Какой народ живет в карелии. Народы карелии

Карелы принадлежат к уральско-юкагирской семье народов, к финно-угорской ее группе и прибалтийско-финской подгруппе, куда относятся также финны, вепсы, саамы, ижорцы и водь. Все перечисленные этносы, кроме финского, являются малочисленными или даже исчезающими, как ижора и водь, живущие в соседней Ленинградской области. Существуют различные версии происхождения карелов и их расселения на территории современной Карелии и европейской части России. К 9-10 векам главными этническими образованиями (племенами) к северу от славянских земель являлись чудь и весь (прародитель вепсов). Наиболее устойчивые раннесредневековые связи земель, примыкавших к реке Свирь, c землями Карелии зафиксированы на Олонецкой равнине и по восточному побережью Ладожского озера: от района Обжи на юге, до рек Видлицы и Тулоксы на севере. Олонецкие земли непосредственно примыкали к древнему Свирскому ареалу обитания веси по рекам Сясь, Паша, Оять. С 12 века известна народность корела, которая возникла на землях карельского перешейка и северо-западного Приладожья. Упоминания о древних карелах достаточно часты как в западно-европейских, так и древнерусских письменных источниках, в том числе древнескандинавских географических сочинениях, исландских сагах, шведских хрониках (древнейшая их которых относится к XIII-XIV векам) и даже буллах папы римского. И везде карелы выступают как конкуренты в освоении северных регионов, -пограничных с Норвегией. Формирование в северо-западном Приладожье легендарного государства Корела на долгое время вообще лишило западных соседей возможности захвата приладожских земель. Районы восточного побережья Ладоги оказались одной из зон встречи вепсской и карельской колонизации. Происходило постепенное сближение культур веси , корелы и коренного населения здешних мест. Карелы, как и другие прибалтийско-финские народы, весьма рано были втянуты в круг влияния славяно-русской культуры и истории, на той стадии, когда у них еще не сформировалось государственного строя. Войдя в состав Новгородского, а затем Российского государства, они так или иначе оказывались вовлеченными в ход политической и экономической жизни России. Бесконечные войны Великого Новгорода, а затем и российских государей из-за торговых путей, идущих на Восток через побережье Финского залива, разоряли нашу землю и вели к массовой гибели населения. Постоянно менялась и граница, что вызывало массовые миграции и усложняло этнический состав населения. Шведы нападали на карельскую землю вплоть до начала XIX века. Период же Смутного времени второй половины XVI - начала XVII веков, когда нас атаковали и шведы, и польско-литовские войска, был особенно сложным. По Столбовскому мирному договору 1617 года побережье Финского залива и Корельский уезд отошли к Швеции. Началась массовая миграция оттуда населения. Возникли сохранившиеся до сих пор поселения карелов под Тверью, близ Тихвина, на Валдае. Большая часть мигрантов из Корелы осела на территориях Заонежских погостов, в том числе и в наших местах, смешавшись с населением, уже живущим здесь. Именно в это время на широкой полосе между Онежским и Ладожским озерами возникают самостоятельные этнические группы карелов-ливвиков и карелов-людиков . Поскольку граница России и Швеции вплотную подошла к Олонцу, изменился и его статус. Олонецкий уезд стал форпостом России. Не будем подробно останавливаться на строительстве Олонецкой крепости в 1649 году - олончанам об этом известно многое. Заметим лишь, что оно привело к стягиванию в наш район карельского населения, что наряду с миграцией из Корельского уезда вело к объединению этнолокальных, разрозненных групп карелов. Так формировалась группа карелов, населяющих наш район и поныне. На протяжении многих веков складывался и карельский язык, в котором постепенно сформировалось три диалекта : собственно-карельский , людиковский и ливвиковский , на котором и говорят олонецкие карелы, исключая район села Михайловское, где проживают карелы-людики. Вот почему олончанину так сложно понять речь михайловцев. И -людиковский, и ливвиковский диалекты карельского языка имеют вепсскую основу, правда, в ливвиковском диалекте влияние вепсской речи менее ощутимо. Почему мы
не говорим на родном языке
