Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Тренировочные тесты к заданию №25 Знаки препинания в сложном предложении.

Время мы выдумали (1) оно чуждо природе (2) а потому (3) когда человек начинает вдруг ощущать его (4) ему делается не по себе.

А старушка всё говорила и говорила о своём счастье (1) и (2) хотя слова её были привычными (3) но у внука от них вдруг сладко защемило сердце (4) словно он представил себя на её месте (5) и (6) словно всё услышанное происходило с ним.

Невежество всегда обладает большей уверенностью (1) чем знание (2) и только невежды могут с уверенностью утверждать (3) что науки никогда не будут в состоянии решить ту (4) или иную проблему.

Ветер усиливался (1) и (2) когда мы шли пальмовой аллеей (3) то крупные капли дождя уже громко стучали по листьям (4) и оставляли следы на песке.

Он смотрел мутными глазами на арестованного(1) и некоторое время молчал(2) мучительно вспоминая(З) зачем на утреннем безжалостном ершалаимском солнцепеке стоит перед ним арестант с обезображенным побоями лицом(4) и какие еще никому не нужные вопросы ему придется задавать.

Я окончательно убедился в том (1) что заблудился совершенно (2) 
и пошёл наугад туда (3) где бесконечно тянулись поля.

Известно (1) что счастливые не наблюдают часов (2) верно и другое (3) что и те (4) кто не наблюдает часов (5) уже счастливы.

В горсти ярких морских камней не сразу заметишь маленькую скромную жемчужину (1) но (2) чем больше будешь приглядываться к ней (3) сравнивая с дешёвой нарядностью окружения (4) тем лучше поймёшь (5) почему жемчуг есть жемчуг.

Фильм произвёл на нас сильное впечатление (1) и (2) когда мы возвращались из кинотеатра домой (3) то вспоминали меткие фразы (4) которыми так и сыпал главный герой.

Если бы меня попросили назвать главное качество аксаковских книг (1) я был бы неполон (2) но я назвал бы душевное здоровье (3) которое невольно переливается в читающего эти книги (4) и наполняет его.

Ночь кончилась (1) и (2) когда взошло солнце (3) стало тепло (4) вся природа ожила.

Конец формы

Лось так привязался к мальчику (1) что (2) когда тот уходил куда-либо (3) зверь тревожно нюхал воздух (4) и отказывался есть.Конец формы

Когда он учился в университете (1) ему казалось (2) что медицину скоро постигнет участь алхимии и метафизики (3) теперь же (4) когда он читает по ночам (5) медицина трогает его (6) и возбуждает в нём удивление и даже восторг.

Конец формы

Конец формы

В лесу потемнело (1) и я ожидал (2) когда спрятавшийся зверь откроется весь (3) но он залёг (4) как это умеют делать хищники из породы кошек (5) и из-за камней виднелись только глаза (6) которые зажигались зелёным светом.

Чем ближе осень (1) тем заметнее и ярче становится это дерево (2) и (3) когда совсем обеднеет земля (4) и нечем ей будет порадовать глаз человека (5) вспыхнут среди долины яркие костры рябин.

В незапамятные времена здесь было большое болото (1) которое потом высохло (2) и заросло (3) и сейчас о нём напоминал только вековой мох (4) небольшие окна-колодцы в этом мху (5) да обилие багульника.

В предрассветный час иногда зарождается мороз (1) и определяется сила ветра (2) и (3) потому (4) если хочешь понять (5) как сложится день (6) непременно надо выйти из дома (7) и наблюдать предрассветный час. Было ослепительное утро середины марта (1) когда снег везде осел к земле (2) и уплотнился на полях (3) и только обочины дорог были уже изрезаны солнцем.

Уров вернулся в Москву в хороший морозный день (1) и (2) когда он надел шубу (3) и тёплые перчатки (4) и в субботу вечером услышал звон колоколов (5) то недавняя поездка потеряла для него всё очарование.

Человек такое дивное существо (1) что никогда не можно исчислить вдруг его достоинств (2) и (3) чем более всматриваешься в него (4) тем более объявляется новых особенностей (5) и описание их было бы бесконечно.

Чем дольше находишься среди англичан (1) тем глубже убеждаешься (2) что (3) лишь уяснив их национальную психологию (4) можно почувствовать своеобразие человеческих взаимоотношений и общественных процессов в этой стране.

Эта травка цветёт и обновляется всё лето (1) но цветёт она такими мелкими белыми цветочками (2) что их не разглядишь (3) и поэтому (4) когда посмотришь вдоль села (5) ровная яркая зелень ласкает глаз.

Поездка шла без особых приключений (1) но (2) когда до конца пути оставалось всего пять километров (3) машину неожиданно занесло (4) потому что лопнула шина.

Было ослепительное утро середины марта (1) когда снег везде осел к земле (2) и уплотнился на полях (3) и только обочины дорог были уже изрезаны солнцем.

Оказалось (1) что сугроб (2) у которого (3) он уткнулся в снег (4) был сарай (5) и плутали они между двумя деревнями.

