Характеристика семейства розоцветные представители значение охраняемые растения. Исследовательская работа "многообразие представителей семейства розоцветные в окрестностях села марусино"

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель:

Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ-ходимости ответственного, бережного отношения к окру-жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без-опасного образа жизни

Личностные :

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ-ствующего современному уровню развития науки и обще-ственной практики.

Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные :.

1.Умение самостоятельно планировать пути достиже-ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби-рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

2.Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: познакомить с типичным представителем семейства ро-зоцветные на примере распространенного местного вида — ши-повника; научить определять признаки семейства по внешнему виду растения и строению его цветков и плодов; продолжить фор-мирование навыков работы с натуральными объектами, выпол-нения биологического рисунка.

Оборудование: гербарные экземпляры побегов шиповника с цветками, влажный препарат (в спирте или солевом растворе) цветков шиповника, засушенные и предварительно размоченные плоды шиповника, коллекции плодов растений семейства розоцвет-ные, чашки Петри или другая посуда для зафиксированных цветков, препаровальные иглы, препаровальный нож, пинцет, лупа.

Ход работы

Рассмотрите гербарный экземпляр растения. Определите внешние признаки вегетативных органов этого растения.

Рассмотрите стебель. Определите вид стебля (травянистый или деревянистый). Какими особенностями обладает стебель ши-повника?

Определите особенности листьев: жилкование, характер листовой пластинки (простой или сложный, цельный или изре-занный), тип листорасположения. Найдите прилистники и рас-смотрите их.

Зарисуйте гербарный экземпляр растения, подпишите его название и укажите его основные признаки.

Рассмотрите цветок шиповника (влажный препарат цвет-ка) и определите, к какому типу он относится (правильный или неправильный).

Найдите чашечку и определите количество чашелистиков. Являются ли они сросшимися? Как называется такая чашечка?

Рассмотрите венчик и определите количество лепестков. Яв-ляются ли они сросшимися? Как называется такой тип венчика?

Рассмотрите главные органы цветка с помощью лупы. Опре-делите количество тычинок и пестиков.

Аккуратно разрежьте цветок вдоль препаровальным ножом. Обратите внимание на характер цветоложа и на расположение на нем частей цветка.

Зарисуйте внешний вид и внутреннее строение цветка ши-повника, укажите его основные части.

Составьте формулу цветка, запишите ее в тетрадь, по воз-можности изобразите диаграмму цветка.

Рассмотрите внешнее строение плода шиповника, его внутреннее строение, аккуратно разрезав его препаровальным ножом. Обратите внимание, где расположены плоды-орешки ши-повника. Из каких частей цветка они сформировались? Сравните плод шиповника с плодами из коллекции и определите тип плода.

Зарисуйте внешний вид и строение плода шиповника, под-пишите его и укажите основные части.

Обобщите полученные результаты и на их основании сде-лайте вывод о принадлежности растения к семейству розоцветные.

К семейству розоцветные относится большое количество ра-стений, используемых человеком в пищу и в хозяйственной дея-тельности.

Самостоятельная работа учащихся с учебником

Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 44; учебник В.В. Пасечника § 48), а также используя лич-ный опыт, выпишите направления использования растений семейства розоцветные в жизни и хозяйственной деятель-ности человека, приведите примеры этих растений.

(Данную работу можно оформить в виде таблицы. На выпол-нение задания отводится около 5 мин. Далее ученики по очереди читают по одному пункту, учитель дополняет ответы.)

