Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: Знакомство с предложением. план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Предложение

Транспорт

Коррекционно-образовательные цели. Дать детям понятие о предложении.

Учить детей правильно изменять слова, обозначающие признаки.

Коррекционно-развивающие цели . Развивать слуховое внимание и память, тонкую и общую моторику, ко­ординацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Сюжетные картинки, схема предло­жения, карточки с графическим изображением слов - пред­метов, действий, признаков.

I . Организационный момент

– Сядет тот, кто назовет водный транспорт; воздушный, наземный.

II . Работа с предложением

1. Логопед называет предложение:

Девочка читает сказку.

– Вам понятно, что я сказала?

– Про кого вы узнали?

– Что вы узнали про девочку?

– Что она читает?

Логопед называет три слова, не связанных между собой грамматически: мальчик, ехать, автобус.

– Понятно вам то, что я хотела сказать?

– Вам было не понятно, так как я назвала три слова, между которыми не было «согласия». Эти слова не составили предложение.

– Давайте соединим эти слова так, чтобы между ними появилось согласие.

Логопед произносит предложение:

Мальчик едет в автобусе.

– О ком вы узнали?

– Что вы узнали о мальчике?

– Где едет мальчик?

– Слова стали жить «в согласии», получилось предложение. А теперь попробуйте сделать вывод. Когда получается предло­жение. (Предложение получается тогда, когда слова живут в согласии.)

2. Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня»

Есть игрушки у меня: Попеременно хлоп. в ладоши и ударяют кулачки

Паровоз и два коня, Загибают пальчики на обеих руках.

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран –

Настоящий великан.

Сколько вместе? Попеременно хлопают в ладоши и

Как узнать? ударяют в кулачки.

3. Составление предложений

– Ребята, посмотрите на картинки и составьте по ним предложения из двух слов. А потом попробуйте ответить на вопросы: что? что делает?

Например: Пароход гудит. Что? - Пароход. - Что делает? Гудит.

Работа проводится по картинкам (Самолет летит. Машина едет. Автобус стоит.)

4. Речь с движением «Самолет»

Пролетает самолет, Смотрят вверх и водят пальцем.

С ним собрался я в полет.

Правое крыло отвел, Отводят руки попеременно и прослеживают

Посмотрел. взглядом.

Левое крыло отвел,

Поглядел.

Я мотор завожу Вращательные движения перед грудью и

И внимательно гляжу. прослеживают взглядом.

Поднимаюсь ввысь, лечу. Встают на носочки и выполняют

Возвращаться не хочу! летательные движения.

5.Дифференциация понятий «слово», «предложение»

– Послушайте, что я скажу: машина, ехать.

– Что я назвала? (Два слова.)

– А теперь я скажу по-другому: машина едет.

– Что я назвала? (Предложение.)

– Как вы догадались, что в пер­вом случае я назвала слова, а во втором - предложение? (В пер­вом случае слова не дружили. Между ними не было согласия. Во втором случае подружились и стали жить в согласии.)

6. Графическое изображение предложения Разбор предложения

Машина едет.

– Что обозначает первое слово в предложении? (Предмет.)

– Слова, обозначающие предмет, изображаем одной линией.

– Что обозначает второе слово? (действие).

– Слова, обозначающие действие, изображаем двумя линиями.

Логопед дает графическое изображение предложения на ковролине .

– Начало предложения покажем уголком, а конец обозначим точкой.

– Уголок обозначает начало предложения. А точка обозначает конец предложения. Точка подсказывает нам, что предложение закончилось. Когда вы пишите предложение, то в конце нужно обязательно ставить точку.

– Как покажем начало предложения? (Уголком.)

– Как покажем конец предложения? (Точкой.)

Логопед предлагает составить предложение из двух слов и сделать схемы предложений на столах.

Образец: Пароход плывет. Самолет летит.

Что плывет? Что летит? И т.д.

7. Упражнение «Сложи машину

8. Упражнение «Подбери слово»

– Ребята, я буду задавать вам вопрос, а вы с помощью картинок, отвечайте.

Автобус что делает? Грузовик что делает?

Трамвай что делает? Пароход что делает?

