Нравственные уроки русских писателей. Воспитание нравственности на уроках литературы

Кичёва Н. А., учитель высшей категории

МАОУ «СОШ № 135» г. Перми

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Литература и журналистика

5 класс

Тема урока:

Тип урока:

Вид урока:

Нравственные уроки жизни на примере произведений русской классической литературы.

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Урок-газета

Цели:

Деятельностная : обучение детей структуризации полученного знания, развитие умения перехода от частного к общему и наоборот, обучение видению каждого нового знания, повторение изученного способа действий в рамках всей изучаемой темы, создание «готового продукта» – газетного жанра на основе знаний об уроках, которые дают художественные произведения.

Содержательная: обучение обобщению, развитие умения строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, обучение видению нового знания в структуре общего курса, его связи с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Задачи

Образовательные

1. Выявить нравственные уроки жизни на примере произведений русской классической литературы: «Чёрная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского, «Кавказский пленник» Л. Толстого, «В дурном обществе» В. Короленко, «Васюткино озеро» В. Астафьева. 2. Вести работу над смысловым чтением текста. 3. Поработать над современными газетными жанрами: заметкой, информацией, интервью, письмом, очерком.

Развивающие

1. Провести урок в системно-деятельностном режиме. 2. Развивать внимание. 3.Формировать УУД (личностные, регулятивные, познавательные): - развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения; - развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать; - развивать умение применять новые знания; - развивать творческие, речевые способности учащихся; - развивать умение опираться на уже известное, на свой субъективный опыт.

Воспитательные

1.Воспитывать интерес и уважение к литературе, ценностное отношение к слову. 2. Развивать коммуникативные УУД - создавать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Ресурсы и оборудование:

    Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. М.: Просвещение, 2014

    Мультимедийный проектор

    Диктофон

    Видеокамера

    Распечатанный материал на столах учащихся

    Листы А-4, А-3

    Блокноты и ручки

Планируемые образовательные результаты

Личностные: 1)
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 2) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 3) формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, творческой деятельности; 4) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные: 1)умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
3)умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; 4)умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5)владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы; 7) смысловое чтение; 8)умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
9)умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; 10)формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные: 1)умение анализировать литературное произведение: определять нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; 2) владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; 3) приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; 4) формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка; 5) понимание авторской позиции и своё отношение к ней; 6) написание творческих работ на литературные и общекультурные темы.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1этап. Самоопределение.

Цель: определение основной мысли текста (смысловое чтение) и темы урока.

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Метапредметные: смысловое чтение; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

Предметные: понимание авторской позиции и своё отношение к ней.

Деятельность учителя

Перед вами – текст . Прочитайте его и определите основную мысль текста (сначала текст читается вслух, затем каждый читает «про себя».

Сегодня на уроке мы будем работать с этим понятием. Попробуйте сформулировать тему урока.

Записываем тему урока в тетради.

А что такое «Нравственные»?

Деятельность учащихся

Сегодня одной из важнейших проблем нашего общества является возрождение духовности. Уроки литературы являются уроками нравственности, добра и красоты. Духовность - это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Уроки литературы поистине – «уроки нравственного прозрения». Произведения классической литературы прославляют веру народа, его нравственные силы, любовь к родной земле, глубокую человечность. Предметом каждого изучаемого произведения является человек, его жизнь и поведение в разных ситуациях. Как бы далеки ни были события, о которых нам рассказывают Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибоедов, Толстой, Достоевский, нравственные проблемы, поднятые ими в их произведениях, звучат злободневно в наше бурное, сложное время. Счастье и несчастье, верность и предательство, чувство долга и карьеризм, истина и ложь, подвиг и трусость, человек и общество, любовь и дружба - эти и многие другие нравственные проблемы являются вечными и поэтому волнуют сердца наши (слайд № 1) .

Основная мысль текста : произведения литературы являются уроками нравственности, добра, красоты и духовности (слайд № 2)

Учащиеся формулируют и записывают тему урока в тетради.

Тема урока: Нравственные уроки жизни на примере произведений русской классической литературы (слайд № 2)

Нравственные – это этические нормы, нормы поведения в обществе, соответствующие требованиям морали; это духовные качества, которыми руководствуется человек.

2 этап. Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

Цель: обобщение сведений о некоторых изученных произведениях для обозначения цели урока.

Планируемые образовательные результаты этапа

Личностные: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия.

Метапредметные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметные: умение анализировать литературное произведение: определять нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка.

Деятельность учителя

Вспомните и назовите произведения, изученные вами в 5 классе, на которых мы можем поучиться добру, справедливости и другим положительным качествам.

Среди названных вами произведений – «Чёрная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского, «Кавказский пленник» Л. Толстого, «В дурном обществе» В. Короленко, «Васюткино озеро» В. Астафьева. Сегодня мы будем работать с этими произведениями.

Охарактеризуйте Жилина и Костылина.

В чём смысл рассказа? – Что осуждает писатель?

Вспомним произведение Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители». Как менялся характер Алёши, после того как король вручил ему конопляное зёрнышко?

Какие выводы можно сделать по прочтении сказки?

Обратимся к рассказу В. Короленко «В дурном обществе». Менялся ли характер Васи и его отношение к жизни после встречи с детьми подземелья?

Чему вы научились у Васютки?

Деятельность учащихся

Ученики называют произведения.

Жилин: добрый (думает о матери, жалеет ее) надеется на себя, обдумывает побег деятельный человек сумел прижиться в ауле работящий, не может сидеть без дела, мастер всем помогает, даже своим врагам – татарам ему интересны другие люди, любит детей великодушный

Костылин: слабый человек, на себя не надеется, ждёт помощи от матери способен на предательство раскис, упал духом не принимает других людей (слайд № 3)

Рассказ Л. Толстого пронизан идеями дружбы между людьми и между народами. Читая рассказ, мы поняли, как прекрасно дружить, любить друзей, жить для других. Это поняла и маленькая Дина, хотя Жилин был взрослее её и чужим по крови. Л.Н.Толстой учит нас умению прижиться в любой обстановке, выжить в любой ситуации, не перекладывая на чужие плечи своих бед. Лев Николаевич Толстой пробуждает в нас добрые чувства, стремление к справедливости и красоте. Писатель осуждает бессмысленность вражды между народами, бессмысленность войны.

    С трепетом подошёл он к учителю, открыл рот, сам ещё не зная, что сказать, и – безошибочно, не останавливаясь, проговорил заданное. В продолжение нескольких недель учители не могли нахвалиться Алёшею. Все уроки без исключения знал он совершенно, все переводы с одного языка на другой были без ошибок, так что не могли надивиться чрезвычайным его успехам. Он много стал думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил, что он гораздо лучше и умнее всех их. Нрав Алёши от этого совсем испортился: из доброго, милого и скромного мальчика он сделался гордый и непослушный. Алёша сделался страшный шалун. Не имея нужды твердить уроков, которые ему задавали, он в то время, когда другие дети готовились к классам, занимался шалостями, и эта праздность ещё более портила его нрав. Тогда, когда он был доброе и скромное дитя, все его любили, и если, бывало, подвергался он наказанию, то все о нём жалели, и это служило ему утешением. Но теперь никто не обращал на него внимания: все с презрением на него смотрели и не говорили с ним ни слова”. Стр. 139

Книга напоминает нам о главном: все мы в душе чисты и благородны, но Добро в себе надо воспитывать. Уметь быть благодарными, ответственными, заслужить любовь и уважение других – для всего этого нужны усилия. А иначе никак, и беда может грозить не только нам, но и тем, кого мы любим и кто доверяет нам. Настоящее Чудо может произойти только однажды, и надо быть достойными его...

