Виды грамматических ошибок. Грамматические ошибки в русском языке: примеры Как найти грамматические ошибки в предложении
Вопрос о классификации ошибок в речи школьников продолжает оставаться одной из болевых точек преподавания русского языка в школе. Данная проблема является болезненной не только для учителей, методистов, специалистов по культуре речи, она актуальна и для всех людей, пишущих и читающих по-русски.
Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.
Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.
Разновидности грамматических ошибок
- Словообразовательные , состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка. Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические.
- Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи.
- Синтаксические, связанные с нарушением синтаксических норм.
Грамматические ошибки
Вид ошибки |
||
Словообразовательные |
||
1 | Нарушение норм русского
литературного словообразования:
Ошибочное словообразование, Искажение слов |
Трудолюбимый, надсмехаться, надсмешка,
подчерк, нагинаться, пинжак, беспощадство,
публицизм разночинская интеллигенция; полность изображения; благородность души; взятничество; упорность; надсмешка; скупидомка; скучание; ихние слова; завсегдатели трактира; жаждает. |
2 | “Заменительное” словообразование, проявляющееся в замене какой-либо морфемы. | Укидываться (вместо раскидываться), отвесить (от повесить); |
3 | Словосочинительство (создание несуществующей производной единицы, которую нельзя рассматривать как окказиональную) | мотовщик, рецензист, не оглядаемая. |
Морфологические Неправильное формообразование, нарушение системных свойств формообразовательной системы у разных частей речи |
||
4 | Ошибочное образование формы существительного | Многие чуда техники, не хватает время |
5 | образование формы В.п. неодушевленного существительного, как у одушевленного | Я попросила ветерка (вместо: ветерок); |
6 | образование формы В.п. одушевленного существительного, как у неодушевленного | Запрягли в сани два медведя (вместо: двух медведей); |
7 | изменение рода при образовании падежных форм: | пирожок с повидлой, февральский лазурь; |
8 | склонение несклоняемых существительных | играть на пианине; |
9 | образование форм множественного числа у существительных, имеющих только единственное, и наоборот | поднос чаев, небо затянулось облаком. |
Ошибочное образование формы прилагательного |
||
10 | Неправильный выбор полной и краткой форм | Шляпка была полная воды, мальчик был очень полон |
11 | Неправильное образование форм степеней сравнения: | новенькие становятся боевее, она была послабже Пети; более интереснее, красивше |
12 | Нарушение норм формообразования глагола | Человек метается по комнате; |
13 | Нарушение образования деепричастий и причастий | Ехавши в автобусе, охотник шел, озирая по сторонам |
14 | Ошибочное образование формы числительного | С пятистами рублями |
15 | Ошибочное образование формы местоимения | Ихнего пафоса, ихи дети, не хотелось от ее (книги) оторваться |
16 | Ошибочное образование формы глагола | Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы |
|
||
17 | Нарушение согласования | Я знаком с группой ребят, серьёзно
увлекающемися джазом, Базаров не может побороть чувство любви, охватывающую его; По обоим сторонам дороги тянулись холмы; браконьерам, нарушающих закон; Базаров говорит Аркадию, что твой отец - человек отставной. |
18 | Нарушение управления | Нужно сделать свою природу более
красивую, повествует читателей, согласно закона, он показан человеком сильной воли, богатого умом, крепкого здоровьем; особое внимание было уделено на составление плана; следует отметить о том, что в доме Ноздрева все имело хаотический вид; ему характерны многие отрицательные черты; уверен в будущее, Соня жалела и переживала за Раскольникова; жажда к славе; |
19 | Ошибки в структуре простого предложения: нарушение связи между подлежащим и сказуемым, |
Солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны; |
20 | Нарушение границы предложения |
Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке. Когда герой опомнился. Было уже поздно. |
21 | Неудачное употребление местоимений | Приезжий снял со стула тяжелый сверток
и отодвинул его в сторону. Манилов попросил Павла Ивановича пройти в его кабинет. Собакевич потребовал у Чичикова написать себе расписку. |
22 | Нарушение связи между подлежащим и сказуемым | Большинство возражали против такой
оценки его творчества. Обычно молодежь является носителями передовых идей. Произошло еще ряд событий. Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, чёткость (вместо:….нужны смелость, знания, честность); |
23 | Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях | Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и весёлые. |
24 | Ошибки в построении предложения, ведущие к искажению его смысла, структуры | В своей пьесе Чехов показал также
трудовую часть интеллигенции с ее мечтами о
светлой и прекрасной жизни, представителем
которой является Трофимов. Порфирий был любимцем с детства матери. Она уговорила отдать подводы для раненых, на которых уже были уложены вещи. |
25 | Ошибки, связанные с употреблением частиц | Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частиц от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушалась в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы, (ограничительная частица “ всего” должна стоять перед подлежащим: “…всего две проблемы”. |
26 | Ошибки в построении предложения с однородными членами | Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. |
27 | Разрушение ряда однородных членов |
Настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн. |
28 | Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом |
Читая текст, возникает такое чувство…На картине “Вратарь” изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени. |
29 | Ошибки в построении предложения с причастным оборотом | Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами;причалившая лодка к берегу. |
30 | Местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего. |
Кусты, они покрывали берег реки. |
31 | Пропуски необходимых слов. |
Владик прибил доску и побежал в волейбол. |
32 | Ошибки в структуре сложного предложения: смешение сочинительной и подчинительной связи. |
Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве. Человеку показалось то, что это сон.Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами. |
33 | Отрыв придаточного от определяемого слова. |
Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе. |
34 | Смешение прямой и косвенной речи | Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. |
35 | Разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: |
Терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная. |
36 | Неоправданный пропуск (эллипсис) подлежащего |
Его храбрость - постоять за честь и справедливость привлекают автора текста. |
37 | Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм | Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. |
Литература
- Нарушевич А.Г. – кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистического образования Южного федерального университета. Курсы повышения квалификации; rus.1september.ru № 17, 2007, Русский язык. Педагогический университет “Первое сентября”“Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку; планирование занятий, организация урока, система упражнений”.
- Педчак Е.П. “Русский язык. Серия “Единый Госэкзамен”, Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2003 г.
- Р.Н.Попов, Д.П.Валькова. “Современный русский язык”, учебное пособие для студентов педагогических институтов, Москва, “Просвещение”, 1978 г.
- Методическое пособие для учителей, ЯНОИПКРО, Салехард, 2007 г.
Следует различать грамматические и речевые ошибки .
Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы, в структуре слова, словосочетания, предложения; это нарушение какой-нибудь грамматической нормы — словообразовательной, морфологической, синтаксической. К примеру:
В отличие от грамматических ошибок речевые недочёты — это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в её использовании , в большинстве случаев в употреблении слова. По преимуществу это нарушение лексических норм. К примеру:
Разновидностью речевых недочётов являются стилистические ошибки . Это безосновательное смешение слов различной стилистической расцветки, неудачное употребление экспрессивных, чувственно окрашенных слов и выражений, немотивированное внедрение диалектных и просторечных слов и выражений, устаревшей лексики.
К речевым недочётам относятся также ошибки, вызванные нарушением порядка слов, безосновательные повторы слов, словосочетаний и предложений, ошибки в построении текста.
Речевую ошибку есть возможность увидеть исключительно в контексте, в этом её отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.
Не следует также соединять ошибки грамматические и орфографические.
Орфографическая ошибка — это неверное написание слова; орфографическая ошибка может быть допущена лишь на письме, обычно в слабенькой фонетической позиции (для гласных — в безударном положении, для согласных — на конце слова либо перед другим согласным) либо в слитно-раздельно-дефисных написаниях. Подобную ошибку есть возможность только узреть, услышать её нельзя: на площаде, о голубым карандаше, небыл, кто то, полапельсина.
В отличие от орфографической грамматическая ошибка может быть допущена как в письменной, так и в устной речи, она не только лишь видима, да и слышима: ляжь; бежат; иду по тропинке, ведомую в парк; уверенность в победу.
Список более распространённых в письменной речи учащихся грамматических и речевых ошибок приводится в таблицах.
Грамматические ошибки
№
п/п
Вид ошибки
Примеры
Неверное словообразование
Трудолюбимый, надсмехаться
Неверное образование формы существительного
Многие чуда техники, не хватает время
Неверное образование формы прилагательного
Более увлекательнее, красившее
Неверное образование формы числительного
С пятистами рублями
Неверное образование формы местоимения
Ихнего пафоса, ихи дети
Неверное образование формы глагола
Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы
Нарушения согласования
Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающимися джазом
Нарушения управления
Необходимо сделать свою природу более прекрасную
Повествует читателей
Нарушение связи меж подлежащим и сказуемым
Большая часть возражали против таковой оценки его творчества
Нарушение метода выражения сказуемого в отдельных конструкциях
Он написал книжку, которая эпопея
Ошибки в построении предложения с однородными членами
Страна обожала и гордилась поэтом
В сочинении я желал показать значение спорта и почему я его люблю
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом
Читая текст, появляется такое чувство…
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом
Узенькая дорожка была покрыта проваливающимися снегом под ногами
Ошибки в построении сложного предложения
Эта книжка обучила меня ценить и уважать друзей, которую я прочел ещё в детстве
Человеку показалось то, что это…
Смешение прямой и косвенной речи
Создатель произнес, что я не согласен с воззрением рецензента
Нарушение границ предложения
Когда герой опамятовался. Было уже поздно.
