Кем была главная героиня рассказа куприна олеся. А.И

А. И. Куприн

Мой слуга, повар и спутник по охоте – полесовщик Ярмола вошел в комнату, согнувшись под вязанкой дров, сбросил ее с грохотом на пол и подышал на замерзшие пальцы.

– У, какой ветер, паныч, на дворе, – сказал он, садясь на корточки перед заслонкой. – Нужно хорошо в грубке протопить. Позвольте запалочку, паныч.

– Значит, завтра на зайцев не пойдем, а? Как ты думаешь, Ярмола?

– Нет… не можно… слышите, какая завируха. Заяц теперь лежит и – а ни мур-мур… Завтра и одного следа не увидите.

Судьба забросила меня на целых шесть месяцев в глухую деревушку Волынской губернии, на окраину Полесья, и охота была единственным моим занятием и удовольствием. Признаюсь, в то время, когда мне предложили ехать в деревню, я вовсе не думал так нестерпимо скучать. Я поехал даже с радостью. «Полесье… глушь… лоно природы… простые нравы… первобытные натуры, – думал я, сидя в вагоне, – совсем незнакомый мне народ, со странными обычаями, своеобразным языком… и уж, наверно, какое множество поэтических легенд, преданий и песен!» А я в то время (рассказывать, так все рассказывать) уж успел тиснуть в одной маленькой газетке рассказ с двумя убийствами и одним самоубийством и знал теоретически, что для писателей полезно наблюдать нравы.

Но… или перебродские крестьяне отличались какою-то особенной, упорной несообщительностью, или я не умел взяться за дело, – отношения мои с ними ограничивались только тем, что, увидев меня, они еще издали снимали шапки, а поравнявшись со мной, угрюмо произносили: «Гай буг», что должно было обозначать «Помогай бог». Когда же я пробовал с ними разговориться, то они глядели на меня с удивлением, отказывались понимать самые простые вопросы и все порывались целовать у меня руки – старый обычай, оставшийся от польского крепостничества.

Книжки, какие у меня были, я все очень скоро перечитал. От скуки – хотя это сначала казалось мне неприятным – я сделал попытку познакомиться с местной интеллигенцией в лице ксендза, жившего за пятнадцать верст, находившегося при нем «пана органиста», местного урядника и конторщика соседнего имения из отставных унтер-офицеров, но ничего из этого не вышло.

Потом я пробовал заняться лечением перебродских жителей. В моем распоряжении были: касторовое масло, карболка, борная кислота, йод. Но тут, помимо моих скудных сведений, я наткнулся на полную невозможность ставить диагнозы, потому что признаки болезни у всех моих пациентов были всегда одни и те же: «в сере́́дине болит» и «ни есть, ни пить не можу».

Приходит, например, ко мне старая баба. Вытерев со смущенным видом нос указательным пальцем правой руки, она достает из-за пазухи пару яиц, причем на секунду я вижу ее коричневую кожу, и кладет их на стол. Затем она начинает ловить мои руки, чтобы запечатлеть на них поцелуй. Я прячу руки и убеждаю старуху: «Да полно, бабка… оставь… я не поп… мне это не полагается… Что у тебя болит?»

– В сере́́дине у меня болит, панычу, в самой что ни на есть сере́́дине, так что даже ни пить, ни есть не можу.

– Давно это у тебя сделалось?

– А я знаю? – отвечает она также вопросом. – Так и печет и печет. Ни пить, ни есть не можу.

И сколько я не бьюсь, более определенных признаков болезни не находится.

– Да вы не беспокойтесь, – посоветовал мне однажды конторщик из унтеров, – сами вылечатся. Присохнет, как на собаке. Я, доложу вам, только одно лекарство употребляю – нашатырь. Приходит ко мне мужик. «Что тебе?» – «Я, говорит, больной»… Сейчас же ему под нос склянку нашатырного спирту. «Нюхай!» Нюхает… «Нюхай еще… сильнее!..» Нюхает… «Что, легче?» – «Як будто полегшало…» – «Ну, так и ступай с богом».

К тому же мне претило это целование рук (а иные так прямо падали в ноги и изо всех сил стремились облобызать мои сапоги). Здесь сказывалось вовсе не движение признательного сердца, а просто омерзительная привычка, привитая веками рабства и насилия. И я только удивлялся тому же самому конторщику из унтеров и уряднику, глядя, с какой невозмутимой важностью суют они в губы мужикам свои огромные красные лапы…

Мне оставалась только охота. Но в конце января наступила такая погода, что и охотиться стало невозможно. Каждый день дул страшный ветер, а за ночь на снегу образовывался твердый, льдистый слой наста, по которому заяц пробегал, не оставляя следов. Сидя взаперти и прислушиваясь к вою ветра, я тосковал страшно. Понятно, я ухватился с жадностью за такое невинное развлечение, как обучение грамоте полесовщика Ярмолы.

Началось это, впрочем, довольно оригинально. Я однажды писал письмо и вдруг почувствовал, что кто-то стоит за моей спиной. Обернувшись, я увидел Ярмолу, подошедшего, как и всегда, беззвучно в своих мягких лаптях.