Направления использования растений семейства розоцветных в жизни и хозяйственной деятельности человека

Использование растений

Примеры растений

Использование в пищу (плодовые деревья)

Яблоня, груша

Использование в пищу (косточковые)

Слива, вишня, черешня, персик, абрикос, терн, алыча

Использование в пищу (прочие)

Малина, ежевика, земляника, клубника, морошка, костяника, княженика

Лекарственные растения

Малина, земляника, лапчатка прямостоя-чая (калган), кровохлебка аптечная, ши-повник

Декоративные растения

Получение красок

Калган (с железным купоросом дает чер-ную краску, а с квасцами — красную), миндаль (из оболочек и кожуры плодов по-лучают желтую краску), сабельник (из кор-ней получают красную краску)

Получение дубильных веществ

Калган, манжетка

Получение эфирных масел

Некоторые виды роз, гравилат, миндаль

Образование живых из-городей

Боярышник, терн

Медоносы

Черемуха, рябина

Художественный про-мысел (резьба по дереву)

Боярышник, миндаль

Ядовитые растения

Горький миндаль

Устные доклады школьников

(Учитель заранее дает задание подготовить мини-доклад на 2—3 мин ученикам об одном из наиболее интересных пред-ставителей семейства розоцветные, о лекарственных растениях этого семейства.)

Рассказ учителя

Более подробно хотелось бы поговорить о лекарственных ра-стениях данного семейства и направлениях их применения в ме-дицине. Например, лапчатку прямостоячую (калган) употребляют как вяжущее, тонизирующее средство, а также для полосканий при ангине, при заболеваниях и слабости десен.

Сушеные плоды малины используются как потогонное сред-ство при простудных заболеваниях. Из свежих плодов варят си-роп, часто входящий в состав многих микстур для улучшения их вкуса. Плоды малины содержат эфирные масла, яблочную и ли-монную кислоту, витамин С.

Плоды и листья земляники применяют при подагре, образова-нии почечных камней и других заболеваниях.

Кровохлебка аптечная содержит большое количество дубиль-ных веществ, эфирные масла, щавелевую кислоту. Употребляют ее как вяжущее средство, а также при заболеваниях кишечника и как потогонное средство.

Некоторые виды шиповника применяют в медицине как противоцинготное средство. Многие виды этого растения со-держат большое количество витамина С, а также провитамин А (каротин).

Семена айвы при размачивании образуют слизь, которую при-меняют в качестве наружного обволакивающего средства, а также как примочки при некоторых заболеваниях глаз.

Водные и спиртовые настои, а также жидкие экстракты пло-дов боярышника используют при нервных, сердечно-сосудистых заболеваниях и при гипертонии.

Плоды черемухи употребляют как вяжущее средство, а также применяют вытяжку из цветков в качестве глазной примочки.


Подведение итогов уроков

Творческие задания.

Найти сведения о различных сортах яблонь. Какие сорта произрастают в вашей местности? Составить план-схему распо-ложения яблоневых деревьев различных сортов на территории пришкольного участка. Подобрать сорта таким образом, чтобы они плодоносили как можно дольше (от самых ранних сортов до самых поздних). При разработке плана нужно учитывать кли-матические условия вашего региона.

Зелёная аптека - Лапчатка прямостоячая (Калган) -

Лапчатка белая Полезные свойства

Ресурсы :

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило-ва, В.С. Кучменко Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразо-вательных учреждений

Серебрякова Т.И ., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника . Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Хостинг презентаций

Самый развитый в эволюционном плане, занимающий огромную нишу среди царства растений - порядок Розоцветные (Rosáles). Состоит из девяти семейств (розоцветные, ильмовые, тутовые, коноплевые, лоховые, крапивные и др.). К ним относятся: яблони, черемухи, рябины, боярышники, кизильники, вишни, земляники, айвы, абрикосы и многие другие. Опыляются с помощью насекомых.

Все розоцветные растения характеризуются наличием такого органа, как цветок. Формула розоцветных, его строение обязательны к изучению в школьном курсе биологии.

Что такое цветок?

Благодаря наличию этого органа цветковые растения являются самыми устойчивыми в мире. К примеру, Суэцкий канал: невыносимая жара, а деревья растут, но не голосеменные или папоротниковые, а цветковые.

Цветок - орган размножения, укороченный побег, а пестики, тычинки, лепестки - видоизмененные листья.

