику души" своего героя, нещадно подвергая его психологическому анализу. Этот новаторский творческий метод Лермонтова в дальнейшем будут использовать многие русские и зарубежные писатели.

Избранные произведения:

Н.В. Гоголь известен как писатель и драматург, но не случайно одно из самых известных его произведений — "Мертвые души" считается поэмой. В мировой литературе нет другого такого Мастера слова. Гоголевский язык певуч, невероятно ярок и образен. Наиболее ярко это проявилось в его сборнике "Вечера на хуторе близ Диканьки".

С другой стороны Н. В. Гоголь считается родоначальником "натуральной школы", с ее сатирой, граничащей с гротеском, обличительными мотивами и высмеиванием людских пороков.

Избранные произведения:

И.С. Тургенев — величайший русский романист, установивший каноны классического романа. Он продолжает традиции, установленные Пушкиным и Гоголем. Он часто обращается к теме "лишнего человека", стремясь через судьбу своего героя передать актуальность и значимость социальных идей.

Заслуга Тургенева еще и в том, что он стал первым пропагандистом русской культуры в Европе. Это прозаик, открывший для зарубежья мир русского крестьянства, интеллигенции и революционеров. А вереница женских образов в его романах стала вершиной мастерства писателя.

Избранные произведения:

А.Н. Островский — выдающийся русский драматург. Точнее всего заслуги Островского выразил И. Гончаров, признав его создателем русского народного театра. Пьесы этого писателя стали "школой жизни" для драматургов следующего поколения. А Московский Малый театр, где были поставлены большинство пьес этого талантливого писателя, с гордостью величает себя "Домом Островского".

Избранные произведения:

И.А.Гончаров продолжал развивать традиции русского реалистического романа. Автор знаменитой трилогии, сумевший как никто другой описать главнейший порок русского народа — лень. С легкой руки писателя появился и термин "обломовщина".

Избранные произведения:

Л.Н. Толстой — настоящая глыба русской литературы. Его романы признаны вершиной искусства создания романов. Стиль изложения и творческий метод Л. Толстого до сих пор считаются эталоном мастерства писателя. А его идеи гуманизма оказали огромное влияние на развитие гуманистических идей во всем мире.

Избранные произведения:

Н.С. Лесков — талантливый продолжатель традиций Н. Гоголя. Сделал огромный вклад в развитие новых жанровых форм в литературе, таких как картинки с натуры, рапсодии, невероятные события.

Избранные произведения:

Н.Г.Чернышевский — выдающийся писатель и литературный критик, предложивший свою теорию об эстетике отношения искусства к действительности. Эта теория стала эталонной для литературы нескольких следующих поколений.

Избранные произведения:

Ф.М. Достоевский — гениальный писатель, чьи психологические романы известны во всем мире. Достоевского нередко называют предтечей таких направлений в культуре, как экзистенцилизм и сюрреализм.

Избранные произведения:

М.Е. Салтыков-Щедрин — величайший сатирик, доведший искусство обличения, высмеивания и пародии до вершин мастерства.

Избранное произведения:

А.П. Чехов . Этим именем историки традиционно завершают эпоху золотого века русской литературы. Чехов еще при жизни был признан во всем мире. Его рассказы стали эталоном для писателей-новеллистов. А чеховские пьесы оказали огромное влияние на развитие мировой драматургии.

Избранные произведения:

К концу XIX столетия традиции критического реализма стали постепенно угасать. В обществе, насквозь пронизанном предреволюционными настроениями, в моду вошли настроения мистические, отчасти даже декадантские. Они стали предтечей появления нового литературного направления — символизма и ознаменовали начало нового периода в истории русской литературы — серебряного века поэзии.

