Справочник по наладке вторичных цепей - проверка и настройка реле времени. Справочник по наладке вторичных цепей - проверка и настройка реле времени Реле эв

1. Технические характеристики реле времени серии ЭВ-100

Реле исполняются на номинальные напряжения 24, 48, 110 и 220 в.

Пределы уставок по времени реле приведены в табл. 1.

Тип

Пределы уставок, сек

Разброс времени*, сек

Время замкнутого состояния**, сек

Таблица 1

Пределы уставок по времени реле

* -под разбросом понимается разность между максимальным и минимальным временем при Uн на обмотке реле (при температуре окружающего воздуха +20°С)
** - для временно замыкающего контакта

Реле четко срабатывают при напряжении, равном 0,7 Uн.

При изменении температуры окружающего воздуха от -20 до +40° С характеристики реле отличаются от таковых при температуре 15–25° С не более чем:

а) разброс времени срабатывания на +-50%;
б) допускаемые отклонения выдержек времени на +-20%;
в) минимальное напряжение четкого срабатывания на +10 и -20%;
г) при снятии напряжения с обмотки реле якорь четко возвращается в исходное положение.

Потребляемая мощность реле при номинальном напряжении составляет не более 30 вт.

При температуре +20° С обмотки реле выдерживают напряжение 1,1 Uн в течение не более 2 мин.

Обмоточные данные реле и параметры элементов схемы приведены в табл. 2.

Таблица 2

Обмоточные данные реле и параметры элементов схемы

Число витков

Марка и диаметр провода по меди, мм

Сопротивление, Ом

Резистор*

МЛТ-2 1000 Ом

Конденсатор *

МЮГО – 1 0,5 мкф, 500В

* - только для исполнения на 110 и 220В

Контактная система реле ЭВ 112, 122, 132 и 142 состоит из: 1п мгновенного, 1 временно замыкающего (проскальзывающего) и 1з основного с выдержкой времени контактов.

Контактная система реле ЭВ 114, 124, 134 и 144 состоит из: 1п мгновенного и 1з основного с выдержкой времени контактов. Разрывная мощность контактов (кроме временно замыкающего) составляет при напряжении до 250 в: 100 вт при токе 1 а в цепи постоянного тока с индуктивной нагрузкой и 500 ва (коэффициент мощности нагрузки не менее 0,5) при токе до 5 а в цепи переменного тока.

Временно замыкающий контакт может замыкать цепь переменного или постоянного тока с указанной выше мощностью, но разрыв цепи при этом должен осуществляться контактами других реле.

Длительно допустимый ток замыкания для основного контакта составляет 5 а, для мгновенного 3 а.
Время срабатывания мгновенных контактов при номинальном напряжении составляет не более 0,08 сек.

Реле выдерживает без механических повреждении 5 тыс. включений при максимальной уставке выдержки времени и обесточенных контактах, в том числе 1 тыс. включений с нагрузкой на контакты, приведенной выше. Частота включений – не более 30 в час. Реле надежно работают в диапазоне температур окружающего воздуха от –30 до +40° С.

Конструкция реле позволяет произвести уставки выдержек времени временно замыкающих и основных контактов с разностью между ними от нуля до полной шкалы реле. При этом на временно замыкающих контактах невозможна большая по времени уставка, чем на основных.

Реле на напряжения 110 и 220 в имеют искрогасительиый контур.

ЭВ-112, 122, 132, 142.

а) обмотка на 24 и 48В;

б) обмотка на 110 и 220В

Схема внутренних соединений


ЭВ-114, 124, 134, 144.

а) обмотка на 24 и 48В;

б) обмотка на 110 и 220В

Схема внутренних соединений

Основные размеры
Разметка отверствий

Страница 9 из 58

Реле времени
Реле времени используются в схемах защит автоматики и сигнализации для создания регулируемой выдержки времени (замедления) в подаче исполнительной команды после получения управляющего сигнала.