Нравственные уроки жизни

    Нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь.

    Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту.

    Надо быть строгим к себе (слайд № 4).

Вася живет по законам своего сердца, и он откликается на сердечное участие, тепло и внимание тех, кого называют “дурным обществом”. Однако социальное положение этих людей не закрывает от него их душевных качеств: искренности, простоты, доброты, стремления к справедливости. Именно здесь, в “дурном обществе”, Вася находит настоящих друзей и проходит школу истинного гуманизма. Дружба научила Васю ставить себя на место другого человека, видеть мир глазами других людей, понимать его так же, как и они, уметь сострадать человеку, сочувствовать ему, быть терпимым по отношению к другим людям (слайд № 5).

Между природой и человеком должны быть неразрывные связи (слайд № 6).

3 этап. Постановка учебной задачи, целей урока.

Цель: обучение видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Планируемые образовательные результаты этапа

Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

Предметные: формулирование собственного отношения к произведениям литературы, к газетным жанрам .

Деятельность учителя

Направление нашей деятельности – журналистика, нам предстоит сформулировать цель нашего урока. Во время самостоятельной групповой работы, которая предстоит сегодня на уроке, нужно создать каждой группе какой-то «готовый продукт» журналистской деятельности, попробуем создать эти продукты, используя наши знания газетных жанров. С какими журналистскими жанрами мы уже знакомы?

Сегодня нам предстоит поработать с такими газетными жанрами: заметкой, информацией, интервью, письмом, очерком.

А теперь попробуйте сформулировать цель урока.

Отсюда, перед нами стоит задача: познакомиться с этими жанрами.

Деятельность учащихся

Жанрами: заметкой, отчётом, очерком, интервью.

Уч-ся формулируют цель урока : создание «готового продукта» – газетного жанра на основе знаний об уроках, которые дают нам художественные произведения (слайд № 7) .

Ученики вслух читают определения жанров:

Современные газетные жанры Жанр - исторически сложившийся тип, вид журналистского произведения. Жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью, адресностью фактов. Основой всех журналистских произведений является факт. Факт - это свершившееся событие. Факты являются основой информации. Факт обладает следующими свойствами: достоверностью, свежестью, правдивостью, общественной значимостью, он не должен быть банальным. (Слайд № 8) Заметка - газетный жанр , краткое сообщение, в котором излагается какой-либо факт или ставится конкретный вопрос. ( Слайд № 9) Эпистолярные жанры - это письма читателей, основа основ журналистики. Письма во все времена и эпохи, с первых дней возникновения журналистики как составляли основу всех материалов. Виды эпистолярных жанров: письмо-предложение, письмо-отклик, письмо - жалоба, письмо-вопрос, письмо-ответ ( Слайд № 10) Интервью - это представляющие общественный интерес ответы конкретного лица (группы лиц) на вопросы журналиста, беседа, когда журналист не ограничивается лаконичными вопросами, а спорит с собеседником, комментирует его ответы. (Слайд № 11) Очерк - это небольшой рассказ о действительном событии, человеке или явлении. Журналистский очерк отличается от литературного достоверностью и адресностью фактов. Очерки делятся на: а) путевые; б) событийные; в) портретные; г) проблемные. (Слайд № 12) Информация - отвечает на вопросы: Что? Где? Когда? и имеет объем в 2 - 15 строк. Печатается на первых - вторых полосах официальных и неофициальных газет. Язык хроникальной информации - книжный, стиль - сухой, отстраненный, официальный. (Слайд № 13)

4 этап. Составление плана, стратегии по разрешению затруднения (созданию «готового продукта»).

Цель: обучение детей структуризации полученного знания, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы. Планируемые образовательные результаты этапа Личностные: формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе творческой деятельности; Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы.

Деятельность учителя В ваших раздаточных материалах даны задания, на столах – средства по воплощению этих заданий: компьютер, диктофон, видеокамера, блокноты и ручки. Наша задача – спланировать самостоятельную работу в группах , чтобы создать готовый газетный продукт. Предлагайте пути решения проблемы.

Деятельность учащихся

После словесных баталий складывается следующий план работы: 1.Прочитать задания. 2.Ещё раз прочитать материал о том газетном жанре, с которым будет работать группа. 3.Исходя из задания, распределить обязанности каждого в группе. 4.Начать работу (слайд № 14).

5 этап. Этап самостоятельной работы в группах (по заранее данным домашним заданиям).

Цель: создание «готового продукта» – газетного жанра на основе знаний об уроках, которые дают художественные произведения, обучение обобщению, развитию умения строить предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Планируемые образовательные результаты этапа Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; делать выводы; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера, приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.

Деятельность учителя

Приступаем к работе в группах.

Деятельность учащихся

Задание для группы № 1 (Накануне урока ученики этой группы взяли интервью на диктофон у 5-классников на тему «Если бы у меня была волшебная палочка…», напомнив им об изученном произведении Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» и об уроках, которые они должны были извлечь, прочитав эту сказку). По материалам взятого интервью подготовьте небольшую письменную заметку на тему «Какие уроки извлекли 5-классники, прочитав сказку «Чёрная курица, или Подземные жители?».

Задание для группы № 2 Написать ответное письмо читателю, который прислал в редакцию газеты письмо: «Здравствуйте! Недавно я прочитал рассказ Льва Толстого «Кавказский пленник». Этот рассказ мне очень понравился. Но мне не всё понятно в нём. В чём смысл этого рассказа? Важен ли он современному читателю? Чему он учит? Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы. С уважением, ваш читатель, Сидоров Иван.»

Задание для группы № 3 Вы помните из повести В. Короленко, что Вася после встречи с детьми из «дурного» общества стал гораздо лучше, многое понял, Вася находит настоящих друзей и проходит школу истинного гуманизма. Напишите очерк, воспользовавшись компьютером, на тему «Я попал в дурную компанию». Определитесь, помня о положительном герое, какой урок дала вам повесть «В дурном обществе». Как нужно повести себя, чтобы не стать плохим человеком?

Задание для группы № 4 (Накануне урока ученики этой группы сняли видеофрагмент на тему «Что делать, если заблудился в лесу?» Вспомните рассказ В. Астафьева «Васюткино озеро». Чему вы научились у Васютки? Составьте две газетные информации-памятки для идущих в лес людей: 1) Советы идущему в лес, 2) Если ты заблудился. Воспользуйтесь материалами своего видеофрагмента.

6 этап. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Цель : презентация материалов группами. Планируемые образовательные результаты этапа Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и другими людьми в процессе образовательной, творческой деятельности. Метапредметные: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора познавательной деятельности; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера, приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, написание творческих работ на литературные и общекультурные темы.

Деятельность учителя

Представляем по очереди свои творческие работы.

Деятельность учащихся

Учащиеся представляют свои работы.

Образцы памяток (группа № 4)

Памятка №1. Советы идущему в лес.

    Подумай тщательно маршрут.

    Не забудь взять компас.

    Возьми спички для костра.

    Захвати с собой теплые вещи.

    Приготовь запас еды (соль, хлеб, сухари, консервы).

Памятка №2 Если ты заблудился.

    Не паникуй, успокойся.

    Осмотри место, где находишься.

    Собери хворост, дрова для костра (на ночь).

    Разожги костер, приготовь пищу.

    Подготовь место для ночлега.

    Спокойно ожидай спасателей, родственников (слайд № 15)

7этап. Рефлексия деятельности Цель: проведение рефлексии своей деятельности на уроке. Планируемые образовательные результаты этапа Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, творческой деятельности. Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора познавательной деятельности; владение монологической контекстной речью.

    Давайте подведём итог нашей деятельности.