Распространение

Порядок Розоцветные - северный. Его представители пробираются даже за полярный круг нашей планеты. Все любимые нами розоцветные груши, сливы, абрикосы - рождены в северном полушарии. Как ни странно, в южном полушарии их встречается совсем мало. Только Южная Америка и тропическая Африка (в Австралии также есть единицы) могут похвастаться "золотистыми сливами" из семейства хризобалановых.

Розоцветные растения - процветающий порядок. Эволюция наделила их способностью к быстрой адаптации. Именно поэтому чаще всего их можно встретить не в девственных лесах, а на поврежденных участках - вырубках, гарях, в городах, на откосах оврагов, на заброшенных пашнях, даже на горных осыпях: камнеломковые, толстянковые. Там, не имея конкурентов, они процветают, растут быстро и пышно. А также захватывают территорию на долгое время.

Внешнее строение

Многие из трав розоцветных часто путают с лютиковыми из порядка лютикоцветных, поскольку они схожи по примитивности: множество тычинок и пестиков. Внешне растения из этих двух порядков также имеют сходные характеристики. Но среди них есть и более продвинутые виды.

Отличительные свойства развитых растений из порядка Розоцветные

Примитивные виды часто имеют хаотичную организацию цветка: большой размер, огромное количество тычинок, а вот развитые, наоборот:

  • пестики защищаются чашевидным цветоложем;
  • цветоложе плодов разрастается и часто становится привлекательным, с сочной мякотью и приятным ароматом (яблоко, груша);
  • плоды и аромат привлекают животных, которые, в свою очередь, распространяют розоцветные растения на большие расстояния;
  • семена защищены очень плотной оболочкой.

Семейство Розоцветные (Rosaceae)

К нему относятся покрытосеменные виды (двудольные). Сюда причисляют как деревья, так и кустарники с травами. Часто имеют видоизмененные вегетативные органы— корневища, усы, колючки.

Цветки же могут быть и одиночными, и в соцветии. К примеру, кисти у черемухи, зонтики у вишни, щитки у груши. Околоцветники с яркой окраской или просто белые, привлекающие насекомых-опылителей.

Какие особенности схематического строения имеют розоцветные? Цветок, формула, которого следует ниже, отличается наличием четкой последовательности:

  • Ч5Л5Т∞П∞ - такую формулу имеют земляника, шиповник и другие.

Значение составляющих формулы:

  • Ч - обозначение чашелистика.
  • Л - обозначение лепестка.
  • Т - обозначение тычинки.
  • П - обозначение пестика.
  • ∞ - множество (невозможно сосчитать).

Цифрами обозначается количество. Для растений из семейства Розоцветные цветок (формула) имеет типичный вид. Правильный цветок - тот, через который можно провести множество осей, а все части, разделенные ими, будут симметричны. Такими характеристиками обладают Розоцветные. (формула) может обозначаться и по-другому.

Например, шиповник (Розоцветные) - цветок, формула которого следующая: Са5Со5А∞G∞, где:

  • Ca - с лат. calyx, что значит чашечка или чашелистик.
  • Co - с лат. corola или венчик, состоящий из n-го количества лепестков (в данном случае из 5).
  • А (androceum) - мужские органы, т. е. тычинки.
  • G (genoceum) - женский орган, т. е. пестик или сросшиеся плодолистики.

Интересным фактом является то, что хоть шиповники и очень полезные растения, люди с острова Тасмания из-за чрезмерного разрастания численности этого кустарника начали борьбу с ним. Они натравили на них коз. Эти животные известны своим губительным влиянием на фауну, но все вышло из-под контроля. Козы потеснили густые заросли шиповника, но сами, наевшись крупных семян, погибали из-за закупоривания кишечника. Можно сказать, что впервые в истории человечества растения дали отпор врагу.

Никто не может сказать точное число Но все их делят на красные, белые и желтые. Самые распространенные и древние (Rosa Rugosa) - красные. Среди них даже выделяют лианы и вечнозеленые виды.

В Сибири ослабленные, разрушающиеся почвы спасает своими корнями массово разрастающийся - его крепкие корневища схожи со заржавленными железными прутьями.