Логопед раздает детям карточки для определения количества слогов в слове. Затем раздает маленькие картинки с изображением транспорта и предлагает детям определить количество слогов в этих словах.

10. Работа в тетрадях

Дети пишут под диктовку предложение, затем читают предложения.

11. Закрепление материала

Логопед на доске чертит схему предложения из двух слов.

Что изображено? (Предложение.)

– Как вы догадались, что эта схема обозначает предложение? (Начало предложения показано уголком, а конец предложения - точкой.)

– Что обозначают первое и второе слова в этом предложении (Предмет, действие предмета.)

III . Итог занятия.

– Что нового вы узнали на занятии?

– Что мы учились различать?

– Что вам помогло в составлении предложений?

– Что больше всего понравилось на занятии?

Фаина Колесникова
Конспект логопедического занятия «Предложение. Слово. Звук. Буква»

Тема: Предложение. Слово. Звук. Буква.

Задачи: Учить детей дифференцировать понятия: «предложение», «слово», «звук», «буква». Учить схематично изображать предложение. Составлять предложения из двух, трёх, слов, опираясь на схему. Закрепить умение называть обобщающим словом перечисленные предметы. Дать детям понятие «сложное слово». Воспитывать самоконтроль за правильной осанкой.

Оборудование: предметные картинки, кусочки ваты для каждого ребёнка,рабочие тетради, цветные карандаши.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Я сейчас назову помещения, а вы подумайте и скажите каким словом можно всё это назвать.

(кухня, прачечная, музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет логопеда - это всё… детсад.).

Воспитатель, медсестра, повар, заведующая, дворник, сторож – это. профессии в дет. саду.

2. Развитие общей, мелкой моторики.

Переменка

Переменка! Переменка! Дети двигаются по кругу друг за другом,

Отдохните хорошенько: выполняя подскоки.

Можно бегать и шуметь, Бегут по кругу.

Танцевать и песни петь, Танцуют.

Можно сесть и помолчать, Приседают.

Только – чур! – нельзя скучать!Выполняют прыжки на носочках. Руки держат на поясе.

А. Шибаев

Развитие мелкой моторики

Раным-рано поутру

Водичка, водичка, Показывают, как умывают лицо.

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели, На каждую строку загибают по одному пальцу на обеих руках.

Чтобы щёчки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок. Дети имитируют стряхивание воды с ладоней.

Русская народная потешка

3. Развитие мимических мышц:

Дети изображают эмоциональное состояние по ходу рассказа логопеда.

Логопед: Вам грустно утром, вы расстаётесь с мамой на целый день… но тут к вам подошли друзья и рассказали весёлую историю! А воспитатель пригласила играть с другими детьми и вы радостно откликнулись на её предложение.

4. Развитие артикуляционной моторики:

«Улыбка-трубочка», «лошадка», «грибок», «чашечка», «качели».

5. Работа над развитием направленной воздушной струи:

Игра «Подуй, как ветерок на тучку».

(Дети сдувают ватные шарики-тучки с ладони, стараясь не надувать щёчки).

6. Объявление темы занятия.

Сегодня мы с вами вспомним, что такое предложение и слово, узнаем чем отличается звук от буквы.

7. Понятия «предложение» и «слово».

Логопед: Дети, за лето вы подросли, стали взрослыми. Где вы отдыхали летом? (Ответы детей)

Ребята, а что мы с вами сейчас делаем? (Разговариваем, общаемся.)

Когда люди общаются, то между ними происходит разговор, т. е. общение. А если говорит один человек, то это уже будет речь. Наша речь состоит из предложений, а предложения состоят из слов. В предложении слова «дружат» между собой и рассказывают нам о ком-то или о чём-то. Представьте, что вы с мамой идёте по улице и смотрите вокруг. «Дождь идёт»,- сказала мама. (Получилось предложение.) «Дождь сильный», -сказала дочка. (Снова получилось предложение.)

«Грязь под ногами», сказала мама. (Что получилось? Снова предложение.) «И ноги замёрзли»,- сказала дочка. (Снова получилось предложение.)