Речевые ошибки и недочёты
№
п/п
Вид ошибки
Примеры
Употребление слова в нехарактерном ему значении
Мы были шокированы прелестной игрой актёров.
Идея развивается на продолжении всего рассказа.
Неразличение цветов значения, вносимых в слово приставкой либо суффиксом
Моё отношение к этой дилемме не поменялось.
Были приняты эффектные меры.
Неразличение синонимичных слов
В конечном предложении создатель применяет градацию.
Употребление слов другой стилевой расцветки
Создатель, обращаясь к этой дилемме, пробует навести людей чуть-чуть в другую колею.
Неприемлимое употребление чувственно окрашенных слов и фразеологизмов
Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений
Неоправданное употребление просторечных слов
Подобным людям всегда удаётся объегорить других.
Нарушение лексической сочетаемости
Создатель наращивает воспоминание.
Создатель употребляет художественные особенности (заместо средства).
Употребление излишних слов, в том числе плеоназм
Красоту пейзажа создатель передаёт нам при помощи художественных приёмов.
Юный парень.
Очень красивый.
Употребление рядом либо близко однокоренных слов
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
Неоправданное повторение слова
Герой рассказа не думает над своим поступком. Герой не осознает всей глубины содеянного.
Бедность и однообразие синтаксических конструкций
Когда писатель пришёл в редакцию, его принял главный редактор. Когда они побеседовали, писатель отправился в гостиницу.
Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
Замирает на мгновение сердечко и вдруг застучит вновь.
Неудачное употребление местоимений
Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю.
У меня сразу появилась картина в своём воображении.
Такая гиперболизация параметров нрава человека приравнивает Гоголя к величавым реалистам, что и отличает статью Залыгина от других исследователей.
Источник материала Интернет-сайт
Дополнительные источники:
Как различать грамматические и орфографические ошибки?
Следует различать грамматические и речевые ошибки. Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы, в структуре слова, словосочетания, предложения; это нарушение какой-нибудь грамматической нормы — словообразовательной, морфологической, синтаксической. К примеру: раздумчивый (взор) заместо задумчивый, благородность заместо благородство (ошибка в словообразовательной структуре слова, внедрение не той приставки, не того суффикса); в отсутствие комментарий, более вернее...
Классификация ошибок по ФИПИ
- Грамматические ошибки.
- Речевые ошибки.
- Логические ошибки
- Фактические ошибки.
- Орфографические ошибки.
- Пунктуационные ошибки.
- Графические ошибки.
Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Например:
- подскользнуться вместо поскользнуться , благородность вместо благородство – здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс;
- без комментарий, едь вместо поезжай , более легче – неправильно образована форма слова, т. е. нарушена морфологическая норма;
- оплатить за проезд, удостоен наградой – нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления);
- Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т. е. нарушены синтаксические нормы.
В отличие от грамматических, речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например:
- Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»;
- Они потеряли на войне двух единственных сыновей.
Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.
Ниже приводятся общепринятые классификаторы грамматических и речевых ошибок.
Виды грамматических ошибок:
- Ошибочное словообразование - Трудолюбим ый, над смехаться.
- Ошибочное образование формы существительного - Многие чуда техники, не хватает время.
- Ошибочное образование формы прилагательного - Более интереснее, красивше.
- Ошибочное образование формы числительного - С пятистами рублями.
- Ошибочное образование формы местоимения - Ихнего пафоса, ихи дети.
- Ошибочное образование формы глагола - Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы.
- Нарушение согласования - Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.
- Нарушение управления - Нужно сделать свою природу более красивую.
Повествует читателей. - Нарушение связи между подлежащим и сказуемым - Большинство возражали против такой оценки его творчества.
- Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях - Он написал книгу, которая эпопея.
Все были рады, счастливы и веселые. - Ошибки в построении предложения с однородными членами - Страна любила
и
гордилась поэтом.
В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. - Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом - Читая текст , возникает такое чувство…
- Ошибки в построении предложения с причастным оборотом - Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
- Ошибки в построении сложного предложения - Этакнига научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон.
- Смешение прямой и косвенной речи - Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.