Общеизвестно, что народ жив до тех пор, пока жив его язык. И сегодня мы, карелы, часто слышим упрек в том, что не говорим на родном языке. Но прежде чем упрекать, необходимо разобраться, почему так произошло. Это, скорее, не вина наша, а беда. Судите сами. Русское языковое влияние на олонецких карелов резко увеличилось еще в XVII веке, в период строительства крепости. Однако еще в XIX-начале XX века родной язык был главным средством общения карелов. Карелов, знающих два языка, насчитывалось сравнительно мало, в начале XX века - примерно 10%. Двуязычие никак не вытесняло родной язык. Но все изменилось после Октябрьской революции. В 1918 году еще выходит законодательное постановление о преподавании в школах на карельском языке. Однако в 20-30-е годы в руководство республики вошли в основном финны-эмигранты, частью добровольно покинувшие родину, частью насильно выдворенные из Финляндии после поражения там революционного движения 1918 года. Это были так называемые красные финны, считавшие карелов и финнов единым народом, а карельский язык - одним из восточных диалектов финского языка. Поэтому они считали целесообразным внедрять в официальную сферу и систему образования финский язык, а не содействовать становлению письменности на карельском языке. Большинство исследователей считают, что исключение родного языка из этих областей нанесло развитию карельского народа непоправимый вред. Началось противостояние так называемых «культурных» языков (русского и финского), имевших свою письменность, и «некультурных» (карельского и вепсского), у которых письменности не было. Вот основные вехи этого противостояния: Июль 1920 года - Первый Всекарельский съезд трудящихся объявил русский и финский языки «родными народными языками» жителей Карелии (у нас в районе - русский). Март 1922 года - Первая Карельская областная партийная конференция охарактеризовала идею создания карельской письменности как «шовинистическую, политически -неверную и вредную, используемую для одурачивания темных масс». Июль 1923 года - декрет ВЦИК, где появляются термины «карело-финский народ» и «карело-финский язык». Вторая половина 30-х годов - кампания по распространению русского языка и расширению общественных функций карельского. В 1938 году преподавание в школах с карельским составом учащихся переводится с финского на карельский язык. 1938 год - создание карельского письменного языка, максимально приближенного к русскому и освобожденного от норм финского как буржуазного. За основу взят ливвиковский диалект. 1 сентября 1940 года - Первый съезд ЦК республики принял решение об отмене преподавания в школах на карельском языке. Введен негласный запрет на использование карельского языка в учреждениях. 1939-1940 годы - Карельская АССР преобразована в Карело-Финскую ССР. Государственными языками вновь становятся русский и финский. В школах с карельским составом преподавание в очередной раз начинает проходить на финском языке. Надо ли говорить о том, что в период финской оккупации главным во всех областях жизни, разумеется, был финский язык? После войны детей вновь начинают обучать по-русски. По рассказам моего отца и других коренных жителей района старшего поколения я легко могу представить себе, каково было детям постоянно переходить с одного языка на другой. Разумеется, изучение ряда предметов вызывало вследствие этого большие трудности, закрывая при этом для большинства коренного населения двери высших учебных заведений. Вследствие этого противостояния языков вопрос о создании карельской письменности почти на полвека был снят с повестки дня. Такая языковая политика воспитывала у карелов отношение к родному языку как неперспективному и непрестижному. Происходила постепенная утрата навыков родной речи. В конце 60-х годов свободно умели говорить по-карельски 94% населения. Однако молодежь начала отдавать предпочтение русскому или сразу двум языкам. Принципиальные изменения в двуязычии карелов стали происходить на рубеже 1960-1970-х годов. Чем моложе были родители, тем реже они обращались к детям по-карельски. Так происходило и в моей семье. Родители и бабушка говорили между собой на родном языке, а со мной и моим братом исключительно на русском. Мне всегда было интересно узнать, о чем же говорят взрослые. Поэтому я довольно быстро научилась понимать по-карельски, но не говорить. Брат же вообще ничего из карельского языка не усвоил. Самое страшное, что массовый переход карелов с родного языка на русский приводил и к смене этнического самосознания. Мы стали ассоциировать себя с русской культурой, почти ничего не зная о карельской. И все-таки в 16 лет при получении паспорта я уверенно назвала себя карелкой, искренне считая, что, раз в семье все карелы, значит, и я принадлежу к этому народу. Однако сотрудница паспортного стола вежливо, но настойчиво объяснила, что поскольку я по-карельски не говорю, то должна быть записана как русская. Вот так я стала русской, имея в родословной одних карелов. Потом, правда, периодически пыталась поменять паспорт, чтобы изменить национальность, но «национальная» причина уважительной для смены документа не являлась. Хорошо, что в последнее время ситуация, связанная с отношением к национальным языкам, резко изменилась. Сейчас я уже немного говорю на родном языке, благодаря коллегам по Дому детского творчества, где изъясняться по-карельски престижно. Но не слишком ли поздно мы спохватились? Никакое преподавание карельского языка в детских садах, школах и даже вузах не поможет его возрождению, если на родном языке не будут говорить в семье.

