Урок на тему "Золотой петух" А.Куприна. Тема, особенности создания образа"
Тип урока: комбинированный
Цель урока: Совершенствование анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого.
Задачи урока
Обучающие:
Познакомить учащихся с рассказом А.И. Куприна «Золотой Петух».
выявить художественную идею рассказа, роль художественно-изобразительных средств в рассказе;
формировать навыки выразительного чтения, пересказа, лексической работы, работы с учебником;
Воспитательные:
Воспитывать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе анализа рассказа
Содействовать воспитанию уважения к одноклассникам через организацию слушания ответов товарищей.
Развивающие:
Совершенствовать связную устную и письменную речь учащихся (при помощи аргументированных ответов).
Содействовать развитию у учащихся разных видов памяти при организации различного восприятия исходного текста (на слух и зрительно)
Оборудование:
Учебник Г.С. Меркин;
Рабочая печатная тетрадь;
технические средства обучения: мультимедийный проектор, ПК.
Методическое обоснование:
Данный конспект урока предназначен для проведения уроков литературы в пятом классе по рассказу А.И. Куприна «Золотой Петух». В системе уроков по творчеству писателя это первый урок, который кратко знакомит учащихся с биографией А.И. Куприна. Лексическая работа поможет реализовать межпредметные связи с уроками истории. Через осмысление содержания рассказа А.И. Куприна «Золотой Петух» учащиеся должны выявить художественную идею рассказа, роль художественно-изобразительных средств в рассказе;
Метод: слово учителяПрием: приветственное слово учителя, ведущее слово учителя (требования)
Здравствуйте, ребята, садитесь.
Тема нашего сегодняшнего урока – рассказ Куприна «Золотой петух».
Метод: слушание
2. Актуализация знаний.
Метод: беседа
Прием: репродуктивная беседа
Совсем недавно мы с вами писали изложение по рассказу Куприна «Ю-ю» и уже немного поговорили о биографии автора. Ребята, что вы запомнили и можете рассказать?
Метод: говорение
Родился 26 августа 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, умершего через год после рождения сына. Мать (из древнего рода татарских князей Куланчаковых) после смерти мужа переехала в Москву, где прошли детство и юность будущего писателя. Шести лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880. В тот же год поступил в Московскую военную академию, преобразованную в Кадетский корпус.
Метод: слово учителя
Прием: сообщающее слово
В конце 1919 г. Куприн вынужден был покинуть родину. В середине 1920 г. писатель поселился во Франции. Начался долгий, восемнадцатилетний период его жизни на чужбине.
Примечательно, что в произведениях, написанных за рубежом, писатель уделяет много внимания природе. Восхищаясь французским пейзажем, Куприн, однако, вспоминает черты родной русской природы.
Для всех произведений Куприна этого периода характерна одна особенность: писатель с любовью отмечает черты уходящего, бесконечно милого его сердцу и явно идеализируемого им прошлого.
В 1923 г. появились его новые произведения «Судьба» и «Золотой Петух».
Прошлое России, воспоминания о русских людях, нравах и обычаях, природа и легенды, повествующие о человеческой красоте и благородстве, - вот чему отдаёт Куприн силы своего таланта.
Примечателен небольшой рассказ-поэма «Золотой Петух». В нём писатель славит природу, солнце и пение петухов-солнцепоклонников с такой радостью, что буквально поражаешься его неисчерпаемой влюблённости в жизнь.
Метод: слушание
Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание
Метод: беседа
Прием: репродуктивная беседа
Ребята, сейчас обратимся непосредственно к тексту. Подумайте, каким настроением проникнут рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух»?
Какие эпизоды рассказа вам показались наиболее яркими?
Где происходят события, описанные в рассказе?
Метод: говорение
Прием: устный ответ по предмету
Описания природы проникнуты лирическим теплым настроением.
Сравнение петушиного пения с музыкой звучащей при встрече триумфатора-цезаря в Древнем Риме и упоминание легенды о фениксе.
В Виль д’Авра, в 10 км от Парижа.
Метод: слово учителя
Прием: сообщающее слово
Как мы уже сказали, Куприн был вынужден поселиться во Франции. Его дочь позднее написала книгу воспоминаний и в главе «Пригород» как раз рассказывается об этом периоде его жизни. Куприн снял дачу как раз-таки в Виль д’Авра. Он хотел заниматься цветами и просто «покопаться в земле». Но ч ужая обстановка, чужая земля и чужие растения на ней стали вызывать у Куприна горькую тоску по далёкой России.
