Виды грамматических ошибок. Грамматические ошибки в русском языке: примеры Как найти грамматические ошибки в предложении

Вопрос о классификации ошибок в речи школьников продолжает оставаться одной из болевых точек преподавания русского языка в школе. Данная проблема является болезненной не только для учителей, методистов, специалистов по культуре речи, она актуальна и для всех людей, пишущих и читающих по-русски.

Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.

Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.

Разновидности грамматических ошибок

  • Словообразовательные
  • , состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка. Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические.
  • Морфологические,
  • связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи.
  • Синтаксические,
  • связанные с нарушением синтаксических норм.

Грамматические ошибки

Вид ошибки

Словообразовательные

1 Нарушение норм русского литературного словообразования:

Ошибочное словообразование,

Искажение слов

Трудолюбимый, надсмехаться, надсмешка, подчерк, нагинаться, пинжак, беспощадство, публицизм

разночинская интеллигенция; полность изображения; благородность души; взятничество; упорность; надсмешка; скупидомка; скучание; ихние слова; завсегдатели трактира; жаждает.

2 “Заменительное” словообразование, проявляющееся в замене какой-либо морфемы. Укидываться (вместо раскидываться), отвесить (от повесить);
3 Словосочинительство (создание несуществующей производной единицы, которую нельзя рассматривать как окказиональную) мотовщик, рецензист, не оглядаемая.

Морфологические

Неправильное формообразование, нарушение системных свойств формообразовательной системы у разных частей речи

4 Ошибочное образование формы существительного Многие чуда техники, не хватает время
5 образование формы В.п. неодушевленного существительного, как у одушевленного Я попросила ветерка (вместо: ветерок);
6 образование формы В.п. одушевленного существительного, как у неодушевленного Запрягли в сани два медведя (вместо: двух медведей);
7 изменение рода при образовании падежных форм: пирожок с повидлой, февральский лазурь;
8 склонение несклоняемых существительных играть на пианине;
9 образование форм множественного числа у существительных, имеющих только единственное, и наоборот поднос чаев, небо затянулось облаком.

Ошибочное образование формы прилагательного

10 Неправильный выбор полной и краткой форм Шляпка была полная воды, мальчик был очень полон
11 Неправильное образование форм степеней сравнения: новенькие становятся боевее, она была послабже Пети; более интереснее, красивше
12 Нарушение норм формообразования глагола Человек метается по комнате;
13 Нарушение образования деепричастий и причастий Ехавши в автобусе, охотник шел, озирая по сторонам
14 Ошибочное образование формы числительного С пятистами рублями
15 Ошибочное образование формы местоимения Ихнего пафоса, ихи дети, не хотелось от ее (книги) оторваться
16 Ошибочное образование формы глагола Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы

Синтаксические

17 Нарушение согласования Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающемися джазом,

Базаров не может побороть чувство любви, охватывающую его;

По обоим сторонам дороги тянулись холмы; браконьерам, нарушающих закон;

Базаров говорит Аркадию, что твой отец - человек отставной.

18 Нарушение управления Нужно сделать свою природу более красивую, повествует читателей, согласно закона,

он показан человеком сильной воли, богатого умом, крепкого здоровьем;

особое внимание было уделено на составление плана; следует отметить о том, что в доме Ноздрева все имело хаотический вид; ему характерны многие отрицательные черты; уверен в будущее, Соня жалела и переживала за Раскольникова; жажда к славе;

19

Ошибки в структуре простого предложения:

нарушение связи между подлежащим и сказуемым,

Солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;
20

Нарушение границы предложения

Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке. Когда герой опомнился. Было уже поздно.

21 Неудачное употребление местоимений Приезжий снял со стула тяжелый сверток и отодвинул его в сторону.

Манилов попросил Павла Ивановича пройти в его кабинет.

Собакевич потребовал у Чичикова написать себе расписку.

22 Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Большинство возражали против такой оценки его творчества.

Обычно молодежь является носителями передовых идей.

Произошло еще ряд событий.

Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, чёткость (вместо:….нужны смелость, знания, честность);

23 Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и весёлые.
24 Ошибки в построении предложения, ведущие к искажению его смысла, структуры В своей пьесе Чехов показал также трудовую часть интеллигенции с ее мечтами о светлой и прекрасной жизни, представителем которой является Трофимов.

Порфирий был любимцем с детства матери.

Она уговорила отдать подводы для раненых, на которых уже были уложены вещи.

25 Ошибки, связанные с употреблением частиц

Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частиц от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушалась в сочинениях):

В тексте всего раскрываются две проблемы, (ограничительная частица всего” должна стоять перед подлежащим: “…всего две проблемы”.

26 Ошибки в построении предложения с однородными членами Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.
27

Разрушение ряда однородных членов

Настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн.

28

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство…На картине “Вратарь” изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени.
29 Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами;причалившая лодка к берегу.
30

Местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего.

Кусты, они покрывали берег реки.
31

Пропуски необходимых слов.

Владик прибил доску и побежал в волейбол.

32

Ошибки в структуре сложного предложения:

смешение сочинительной и подчинительной связи.

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве. Человеку показалось то, что это сон.Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами.

33

Отрыв придаточного от определяемого слова.

Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе.

34 Смешение прямой и косвенной речи Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.
35

Разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например:

Терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.
36

Неоправданный пропуск (эллипсис) подлежащего

Его храбрость - постоять за честь и справедливость привлекают автора текста.
37 Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Литература

  1. Нарушевич А.Г. – кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистического образования Южного федерального университета. Курсы повышения квалификации; rus.1september.ru № 17, 2007, Русский язык. Педагогический университет “Первое сентября”“Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку; планирование занятий, организация урока, система упражнений”.
  2. Педчак Е.П. “Русский язык. Серия “Единый Госэкзамен”, Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2003 г.
  3. Р.Н.Попов, Д.П.Валькова. “Современный русский язык”, учебное пособие для студентов педагогических институтов, Москва, “Просвещение”, 1978 г.
  4. Методическое пособие для учителей, ЯНОИПКРО, Салехард, 2007 г.

Следует различать грамматические и речевые ошибки .

Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы, в структуре слова, словосочетания, предложения; это нарушение какой-нибудь грамматической нормы — словообразовательной, морфологической, синтаксической. К примеру:

  • раздумчивый (взор) заместо задумчивый , благородность заместо благородство (ошибка в словообразовательной структуре слова, внедрение не той приставки, не того суффикса);
  • в отсутствие комментарий , более вернее (некорректно образована форма слова, т.е. нарушена морфологическая норма);
  • удивляюсь его силой, жажда к славе (нарушена структура словосочетания — не соблюдаются нормы управления);
  • Покатавшись на катке, болят ноги. В сочинении я желал показать значение спорта и почему я его люблю (некорректно построены предложения с деепричастным оборотом и однородными членами, т.е. нарушены синтаксические нормы).
  • В отличие от грамматических ошибок речевые недочёты — это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в её использовании , в большинстве случаев в употреблении слова. По преимуществу это нарушение лексических норм. К примеру:

  • Штольц — один из основных героев одноимённого романа Гончарова «Обломов». Само по себе слово одноимённый (либо единственный ) ошибки не содержит, оно только безуспешно употреблено, не «вписывается» в контекст, не смешивается по смыслу со своим наиблежайшим окружением.
  • Они утратили на войне 2-ух единственных отпрыской.
  • Разновидностью речевых недочётов являются стилистические ошибки . Это безосновательное смешение слов различной стилистической расцветки, неудачное употребление экспрессивных, чувственно окрашенных слов и выражений, немотивированное внедрение диалектных и просторечных слов и выражений, устаревшей лексики.

    К речевым недочётам относятся также ошибки, вызванные нарушением порядка слов, безосновательные повторы слов, словосочетаний и предложений, ошибки в построении текста.

    Речевую ошибку есть возможность увидеть исключительно в контексте, в этом её отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.

    Не следует также соединять ошибки грамматические и орфографические.

