Страховка и самостраховка при выполнении акробатических упражнений. Страховка помощь и самостраховка в гимнастике Что такое страховка в физкультуре

Страховка и самостраховка на уроках физической культуры

Безопасность любого урока физической культуры обеспечивается 3-мя составляющими:

    соответствие формы;

    соблюдение дисциплины;

    наличие страховки смостраховки.

Страховка – комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности занимающихся в процессе учебной деятельности. Различают индивидуальную и групповую страховку:

    индивидуальная страховка – осуществляется преподавателем или одним из занимающихся.

    Групповая страховка – осуществляется 2-мя или более людьми, при этом каждый страхующий располагается на своем месте и не имеет право надеяться на др. страхующегося.

Помощь заключается в физических усилиях, прилагаемых учителем или занимающим для правильного и успешного завершения части или всего изучаемого упражнения. К основным видам физической помощи относятся:

    Проводка – это форма помощи от начала упражнения до его окончания.

    Поддержка – один из важных методических приемов оказания помощи занимающимся. Поддержку используют, когда занимающийся находится в исходных, промежуточных и конечных положениях, а умение прилагать свои усилия еще не достаточно развито.

    Фиксация – задержка обучаемого в определенной точки движения.

    Подталкивание – это кратковременная помощь, оказываемая преподавателем по уходу исполнения отдельных, наиболее ответственных фаз движения.

    Подкрутка – кратковременная помощь при вращательном движении.

По мере овладения упражнениями помощь уменьшается, а затем прекращается и заменяется страховкой. Злоупотреблять помощью нельзя, потому что можно лишить занимающихся уверенности в своих силах, на определенном этапе необходимо добиться самостоятельного выполнения.

Страхующий обязан:

Хорошо знать технику упражнения и в зависимости от обстановки правильно выбирать место для оказания страховки и помощи;

Умело использовать разновидности страховки, не мешая занимающему выполнять упражнения;

Знать индивидуальные особенности занимающихся.

Важно помнить, что одной из причин травматизма является недостаточная общая и специальная разминка. На занятиях не следует чрезмерно увлекаться прыжками и соскоками с большой высоты.

Самостраховка, очень важный элемент учебно-воспитательного процесса, когда занимающий правильно оценивает собственные возможности.

Это способность занимающего своевременно принимать решение и самостоятельно выходить из опасных положений, которые могут возникнуть во время выполнения различных упражнений.

Чем выше уровень координационных способностей и развития ловкости, тем легче занимающий овладевает приемами самостраховки. Каждый педагог с самого начала занятий по физической культуре должен воспитывать у обучающих эти навыки. Самостоятельная страховка значительно повышает ответственность занимающихся и является надежной защитой от травм.

Навыки самостраховки приобретаются в процессе изучения упражнения и совершенствования при их исполнении.

Приемы страховки и самостраховки

Чтобы хорошо бороться, нужно много упражняться в проведении приемов или, как говорят борцы, отрабатывать приемы, шлифуя технику выполнения довольно сложных серий движений. Что особенно важно – нужно уметь правильно падать. Человек, который боится падать и судорожно цепляется за партнера, не сможет стать борцом.

Кто умеет правильно падать, тот умеет хорошо бросать!

Основная ваша задача при падении – сгруппироваться и погасить удар. Этого можно достичь тремя путями: использованием рук и ног в качестве амортизаторов; уменьшением кинетической энергии падающего тела за счет переката (вспомните кувырки в длину и высоту); встречным резким хлопком по ковру всей поверхностью прямых рук.

При падении нужно задерживать дыхание. Падение на выдохе может вызвать неприятные ощущения.

Проводя броски при отработке приемов и в схватках, борцы должны уметь страховать себя и друг друга от травм.

97. Самостраховка при падении вперед (рис. 78).

Встаньте прямо. Закрепите спину. Руки перед грудью с чуть согнутыми, разведенными в стороны локтями. Не меняя положения туловища, падайте вперед, выставив чуть согнутые напряженные руки (как амортизаторы), и, встретив ими ковер, смягчите падение. Колени не сгибайте и не выставляйте вперед при падении. По завершении движения вы окажетесь грудью и щекой на ковре (а).

Усложните упражнение: падайте вперед, резко отрывая ноги от покрытия и несколько прогнувшись в пояснице (б); партнер сзади должен дернуть ваши ноги на себя (в).

рис. 78а

рис. 78б

рис. 78в

На первых тренировках упражнение нужно делать по 50–100 раз.

98. Самостраховка при падении назад (рис. 79).

Упражнение выполняется по разделениям, чтобы поочередно включать в работу нужные группы мышц. Впоследствии, естественно, нужно будет делать его слитно.

По команде «Делай раз» встаньте так, как показано на рисунке: туловище прямое, руки вытянуты вперед, подбородок прижат к груди, зубы плотно сжаты (а).

По команде «Делай два» перейдите в положение полуприседа. Спина округлена (б).

рис. 79

По команде «Делай три» сядьте пятками к ягодицам (в) и откиньтесь назад, не распрямляя спину и не разгибая голову (г). В момент переката сильно хлопните ладонями о ковер. Прямые руки должны составлять с позвоночным столбом угол, равный примерно 40°.

Некоторые делают ошибку – при касании ковра спиной закидывают руки вверх и только потом их опускают. Руки первыми должны встречать покрытие! В конечной фазе движения вы окажетесь на плечах и шее с подогнутыми ногами.

Упражнение на первых тренировках нужно делать более 100 раз, чтобы довести его выполнение до автоматизма. По сигналу научитесь делать движение слитно.

Через некоторое время падение назад выполняйте, отрывая ноги от ковра как можно резче.

Выполните падение назад через стоящего на четвереньках партнера (д). Вначале можно сесть на него (е) и соскользнуть назад (ж). Затем уже опрокидываться в движении, не садясь.

Самое главное при падении назад – не разгибать шею, чтобы не удариться затылком о покрытие, а отбив руками делать в момент касания ковра спиной – не позже!

99. Самостраховка при падении на бок (рис. 80).

Так же, как и предыдущий, этот прием самостраховки выполняется по разделениям и состоит из трех фаз. Первая и вторая полностью повторяют таковые при падении на спину (а). При выполнении третьей фазы ноги ставят скрестно (б). Нога, одноименная боку, на который вы падаете, находится сзади. Подбородок прижат к груди, а голова наклонена к верхнему плечу. Спина округлена. При касании ковра боком сделайте сильный хлопок рукой, другую руку оставьте поднятой вверх (в).

Падение на бок выполните, резко отрывая ноги от ковра, через стоящего на четвереньках партнера (г, д).

рис. 80

Все приемы самостраховки, когда вы их уже достаточно хорошо освоите, можно выполнять в разделе акробатики.

100. Кувырок через руку партнера (прием страховки и самостраховки) (рис. 81).

Рукой захватите партнера за одноименный рукав ниже локтевого сгиба, а он таким же образом захватит вашу руку (а). Через руку партнера сделайте кувырок вперед, аналогичный кувырку через плечо (б). Приземляясь, сильно хлопните рукой о ковер, как при падении на бок (в). Партнер страхует вас в момент приземления, поддернув вверх за рукав, – это прием страховки падающего партнера. Как видите, он довольно прост: в момент приземления партнера удар его туловища о ковер гасится за счет рывка вверх.