У реле с механическим замедлением переключение исполнительных органов - контактов производит часовой механизм или электродвигатель с редуктором. Часовой механизм пускается в работу электромагнитом, т. е. воспринимающим органом реле (реле серии ЭВ-100 с электромагнитами постоянного тока и серии ЭВ-200 с электромагнитами переменного тока). Пуск реле серии Е и ВС осуществляется электромагнитом сцепления.
Реле с часовым механизмом серий ЭВ-100 и ЭВ-200. При ревизии механической части проверяется ход плунжера (якоря) электромагнита. Плунжер должен иметь поперечный люфт 0,3-0,6 мм, хорошо полированные поверхности его не должны иметь следов коррозии. После нажатия на плунжер часовой механизм должен доводить стрелку с подвижным контактом до максимальной уставки (при соответствующем положении упорного неподвижного контакта) и замыкать неподвижные контакты. Подвижный контакт должен одновременно касаться серебряных напаек обеих пластин неподвижного контакта, не касаясь при этом самих пластин и обеспечивая прогиб их (провал) не менее чем на 0,7- 1 мм.
Подвижная пластина мгновенного переключающего контакта должна быть прямой, при касании размыкающего контакта она должна прогибаться в среднем на 0,5 мм, при замыкании замыкающего контакта на 1-2 мм. Зазор между неподвижным и подвижным контактами должен быть около 2,5 мм, а у реле, работающих с ВУ-200,- 1,5 мм. При медленном опускании плунжера часовой механизм вместе со стрелкой должен вернуться в исходное положение.
Реле типов ЭВ-112-ЭВ-142 и ЭВ-114-ЭВ-144 на напряжении 110 и 220 В имеют искрогасительную RС-цепочку, включенную параллельно обмотке электромагнита реле (рис. 2.8) и облегчающую работу контактов, пускающих реле времени.
Если в результате электрических испытаний будет установлено, что время срабатывания не соответствует показаниям шкалы, то следует ослабить винты, крепящие шкалу, и повернуть ее в нужном направлении. Если же реле срабатывает значительно медленнее или разброс времени срабатывания больше нормы, то следует снять и разобрать часовой механизм реле, удалить грязь и старую смазку кисточкой с чистым бензином марки «Галоша» ГОСТ 443-76, промыть все детали и высушить их, трущиеся детали и тяговую пружину смазать тонким слоем масла - по одной-две капли масла марки ВНИИ МП-1-4МО (ГОСТ 13374-67).

Рис. 2.8. Схемы электрических соединений реле серий ЭВ-100 и ЭВ-200:
а - ЭВ-112, ЭВ-122, ЭВ-132, ЭВ-142; 6 - ЭВ-113, ЭВ-123, ЭВ-133, ЭВ-143; в - ЭВ-114, ЭВ-124, ЭВ-134, ЭВ-144; г -ЭВ-215, ЭА-225, ЭВ-235, ЭВ-245 (при. притянутом якоре); д - ЭВ-217, ЭВ-227, ЭВ-237, ЭВ-247; е - ЭВ-218, ЭВ-228, ЭВ-238, ЭВ-248
После сборки механизма проверяют время срабатывания и, в случае необходимости, проводят подрегулировку при помощи тяговой пружины.
Электрические проверки реле серий ЭВ-100 и ЭВ-200. Проверяются напряжения срабатывания и возврата, которые должны быть в пределах, указанных в табл. 2.5.