– Что тебе, Ярмола? – спросил я.

– Да вот дивлюсь, как вы пишете. Вот бы мне так… Нет, нет… не так, как вы, – смущенно заторопился он, видя, что я улыбаюсь… – Мне бы только мое фамилие…

– Зачем это тебе? – удивился я… (Надо заметить, что Ярмола считается самым бедным и самым ленивым мужиком во всем Переброде; жалованье и свой крестьянский заработок он пропивает; таких плохих волов, как у него, нет нигде в окрестности. По моему мнению, ему-то уж ни в каком случае не могло понадобиться знание грамоты.) Я еще раз спросил с сомнением: – Для чего же тебе надо уметь писать фамилию?

– А видите, какое дело, паныч, – ответил Ярмола необыкновенно мягко, – ни одного грамотного нет у нас в деревне. Когда гумагу какую нужно подписать, или в волости дело, или что… никто не может… Староста печать только кладет, а сам не знает, что в ней напечатано… То хорошо было бы для всех, если бы кто умел расписаться.

Такая заботливость Ярмолы – заведомого браконьера, беспечного бродяги, с мнением которого никогда даже не подумал бы считаться сельский сход, – такая заботливость его об общественном интересе родного села почему-то растрогала меня. Я сам предложил давать ему уроки. И что же это была за тяжкая работа – все мои попытки выучить его сознательному чтению и письму! Ярмола, знавший в совершенстве каждую тропинку своего леса, чуть ли не каждое дерево, умевший ориентироваться днем и ночью в каком угодно месте, различавший по следам всех окрестных волков, зайцев и лисиц – этот самый Ярмола никак не мог представить себе, почему, например, буквы «м» и «а» вместе составляют «ма». Обыкновенно над такой задачей он мучительно раздумывал минут десять, а то и больше, причем его смуглое худое лицо с впалыми черными глазами, все ушедшее в жесткую черную бороду и большие усы, выражало крайнюю степень умственного напряжения.

– Ну скажи, Ярмола, – «ма». Просто только скажи – «ма», – приставал я к нему. – Не гляди на бумагу, гляди на меня, вот так. Ну, говори – «ма»…

(краткое содержание читать)

Повествователь, молодой барин, который с энтузиазмом принял предложение поехать в глухую деревню на окраине полесья в Волынской губернии. Отправили его туда на полгода. Автор надеялся познакомиться с местными жителями, посмотреть на их традиции, изучить культуру людей, которые практически не соприкасались с современными инновациями. Нетронутая природа, спокойствие деревни и романтика быта, не задетого временем, — все это заставляло автора с нетерпением ждать прибытия на место командировки.

По прибытии автор нанимает местного жителя, хорошо знающего все особенности местных традиций, слугу Ярмолу. Его слуга был простым человеком, совершенно безграмотным, но отлично разбирающимся в охоте и местности. Сколько автор не пытался построить доверительные отношения с местными жителями, они шли на контакт неохотно, а только целовали ему руки и лобызали ноги, что приводило автора в замешательство. Молодой барин пытался лечить местных жителей, но и болезни у них были только двух видов, — болело все нутро, и болел живот. От скуки автор решает завести знакомство с местной интеллигенцией, но и это не приводит ни к чему хорошему. Тогда автор принимает решение бучить Ярмолу грамоте, сначала он берется обучить того всему алфавиту, но потом они решают, что знать, как писать свою фамилию ему будет достаточно. Грамота Ярмоле давалась невероятно тяжело. Единственным развлечением автора становится охота.

В один из ненастных дней автор узнает от своего слуги, что в их местности, у болота, живут ведьмы. Автора заинтересовал этот факт, и он начал расспрашивать, откуда те пришли, и почему они не живут со всеми. Выяснилось, что старая ведьма пришла туда издалека с маленькой девочкой и жила в деревне, но затем ее выгнали местные жители из-за того, что у одной из женщин умер ребенок, после того как она не дала ведьме то, что она просила. С тех пор старуха Мануйлиха со своей внучкой живет в лесу. Кто-то приходил к ней погадать или предсказать судьбу, но в общем люди боялись ее, а начальство при любом удобном случае пыталось их выселить. На просьбу автора отвести его к ведьмам, Ярмола резко тому отказал.

Во время охоты, когда, по мнению Ярмолы, зайцев было особо много, автор заблудился и попал в болотистую местность, он увидел покореженную избу и зашел в нее. Там было темно, автор, ничего не видя, позвал хозяина. У печи кто-то зашевелился, и автору удалось разглядеть древнюю старушку с выцветшими глазами. Она напомнила ему Бабу-ягу, и он понял, что перед ним та самая Мануйлиха. Встретила она его грубо, но когда автор показал ей монету, та перестала его выгонять и согласилась погадать. Общие фразы гадания прервала девушка, которая зашла в избу со смехом, говоря, что за ней снова увязались два рябчика, а у нее не оказалось хлеба, чтобы покормить их. Молодая, чернобровая, с красивыми черными волосами, стройной фигурой и бровями, согнутыми посередине, девушка очень понравилась автору. Это была Олеся, — внучка старой ведьмы. Девушка с удовольствием указала молодому барину дорогу, а их беседа по пути была очень занимательной. По возвращении домой автор никак не мог забыть сильной, дикой, но красивой и в то же время наивной колдуньи.