Удалось ли нам осуществить цель урока?

Каким способом?

Чего не удалось на уроке и почему?

Учащиеся высказывают мнения, делают выводы

8 этап. Домашнее задание: написать небольшую заметку (можно взять другой газетный жанр) об уроке (слайд № 15) .

Действительно, очень быстро и незаметно пролетел десятый класс. За этот учебный год, я думаю, каждый из нас извлёк для себя какие-либо уроки, узнал много нового, интересного и полезного. Мне очень запомнились уроки литературы. Было очень интересно рассуждать на уроках, почему какой-либо герой поступил именно так, а не иначе. За год мы прошли много хороших произведений: "Обломов" Н.И.Гончарова, "Гроза" Островского, "Отцы и дети" Тургенева,"Кому на Руси жить хорошо" Некрасова, "Война и мир" Л.Н.Толстого и многие другие произведения.

Я хочу сказать "Спасибо" поэтам, чьи произведения мне понравились и запомнились. Это Фёдор Иванович Тютчев и Афанасий Афанасьевич Фет. Мне понравились их произведения из любовной лирики. ("На заре ты её не буди", "Сияла ночь").

Безусловно, все произведения нас учат чему-либо, из каждого из них можно сделать выводы. Самый глубокий след в моей душе оставили два произведения: это "Леди Макбет Мценского уезда" Н.С.Лескова и "Преступлении и наказание" Достоевского.

Говорят, что люди учатся на своих ошибках, а в своей повести Н.С.Лесков учит нас на чужих ошибках. С помощью образа Катерины он передаёт нам те последствия, к которым может привести такое поведение, как у главной героини. Любовь к Сергею ослепила Катерину, из-за него она пошла на несколько ужасных преступлений: убийство мужа, свёкра и племянника. Нет, автор не хотел сказать нам, что любить нельзя. Он показал нам, к каким последствиям может привести слепое подчинение одному человеку, когда совсем не задумываешься о своих окружающих, о том, какой вред можешь принести им ты. Своей любви можно добиться всегда, просто нужно искать для этого другие меры, ни в коем случае не убийство. Я думаю, что это произведение послужит для меня уроком на всю жизнь.

Второе произведение это психологический роман "Преступление и наказание". Он читается не легко, так как там присутствуют монологи, размышления, воспоминания, но всё же роман очень интересный и познавательный. Главный герой - Родион Раскольников - личность весьма своеобразная. В нём сочетаются противоположные качества: жалость к родным, к своей сестре и бессердечность по отношению к старухе-процентщице. Действительно, все мы глядим в Наполеоны и Родион - тоже. После совершения убийства, когда его мучила совесть, он говорил сам себе, что из-за Наполеона погибла многомиллионная армия (что из-за него они участвовали в войне) и Наполеону за это никто ничего не сделал, а он убил одну жалкую старушонку и уже жалеет об этом. Но убийство ни к чему хорошему не привело, а только заставило Раскольникова мучаться и терзать себя угрызениями совести.

Эти два произведения произвели на меня большое впечатление, и я думаю, что буду перечитывать их снова и снова. Спасибо Вам за те жизненные примеры, которые Вы преподнесли нам в своих замечательных произведениях!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тема воспитания в произведениях русской литературы 19 века

Введение

Освоение литературной классики учащимися является непременным условием сохранения единства национальной культуры. Формирование нравственно-активной личности - главная задача обучения и воспитания на уроках литературы.

Российское общество в данный период переживает глубокий нравственный кризис: человек отходит от осознания духовных основ жизни, теряет основания своего собственного бытия. Современный человек все больше ориентируется на материальный успех, внешние достижения. Реалии современного российского общества - рыночные отношения, ориентация на инструментальные ценности, американизация жизни, разрушение национального самосознания, основ бытия народа. Подлинно активная личность умеет свободно, т.е. сознательно выбирать линию своего поведения. Поэтому в качестве основной задачи обучения и воспитания надо рассматривать воспитание такой личности, которая способна к самоопределению в современном мире. Это значит, что у учащихся надо воспитывать такие качества, как высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самоуважения, самостоятельности, независимости суждений, способность к ориентировке в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умения принимать решения и нести ответственность за свои поступки и осуществлять выбор содержания своей жизнедеятельности, линии поведения, способов своего развития. Именно все эти качества стали основой произведений классиков русской литературы 19 века.

Данная работа посвящена теме воспитания в произведениях русской литературы 19 века, в работе рассматриваются основные аспекты содержания воспитания на уроках литературы, анализируется тема воспитания в произведениях Пушкина А.С., Лермонтова М.Ю., Фонвизина Д.И., Островского А.Н. и других выдающихся мастеров слова 19 века.

1. Основы нравственного воспитания на уроках литературы

Период юношества является периодом быстрого “заражения” новыми идеями, периодом смены чувств, настроений, мысли, увлечений, веры в свои идеалы и в свои собственные силы, интересом к собственной личности, проблемам времени, поиском идеала, цели в жизни, неудовлетворенностью собой. Все это служит мощным двигателем нравственного развития.

Развитие автономной морали, связанное с критическим осмыслением норм общественной морали, объяснением моральных коллизий, поиском и утверждением собственных моральных принципов особенно стимулируется творческими актами морального выбора Гончаренко Т.И. Эстетическое воспитание учащихся в литературно-творческом обществе. - М.: Гардарики, 2003, с.67 . Поэтому моделирование и применение в обучении и воспитании ситуаций морального выбора оказывается необходимым условием нравственной активности школьников.

Ситуация морального выбора - это такая ситуация, которая заключает в себе противоречия между двумя взаимоисключающими решениями или действиями.

Человек в подобных ситуациях должен принять альтернативное решение о своем отношении к моральным или аморальным фактам и о своем поведении (“Как мне поступить?”).

Принять альтернативное решение - это значит выбрать между добром и злом, сочувствием или безразличием, смелостью и трусостью, честностью и обманом, верностью и предательством, альтруизмом и эгоизмом и т.д. Выбрать правильное моральное решение - это значит совершить поступок.

Чтобы эффективно использовать ситуации морального выбора в воспитании и развитии школьников, нужно знать типы морально-этических проблем, поднимаемых в них. Морально-этические проблемы могут быть направленны на познание широких мировоззренческо-этических явлений, понятий (человек и природа, человек и общество, искусство и жизнь, красота и добро, смысл жизни и т.д.), на познание отношений и поведения людей, собственных моральных качеств.

Нравственность - это система внутренних правил человека, в основе которых гуманистические ценности, определяющие его поведение и отношение к себе и другим людям.

Нравственность - фундаментальное качество человека, его позитивное начало, вырастающее из чувства любви к людям, независимо от их национальности, и понимания свободы как личной ответственности.

Критерием нравственности является способность человека в сложной жизненной ситуации сделать выбор в пользу творения, а не разрушения.

Становление нравственности происходит в процессе личного самосознания и приобщения к духовности общества.

Проблемы могут быть связанны с выбором поведения и принятием морального решения, с оценкой и самооценкой нравственных достоинств личности, с принятием решения в конкретной ситуации, могут требовать объяснения морального явления.

Умение видеть, осознавать и анализировать морально-этические противоречия вокруг себя и в самих себе является важнейшим компонентом развития этической культуры и нравственного самосознания школьника.

Нравственные примеры и ситуации необходимо брать из произведений художественной литературы. Формирование нравственности средствами художественной литературы в новых социокультурных условиях является управляемым процессом и зависит от работы учителя по отбору литературного образования в свете культурных, национальных и общечеловеческих ценностей Аксенова Е.М. Воспитание чувств художественным словом. Пособие для учителя. - М.: АСТ, 2002, с.121 . Поэтому необходимо обновлять содержание литературного образования и включать для изучения произведения с острой нравственной тематикой, поднимающие важные философские и нравственные проблемы, вечные вопросы. Именно эти вопросы, столь важные для нравственного воспитания и развития школьников, освещаются авторами произведений литературы 19 века.