А в предложении есть слова. А если мы просто будем произносить слова, то не сможем понять друг друга. Давайте попробуем: дождь, листья, мама, идти, сапоги, около. (Ничего не понятно.) Это потому что наши слова не «дружат».

8. Составление предложений по предметным картинкам и составление схем.

9. Физкультминутка.

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,

Мы руки подаём и бегаем кругом.

(Дети выполняют движения по тексту).

10. Игра «Назови одним словом»

Логопед : Если у мальчика голубые глаза, как его назвать одним словом?

Дети: Голубоглазый.

Логопед : Если у девочки длинные волосы, она какая?

Дети: Длинноволосая. И т. д.

11. Дифференциация понятий «слог», «звук», «буква».

Игра «Что я показала, что я произнесла?»

Логопед произносит звук, спрашивает: Что я произнесла?

Дети: Это звук, звуки мы слышим и произносим.

Логопед показывает карточку с буквой, спрашивает: Это звук или буква?

Дети: Это буква, буквы мы видим и пишем. И т. д.

12. Работа в тетради № 3.

13. Итог занятия.

Что мы знаем о словах, которые составляют предложение? (Они «дружат» и рассказывают нам о чём либо.) Что такое слог? Чем отличаются буквы от звуков?

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Звук [К]. Буква К» Фронтальное логопедическое занятие. (Старшая группа) Тема: «Звук [К] Буква К» Цель: Закрепление знаний о звуке К -, знакомство с буквой.

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте «Путешествие в страну Абвгдейка. Звук [щ], буква Щ» Конспект подгруппового логопедического занятия, проведенного в подготовительной к школе группе для детей с ОНР учителем-логопедом Мясниковой.

Тема: «Звук и буква О» Цель: познакомить детей со звуком и буквой О Задачи: - вспомнить артикуляцию [о], его характеристику - развивать.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста

Тема: Знакомство с предложением

Цели:

    Закреплять понятия слово.

    Учить подбирать слова по ситуативным цепочкам.

    Познакомить детей с предложением: показать последовательность слов в предложении и отдельно каждое входящее в предложение слово.

    Формировать связность и четкость высказывания.

    Учить составлять схемы предложения.

    Анализ и синтез словесного состава предложения, как средство предупреждения дисграфии.

Оборудование: предметные картинки; наборы полосок для составления схем предложений.

Словарная работа: журналист, интервью.

Ход занятия

Организационный момент

Логопед: Здравствуйте, ребята! Прежде чем вы пройдете к своим рабочим местам назовите слова-действия, слова признаки, слова-предметы живые и неживые.

Ребята, с помощью слова можно творить чудеса. Ведь словом можно рассмешить грустного, подбодрить трусливого, обрадовать печального, похвалить трудолюбивого, а можно огорчить, обидеть, нагрубить.

Игра «Подбери нужные слова»

Логопед: Какими словами можно поприветствовать друг друга? (Здравствуйте, привет, доброе утро...)

Поблагодарить? (Спасибо, очень вам благодарен, благодарю вас...)

Похвалить? (Молодец, умница, ты хороший…)

Успокоить? (Не волнуйся, не переживай, все буде хорошо…)

Ребята, вы знаете кто такие журналисты? (Ответы детей.) Журналисты – это люди, работающие на телевидении, радио. Они пишут статьи, берут интервью у людей. Интервью – это когда задают вопрос и на него получают ответ.

Вы бы хотели стать журналистами?(Ответы детей.) тогда этому нужно учиться. Журналисты говорят грамотно, полным предложением, умеют правильно составлять предложения. Вы хотите этому научиться? Я вас приглашаю в школу журналистов.

А сейчас мне нужны мои помощники. (Логопед заранее договорился с детьми.)

Скажите, что делает Полина? (Полина читает книгу.)

Что делает Сережа? (Сережа открывает дверь.)

Диана, Саша, Игорь, подойдите ко мне. Вы будете «живыми словами». Диана станет словом Полина, Саша – словом читает , а Игорь – словом книгу . Диана скажет свое слово и даст руку Саше. Саша даст руку Игорю и произнесет слово, читает. Какое слово должен сказать Игорь?(Книгу.) Что мы узнали о Полине? (Полина читает книгу.) Если слова дружат и помогают нам что-то узнать, значит, мы сказали предложение. Я скажу: читать, книга, Полина. Это просто слова, их нельзя назвать предложением, составьте из них предложение. (Полина читает книгу.)