Таблица 2.5. Технические данные реле времени с часовым механизмом


Тип реле

Пределы уставок, с

Максимальный разброс, с

Время замкнутого состояния проскаль-
зывающих контактов, с

Uср
Uном

Мощность
р

Примечание

Реле постоянного тока U„ом - 24, 48, 110 или 220 В; Р, Вт

При напряжении l,W„ow реле могут находиться не более 2 мин; ЭВ-ПЗ, ЭВ-123, ЭВ-133, ЭВ-143 - длительно

Реле переменного тока Unом - 100, 127, 220 или 380 В; Р, В-А

Реле ЭВ-215, ЭВ-225, ЭВ-235, ЭВ-245 замыкают контакты с заданной выдержкой при возврате реле. Эти реле в комплекте с ВУ-200 работают как трехфазные и обозначаются соответственно ЭВ-215К, ЭВ-225К, ЭВ-235К, ЭВ-245К, 0,35 В

Для трехфазных реле (рис. 2.9) типов ЭВ- 215К-ЭВ-245К напряжение возврата-не более 0,35 UHом, а при двухфазном питании - не более 0,55 Uном. Проверяется время срабатывания реле на наибольшей уставке по шкале и на рабочей (заданной) уставке по схемам рис. 2.4, а, б, для реле типов ЭВ-215-ЭВ-245 - по схеме рис. 2.4, д, срабатывание проскальзывающих контактов - по схеме рис. 2.4, з.


Рис. 2.9. Схема соединений трехфазного реле времени с ВУ-200
На каждой уставке производится не менее пяти измерений, при этом разброс не должен превышать величин, указанных в табл. 2,5. Увеличение разброса указывает на механические неисправности, наличие грязи или отсутствие смазки в часовом механизме; в этом случае требуется провести ревизию часового механизма.
Реле времени с микродвигателями. В реле серии Е-52 и ВС-10 приводным механизмом служат синхронные микродвигатели, а в реле типов Е-512 и Е-513 - двигатели постоянного тока, снабженные устройствами для автоматического поддержания постоянной частоты вращения. При помощи редуктора вращение передается кулачковому механизму, который управляет контактами. Реле имеет электромагнит, управляющий сцепляющим механизмом. После срабатывания контактов с наибольшей выдержкой времени специальный контакт отключает электродвигатель от пусковой схемы, а после исчезновения управляющего сигнала обесточивается электромагнит сцепления и пружина возвращает реле в исходное положение.
На рис. 2.10 показана кинематическая схема реле времени с микродвигателем на. примере реле серии ВС-10. Изменением начального положения дисков со шкалой времени и упорами, переключающими при помощи кулачков контакты, можно задать нужное время срабатывания реле. Пределы регулирования уставок определяются передаточным числом редуктора.
Электрические схемы реле времени приведены на рис. 2.11, а технические данные - в табл. 2.6. Пуск реле может осуществляться как раздельными командами для электродвигателя и электромагнита сцепления, так и от общей цепи. В первом случае обеспечивается большая точность срабатывания во времени, что может иметь значение для малых времен, а также более быстрый возврат реле.
При ревизии реле с микродвигателями серий ВС-10, Е-52-Е-500 следует обращать внимание на работу механизма сцепления: при подтягивании вручную якоря электромагнита сцепления редуктор должен надежно сцепляться с приводом вала, управляющего контактами. При ослаблении маховичков дисков со шкалами уставок эти диски должны легко поворачиваться на главной оси. Когда сцепление не работает, диски со шкалами должны вращаться и толкать кулачки или другие устройства, которые переключают контакты, а после опускания пружина должна сама вернуть в исходное положение все шкалы, находящиеся на главной оси. Контакты при этом должны вернуться в исходное положение (у реле типов Е-512 и Е-513 возврат контактов производится пружиной после опускания якоря электромагнита сцепления).


Рис. 2.10. Кинематическая схема реле ВС-10:
/ - синхронный двигатель; 2- редуктор; 3, 22 - диски сцепления; 4 --электромагнит; 5- возвратная пружина; 6-центробежный тормоз; 7, 21 - трибки; 8- шкала; 9 - втулка; 10 - зажимная гайка; // - контактная система; 12 - кулачок; 13, 19 - упоры; 14 - главная ось; 15, 17 - рычага; 16 - палец; 18 - конечный выключатель; 20- шестерня; 23 - ось сцепления; 24 - пружина; 25 - визир
Электрические испытания реле. Проверяется напряжение срабатывания электромагнита сцепления и работа привода при допускаемом пониженном напряжении. Проверку времени срабатывания реле, в том числе и на рабочих уставках, при времени срабатывания не более 20 с можно производить по часам с секундной стрелкой, а при времени менее 20 с - секундомером по схемам рис. 2.4 и 2.5.