рис. 81

Упражнений для подготовки борцов-самбистов гораздо больше, чем мы вам дали (может, в 10, может, в 100 раз). Но если вы овладеете хотя бы этими, знайте: необходимого и достаточного уровня подготовки вы уже достигли и вполне готовы к тому, чтобы перейти к следующему этапу – освоению техники приемов защиты и нападения, спортивного и боевого разделов самбо.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Искусство рукопашного боя. автора Ознобишин Нил Н.

1. Приемы борьбы против противника, вооруженного ножом, и приемы обезоруживания его Противник, вооруженный ножом, не должен смущать вас более, чем если бы он был с пустыми руками. Смотрите на дело так, как будто он вам просто наносит кулачные удары, слегка опаснее

Из книги Боевое Дзю-до [Методическое пособие] автора Гавриков А

ПРИЕМЫ ЗАДЕРЖАНИЯ При применении приемов задержания, противник, часто благодаря технике рычагов, вынужден следовать за защищающимся. Для удачного применения приемов необходимо, чтобы Укэ вышел из состояния равновесия уже вначале. Действие приемов нельзя ослаблять даже

Из книги Тактика борьбы самбо автора

3. ОТВЕТНЫЕ ПРИЕМЫ Ответные приемы являются самыми сложными во встречной борьбе и проводятся в виде внезапного и непосредственного ответа приемом на прием, проводимый противником. Поэтому ответные приемы требуют быстроты реакции и значительной технической

Из книги Борьба дзюдо [Первые уроки] автора Шулика Юрий Александрович

ТЕХНИКА САМОСТРАХОВКИ ДЗЮДОИСТА Каждое занятие по дзюдо в составе подготовительной части урока должно содержать упражнения самостраховки, которые одновременно являются и акробатическими приемами. Эти упражнения должны быть обязательными как для новичка, так и для

Из книги Греко-римская борьба: учебник автора Автор неизвестен

Методические приемы Сложность процесса борьбы, риск получения травм при нарушении правил учебного процесса требуют применения различных методических приемов: подсчета, методических указаний, приказаний и команд.Четкий своевременный подсчет оживляет учебный процесс.

Из книги Дзюдо [Система и борьба: учебник] автора Шулика Юрий Александрович

8.5. Техника самостраховки дзюдоиста Каждое занятие по дзюдо в составе подготовительной части урока должно содержать упражнения самостраховки, которые одновременно являются и акробатическими приемами. Эти упражнения должны быть обязательными как для новичка, так и для

Из книги Хапкидо для начинающих автора Мастер Чой

ТЕХНИКА САМОСТРАХОВКИ ПРИ ПАДЕНИЯХ (НАП ПОП) Прежде чем приступить к практическому изучению приемов хапкидо, необходимо освоить технику самостраховки при падениях (нап поп), для того чтобы обезопасить себя от нежелательных травм на практических занятиях или в реальном

Из книги Борьба самбо автора Харлампиев Анатолий Аркадьевич

БОЛЕВЫЕ ПРИЁМЫ Болевыми приёмами в самбо называются такие приёмы, которые, воздействуя на суставы конечностей противника, ставят его в безвыходное положение.В тех случаях, когда нападающий должен доказать безвыходность положения противника, эти приёмы усиливаются до

Из книги Плененные шахматами автора Давыдюк Степан Иосифович

Первоапрельские приемы В предпоследнем туре областного первенства среди школьников (Брест, 1974 г.) один юный перворазрядник одержал очень важную победу и возглавил турнирную таблицу. В заключительной встрече ему предстояло сыграть со второразрядницей. Даже ничья

Из книги Уличное кунфу автора Синъин Ши

2. Приемы захвата 1. Чжуачжао (захват «когтями»)Все пять пальцев крепко упираются в лицо или грудь соперника. Первоначально прием выполняется с помощью Инчжао, затем в ходе борьбы, переходит в Хучжао (см. рис. 8). 2. Туйчжао (толчок)Рука выбрасывается молниеносно вперед от

Из книги Жесткая книга приемов автора Шлахтер Вадим Вадимович

3. Приемы шага 1. Гунбу (выпад)Одна нога выносится вперед с упором на всю ступню; бедро при полуприседании в коленях сохраняет прямое положение, колено и носок сохраняют вертикальное положение друг к другу, задняя нога прямая в коленном суставе, носок наклонен вперед, упор

Из книги Историческое фехтование автора Кондратьев Вадим Вадимович

Захваты рук и вспомогательные приемы Захваты – очень эффективные приемы. При хорошем владении ими они позволяют быстро закончить любую реальную схватку. Возможностей для проведения захвата и победного завершения поединка в ходе последнего обычно предоставляется

Из книги Запрещенные приемы самообороны автора Алексеев Кирилл А

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ Приводимый перечень включает в себя наиболее употребимые элементы зареченской школы. Значком (-) помечены несколько базовых элементов, известных и в других клубах.ПРИЕМЫ ПОДОПЛЕКИПодоплека базовая Медведь Суслик ОтдыхПРИЕМЫ ЗАЩИТЫ

Из книги Все о самбо автора Гаткин Евгений Яковлевич

Приемы самостраховки Первое, с чего нужно начать освоение борцовской техники, - приемы самостраховки при падении. Падать придется много, а занятие это невеселое, если падать ты не умеешь. Чтобы избежать травм и массы неприятных ощущений, нужно научиться падать

Из книги автора

Болевые приемы Более эффективной победы в партере можно достичь проведением болевого приема. В самбо применяются болевые приемы на руки и на ноги (в спортивном разделе запрещены болевые приемы на пальцы кистей и стоп, а также на лучезапястный сустав). Механика их

Из книги автора

Приемы самостраховки Изучение приемов самостраховки – один из важнейших компонентов подготовки бойца-самбиста. Умение правильно падать предохраняет бойца от тяжелой травмы. Ведь рукопашная схватка может произойти не только на борцовском ковре или татами, но и на

Страховка - это обязательное условие для преодоления препятствий в горах. Безопасность обеспечивается тщательной физической, технической и тактической подготовкой, что позволяет достигнуть заданной цели.

Страховка состоит из целого комплекса мероприятий, обеспечивающих задержание человека при срыве на сложном участке горного пути. Для ее осуществления применяется специальная страховочная система (обвязка, беседка) (рис. 12).

РИС. 12. Грудная обвязка и беседка: а - система из двух поясов; б - специальная система; в - обвязка из веревки

Запомните и соблюдайте следующие правила страховки:

Страховочная система является гарантом личной безопасности человека во время его возможного срыва на горном рельефе. Она позволяет человеку после срыва без болезненных ощущений провисеть в ней не менее 10 мин, сохраняя возможность двигать руками и ногами. Нагрузка при этом должна равномерно распределяться между обвязкой и беседкой. Место подвески системы не должно быть ниже грудины.

Недопустимо использовать систему по частям: при работе только в одной беседке срыв может повлечь тяжелые травмы позвоночника. Зависание в грудной обвязке через 10-15 мин может привести к необратимым последствиям из-за сдавливания ремнями грудной клетки.

Крепление веревок производится с помощью узлов. В самых различных ситуациях можно обойтись относительно небольшим количеством узлов, но в завязывании их требуется достичь полного автоматизма. К этим узлам относятся: проводник, двойной проводник, срединный проводник, восьмерка, булинь, брамшкотовый, прямой, академический, встречный; схватывающие: пруссик, австрийский, карабинный (рис. 13).