Когда потеплело, автор вновь отправляется в гости к ведьмам. Мануйлиха ему не рада, но девушка с ним приветлива. Она сказала, что раскладывала карты на барина, в ответ на его просьбу о гадании. Вышло, что его ждет любовь, к женщине с черными волосами, но принесет он этой женщине много страданий и даже позор. Также она охарактеризовала его как слабого человека, не умеющего держать своего слова и как того, кто падок до женского внимания. Автор не верит, что способен кому-то принести столько страданий. В пятой главе он представляется Олесе Иваном Тимофеевичем.

Частые встречи усиливают чувства рассказчика к молодой колдунье, — они шутят, спорят. Она доказывает свою способность колдовать, заживляя ему рану, сделанную ножом и заставляя спотыкаться и падать каждые 10-20 шагов. Автор в восторге, спрашивает, как ей это удается. Девушка с удовольствием раскрывает ему свои секреты. Когда урядник в очередной раз пытается выгнать колдуний из леса, Иван спасает их от изгнания, хорошенько напоив того и подарив свое ружье. После этого случая Олеся начинает вести себя с Иваном очень холодно, а он из-за этого чувствует себя неудобно и скованно. Он не может понять причины ее такого поведения, но все равно продолжает приходить в сторожку у болота. Они подолгу молчат, и это разрывает Ивану сердце. Через какое-то время молодого барина сваливает лихорадка, он болеет 6 дней, а затем еще 5 отходит от болезни, набираясь сил. Все это время он непрестанно думает об Олесе и почти через 2 недели посещает двух колдуний снова.

Олеся находилась в совсем другом расположении духа, она приветлива и очень рада видеть его снова. Мануйлиха насторожена и недовольна, но девушка говорит ей, что это ее решение и выходит из избушки вместе с Иваном в лес. Там она говорит, что очень скучала и признается, что полюбила Ивана и хочет быть с ним несмотря ни на что. Иван тоже ее любит, они обнимаются, целуют друг друга и проводят в таком романтическом настроении целых три недели. Несмотря на предчувствие беды, Олеся дарит Ивану прекрасные, полные любви дни, а он в свою очередь начинает думать о женитьбе на ней, потому что подходило время его отъезда.

Предложение Ивана девушка отвергает, обосновывая это тем, что она никто, незаконнорожденная и у нее даже документов нет. Он, в свою очередь, думает, что она не хочет жениться из-за того, что это будет происходить в церкви. Девушка отвергает это предположение и чтобы доказать свои чувства, говорит, что придет завтра в церковь и будет его там ждать. День совпал он с праздником Троицы, людей в церкви было много, Олеся пришла на службу. Иван не приехал, из-за каких-то служебных дел. Олесе в церкви было неудобно, все оборачивались на нее, осуждающим взглядом смотрели, но она отстояла службу до конца. После, уже возле храма на нее напали. Деревенские девчонки хотели побить ее, а затем обмазать дегтем и предать позору. Девушка с трудом вырвалась и бросилась бежать. Жители закидывали ее камнями. Олеся обернулась и крикнула, что они еще плакать будут и пожалеют о содеянном сегодня.

Ивану рассказал о произошедшем событии, как о потехе урядник, — он смеялся, и для него казалось смешным издевательство над молодой девушкой. Иван испуганно побежал в лес, он застал Олесю без сознания. Мануйлиха причитала и винила молодого барина. Девушка очнулась, она ни в чем не обвиняла его, но сказала, что им придется теперь уехать, а посему навсегда расстаться. Она жалела, что у нее нет ребенка, что хотела бы ребенка от него. Продолжала признаваться Ивану в любви. Когда Мануйлиха провожала рассказчика, сказала, что ночью случится буря.

Ночная гроза, прошедшая вместе с сильным градом, уничтожила урожай многих семей деревни. Ярмола долго стоял над барином, ожидая, когда тот проснется. Когда Иван открыл глаза, его слуга сказал что нужно скорее уезжать, потому что жители ополчились против ведьм и Ивана за его общение с колдуньями. Иван быстро собрался и поехал к Олесе, чтобы рассказать о настроении народа, но дома никого не застал, — двери и окна открыты, было понятно, что люди собирались в спешке. Иван нашел красные, «коралловые» Олесины бусы, — единственное напоминание о том, что было.

Данное произведение рассказывает о глупости народа, который живет лишь собственными предубеждениями, а также о том, что люди готовы винить в своих несчастьях кого угодно, кроме себя. Автор сожалеет и о собственной глупости и неспособности сохранить то, что он имел, несмотря на то, что был предупрежден о своих недостатках, способных привести к беде, и о том, что может произойти в будущем. В данном случае знание правды не помогло автору избежать будущего, он был слишком глуп, чтобы поверить, а впоследствии изменить свою судьбу. Девушка в этом рассказе действительно стала жертвой, но пошла она на это добровольно, ради любви, длящейся недолгое мгновение.