Таблица 2.6. Технические данные реле времени с микродвигателями


Тип реле

Пределы
уставок

Погре-
шность

Номинальное напряжение, В

Напряжение срабатывания по отношению к

Потребляемая мощность, В* А

Исполнение контактов

4 р. с выдержкой времени + п. мгновенный (возможна замена р. контакта на з.)

ВС-10-31-ВС-10-38 по 3 п. контакта ВС-10-62-ВС-10-68 по 6 п. контактов

ВС-10-32 (ВС-10-62)

ВС-Ю-ЗЗ(ВС-10-63)

ВС-10-34 (ВС-10-64)

ВС-10-35 (ВС-10-65)

ВС-10-36(ВС-10-66)

9 мин-
4 ч 30 мин

ВС-10-37 (ВС-10-67)

24 мин- 10 ч

ВС-10-38(ВС-10-68)

Примечание. В таблице приняты следующие обозначения контактов: з. - замыкающие; р. - размыкающие, п.- переключающие контакты.

У многоцепных реле времени рекомендуется для каждой цепи делать свою уставку срабатывания (если это допустимо по условиям работы схемы), а если используются не все цепи, то на свободных цепях поставить наибольшие уставки (больше, чем время срабатывания размыкающего контакта в цепи электродвигателя), но с разбивкой по времени срабатывания, чтобы электродвигатель и возвратная пружина не были нагружены переключением одновременно нескольких контактов. В настоящее время заводы приступили к выпуску реле времени с электронной полупроводниковой схемой.


Рис. 2.11. Схемы электрических соединений реле времени с микроэлектродвигателями:
а - Е-52; б - Е-512 и Е-513; а -реле серий ВС-10-31-ВС-10-38; г - ВС-10-62-
ВС-10-68
Реле серии РВ01 выпускаются на переменное напряжение 100 - 380 В (50 - 60 Гц) и на постоянное напряжение 24-220 В. Реле имеют по два переключающих контакта, которые могут иметь один из следующих диапазонов срабатывания: 0,1-1 с; 0,3-3 с; 0,1-10 с; 0,3-30 с.
Реле серии РВОЗ переменного тока имеет один переключающий без замедления контакт и два размыкающих контакта, которые замыкаются каждый с отдельно регулируемой выдержкой времени при возврате реле (отключении напряжения питания). Реле имеют три исполнения по уставкам: 0,15-3; с 0,5-10 с; 1-20 с.
Регулировка уставок срабатывания реле производится ступенчато с помощью фиксирования кнопочных переключателей в нужном положении. Реле размещаются в унифицированном корпусе «Сура».

1. Технические характеристики реле времени серии ЭВ-100 (ЭВ (РВ) 113, 123, 133 и 143)

Реле исполняются на номинальные напряжения 24, 48, 110 и 220 в.

Пределы уставок по времени реле приведены в табл. 1.

Таблица 1

Пределы уставок по времени реле

Пределы уставок, сек

Разброс времени*, сек

* -под разбросом понимается разность между максимальным и минимальным временем при Uн на обмотке реле (при температуре окружающего воздуха +20°С)

Реле четко срабатывают при напряжении, равном 0,7 Uн.

При изменении температуры окружающего воздуха от –20 до +40° С характеристики реле отличаются от таковых при температуре 15–25° С не более чем:

а) разброс времени срабатывания на ±50%;
б) допускаемые отклонения выдержек времени на ±20%;
в) минимальное напряжение четкого срабатывания на +10 и -20%;
г) при снятии напряжения с обмотки реле якорь четко возвращается в исходное положение.