РИС. 13. Узлы: 1 - проводник (одним концом); 2 - двойной проводник; 3 срединный проводник; 4 - восьмерка; 5 - булинь; 6 - брамшкотовый; 7 прямой; 8 - академический; 9 - встречный; 10 - схватывающие: а пруссик; б - австрийский; в - Бахмана (карабинный); 11 - стремя

Страховка подразделяется на нижнюю и верхнюю. Нижняя страховка - это когда веревка подходит к альпинисту снизу. Чтобы уменьшить расстояние падения, веревку можно продергивать через карабины, прикрепленные к неподвижным точкам опоры. Верхняя страховка - веревка подходит к альпинисту сверху, а точка страховки находится на уровне груди. При этом сам страхующий может располагаться внизу, но страхующая веревка проходит через карабин, расположенный выше груди (рис. 14).

РИС. 14. Верхняя страховка

Страховка может осуществляться через естественные или искусственные точки страховки. Естественные точки страховки - скальный выступ, камень, дерево. Нужно, чтобы угол между идущей от рук веревкой и направлением возможного срыва не был более 90°. При уменьшении угла до 0° эффективность страховки растет (рис. 15).

РИС. 15. Организация страховки и самостраховки

Искусственные точки страховки - это скальные или ледовые крючья, петли, перила, по которым движется страховка. Для удобства работы с веревкой и уменьшения ее истирания на крючья и петли надевается карабин.

При страховке через скальный выступ нужно предварительно проверить, нет ли на нем острых углов, которые могут перерезать веревку, или узких щелей, в которых ее может заклинить. Затем, если не надевается веревочная петля, страхующий закладывает веревку за выступ и становится к нему лицом или боком. Если угол между веревками близок к 0°, т.е. трение большое, веревку нужно держать руками по обе стороны выступа; если же угол около 90° - то с одной стороны. То же относится к страховке через дерево. При страховке через карабин веревку держат с одной стороны двумя руками, не ближе чем в 0,5 м от карабина.

Точки страховки необходимо располагать так, чтобы при срыве не было маятника. Поэтому при траверсе или движении под большим углом к вертикали используется страховка через карабин, скользящий по перильной веревке. Для передвижения карабина можно применить другую веревку.

Самостраховка. Необходимо прикрепить веревку, идущую от грудной обвязки, к выступу, крюку, петле, дереву, находящимся со стороны, противоположной предполагаемому срыву. Желательно, чтобы место крепления самостраховки было выше плеч. Веревка самостраховки может иметь небольшую слабину. Крепление страховки и самостраховки к одному крюку не допускается.

Конец страхующей веревки должен быть закреплен. Особый случай самостраховки - движение по вертикальным или горизонтальным перилам. При подъеме по вертикальным перилам самостраховка обеспечивается схватывающим узлом, а при спуске - схватывающим узлом даже при использовании технических средств типа восьмерок и рогаток. В этих случаях схватывающий узел находится выше.

При движении по горизонтальным перилам на скальном склоне или на переправе надо пристегнуться к ним карабином.

Спуск у большинства альпинистов считается менее сложной задачей, чем подъем на вершину. Считается, что опасностей здесь меньше и можно расслабиться. Но, как показывает практика, трудности здесь все же есть и относиться к ним надо так же серьезно, как и к сложностям подъема на вершину.

При спуске на закрепленной веревке скорость движения вниз намного выше, чем при подъеме. Это необходимо обязательно учитывать и не пренебрегать приемами торможения и самозадержания (рис. 16).

РИС. 16. Торможение и самозадержание на спуске

Нельзя пренебрегать изменяющимся в течение дня состоянием горного рельефа (подтаивание снега, сход камней, ледовые обвалы).

При передвижении по легким скалам основная нагрузка падает на ноги. Руками придерживаются только в отдельных местах. Как правило, легкие скалы имеют широкие удобные полки или карнизы. Общий наклон их редко превышает 30°. При движении нужно стараться выбирать горизонтальные плоскости, на которые ботинок опирается всей подошвой прямо, с разворотом или боком, в зависимости от размера опоры. На наклонных скалах ботинки ставятся всей подошвой по склону. Спускаться целесообразно лицом от склона. На скалах средней трудности необходимо постоянно использовать для опоры руки. На отдельных участках скалы может потребоваться использование технического снаряжения. Страховка при движении по таким скалам необходима, поскольку они часто бывают разрушены и потому небезопасны.

Существенно облегчит задачу передвижения представление о формах скального рельефа:

выступы - отдельные, резко выступающие, небольшие по размерам элементы, которые можно использовать для опоры, страховки, отдыха;

внешние углы - выступающая форма рельефа;

внутренние углы - углы, образованные пересечением выступающей части со склоном;

впадины - углубления в склоне, которые можно использовать для опоры;

камины - вертикальные или слегка наклонные широкие щели, в которых размещается тело человека при движении;

карнизы - нависающие выступы над стеной;

кулуары - наклонные желоба (канавы) на склонах;

полки - горизонтальные или слегка наклонные площадки, идущие поперек стен или склонов;

пробки - камни, плотно застрявшие в каминах, кулуарах или расщелинах;

расщелины - вертикальные, наклонные или горизонтальные трещины, размеры которых дают возможность поместить в них руку или ногу для упора при движении;

уступы - рельеф склона, напоминающий ступеньку;

щели - узкие трещины, где могут поместиться пальцы рук или ног.

Движение по скалам требует попеременного использования множества технических приемов, отработанных до автоматизма, и если неопытный человек часто прибегает к упорам ногами и захватам, то более опытные чередуют их. Необходимо использовать оптимальную для данного рельефа технику, добиваясь экономии сил, быстроты передвижения и стараясь поочередно нагружать разные мышцы тела.

Существуют определенные принципы лазанья по скалам:

Маршрут тщательно изучить до начала движения;

Трудные участки проходить без задержки и остановки;

Постоянно нужно иметь три точки опоры;

Прежде чем использовать точку опоры, визуально определить ее прочность, затем опробовать и убедиться в ее надежности;

Точку опоры, проверенную и использованную для рук, следует применять и для ног;

При ограниченном количестве точек опоры возможно использование трения тела о скалу;

Лазать нужно плавно, без рывков, чтобы сохранить равновесие, силы и не разрушить точку опоры.

При опоре на ноги желательно для большей надежности и экономии сил ставить ступню внутренней стороной к скале.

При движении по полкам и камину постановка подошвы показана на рис. 17а.

При движении по расщелине опора для ног может быть создана распором носка или всей подошвы ботинка (РИС. 17б). Следует помнить, что в положении 1 ботинок может заклинить. Распор для движения может быть создан также одновременной передачей усилия через ботинок и колено в разные стенки расщелины (положение 4). Возможно также движение со скрещенными ногами, когда они передают усилия на разные стенки расщелины: правая - на левую, а левая - на правую.

РИС. 17. Лазанье по скальному рельефу. Опора ног: а - постановка ноги; б - распор подошвой ботинка

Использование непрочной опоры (камня, лежащего на склоне) возможно лишь при отсутствии другой опоры.

Использование колена при лазании крайне нежелательно: его можно повредить, к тому же при опоре на колено трудно сохранить равновесие.

Устойчивость ног на опоре зависит не только от величины и крутизны наклона опоры под ногой, но и от действия рук и расположения центра тяжести тела. Работа рук должна содействовать этому.

При работе руками применяйте захваты, упоры, распоры.