Главная задача преподавателя на уроках литературы - добиваться неформального решения нравственных проблем, осуществления морального выбора с учетом всего разнообразия сопутствующих ситуации условий, вынося для обсуждения и анализа все более сложные нравственные проблемы и более сложные морально-этические ситуации.

Художественная литература, обращаясь не только к разуму, но и к чувствам юного читателя, развивает и духовно обогащает формирующуюся личность. Очевиден огромный воспитывающий материал, который несут в себе уроки литературы. Пробуждая чувства и проживания читателя - школьника, они совершенствуют культуру восприятия художественной литературы в целом. Задача словесника - научить детей сопереживать, размышлять над произведением, понимать красоту слова Мещерякова Н.Я., Гришина Л.Я. Формирование идейно-нравственной позиции подростков средствами литературы// Совершенствование преподавания литературы в школе. - М.: Просвещение, 1986, с.78 .

В школьном анализе литературного произведения важен сам процесс общения с искусством. В ходе его учитель помогает детям увидеть то, что прошло незамеченным при первом прочтении, постепенно вскрывает различные пласты художественного текста, ведет учеников к постижению смысла произведения. Это формирует ученика как читателя, делает его эмоционально более чутким.

Искусство воспитания - это, прежде всего, искусство говорить, обращаться к сердцу ребенка. Следует воспитывать духовные ценности. Исходя из каждой конкретной темы урока, необходимо определить, какие учебные навыки будешь развивать, какие нравственные качества этот урок поможет воспитать в учениках. Воспитывающая роль урока более важна, чем просто изложение учебного материала.

нравственный обучение литература воспитание

2. Тема воспитания в произведениях русской литературы 19 века

2.1 Характеристика литературы 19 века

В начале XIX в. возникает сентиментальное направление. Наиболее видные представители его: Карамзин ("Письма русского путешественника", "Повести"), Дмитриев и Озеров. Возникшая борьба нового литературного стиля (Карамзин) со старым (Шишков) оканчивается победой новаторов. На смену сентиментализма является романтическое направление (Жуковский - переводчик Шиллера, Уланда, Зейдлица и английск. поэтов). Национальное начало находит выражение в баснях Крылова. Отцом новой русской литературы явился Пушкин, который во всех родах словесности: лирике, драме, эпической поэзии и прозе, создал образцы, по красоте и изящной простоте формы и искренности чувства не уступающие величайшим произведениям всемирной литературы Базанова А. Е. Русская литература 19 века. - М.: Право и закон, 2001, с. 83 . Одновременно с ним действует А. Грибоедов, давший в ком. "Горе от ума" широкую сатирическую картину нравов. Н. Гоголь, развивая реальное направление Пушкина, изображает с высокой художественностью и юмором темные стороны русской жизни. Продолжателем Пушкина в изящной поэзии является Лермонтов.

Начиная с Пушкина и Гоголя, литература делается органом общественного сознания. К 1830-40-м годам относится появление в России идей немецких философов Гегеля, Шеллинга и др. (кружок Станкевича, Грановского, Белинского и др.). На почве этих идей появились два главных течения русской общественой мысли: славянофильство и западничество. Под влиянием славянофилов возникает интерес к родной старине, народным обычаям, народному творчеству (труды С. Соловьева, Кавелина, Буслаева, Афанасьева, Срезневского, Забелина, Костомарова, Даля, Пыпина и др.). Вместе с тем, в литературу проникают политические и социальные теории Запада (Герцен).

Начиная с 1850-х гг., широкое распространение получают роман и повесть, в которых отражаются жизнь русского общества и все фазисы развития его мысли (произведения: Тургенева, Гончарова, Писемского; Л. Толстого, Достоевского, Помяловского, Григоровича, Боборыкина, Лескова, Альбова, Баранцевича, Немировича-Данченко, Мамина, Мельшина, Новодворского, Салова, Гаршина, Короленко, Чехова, Гарина, Горького, Л. Андреева, Куприна, Вересаева, Чирикова и др.). Щедрин-Салтыков в своих сатирических очерках бичевал реакционные и эгоистические тенденции, возникавшие в русском обществе и мешавшие осуществлению реформ 1860-х гг. Писатели народнического направления: Решетников, Левитов, Гл. Успенский, Златовратский, Эртель, Наумов.

Историческая стадия возникновения реалистического метода и соответствующего ему направления. 19 век воспринял все лучшее, что было в романтизме, возникшем на рубеже 18-19 в.в.: идея свободного развития личности, творческое преображение жанрово-стилевого своеобразия литературы. 19 век дал разные национальные варианты подлинно социального романа, где человек представал в глубокой внутренней связи с общественными обстоятельствами и подчинялся им, хотя у многих художников литературный персонаж представал и как борец против этих обстоятельств Педчак А.Н. Русская литература конца 18 начала 19 века. - М.: Феникс, 2003, с. 29 . Как ни одно столетие, 19 век отличался необычайным разнообразием жанровых, тематических форм литературы, а в такой области, как стихосложение, дал бесчисленное количество ритмических и строфических модификаций в каждом национальном литературном языке. В начале 19 века И.В.Гете сформулировал принцип «всемирной литературы». Это не означало потерю национальной специфики литератур, а лишь свидетельствовало о процессах интеграции в словесном искусстве мира. Вторая половина 19 века была названа «русским периодом» в мировой литературе.

2.2 Нравственно-художественное и эстетическое воспитание на примерах литературных произведений классиков 19 века

Осмысливать философские проблемы, активно применять свои знания, свой жизненный опыт, используя свои убеждения, ставить проблемы, анализировать различные морально-этические коллизии, сложные проблемы человеческих отношений, принимать самостоятельные решения, развивать познавательную самостоятельность и творческие способности учащиеся учатся на произведениях таких известных авторов 19 века как Пушкин А.С., Лермонтов М.Ю., Фонвизин Д.И., Островский А.Н., Гончаров. С помощью анализа произведений авторов возможно объяснение таких понятий, как конфликт, нравственность, патриотизм, преданность, предательство. В произведениях перечисленных мастеров слова 19 века невидимой нитью проходит тема воспитания.

Например, произведение А.С. Пушкина «Евгений Онегин» можно по праву считать энциклопедией воспитания современной жизни. Это вечное произведение, сочетающие в себе все основные традиции русского народа. Роман в стихах "Евгений Онегин" ставит много проблем. Одна из них - проблема счастья и долга. Эта проблема наиболее ярко освещена в финальном объяснении Евгения Онегина с Татьяной Лариной. Онегин впервые задумывается о том, что его мировоззрение неправильное, что оно не даст ему покоя и того, чего он в конце концов добивается. “Я думал: вольность и покой замена счастью”, - признается Онегин Татьяне, начиная осознавать, что истинное счастье заключается в стремлении найти родственную душу.

Он понимает, что все его устои пошатнулись. Автор дает нам надежду на нравственное возрождение Онегина. главное достоинство Татьяны - это душевное благородство, ее истинно русский характер. Татьяна обладает высоким чувством долга и собственного достоинства. Потому что Татьяна выше собственного счастья ставит долг перед мужем, боится опозорить его, сделать ему больно. Именно поэтому она нашла в себе силы подавить свои чувства и сказать Онегину:

Я вас люблю (к чему лукавить?)