Максим, Маша, Руслан подойдите ко мне. Подружите между собой слова волк, догоняет, заяц. Какое предложение можно составить из этих слов? (Волк догоняет зайца.)

Проверяем игра « Живые слова». Уточняется последовательность слов в предложении.

Логопед: Какое слово первое? (Волк.)

Назовите второе слово.(Догоняет.)

Какое слово мы еще не назвали? (Зайца.)

Сколько слов в предложении?

Сейчас слово волк уйдет, остались слова догоняет, зайца. Можно ли считать их предложением? (Нет. Непонятно, кто догоняет зайца.)

- «Живые слова» , разойдитесь. Слова «разбежались», и нет предложения. Дети-слова, встаньте на место, дайте друг другу руки. Произнесите каждый свое слово. Мы составили…(предложение). В предложении все слова…(дружат между собой). Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)

Посмотрите на картинку. Где растет дерево? (Дерево растет в лесу.)

Молодцы, ребята. Вы сказали предложение. А сейчас и мы станем деревьями.

Физминутка.

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз-наклон, два – наклон.

Зашумел листвою клен.

На доске выставляется символ предложения – длинная полоска с уголком.

Логопед: Ребята, обратите внимание на эти полоски. Длинной полоской мы будем обозначать предложение, а уголком – начало предложения(заглавную букву.) Короткими полосками мы будем обозначать слова в предложении, их количество. Первая короткая полоска тоже с уголком – она обозначает заглавную букву.

Придумайте предложение со словом малина , а я выложу столько полосок, сколько слов в предложении.

Какое это слово? (Указываю на первую полоску.)

Назовите второе слово, третье слово.

Откройте свои пеналы. Найдите длинную полоску. Что мы будем изображать самой длинной полоской? (Предложение.) Покажите полоски, которые короче. Эти полоски обозначают слова, что обозначает уголок? (Заглавную букву.)

А сейчас мы поиграем в игру «Кто внимательный». Когда я буду называть слова – поднимите короткую полоску, а когда назову предложение – поднимите длинную полоску.

Я думаю, ребята, настало время показать, какими мы стали журналистами.

Ребята – журналисты, задайте вопрос своему товарищу. Следите за тем, чтоб ответы были полными.

Затем дети меняются ролями.

Молодцы, ребята! Вы настоящие журналисты.

Цель: обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи.

Тема: Профессии. Составление предложений по картинке с использованием опорных слов, схемы.

Задачи.

Коррекционные:

· Уточнить и закрепить пространственные представления.

· Формировать межполушарное взаимодействие.

· Формирование языкового анализа и синтеза.

· Развивать абстрактное, словесно-логическое, творческое мышление, произвольное внимание.

· Расширять активный словарь.

· Формировать адекватную самооценку.

Образовательные:

· Продолжать формировать понятие о профессиях.

· Развивать умения составлять предложения по сюжетной картинке с использованием опорных слов, схемы.

· Упражнять в грамматическом оформлении предложений.

· Формировать навыки словообразования.

Воспитательные:

· Воспитывать нравственно-этические модели поведения.

· Учить взаимодействовать друг с другом.

· Работа над осведомлённостью.

· Развивать рефлексию.

Оборудование: мультимедийная презентация, альбомные листы, цветные карандаши, карточка с кодом Морзе, карточка с сообщением радиста, индивидуальные карточки «Женские профессии», карточки «Установи закономерность», тетрадь, ручка, карандаш, ластик, линейка.

Ход занятия.

Организационный момент (кинезиология).

Ребята давайте выполним упражнения, которые настроят нас на работу, активизируют речь, внимание, память.

1. Упражнение «Буратино»

Ладонь левой руки вертикально у лица, большой палец приставить к носу. К мизинцу левой руки прижать большой палец правой. Двигаются все пальцы, кроме больших и мизинцев. Затем руки поменять.

2. Дыхательная гимнастика:

Встаньте прямо, плечи опустите вниз, живот вперёд. Вдох на три счёта носом - выдох на пять счётов носом.