При захватах (рис. 18а) усилие может передаваться сверху (1, 2 и 3), снизу (4) или сбоку (5, 6). Значительно экономичнее с точки зрения расходования сил передавать усилие с помощью упора (РИС. 18б) через точки, расположенные ниже уровня плеча. При этом оно чаще всего направлено сверху вниз. Распоры (РИС. 18б) применяются при движении вдоль каминов, расщелин. Усилие передается в противоположные стороны с использованием кисти (1), двух рук (2), пальцев рук (3), кулака (4), кисти и локтя (5).

РИС. 18. Лазанье по скальному рельефу. Работа рук: а - захваты; б - упоры; в - распоры

Проживание в горах или передвижение к заданной цели невозможно без определенного снаряжения и одежды. В горные походы чаще всего отправляются группой, поэтому необходимо специальное групповое снаряжение

(см. таблицу).

Тот, кто отправляется в горы в качестве туриста, должен иметь полную экипировку - специальное индивидуальное снаряжение (см. таблицу).

Перечень индивидуального снаряжения

Защитные очки - на высоте более 3000 м только стеклянные. Снимать рекомендуется лишь там, где нет снега, льда и солнца. Маска из нескольких слоев марли незаменима в солнечный день на льду и на снегу.

Рукавицы необходимы для защиты рук от холода, снега, ожогов при протравливании веревки на страховке и предохранения от травм на рельефе. Рабочие рукавицы шьют из брезента. Они должны быть плотными, но достаточно мягкими, перекрывать запястье. Теплые рукавицы делаются пуховыми или шерстяными с накладками или верхней оболочкой из плотного материала. Варежки и рукавицы обязательно фиксируются резинками или тесемками, так как во время работы на рельефе их можно легко потерять.

Веревка - важнейшая часть горного снаряжения. Она служит для подъема на высоту, спуска, вытягивания груза, спасательных целей, страховки и самостраховки. Берегите ее, не топчите ногами и пользуйтесь, отбросив все сомнения в том, что можете без нее обойтись.

Репшнур - тонкая вспомогательная веревка, имеющая прочность примерно 100 кг. Категорически запрещено применять одинарный репшнур как элемент страховки.

Ледоруб имеет более ста способов применения. Основные - использование для страховки и самостраховки (рис. 8).

РИС. 8. Горное снаряжение

Головной убор - шапочка любого фасона, лучше с козырьком - нужен для защиты от солнечного удара. Жесткая каска предохраняет от ударов камнями.

Страховочная система. Один из основных предметов снаряжения, обеспечивающих безопасность. Состоит из грудной обвязки, пояса и беседки (рис. 9).

РИС. 9. Страховочные системы

Скальные крючья необходимы для организации страховки и передвижения на скалах. Крюк представляет собой клин с проушиной, опирающийся на скалу после забивки в трещину (рис. 46).

РИС. 10. Крючья

Карабин не для стрельбы, а для соединения альпиниста со связочной веревкой и веревки с крючьями имеет разную форму. Может выполнять множество других функций во время восхождения (рис. 8).

Кошки ходят не по льду, а по твердому фирну и жестким оцементированным грунтовым склонам (рис. 11).

РИС. 11. Кошки и другое горное снаряжение

Рюкзак со съемной подвесной системой, коврик-гамак, плащ-палатка, нож-мачете, спальный мешок и боевой разгрузочный жилет предназначены для солдат и других участников военных действий в горной местности.

Рюкзак выполнен из высокопрочной синтетической ткани камуфляжной расцветки. Конструктивно состоит из подвесной системы, основной емкости, клапана основной емкости штурмового ранца, дополнительных навесных карманов.

Подвесная система состоит из лямок с элементами регулировки, пояса и спинной части. На поясе есть места крепления дополнительного навесного снаряжения. Подвесная система имеет механизм быстрого сброса основной емкости. К боевой системе может пристегиваться верхний клапан основной емкости, играющий роль штурмового ранца (аналог используемого сейчас РД «ранец десантный»). На спинной части подвесной системы располагаются фляга, плащ-накидка, нож-мачете или саперная лопатка. Могут крепиться и дополнительные навесные карманы. Рюкзак может использоваться и в воздушно-десантных операциях. В этом случае основная емкость выполняет роль грузового контейнера.

Основная емкость имеет узлы крепления с быстрорасстегивающимися замками и три плоских кармана для плащ-палатки, саперной лопаты или ножа-мачете, РПГ и гранат к ним. Объем емкости регулируется двумя ремнями. Клапан основной емкости также выполняет роль штурмового ранца. Он может использоваться как отдельно, так и с подвесной системой. Дополнительные подвесные карманы крепятся на основной емкости и на подвесной системе. В них переносится АЗК и противогаз, дополнительное снаряжение.

Таким образом, рюкзак достаточно многофункционален и может применяться в качестве транспортной системы, рейдового рюкзака, штурмового и десантного комплекта. Кроме того, основная емкость оснащена герметическим мешком, что позволяет переправлять через водные преграды груз до 40 кг.

Жесткость рюкзака обеспечивается ковриком-гамаком, который вставляется в специальный карман. Коврик также может служить полом одноместной палатки и использоваться как носилки. Выполнен из высокопрочной водонепроницаемой камуфлированной ткани, с внутренним наполнением из пенополиуретана. Снабжен шестью петлями из высокопрочной синтетической ленты. Обладает хорошими теплоизоляционными свойствами, что позволяет организовать ночевку даже на леднике. Достаточно большой объем пенополиуретана обеспечивает использование коврика в качестве индивидуального плавсредства.

Плащ-накидка, входящая в комплект, выполнена по типу пончо. Это прямоугольный кусок ткани с капюшоном посредине размером 1,5x2,2 м. Пончо имеет узлы крепления, позволяющие использовать его в качестве плаща, накидки, группового тента, индивидуальной палатки, части многоместной палатки, согревающего мешка, маскировочного тента. Плащ-палатка рассчитана на использование совместно с ковриком-гамаком. Выполнена из легкой и прочной ткани, имеющей камуфляжную или защитную окраску с одной стороны и детализированную с другой.

В комплект снаряжения входит универсальный шанцевый инструмент. Он представляет собой нож-мачете с расширенным лезвием и выполняет функции лопаты, топора, пилы, мачете, ножа, стропореза, гаечного ключа, отвертки, имеет линейку, угломер, может использоваться в качестве точки опоры. В пустотелой рукоятке, обмотанной прочным синтетическим шнуром, размещается комплект выживания.

Известно, что на занятиях школьников физиче­ской культурой, и на тренировках нередки случаи травматизма. Еще больше травм происходит в быту. Большинство из них,на первый взгляд кажутся случайными: поскользнулся в прыжках, беге или игре; неудачно упал, катаясь на коньках, лыжах или санках; неловко приземлился при спрыгивание и т.д. приемы самостраховки при выполнении наиболее распространенных упражнений, чрева­тых опасностью травматизма.

Между тем зачастую подобные травмы, как бытовые, так и спортивные, объясняются не случайностью, а слабой физической подготовкой школьников и недостаточным вниманием тренеров и учителей физической культуры к упражнениям, развиваю­щим навыки самостраховки. Эти упражнения несложны, доступны и нужны практически всем детям, а в особенности тем, кто занимается видами спорта, связанными с неожиданными или преднамеренными падениями (гимнастика, акро­батика, борьба, футбол, волейбол и др.)

Однако наивно думать, что, разучив 10- 20 специальных упражнений, мы уже застрахова­ли детей от травм. Преградой тарвматизму они станут только при регулярных повторениях усложняющихся заданий и выполнении их уве­ренно, четко, на высокой скорости. Ниже предла гаются приемы самостраховки при выполнении наиболее распространенных упражнений, чреватых опасностью травматизма

Иногда при падениях вперед школьники получают различные травмы рук, лица, груди. Происходит это чаще всего с теми, у кого слабые руки и недостаточно развита ловкость.