Кадр из фильма «Олеся» (1971)

Очень кратко

Молодой барин попадает в глухую деревню, где влюбляется в девушку, которая слывёт ведьмой. Он хочет забрать её с собой, но местные жители изгоняют девушку, и герой расстаётся с ней навсегда.

Молодой мужчина-повествователь, которого «судьба забросила на шесть месяцев в глухую деревушку Переброд Волынской губернии, на окраину Полесья», нестерпимо скучает. Единственные его развлечения - охота со слугой Ярмолой и попытки обучить последнего грамоте. Однажды, во время жуткой метели, герой узнаёт от обычно неслово­охотливого Ярмолы о том, что верстах в десяти от его дома живёт самая настоящая ведьма Мануйлиха, которая невесть откуда появилась в селе, а затем была выселена за его пределы за свои колдовские деяния.

Возможность познакомиться с ней появляется быстро: как только потеплело, герой отправляется на охоту и, заблудившись в лесу, натыкается на хату. Предположив, что здесь живёт местный лесник, он заходит внутрь и обнаруживает там старуху «со всеми чертами бабы-яги, как её изображает народный эпос». Мануйлиха встречает героя неприветливо, но заметно оживляется, когда тот достаёт серебряный четвертак и просит старуху погадать. В самый разгар гадания в дом заходит внучка ведьмы, Олеся, темноволосая красавица «лет двадцати - двадцати пяти». Она относится к рассказчику приветливо и показывает ему дорогу домой.

Все первые весенние дни образ Олеси не покидает мысли рассказчика.

Когда лесные дороги просыхают, рассказчик отправляется в избушку колдуньи. Как и в первый раз, внучка встречает гостя куда приветливей, чем Мануйлиха. А когда гость просит Олесю погадать ему, та признаётся, что уже однажды раскинула на него карты и нагадала, что в этом году выпадает ему «большая любовь со стороны трефовой дамы с тёмными волосами». А тем, «кто будет вас любить, вы много горя принесёте». Ещё карты рассказали Олесе, что трефовой этой даме герой принесёт позор, который хуже смерти...

Провожая рассказчика, Олеся попытается доказать ему, что ей и её бабке принадлежит настоящий дар колдовства, и проводит над ним несколько опытов - Заживляет ему глубокий порез и заставляет его спотыкаться вслед за ней. Потом герой пытается разузнать, откуда все-таки пришла Мануйлиха в Полесье, на что Олеся отвечает уклончиво, что бабушка не любит говорить об этом. Тогда же рассказчик впервые представляется - его зовут Иван Тимофеевич.

С этого дня герой становится частым гостем в избушке. Олеся всегда рада его видеть, хоть и встречает сдержанно. А вот старуха не особенно довольна, но Ивану удаётся задобрить её подарками, помогает и заступничество Олеси.

Ивана очаровывает не только красота Олеси. Его привлекает и её самобытный ум. Между ними разгорается множество споров, когда Иван пытается научно обосновать Олесино «чёрное искусство». Несмотря на разногласия, между ними возникает глубокая привязанность. Тем временем у Ивана портятся отношения с Ярмолой, который не одобряет его знакомства с колдуньей. Не нравится слуге и то, что обе ведьмы боятся церкви.

Однажды, когда Иван в очередной раз приходит в избу, он застаёт колдунью и её внучку расстроенными: местный урядник приказал им убираться из хаты в двадцать четыре часа и пригрозил пустить их по этапам в случае непослушания. Герой вызывается помочь, и старуха не отказывается от предложения, несмотря на Олесино недовольство. Иван упрашивает урядника не выгонять женщин из дома, на что тот возражает и называет старуху с внучкой «язвой здешних мест». Задобрив урядника угощениями и дорогими подарками, Иван всё же добивается своего. Урядник обещает оставить в покое Мануйлиху и Олесю.

С этого времени Олеся начинает избегать Ивана и любых объяснений с ним.

Тут Иван неожиданно и серьёзно заболевает - шесть дней его «била ужасная полесская лихорадка». И лишь после выздоровления ему удаётся объясниться с Олесей. Девушка избегала встреч с Иваном лишь потому, что хотела уйти от судьбы. Поняв, что это невозможно, она признаётся ему в любви. Иван отвечает ей взаимностью, но Олеся всё не может забыть про своё гадание. Однако, несмотря на дурные предчувствия Ивана и злобу Мануйлихи, их любовь расцветает.

Тем временем служебные обязанности Ивана в Переброде заканчиваются, и всё чаще приходит к нему мысль жениться на Олесе и забрать её с собой. Убедив себя в правильности этого решения, он делает предложение любимой. Но Олеся отказывается - она не хочет портить жизнь молодому, образованному барину. Девушка даже предлагает Ивану просто поехать за ним, безо всякой женитьбы.