Ничто ему не было мило. Даже запахи земли и цветов. Он говорил, что сирень пахнет керосином. И очень скоро он перестал копаться в клумбах и грядках.
Метод: слушание
Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание
Метод: слово учителя
Сейчас, ребята, обратимся непосредственно к тексту. Найдите в рассказе строчки, в которых проявляются чувства писателя, живущего вдали от родины. Выразительно прочитайте их.
«Я знаю силу и пронзительность петушиного крика. В прежние времена, охотясь на весенних глухариных токах в огромных русских лесах, в десяти, пятнадцати верстах от какого-либо жилья, я перед восходом солнца улавливал своим напряженным слухом лишь два звука, напоминающих о человеке: изредка отдаленный паровозный свисток и петушиные крики в ближних деревнях. Последними земными звуками, которые я слышал, поднимаясь в беззвучном полете на воздушном шаре, всегда были свистки уличных мальчишек, но еще дольше их доносился победоносный крик петуха».
Метод: беседа
Прием: репродуктивная беседа
Ребята, откройте ТПО на 16 странице и найдите 3 задание. Нам нужно будет определить значение данных слов. Сейчас по истории вы как раз изучаете древний мир, поэтому я думаю, что особых трудностей у нас не должно возникнуть.
К чему относятся первые два слова, по отношению к чему их употребляют?
Итак, когорта – это одно из главных тактических подразделений римской армии.
И еще одно слово, которое имеет непосредственное отношение к Древнему Риму – триумфатор-цезарь.
Триумфатор -цезарь – п олководец-победитель , встречаемый с триумфом.
Запишите.
Метод: говорение
Прием: устный ответ по предмету
Когорта и легион относятся к римской армии.
Письмо.
Когорта – это одно из главных тактических подразделений римской армии.
Легион – основная единица в армии древнего Рима.
Триумфатор-цезарь – полководец-победитель, встречаемый с триумфом.
Метод: слово учителя
Прием: сообщающее слово
Триумфатор-цезарь. Триумф в Риме – торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска. Триумф считался высшей наградой военачальнику, которой мог удостоиться лишь главнокомандующий. Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице, запряжённой четырьмя конями. Сзади шли музыканты. Триумфатора окружали дети и другие родственники, за ними стоял раб, державший над головой золотой венок. Далее двигались его помощники; солдаты в полном убранстве, со всеми наградами, которые они имели. Триумфаторы имели право в праздники носить триумфальное одеяние.
Метод: слушание
Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание
Метод: беседа
Прием: репродуктивная беседа
Ребята, подумайте, каков смысл сравнения петуха с римским триумфатором в тексте?
Метод: слово учителя
Прием: педагогическое требование
Прочитайте выразительно фрагмент рассказа, передающий символическое значение образа петуха, от слов «Я слышал эту чудесную музыку с волнением…» до слов «…в священном нетерпении своего огнеликого бога».
Метод: говорение
Прием: устный ответ по предмету
Петух – птица Славы, означающая превосходство, смелость, бдительность, рассвет. Два бьющихся петуха означают битву жизни.
Чтение: выразительное, озвученное
Следующие слова, на которые мы обратим внимание – это пианиссимо и фуга. Ребята, возможно среди вас есть те, кто ходят в музыкальную школу, и пояснит нам значение этих слов?
Следующие слова – самозабвенный и экстаз.
Кто знает значение этих слов?
И слово, которое у нас осталось – феникс.
Ребята, вы знаете кто такой феникс?
Пианиссимо – очень тихо, тише, чем пиано (пиано – не громко, не в полную силу).
Самозабвенный – восхищенный.
Экстаз – Исступленно восторженное состояние, крайняя степень воодушевления, доходящая до болезненности.
Феникс - мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя и затем возрождаться.
Метод: слово учителя
Прием: сообщающее слово
С фениксом связанно множество легенд особенно на востоке. Считается, что предчувствуя близость смерти, Феникс строил себе гнездо на высокой пальме из ветвей ароматических растений, клал в гнездо ладан, зажигал его, и сгорал в пламени этого костра. И возникал чудесным образом из пепла - новый Феникс, который возлагал прах своего "отца" на алтарь Солнца.
Метод: слушание
Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание
Метод: слово учителя
Прием: педагогическое требование
Прочитайте выразительно фрагмент рассказа, в котором упоминается феникс.
Чтение: выразительное, озвученное
Метод: слово учителя
Прием: инструктирующее слово учителя
Метод: слушание
Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание
Метод: слово учителя
Прием: педагогическое требование
Сейчас вам нужно будет закончить 67 урок в ТПО, и в конце занятия я соберу тетради, проверю это задание.