Упражнения для амортизации падений сгиба­нием рук.

Этот способ самостраховки применяют при падениях на месте или с небольшой поступательной скоростью движения. При обуче­нии падениям используют поролоновые маты.

1.Попеременное и одновременное сгибание и разгибание рук в упоре лежа с опорой руками о стол, табуретку, гимнастическую скамейку, пол; то же, но ноги на скамейке или поддерживаются партнером (рис. 1); то же с опорой на партнера, лежащего на спине (рис. 2). Темп выполнения упражнений постепенно возрастает.

2. Ходьба на руках; в упоре лежа, с под-спрыгивании, перепрыгивании и т.д. Между тем зачастую подобные травмы, как бытовые, так и спортивные, объясняются не случайностью, а слабой физической подготовкой школьников и недостаточным вниманием тренеров и учителей физической культуры к упражнениям, развиваю­щим навыки самостраховки. Эти упражнения несложны, доступны и нужны практически всем детям, а в особенности тем, кто занимается видами спорта, связанными с неожиданными или преднамеренными падениями (гимнастика, акро­батика, борьба, футбол, волейбол и др.)

Однако наивно думать, что, разучив 10- 20 специальных упражнений, мы уже застрахова­ли детей от травм. Преградой травматизму они станут только при регулярных повторениях усложняющихся заданий и выполнении их уве­ренно, четко, на высокой скорости. Ниже поддержкой партнером под колени; то же с под­держкой за голени, ноги вместе; то же в стойке на руках (рис. 3).

3. Сгибание и разгибание рук в стойке: у гимнастической стенки, зацепившись насками за рейку (рис. 4); с поддержкой партнером за ноги (рис. 5); у стены без помощи, опускаясь до стойки на голове и выхода в стойку силой.

4. В упоре лежа на полу: отталкивание руками; тоже с 1-2 хлопками; отталкивание ногами (рис. 6); то же, разводя и соединяя ноги; отталкивание руками и ногами одновременно; то же с продви­жением вправо и влево. Темп выполнения упражнений постепенно возрастает.

5. Падения вперед на руки в упор лежа: из упора на коленях оттолкнуться руками от пола и с продвижением туловища вперед-вверх мягко приземлиться в упор лежа на согнутых руках (рис. 7); то же из упора присев; то же из стойки на коленях; то же из о.с., туловище прямое; то же с поворотом кругом и одновременным падени­ем; то же после кувырков вперед и назад.

В связи с непрерывным ростом сложности гимнастических уп­ражнений страховка и помощь становятся неотъемлемой частью методики обучения и тренировки на всех этапах подготовки гим­настов и эффективной мерой предупреждения травматизма.

Под страховкой понимается комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности гимнастов в процессе выполнения уп­ражнений. Она осуществляется без предварительного захвата за руки или другие части тела. При исполнении сложного упражне­ния захват целесообразно делать заблаговременно, не облегчая занимающемуся его выполнение.

Различают индивидуальную и групповую страховку. Обе фор­мы страховки применяются на начальных этапах обучения наибо­лее сложным и рискованным элементам и соединениям. Индиви­дуальная страховка осуществляется преподавателем или одним из занимающихся. Групповая страховка осуществляется двумя или более людьми. При этом каждый из страхующих располагается в определенном месте и выполняет необходимые действия. Непре­менным условием групповой страховки являются четкие действия каждого из страхующих. Надеяться на партнера по обеспечению страховки категорически запрещается.

Наличие разнообразных страховочных средств в большинстве случаев позволяет применять индивидуальную страховку. Группо­вая страховка применяется реже.

Для обеспечения страховки используются специальные и тех­нические средства. Кспециальным относятся: ладонные наклад­ки - полоски из натуральной (лосевой) кожи, надетые на паль­цы и закрепленные ремешком на запястье; лямочные петли и пер­чатки - используются для обучения размахиванию с большой амплитудой и большим оборотам; поролоновые валики, проклад­ки, маты и покрытия, предохраняющие от ударов о перекладину и жерди, а также при соскоках с бревна; ручные и подвесные пояса (лонжи); различные возвышения для удобства и надежно­сти страховки; поролоновая яма или система «трамплин - поро­лоновая яма - батут» - помогает осваивать упражнения со слож­ными вращениями в безопорной фазе, снижает чувство страха, уменьшает риск получить травму. В целях безопасности батут уста­навливают на уровне пола. На его металлическую раму и аморти­заторы укладывают маты. К техническим средствам относятся различные тренажеры с поясом для проводки при изучении больших оборотов на перекладине и кольцах, кругов на коне и других уп­ражнений; амортизирующий пояс для страховки при разучива­нии акробатических упражнений и др.

Страховка и помощь тесно взаимосвязаны и на начальных эта­пах обучения новому упражнению часто подменяют друг друга.

Помощь не только исключает возможность срыва со снаряда, падения, но и является одним из методических приемов обучения. Она способствует созданию правильного представления об изуча­емом упражнении, быстрому овладению техникой его исполне­ния и применяется при недостаточном развитии у занимающихся мышечной силы, координации движений, быстроты и других спо­собностей.

Различают следующие виды помощи: проводка - действия тре­нера, сопровождающие гимнаста по всему упражнению или от­дельной его части, фазе; фиксация - задержка гимнаста педаго­гом в определенной точке движения; подталкивание - кратковре­менная помощь при перемещении гимнаста снизу вверх; поддерж­ка - кратковременная помощь при перемещении гимнаста сверху вниз; подкрутка - кратковременная помощь гимнасту при вы­полнении поворотов; комбинированные приемы - использование различных приемов, применяемых одновременно и последователь­но; серийные приемы - используются в соответствии с построени­ем комбинации: подталкивание - поддержка, поддержка - под­талкивание, подкрутка - подталкивание и т.д.

По мере овладения упражнением степень приложения физи­ческих усилий педагогом уменьшается, а затем прекращается вов­се и заменяется страховкой. Помощью и страховкой нельзя зло­употреблять, в противном случае можно лишить занимающихся уверенности в своих силах, решительных и смелых действий. Надо добиваться от них самостоятельного выполнения упражнений.

При осуществлении страховки необходимо: знать технику ис­полняемого упражнения; уметь быстро и правильно выбирать ме­сто для страховки; применять правильные способы и приемы стра­ховки и помощи; учитывать индивидуальные особенности учени­ков (физическую, техническую и психологическую подготовлен­ность, способности); на месте страховки стоять устойчиво, по возможности ближе к выполняющему упражнение, но в то же в Ремя не мешая ему. Нельзя пользоваться неустойчивыми под­ставками, с которых осуществляется страховка, ставить на стра­ховку лиц, не подготовленных для этого. Выбор приемов страхов­ки зависит от индивидуальных особенностей страхующего и сте­пени технической подготовленности обучаемого.

При самостоятельном выполнении упражнений большую роль в Предотвращении травм приобретает самостраховка - умение занимающегося своевременно принимать правильные решения и самостоятельно выходить из опасных положений. Для предотвра­щения возможной травмы можно прекратить выполнение упраж­нения или изменить его, создать дополнительную опору, пере­хватить руками, сделать соскок и др. Очень важно научить занима­ющихся правильно приземляться во время падения. Навыки само­страховки приобретаются в процессе изучения упражнений и со­вершенствования их исполнения.