Главной гордостью розоцветных заслуженно можно считать их ароматные цветки. Розоцветные (цветок, формула описаны выше), их декоративность, хозяйственное значение и экологическая роль - будущее планеты. Невозможно вообразить существование современного мира без этих растений. Можно сказать, что именно их появление дало толчок к развитию всего живого и сделало его таким, каким мы его воспринимаем и знаем сейчас.

Латинское название - rosales.
Класс двудольные.

Описание. Семейство розоцветные является одним из самых многочисленных и экономически важных в жизни человека семейств цветковых растений. Его жизненные формы насчитывают более 3000 видов многолетних и однолетних трав, листопадных и вечнозеленых деревьев, а также кустарников. В образовании природной древесной растительности эти растения не играют важной роли, но принимают активное участие в образовании кустарниковых зарослей, подлеска и второго яруса в лесах. Среди розоцветных огромное количество ценнейших ягодных и фруктовых культур и декоративных растений, на первом месте среди которых находятся бесчисленные сорта роз.

Ароматные и порой изумительно красивые цветы семейства розоцветных считаются главной его гордостью и характеризуются высокой декоративностью. Их широко используют в производстве парфюмерии, бытовой химии и в качестве украшений при озеленении ландшафта. Благодаря вкусным, сочным и богатым витаминами плодам, многие виды именно этого семейства лежат в основе плодоводства.

Учитывая особенности строения цветка и плода, розоцветные растения подразделяются на четыре подсемейства:

  • спирейное (spiraeoidea) - невысокие кустарники, иногда даже деревья или многолетние травы (все виды спиреи, нейлии, квилахи);
  • розовое (rosoideae) - самое большое подсемейство. Включает только травы и кустарники (земляника, ежевика, малина, шиповник и др.);
  • яблоневое или семечковое (maloideae) - деревья и кустарники с плотными мясистыми плодами (яблоня, груша, боярышник, рябина, кизильник и т.д.);
  • сливовые или косточковые (prunoideae) – вечнозеленые и листопадные деревья, плод которых представляет односемянную костянку (слива, вишня, абрикос, персик, черемуха, миндаль и др.).

Представители розоцветных, в зависимости от типа размножения, обладают стержневой или мочковатой (при вегетативном) корневой системой. Стебли у большинства из них прямостоячие, с относительно длинными промежутками между узлами. У некоторых видов они встречаются вьющиеся, стелющиеся и ползучие. Листья в основном цельные простые (яблоня, слива, вишня), сложные (земляника) или непарноперистые (малина). У их основания развиваются прилистники, которые у одних видов (вишня, черемуха) довольно рано опадают, а у других (шиповник) сохраняются и со временем сильно разрастаются. Черешки листьев, как и стебли кустарников, иногда покрыты шипами, которые являются выростами эпидермы вместе с подстилающей ее тканью.


Цветки розоцветных , в частности, особенность их строения, в первую очередь являются основным критерием, по которому все эти растения объединены в одно семейство. Они всегда обоеполы и имеют двойной околоцветник. Чашечка их состоит из пяти сросшихся друг с другом чашелистиков, а венчик – из такого же числа яркоокрашенных и ароматных свободных лепестков. Тычинок в цветке обычно бывает много, а пестик может быть или один (яблоня, слива, вишня), или несколько (шиповник, малина, земляника). Кроме того, цветки семейства розоцветных бывают одиночные (айва) или собраны в различные соцветия: кисть (черемуха), зонтик (вишня) и щиток (яблоня, рябина). Они встречаются белые, иногда желтые, розовые, красноватые и ярко-красные, но, удивительно то, что никогда не бывают голубыми или синими. Многие выделяют нектар, легко доступный насекомым или вырабатывают достаточное количество пыльцы. Формулы цветков розоцветных: *Ч 5+5 Л 5 Т ∞ П ∞ у земляники и *Ч 5 Л 5 Т ∞ П 1 у яблони.