    Орфографическая ошибка — это неверное написание слова; орфографическая ошибка может быть допущена лишь на письме, обычно в слабенькой фонетической позиции (для гласных — в безударном положении, для согласных — на конце слова либо перед другим согласным) либо в слитно-раздельно-дефисных написаниях. Подобную ошибку есть возможность только узреть, услышать её нельзя: на площаде, о голубым карандаше, небыл, кто то, полапельсина.

    В отличие от орфографической грамматическая ошибка может быть допущена как в письменной, так и в устной речи, она не только лишь видима, да и слышима: ляжь; бежат; иду по тропинке, ведомую в парк; уверенность в победу.

    Список более распространённых в письменной речи учащихся грамматических и речевых ошибок приводится в таблицах.

    Грамматические ошибки


    п/п

    Вид ошибки

    Примеры

    Неверное словообразование

    Трудолюбимый, надсмехаться

    Неверное образование формы существительного

    Многие чуда техники, не хватает время

    Неверное образование формы прилагательного

    Более увлекательнее, красившее

    Неверное образование формы числительного

    С пятистами рублями

    Неверное образование формы местоимения

    Ихнего пафоса, ихи дети

    Неверное образование формы глагола

    Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы

    Нарушения согласования

    Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающимися джазом

    Нарушения управления

    Необходимо сделать свою природу более прекрасную

    Повествует читателей

    Нарушение связи меж подлежащим и сказуемым

    Большая часть возражали против таковой оценки его творчества

    Нарушение метода выражения сказуемого в отдельных конструкциях

    Он написал книжку, которая эпопея

    Ошибки в построении предложения с однородными членами

    Страна обожала и гордилась поэтом

    В сочинении я желал показать значение спорта и почему я его люблю

    Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

    Читая текст, появляется такое чувство…

    Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

    Узенькая дорожка была покрыта проваливающимися снегом под ногами

    Ошибки в построении сложного предложения

    Эта книжка обучила меня ценить и уважать друзей, которую я прочел ещё в детстве

    Человеку показалось то, что это…

    Смешение прямой и косвенной речи

    Создатель произнес, что я не согласен с воззрением рецензента

    Нарушение границ предложения

    Когда герой опамятовался. Было уже поздно.

    Речевые ошибки и недочёты


    п/п

    Вид ошибки

    Примеры

    Употребление слова в нехарактерном ему значении

    Мы были шокированы прелестной игрой актёров.

    Идея развивается на продолжении всего рассказа.

    Неразличение цветов значения, вносимых в слово приставкой либо суффиксом

    Моё отношение к этой дилемме не поменялось.

    Были приняты эффектные меры.

    Неразличение синонимичных слов

    В конечном предложении создатель применяет градацию.

    Употребление слов другой стилевой расцветки

    Создатель, обращаясь к этой дилемме, пробует навести людей чуть-чуть в другую колею.

    Неприемлимое употребление чувственно окрашенных слов и фразеологизмов

    Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений

    Неоправданное употребление просторечных слов

    Подобным людям всегда удаётся объегорить других.

    Нарушение лексической сочетаемости

    Создатель наращивает воспоминание.

    Создатель употребляет художественные особенности (заместо средства).

    Употребление излишних слов, в том числе плеоназм

    Красоту пейзажа создатель передаёт нам при помощи художественных приёмов.

    Юный парень.

    Очень красивый.

    Употребление рядом либо близко однокоренных слов

    В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

    Неоправданное повторение слова

    Герой рассказа не думает над своим поступком. Герой не осознает всей глубины содеянного.

    Бедность и однообразие синтаксических конструкций

    Когда писатель пришёл в редакцию, его принял главный редактор. Когда они побеседовали, писатель отправился в гостиницу.

    Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

    Замирает на мгновение сердечко и вдруг застучит вновь.

    Неудачное употребление местоимений

    Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю.

    У меня сразу появилась картина в своём воображении.

    Такая гиперболизация параметров нрава человека приравнивает Гоголя к величавым реалистам, что и отличает статью Залыгина от других исследователей.