Но я другому отдана;

И буду век ему верна

Тема воспитания в данном произведении выражена воспитанием чувства долга и ответственности. Честь и смысл жизни - вот основные воспитательные проблемы, освещенные в романе. Татьяна принуждена была бороться за своё достоинство, проявляя в этой борьбе бескомпромиссность и присущую ей моральную силу, именно в этом заключались нравственные ценности Татьяны. Татьяна - героиня совести. Татьяна выступает в романе как символ верности, доброты, любви. Давно всем известно, что счастье для женщин заключается в любви, в заботе о ближнем. Каждая женщина (будь она политический деятель, учитель или журналист) должна быть любима, любить, растить детей, иметь семью. Для Пушкина Татьяна - идеал молодой русской женщины, которую, встретив, невозможно забыть. Так сильны в ней чувство долга, душевное благородство Воловой Г.Н. Евгений Онегин А.С.Пушкин - Тайна романа. Критика. - М.: Академия, 2004, с.138 .

В произведении М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» основной воспитательной темой является проблема личности. Личность в ее отношении к обществу, в ее обусловленности социально-историческими обстоятельствами и в то же время противодействии им - таков особый, двусторонний подход Лермонтова к проблеме. Человек и судьба, человек и его назначение, цель и смысл человеческой жизни, ее возможности и действительность - все эти вопросы получают в романе многогранное образное воплощение. “Герой нашего времени” - первый в русской литературе роман, в центре которого представлена не биография человека, а именно личность человека - его душевная и умственная жизнь как процесс Аношкина В.Н., Зверев В.П. Русская литература ХIХ века. 1870-е - 1890-е годы: Воспоминания. Литературно-критические статьи. Письма. - М.: Высшая школа, 2005, с. 14 . В романе органически сочетаются социально-психологическая проблематика и нравственно-философская, острая сюжетность и беспощадный самоанализ героя, очерковость отдельных описаний и новеллистическая стремительность поворотов в развитии событий, философские размышления и необычные эксперименты героя; его любовные, светские и иные похождения оборачиваются трагедией несостоявшейся в полной мере судьбы незаурядного человека. Вся система образов этого произведения, как и вся художественная структура романа, построена таким образом, чтобы с разных сторон и под разным углом зрения осветить центрального героя.

Данное произведение воспитывает в читателе умение полноценно существовать в обществе, умение разбираться в противоречиях, часто возникающих в душе любого человека, умение находить баланс между психологическими трудностями и препятствиями, встающими на пути.

Значение романа «Герой нашего времени» в последующем развитии русской литературы огромно. В это произведение Лермонтов впервые в «истории души человеческой» вскрыл такие глубинные пласты, которые не только уравнивали ее с «историей народа», но и показывали ее приобщенность к духовной истории человечества через ее личностно-родовую значимость. В отдельной личности высвечивались не только ее конкретно-временные социально-исторические признаки, но и всечеловеческие.

Не менее значимой воспитательной ценностью обладает произведение Фонвизина Д.И. «Недоросль». Оно особенно ценно для периода юношества, когда молодых людям так необходима помощь в выборе своего дальнейшего жизненного пути. В комедии Фонвизина тема воспитания выражена в противоборстве добра и зла, низости и благородства, искренности и лицемерия, животности и высокой духовности Педчак А.Н. Русская литература конца 18 начала 19 века. - М.: Феникс, 2003, с. 54 . «Недоросль» Фонвизина построен на том, что мир Простаковых из Скотининых - невежественных, жестоких, самовлюбленных помещиков - хочет подчинить себе всю жизнь, присвоить право неограниченной власти и над крепостными, и над людьми благородными, которым принадлежат Софья и её жених, доблестный офицер Милон; дядя Софьи, человек с идеалами петровского времени, Стародум; хранитель законов, чиновник Правдин. В комедии сталкиваются два мира с разными потребностями, стилями жизни и манерами речи, с разными идеалами. Идеалы героев отчетливо видны в том, какими они хотят видеть своих детей. Вспомним Простакову на уроке Митрофана:

«Простакова. Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит… Врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги - ни с кем не делится.. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!».

А теперь вспомним сцену, где Стародум говорит с Софьей:

«Стародум. Не тот богат, кто отсчитывает деньги, что прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного… Дворянин… считал бы за первое бесчестие не делать ничего: есть люди, которым помогать, есть Отечество, которому служить».

Произведение наглядно показывает разницу между добром и злом, благородством и невежеством, читатель имеет возможность оценить все эти качества, сделать вывод, что по истине является ценным в жизни. комизм более глубокий, внутренний: грубость, которая хочет выглядеть любезно, жадность, прикрывающая великодушием, невежество, претендующее на образованность. Комическое основано на нелепость, несоответствие формы и содержания. В «Недоросле» жалкий, примитивный мир Скотининых и Простаковых хочет прорваться в мир благородных, присвоить себе его привилегии, завладеть всем. Зло хочет прибрать к рукам добро действует при этом весьма энергично, разными способами.

Тема воспитания не менее отчетливо прослеживается и в произведении великого русского драматурга 19 века А.Н. Островского «Гроза». Драма рассказывает о трагической судьбе женщины, которая не смогла переступить через патриархальные устои домостроя, не смогла сражаться за свою любовь, и поэтому добровольно ушла из жизни. Данное произвдение с трагическим концом воспитывает у читателя силу духа, умение находить выход из сложнейших ситуаций, сохранение самообладания в тяжелые моменты жизни Пальховский А.М. Драма А. Н. Островского "Гроза" в русской критике. - СПб: Изд-во СПбГУ, 2001, с.42 . Катерина очень набожна, религиозна. А с точки зрения церкви самоубийство - тяжкий грех, самоубийцу даже не отпевают. И мы видим, как тяжело ей совершить этот шаг, однако, именно предательство самого близкого человека толкает ее на самоубийство. Катерина разочаровалась в своем возлюбленном, поняла, что он человек слабый, безвольный. Посмотрите, как Борис ведет себя в сцене прощания: сначала он жалеет Катерину, а в конце уже сам желает ей смерти. Возможно, не такой страшной, но все же смерть Катерины заставит Бориса быстрее ее забыть.

Конечно же, самоубийство можно расценить как поступок слабохарактерного человека. Но с другой стороны, жизнь в доме Кабанихи для нее невыносима. И в этом поступке - сила ее характера. Если Борис бежит от своей любви, бросает Катерину, то, как же ей поступить, как жить дальше? И поэтому она решается на самоубийство, так как не может и разлюбить Бориса, и простить ему предательство. Драма «Гроза» показывает всю силу влияния на человека и его душу таких отношений как предательство, презрение, пренебрежение. Воспитание учащихся на примере этого произведения проходит в русле формирования чувства справедливости, уважения, преданности к ближнему.

В произведении Н.В. Гоголя «Мертвые души» теме воспитания также уделялось пристальное внимание. Николай Васильевич, будучи человеком честным, умным, чувствительным, религиозным видел, что в мире правит зло, которое распространяется с огромной быстротой, и человек с ним уживается. Ужившись с человеком оно начинает процветать и торжествовать. Зло начинает распространятся с такой быстротой, что трудно определить его границы. Считая себя пророком, Гоголь искренне верил в то, что именно он должен указать человечеству на его грехи и помочь избавиться от них. Когда читаешь страницы произведения, все кажется серым, пошлым, ничтожным. Именно серость и пошлость - это зло, и оно само по себе страшно. Именно пошлость рождает низменные чувства, тупость и безразличие. В этом пошлом мире зло не знает границ, ибо оно беспредельно.