Поскольку в наше время многое в образе жизни карелов изменилось, рассуждения мои по большей части будут основаны на путевых очерках А. Соборнова, Н. Лескова, М. Круковского, побывавших в Олонецком крае в конце XIX - начале XX века. Каждый из них, разумеется, видел карелов по-своему, но есть в их описаниях и много общего. Начнем с особенностей внешности. Чистокровные карелы - это, как правило, люди со светлыми мягкими волосами, светло-голубыми или серыми глазами. Цвет лица розоватый. У мужчин усы всегда светлее бороды. Как пишет Круковский, «карел хорошего среднего роста, вся фигура плотная, коренастая, а лицо всегда производит симпатичное впечатление. Некрасивых корел или отталкивающих лиц я почти не встречал, а дети в общем даже красивы… финский тип корела сгладился в некоторой степени славянской округлостью лица и большей подвижностью». В нашем районе мы и сейчас найдем немало местных жителей, полностью соответствующих данному описанию. Помню, как на одной этнографической конференции, проходившей в Петрозаводске, ведущая просила подняться с места представителей того или иного района республики. И только нас она угадала сама, сказав, что олончан легко отличить от других по внешнему виду. А теперь поговорим об особенностях нашего менталитета. Все названные выше этнографы замечали в карелах следующие черты. Во-первых, то, что характер карелов тихий, ровный, мягкий, миролюбивый. Они любят тишину и спокойствие. Не отсюда ли наше бесконечное терпение, о котором так много говорится в последнее время? Во-вторых, карелы доверчивы и гостеприимны. В этом и сейчас можно убедиться в любой из наших деревень, зайдя в гости к какой-нибудь бабушке-карелке. Вас тут же усадят за стол и начнут потчевать чаем с пирогами или с тем, что окажется припасено. Так было заведено и в моей семье. В детстве бабушка и мама всегда ругали нас с братом, если мы съедали все вкусное сразу. «А вдруг кто-нибудь зайдет, а у нас и на стол поставить нечего», - говорили они. Не напоить гостя чаем считалось позором. «При всей нищенской обстановке домашней жизни корелов вас невольно поражает страсть последних к чаю и кофе», - говорит А. Соборнов. Хороший чай и сейчас будет лучшим гостинцем для пожилой деревенской карелки. «Корел честен до мелочей, никогда не обманет и не обворует», - пишет Круковский, рассказывая о том, что забытые им в карельских деревнях вещи неизменно возвращались к нему, иногда даже за сотни верст. Общеизвестно, что свои дома карелы прежде никогда не закрывали на замок. Украсть что-то у ближнего было страшным грехом. Сейчас, конечно, оставить свою квартиру незапертой мы не можем, но меня просто умиляет метла или палка, до сих пор приставляемые к двери. Раньше это делали для того, чтобы люди знали, что хозяев нет дома. В наше время об этом скажет и замок. И все-таки сидит в нас многовековая привычка! Еще одна черта, присущая карелам, - трудолюбие. В карельских сказках вы едва ли найдете персонаж, подобный русскому Емеле, живущему «по щучьему велению». Карел привык полагаться только на себя. Как поработаю - так и жить буду. А жилось карелам не очень-то легко. Помню, как в бытность мою студенткой русские однокурсницы иногда в шутку бросали нам, олончанкам, «карел кору ел», не зная, что это не простая дразнилка, а истинная правда. Вот что по этому поводу в 1875 году пишет А. Соборнов: «Кореляк голодает. Обыкновенную пищу его составляют рыба, редька, репа да хлеб. По большей части кореляк употребляет хлеб, состоящий из ржи пополам с соломою или сосновой корою». На Олонецкой равнине, может, и жилось полегче: все-таки здесь многое можно вырастить, но все равно вся жизнь карела проходила в труде ради хлеба насущного в суровых условиях севера. Все исследователи подмечали такую черту характера карелов, как брезгливость, особенно в пище. Например, у Круковского читаем: «Корел не ест ничего, что для него ново, небывало, например, простой колбасы, которая уже своим видом производит на него отталкивающее впечатление… Он не ест зайца, считая его нечистым, не ест раков, куриц, даже куриные яйца ест только на пасху». Сейчас, конечно, эта особенность нашего менталитета как-то сгладилась. Но вот что поражает. Один из младших членов нашей семьи едва ли не с рождения отличался крайней брезгливостью, хотя черту эту в нем никто никак не воспитывал. Ел он только из посуды, начищенной до блеска, постоянно спрашивал, мыли ли мы руки перед едой, и т.п., никогда не ел ни печени, ни других внутренних органов животных. Мы все недоумевали, откуда в нем это, пока бабушка не рассказала, что у нее был родной брат, который вел себя точно так же. Видимо, чрезмерная брезгливость проявила себя на генном уровне. Люди других национальностей, живущие рядом с карелами, иногда совершенно справедливо укоряют последних в том, что они чрезвычайно суеверны. Упрек этот справедлив, хотя суеверия в карелах уживаются с верой. «Карел очень религиозен, до суеверия религиозен, хотя редко знает какую-нибудь молитву. Вся молитва его состоит из слов: «Господи, помилуй!», и в эти слова он вкладывает все, что он просит у Бога. Почти в каждой деревне есть если не церковь, то часовня, а кресты понаставлены везде: на перепутьи, вблизи дороги, на берегу озера или реки, в глухом лесу, даже в поле». Однако, «приняв христианство без понимания его, корел остался верен многим суевериям, которые держатся у него со времени язычества… и его молчаливость и замкнутость вероятнее всего можно объяснить нежеланием разгневать того или другого духа лишним словом, сказанным в недобрый час» (М. Круковский). Вот почему карелы старались не употреблять бранных слов (тем более - нецензурных), боясь накликать на себя беду. А суеверия действительно живут в нас до сих пор. Большая часть из них связана с основными этапами жизни человека: рождением, женитьбой, смертью. Вы и сами, бывая на похоронах, наверняка наблюдали, как какая-нибудь женщина постарше совершает какие-то таинственные обряды, смысл которых она и сама объяснить не может, - просто так повелось. Когда мы с братом были маленькие и болели, бабушка лечила нас заговорами, нашептывая что-то непременно по-карельски. Когда же родился мой сын, моя добрая свекровь, просвещенная современная женщина, исполнила целый обряд, первый раз помыв внука в бане. Позже, когда врачи не смогли справиться с аллергией у малыша, нам помогла одна мегрегская женщина, тоже производившая над ребенком какие-то таинственные действия. Думаю, таких примеров вы и сами можете привести немало. С точки зрения религии, суеверие - это грех. Но мне жаль, что люди моего поколения утратили многовековые знания, которые всегда помогали карелу выживать. Еще один упрек, часто звучащий в наш адрес, состоит в том, что карел может быть очень хитрым. А как же его простодушие, о котором речь шла выше? Вот что по этому поводу пишет А. Соборнов: «Кореляк некультивированный - бесхитростнейшее создание; кореляк же культивированный (окультуренный - прим . авт .) постоянно, при сношении с русскими, хитрит. Русские крестьяне при сношении с кореляками относятся к последним весьма часто с пренебрежением, преследуют насмешками и весьма нередко, пользуясь простодушием кореляков, надувают последних». Как тут не стать хитрецом? Вообще, о влиянии русских на карелов можно говорить много, чем мы и займемся в статье, посвященной русским, проживающим на территории нашего района. Когда-то они привнесли сюда все блага цивилизации, дав карелам возможность развиваться. Но была и другая сторона. Все этнографы в конце XIX - начале XX века отмечают абсолютную трезвость карелов. Алкогольные напитки если и употреблялись, то весьма умеренно, обычно на свадьбе. Покупалась одна бутыль, и из нее угощали в клети наиболее важных гостей. На стол бутыль не ставили. Тогда пить начали только те карелы, которые уходили из деревень на небольшие заводы, коих в наших краях было несколько. Окончательно все изменилось при советской власти. Много ли карелов-трезвенников мы найдем сейчас? Мой народ спивается даже быстрее других, потому что алкогольной традиции у него не было на протяжении долгих веков, и иммунитета на спиртное он выработать не успел. Можно попытаться восстановить культурные традиции, язык. Но как спасти генофонд карелов? Согласитесь, больно и обидно чувствовать себя представителем вымирающего народа. На этой грустной ноте, уважаемые читатели, позвольте пока попрощаться с вами до следующей статьи.