Страховка помощь и самостраховка в гимнастике

В системе средств профилактики и предупреждения травматизма на занятиях физическими упражнениями важное место занимает освоение и умелое использование приёмов страховки и самостраховки при их выполнении. Таких приёмов великое множество. Их количество и специфические особенности предопределяются спецификой структуры, степенью сложности техники движений, уровнем технической и физической подготовленности занимающихся и т.п. Поэтому даже при выполнении одного и того же упражнения эти приёмы могут быть различными. Ознакомлению с ними и их освоению (особенно при освоении сложно координированных гимнастических упражнений) должно уделяться большое внимание и выделяться для этого специальное время на занятиях.

Это становится особенно актуальным при освоении сложных движений, связанных с риском выполнения. Такие упражнения сами по себе очень полезны, являются мощным средством не только физического, но и нравственного, морально-волевого воспитания. Поэтому их применение в практике физического воспитания оправдано и очень желательно. Однако риск при этом не должен переходить определённые границы, приводить к травмам, а тем более, к несчастным случаям. Избежать этого, а заодно и раздвинуть границы разумного риска при выполнении таких упражнений как раз и способствует применение различных приёмов страховки, страховки-помощи, и самостраховки.

Как уже отмечалось, таких приёмов великое множество. С каждым из них необходимо знакомиться в процессе практических занятий при освоении конкретных движений, поэтому целью данного раздела является только ознакомление с основными правилами их применения.

К основным правилам страховки и страховки-помощи относятся

* знание техники и понимание особенностей структуры осваиваемого упражнения;

* правильный выбор места расположения страхующего в соответствии с наиболее трудными и опасными элементами выполнения упражнения, где наиболее вероятен срыв или падение;

* не осуществлять страховку, стоя на каком-либо предмете;

* при осуществлении страховки выполнения упражнения на гимнастических снарядах (например, на брусьях) располагать руки таким образом, чтобы исключить вероятность их попадания “на излом”, между телом, выполняющего упражнение и гимнастическим снарядом;

* приёмы страховки-помощи применять по мере необходимости на начальных этапах освоения движений или при внесении элементов его усложнения;

* применение приёмов поддержки и помощи должно способствовать боле быстрому освоению движений и поэтому должно осуществляться ровно настолько, насколько это необходимо каждому конкретному занимающемуся для предотвращения падения или неудачного приземления.

Самостраховка — это проявляемое во время выполнения упражнений умения занимающегося самостоятельно и своевременно найти выход из неожиданно возникшего опасного положения.

Освоению приёмов самостраховки всегда надо уделять должное внимание. Их арсенал заметно расширяется вместе с обогащением двигательного опыта занимающихся по мере совершенствования техники осваиваемых упражнений.

К приёмам самостраховки относится умение вовремя прекратить выполнение упражнения или по ходу видоизменить его так, что это предотвратит срыв или облегчит его последствия, позволит избежать получение травмы.

Особенно важное значение самостраховка имеет на занятиях гимнастикой, где следует по возможности больше внимания уделять совершенствованию техники выполнения разнообразных кувырков, группировок после различных падений в разных условиях и положениях тела. Это может облегчить нежелательные последствия срывов, падений и не только при выполнении гимнастических упражнений, но и многих других.

При выполнении беговых упражнений, как правило, преобладают травмы нижних конечностей. Поэтому особое внимание следует обращать на правильную постановку стопы, учитывать характер покрытия или особенность грунта, рельефа местности в процесс кроссовых занятий и т.п.

При выполнении прыжковых упражнений необходимо помнить о том, что в момент приземления (наиболее травмоопасный момент) следует ноги держать полусогнутыми и напряжёнными с последующей обязательной группировкой.

С целью самостраховки и предупреждения травматизма во время занятий подвижными и спортивными играми следует, прежде всего, во время разминки хорошо подготовить к работе лучезапястные суставы и пальцы кистей рук, а также голеностопные и коленные суставы. Очень полезной для решения задачи предупреждения травматизма является специальная акробатическая подготовка, учитывающая особенности конкретной спортивной игры.

beauty-bodies.ru

РАБОЧИЙ ЖУРНАЛ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Безопасность на уроках по гимнастике

Согласовано:
Директор школы
__________С.Б.Макиева

Выполнение учащимися отдельных упражнений (особенно на гимнастических снарядах и опорных прыжков) связано с определенным риском. При несоблюдении мер предосторожности и неловком движении возможны срывы со снарядов (перекладина, брусья, бревно, гимнастическая лестница и др.) и падения, а в результате – травмы.

Типичные травмы:

  • ссадины, потертости и срывы мозолей;
  • ушибы и растяжения сумочно-связочного аппарата лучезапястного, локтевого, плечевого, коленного и голеностопного суставов;
  • разрывы ахиллова сухожилия и трехглавой мышцы голени;
  • не исключены ушибы головы.

Меры обеспечения безопасности

  1. Правильно выбирать места занятий и размещать снаряды в зале, располагать их на достаточном расстоянии от стен и друг от друга. Нельзя ставить снаряды так, чтобы учащиеся выполняли упражнение лицом к яркому свету. Ученики должны хорошо видеть снаряд и место соскока. Снаряды необходимо обложить гимнастическими матами с учетом мест приземления после соскоков и возможных срывов и падений. В местах приземления желательно уложить два слоя матов. Гимнастические маты укладывать так. чтобы между ними не было промежутков, а приземление приходилось на середину одного из них.
  2. При подготовке к занятиям на брусьях прежде всего необходимо проверить высоту брусьев. Для этого следует, поддерживая одной рукой жердь (а не вкладыши), а другой, отвернув стопорный винт, надавить пружину защелки. Если делать это вдвоем, то один ученик должен держать жерди и изменять их высоту, а другой – отвертывать и завертывать стопорные винты. Высоту жердей обычно устанавливают одновременно с обоих концов, при этом стоять под ними запрещается.
  3. При установке перекладины и брусьев разной высоты особое внимание необходимо обратить на вертикальное положение стоек и равномерное натяжение тросов у грифа перекладины или у жердей брусьев, чтобы не было их захлестываний. При закреплении к крючкам на полу (лягушкам) необходимо следить за тем, чтобы звено цепи предварительно было освобождено и растяжки были закручены надежно. Для проверки правильности установки снарядов нужно взяться за тросы и сильно потянуть их на себя и от себя: перекладина и брусья должны находиться в строго вертикальном и устойчивом положении. Перед началом урока следует протереть гриф перекладины сухой ветошью и зачистить мелкой наждачной бумагой.
  4. Не реже одного раза в учебный год необходимо тщательно осматривать подвесные снаряды (канат, шест, кольца) и гимнастические стенки. Особенно часто и внимательно следует проверять надежность крепления снарядов. Канаты, шесты, гимнастические стенки должны быть крепкими, надежно прикреплены к потолку, стене. На канатах не допускаются порывы нитей и завязывания узлов. Шесты и рейки гимнастической стенки должны быть гладкими и не иметь трещин, сколов.
  5. В подготовительной части урока, при выполнении общеразвивающих упражнений, особенно с предметами, надо указывать соответствующие дистанции и интервал, чтобы учащиеся не задевали друг друга, что может привести к ушибам. В разминку необходимо включать подготовительные упражнения направленного воздействия.