Главный вопрос, который задает Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души»: «Есть ли в этом мире что-то светлое, какое-то хотя бы обращение к свету?» Нет, здесь служат другим идолам: желудку, вещизму, сребролюбию. Но это все ложные ценности, и у каждого из героев они свои. В поэме “Мертвые души”, автор поставил самые больные и злободневные вопросы современной ему жизни. Он ярко показал разложение крепостного строя, обреченность его представителей. Уже само название поэмы имело огромную разоблачительную силу, несло в себе “что-то наводящее ужас”. Основной воспитательной идеей произведения можно назвать учение о нравственных и духовных ценностях человека в противоположность материальным ценностям. Человек нуждается в возвышенных идеях, устремлениях, эмоциях, постоянное стремление к накоплениям, материальным благам просто уничтожают человеческое «я».

Система персонажей была произведения сделана по принципу все более глубокого духовного оскудения и морального падения от героя к герою. Так, хозяйство Манилова "шло как-то само собою". При чтении произведения воспитывается заинтересованность ко всему, что есть вокруг, и указывается на огромный вред и разрушительное действие безразличия и апатии. Через всю поэму Гоголь параллельно сюжетным линиям помещиков, чиновников и Чичикова непрерывно проводит еще одну - связанную с образом народа. Композицией поэмы писатель все время настойчиво напоминает о наличии пропасти отчуждения между простым народом и правящими сословиями.

Не менее важным для воспитания читателя является и произведение Гончарова И.А. «Обломов». Главные черты обломовского характера заключаются в совершенной инертности, происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете Писарев Д.И. Роман И. А. Гончарова Обломов. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1975, с.96 . Причина же апатии заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного развития. По внешнему своему положению - он барин; "у него есть Захар и еще триста Захаров", по выражению автора. Обломов не есть существо, от природы совершенно лишенное способности произвольного движения. Его лень и апатия есть создание воспитания и окружающих обстоятельств. Главное здесь не Обломов, а обломовщина. Он бы, может быть, стал даже и работать, если бы нашел дело по себе: но для этого, конечно, ему надо было развиться несколько под другими условиями, нежели под какими он развился. В настоящем же своем положении он не мог нигде найти себе дела по душе, потому что вообще не понимал смысла жизни и не мог дойти до разумного воззрения на свои отношения к другим.

Заключение

Итак, проанализировав тему воспитания в произведениях классиков русской литературы, можно сделать вывод, что художественная литература 19 века представляет собой важнейшее культурное наследие, помогающее воспитывать нравственно и духовно богатое поколение.

Выдающиеся литературные произведения помогают читателю анализировать собственные поступки, воспитывает в них умение принимать правильные решения, когда человек стоит перед моральным выбором. Литература 19 века учит нас основополагающим качествам человеческой души, таким как честь, достоинство, верность, преданность, духовность, человеколюбие, гуманность, трудолюбие. На примерах героев своих произведений авторы невольно воспитывают в читателях нравственные качества человеческой личности, руководствуясь поступками и взглядами своих персонажей.

Тема воспитания активно проходит через основную часть произведений литературы 19 века, формирующей также патриотизм и любовь к Родине у читателей. Таким образом, можно сказать, что воспитательная тема является эффективным методическим средством формирования у читателей собственных морально - этических взглядов, убеждений, отношений, идей в процессе решения морально - этических проблем.

Список литературы

1. Аксенова Е.М. Воспитание чувств художественным словом. Пособие для учителя. - М.: АСТ, 2002.

2. Аношкина В.Н., Зверев В.П. Русская литература ХIХ века. 1870-е - 1890-е годы: Воспоминания. Литературно-критические статьи. Письма. - М.: Высшая школа, 2005.

3. Базанова А. Е. Русская литература 19 века. - М.: Право и закон, 2001.

4. Воловой Г.Н. Евгений Онегин А.С.Пушкин - Тайна романа. Критика. - М.: Академия, 2004.

5. Гончаренко Т.И. Эстетическое воспитание учащихся в литературно-творческом обществе. - М.: Гардарики, 2003.

6. Мещерякова Н.Я., Гришина Л.Я. Формирование идейно-нравственной позиции подростков средствами литературы// Совершенствование преподавания литературы в школе. - М.: Просвещение, 1986.

7. Педчак А.Н. Русская литература конца 18 начала 19 века. - М.: Феникс, 2003.

8. Писарев Д.И. Роман И. А. Гончарова Обломов. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1975.

Размещено на Allbest.ur

Подобные документы

    Роль литературы в формировании человека. Методика преподавания русской литературы ХХ века в 5-7 классах средней школы на примере произведения Набокова "Обида". Разработка системы изучения отдельных произведений писателей в условиях классного коллектива.

    курсовая работа , добавлен 01.10.2008

    Исследование взаимосвязи литературы и химии на примере художественных произведений, химические ошибки в литературе. Художественные образы металлов в лирике Лермонтова. Анализ влияния художественных произведений на познавательный интерес учащихся к химии.

    дипломная работа , добавлен 23.09.2014

    Особенности нравственного воспитания учащихся начальных классов средствами художественной литературы, принципы реализации данных задач на соответствующих уроках. Народная сказка как средство нравственного воспитания младших школьников, разработка урока.

    реферат , добавлен 29.11.2013

    Мораль как категория нравственного воспитания. Методы, средства и содержание нравственного воспитания школьников, особенности его применения на уроках литературы. Анализ ценностных ориентаций (нравственных категорий) учащихся 6 а класса МОУ СОШ №1 26.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2010

    Народное творчество как средство нравственного воспитания дошкольников, роль художественной литературы на примере пословиц, поговорок, сказок. Разработка педагогических условий нравственного воспитания в процессе деятельности по развитию речи в ДОУ.

    курсовая работа , добавлен 14.02.2012

    Связь литературы и музыки на уроках в коррекционной школе. Использование литературы на уроках музыки. Музыка и литература на праздниках и развлечениях. Знакомство с музыкальными терминами через литературное слово. Влияние музыки и литературы на человека.

    дипломная работа , добавлен 28.01.2010

    Основные цели использования художественной литературы на уроках истории. Место художественной литературы на уроке истории и принципы ее отбора. Классификация произведений художественной литературы. Методика использования художественной литературы.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2004

    Методологическая проблема формирования понятия "антиутопия" на уроках литературы. Факторы эволюции утопии к антиутопии. Изучение в средней школе антиутопических произведений русских и английских писателей ХХ века с учетом их жанрового своеобразия.

    дипломная работа , добавлен 09.06.2012

    Эстетическое воспитание: понятие, характеристика, основные критерии. Возраст, сопутствующий развитию эстетического воспитания. Серия практических работ для изучения графического редактора Inkscape, направленная на эстетическое воспитания школьников.

“Природа дала человеку в руки оружие - интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону; поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах”. Так говорил Аристотель. Пройдет время; и другой философ - Гегель - сформулирует эту мысль так: “Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетель; он добродетель лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера”.

Сегодня высокая нравственность - едва ли не самая важная и необходимая для человека и общества в целом и, к великому сожалению, самая “немодная” черта характера, “непопулярная”. По мнению некоторых ученых - социологов, нынешнее молодое поколение мы потеряли: под натиском развращающего воздействия телевидения, под оглушающую пропаганду “сладкой” наркотически-сексуальной жизни только 7% процентов молодых людей называют нравственность жизненно важным качеством.

Человек, если он хочет быть достойным этого звания, не может жить без морали и нравственности. Качества эти не врожденные, не генетический код передает их из поколения в поколение. Есть множество примеров, когда дети весьма интеллигентных, высокообразованных, честных и порядочных родителей становились подонками общества. И, наоборот, в неблагополучных семьях вырастали яркие личности с чистыми помыслами, с неутомимой страстью к добрым делам, скромные и очень строгие к себе. Старшее поколение склонно видеть в младшем и даже несколько преувеличивать недостатки возраста. Правда, к сожалению, не без оснований говорим мы иногда о том, что ребята не приучены к труду, не берегут добро, ждут “всего и сразу от своих предков”. Да только кто же виноват в этом? Семья? Школа? Улица? Да. Каждый по отдельности и все вместе.