Потребляемая мощность при номинальном напряжении составляет 30 вт в момент срабатывания и 15 вт длительно (при притянутом якоре). При температуре +20° С обмотки реле длительно выдерживают напряжение 1,1 Uн.

Обмоточные данные реле и параметры элементов схемы приведены в табл. 2.

Таблица 2

Обмоточные данные реле и параметры элементов схемы

Число витков

Марка и диаметр провода по меди, мм

Сопротивление, Ом

Добавочный резистор, Ом

Контактная система реле состоит из 1з мгновенного и 1з основного с выдержкой времени контактов. Разрывная мощность контактов составляет при напряжении до 250 в: 100 вт при токе до 1 а в цепи постоянного тока с индуктивной нагрузкой и 500 ва при токе до 5 а в цепи переменного тока.

Длительно допустимый ток замыкания для основного контакта составляет 5 а, для мгновенного 3 а.

Время срабатывания мгновенных контактов при номинальном напряжении составляет не более 0,08 сек.

Реле выдерживают без механических повреждений 5 тыс. включений при максимальной уставке выдержки времени и обесточенных контактах, в том числе 1 тыс. включений с нагрузкой на контакты, приведенной выше.

Частота включений не более 30 в час.

Реле надежно работают в диапазоне температур окружающего воздуха от –30 до +40° С.

Для возможности длительного нахождения реле под напряжением последовательно с обмоткой включен добавочный резистор, который нормально шунтируется мгновенным размыкающим контактом.

ЭВ-113, 123, 133, 143.

Схема внутренних соединений

Основные размеры
Разметка отверствий

Описание реле времени серии ЭВ-100

Реле времени серии ЭВ-100 применяются в схемах релейной защиты и противоаварийной автоматики на оперативном постоянном токе для создания регулируемой с заданной точностью выдержки времени при срабатывании и обеспечения определенной последовательности работы элементов схемы. Выдержка времени создается часовыми механизмами серии 210ЧП, специально разработанными для этой цели. Устройство реле и часового механизма схематически показано на рисунке, а, схемы внутренних соединений - на рисунке.

При отсутствии возбуждения якорь под действием возвратной пружины 1 поднимает вверх до vnopa заводной рычаг 21 часового механизма, растягивает рабочую пружину механизма 11, зубчатый сектор 17 поворачива ет шестерню 16 на выходном валу 12 и устанавливает

Подвижные контакты 15, замыкающиеся с выдержкой времени, в начальное положение. Натяжение рабочей пружины может регулироваться с помощью узла 10. При возбуждении электромагнита якорь втягивается, приводит в действие мгновенные контакты и освобождает рычаг 21 часового механизма. Под действием рабочей пружины выходной вал механизма вместе с подвижными контактами 15 начинает поворачиваться. В момент начала движения выходного вала включается фрикционная муфта 9, расположенная внутри шестерни 8, и приводит в действие замедляющее анкерное устройство.

Устройство фрикционной муфты показано на рисунке, б. Между обоймой муфты 9Г и укрепленной

На выходном валу звездочкой 9А находятся шарики 9Б. При вращении вала против часовой стрелки (срабатывание реле) удерживаемые пружинками 9В шарики заклиниваются в пазах между звездочкой и обоймой, шестерня 8 оказывается сцепленной с ведущим валом. При вращении вала по часовой стрелке (возврат реле) заклинивания шариков не происходит.

Шестерни 8, 7, 5 и 20 передают усилие рабочей пружины на анкерное колесо 6, сцепленное с анкером 18 и балансиром 19. Под воздействием анкерного колеса анкер начинает колебаться. При каждом колебании анкера анкерное колесо поворачивается на один зуб; период колебания анкера регулируется положением грузиков на балансире.