Каре́лы - народ в Российской Федерации (60, 8 тысячи человек, 2010), коренное население Карелии (45, 5 тысячи человек), живут также в Тверской области (7, 39 тысячи человек; тверские или верхневолжские карелы, переселившиеся из Приладожья в 16-17 вв.), кроме того группы карелов живут в Мурманской области (1, 37 тысячи), в Финляндии, Эстонии (1 тысяча человек). Карелы говорят на карельском языке, значительная часть карелов, кроме карельского языка, говорит на русском языке, некоторые - на финском. Карельский язык относится к финно-угорской группе уральской языковой семьи. Основные диалекты: собственный карельский (средняя и северная части Карелии), ливвиковский (Приладожье), людиковский (Прионежье). Верующие карелы - православные.

К 9 веку племена корела - предки современных карелов - населяли северо-западное побережье Ладожского озера. В 11-12 веках они освоили западную часть современной Карелии, а затем начали продвигаться на север к Белому морю и на восток в район между Ладожским и Онежским озерами, где с ними смешалась часть живших там вепсов (веси). Значительное влияние на формирование культуры карелов оказывало соседнее русское население. Первое упоминание карелов в русских летописях относится к 1143 году. Консолидация карельской народности в 12-15 веках происходила в рамках Новгородской земли. Основным занятием карелов издавна было пашенное трeхпольное и подсечное земледелие, подсобным - скотоводство, лесной промысел, рыболовство, охота; на севере - оленеводство. Из ремесел особенно было развито кузнечное дело. В июне 1920 года была образована автономная Карельская трудовая коммуна, преобразованная в 1923 году в Карельскую АССР.

В традиционной одежде преобладали северорусские формы. Женская одежда: рубахи, сарафан (с 16 в.), кофта с юбкой, платок, сорока. Мужская одежда состояла из рубахи с косым воротом, штанов с узким шагом. В Приладожье бытовал древний тип несшитой юбки (хурстут), у олонецких карелов - юбочный комплекс. Для северных карелов характерна женская рубаха с разрезом на спине, обувь с загнутым носком, для всех групп карелов - шейные мужские платки, вязаные и плетeные пояса. Обувь берестяная, кожаная, меховая, валяная.

У карелов распространено узорное ткачество со сложными видами техники художественного тканья, вязание, соломоплетение, резное и росписное ремесло. Вышивка отличается богатым набором геометрических, антропоморфных, растительных мотивов. В фольклоре - древнейшие эпические песни (руны), сопровождавшиеся игрой на щипковом инструменте кантеле. Карело-финский эпос «Калевала» записан главным образом в Ухтинском (ныне Калевальском) районе, насчитывает 22795 стихов. Широко бытовали лирические, обрядовые (свадебные) песни, причитания, заклинания, сказки (волшебные, о животных), пословицы, поговорки, загадки. В 19 веке появились рифмованные песни, короткие песни типа русских частушек.

"Карьяла" ("Карелия") - название края, расположенного на границе России с Финляндией, в различные эпохи обозначало не совсем одну и ту же территорию. Границы многократно менялись после шведско-русских войн, и карелы в течение столетий расселились по всему краю. Карельский язык относится к северной ветви прибалтийско-финской группы финно-угорской языковой семьи, его ближайшим родственником является финский. Некоторые исследователи считают карельский язык всего лишь восточным диалектом финского языка. Недвусмысленно, однако, о статусе лингвистической самостоятельности карельского языка свидетельствует тот факт, что большая часть его носителей живет за пределами Финляндии, принадлежит к другой культурной сфере, исповедует православие, а кроме того, у карел существует своё, отличное от финнов осознание своей национальной принадлежности. Из-за большой территориальной разбросанности они говорят на нескольких значительно отличающихся между собой местных наречиях, из числа которых людиковский диалект некоторые учёные считают отдельным языком. В то время как северные карельские говоры достаточно близки к финскому, южный в значительной степени отличается от него.

По официальным данным за 1989 г., в Российской Федерации проживает 131 тысяча карел. Из них 60% - примерно 80 тыс. чел. - живёт в Республике Карелия. В Тверской области их проживает около 23 тыс. чел., в Ленинградской и Мурманской областях - 12 тыс. чел., но среди прочих народов и народностей карелы живут также в Сибири. Численность финских карел составляет около 40-50 тыс. человек.

В этногенезе карельского народа принимают участие многие этнические образования. Остатки Первых поселений на территориях последующего расселения карел восходят к VII тыс. до н. э. Начиная с IV тыс. до н. э. на эти земли с востока и юга прибывают поселенцы, внося изменения в антропологический тип местного населения. Археологическим памятником этого населения является так называемая культура ямочно-гребенчатой керамики, появление которой на этих территориях обычно связывают с приходом финно-угров. Финские и эстонские исследователи древней истории, археологи придерживаются мнения, что предки прибалтийско-финских народов уже начиная с IV-III тыс. до н. э. в большинстве своём проживали на территории своего нынешнего хабитата. Согласно традиционно принятому представлению, протофинны в середине I тыс. до н. э. достигли берегов Балтики, откуда, начиная с первых столетий I тыс. н. э., постепенно мигрировали на северное побережье Финского залива и в Карелию. К пришедшим на новую родину финским племенам обычно причисляют также и карел, которые впоследствии отдалились от прочих племен в своём языке и обычаях.