    Источник материала Интернет-сайт

  • sch2kr.ru — о разграничении типов ошибок.
  • Дополнительные источники:

  • window.edu.ru — Грачева Ж.В., Кольцова Л.М., Сидорова Е.В. «Типы ошибок в письменных работах учащихся и нормы оценок: Учебно-методическое пособие» (в пособии представлена развернутая систематизация содержательных ошибок в письменных работах школьников (фактические, логические, речевые, грамматические);
  • dlib.eastview.com — Воителева Т.М. «Работа над речевыми ошибками»;
  • glossa.ucoz.ru — систематизация речевых и грамматических ошибок.
    • Как различать грамматические и орфографические ошибки?

      Следует различать грамматические и речевые ошибки. Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы, в структуре слова, словосочетания, предложения; это нарушение какой-нибудь грамматической нормы — словообразовательной, морфологической, синтаксической. К примеру: раздумчивый (взор) заместо задумчивый, благородность заместо благородство (ошибка в словообразовательной структуре слова, внедрение не той приставки, не того суффикса); в отсутствие комментарий, более вернее...

    Классификация ошибок по ФИПИ

    1. Грамматические ошибки.
    2. Речевые ошибки.
    3. Логические ошибки
    4. Фактические ошибки.
    5. Орфографические ошибки.
    6. Пунктуационные ошибки.
    7. Графические ошибки.

    Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической.

    Например:

    • подскользнуться вместо поскользнуться , благородность вместо благородство – здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс;
    • без комментарий, едь вместо поезжай , более легче – неправильно образована форма слова, т. е. нарушена морфологическая норма;
    • оплатить за проезд, удостоен наградой – нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления);
    • Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т. е. нарушены синтаксические нормы.

    В отличие от грамматических, речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например:

    • Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»;
    • Они потеряли на войне двух единственных сыновей.

    Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.

    Ниже приводятся общепринятые классификаторы грамматических и речевых ошибок.

    Виды грамматических ошибок:

    1. Ошибочное словообразование - Трудолюбим ый, над смехаться.
    2. Ошибочное образование формы существительного - Многие чуда техники, не хватает время.
    3. Ошибочное образование формы прилагательного - Более интереснее, красивше.
    4. Ошибочное образование формы числительного - С пятистами рублями.
    5. Ошибочное образование формы местоимения - Ихнего пафоса, ихи дети.
    6. Ошибочное образование формы глагола - Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы.
    7. Нарушение согласования - Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.
    8. Нарушение управления - Нужно сделать свою природу более красивую.
      Повествует читателей.
    9. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым - Большинство возражали против такой оценки его творчества.
    10. Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях - Он написал книгу, которая эпопея.
      Все были рады, счастливы и веселые.
    11. Ошибки в построении предложения с однородными членами - Страна любила и гордилась поэтом.
      В сочинении я хотел сказать о значении
      спорта и почему я его люблю.
    12. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом - Читая текст , возникает такое чувство…
    13. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом - Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
    14. Ошибки в построении сложного предложения - Этакнига научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон.
    15. Смешение прямой и косвенной речи - Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.
    16. Нарушение границ предложения - Когда герой опомнился. Было уже поздно.
    17. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм - Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

    Виды речевых ошибок:

    1. Употребление слова в несвойственном ему значении - Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
      Мысль развивается на продолжении всего текста.
    2. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом - Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры.
    3. Неразличение синонимичных слов - В конечном предложении автор применяет градацию.
    4. Употребление слов иной стилевой окраски - Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
    5. Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов - Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
    6. Неоправданное употребление просторечных слов - Таким людям всегда удается объегорить других.
    7. Нарушение лексической сочетаемости - ​​​​​​Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные >особенности (вместо средства).
    8. Употребление лишних слов, в том числе плеоназм - Красоту пейзажа автор передаетнам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный.
    9. Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) - В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
    10. Неоправданное повторение слова - Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
    11. Бедность и однообразие синтаксических конструкций - Когда писатель пришел в редакцию , его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
    12. Неудачное употребление местоимений - Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

    Типичные грамматические ошибки (К9)

    Это ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:

    1. Ошибки в образовании личных форм глаголов : Им двигает чувство сострадания (следует: движет);
    2. Неправильное употребление видовременных форм глаголов : Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует: ...даст.., научит... или...дает.., учит...);
    3. Ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий : Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие);
    4. Ошибки в образовании деепричастий : Вышев на сцену, певцы поклонились (норма: выйдя);
    5. Неправильное образование наречий : Автор тута был не прав (норма: тут);

    Классификация ошибок, исправляемых и учитываемых при оценивании работы учащегося

    Грамматические ошибки (Г) – это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т.е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.