Для подготовки лучезапястного сустава применяются вращательные движения кисти; подскоки и передвижения на руках в упоре лежа; из положения стоя согнувшись падение вперед в упор лежа.
Подготовка голеностопного сустава осуществляется вращательными движениями стопой; поднимание на носки с пружинистым покачиванием и др.
Для подготовки локтевых и плечевых суставов выполняют: вращательные и рывковые движения; сгибание и разгибание рук. Эффективным является выполнение этих упражнений с использованием гимнастических палок и отягощений, например гантелей.
Подготовка меж позвонковых сочленений включает: прогибания и глубокие наклоны; различные повороты и вращения.
При выполнении упражнений на гибкость необходимо учитывать уровень физической подготовленности занимающихся, так как некоторые упражнения (например, шпагат) могут стать причиной повреждений мышечно-связочного аппарата.
6. В основной части урока важное значение для обеспечения безопасности имеют помощь и страховка. Помощь в гимнастике – это облегчение действий ученика при выполнении упражнений. Она способствует созданию у занимающихся правильного представления об упражнении, овладению техникой его выполнения; применяется при недостаточном развитии у обучаемых мышечной силы, координационных способностей, быстроты.

Различают следующие вилы помощи:

  • проводка – действия учителя физкультуры сопровождают ученика по ходу всего упражнения или отдельной его части, фазы;
  • фиксация – задержка ученика учителем в определенной точке движения;
  • подталкивание – кратковременная помощь при перемещении ученика снизу вверх;
  • поддержка – кратковременная помощь при перемещении ученика сверху вниз;
  • подкрутка – кратковременная помощь ученику при выполнении поворотов;
  • комбинированная помощь – использование различных приемов, применяемых одновре-менно и последовательно.
  • Помощь, как правило, оказывается на начальной стадии обучения новому упражнению. По мере овладения техникой выполнения упражнения непосредственная помощь заменяется страховкой, которая позволяет решать задачи психологической подготовки занимающихся (преодоление страха), а также избежать травмы.
    Страховка – это обеспечение безопасности при выполнении упражнений, осуществляемое учителем физической культуры или учениками класса. В зависимости от сложности упражнения страхует кто-то один или одновременно несколько человек. Нельзя ставить на страховку не подготовленных для этого учеников.
    Всех занимающихся следует обучать не только приемам помощи и страховки, но и самостраховки для того, чтобы они умели самостоятельно выходить из опасных положений.
    Самостраховка – это заранее разученные приемы обеспечения безопасности, применяемые са-мим занимающимся для предупреждения травм. Например, предотвратить срыв со снаряда можно своевременным прекращением движения, соскоком со снаряда, выполнением дополнительных движений (сгибания рук, ног, туловища для замедления инерционного движения), изменением упражнения.
    Очень важно научиться правильно приземляться во время падения: при падении назад надо присесть, согнуться и выполнить перекат назад; при падении вперед – сделать кувырок вперед или упасть в упор лежа, упруго сгибая руки.
    Стоящий на страховке обязан правильно выбрать место для оказания страховки и, не мешая выполнению упражнения, умело использовать разные приемы страховки. Так, при выполнении упражнений на брусьях нельзя держать руки над жердями на пути движений ученика. На перекладине, кольцах и брусьях разной высоты страхуют, либо стоя точно под снарядом, либо незначительно перемещаясь по ходу выполнения маха. Особенно необходимо страховать учеников во время выполнения соскока (страхующий должен находиться непосредственно около места приземления). При выполнении опорных прыжков на коне (козле) страхуют, стоя непосредственно у места приземления, поддерживая ученика за руку.

    Страховка и самостраховка при выпалнении физических упражнений;

    К скоростным и силовымупражнениям относятся те, которые требуют от занимающихся проявления максимальных усилий за относительно короткий промежуток времени. В качестве примера назовем такие упражнения, как прыжок вверхтолчком обеих ног с места, прыжок в длину, бег на короткие дистанции, бросок двумя руками набивного мяча из-за головы, переворот в упор на высокой перекладине и др.

    Для развития скоростно-силовых способностей чаще всего используют различного веса отягощения (штанга, гантели, пояс с песком, утяжеленные предметы, закрепляемые на верхних или нижних конечностях и др.), а также изменение условий выполнения упраж-нений (бег в гору, по песку, по ступенькам вверх и т. п.)

    Основные правила самостоятельного выполнения скоростно-силовых упражнений гласято необходимости:

    ♦ выполнять упражнения, соответствующие физической подготовленности организма;

    ♦ использовать отягощения в зависимости от возраста и уровня подготовленности;

    ♦ применять гантели, учебные штанги, набивные мячи, эспандеры, резиновые амортизаторы,тренажеры в соответствии с ростом, весом, физической подготовленностью;

    ♦ систематически с помощью пульса и внешних признаков осуществлять самоконтроль за состоянием организма;

    ♦ рационально подбиратьупражнения и режим их выполнения с целью равномерной работы основных мышечно-связочных групп.

    При выполнении гимнастических упражнений следует помнить, что некоторые из них связаны с определенным риском. Наличие риска воспитываеттакие положительные качества, как воля и стремление к победе, но риск не должен приводить к травмам, а тем более к несчастным случаям. Чтобы этого избежать, применяется страховка ученика, выполняющего упражнение, учителем или учащимися.

    Успешно страховать при обучении можеттолько тот, кто знаеттех-нику изучаемых упражнений и правила выполнения страховки. Очень важно правильно выбирать место для страховки. Страхующий должен находиться там, где возможен срыв или падение занимающегося. Он обязан перемещаться за занимающимся по ходу выполнения упражнения. Приемы страховки предопределяются техникой упражнения, его структурной особенностью, сложностью, а также подготовленностью выполняющего упражнения. Одним из приемов страховки является помощь, при которой страхующий непосредственно помогает (физически) занимающемуся выполнять упражнение. Во время поддержки (также один из приемов страховки) страхующий касается занимающегося, но не оказываетему физической помощи в выполнении упражнения, не стесняет его движений. К основным правилам страховки можно отнести и знания наиболее трудных и опасных моментов в упражнении. Страхующий должен располагаться так, чтобы в любой момент помочь занимающемуся и вместе с тем не мешать ему выполнять упражнение. Если занимающемуся при дальнейшем выполнении упражнения угрожает опасность, его необходимо остановить. Не следует страховать, стоя на какой-либо подставке. Это опасно, ктому же затрудняет передвижение страхующего. Нельзя располагать руки между телом выполняющего упражнение и гимнастическим снарядом (например, при выполнении упражнений на брусьях). При поддержке гимнаста не всегда нужно прилагать максимум усилий. Иногда достаточно незначительного толчка или легкой поддержки, чтобы предостеречь занимающегося от падения или неудачного приземления. В процессе оказания помощи надо учитывать специфику страховки на перекладине, брусьях, бревне, канате, при выполнении опорного прыжка, акробатических упражнений. При страховке девушек важно внимательно следить за тем, чтобы при выполнении упражнений они не ударили а грудью или нижней частью живота о гимнастический снаряд. Для лучшего осуществления страховки необходимо систематически следит за правильностью подготовки к занятиям на различных снарядах.

    Самостраховка - очень важный элементучебно-воспитательного процесса. Это способностьученика своевременно принимать решениз и самостоятельно выходить из опасных положений, которые могут воз никать во время выполнения различных упражнений. Ученик може прекратить или видоизменитьупражнение, чтобы предотвратитьтрав му или облегчить силу падения. На уроках гимнастики особое вниманиеследуетобратитьнаосвоениетехники кувырков вперед и назад из любого положения. Это даст возможность во время неудачного соскока с гимнастического снаряда или падения облегчить приземление.