Плоды розоцветных необычно разнообразны и отличаются особенностью строения, формой, окраской, а также приспособлением к разным путям распространения. Они условно разделены на сборные - орешек, костянка, семянка и листовка или простые – яблоко. Образуются сочные либо сухие. Плод у сливы, вишни, абрикоса - сочная костянка, у миндаля - сухая костянка, у яблони, айвы и груши - яблоко, у ежевики и малины – многокостянка, у клубники, земляники, шиповника – многоорешек.

Распространение. На нашей планете растения семейства розовые встречаются почти повсеместно, от тундры до тропиков, но основное количество их видов произрастает в субтропических и умеренных широтах северного полушария. В девственных лесах они почти не заметны. Зато на вырубках, опушках и в светлых лесах разрастаются быстро и пышно. Представители розоцветных первыми завладевают склонами оврагов, осыпями в горах, откосами дорог и заброшенными пашнями, заселяя их надолго и прочно. Некоторые виды можно обнаружить также на берегах рек и ручейков, в травянистых болотах и в зарослях кустарника.

Размножение. Розоцветные растения способны размножаться, как семенами, так и вегетативно. Семена распространяются при помощи ветра, животных или человека. Во втором случае с помощью плагиотропных побегов (земляника и клубника) или подземных корневищ (ежевика и малина) растения легко перемещаются на соседние участки, образуя густые, иногда непроходимые заросли.

Значение в природе и жизни человека. В естественной среде существование насекомых, птиц и некоторых животных тесно связано с розоцветными растениями. Насекомые питаются нектаром и пыльцой, плодожорки - семенами плодов, личинки цветоедов - завязями цветков. Птицы обожают ягоды рябины, шиповника и боярышник, а медведи и белки кормятся плодами клубники, земляники и малины.

Хозяйственное значение представителей розоцветных трудно переоценить. Плоды фруктовых и ягодных культур человек употребляет не только в свежем виде, но и в огромных масштабах перерабатывает на повидла и сиропы. Из семян некоторых растений, особенно миндаля, добывают технические и пищевые масла, которые применяются в парфюмерии. Множество видов выращивают в качестве декоративных растений, а отличная древесина деревьев розоцветных широко используется для изготовления различных предметов быта. Также существует много лекарственных растений (боярышник, шиповник и т.д.), богатых витаминами и биологически активными веществами. Их успешно применяют в медицине для профилактики и лечения различного вида заболеваний.

МБОУ «СОШ№34 с углубленным изучением отдельных предметов»

«СЕМЕЙСТВО РОЗОЦВЕТНЫЕ, МНОГООБРАЗИЕ И ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ»

методическая разработка урока

учитель биологии

Старый Оскол

ТЕМА: «СЕМЕЙСТВО РОЗОЦВЕТНЫЕ, МНОГООБРАЗИЕ И ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ»

Цель: охарактеризовать обширное семейство розоцветных и дать оценку
его процветания сточки зрения приспособленности к условиям среды, заложенных в способности к широкому разнообразию плодов и семян.

1. познакомить с особенностями семейства розоцветных, многообразием, значением в природе и в жизни человека;

3. воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: таблица «Семейство розоцветных»; гербарии плодово – ягодных, декоративных, дикорастущих растений розоцветных; рисунки растений и плодов розоцветных; схема диаграммы цветка; карточки-задания для групп, для индивидуального опроса.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний

Фронтальный опрос:

1. назовите основные систематические категории растений;

2. по каким признакам различают растения класса двудольные и однодольные?

3. какие семейства мы изучили?

4. из предложенного перечня растений убрать лишние и объяснить, почему они лишние.

Донник лекарственный белена черная капуста огородная

Клевер луговой картофель редька дикая

Томат табак душистый чеснок

Фасоль посевная пастушья сумка брюква

5. какие систематические признаки лежат в основе при выделении семейств? Какой признак является главным?

Изучение нового материала.

1. Работа с гербариями.