Ребята, кому не понятно, что нужно делать? Это задание до конца урока. Приступайте.
Метод: письмо.
Cлайд 1
Cлайд 2
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/4/3940/389/img1.jpg)
Cлайд 3
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/4/3940/389/img2.jpg)
Cлайд 4
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/4/3940/389/img3.jpg)
Cлайд 5
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/4/3940/389/img4.jpg)
Cлайд 6
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/4/3940/389/img5.jpg)
другие презентации на тему «Александр Иванович Куприн «ЗОЛОТОЙ ПЕТУХ»»
«Рассказы Куприна» - Рассказ «Барри». О собаках. Невыдуманные рассказы. А.И. Куприн и Э.Сетон -Томпсон. Олицетворение земной красоты. А.И.Куприн и А.П.Чехов. Рассказ «Барбос и Жулька». Рассказ «Бальт». Рассказ «Сапсан». Рассказ «Ю-ю». По страницам рассказов Куприна. Рассказ «Изумруд». Свои рассказы о животных Куприн не выдумывал.
«Жизнь Куприна» - Рассказ автобиографичен: мать писателя получала письма от анонимного влюбленного. 7. Расскажите историю любви Желткова. Александр Иванович Куприн (1870 – 1938). Как отнеслась к самоубийству Желткова Вера Николаевна? 14. Отец умер от холеры. Куприн в звании подпоручика служит в 46-ом пехотном Днепровском полку.
«Урок Куприн» - Гостиная – комната для приема гостей. Сбывшаяся мечта – самое лучшее лекарство. Воспитывать доброту силой художественного слова. Словарь толкований: Щеколды – род дверного запора; металлические пластинки с рычажком. Публикум, или публика – люди, находящиеся в качестве зрителей, слушателей. Составить план.
«Куприн Олеся» - Повесть "Олеся". Не буду же я несчастнее других?». Какой цвет сопровождает образ Олеси? Тема «волшебной любви» сменяется темой недостижимости счастья. С молодыми елочками, выросшими в приволье старого бора. Как построен сюжет повести? С чем сравнивает Куприн героиню? Слову вы своему не господин…
«А.И.Куприн» - В 1862 году в Петербурге была открыта первая русская консерватория. А.И.Куприн в своем кабинете.1912 -1913г. Полотеры – работник, занимающийся натиркой паркетных полов. Александр Иванович Куприн. Наставления –настоятельный совет, поучение. При мысли о Куприн хочется сразу сказать: добрый талант. А.И.Куприн.Кадет.1880г.
«Куприн Слон» - Прыгали, скакали, В школу прибежали. Гостиная – комната для приема гостей. Итог урока Что вы узнали о жизни и творчестве А.И. Куприна? Делать из мухи слона. Слон в посудной лавке. Удивляюсь! Весной 1937, тяжелобольной, вернулся на родину. А теперь все тихо встали, встали… Попона – покрывало, закрывающее спину или туловище.
5 класс
Тема. Рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух». Тема, особенности создания образа.
Цель:
выявить художественную идею рассказа, роль художественно-изобразительных средств в рассказе;
формировать навыки выразительного чтения, пересказа, лексической работы, работы с учебником;
воспитывать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе анализа рассказа.
Оборудование: тексты рассказа.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Анализ содержания рассказа А.И.Куприна «Золотой петух».
1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
2.Слово учителя.
В конце 1919 г. Куприн вынужден был покинуть родину. В середине 1920 г. писатель поселился во Франции. Начался долгий, восемнадцатилетний период его жизни на чужбине.
Примечательно, что в произведениях, написанных за рубежом, писатель уделяет много внимания природе. Восхищаясь французским пейзажем, Куприн, однако, вспоминает черты родной русской природы.
Для всех произведений Куприна этого периода характерна одна особенность: писатель с любовью отмечает черты уходящего, бесконечно милого его сердцу и явно идеализируемого им прошлого.
В 1923 г. появились его новые произведения «Судьба» и «Золотой Петух».
Прошлое России, воспоминания о русских людях, нравах и обычаях, природа и легенды, повествующие о человеческой красоте и благородстве, - вот чему отдаёт Куприн силы своего таланта.
Примечателен небольшой рассказ-поэма «Золотой Петух». В нём писатель славит природу, солнце и пение петухов-солнцепоклонников с такой радостью, что буквально поражаешься его неисчерпаемой влюблённости в жизнь.