В начале нашей эры предки карел жили в окрестностях Онежского и Ладожского озёр, откуда, самое позднее в XII в., спустившись по Северной Двине, вышли к Белому морю, а на северо-западе проникли на территорию современной Финской

Карелии, к области Саволакс и на северо-восточное побережье Ботнического залива. Живших в местности между озёрами Ладога и Онега предков саамов протокарелы вытеснили на запад и север, но с течением времени часть карел ассимилировалась с вепсами. В скандинавских сагах карелы впервые упоминаются в VIII веке. Восточные славяне во второй половине I тыс. н. э. достигли соседних с карелами земель. С IX по XII вв. южная часть Карелии принадлежала к Киевской Руси, затем, начиная с XII в. постепенно попала в зависимость от Новгорода. В русских летописях Карелия (Корела) и карелы упоминаются впервые в середине XII в. Раньше, по всей вероятности, употреблявшимся по отношению ко всей совокупности прибалтийско-финских народов, термином "Чудь" могли называть и карел. В IX в. под упоминаемой в скандинавских сагах страной Бьярмией или Биармией, славившейся своими мехами и богатствами, и ее обитателями бьярмами или биармами, предположительно, могли понимать также и северных карел.

Приблизительно одним тысячелетием ранее от нынешнего времени можно датировать появление карельского народа. Начиная с XI в., в течение трёх столетий Карелин переживает эпоху заслуживающего внимание развития, которое связано с тем фактом, что, подобно другим прибалтийско-финским народам, карелы приняли в наследство от всё больше теряющих свою активность варягов важную роль в прокладывании новых торговых путей. Не было редкостью проникновение карел на территории, лежавшие к западу от них. В ходе такой военно-промысловой экспедиции они подожгли шведскую крепость Сигтуна. В эту эпоху выросла населённая карелами территория.

С XI-XII вв. усилилась деятельность новгородской православной церкви на этих землях. Эта деятельность достигла своей кульминационной точки в 1227 г. при князе Ярославе Всеволодовиче, когда, по свидетельству летописцев, началась насильственная христианизация местных жителей. Начиная с XIII в. и в Швеции возрастает интерес к карельским землям. Шведы, объявляя крестовые походы, оккупировали всё больше финских территорий, и постепенно началось их соперничество с Новгородом за земли карел. С этих пор русско-шведское противоборство стало означать для карел постоянные не прекращавшиеся военные столкновения и разрушения. На продвижение шведов к востоку от побережья Финского залива Новгород ответил тем, что после неудачного карельского бунта 1278 г. он присоединил к себе Карелию юридически. К этому времени восходят магические заклинания на карельском языке написанные на бересте и найденные в Новгороде, которые одновременно являются древнейшим письменным памятником прибалтийско-финских языков.

Швеция организовала три крестовых похода для завоевания карельских земель. К 1239 г. в качестве опорного пункта и плацдарма шведских завоеваний была заложена крепость Виипури (Выборг). За этим последовали 30 лет непрерывных военных стычек, в ходе которых обе стороны постоянно опустошали и разоряли Карелию. Долгой войне положил конец Ореховский, или Ореховецкий, 7 мир, который был заключён в 1323 г. На основе действовавшего в течение почти двух с половиной столетий договора граница пролегала по Карельскому перешейку, деля его пополам, тянулась на север и северо-запад до самого конца северо-восточного побережья Ботнического залива. Таким образом, граница рассекла надвое заселённые карелами земли и стала важным, разделившим две культуры, рубежом. Город Винпури (Выборг) сделался центром Западной Карелии. Большая часть Карелии по-прежнему относилась к Новгороду Великому. Её центром был город-крепость Какисалми на берегу озера Ладога. Карельским языком пользовались практически только к востоку от Ладожского озера, в приграничных местностях говорили на различных диалектах финского языка.

Оказавшись под властью Швеции, Западная Карелия начала развиваться быстрее, чем Русская Карелия. Шведы начали заселять более северные земли, где мирный договор 1233 г. не определил точных границ. Таким образом, в этих местах граница начала сдвигаться на восток. В XV в. в пограничных стычках финны Саволакса сражались против своих братьев-карел. Эти события переросли в русско-шведскую войну на Карельском перешейке в 1555-1557 гг. Однако заключение мирного договора не изменило границ, да и передышка, к сожалению, оказалась недолгой. Новая шведско-русская (Ливонская) война разразилась за прибалтийские территории, в том числе и за новые карельские земли. После Тайсинского мира (1595 г.) Швеция получила все населенные финнами территории. Короткий мир был опять нарушен новой войной. По Столбовскому мирному договору (1617 г.) к Швеции отошли приладожские земли, вся карельская территория и Ингерманландия (Инкери). На этих территориях шведы создали провинцию Кексгольм (Какисалми), на которой начали интенсивную кампанию по обращению населения в протестантскую (евангелисткую) веру. Начиная с 1620-х гг., вследствие непропорционально больших налогов и принудительного крещения в протестантство всё больше жителей упомянутых территорий бежало в Россию. Половина населения - примерно от 30 до 50 тыс. чел. - переселилась в местности между Онежским и Ладожским озёрами, а также на ранее опустошённые и обезлюдевшие земли Тверской губернии. И таким образом возникла так называемая Тверская Карелия, сохранившаяся до наших дней.

С начала XVIII в. Швеция постепенно утрачивает свою прежнюю роль великой империи. В Северной войне (1700-1721 гг.) Россия получила назад большую часть принадлежавшей ей в средние века Финской Карелии вместе в Виипури (Выборгом), а также Карельский перешеек и земли в окрестностях Ладожского озера. Эти последние территории позднее были названы Старой Финляндией. В следующей войне (1741-1743 гг.) вся Карелия за вычетом узкой полоски земли отошла к Российской империи.