Представители семейства розоцветных насчитывают около 3-х тысяч видов, из которых в России обитает одна треть – тысяча видов. Розовые обитают в средних широтах и субтропиках, на самом юге Росси, вплоть до Сочи. Рассмотрите гербарные экземпляры растений, рисунки растений. Ответьте на вопросы: какие растения вам хорошо известны?

чем предложенные растения отличаются от растений ранее изученных семейств?

что объединяет эти растения в одно семейство?

2. Работа по группам. Изучение особенностей строения растений семейства розоцветных

Наша с вами задачи выяснить какие признаки объединяют столь разные растения в одно семейство, какие из них являются главными, выявить прогрессивные признаки. Также, нам предстоит выяснить, какое значение растения этого семейства имеют в природе и в жизни человека.

Задание для 1 группы.

План – вопросник.

1. определите жизненные формы предложенных растений. Разбейте их на группы.

2. сделайте вывод: в семействе наблюдается однообразие или разнообразие жизненных форм? О чем это говорит и на что указывает /т. е., является ли систематическим признаком?/

«Царица цветов»

Заслушиваются сообщения /см. приложение/.

ВЫВОД: семейство розоцветные содержит большое количество видов и является широкораспространенным. Растения, входящие в это семейство характеризуются разнообразием жизненных форм, плодов. Характерным признаком семейства является строение цветка: 5 чашелистиков, 5 лепестков венчика, много тычинок, много или один пестик

III. Закрепление.

1. какие вы знаете загадки о представителях семейства розоцветных /см. приложение/.

2. выполнение тестового задания «Выпишите номера признаков, характеризующие семейства крестоцветных, розоцветных, пасленовых, бобовых».

3. Определите растение и дайте ему полную систематическую характеристику: клевер луговой, горчица сарептская, яблоня лесная, паслен черный.

4. на отдельных листах написаны характеристики изученных семейств, в которых допущены ошибки. Найдите ошибки, назовите семейство.

5. Биологическое домино /см. приложение/

6. Лабиринт /см. приложение/

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Царицей цветов я зовусь,
На вид я прекрасна, нежна,
Но тронешь меня невзначай,
Почувствуешь, как я сильна.

(Роза.)

2. Хоть прячется Алена
За веточкой зеленой,
Но красная щека
Видна издалека.

(Яблоко.)

3. У мамы - дочка
На шнурочке.

(Земляника с усами.)

4. Хоть жжет его солнце,
Одет он в суконце.

А сукно золотистое, Тонкое и чистое.

(Персик.)

5. На сучке висят шары.
Покраснели от жары.

(Слива.)

6. Долгоножка хвалится:
Я ли не красавица?

А всего-то - косточка

Да красненькая кофточка. (Вишня.}

7. Листья – плотные да лаковые, плоды желтые, да лакомые. /плод груши/

8. Стебельки ершистые, ягодки душистые.

/куст малины/

9. 9.Синий мундир, белая обкладка,

в середине сладко. /слива/

10. Сижу на тереме, мала, как мышь,

красна, как кровь, вкусна, как мед. /вишня/

11. стоит дерево кудряво,

коготки волчьи,

кто подойдет,

того и обоймет /шиповник/

12. Не жил в ягоде жучок

и не кушал червячок, а сорвал её с куста,

глядь: срединка вся пуста

Выпишите номера признаков, которыми обладают представители семейства крестоцветных.

1. плоды – костянка, орешек, яблоко, семянка, ягода, многоорешек.

2. соцветие кисть.

3. чашечка цветка состоит из четырех свободных чашелистиков.

4. в цветке пестиков много или один.

5. плод – боб.

6. венчик цветка состоит из четырех свободных лепестков.

7. соцветие – головка.

8. цветок имеет один пестик и шесть тычинок, из которых две короткие и четыре длинные.

9. плод – стручок или стручочек.

10. цветок имеет один пестик и десять тычинок.

11. венчик цветка сростнолепестный, состоит из пяти лепестков.

12. плод – ягода или коробочка.

13. в цветке много тычинок.