    № п/п

    Вид ошибки

    Примеры

    Ошибочное словообразование. Ошибочное образование форм существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола (личных форм глаголов, действительных и страдательных причастий, деепричастий).

    Благород ность , чуда техники, по д черк, над смехаться; более интереснее, красивше; с пятистами рублями; жонглировал обоими руками, ихнего пафоса, вокруг его ничего нет; сколько нравственных принципов мы лишились из-за утраты духовности; им двигает чувство сострадания; ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста; вышев на сцену, певцы поклонились.

    Нарушение норм согласования

    Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающ имися джазом.

    Нарушение норм управления

    Нужно сделать природу более красивую. Все удивлялись его силой.

    Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого

    Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения . Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые.

    Ошибки в построении предложения с однородными членами

    Страна любила и гордилась поэтом.

    В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

    Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

    Читая текст , возникает такое чувство сопереживания.

    Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

    Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

    Ошибки в построении сложного предложения

    Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.

    Человеку показалось то , что это сон.

    Смешение прямой и косвенной речи

    Г10

    Нарушение границ предложения

    Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста.

    Г11

    Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

    Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

    Г12

    Пропуск члена предложения (эллипсис)

    На собрании было принято (?) провести субботник.

    Г13

    Ошибки, связанные с употреблением частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится

    Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника. В тексте всего раскрываются две проблемы.

    Речевые ошибки (Р) – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штампы, неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; экспрессивных средств, неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.

    № п/п

    Вид ошибки

    Примеры

    Употребление слова в несвойственном ему значении

    Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Благодаря пожару, лес сгорел.

    Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов

    Таким людям всегда удается объегорить других . Обломов ничем не занимался и целыми днями валял дурака.

    Неудачное употребление местоимений

    Текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю; У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

    Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики, жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов

    По задумке автора, герой побеждает; Молчалин работает секретарем Фамусова; В романе А.С. Пушкина имеют место лирические отступления; Автор то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому кексу в грызло бы дал; Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

    Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

    В таких случаях я взглядываю в словарь.

    Неразличение паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте

    Были приняты эффектные меры; Имя этого поэта знакомо во многих странах ; В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься; грампластинка не сказала еще своего последнего слова.

    Нарушение лексической сочетаемости

    Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

    Молодой юноша; очень прекрасный.

    Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

    В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

    Р10

    Неоправданное повторение слова

    Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного им.

    Р11

    Бедность и однообразие синтаксических конструкций

    Когда писатель пришел в редакцию , его принял главный редактор. Когда они поговорили , писатель отправился в гостиницу.

    Р12

    Употребление лишних слов, лексическая избыточность

    Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, об этом позаботится книжный наш магазин.

    Логические ошибки (Л). Логические ошибки связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.

    № п/п

    Вид ошибки

    Примеры

    Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте

    На уроке присутствовали директор, библиотекарь , а также Анна Петровна Иванова и Зоя Ивановна Петрова ; Он облокотился спиной на батарею; За хорошую учебу и воспитание детей родители обучающихся получили благодарственные письма от администрации школы.

    Нарушение причинно-следственных отношений

    В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации образования решаются слабо .

    Пропуск звена в объяснении, «логический скачок».

    Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. [?] А как хочется, чтобы двор был украшением и школы, и поселка.

    Перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к сочинению или изложению)

    Пора вернуть этому слову его истинный смысл! Честь... Но как это сделать?

    Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица)

    Сопоставление логически несопоставимых понятий

    Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей .

    Композиционно-текстовые ошибки

    Неудачный зачин

    Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом предложении, например: В этом тексте автор…

    Ошибки в основной части

    А) Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении.