У Ивана возникает подозрение, что её отказ связан с боязнью церкви, на что Олеся говорит, что ради любви к нему она готова перебороть это суеверие. Она назначает ему встречу в церкви на следующий день, в праздник Святой Троицы, а Ивана охватывает ужасное предчувствие.

На следующий день Иван задерживается по служебным делам и не успевает вовремя попасть в церковь. Вернувшись домой, он застаёт у себя местного конторщика, который рассказывает ему о сегодняшней «потехе» - деревенские девки поймали на площади ведьму, которой задали встряску, хотели вымазать дёгтем, но той удалось сбежать. Действительно, Олеся пришла в церковь, отстояла обедню, после чего на неё накинулись деревенские бабы. Чудом вырвавшись, Олеся пригрозила им, что они ещё вспомнят её и наплачутся досыта.

Все эти подробности Иван узнаёт позже. А пока же он мчится в лес, и застаёт в хате избитую Олесю без памяти, охваченную лихорадкой, и проклинающую его Мануйлиху. Олеся приходит в себя и объясняет Ивану, что им с бабкой нельзя больше здесь оставаться, поэтому ей и Ивану придётся расстаться. На прощание Олеся признаётся, что хотела бы иметь ребёнка от Ивана и жалеет, что его нет.

Этой же ночью на Переброд обрушивается сильный град. Утром Ярмола будит Ивана и советует ему убираться из деревни - град, который побил жито у половины села, по мнению деревенских, был наслан колдуньями из мести, и озлобленный народ уже начинает «кричать недоброе» про Ивана. Желая предупредить Олесю о грозящей ей беде, герой мчится в избу, где находит лишь следы спешного бегства и яркие красные бусы, которые остались единственной памятью об Олесе и её нежной, великодушной любви...

Пересказала Рыбка Фугу для Брифли.

Жанр произведения: повесть

Год написания: 1898

Место и время действия: Основные действия происходят в маленькой украинской деревушке на краю Волынского поместья. Описываются современные автору реалии, следовательно, события происходят в конце девятнадцатого века.

Основные герои:

Иван Тимофеевич - интеллигентный молодой человек, умён, хорошо образован. Пишет произведения для газеты.

Олеся - молодая девушка, живущая вместе со своей бабушкой в лесу. Любит природу, умеет гадать и заговаривать.

Ярмола Попружук - слуга Ивана, достаточно ленивый и безразличный ко всему человек. В первой главе пытался выучиться грамоте.

Мануйлиха - местная ведьма, которую крестьяне прогнали из села. По словам её внучки, все наветы на женщину были ложными, и она никогда никому зла не делала.

В глухую украинскую деревушку приезжает молодой барин, Иван Тимофеевич. Он пишет рассказы и надеется, что сможет вдохновиться в Полесье. Однако в деревне ему быстро становится скучно. Он не может найти себе достойных собеседник и единственным его утешением становится охота. Барин пытается выучить своего слугу, Ярмолу, грамоте, но ничего не выходит. Одной зимней ночью, когда ветер особенно свирепствовал, Иван узнаёт от своего слуги о том, что в окрестностях обитает ведьма, которую пять лет назад крестьяне прогнали из деревни вместе с её внучкой. Молодой человек загорается идеей увидеть ведьму. На охоте Иван Тимофеевич находит избушку в лесу и знакомится с Мануйлихой. По её разговору он сразу понимает, что она не местная. Старушка обходится с ним не слишком ласково, но всё же даёт ему напиться. Когда Иван уже собрался уходить, в хижину вернулась внучка Мануйлихи, Олеся. Иван просит девушку указать ему нужный путь и по дороге расспрашивает, узнавая о её жизни и притеснениях со стороны людей. Весной Иван вновь возвращается в ведьминскую хижину. Он вновь разговаривает с Олесей и девушка рассказывает о том, что нагадала о его судьбе. После девушка демонстрирует ему свои способности и признаётся, что действительно верит в то, что её бабушка и она сама – колдуньи. С тех пор Иван стал частым гостем в маленькой хижине. Он часто пытался объяснить Олесе, что её способности не имеют мистического происхождения, но девушка ему не верила. Тем не менее, постепенно они начали сближаться. Охотиться Иван перестал. Однажды Иван замечает, что жительницы хижины необычайно грустны и пытается узнать, в чём дело. Олеся пытается отнекиваться, а Мануйлиха рассказывает, что урядник хочет их выселить. Иван хочет похлопотать за них, что оскорбляет Олесю. Когда к нему приезжает урядник, Иван уговаривает его не трогать Мануйлиху и Олесю и дарит ему ружьё. Урядник больше не трогал женщин, но отношения Олеси и Ивана ухудшились. Иван начал заболевать и вскоре слёг. После болезни Олеся вновь начинает тепло относиться к Ивану. Они гуляют вместе. Иван признаётся Олесе в любви. Ивана отсылают из деревни, так как срок его командировки окончен. Он говорит об этом с Олесей и предлагает опешившей девушке стать его женой. Олеся отказывается и просит время на размышления. Олеся перебарывает себя и приходит в храм на службу, но подвергается насмешкам и издевательствам, о чём узнаёт Иван. Он спешит в хижину, где узнаёт, что Мануйлиха с внучкой собираются покинуть деревню. Олеся убеждает Ивана, что им нужно расстаться. На следующий день Иван вновь возвращается в хижину, но та уже пуста. Всё что осталось ему от его возлюбленной – нитка красных бус.