Вращение выходного вала происходит до тех пор, пока мостик подвижного контакта 15 не замкнет конечные неподвижные контакты 14 и не коснется упора, имеющегося на пластмассовой колодке конечных контактов.

Помимо конечного контакта реле могут иметь проскальзывающий контакт, кратковременно замыкающийся после заданной выдержки времени. Выдержка времени проскальзывающего контакта может быть только меньше выдержки времени конечных контактов.

Изменение уставок времени срабатывания производится перемещением неподвижных конечных и проскальзывающих контактов по шкале 13.

Реле имеет сильную возвратную пружину, рассчитанную на завод часового механизма, поэтому обмотка электромагнита потребляет значительную мощность и может подключаться к источнику напряжения лишь на непродолжительное время. Для облегчения режима работы управляющих контактов у реле на номинальное напряжение 110 и 220 В параллельно катушкам электромагнитов подключен искрогасительный контур из последовательно соединенных резистора и конденсатора. В тех случаях, когда требуется продолжительное пребывание обмотки реле под напряжением, после втягивания якоря последовательно с обмоткой вводится добавочный резистор, для чего используется размыкающий контакт мгновенного действия. Искрогасительный контур у таких реле не ставится.

Реле серии ЭВ-100 выпускаются 12 различных исполнений, отличающихся диапазоном регулирования выдержки длительной или кратковременной термической стойкостью и наличием или отсутствием про скальзывающего контакта.

Проверка и регулировка реле времени серии 100

Проверка и регулировка реле производятся следующим образом: держатель подвижных контактов должен быть надежно закреплен стопорным винтом на выходной оси часового механизма. При притянутом якоре и замкнутых на максимальной уставке контактах между якорем и заводным рычагом часового механизма должен быть зазор, видимый на глаз;

Касание подвижного мгновенного контакта должно быть примерно по центру неподвижного контакта. Зазор между мгновенными контактами должен быть не менее 1,5 мм для реле ЭВ113-ЭВ143 и не менее 2,5 мм для остальных. Прогиб пластинки переключающего мгновенного контакта должен быть таким, чтобы после замыкания замыкающего контакта якорь проходил еще 0,8-1,2 мм, что соответствует контактному давлению 0,12-0,18 Н;

провал неподвижных контактов, замыкающихся с выдержкой времени, должен быть на любой уставке не менее 0,4 км. Подвижный мостик не должен касаться бронзовых пружин;

Возвратная пружина должна четко возвращать часовой механизм в исходное положение (до упора);

Проверка напряжения и времени срабатывания производятся при подаче напряжения «толчком», проверка напряжения возврата - при плавном снижении напряжения. Разброс времени срабатывания проверяется на максимальной уставке. Полученные результаты должны быть в пределах приведенных выше технических данных. Нечеткое втягивание якоря реле, предназначенных для длительного включения, свидетельствует о слишком раннем размыкании мгновенного размыкающего контакта, в этом случае следует поднять выше толкатель на рычаге якоря;

Для правильной установки шкалы следует возможно точнее подобрать по секундомеру положение контактной колодки конечных контактов, соответствующее минимальной уставке времени срабатывания, и повернуть шкалу так, чтобы стрелка колодки совпадала с соответствующим делением шкалы. После этого колодка устанавливается на максимальную уставку и проверяется выдержка времени. В случае выхода времени срабатывания за допустимые значения следует повернуть шкалу в нужную сторону так, чтобы выдержка времени на минимальной уставке осталась в допустимых пределах. После этого проверяется выдержка времени проскальзывающих контактов. Если это время выходит за допустимые пределы, то следует немного изменить положение неподвижных контактов подгибанием контактных угольников;

При необходимости проверки непосредственно часового механизма отвинчивают стопорный винт и снимают держатель контактов. После этого отвинчивают гайку на выходной оси часового механизма и поочередно, запоминая порядок расположения деталей, снимают шкалу, секторы с контактными колодками, подшкальник и дистанционные шайбы. На часовом механизме, слева вверху, находится изолированное текстолитовой шайбой гнездо вспомогательного контакта, вторым полюсом служит корпус механизма. Замыкание вспомогательного контакта происходит с выдержкой времени, несколько большей максимальной уставки реле.