3. «Морганье».

А теперь, ребята на вдохе - моргаем правым глазом, а на выдохе - моргаем левым глазом. Дети делают глубокий вдох. Медленно выдыхают.

Формулирование темы и цели занятия.

Игра «Добавь волшебный слог».

Ребята, добавьте недостающий слог -тель, -чик, -ник или -щик.

Дрессиров___

Автомат___

Что обозначают эти слова? Какая тема сегодняшнего занятия? (Профессии). Произнесите это слово по слогам. (Запись темы в тетрадь).

С какой целью мы будем сегодня говорить о профессиях?

Закрепление знаний по теме «Смысловая и интонационная законченность повествовательных, восклицательных, вопросительных предложений».

Игра «Скажи в нужной интонации».

Сегодня на занятии будет игра-викторина, название которой зашифровано:

ВСЕПРОФЕССИИНУЖНЫВСЕПРОФЕССИИВАЖНЫ!

Сколько здесь слов? Назовите 1, 4, 6, 3. Какой знак препинания в конце? Как называется такое предложение? Произнесите с нужной интонацией.

ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ, ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ?

Какой знак препинания в конце? Как называется такое предложение? Произнесите с вопросительной интонацией на 1, 3, 5, 6 слове.

Деление на команды.

Распределение детей на команды: в каждой команде представлены дети с различными ведущими модальностями и доминирующими полушариями.

Каждая команда получает по 10 жетонов, на которые можно получить подсказки в ходе викторины.

Конкурс 1. «Будь внимательным!»

Инструкция: внимательно послушайте стихотворение Дж.Родари «Чем пахнут ремёсла?» и назовите все 10 профессий, о которых шла речь в произведении. Выигравшая команда получает 1 балл.

Логопед читает стихотворение, сопровождаемое презентацией. Дети запоминают. После прочтения слайды выключаются, команды называют по 1 профессии по очереди. При затруднении за жетон можно получить подсказку в виде демонстрации слайда с фотографиями профессий.

У каждого дела запах особый:

В булочной пахнет тестом и сдобой.

Мимо столярной идёшь мастерской—

Стружкою пахнет и свежей доской.

Пахнет маляр скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик оконной замазкой.

Куртка шофёра пропахла бензином.

Блузка рабочего—маслом машинным.

Пахнет кондитер орехом мускатным.

Доктор в халате—лекарством приятным.

Рыхлой землёю, полем и лугом

Пахнет крестьянин, идущий за плугом.

Рыбой и морем пахнет рыбак.

Только бездельник не пахнет никак!

Конкурс 2. «Нарисуй свою профессию».

Инструкция: пока звучит музыка (1 мин), вы должны успеть нарисовать, кем вы хотите стать в будущем. Рисунок должен быть понятен ребятам из другой команды. Если ваши соперники отгадают профессию, то ваша команда получает 1 балл.

На втором этапе конкурса нужно составить предложение по рисунку и схеме, записать его в тетрадь:

Кто? _____ _____ кем? .

За каждое правильно записанное предложение команда получает 1 балл.

Физ. мин. «Узнай ритм» (ориентировка в схеме тела, стоящего напротив).

У каждого ребёнка карточка с нарисованным ритмом: прямоугольник—хлопок в ладоши, квадрат—топнуть правой ногой, квадрат в рамке—топнуть левой ногой. Логопед, стоя лицом к детям, показывает определённый ритм. Ребёнок, чей ритм был показан, должен его повторить.

Конкурс 3. «Узнай профессию по описанию».

Инструкция: послушайте сообщение о профессии, отгадайте её, используйте право на подсказки.

Этот человек—глаза и уши корабля и капитана. Он передаёт в порт сообщения о местонахождении корабля в океане, ведёт переговоры с другими судами и чутко слушает, не зовёт ли на помощь какое-нибудь судно, терпящее бедствие. Сигнал бедствия знают все моряки в мире. На всех языках оно звучит одинаково, SOS, и обозначает «спасите наше судно». Переговоры ведутся с помощью специального языка, азбуки Морзе (морзянки), где каждой букве, цифре, знаку препинания соответствует определённый набор звуков (звучит аудиофайл со звуками морзянки).