Вторая половина XVIII в. принесла с собой расцвет экономики и культуры. Выборг стал важным торговым и культурным центром. Принадлежащее к евангелисткой церкви население также могло свободно исповедовать свою веру. На землях Старой Финляндии система раздачи земельных угодий в подарок царским фаворитам вскоре превратила местных крестьян почти в крепостных, но на более северных территориях экономика успешно развивалась. В 1808-1809 гг. России завоевала всю Финляндию и присоединила её к своим владениям в качестве самостоятельного Великого княжества Финляндского. В 1812 г. Старая Финляндия снова вошла в состав Финляндии, так что для Великого княжества вновь стали действительными границы Столбовского мира 1617 г. Центром Западной Карелии снова стал Выборг, который благодаря открытию Саймовского канала в Саимаа и железной дороги Санкт-Петербург-Гельсингфорс (Хельсинки) превратился в один из самых оживленных морских портов.

В начале XIX в. появились первые напечатанные кириллицей книги на карельском языке. Пробуждение национального самосознания финского народа благоприятно сказалось и на карелах. Изданный в середине XIX в. национальный эпос "Калевала" по большей части был воссоздан ни основе собранных в Карелин текстов. Это подвигло финскую интеллигенцию ехать на поиски своих национальных корней в Карелию. Так появился карельский романтизм, получивший название "карелианизм".

Получение Финляндией национальной независимости и образование Советской России провели четкую межгосударственную политическую и идеологическую демаркационную линию между Финской Карелией и Русской Карелией. События гражданской войны в Финляндии в 1918 г. частично затронули также Карелию и карел. Начиная с 1917г. по 1922 г. в Русской Карелии созывалось несколько народных собраний и съездов делегатов, на которых провозглашалась автономия Карелии, позже делались попытки вступить в свободное межгосударственное содружество с Финляндией, более того, некоторые села объявили о своём присоединении к Финляндии. Однако развернувшееся карельское вооружённое восстание, несмотря на помощь финских добровольцев, не достигло поставленных целей вследствие превосходства сил большевиков.

Заключённый между Финляндской Республикой и РСФСР Тартуский мирный договор восстановил границы по Столбовскому миру. В меморандуме российская сторона пообещала дать Восточной Карелии право на самоопределение (автономию). Из-за невыполнения этих обещаний Финляндия в 1923 г. обратилась в Лигу наций.

В июне 1920 г. была провозглашена Карельская Рабочая коммуна, так что восточная половина Карелии стала автономным округом Советской России, а в 1923 г. она была переименована в Карельскую АССР. В 1920-е гг. многие финны, ранее эмигрировавшие в Америку, находясь под воздействием пропаганды, вернулись и Советскую Карелию; они надеялись обрести там свою духовную родину. Многие из этих идеалистов, часто возвращавшихся в отеческие края со всеми машинами оборудованием и рабочим инструментом, нашли свою смерть в трудовых лагерях.

В 1921 г. на I Всекарельском съезде народных депутатов под давлением большевистской власти было принято решение об обучении в карельских школах финскому языку наряду с русским. Советское руководство в ожидании грядущей мировой революции ощущало необходимость получить в своё распоряжение нужное количество партработников, владеющих финским языком. В так называемой Тверской Карелии, где в начале 30-х гг. численность карельского населения (прибл. 155 тыс. чел.) превосходила количество карел, проживавших в Карельской АССР, в 1931 г. был создан собственный литературный язык на латинской графической основе, на котором могли издаваться книги, газеты и которому можно было обучать в школах. Затем в 1937 г. возможность пользоваться национальным языком была внезапно пресечена. К концу 30-х гг. вновь возникла мысль о создании карельского литературного языка на основе кириллической графики, который был бы понятен всем карелам. В спешке за полтора года были выработаны нормы этого литературного языка, в 1938-1939 гг. на нём были изданы учебники, переводы, периодика, затем в 1939 г. этим экспериментам был положен конец, и далее всё шло на русском языке.

Условия московского мирного договора, увенчавшего развязанную по советской инициативе зимнюю финскую кампанию 1939-1940 гг., снова навязали Финляндии границы, действовавшие во времена Петра Великого, под предлогом безопасности Ленинграда и его области. Всё население так называемой Возвращенной Карелии - более 400 тыс. чел. - бежало в Финляндию, где их благодаря принятым мерам и распоряжениям удалось быстро расселить на выделенной для них земле. В так называемой перманентной войне, которую Финляндия начала из-за несправедливо отнятых у неё территорий, в период с 1941-го по 1944 гг. она вернула себе упомянутые территории, но не остановилась на старых границах, а - главным образом по стратегическим соображениям, но также под предлогом близкого финно-карельского родства - заняла и большую часть Русской Карелии, где некарельское население было интернировано, были введены военные порядки и финский оккупационный режим, но вопреки немецкому нажиму не предпринимались атаки ни на Ленинград, ни на железнодорожную магистраль Ленинград-Мурманск. Советское контрнаступление началось в 1944 г. Заключённое в 1944 г. перемирие восстановило границы 1940 г. Вторая мировая война принесла карельской земле большие разрушения.

В течение XX столетия карелы постепенно превратились в национальное меньшинство на своих национальных территориях. Процент карел, проживающих в Республике Карелия, по отношению ко всему населению менялся следующим образом:

  • 1897 - 42,3%
  • 1926 - 38.2%
  • 1939 - 23.2%
  • 1959 - 13,1%
  • 1979 - 11,1%
  • 1989 - 10,0%

Уровень знания родного языка среди молодого поколения крайне низок. Всего около 50% карельского населения Республики Карелия назвали своим родным языком карельский, а, по некоторым оценкам, 90% детей в возрасте моложе 10 лет считает своим родным языком русский. Численность тверских карел, по официальным сведениям, сократилась почти до одной пятой прежнего количества, знание родного языка свойственно только среднему поколению. Помимо насаждавшее ассимиляцию советской национальной политики, а также наплыва русскоязычного населения, сопровождавшего процесс развития промышленности, в формировании негативных тенденций крайне отрицательную роль сыграло и уничтожение карельских деревень в связи с политикой укрупнения колхозов. Переселившись из деревень, потеряв связи с карельской языковой средой, многие карелы совершенно обрусели.