Да, нужно воспитывать в детях убежденность, что добро победит. Да, нужно учить их воевать за эту победу. Да, нужно чтобы они не боялись в процессе борьбы набить себе синяков и насмешек. Но самое главное - самим нам соответствовать этим принципам. Мы, учителя, должны помнить: на нас смотрят свои и чужие дети, по нашим поступкам судят они о жизни, в которую вступают. Они сменят нас завтра в классе, за пультами управления, но основы их взглядов и привычек закладываются сегодня. И уроки гуманных взаимоотношений они усваивают сегодня. Дома, в школе, в частности, на уроках литературы.

О гуманизме уроков литературы следует сказать особо. Ведь, несмотря на многолетние споры о формах и методах преподавания литературы, сегодня ясно, как день, что главное назначение современного словесника - быть источником нравственного влияния. “Ничто, кроме литературы, - говорил П.М. Неменский, - не может передать опыт чувств многих человеческих жизней. Так, можно через литературное произведение пережить унижение раба или горечь одиночества старости, оставаясь при этом молодым человеком нашего времени.

Именно такое воздействие и формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества”.

Еще К.Д.Ушинский, один из лучших русских педагогов полагал, что учитель, прежде всего, должен быть воспитателем. “В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом”, - писал он.

Если умение воспитывать своим предметом было достоинством еще в XIX веке, то сегодня, в веке XXI, во времена дефицита человеческих ценностей, оно приобрело ещё большую значимость и необходимость.

Иногда учителей сравнивают по тому, кто напичкает головы своих учеников наибольшим объемом знаний. Поэтому они изощряются в изобретении способов, как эффектней и эффективней эти знания преподнести, чтобы запомнились впрок. Я считаю, что эти знания нужны, но важнее снабдить ученика объемом нравственных представлений, ведь смысл труда преподавателя литературы - в воспитании высокогуманной личности, настоящего Человека.

Порой мы, педагоги, видим и чувствуем, что основная масса наших учеников просто по долгу службы отсиживает положенное и отвечает на уроках. А ведь очень хочется, чтобы на уроках литературы учащиеся горевали или смеялись, удивлялись или возмущались, хочется научить школьников понимать поведение человека, самого себя, окружающих его людей, т.е. узнавать в литературных героях себе подобных, помочь ученику разрешить собственные проблемы средствами литературы, понять, что такое хорошо и плохо, учить бороться с “плохо”, ставить и ставить перед учениками вопросы, искать вместе с ними ответы, беседовать, спорить о жизни, о людях.

Предметом каждого изучаемого произведения является человек, его жизнь и поведение в разных ситуациях. Как бы далеки ни были события, о которых нам рассказывают Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибоедов, Толстой, Достоевский, нравственные проблемы, поднятые ими в их произведениях, звучат злободневно в наше бурное, сложное время. Счастье и несчастье, верность и предательство, чувство долга и карьеризм, истина и ложь, подвиг и трусость, человек и общество, любовь и дружба - эти и многие другие нравственные проблемы являются вечными и поэтому должны волновать сердца наших учеников.

Достойно продолжают классические традиции и пополняют сокровищницу нашего национального словесно-художественного творчества, открывают новые возможности для формирования читательской культуры и гуманистических идеалов школьников современные писатели Ю. Казаков, В. Шукшин, А. Платонов, В. Солоухин, К. Паустовский, А. Рыбаков, В. Астафьев, Ф. Абрамов, В. Распутин и другие. Их произведения - благодатная почва, на которой можно вырастить высоконравственных людей, откуда можно впитать представления о хорошем и плохом, о честном и порочном, об обыденном и высоком из всего множества явлений, из которых складывается наша жизнь.

А она требует творческого развития ребенка, формирования его активности, самостоятельности, готовности и умения брать ответственность за собственную судьбу, за происходящее в обществе.

Это предполагает и новые принципы анализа произведений - необходимо всемерно стимулировать самостоятельность суждений учащихся, решительно отказаться от навязывания сделанных кем - то однозначных оценок относительно эпизода, события, поступка персонажа, содержащихся в художественном произведении.

Постижению истины в литературно-художественных текстах, авторской гуманистической позиции помогает система вопросов и заданий. В качестве подтверждающего примера можно привести урок по теме “Я нужен людям” (А. Платонов, 8 класс, “Юшка”). Рассказ читает учитель. После нескольких предложений становится ясно, что главный герой - больной, неряшливо и неопрятно одетый помощник кузнеца. Чтение прекращается.

Нравится ли вам главный герой? (Нет).

Если бы вы такого человека встретили на улице, то:

а) подали бы руку?
б) прошли бы молча мимо?
в) брезгливо усмехнулись бы?
г) не обратили бы внимания, чтобы не испортить себе настроения?

Картина получается безрадостная.

Знакомясь с главным героем больше, дети понимают, что за внешне не очень приятным человеком - настоящий человек, просто он не умеет сердиться, гневаться, постоять за себя, не похож на других своей неряшливостью.

С одной стороны - добрый, кроткий Юшка; с другой - озлобленные люди. Несчастье просто не могло не произойти. Юшка погиб. Ученики слушают с огромнейшим вниманием текст, потом очень активно, перебивая друг друга, отвечают на вопросы.

Что же за человек Юшка?

Почему вы “забыли” о его неопрятной внешности?

Какая черта его характера выходит на первый план?

Почему дети издеваются над Юшкой? (Не дает сдачи)

За что взрослые обижают Юшку? (Не похож на них).

Разве плохо быть не похожим на других? Почему?

А каким нужно? Почему? Любил ли он людей? А они его?

Почему Юшка терпит унижение и оскорбление?

Если бы среди вас оказался такой человек, как бы к нему относились?

Представьте, что он - ваш родственник. Смогли бы его защитить от злых людей? Как?

Попробуем вкратце подвести итог о взаимоотношениях:

Можно ли быть таким? (Нет)

А каким? (Нужно уметь постоять за себя, не обижая и не унижая других).

Как Юшка относится к природе? (Нежно, трепетно)

О каких качествах характера Юшки свидетельствует его трепетное отношение к природе?

(Доброта, искренность, беззлобие).

Зря ли прошла жизнь Юшки? Пропало ли его добро?

(Нет. Добро не пропало, т.к. после его смерти появился добрый человек -дочь, которая продолжит его дело).

Поняли ли люди свою ошибку?

Изменилось ли их отношение к нему хотя бы после смерти? (Да. Они сказали: “Прости нас, Юшка”).

Теперь скажите, почему Платонов главным героем своего рассказа сделал такого непривлекательного внешне человека?

(Идет беседа о духовной красоте).

Система вопросов рассчитана на то, что учащийся должен сам определить собственное отношение к отдельным персонажам, гуманистическим идеалам, которые несут персонажи, аргументировать точку зрения конкретными фактами. На уроке звучат различные доводы в защиту или обвинение того или героя, происходит столкновение мнений, коллективный поиск оптимальных выводов, а это - основа формирования активного, творчески мыслящего читателя.

Изучается рассказ В. Шукшина “Волки”. Герои рассказа - обыкновенные люди, два простых русских мужика Наум и Иван – тесть и зять. По ходу чтения составляется характеристика литературных героев:

Наум – нестарый, обаятельный, трудолюбивый, расторопный, хозяйственный.

Иван (зять Наума) – молодой, беспечный, чуть ленивый, своенравный.