Произведение Куприна необычно тем, что, несмотря на то, что пишется в реалистичных тонах (основное направление - неореализм), содержит в себе и ярко выраженные романтические черты, особенно в образе Олеси. Трагичным становится противопоставление главных героев и их окружений, невозможность быть вместе.

Краткий пересказ произведения «Олеся» по главам от Многомудрого Литрекона поможет вам вспомнить основные события из повести. Подробный и точный сюжет книги пригодится для составления аргументов в экзаменационных работах. Поэтому «Олеся» в сокращении — это не только хорошая подготовка к уроку, но и надежный тыл на экзамене.

Главный герой, барин из города, Иван Тимофеевич, прибывает в глухую деревушку Волынской губернии на целых полгода. Он — начинающий писатель, поэтому с радостью принял предложение отправиться в глушь. Там он рассчитывал подчерпнуть наблюдения из жизни для грядущих литературных успехов.

Но местный народ не отличался общительностью и не подарил барину почвы для наблюдений. Люди лишь кланялись ему и пытались поцеловать его руку (они привыкли быть рабами). Ему это наскучило, а книги, взятые в дорогу, скоро иссякли.

Тогда он стал заниматься охотой, которая стала для него отрадой. Скучая, Иван Тимофеевич лечил местных касторкой и йодом, пресытился и этим, а после пытался научить грамоте полесовщика Ярмолу. Но он был настолько непонятлив, что за месяц они едва освоили написание его фамилии. Разумное чтение и письмо было невозможно в исполнении Ярмолы. На том Иван и закончил просвещение народа.

Вторая глава: Рассказ о ведьме

В один из вечеров Ярмола рассказывает о ведьме Майнулихе и ее внучке, которые несколько лет назад проживали в этой деревне. Однажды местные узнали, что старуха промышляла колдовством (якобы она отомстила женщине за то, что та не дела ей денег: заколдовала ее ребенка, и он умер), и решили выгнать ее, а заодно и ее внучку, из села. Они сломали их дом и едва не расправились с колдуньей.

Сейчас семья живет в лесу. У рассказчика просыпается интерес к этой истории, и он решает отправиться в лес на знакомство с загадочной ведьмой и ее внучкой. Кое-кто из села ходил к ней за колдовскими снадобьями. Ярмоле не нравится эта затея, поэтому он отказывается он предложения Ивана проводить его.

Третья глава: Описание Олеси

Барин бросает желание познакомиться с колдуньей и занимается своими делами. Позже, охотясь, Иван Тимофеевич забывает дорогу домой и нечаянно находит избушку, которая с виду напомнила избу Бабы-Яги.

Зайдя внутрь, рассказчик понял, что попал в дом к ведьме Майнулихе, о которой слышал от Ярмолы. Суровая старуха не обрадовалась гостю и попыталась выпроводить его из дома, но тот решает задержаться в гостях и просит старуху погадать ему, конечно же, за деньги. Но не успела ведьма нагадать рассказчику, как в дом зашла смеющаяся девушка с ручными зябликами.

Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати - двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала ее молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом.

Иван Тимофеевич делает большой акцент на глазах девушки, находя в них хитрость и простодушие. Имя ее было Олеся. Молодой особе, видимо, понравился гость, и она решает его проводить, а так же говорит, что он может навестить их еще раз, но без ружья (ей не нравится охота, животных она жалеет). По дороге она рассказала, что местное начальство притесняет их и регулярно требует денег. Одинземлемер даже пристал к Олесе, но она самоуверенно и гордо заявила, что отвергла его ухаживания. Она вообще не нуждается в людском обществе и не общается с деревенскими.

Иван вернулся домой и услышал предостережение от Ярмолы: грех водиться с ведьмами.

Четвертая глава: Гадание

Весной, когда тропы просохли, рассказчик возвращается в лес, в гости к Олесе и ее бабушке. Старухе не нравится гость, и она делает все, чтобы показать, что ему здесь не рады. А Олеся наоборот.

Мужчина хочет узнать свою судьбу и просит девчушку погадать, чтобы узнать о будущем. Но девушка отказывается, а потом и вовсе сознается, что уже раскладывала карты на него. Она боится просить у судьбы второй раз, и утверждает, что «всеворожки несчастные». Олеся рассказывает о предсказании, про то, что жизнь у Ивана Тимофеевича будет невеселой. Карты показали, что он слаб, никого не полюбит по-настоящему, а тем, кто будет обожать его, он принесет много боли и разочарования. Копить деньги он не умеет, слову своему — не хозяин, да и доброта его не от сердца. До женского пола он уж больно «охоч», поэтому будет у него много зла в жизни. Будет момент, когда он захочет покончить с собой, но не сможет. Конечно, он так и не женится, а в старости получит большое наследство. Так же Олеся говорит, что его ждет огромная любовь от девушки с черными волосами, которой он, к сожалению, принесет только боль «хуже смерти» и позор «что забыть нельзя». Иван не может поверить, что он принесет кому-то столько страданий, но Олеся уверяет его, что ее гадания всегда сбываются.