- Нарушение границ предложения - Когда герой опомнился. Было уже поздно.
- Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм - Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
Виды речевых ошибок:
- Употребление слова в несвойственном ему значении - Мы были шокированы
прекрасной игрой актеров.
Мысль развивается на продолжении всего текста. - Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом - Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры.
- Неразличение синонимичных слов - В конечном предложении автор применяет градацию.
- Употребление слов иной стилевой окраски - Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
- Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов - Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
- Неоправданное употребление просторечных слов - Таким людям всегда удается объегорить других.
- Нарушение лексической сочетаемости - Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные >особенности (вместо средства).
- Употребление лишних слов, в том числе плеоназм - Красоту пейзажа автор передаетнам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный.
- Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) - В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
- Неоправданное повторение слова - Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
- Бедность и однообразие синтаксических конструкций - Когда писатель пришел в редакцию , его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
- Неудачное употребление местоимений - Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своем воображении.
Типичные грамматические ошибки (К9)
Это ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:
- Ошибки в образовании личных форм глаголов : Им двигает чувство сострадания (следует: движет);
- Неправильное употребление видовременных форм глаголов : Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует: ...даст.., научит... или...дает.., учит...);
- Ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий : Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие);
- Ошибки в образовании деепричастий : Вышев на сцену, певцы поклонились (норма: выйдя);
- Неправильное образование наречий : Автор тута был не прав (норма: тут);
Классификация ошибок, исправляемых и учитываемых при оценивании работы учащегося
Грамматические ошибки (Г) – это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т.е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.
№ п/п | Вид ошибки | Примеры |
Ошибочное словообразование. Ошибочное образование форм существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола (личных форм глаголов, действительных и страдательных причастий, деепричастий). | Благород ность , чуда техники, по д черк, над смехаться; более интереснее, красивше; с пятистами рублями; жонглировал обоими руками, ихнего пафоса, вокруг его ничего нет; сколько нравственных принципов мы лишились из-за утраты духовности; им двигает чувство сострадания; ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста; вышев на сцену, певцы поклонились. |
|
Нарушение норм согласования | Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающ имися джазом. |
|
Нарушение норм управления | Нужно сделать природу более красивую. Все удивлялись его силой. |
|
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого | Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения . Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые. |
|
Ошибки в построении предложения с однородными членами | Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. |
|
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом | Читая текст , возникает такое чувство сопереживания. |
|
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом | Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. |
|
Ошибки в построении сложного предложения | Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то , что это сон. |
|
Смешение прямой и косвенной речи | ||
Г10 | Нарушение границ предложения | Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста. |
Г11 | Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм | Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. |
Г12 | Пропуск члена предложения (эллипсис) | На собрании было принято (?) провести субботник. |
Г13 | Ошибки, связанные с употреблением частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится | Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника. В тексте всего раскрываются две проблемы. |
Речевые ошибки (Р) – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штампы, неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; экспрессивных средств, неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.
№ п/п | Вид ошибки | Примеры |
Употребление слова в несвойственном ему значении | Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Благодаря пожару, лес сгорел. |
|
Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов | Таким людям всегда удается объегорить других . Обломов ничем не занимался и целыми днями валял дурака. |
|
Неудачное употребление местоимений | Текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю; У меня сразу же возникла картина в своем воображении. |
|
Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики, жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов | По задумке автора, герой побеждает; Молчалин работает секретарем Фамусова; В романе А.С. Пушкина имеют место лирические отступления; Автор то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому кексу в грызло бы дал; Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя. |
|
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом | В таких случаях я взглядываю в словарь. |
|
Неразличение паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте | Были приняты эффектные меры; Имя этого поэта знакомо во многих странах ; В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься; грампластинка не сказала еще своего последнего слова. |
|
Нарушение лексической сочетаемости | ||
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм | Молодой юноша; очень прекрасный. |
|
Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) | В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. |
|
Р10 | Неоправданное повторение слова | Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного им. |
Р11 | Бедность и однообразие синтаксических конструкций | Когда писатель пришел в редакцию , его принял главный редактор. Когда они поговорили , писатель отправился в гостиницу. |
Р12 | Употребление лишних слов, лексическая избыточность | Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, об этом позаботится книжный наш магазин. |
Логические ошибки (Л). Логические ошибки связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.