Во второй половине XIX века произошел всплеск русской лирической поэзии. Только перечисление наиболее известных имен поэтов говорит о многом — Аполлон Николаевич Майков (1821—1897), Аполлон Александрович Григорьев (1882—1864), Яков Петрович Полонский (1819—1898), Иван Савич Никитин (1824—1861), Алексей Николаевич Апухтин (1840—1893), Константин Константинович Случевский (1837—1904), Семен Яковлевич Надсон (1862—1887), Константин Михайлович Фофанов (1862—1911), Федор Иванович Тютчев (1803—1873), Алексей Константинович Толстой (1817—1875), Афанасий Афанасьевич Фет (1820—1892), Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877/78).

К сожалению, торжество поэзии было кратким. В русской литературе получает развитие проза, особенно большие эпические формы. Торжество прозы оказалось более прочным и связано с именем И. Тургенева, Ф. Достоевского, Л. Толстого. И все-таки поэзия второй половины XIX века оказала огромную роль в развитии русской литературы и культуры в целом. Поэзия представляла собой многогранную систему, в которой присутствовали разнообразные формы проявления лирического «я». Чтобы понять это «я», и читателю надо иметь открытое сердце и душу. Н.В. Гоголь отмечал: «Прочесть, как следует, произведение лирическое — вовсе не безделица».

Важно помнить, что поэзия развивалась в двух направлениях — пушкинское и гоголевское. Романтики XIX века (особенно А.С. Пушкин) провозглашали независимость ее от власти и народа, считали поэта творцом, которого вдохновил Бог. Программным для них было стихотворение А.С. Пушкина «Поэт и толпа». Лозунгом — заключительные слова «Не для житейского волненья, / Не для корысти, не для битв, / Мы рождены для вдохновенья, / Для звуков сладких и молитв». Идеи романтиков начала века подхватили романтики второй половины XIX века и обосновали теорию «чистого искусства». Основные положения «чистого искусства» можно сформулировать так: искусство не должно изображать действительность, играть общественную роль. Цель искусства — создавать прекрасный, т.е. поэтический, мир. Искусство должно существовать для избранных.

Противоположную точку зрения на искусство гражданского направления обосновал Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души» (начало седьмой главы). Он сопоставил творца «искусства для искусства» и писателя-обличителя. Принципы «гражданского» направления в поэзии второй половины XIX века наиболее последовательно и ярко реализованы в поэзии Н.А. Некрасова.

Гоголь провозгласил и воплотил мысль о том, что поэзия должна служить народу. Некрасов сделал крестьянина главным героем поэзии, а борьбу за его счастье — пафосом своего творчества. Идеи же «чистого искусства» — основа мировоззрения и художественной системы А.А. Фета. С точки зрения истории поэзии пушкинское и гоголевское направления обогатили литературу, культуру, поэзию XIX века и подготовили многие явления культурной жизни России.

Поэты второй половины XIX века оказались восприимчивыми к жизни, к духовной атмосфере русского общества. Они продолжили и развили традиции русской поэтической школы XVIII — начала XIX века. Вместе с тем поэты искали новый поэтический язык, оригинальные формы его выражения. Их волновали вопросы национальной самобытности; соотношения добра и зла; смерти и бессмертия; духовной щедрости людей. Особенностью русской поэзии XIX века является магия звука и слова. И. Никитин передает тончайшие оттенки цвета, формы и звука. Интенсивно развивается пейзажная лирика (А. Майков, «Пейзаж»; И. Кольцов, «Юг и север»; К. Случевский, «О, не брани за то, что я бесцельно жил...» и др.»).

Песенный характер, фольклор, русская старина, красоты отечественной природы, своеобразие русского национального характера стали источником русской поэзии. «Единственными в своем роде перлами русской лирики» назвал Александр Блок стихотворение А. Григорьева «Цыганская венгерка». «Гитарный» характер стихотворения, переложенный на музыку, сделал его популярным романсом. Романсами и народными песнями стали многие стихи Я. Полонского, «Песня цыганки» (переложена на музыку П.И. Чайковским). Известными романсами стали стихи А. Апухтина, положенные на музыку, «Пара гнедых», «Ночи безумные, ночи бессонные...»; С.Я. Надсона «В тени задумчивого сада...».