Она рассказывает историю о конокраде, смерть которого она предугадала по лицу. Через неделю после этого его до смерти забили мужики из деревни, забив ему в пятки гвозди. Олеся говорит, что их окружают плохие люди.

Пятая глава: Чудеса

Гость кушает похлебку с хозяйками, а потом Олеся провожает его до дороги.
Девушка с чарующими глазами рассказывает мужчине о чудесах, которые умеет делать она и ее бабушка. Но мужчина непреклонен и не верит в такие сказки, на что Олеся решает показать ему, что она умеет. Олеся достает нож и делает надрез на руке у мужчины, а потом заговаривает рану, останавливая кровь. Потом она заставляет его спотыкаться на ровном месте. Иван недоумевает, как дикарка смогла научиться так превосходно разговаривать, живя в лесу, и Олеся объяснила феномен происхождением бабушки. Она много знает и хорошо говорит.

В конце главы девушка спрашивает, как зовут героя, и он называет свое имя — Иван Тимофеевич.

Шестая глава: Споры о магии

Теперь Иван — частый гость у Майнулихи. Олеся и он часто бывают вместе. Они все больше привязываются друг к другу, а Иван Тимофеевич начинает подозревать, что их отношения перерастают из дружбы в романтическую связь. Самые интересные разговоры у них начинаются тогда, когда Олеся провожает его до шляха. В пути она выведывала разные подробности о жизни и интересах людей в городах, а также о естественной науке. Ивану нравится не только красота девушки, но и ее ум и свободная натура.

В одном из таких разговоров мужчина упоминает, что если Олеся полюбит мужчину, то она будет венчаться в церкви и переедет в город, а девушка отвечает, что с самого детства ее душа предана ему (Дьяволу), и она не может показаться там. И вновь завязался их частый спор: Иван настаивал, что Олеся просто владеет знаниями, добытыми опытом и опередившими науку, а она упорно защищала свою магию от его недоверия. Она была уверена, что нечистые духи давали силу ей и ее предкам — колдуньям. Иван Тимофеевич старается узнать природу способностей Олеси и ее бабушки, но скудные знания не объясняют ее умений. Несмотря на споры, который всегда заканчивались раздражением, Иван все больше привязывался к Олесе. А вот Ярмола прекратил общение с барином, отдаляясь все больше. Герой не выгонял его лишь из жалости к его большой и голодной семье.

Седьмая глава: Выселение колдуньи

В очередной раз, когда Иван Тимофеевич посетил Майнулиху, он заметил на лице старухи печаль. Олеся отказывалась говорить, в чем дело. Колдунья рассказала мужчине, что к ним приезжал местный урядник и требовал, чтобы она и ее внучка немедленно уехали из деревни, иначе худо будет. Конечно же, Майнулиха попыталась откупиться, но тот денег не взял. Оказалось, что ведьма жила на земле с согласия одного помещика, а теперь он умер, и новый владелец земли решил осушить болота и разогнать нежеланных постояльцев. У женщин были ровно сутки, чтобы съехать, а паспорта их были не в порядке. Да и ехать им было некуда, не было родни и друзей. Иван обещал «похлопотать», но дело грозило провалом.

Самолюбивая Олеся в этот раз не пошла провожать гостя из гордости: слишком уж обидело ее его вмешательство.

Восьмая глава: Подкуп урядника

После рассказа Майнулихи, Иван Тимофеевич зовет урядника, Евпсихия Африкановича, к себе в гости и угощает его домашней старкой. Мужчина просит не тревожить Олесю и ее бабушку, пока он сам не договорится с новым помещиком. Сначала служитель закона не идет на сделку, ссылаясь на зловредность обеих женщин для местного общества. Но потом он понемногу сдается на уговор. Взамен за услугу Иван Тимофеевич вынужден подарить свое ружье.

Урядник обещает пока не трогать женщин и берет с собой редиску, масло и старку, любезно предложенные хозяином.

Девятая глава: Разрыв с Олесей

После разговора с Евпсихием Африкановичем их встречи с Олесей стали реже. Рассказчик постоянно думает о девушке, он понимает, что влюблен в нее, и даже злится на себя, что так сильно привязался к ней. Однако сама Олеся грустно и молчаливо сидела с ним рядом, а на его умоляющие взгляды не реагировала. Она всегда была с ним лишь в присутствии бабушки и больше не провожала его до шляха. Однажды он просидел у них целый день и почувствовал себя плохо.

В один день мужчина заболевает лихорадкой и слег на 6 дней в беспамятстве и бреду. Он едва передвигался и почти все время спал. Но потом он поднялся и выздоровел.