№ п/п | Вид ошибки | Примеры |
Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте | На уроке присутствовали директор, библиотекарь , а также Анна Петровна Иванова и Зоя Ивановна Петрова ; Он облокотился спиной на батарею; За хорошую учебу и воспитание детей родители обучающихся получили благодарственные письма от администрации школы. |
|
Нарушение причинно-следственных отношений | В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации образования решаются слабо . |
|
Пропуск звена в объяснении, «логический скачок». | Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. [?] А как хочется, чтобы двор был украшением и школы, и поселка. |
|
Перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к сочинению или изложению) | Пора вернуть этому слову его истинный смысл! Честь... Но как это сделать? |
|
Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица) | ||
Сопоставление логически несопоставимых понятий | Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей . |
|
Композиционно-текстовые ошибки | ||
Неудачный зачин | Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом предложении, например: В этом тексте автор… |
|
Ошибки в основной части | А) Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении. б) Отсутствие последовательности в изложении; бессвязность и нарушение порядка предложений. в) Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла. |
|
Неудачная концовка | Дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли . |
Фактические ошибки (Ф) - разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что пишущий приводит факты, противоречащие действительности, дает неправильную информацию о фактических обстоятельствах, как связанных, так и не связанных с анализируемым текстом (фоновые знания)
№ п/п | Вид ошибки | Примеры |
Искажение содержания литературного произведения, неправильное толкование, неудачный выбор примеров | Базаров был нигилист и поэтому убил старуху топором ; Ленский вернулся в свое имение из Англии; Счастьем для Обломова было одиночество и равнодушие. |
|
Неточность в цитате. Отсутствие указания на автора цитаты. Неверно названный автор цитаты. | Книга очень много для меня значит, ведь еще Ленин сказал: « Век живи – век учись !» |
|
Незнание исторических и др. фактов, в том числе временное смещение. | Великая Отечественная война 1812 года; Столица США - Нью-Йорк. |
|
Неточности в именах, фамилиях, прозвищах литературных героев. Искажения в названиях литературных произведений, их жанров, ошибка в указании автора. | Турген ь ев; «Тарас и Бульба»; в повести Тургенева «Преступление и наказание». |
Этические ошибки (Э) - нарушение в работе системы ценностей и правил этики: высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности, недоброжелательность, проявления речевой агрессии, жаргонные слова и обороты.
№ п/п | Вид ошибки | Примеры |
Речевая некорректность. Проявление речевой агрессии: грубое, оскорбительное высказывание; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме; угроза, грубое требование, обвинение, насмешка; употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго; высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности | Этот текст меня бесит ; Нужно быть полностью сумасшедшим , чтобы читать книги сегодня; Почему школьная программа принуждает к прочтению всего старья , что именуется классикой? Михалков в своём репертуаре ! Пишет детские книги, поэтому и требует, чтобы читали именно в детстве. Это настоящий пиар! Нечего морочить людям мозги устаревшими истинами. |
ОШИБКИ ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ, ПУНКТУАЦИОННЫЕ, ГРАФИЧЕСКИЕ, ОПИСКИ
учитываются ошибки
- на изученные правила;
- негрубые (две негрубые считаются за одну) :
- в исключениях из правил;
- в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
- в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
- в написании и и ы после приставок;
- в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как…; ничто иное не …; не что иное, как … и др.);
- в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
- в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;
- повторяющиеся (считается за одну ошибку повтор в одном и том же слове или в корне однокоренных слов);
- однотипные (первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку,
каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная) :
ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок ).
Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.
Ошибки (две и более) в одном непроверяемом слове считаются за одну ошибку.
При проверке грамотности (К7-К8) не учитываются ошибки
- орфографические:
- в переносе слов;
- буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр ) и после гласных в собственных именах (Мариетта );
- прописная / строчная буквы
- в названиях, связанных с религией: М(м)асленица , Р(р)ождество , Б(б)ог .
- при переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы ).
- в собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент ... (дон Педро и Дон Кихот ).
- слитное / дефисное / раздельное написание
- в сложных существительных без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемых правилами и не входящих в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант );
- на правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой /предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную );
- пунктуационные ошибки:
- тире в неполном предложении;
- обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным;
- запятые при ограничительно-выделительных оборотах;
- различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми;
- в передаче авторской пунктуации;
- графические ошибки (средства письменности языка, фиксирующие отношения между буквами на письме и звуками устной речи); различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений;
- описки и опечатки:
Искажение звукового облика слова (рапотает вместо работает , мемля вместо земля); .
Пропуски букв (весь роман стоится на этом конфликте;
Перестановки букв (новые наименования пордуктов) ;
Замены одних буквенных знаков другими (лешендарное Ледовое побоище) ;
Добавление лишних букв (в любых, дашже самых сложных условиях ).