Момент на заводном рычаге механизма не должен превышать 3,3 Н-см, вращающий момент на выходной оси - не менее 0,55 Н-см. После проверки механизма установка шкалы и контактов производится в обратном порядке.

Реле должно проверяться не менее 1 раза в год. Если обнаружится большое отклонение времени срабатывания или разброс, превышающий допустимую величину, то механизм должен быть разобран, вычищен и смазан. Для этого снимают кожух и переднюю пластину механизма, отвернув крепящие их винты. Все детали механизма снимаются и промываются в чистом бензине марки «Галоша» (ГОСТ 433-56). Отверстия в пластинах прочищаются деревянной палочкой, смоченной в бензине. После очистки цапфы осей зубцы колес, соприкасающиеся плоскости анкерного устройства и шейка штифта рабочей пружины смазываются тонким слоем часового масла МН-45 (ГОСТ 8781-58). Сборка механизма производится в следующей последовательности: устанавливается центральный узел (положение лыски выходной оси должно соответствовать рис. 2-34). При заведенном механизме (заводной сектор прижат к упору, заводная пружина растянута) устанавливаются колеса и анкер. Передняя платина надевается на колодки и закрепляется тремя винтами, винт с высокой головкой ввертывается в колонку, расположенную у лапки задней платины. Надевается кожух и закрепляется тремя винтами. Проверяется время срабатывания часового механизма не менее 10 раз. Если время срабатывания выходит за допустимые пределы, то оно регулируется изменением натяжения рабочей пружины. Передний подшипник оси анкера, расположенный справа от выходной оси и выполненный в виде эксцентрика, служит для регулировки глубины зацепления анкера; поворачивать этот подшипник не рекомендуется.

О термической устойчивости реле времени. Информационное письмо

В ряде устройств противоаварийной автоматики, в частности в схемах автоматики прекращения асинхронного хода (АПАХ), применявшихся институтом «Энергосетьпроект» до выпуска в 1974 г. новых типовых решений № 407-0-136 Панели устройств автоматического прекращения асинхронного хода, используются реле времени, термическая устойчивость которых обеспечивается путем включения внешнего резистора, дешунтируемого размыкаю щим контактом этого же реле. Величина резистора выбиралась 1600 Ом при номинальном напряжении реле 220 В, исходя из требования Чебоксарского электроаппаратного завода для терми чески устойчивых реле времени, по которому потребление этих реле должно снижаться с 30 Вт до 15 Вт после дешунтирования резистора.

Однако при выбранном таким образом резисторе отмечены случаи перегрева катушек реле времени, что приводит к отказу реле из-за заклинивания часового механизма. Поэтому в соответствии с рекомендацией институте Энергосетьпроект, а также с учетом того, что завод для термически устойчивых реле времени типа ЭВ-113-143 на 220 В применяет добавочный резистор 3000 Ом. Служба РЗиА ЦДУ ЕЭС СССР рекомендует для указанных выше и других аналогичных схем применять внешний нормально шунтированный резистор в цепи катушки реле времени сопротивлением 3000 Ом (вместо 1600 Ом) или использовать термически устойчивое реле времени с встроенным добавочным резистором.

Начальник Службы РЗиА ЦДУ ЕЭС СССР М.А. Беркович

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2

РЕЛЕ ВРЕМЕНИ

Цель работы: изучение конструкции и принципов действия реле времени эксплуата­ционных свойств, а также получение практических навыков исследования характеристик.

Описание лабораторного стенда

Принципиальная схема лабораторного стенда приведена на Рисунке 1, ко­торая также располагается на стенде. Схема стенда полностью собрана, на передней панели располагаются электрические аппараты, обозначенные в соответствии с принципиальной схемой.