Начиная со второй половины 80-х гг. под влиянием гласности национальное самосознание карел усилилось, что проявилось в политической и культурной жизни на местах. После Конференции карел в 1989 г. было создано Карельское культурное общество, в 1991 г. был избран Карельский Конгресс и его Исполнительный комитет из 50 членов. В некоторых детских садах и школах можно изучать карельский язык, и Петрозаводском университете создана кафедра карельской филологии, карельский факультет имеется также в Педагогическом институте Петрозаводска. Начались регулярные радио- и телепередачи, издаются книги и учебники на карельском языке. Однако для приостановления ассимиляционных процессов необходимы соответствующие законы и материальная база, с тем чтобы у карельского народа было не только прошлое, но и будущее.

Карелы — одно из коренных финских племен. Норманны застали их здесь в начале IX века, король Эрик Эмундсон (Ветергут), умерший в 833 г., в своих походах на проникал до Карелии, а в 877 г. Торольф Квельдуфсон, воевода короля Гарольда Гарфагара, в союзе с финским племенем квенов, разбил карел. Впоследствии карелы утратили свою самостоятельность и платили дань норманнам.

В русской истории карелы появляются впервые в 1143 г., когда, по словам летописца, «корела ходиша на емь» - другое финское племя. В 1149 г. карелы упоминаются в войсках кн. Изяслава и Ростислава Мстиславичей, помогавших новгородцам в борьбе их с кн. Георгием Владимировичем Суздальским. В 1191 г. карелы вновь воевали с емью, вместе с новгородцами. О крещении карелов в православие в летописи говорится: «того же лета (6735 или 1227) кн. Ярослав Всеволодович послав крести множество корел, мало не все люди». Есть основание предполагать, что многие из них и до того времени были уже крещены новгородцами; так в уставе Святослава, кн. Новгородского, составленном в 1134 г., упоминаются, в числе плательщиков сбора в пользу новгородского владыки, обонежские погосты с корельскими названиями; очевидно, здесь жили карелы-христиане. В 1241 карелы, под знаменами кн. Александра Невского, ходили под Капорье. «В лето 6786 (1278) кн. Дмитрий и новгородцы и с всей Низовской землею, казни Корелу и взя землю их на щит». В 1284 г. немцы, под предводительством Трунды, приплыли в по Неве и , с целью обратить жителей ее в своих данников, но были разбиты новгородским посадником Симеоном. В 1291 году начались набеги на карел со стороны шведов, основавших в 1293 г. - Выборг, в 1295 г. - Кексгольм, в 1300 г. - Ландскрону (на месте нынешнего пригорода С.-Петербурга, Бол. Охты). Новгородцы в 1301 г. разрушили Ландскрону, а в следующем году вместе с карелами делали набег на . В 1323 г., по Нотеборгскому миру, русские уступили большую часть Карелии . Сами карелы нередко помогали шведам против русских; причиной тому надо считать дурное управление, о чем имеются свидетельства в истории. Так, при великом князе Михаиле Ярославиче Тверском, который был и новгородским князем, корельским наместником был тверской боярин Борис Константинович, правивший краем крайне произвольно. В 1350 г. упсальский епископ Гемминг обратил многих корел в . Несколько веков подряд Карелия переходила от шведов к русским и обратно, а сами жители ее помогали то тем, то другим, смотря по обстоятельствам.

Переселение карел в глубь России началось еще при Иоанне Грозном. Смутное время и разразившаяся в XVII веке моровая язва сильно опустошили Тверской край; число жителей его значительно уменьшилось. Около того же времени, по столбовскому миру (1617 г.), часть Карелии отошла к Швеции. Жители отошедшей территории были связаны с русскими отчасти верой, отчасти различными экономическими условиями, вследствие чего эмиграция карел в пределы России усилилась. Чтобы несколько пополнить ряды сильно поубавившегося населения, московское правительство, обещаниями хороших земельных наделов и разного рода льгот, привлекло часть этих эмигрантов в Тверской край. Переселение карел шло медленно и продолжалось до 1678 г.

Правительство приписало всех переселенцев-корел к «приказу большого дворца»; но впоследствии многие из них попали в крепостную зависимость к частным лицам и вельможам. Каким образом это произошло - можно догадываться по челобитной переселенцев от 1697 г., в которой сказано, что «помещики и вотчинники корелян, которые за ними живут, как они ездят по торгам, поймав их у себя в поместьях в корельских своих деревнях, бьют и мучат и в подпольях держат, недели по две и по три, и морят голодной смертью». Помещики, в свое оправдание, ссылались на то, что в прежние времена на жалованные земли им велено было принимать выходцев «из-за рубежа корелян», и что в 1646-1678 гг. карелы были записываемы за ними в переписных книгах. В 1698 г. правительство укрепило за помещиками ту часть карел, которые числились за ними по переписным книгам 1678 г., большинство же приписало к дворцовому ведомству. Последние переселения карел в русские губернии совершились вскоре после ништадтского мира (1721 г.), когда вся Карелия была присоединена к России.

В настоящее время общая численность карел в России около 100 тысяч человек. Помимо Карелии большое количество их живёт в Тверской области. Говорят карелы на карельском языке, принадлежащему к финно-угорской группе. Основные диалекты: собственно карельский (средняя и северная части Карелии), ливвиковский (Приладожье), людиковский (Прионежье). Распространены также финский и русский языки.