Во второй половине XIX века русская поэзия постепенно двигалась к модернизму. Таким было и движение в мировой литературе, особенно во французской поэзии. Бодлер, Рембо, Верлен — французские символисты были современниками Н. Некрасова, позднего А.А. Фета, В. Соловьева. Предвестниками модернизма в России в первую очередь были Ф.И. Тютчев, А.А Фет.

Как отмечает исследователь В.С. Бабаевский: «Русская поэзия XIX века, как цельное при всем структурном и хронологическом разнообразии, явление духа народа, не укладывается строго в границы столетия. Последнее десятилетие, 1890-е годы, принадлежат уже по своей сути, модернизму. Можно сказать, что для русской поэзии XX век начался в 1892 году. Поэзия К.М. Фофанова и С.Я. Надсона связала два века русской поэзии “золотой” и “серебряный”».

Золотой век русской поэзии В начале XIX века в русской поэзии уживаются на равных правах и классицизм, и сентиментализм. Но на волне национально – патриотического подъёма, вызванного Отечественной войной 1812 г, зарождается русский романтизм, а затем и реализм. романтизмреализм


Прекрасное начало. У истоков русского романтизма стоял В.А. Жуковский. Он писал элегииэлегии, послания, песни, баллады.баллады. По словам Белинского, он «обогатил русскую поэзию глубоко нравственным, истинно человеческим содержанием». ПушкинПушкин считал себя учеником Жуковского, высоко ценил «его стихов пленительную сладость».






Гражданская страсть. В.К. Кюхельбекер Русский поэт-декабрист, критик, переводчик. Учился в Царскосельском лицее, где начиналась его дружба с А.С.Пушкиным, А.А.Дельвигом. Романтическая поэзия Кюхельбекера воспевала свободу. Поэта волновала судьба Отечества.


К Ф. Рылеев К. Ф. Рылеев, виднейший поэт – К. Ф. Рылеев, виднейший поэт – декабрист, писал обличительные декабрист, писал обличительные и гражданские оды, политические и гражданские оды, политические элегии и послания, думы,поэмы. элегии и послания, думы,поэмы. Он видел в поэзии средство борьбы за политическую свободу. Декабристы заговорили о национальном характере литературы, выдвинули требование народности, распространив его на темы, жанры, язык.




Звёзды плеяды. А.А. Дельвиг Герои его песен простые молодцы и девушки, которые страдают по воле и счастливой любви. Н. М. Языков Выразил протест вольной юности в элегиях, песнях, гимнах. Прославлял богатырский размах сил, наслаждение молодостью, здоровьем.


П.А. Вяземский Способствовал слиянию гражданской и личной тем, объясняя элегические чувства общественными причинами. Е.А. Баратынский- крупнейший поэт русского романтизма, автор элегий, посланий, поэм. Вместо иллюзий он предпочитает спокойное и трезвое размышление. Его стихотворения наполнены философским смыслом.


Высокой думы власть М.Ю.Лермонтов Поэтическая эпоха, выразителем которой стал Лермонтов, по словам Белинского, отличается «безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде и избытке чувств». Лирический герой открыто противостоит враждебному внешнему миру.




Дары жизни После Пушкина и Лермонтова в русской поэзии появляются оригинальные дарования – А. Плещеев, Н. Огарёв, Ап. Григорьев, Я Полонский, А. Толстой, И.Тургенев, А Майков, Н. Некрасов. Своей поэзией они совершили переход к реализму. Их стихи проникнуты сочувствием к бедному человеку. Лирическим героем нередко становится человек из дворян или разночинцев, вставший на защиту народа, крестьян.