Кто из героев вам нравится? Почему? Похож ли он на ваших родителей? Чем? (Наум, он похож на наших отцов, дедов своей хозяйственностью и трудолюбием). Сюжет прост. Наум и Иван поехали в лес за дровами, а на них напали голодные волки. Вдвоем они бы отбились от волков, но Наум струсил, убежал, оставив Ивана одного. Он оказался в большой опасности, волки растерзали его лошадь. Только смелость Ивана спасла его, он выжил, пришел в деревню и решил отомстить тестю за предательство.

Как вы теперь относитесь к героям? Почему вам нравится ленивый Иван?

Какие людские недостатки страшнее, чем беспечность, леность? (Подлость, предательство).

Встречали ли вы таких людей?

Что хотел сделать Иван после возвращения?

Кто ему помешал и почему? Что бы вы сделали на месте Ивана? Милиционера?

Не похожи ли чем - то в данном эпизоде герои-люди на волков? (Да, Иван хочет отомстить, отплатить злом за зло).

В. Шукшин не делит своих героев на четкие нравственные категории - этот положительный герой, а тот - отрицательный. Он, показывая несовершенство человека, преступающего законы морали, старается избежать назойливой назидательности, “лобовой атаки”.

Многие произведения современных авторов, включенные программу по литературе, заставляют задуматься над жизнью, побуждают формировать характер, помогают ответить на вопросы: что в тебе хорошего, а что плохого? Может ли быть человек без единой отрицательной черты? Как это определить самому?

Работая над проблемой “Нравственное воспитание на уроках литературы”, я убедилась, как по-разному воспринимают учащиеся произведение, поэтому нужно осторожно относиться к их суждениям, стремиться к тому, чтобы личность писателя, его моральный облик, образы, созданные его творческой натурой, стали для ребят близкими и понятными. Ведь каждый человек, кто раньше, а кто позже, задумывается - каким человеком быть? Какие нравственные ценности взять с собой из стен школы? Мы же, учителя, стараемся помочь им своими уроками литературы как можно раньше осознать себя личностью, сделать свой нравственный выбор. Каждому учителю-словеснику всегда надо помнить, что литература - это искусство слова, и следует видеть в классике средство воспитания души, гуманизма, духовности, общечеловеческой нравственности, сделать книгу средством познания себя и окружающих людей, максимально приблизить ее к современности, к миру ребенка и тем самым дать толчок к самостоятельности.

Примеры сочинений ЕГЭ

Русскую литературу всегда отличало тяготение к постановке и решению важных морально-нравственных проблем, причём не в форме абстрактных рассуждений, а на примере конкретных человеческих взаимоотношений и поступков. Спектр таких вопросов достаточно широк. Рассмотрим, какие важные нравственные уроки чита­тель может извлечь из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Уже сам эпиграф к произведению — «Береги честь смолоду» — указывает на то, что тема чести является основной для А.С. Пушкина. Писатель стремится всесто­ронне осмыслить это морально-нравственное понятие и на примере поступков своих персонажей показать, как важно каждому из нас руководствоваться соображения­ми чести в повседневной жизни, совершая тот или иной нравственный выбор.

В первой главе, являющейся экспозицией, отец Петра Гринёва, отправляя сына на военную службу, даёт ему свое напутствие, в котором говорит о необходимости служить честно, начальству не угождать, а самое главное — беречь свою дворянскую честь. Поэтому в Симбирске, проиграв в бильярд крупную сумму денег, юноша ни на секунду не сомневается в том, что должен расплатиться со своим кредитором, хотя и понимает, что был обманут. Он следует законам дворянской чести, по кото­рым требовалось незамедлительно расплачиваться за проигрыш в азартных играх. Конечно, юный Гринёв, поддавшись на уговоры слуги Савельича, мог бы не выпла­чивать обманом выманенные у него деньги, но важно то, что Пётр их выплатил, не пытаясь обвинить в своих злоключениях другого, честно ответил за свой просту­пок. По мнению писателя, человек способен сберечь душевную чистоту, только если он честен даже в мелочах.

Пётр Гринёв понимает честь как жизнь по совести. После захвата Белогорской крепости Пугачёвым он отказывается присягнуть на верность самозванцу и готов погибнуть на виселице. Гринёв предпочитает умереть героем, а не жить подлой жизнью предателя. Он не может нарушить присягу, которую давал императрице Екатерине. Кодекс дворянской чести требовал, чтобы герой отдал за императрицу свою жизнь, и Гринёв был готов на это. От смерти на виселице его спасла лишь случайность.

Соображениями дворянской чести Пётр Гринёв руководствуется и в других своих поступках. Когда Пугачёв помогает ему освободить Машу Миронову из плена Шва-

брина, то Гринёв хоть и благодарен вождю бунтовщиков, но присягу Отечеству всё равно не нарушает, сохраняя свою честь: «Но Бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что про­тивно чести моей и христианской совести». Юный Петруша в глазах предводите­ля мятежников становится воплощением верности, искренности и чести. Поэтому Пугачёв, закрывая глаза на дерзкие слова пленника, даёт свободу и разрешает ему уехать, не соглашается с советом Белобородова, предлагавшего попытать господина офицера, чтобы узнать, не подослан ли он оренбургскими начальниками.

Постепенно Пётр Гринёв восходит к высшему проявлению чести — самопожертво­ванию во имя другого человека. Будучи арестованным по доносу за связь с мятеж­ным атаманом и обвинённым в измене Родины, пушкинский герой из соображений чести не называет имени своей возлюбленной. Он боится, что девушку призовут в следственную комиссию, начнут допрашивать, и ей придется вспомнить все недав­но пережитые ужасы. А этого Гринёв допустить не может. Для него честь и душев­ное спокойствие любимой девушки дороже собственной жизни. Пётр предпочитает смерть или ссылку в Сибирь, только бы сберечь покой той, которую любит.

В сложных жизненных ситуациях Пётр Гринёв остаётся верен понятиям о чести и долге, чего не скажешь о другом герое пушкинской повести — подлом предателе Швабрине, который забыл про свою честь ради спасения собственной жизни. Во время захвата Белогорской крепости мятежниками Швабрин переходит на сторо­ну Пугачёва. Тем самым он рассчитывал сохранить свою жизнь, надеялся в случае успеха Пугачёва сделать при нём карьеру, а главное, хотел, расправившись со сво­им врагом — Петром Гринёвым, насильно жениться на Маше Мироновой, которая его не любила. В экстремальной жизненной ситуации Швабрин прежде всего хотел выжить, пусть даже через унижение, попрание собственной чести.

На примере жизненной истории Швабрина А.С. Пушкин показывает: как не удастся человеку обновить слишком изношенное платье, так и, часто поступая во­преки понятиям чести, не сможет он впоследствии исправить свою исковерканную душу. Об этом надо помнить каждому из нас, совершая разные поступки и тем са­мым выбирая путь Гринёва или Швабрина.

Итак, анализ повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» позволяет сделать вы­вод о том, какой высокий идейно-нравственный потенциал заложен в этом произ­ведении. Оно учит читателей не только тому, что честь — это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости и включает в себя чистую совесть, честность, достоинство, благородство, невозмож­ность лгать, совершать подлости по отношению к окружающим. В своей повести А.С. Пушкин также показывает: истинная любовь подразумевает бескорыстную самоотдачу в отношениях с любимым, и готовность пойти на самопожертвование и в этом заключается её величие. Читая пушкинское произведение, каждый из нас понимает, что предательство интересов родины — страшный грех, которому нет про­щения. Именно эти нравственные уроки способно преподать читателю бессмертное произведение А.С. Пушкина — повесть «Капитанская дочка». Как тут не вспомнить знаменитые слова Д.С. Лихачёва: «Литература — это совесть общества, его душа ».