Включить выключатель SF 1, тумблер S1включает реле времени и се­кундомер.

Рисунок 1- Схема стенда исследования реле времени РВ-100.

Конструкция и основные данные реле времени РВ-100

Реле времени серии РВ100 - электромагнитное, содержит следующие основные узлы: электромагнитный привод, часовой механизм, контактную систему. Конструкция реле приведена на Рисунке 2.Электромагнитный привод состоит из магнитопровода, обмотки, якоря и возвратной пружины. Контактная система реле состоит из следующих элементов мгновенно действующих контактов, одного или двух подвижных контактов, укреплен­ных на торцевых частях траверсы, перемещающихся колодок с неподвиж­ными временно замыкающими и основными контактами.

Колодка основного контакта отличается от колодки временно замыкаю­щего контакта наличием упора, ограничивающего ход траверсы. Уставки по времени регулируются на контактах независимо одна от другой перемеще­нием контактных колодок по шкале, причем на временно замыкающем кон­такте должна выставляться меньшая из двух заданных выдержка времени. Отсчет выдержки времени реле начинается при запуске заторможенного ча­сового механизма при втягивании якоря реле.

Реле времени серии РВ100 предназначены для работы на постоянном оперативном токе и имеют исполнение на 24, 48, 110 и 220 В. Сопротивле­ние обмоток составляет соответственно 20, 80, 450 и 1750 Ом.

Реле имеет стальной цилиндрический якорь, перемещающийся в латун­ной гильзе. Для исключения залипания якоря в притянутом положении на нижнем конце якоря предусмотрена бронзовая шайба. На верхнем конце якоря укреплен рычаг с пластмассовым толкателем, воздействующим на мгновенные контакты.

Рисунок 2- Общий вид реле РВ-100:1 - мостик подвижного контакта, 2 - траверса, 3 - колодка неподвижного основного контакта, 4 – колодка неподвижного временно замыкающего кон­такта, 5 – цоколь, 6 – обмотка, 7 – якорь, 8- заводной рычаг часового меха­низма, 9 – часовой механизм, 10 – кожух, 11 – магнитопровод, 12 - добавоч­ный резистор, 13 – конденсатор, 14 – толкатель мгновенного действия.

Принцип действия реле времени РВ-100

Реле времени предназначены для создания выдержки времени срабаты­вания устройств релейной защиты и автоматики. Наибольшее распространение получили реле времени с часовыми меха­низмами.

При подаче напряжения питания на обмотку реле 7, якорь 5 втягивается, палец 2 освобождается и под действием пружины 4 происходит поворот зубчатого сектора 5. Шестерня 8 и подвижный контакт 9 поворачиваются, и, с задержкой по времени, контакты 10 замыкаются. Равномерность поворота подвижного контакта обеспечивается анкерным механизмом 12. Выдержки времени устанавливаются путем перемещения контактов 10 по шкале 11, отградуированной в секундах. Контакты мгновенного действия 6, 7 переключаются мгновенно при втягивании якоря.

Рисунок 3- Реле времени серии ЭВ

Рисунок 4- Схемы внутренних соединений реле (вид на реле сзади):а-РВ112-РВ142 на 24 и 48 В и РВ218-РВ248;б - PB112-PB142 на 110 и 220 В;в- РВ113-РВ143;г- РВ114-РВ144 на 24 и 48 В и РВ217- РВ247;д- РВ114-РВ144 на ПО и 220 В и РВ215-РВ245;е- РВ215- РВ245;ж- РВ215К-РВ245К с ВУ 200;ИК-искрогасительный контур.

Порядок выполнения работы

Действительное время срабатывания реле ,с:

Абсолютное время срабатывания реле:

,с.

Относительная погрешность времени срабатывания реле:

Таблица 1. Экспериментальные и расчетные значения