Специальную азбуку придумал американский изобретатель и художник Сэмюэль Морзе (1791-1872). Сообщения передаются с помощью простейшего радиотелеграфического аппарата.

Конкурс 4. «Расшифруйте сообщение радиста».

Инструкция: расшифруйте сообщение радиста, записанное азбукой Морзе. Используйте для расшифровки код, записанный на карточках. Из получившихся слов составьте предложение по схеме (окончания слов можно менять):

Кто? ______ что? .

Запишите предложение в тетрадь, подчеркните главные члены. Правильно выполненное задание—1 балл.

Конкурс 5. «Женские профессии».

Инструкция: образуй название женской профессии по образцу: учитель—учительница. Победа в конкурсе—1 балл.

(Индивидуальная работа на карточке—по одному участнику из команды).

Пианист—

Портной—

Писатель—

Продавец—

Гитарист—

Барабанщик—

Велосипедист—

Художник—

Скрипач—

Гитарист—

Космонавт—

Конкурс 6. «Назови профессии на букву П».

Инструкция: называйте по очереди профессии, начинающиеся на звуки П или Пь. Используйте право на подсказки. Победа в конкурсе—1 балл.

Профессии: плотник, пекарь, пожарный, парикмахер, программист, продавец, певец, пианист, портной, поэт, почтальон и т.д.

Конкурс 7. «Установи закономерность».

Инструкция: установи, как связаны первые два слова, и в такой же связи подбери понятие к третьему слову.

За каждый правильный ответ—1 балл.

Конкурс 8. «Что это, и кому необходимо?»

Инструкция: отгадайте загадки и скажите, людям какой профессии нужен отгаданный предмет. За каждую отгаданную загадку и профессию человека команда получает 1 балл.

Кинешь в речку—не тонет,

Бьёшь о стенку—не стонет,

Будешь об пол кидать—

Станет кверху летать.

На прогулке бегуны

Одинаковой длины

Через луг бегут к берёзке,

Тянут две полоски.

Зубастая пила

В лес густой пошла.

Весь лес обходила,

Ничего не спилила.

(Расчёска)

Никак не согласится

Она лежать без толку.

Кто знает мастерицу,

Усердную …(иголку)

В поле чёрном заяц белый,

Прыгал, бегал, петли делал.

След за ним был тоже бел.

Кто же этот заяц?

Льётся речка—мы лежим.

Лёд на речке—мы бежим.

Я под мышкой посижу

И что делать укажу:

Или уложу в кровать,

Или разрешу гулять.

(Градусник)

Подведение итогов, рефлексия.

Подсчёт баллов, объявление победителей.

Поднимите руки те, кто хорошо работал на занятии.

Поднимите руки те, кто встречался с трудностями.

Поднимите руки, кто успешно преодолел все трудности.

Поднимите руки, кому было интересно.

Поднимите руки, кто узнал что-то новое.

Спасибо, ребята, до новых встреч!

Урок по русскому языку УМК ОС «Школа 2100»

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 г. Ардона

Калаева Светлана Сосланбековна

Урок проведен в технологии деятельностного метода

Тип урока: ОНЗ

Открытие новых знаний

Тема: Составление предложений по схемам.

Цель: развитие умений читать и составлять схемы предложений и конструировать предложения по схемам; развитие умения составлять из слов предложения.

Оборудование:

    Компьютер.

    Региональный компонент. Фонограмма песни “Походная песня ” Р. Илурова, Ж. Габуева

    Учебник русского языка (Р .Н. Бунеев, Е.В. Бунеева ) 2 класс

Ход урока

1.Самоопределение к учебной деятельности.

«Где есть желание, найдётся путь!»

Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока (создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность ).

Почему сегодня у нас такой девиз? (Мы будем открывать новое знание.)

Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания, а значит, мы с вами будем находиться в учебной деятельности.

- Вы готовы к работе? Тогда в путь!

Пожелайте друг - другу удачи!

(Звучит фонограмма песни “Походная песня ” Р. Илурова, Ж. Габуева)

I . Актуализация знаний.

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3 ) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Откройте тетрадь.

Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

Какую запись должны сделать дальше?