3. Обращение к учебнику. Чтение истории создания рассказа «Золотой Петух».
Каким настроением проникнут рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух»?
Какие эпизоды рассказа вам показались наиболее яркими?
Где происходят события, описанные в рассказе?
4. Слово учителя.
В главе «Пригород» книги воспоминаний дочери писателя К.А.Куприной «Куприн – мой отец» рассказывается об этом периоде его жизни.
«С самого приезда в Париж отец мечтал купить домик подальше от шумного города. Тишина и природа ему необходимы. Отцу очень хотелось восстановить гатчинский образ жизни – покопаться в земле.
Дачу сняли в Севр-Виль д, Авре. Как и Гатчина, она была недалеко от железной дороги и в получасе езды от города. Но на этом сходство с Гатчиной кончалось.
Каменный двухэтажный домик с узким покатым садом. Весной он выглядел привлекательно: цвели сирень и пышные рододендроны, южная сторона дома была обвита чайными ползучими розами. Внутри дача была меблирована в буржуазном французском вкусе, со множеством статуэток, золочёных амуров и стеклянных колпаков, под которыми хранились свадебный венец хозяев дома и восковые букеты.
Чужая обстановка, чужая земля и чужие растения на ней стали вызывать у отца горькую тоску по далёкой России.
Ничто ему не было мило. Даже запахи земли и цветов. Он говорил, что сирень пахнет керосином. Очень скоро он перестал копаться в клумбах и грядках».
5. Работа с текстом.
Найдите в рассказе строчки, в которых проявляются чувства писателя, живущего вдали от родины.
Выразительное чтение фрагмента рассказа от слов «Я знаю силу и пронзительность петушиного крика…» до слов «…победоносный крик петуха».
6. Слово учителя.
В этом эпизоде нашли отражение воспоминания А.И.Куприна о полёте на воздушном шаре вместе с С.И.Уточкиным, спортсменом и одним из первых воздухоплавателей и лётчиков, редактором «Одесских новостей» И.М.Хейфецем и корреспондентом газеты «Русское слово» И.А.Гореликом. В полуторачасовом полёте над Одессой они достигли высоты 1250 метров и приземлились за чертой города. Впечатления о полёте были рассказаны писателем в очерке «Над землёй».
7. Работа с учебником.
7.1. Выразительное чтение фрагмента рассказа от слов «Я тогда проснулся ещё до рассвета…» до слов «…от которых, казалось, дрожала каждая частица воздуха».
Какое слово, прозвучавшее в данном эпизоде, передаёт впечатление, испытанное рассказчиком при виде картины пробуждающейся природы?
Как передано ощущение чуда в отрывке? (Чудесна и одухотворенна природа вокруг. Эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры создают картину, наполненную жизнью).
7.2. Исследовательская работа с текстом.
Выпишите эпитеты, олицетворения и метафоры из данного отрывка.
С чем сравнивает рассказчик пение петухов?
7.3. Выразительное чтение от слов «И теперь, в этот стыдливый час…» до слов «…сияющим взглядом его лучезарных глаз».
Как передано в рассказе звучание петушиного пения? Какие музыкальные термины звучат в тексте?
7.4. Лексическая работа.
Определите значения слов «пианиссимо», «фуга», когорта», «легион».
Пианиссимо - ч резвычайно тихое звучание, один из оттенков динамики в музыке.
Фуга - музыкальная форма, являющаяся наивысшим достижением полифонической музыки. В фуге присутствует несколько голосов, каждый из которых в соответствии со строгими правилами повторяет, в основном или изменённом виде, тему - короткую мелодию, проходящую через всю фугу.
Когорта - одно из подразделений римского легиона со времен Мария, который усилил легион до 6000 человек и разделил его на 10 когорт.
Легион - основная организационная единица в армии Древнего Рима. Легион состоял из 5 тыс. пехотинцев и нескольких сотен всадников.
7.5. Слово учителя.
Триумфатор-цезарь. Триумф в Риме – торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска. Триумф считался высшей наградой военачальнику, которой мог удостоиться лишь главнокомандующий. Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице, запряжённой четырьмя конями. Сзади шли музыканты. Триумфатора окружали дети и другие родственники, за ними стоял раб, державший над головой золотой венок. Далее двигались его помощники; солдаты в полном убранстве, со всеми наградами, которые они имели. Триумфаторы имели право в праздники носить триумфальное одеяние.
Каков смысл сравнения петуха с римским триумфатором?