Десятая глава: Признание в любви

Как только Иван Тимофеевич выздоравливает, он чуть ли не бежит на встречу с Олесей. Видя ее, он понимает, что эта девушка безумно ему дорога. В эту встречу девушка признается рассказчику, что она любит его. Взгляд девушки выражал очень много: и тревогу, и страх, и упрек за отсутствие, и признание в любви. Он ничего не мог вымолвить, а только смотрел на нее…

При бабушке они говорили о болезни сдержанно и тихо. Потом она собралась провожать его и подмигнула ему. Бабушка настороженно поинтересовалась, куда она идет, а она отчаянно выговорила, что это ее дело, и ей ответ держать. Оказалось, они с бабушкой уже не раз обсуждали это: суровое и страшное предсказание не давало покоя женщинам. Она рассказывает, что боится судьбы, и изначально хотела уйти от нее, но понимает, что это невозможно. В период разлуки Олеся страшно мучалась и решила идти на муки, лишь бы ощутить радость от любви. И вся ночь слилась в какую-то чарующую сказку… Девушка пообещала, что не станет неволить и ревновать Ивана. Пусть его заботит в эту ночь только одна любовь.

После рокового шага Иван спросил, не жалеет ли Олеся о содеянном. Она же сказала, что счастлива, и готова встретить свою судьбу. Ивана напугало мрачное предчувствие беды.

Одиннадцатая глава: Предложение

Целый месяц продолжается сладкая история любви Ивана и Олеси. Но пришло время покинуть деревню, начальство вызывало его в город, и мужчина хочет жениться на Олесе, хоть и понимает, что они не пара. В конце концов, он уговаривает себя на это шаг, приводя в пример ученых, которые женятся на швейках и живут хорошо.

На встрече с Олесей он заставляет себя признаться в отъезде и сделать предложение. Она расстроилась, но не удивилась и не показала своего смятения.

Сначала Олеся отказывается от брака и говорит, что это просто невозможно по ряду причин. Она безграмотна, а он — барин, что же скажут люди, увидев их пару? Она и отца не имеет, мать родила ее вне брака. Но вскоре понимает, что тоже не может жить без возлюбленного. Она хочет пойти с ним так, без венца, потому что не хочет связывать его клятвами. Он соглашается даже взять бабушку с собой.

Ночью она проснулась и спросила, будет ли ему приятно, если она пойдет в церковь? Он ответил, что мужчина может даже смеяться над Богом, но женщина обязана верить в него. Она скрылась в лесу, а он хотел было остановить ее и отговорить, но не послушал веления сердца… а зря.

Двенадцатая глава: Избиение Олеси

В тот день Иван уезжал по службе, а приехал в разгар праздника. Все были пьяны. Но он заметил странную перемену в людях: они теперь не лезли к нему с поклонами и поцелуями, а смотрели враждебно и любопытно. Один из них, пьяный мужик, длинно и грязно выругался, имея в виду связь Ивана с Олесей. Он хотел избить его нагайкой, но уехал.

Дома Иван узнает от конторщика Мищенко, что Олеся была в церкви, но местные бабы ее засмеяли, оскорбили, избили и забросали камнями. Они едва не вымазали ее дегтем (это был величайший позор), но сильная и ловкая Олеся убежала от них, хоть и сильно пострадала. На ней едва мотались уцелевшие лохмотья вместо одежды, лицо было все в царапинах. Девушка разозлилась и обратившись к толпе, сказала, что они все пожалеют о содеянном. Выслушав конторщика, Иван Тимофеевич поехал в лес. По пути ему попался Ярмола со злорадным выражением лица.

Тринадцатая глава: Последняя встреча

Приехав к старухе, мужчина видит Олесю без сознания. Майнулиха очень сердится на Ивана и отчитывает его, убеждаясь в том, что это он виноват в произошедшем. Она сразу поняла, что он настоял на походе в церковь.

Придя в себя, девушка говорит, что им нужно расстаться навсегда, потому что они приняли решение уехать из деревни. Теперь любое событие в селе будет поставлено им в вину, и жители изведут их до смерти. Нужно бежать, и немедленно. Иван не соглашался с доводами Олеси, он не верил в судьбу и клялся защитить их. Но девушка была неумолима: не хочет судьба их счастья, и разлуку она уже видит. На ночь она попросила его уехать, ссылаясь на усталость. Бабушка даже позволила им не таиться и проститься по-человечески.

Девушка жалеет только о том, что у нее нет ребенка от мужчины, которого она любит.

Четырнадцатая глава: Эпилог

Вечером того же дня, над деревней прошел сильный дождь с градом, который побил пшено. Слуга Ивана Тимофеевича, Ярмола, утром советует мужчине как можно скорее убираться из деревни, боясь, что это дело рук колдуньи. Люди с утра напились и жаждали расправой над ним и ведьмами.

Прежде чем уехать навсегда, рассказчик решает вновь пойти в лес, чтобы попрощаться с девушкой и предупредить ее, но на месте находит лишь беспорядок и нитку красных бус. Это все, что осталось у него от Олеси.