Традиционные занятия — трёхпольное и подсечное , животноводство, охота, рыболовство, лесные промыслы, ремёсла, оленеводство. Основные сельско-хозяйственные культуры — рожь, ячмень, овёс, горох, репа, редька, брюква, лук, морковь, свёкла, картофель. Другие занятия: бортничество, курение смолы, дёгтя, рыболовство.

Традиционные карельские ремёсла: кузнечное, оружейное, бондарное, ткацкое, вышивка, вязание, золотошвейное и жемчужное шитье, плетение из соломы, берёсты, резьба и роспись по дереву, керамика, обработка дерева и металлов, изготовление украшений. Селения карел расположены в основном по берегам рек и озёр. Традиционное жилище близко к северо-русскому (деревянный сруб).

Традиционная женская одежда: рубахи, сарафан, кофта с юбкой, платок, сорока. Мужская одежда: рубаха с косым воротом. Обувь берестяная, кожаная, меховая, валяная. Традиционное блюда – уха (на севере Карелии — с мучной подболткой, на юге — с картофелем, перловой крупой), колобы, сканцы, косовики, рядовики, постные пироги, овсяные блины. Традиционные напитки — чай, на севере кофе, иногда подсоленный, в прошлом — репный квас.

В карельском фольклоре выделяются древнейшие эпические песни (руны), сопровождавшиеся игрой на народном щипковом инструменте — кантеле. С XIXраспространены короткие шуточные песни наподобие русских частушек.

Сегодня Карелия — это многонациональный регион, где живут люди 140 национальностей. Но такое разнообразие сформировалось не сразу. Изначально на землях современной Республики Карелия обитали финно-угорские и прибалтийско-финские племена: карелы, саамы и вепсы. Славяне начали осваивать северные земли в начале II века нашей эры, первоначально они заселили территории на побережье Белого моря и Онежского озера. Но вплоть до первой половины XX века карелы составляли основную этническую массу региона.

Коренные жители Карелии

Карелы

Наиболее многочисленный народ среди всех коренных обитателей Карелии. Его точное происхождение неизвестно, основная теория базируется на том, что карелы отделились от финно-угорских племён современных территорий юга и востока Финляндии, а также южной Карелии во II тысячелетии нашей эры. Со временем образовалось три ветви этой народности: карелы, карелы-ливвики и карелы-людики, которые различались как языковыми диалектами, так и культурными особенностями.


Изначально карелы придерживались язычества в разных его проявлениях, у каждого поселения были свои обычаи и свои боги. Христианская вера начала проникать в регион ещё в начале XI века, а «официальное крещение» состоялось в 1227 году — его самолично провёл великий князь Ярослав Всеволодович по время военного похода в северные земли. Большинство современных верующих карелов придерживаются православного христианства. Сейчас в России проживает примерно 60 тысяч представителей этой народности.

Вепсы

Ещё один коренной народ Карелии, близкий к карелам. Древнейшие племена вепсов обитали в юго-восточной Прибалтике, а в I-II тысячелетии нашей эры они постепенно начали передвигаться на восток. Вепсы относятся к группе прибалтийско-финских народностей, которые заселяли обширную территорию Межозёрья, то есть земли между Белым, Онежским и Ладожским озёрами.


Такое заселение повлияло на историческое развитие народа. Рыбный промысел стал основным занятием вепсов, что получило отражение в кулинарии и общей культуре. Первое упоминание вепсов в русских летописях датируется 859 годом, хотя славяне и раньше знали об их существовании. Ещё в VI-VIII веках на эту территорию совершали набеги новгородские разбойники. Край был богат на пушнину, которую либо обменивали у аборигенов, либо просто отбирали. Постепенно это вылилось в сбор дани и появление первых русских городов-крепостей. Сейчас в Российской Федерации проживает около восьми тысяч потомков древних вепсов.

Саамы

Самый малочисленный на сегодняшний момент, но самый древний из коренных народов Карелии. Первые саамы появились на этой территории почти сразу же после схода последнего ледника и образования озёр примерно пять тысяч лет назад. Точное происхождение народности неизвестно, но археологи установили, что саамы заселили север ещё во времена, когда человек не знал железа.


Первые саамы вели полукочевой образ жизни. На зиму останавливались в южных районах на погостах (в деревнях). Весной перебирались к озёрам и на морское побережье. Традиционными занятиями были рыболовство и охота. Саамы быстро приручили оленей: для них это был и транспорт, и твёрдая валюта, и основа для пошива одежды, и еда.

Уклад жизни саамов, как и всех народностей севера, изменился с приходом славян. Вначале — разбойные набеги, затем дань и торговля. Новгородские и московские купцы за бесценок выменивали у аборигенов пушнину, оленей и красную рыбу, взамен давая либо «стеклянные бусы», либо спиртное. Сегодня российские саамы живут в основном на Кольском полуострове, куда они мигрировали в XIX-XX веках. Общая численность не превышает трёх тысяч, ещё порядка 60 тысяч саамов живут в Финляндии, Норвегии и Швеции.

Итоги

Последняя полноценная всероссийская перепись населения в 2010 году показала, что в Карелии преобладает русское население, насчитывающее более 82 % от всех живущих в республике. В то же время здесь сохраняется многонациональный состав, включающий в себя значительную долю коренного населения (карелов, финнов, вепсов), составляющих чуть больше 9%.


Для сравнения, предыдущие переписи населения, проводимые в России в 1989 и 2002 годах, показывали другие цифры. Людей, называющих себя русскими, в 1989 году в Карелии проживало 73%, в 2002 — уже 77%. Как видим, доля русского этноса в республике плавно увеличивается. Доля же коренного населения, напротив, снижается. В 1989 году это были 13%, а в 2002 — уже 12%.

Если такая тенденция сохраниться и будет подтверждена планируемой в 2020 году очередной всероссийской переписью населения, это будет означать, что в перспективе у коренного населения Карелии стоит вполне реальная угроза исчезновения с этнической карты России.