    В ходе уроков легкой атлетики важно провести качественную подготовку основных мышечно-связочных групп. Опыт показывает, что во время занятий легкой атлетикой преобладаюттравмы нижних конечностей. Во время бега особое внимание следует обратить на правильную постановку стопы, приземляться в прыжках необходимо на согнутые в коленях ноги.

    Во время учебных игр в баскетбол, ручной мяч, волейбол наиболее часто подвергаются ушибам кисти рук. Поэтому во время разминки необходимо хорошо разогреть лучезапястные суставы, пальцы, фаланги пальцев.

    Страховка и помощь при выполнении упражнений на гимнастических снарядах

    Страховка и помощь на занятиях гимнастикой позволяют избежать травм в результате срывов и падений. Под страховкой понимают готовность преподавателя или учащегося своевременно поддер-жать исполнителя упражнений, в случае неудачной попытки не дать емуупасть. Вотличиеотстраховки помощь предусматривает поддержку, подталкивание, «проводку» занимающегося. Ее цели:

    1)предотвратить падение или срыв со снаряда;

    2)облегчить ученику выполнение упражнений;

    3)помочь правильно выбрать способ выполнения того или иного движения.

    Самостраховка: умение приземляться с амортизацией ногами, перекаты и группировки во время падения без опоры руками. Падения вперед с последующим кувырком или мягкой амортизацией руками и ногами, назад, набок с выполнением перекатов в группировке.

    ♦ выполнение всех команд и распоряжений учителя;

    ♦ при выполнении строевых упражнений соблюдать интервалы идистанцию;

    ♦ около каждого снаряда должны лежать маты, при поточном выполнении кувырков, переворотов соблюдать дистанцию;

    ♦ приземляться в опорном прыжке и при соскоках на снарядах только на маты;

    ♦ проверять исправность и крепления снарядов;

    ♦ не стоять вблизи места приземления при прыжках, не мешать разбегутоварища;

    ♦ не скользить по канату при спуске;

    ♦ в начале занятия проводить разминку, чтобы разогреть мышцы и связки.

    Страховка и помощь в гимнастике

    Безопасность занятий гимнастикой зависит от ряда мер, применяемых преподавателем и самими студентами. Наряду с правильной подготовкой места занятий и снарядов, инвентаря должны соблюдаться санитарно-гигиенические нормы, требования к организации и методике обучения упражнениям, к поведению занимающихся в зале.

    Для предупреждения травматизма и достижения лучших результатов в процессе занятий необходимо соблюдать следующие правила:

    бережно обращаться с оборудованием и инвентарем, правильно готовить их к занятиям и затем убирать;

    аккуратно обращаться с магнезией, после каждого занятия убирать зал;

    находиться в зале (на гимнастической площадке) только в гимнастических костюмах и тапочках;

    во время занятий точно выполнять указания преподавателя, помогать товарищам;

    изучить правила безопасности и приемы страховки, самостраховки, выполнять упражнения, заданные преподавателем;

    входить в зал и уходить из него, только получив разрешение преподавателя;

    при выполнении упражнений использовать подводящие упражнения, облегчающие освоение упражнений, разучиваемых на данном занятии.

    Неуклонное выполнение указанных правил и систематическая воспитательная работа преподавателя способствуют улучшению учебного процесса и предупреждению травм. Важную роль в этом играет также физическая помощь при овладении упражнениями, страховка и самостраховка.

    Физическая помощь преподавателяв процессе обучения гимнастическим упражнениям способствует формированию у учащихся более четких представлений о движении, помогает быстрее и лучше овладевать разучиваемым упражнением. Физическая помощь может быть кратковременной: подталкивание в отдельных (наиболее ответственных) фазах движения и поддержка (чаще всего в статических положениях — исходных, промежуточных и конечных).

    Страховка — это готовность преподавателя или партнёра (учащегося) своевременно поддержать исполнителя упражнения при какой-то его ошибке в технике движения, которая может привести к неудаче, падению.

    Проводка (по движению) способствует точному выполнению упражнения исполнителем, не стесняя его движений, но вместе
    с тем предохраняя при неудаче в технике выполнения упражнения.

    Самостраховка — умение самого учащегося находить нужный выход из создавшейся ситуации (при ошибке в технике выполнения упражнения, возможном срыве со снаряда и т.д.) и избежать падения или травмы.

    Страховку и помощь студенты осваивают одновременно с разучиванием гимнастических упражнений.

    Контрольные вопросы:

    1. Занятия какими видами физических упражнений объединяет гимнастика?

    2. Когда впервые начали проводиться соревнования по гимнастическим видам спорта?

    3. С какого момента берет начало современная история гимнастики?

    4. Назовите основные этапы развития отечественной гимнастики.

    5. Кого из выдающихся отечественных гимнастов Вы знаете?

    6. Охарактеризуйте спортивные виды гимнастики.

    7. Каковы общие принципы спортивной тренировки?

    8. Какие гимнастические упражнения используются в вузовской программе по физической культуре?

    9. Каким видам гимнастики, по Вашему мнению, следует отдавать предпочтение при занятиях оздоровительной физической культурой?

    10. Как часто в неделю следует тренироваться и сколько времени, чтобы тренировка была достаточно эффективной?

    11. Как организуются занятия по гимнастике?

    • Проверить штрафы ГИБДД в Воронеже Ни один человек по собственной воле не захочет расставаться с деньгами, особенно когда дело касается штрафов. Но так уж случилось, что за нарушения правил дорожного движения надо платить. Если Вы читаете эту статью, то либо хотите проверить свои штрафы ГИБДД в Воронеже, […]
    • Налоговый вычет при покупке квартиры в кредит Как получить налоговый вычет при ипотеке? Если вы купили квартиру (дом, комнату или доли в имуществе) с помощью ипотечного кредита, то вы можете получить имущественный вычет. Кредитные средства так же как и ваши собственные, считаются вашими расходами. Поэтому, […]
    • Исковое заявление о взыскании заработной платы При задержках выплаты заработка в суд подается исковое заявление о взыскании заработной платы. Получение заработной платы для работника является главным стимулом осуществления трудовой деятельности, поэтому нарушение работодателем установленных сроков и порядка […]
    • Об организации осуществления контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительств Положение устанавливает порядок продления срока […]
    • Материнский капитал в Московской области До настоящего времени в Московской области (МО) в отличие от столицы действовали одновременно две программы материнского семейного капитала (МСК): федеральная, продолжающая действовать на всей территории нашей страны, и региональная, действующая до 2017 года и […]
    • Выиграть дело алименты Если ответчик получает стабильную зарплату, то никаких оснований для назначения алиментов в твердой сумме нет. Алименты, если они назначены в процентном отношении, удерживаются с дохода, который подтвержден документально. Много информации по алиментам имеется на сайте […]
    • Рыбалка. Информационный портал «LANDFISH» В Краснодарском крае введен весенний запрет на рыбалку В то время как в большинстве регионов России рыболовы ещё только ждут весеннего оживления клева из-подо льда, в Краснодарском крае рыба уже поднимается к нерестилищам. В этой связи в регионе с 1 марта введен […]
    • Судебный участок №81 195248, Санкт-Петербург, пр. Энергетиков, д. 26 вторник четверг: с 10-00 до 13-00 с 14-00 до 17-00 Быстрый переход: Информация об участке Территориальная подсудность Реквизиты для оплаты пошлины Слушания дела Информация об участке Недоспасова Елена Сергеевна Егорова Анастасия […]