14. венчик цветка раздельнолепестный, состоит из пяти лепестков, реже из четырех

15. венчик цветка состоит из пяти неодинаковых лепестков, сложенных как приподнятые крылья бабочки.

16. чашечка цветка состоит из пяти сросшихся у основания чашелистиков.

17. чашечка цветка сростнолистная, состоит из пяти чашелистиков.

18. цветок имеет один пестик и пять тычинок.

Крестоцветные – 2,3,6,8,9

Бобовые - 5,7,10,15

Пасленовые - 11,12,17,18

Розоцветные - 1,4,13,14,16

1. 17 тысяч видов; однолетние и многолетние травы, деревья, кустарники; соцветия – кисть, головка, зонтик; плод – боб; 5 сросшихся чашелистика; 10 сросшихся тычинок, 1 пестик.

НАЙДИ ОШИБКУ! НАЗОВИ СЕМЕЙСТВО!

2. более 3 тысяч видов; плод – ягода; лепестки венчика срастаются в трубочку; 5 сросшихся чашелистика; 1 пестик и много тычинок.

НАЙДИ ОШИБКУ! НАЗОВИ СЕМЕЙСТВО!

3. плод – стручок или стручочек; 4 чашелистика; 4 лепестка венчика; соцветие – корзинка, головка4однолетние, многолетние травы, деревья и кустарники; 7 тычинок и 1 пестик.

НАЙДИ ОШИБКУ! НАЗОВИ СЕМЕЙСТВО!

4. простой околоцветник; чашечка состоит из 5 свободных чашелистиков; венчик состоит из 5 сросшихся лепестков; плоды – костянка, ягода, многоорешек; многотычинок4 пестиков много или один; преимущественно травы.

Вид: картофель клубненосный

ДАЙТЕ ПОЛНУЮ СИСТЕМАТИЧЕСКУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ

Вид: горчица сарептская

ДАЙТЕ ПОЛНУЮ СИСТЕМАТИЧЕСКУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ

Вид: горох посевной

ВВЕДЕНИЕ

Тема: Подсемейство розанные. Биологические особенности и значение.

Цель: Проанализировать особенности онтогенеза растений подсемейства розанные с учетом их биологических особенностей.

Семейство РОЗОЦВЕТНЫЕ, или РОЗОВЫЕ -- (ROSACEA)- это одно из крупнейших семейств цветковых растений, включающее около 100 родов и 2000 видов. Семейство объединяет деревья, кустарники и травы с большей частью очередными, реже супротивными, простыми или сложными листьями, часто снабженными прилистниками. Цветки правильные, круговые, одиночные или в соцветиях. Плоды -- семянка, орешек, костянка, листовка, ложные, ягодовидные, яблоковидные.Семейство розановые на основании особенностей структуры цветков и плодов подразделяют на четыре подсемейства: спирейные, шиповниковые, яблоневые, сливовые.

Имеются общие признаки с другими семействами: с лютикоцветными- множество тычинок и пестиков, а признаки более высокой организации- это нижняя завязь и пятичленный венчик.

Отличительной особенностью подсемейства розанные является, то что обладают хорошо выраженным гипантием, наличием прилистников у листьев,подчашия только у травянистых форм; цветки всегда актиноморфные, циклические, с двойным 5-членным околоцветником и многочленным андроцеем, с расположенными кругами тычинками в числе, кратном всегда 5. Среди травянистых форм розановых, почти нет кормовых растений, ядовитые виды встречают крайне редко.

Подсемейство разанных является одним из крупнейших и экономически важных семейств растений, объединяющее декоративные, плодовые, медоносные, витаминоносные и лекарственные растения, произрастающие по всему миру.

Подсемейство розоцветных дало человечеству огромное количество полезных растений. С древнейших времен население земного шара употребляет в пищу плоды многих рубусов: малину, ежевику (темноплодные виды, относящиеся к подроду Rubus, особенно обильно представленные в Европе), княженику (Rubus areticus) и морошку. Благодаря содержанию большого количества дубильных, флавоновых, пектиновых и других веществ, а также сахаров и кислот многие представители подсемейства используют в медицине. Поэтому актуальностью моей работы и исследований является изучение роз, и факторов влияющих на их рост и развитие в различных средах обитания, под воздействием различных раздражителей.