Жанры романтизма. Элегия – стихотворение средней длины, обычно печального содержания, проникнутого грустью.Элегия БалладаБаллада – стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, народное предание с напряжённым сюжетом Басня Басня – краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, к котором есть аллегория, иносказание.

«Поэзия 19-20 веков» - Характеристики перемен в искусстве. Акмеизм (от греч. аkme – высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора). Символизм. С.Городецкий пытался восстановить в поэзии языческое, полуживотное мироощущение наших предков. Бунин, М. Цветаева… З.Гиппиус. Кубофутуристы старались создатьв поэзии «куби-ческое построение словесной массы».

«Русские рифмы» - Рифма с ударением на последнем слоге в строке. Закрытая рифма. Рифма бывает точная и неточная. А.С. Пушкин. Мужская рифма. Раскачайте качели. Разновидности рифм. Влияние европейской поэзии. Рифма. Банальные рифмы. М.Ю. Лермонтов. Способы рифмовки. Стихотворная речь. С.А. Есенин. Наташа поглядела. Н.А. Некрасов.

«Поэзия об осени» - Покой и простор. Серп. Вспомните четверостишья. Листопад. Придумай небольшое стихотворение. Сухие листья. Люблю природу русскую. Кисти ярко-красные вянущих рябин. Соедини название произведения с фамилией автора. Вспомни и вставь пропущенные слова. Поспевает брусника. Скоро осень проснётся. Осеннее ненастье.

«Экспериментальная поэзия» - Предоставить собственные стихотворные опыты экспериментальной литературы. Пал, а норов худ и дух ворона лап. Жалко поклаж. Анацикл читается в обоих направлениях не по буквам (как в палиндроме), а по словам. Ропалический стих. Ад молчал. Изобретателем фигурного стиха считается древнегреческий поэт Симмий Родосский.

«Поэзия родной природы» - Русские поэты 19 века о родной природе. А.Н.Плещеев(1825-1893). И хочется в поле, в широкое поле, Где, шествуя, сыплет цветами весна! «Я пришёл к тебе с приветом…». А.А.Фет(1820-1892). В.С.Соловьёв(1853-1900). Мне в душу повеяло жизнью и волей: Вон – даль голубая видна… И.С.Никитин(1824-1861). Поэт глубоко проникся очарованием родной природы.

«Природа в русской поэзии» - Землетрясение. Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора. Темный лес – что шапкой принакрылся чудной. Поспевает брусника, стали дни холоднее. Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Унылая пора. Есть в дикой роще, у оврага, зеленый холм. Чудная картина, как ты мне родна: белая равнина, полная луна.

Светлана Григорчук

Пожаловаться

Жизнь и творчество А. С. Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая (6 июня) в Москве. Его отец, Сергей Львович, принадлежал старинному дворянскому роду. Мать, Надежда Осиповна, была внучкой Ганнибала, «арапа Петра Be-