Петух – птица Славы, означающая превосходство, смелость, бдительность, рассвет. Два бьющихся петуха означают битву жизни. Прочитайте выразительно фрагмент рассказа, передающий символическое значение образа петуха, от слов «Я слышал эту чудесную музыку с волнением…» до слов «…в священном нетерпении своего огнеликого бога».
Какими цветами в рассказе окрашен восход солнца?
7.6. Выразительное чтение фрагмента от слов «Вот уже золотой огонь…» до слов «…из пепла, дыма и раскалённых углей».
8.Сообщение подготовленного ученика о птице Феникс.
Фе́никс - мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя и затем возрождаться. Известна в мифологиях разных культур, часто связывается с солнечным культом. Считалось, что феникс имеет внешний вид, похожий на орла с ярко-красным или золотисто-красным оперением. Предвидя смерть, сжигает себя в собственном гнезде, а из пепла появляется птенец. По другим версиям мифа, из пепла возрождается сам Феникс. Обычно считалось, что Феникс - единственная, уникальная особь своего вида. Феникс - символ вечного обновления.
В христианском мире Феникс означает триумф вечной жизни, воскресение, веру, постоянство; это символ Христа. В раннем христианстве Феникс постоянно встречается на погребальных плитах: здесь его значение - победа над смертью, воскресение из мертвых. На Руси у Феникса были аналоги: Жар-птица и Финист.
9.Работа с текстом.
9.1.Лексическая работа.
Объясните значение слова «самозабвенный».
Какое настроение звучит в отрывке? Какой смысл приобретает фраза: «И теперь я не понимаю – звенят ли золотыми трубами солнечные лучи, или петушиный гимн сияет солнечными лучами?»?
9.2. Выразительное чтение отрывка от слов «Целый день я находился под впечатлением этой очаровательной и могущественной музыки…» до конца рассказа.
Почему рассказчик называет лоншанского петуха на «вы», а себя «слабым, жалким человеком, не более»? (Человеку свойственно ощущать своё несовершенство перед лицом идеально прекрасной природы, исполненной величия и гармонии).
10.Обращение к учебнику. Чтение статьи «В мире художественного слова А.И.Куприна».
III. Подведение итогов урока.
Какова авторская позиция в рассказе? В каких эпизодах она звучит наиболее отчётливо? (В воспоминаниях рассказчика о далёком прошлом слышен голос автора, скорбящего о разлуке с родиной, в восторженном описании красоты природы и приветственной песне петухов ощущается восхищение автора величием и гармонией мира).
IV. Проверка домашнего задания.
Цитатные планы.
«Случилось это чудо».
«Я не вдруг понял, что это пели петухи».
«Я знаю силу и пронзительность петушиного крика».
«Что за странное, что за необыкновенное утро!»
«Великий золотой петух выплывает на небо в своём огненном одиночестве».
«Целый день я находился под впечатлением этой очаровательной и могущественной музыки».
Пересказ произведения от третьего лица.
V. Домашнее задание.
Инд.задания:
Подготовить сообщение о некоторых фактах родословной семей Бекетовых и Блок;
Подготовить выставку фотографий членов семьи А.А.Блока.
Цитатный план рассказа «ЗОЛОТОЙ ПЕТУХ». 1. « Случилось это чудо.» 2. « Я не вдруг понял, что это пели петухи.» 3. « Я знаю силу и пронзительность петушиного крика.» 4. « Что за странное, что за необыкновенное утро!» 5. « Великий золотой петух выплывает на небо в своем огненном одиночестве.» 6. « Целый день я находился под впечатлением этой очаровательной и могущественной музыки.» 7. « Золотой Петух сразу же был восторженно принят литературной критикой.»
Ответы на вопросы. 1. Что восхитило рассказчика в петушином хоре, что он ус- лышал в нём? 1. Что восхитило рассказчика в петушином хоре, что он ус- лышал в нём? Ответ 1. Последними земными звуками, которые я слышал, поднимаясь в беззвучном полёте на воздушном шаре, всегда были свистки Последними земными звуками, которые я слышал, поднимаясь в беззвучном полёте на воздушном шаре, всегда были свистки уличных мальчишек, но ещё дольше доносился победоносный крик петуха. уличных мальчишек, но ещё дольше доносился победоносный крик петуха.
2. П ПП Передаётся ли Куприным особое звучание петушиного пения? Как это сделано в рассказе? Да. Например:«Какой человеческий оркестр не показался бы жалким в сравнении с этим волшебным и могучим хором, где уже не было слышно отдельных колен петушиного крика, но полнозвучно льётся мажорный аккорд на фоне пурпурно-золотого do! »