Общая характеристика семейства розоцветные.

Особенности растений подсемейства розанные.

Значение в природе и практической деятельности человека растений подсемейства розанные.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙСТВА РОЗОЦВЕТНЫЕ

Растения семейства розоцветных распространены по всей Земле, но наиболее многообразны они в тропических областях северного полушария. Жизненные формы этого семейства -- многолетние (реже однолетние) травы, листопадные или вечнозеленые деревья, кустарники. К многолетним травам относятся земляника, клубника, гравилат, манжетка (рис.1), к деревьям -- черемуха, рябина, вишня, слива, яблоня, груша; к кустарникам -- шиповник, малина, ежевика.

Цветки одиночные или собранные в соцветия различных типов, обычно энтомофильные, актиноморфные, циклические, обоеполые, часто с хорошо развитым гипантием - плоским, вогнутым или бокаловидным. Околоцветник двойной, редко венчик редуцирован. Чашелистиков и лепестков обычно по 5, реже 3, 4, 6, 8 или более. Чашечка часто с подчашием, образующим как бы наружный круг чашелистиков. Тычинок в 2-4 раза больше, чем лепестков, реже столько же, сколько лепестков или чашелистиков, редко всего 2 или 1; они расположены различно, но всегда 5- или 10- членными кругами; в бутоне тычинки обыкновенно загнуты внутрь или даже закруглены; нити тычинок тонкие, свободные или реже сросшиеся. Оболочка микроспор 3- борозднопоровая или редко 3- поровая (Dryas, Agrimonia, Polylepis) или многоборозднопоровая (Sanguisorba). Между тычинками и плодолистиками расположен подушкообразный или кольцевидный нектарный диск. Гинецей апокарпный или синкарпный, число плодолистиков либо неопределенно, либо строго фиксировано, иногда плодолистик всего 1 (мономерный гинецей). Стилодии свободные или сросшиеся, терминальные или нередко боковые, почти гинобазические. Завязь верхняя или нижняя. В каждом плодолистике или в каждом гнезде завязи или обычно несколько семязачатков (Spiraeoideae) или только 1-2 семязачатка (остальные подсемейства). Семязачатки анатропные или реже кампилотропные, с двойным или, реже, простым интегументом. .

Стебли большинства розоцветных -- прямостоячие, а также олиственный или ползучий.

Листья очередные или, очень редко, супротивные, простые или сложные, снабжённые прилистниками, свободными или прирастающими к черешку, реже без прилистников, с перистым или пальчатым жилкованием. Устьица аномоцитные. Узлы обычно 3- лакунные, реже 1- лакунные (Spiraea) или многолакунные. Членики сосудов обычно с простой перфорацией, реже также с лестничной перфорацией (Neillia, Quillaja, Polylepis, виды Sorbus); поровость боковых стенок очередная или реже супротивная (Maloideae). Древесинная паренхима диффузная или диффузная и метатрахеальная, иногда главным образом метатрахеальная. Лучи смешанно- гетерогенные или гомогенные. Волокнистые элементы с окаймлёнными порами.

Опыление - насекомыми. розанный лапчатка биологический

Плоды розоцветных сухие или сочные, листовки, коробочки, орешки, костянки, яблоки. В формировании плода у многих родов участвует разрастающийся гипантий, составляющий основу адаптивности плодов к различным агентам распространения. Семена без эндосперма.

На основании различий главным образом в морфологии плодов семейство разделяется на 4 подсемейства: спирейные (Spiraeoideae) -- плод -- листовка, редко коробочка; розоцветные (Rosoideae) -- плодыорешки, многоорешки, многокостянки, часто с участвующим в образовании плода гипантием; яблоневые (Maloideae) -- плод -- яблоко; сливовые (Prunoideae) -- плод -- костянка.