Напишите слова «Классная работа».

1. Списывание с доски. Творческое задание: добавить подходящие по смыслу слова.

После дождя засветило … (солнце ).

На небе появилась … (радуга ).

Какая хорошая … (погода )!

Вопросы и задания:

Что у вас получилось при записи? (Предложения, текст.)

Какие признаки предложений вы можете назвать? (Слова связаны по смыслу, первое слово написано с большой буквы, в конце поставлена точка или восклицательный знак.)

2. Словарная работа.

Подчеркните словарное слово в последнем предложении.

Работа со словом погода в «Орфографической тетради» на с. 29.

3. Проверка домашнего задания .

Сколько предложений из упр. 14 вы выписали? (3.)

Как называются такие предложения? (Это пословицы.)

Что их объединяет? (Это пословицы о труде.)

П. – Выписал ли кто-то самостоятельно пословицу с таким же или похожим значением?

Дети читают найденные самостоятельно дома пословицы.

П. – Какие ещё пословицы вы нашли?

Среди невыписанных слов найдите словарное слово. (Работа .)

Запишите его и подчеркните опасное место.

II .Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

На доске изображены схемы:

Что изображено на доске? (Схема слова и схема предложения.)

Как вы их различили? (В схеме слова нет большой буквы, нет знака в конце предложения; в схеме предложения несколько слов, первое – с большой буквы, в конце предложения – точка.)

К какому из записанных на доске и в тетрадях предложений подходит эта схема? (1 и 2.) Почему? (В них четыре слова.)

Попробуйте самостоятельно составить предложение по такой же схеме. (Из дома выскочила собака. На улице идёт дождь. )

Чем же отличается схема от конкретного предложения? (Схема одна, а предложений к ней можно составить много.)

Сформулируйте тему урока. («Схема слова и предложения. Составление предложений по схемам» .)

Какие действия будем выполнять, какие умения развивать? (Составлять схемы слов, предложений; составлять предложения по схемам.)

Составим план урока.

План (примерный ).

    Повторить схемы слов, предложений.

    Учиться составлять предложения по схемам.

    Учиться правильно записывать предложение.

Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

ΙΙ I . Развитие умений – применение нового знания.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре.

    Работа по учебнику.

Упр. 16 (развиваются умения отличать схемы слов и схемы предложений)

Составьте на основе схем предложения с опорой на рисунки.

Упр. 17(развиваются умения читать схемы предложений и определять количество слов в них)

Самостоятельно составьте по схемам предложения.

Вопросы после выполнения задания.

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Сослан, что нужно было сделать?

Удалось ли тебе составить предложение?

Ты составил интересные предложения?

Составил всё сам или с помощью товарища?

Молодец! Ты не только правильно составил предложение, но и объективно оценил свою работу.

Упр. 18 (развиваются речевые и коммуникативные умения)

Соотнесите рисунки, изобразительную информацию со словами и предложениями, аргументируйте свою позицию, составьте предложения из слов.

Текст на доске:

Зайчик прыгал по полянке. Он увидел пенёк и принял его за волка. Трусливый зайка испугался и бросился наутёк .

2. Слуховой диктант.

Учитель читает слова и предложения, а ученики на слух составляют к ним схемы.

Весна... Скоро начнутся каникулы. Мы поедем на родину Коста Хетагурова? Экскурсия была замечательная!

Какую работу мы сейчас выполняли?

Чему учились?

Кто с ней справлялся легко?

Кому пока было трудновато?

Кто или что вам помогало справиться?

Что мы сейчас делали?

Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

Ι V . Итог урока. Рефлексия.

Прочитайте пункты плана урока.

Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам преодолеть все трудности и сделать на уроке открытие.

- Чему научились? - Довольны ли вы своей работой? - Опираясь на таблицу, закончи предложения . Сегодня я узнал, … как читать и составлять схемы предложений и конструировать предложения по схемам. Теперь я умею … составлять предложение из слов. V . Домашнее задание.Подготовиться к словарному диктанту по упр. 19.

Упр. 18 – записать 1–2 предложения из выбранных к рисунку слов (можно использовать те предложения, которые составили в классе) и составить к ним схемы.