ликого». Пушкин с детства прекрасно владел французским языком. Любовь к родному языку ему привили бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна. В доме Пушкиных проводились литературные вечера, на которых бывали Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков. Это способствовало раннему развитию литературных склонностей юного Пушкина.
В 1811 г. Пушкин поступает в открывшийся 19 октября Царскосельский Лицей. В Лицее Пушкин встречает своих лучших друзей - Ивана Пущина, Антона Дельвига, Вильгельма Кюхельбекера. Воспоминание о лицейском братстве Пушкин пронесет через всю свою жизнь. В Лицее Пушкин начинает писать: его первые стихотворения датированы 1813 г. Он участвует в литературном обществе «Арзамас» (шутливое прозвище - «Сверчок»), которое выступает за модернизацию русского литературного языка, сближение русской литературы с европейской.
В 1815 г. Пушкин на экзамене в присутствии Державина читает стихотворение «Воспоминания в Царском селе».
В 1817 г. Пушкин оканчивает Лицей и поступает на службу в Коллегию иностранных дел. Поэт живет в Петербурге, сближается с членами тайного «Союза благоденствия», участвует в работе литературно-театрального общества «Зеленая лампа», пишет несколько вольнолюбивых стихотворений. Стихотворения не публиковались, но ходили в списках, и об их существовании скоро стало известно правительству. Пушкину грозила ссылка в Сибирь, но поэт добровольно «выдал» тексты запрещенных стихотворений и весной 1820 г. был отправлен на «мягкую», «воспитательную» ссылку в г. Кишинёв.
Когда Пушкин был уже на юге, в Петербурге была опубликована поэма «Руслан и Людмила» (1817-1820). Поэма принесла Пушкину литературную славу и признание.
В период южной ссылки Пушкин пишет стихи и поэмы в духе романтизма: «Погасло дневное светило...» (1820), «Песнь о вещем Олеге» (1822), «Кавказский пленник» (1821), «Бахчисарайский фонтан» (1821- 1823). В 1823 г. он начинает работу над романом в стихах «Евгений Онегин». В том же году его переводят в Одессу на службу к генерал-губернатору М. С. Воронцову. Напряженные отношения с Воронцовым привели к тому, что в 1824 г. по доносу генерал-губернатора Пушкина увольняют с государственной службы и переводят в имение родителей Михайловское «под надзор местного начальства».
В Михайловском поэт живет уединенно, напряженно работает: заканчивает поэму «Цыганы» (1824), создает трагедию «Борис Годунов» (1825), пишет третью и четвертую главы «Евгения Онегина» (1825-1826). В январе 1825 г. Пушкина посещает Пущин, в апреле того же года Дельвиг. В Михайловском Пушкин узнает о смерти Александра I, событиях 14 декабря на Сенатской площади, казни декабристов. В сентябре 1826 г. Пушкина вызывают в Москву для разговора с царем. Пушкин признается, что если бы 14 декабря 1825 г. он оказался в Петербурге, то вместе с друзьями вышел бы на Сенатскую площадь. В ответ на откровенность поэта Николай I прощает его и обещает быть цензором его произведений. Пушкину разрешают жить в Москве, а с 1827 г. и в Петербурге. Он посылает на каторгу в Сибирь стихотворения «И. И. Пущину» (1826), «Во глубине сибирских руд...» (1827), пишет множество философских стихотворений.

Светлана Григорчук

Пожаловаться

Летом 1829 г. Пушкин совершает путешествие на Кавказ, итогом которого становится «Путешествие в Арзрум» (изданное в 1836 г.) В 1830 г Пушкин получает согласие на брак от Н. Н. Гончаровой и уезжает в имение Болдино, чтобы подготовиться к свадьбе. Эпидемия холеры вынуждает его задержаться на несколько месяцев. «Болдинская осень» становится самым плодотворным периодом в творчестве Пушкина. Он пишет «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Маленькие трагедии», «Домик в Коломне», «Сказку о попе и его работнике Балде», около 30 стихотворений, заканчивает «Евгения Онегина».
18 февраля 1831 г. Пушкин венчается с Гончаровой. Он поступает на службу в Иностранную коллегию, получает доступ в государственный архив. Пишет научные труды «Историю Петра» (1831-1833), «Историю пугачевского бунта» (1833). Пушкин создает философские произведения, в которых раскрываются его размышления о соотношении интересов государства и личности, исторического и человеческого, роли судьбы в жизни человека: «Медный всадник» (1833), «Пиковая дама». (1834), «Капитанская дочка» (1836). В конце 1825 г. Пушкин получает разрешение на издание собственного журнала, названного им «Современник».
В последние годы жизни Пушкина обостряются отношения поэта с царем и высшей петербургской аристократией. Защищая честь жены. Пушкин 27 января 1837 г. дерется на дуэли с Ж. Дантесом. Через два дня поэт умирает от полученной смертельной раны.
Пушкин был похоронен близ села Михайловское у стен Святогорского монастыря.