    б) Отсутствие последовательности в изложении; бессвязность и нарушение порядка предложений.

    в) Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла.

    Неудачная концовка

    Дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли .

    Фактические ошибки (Ф) - разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что пишущий приводит факты, противоречащие действительности, дает неправильную информацию о фактических обстоятельствах, как связанных, так и не связанных с анализируемым текстом (фоновые знания)

    № п/п

    Вид ошибки

    Примеры

    Искажение содержания литературного произведения, неправильное толкование, неудачный выбор примеров

    Базаров был нигилист и поэтому убил старуху топором ; Ленский вернулся в свое имение из Англии; Счастьем для Обломова было одиночество и равнодушие.

    Неточность в цитате. Отсутствие указания на автора цитаты. Неверно названный автор цитаты.

    Книга очень много для меня значит, ведь еще Ленин сказал: « Век живи – век учись

    Незнание исторических и др. фактов, в том числе временное смещение.

    Великая Отечественная война 1812 года; Столица США - Нью-Йорк.

    Неточности в именах, фамилиях, прозвищах литературных героев.

    Искажения в названиях литературных произведений, их жанров, ошибка в указании автора.

    Турген ь ев; «Тарас и Бульба»; в повести Тургенева «Преступление и наказание».

    Этические ошибки (Э) - нарушение в работе системы ценностей и правил этики: высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности, недоброжелательность, проявления речевой агрессии, жаргонные слова и обороты.

    № п/п

    Вид ошибки

    Примеры

    Речевая некорректность.

    Проявление речевой агрессии: грубое, оскорбительное высказывание; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме; угроза, грубое требование, обвинение, насмешка;

    употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго; высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности

    Этот текст меня бесит ; Нужно быть полностью сумасшедшим , чтобы читать книги сегодня; Почему школьная программа принуждает к прочтению всего старья , что именуется классикой?

    Михалков в своём репертуаре ! Пишет детские книги, поэтому и требует, чтобы читали именно в детстве. Это настоящий пиар! Нечего морочить людям мозги устаревшими истинами.

    ОШИБКИ ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ, ПУНКТУАЦИОННЫЕ, ГРАФИЧЕСКИЕ, ОПИСКИ

    учитываются ошибки

    • на изученные правила;
    • негрубые (две негрубые считаются за одну) :
    • в исключениях из правил;
    • в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
    • в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
    • в написании и и ы после приставок;
    • в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как…; ничто иное не …; не что иное, как … и др.);
    • в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
    • в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;
    • повторяющиеся (считается за одну ошибку повтор в одном и том же слове или в корне однокоренных слов);
    • однотипные (первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку,

    каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная) :

    ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

    Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок ).

    Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.

    Ошибки (две и более) в одном непроверяемом слове считаются за одну ошибку.

    При проверке грамотности (К7-К8) не учитываются ошибки

    • орфографические:
    • в переносе слов;
    • буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр ) и после гласных в собственных именах (Мариетта );
    • прописная / строчная буквы
    • в названиях, связанных с религией: М(м)асленица , Р(р)ождество , Б(б)ог .
    • при переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы ).
    • в собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент ... (дон Педро и Дон Кихот ).
    • слитное / дефисное / раздельное написание
    • в сложных существительных без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемых правилами и не входящих в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант );
    • на правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой /предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную );
    • пунктуационные ошибки:
    • тире в неполном предложении;
    • обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным;
    • запятые при ограничительно-выделительных оборотах;
    • различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми;
    • в передаче авторской пунктуации;
    • графические ошибки (средства письменности языка, фиксирующие отношения между буквами на письме и звуками устной речи); различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений;
    • описки и опечатки:

    Искажение звукового облика слова (рапотает вместо работает , мемля вместо земля); .

    Пропуски букв (весь роман стоится на этом конфликте;

    Перестановки букв (новые наименования пордуктов) ;

    Замены одних буквенных знаков другими (лешендарное Ледовое побоище) ;

    Добавление лишних букв (в любых, дашже самых сложных условиях ).