Зеркало озера сплошь покрылось кружочками (1) будто бы какой-то ученик быстро рисовал карандашом кружки на чистом листе (2) и только прозрачные пузырьки свидетельствовали о том (3) что в воде идёт жизнь (4) играет там (5) и кормится рыба.

Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.

Когда ночная роса и горный ветер освежили его горячую голову (1) и (2) мысли пришли в обычный порядок (3) он понял (4) что гнаться за потерянным счастьем бесполезно (5) и (6) нужно вернуться.

Собака всё лаяла густо и отрывисто (1) и (2) только Обломов пошевелится (3) или лошадь стукнет копытом (4) начиналось скаканье на цепи (5) и непрерывный лай.

Меня не тянула улица (1) если на ней было тихо (2) но (3) когда я слышал весёлый ребячий смех (4) то убегал со двора.

Когда мы жили в Коктебеле (1) отец всё своё время посвящал рисованию (2) и (3) когда позволяла погода (4) то он целыми днями пропадал с мольбертом на берегу.

Мы вступаем в открытое море (1) но (2) если хорошо приглядеться (3) то на горизонте (4) уже виднеется синяя полоса берега.

Мука эта продолжалась до начала первого часа дня(1) когда Никанор Иванович просто сбежал из своей квартиры в помещение управления у ворот(2) но(З) когда увидел он(4) что и там его подкарауливают(5) убежал и оттуда.

В почтовом ящике оказалось сразу несколько писем (1) и (2) если бы не строгий запрет командира (3) то вряд ли кто-нибудь из отряда удержался бы от искушения проверить (4) нет ли весточки из дома.

Последние метры пути показались Константину особенно трудными (1) но (2) когда они были пройдены (3) и показалась горная вершина (4) то стало очень хорошо на душе.

Мнение (1) будто писатель наделен сверхъестественной наблюдательностью (2) распространено весьма широко (3) но мне оно представляется величайшим заблуждением.

Смысл жизни в красоте (1) и силе стремления к целям (2) и нужно (3) чтобы каждый момент бытия имел свою высокую цель.

Я пил чай в таком волнении (1) что не помню (2) ни с чем были эти булочки (3) ни почему вдруг я вскочил (4) и заторопился (5) а Нина больше не пыталась меня удерживать.

Садилось солнце (1) и (2) казалось (3) что последняя тишина опустилась на землю (4) и я больше никогда не услышу человеческого голоса.

То ли кустик герани далековато стоял (1) то ли соседка махнула на него рукой по той причине (2) что он захирел в первый же летний месяц (3) и было видно (4) что не жилец (5) но даже тогда (6) когда неожиданно выпал ранний снег (7) соседка не убрала его в тепло.

Он довольствовался тем (1) что написано в тетрадке (2) и докучливого любопытства не обнаруживал (3) даже (4) когда и не всё понимал (5) что слушал и учил.

Будь вы сто раз джентльменом и тайным советником (1) но (2) если у вас есть дочь (3) то вы ничем не гарантированы от того мещанства (4) которое часто вносят в ваш дом сватовство и свадьба.

В этих местах замечательная рыбалка (1) и (2) если у вас есть свободное время (3) то вы можете провести его у реки (4) которая просто кишит рыбой.

Но я хочу вас предупредить (1) что (2) если вы меня обманете (3) вам будет стыдно (4) ведь это будет довольно низкий поступок.

Широко раскрытыми глазами смотрел он на бесконечную панораму берегов (1) и ему казалось (2) что он движется по широкой серебряной тропе в те чудесные царства (3) где живут чародеи (4) и богатыри сказок.

Вся катастрофа виделась ей в образе грозы (1) но (2) что молния поразит её (3) она сначала не думала и чувствовала себя за Сашей (4) спокойно и уверенно.

Если светит солнце (1) и на небе нет облаков (2) то пение птиц и запах сена чувствуется сильнее (3) и это воспоминание будит мысль (4) и уносит ее далеко-далеко.

Рассвет в пустыне приходит медленно (1) и (2) если не разглядеть в небе тот миг (3) когда в нём прочерчивается еле заметная черта между ночью (4) и рассветом (5) можно долго не чувствовать приближения утра.

Как человека можно распознать по обществу (1) в котором он вращается (2) так о нём можно судить (3) и по языку (4) которым он выражается.

Гудели чёрные тополя (1) и (2) хотя море ещё играло прибоем (3) стало заметно (4) как постепенно расчищалось небо.

Но река величаво несёт свои воды (1) и какое ей дело до этих цветов (2) которые плывут (3) по воде (4) как недавно плыли льдины.

Когда человек нам не нравится (1) мы найдём любые поводы отказать ему в помощи (2) а (3) если он нам нравится (4) то мы всегда убедим себя (5) что ему необходимо помочь.

Мальчик рос смышлёным и здоровым (1) и (2) когда он стал старше (3) отец разрешил ему делить с рыбаками (4) трудности и опасности морского промысла.

Тогда и подумала она(1) что(2) если когда-нибудь у неё родится сын(3) то назовёт его таким именем.

Его голова была полна самых невообразимых и фантастических проектов, и к той поре(1) когда надо было решать (2)что же всё-таки делать в этой жизни дальше(3) Саввушка огорошил мать, объявив ей о своём желании ехать учиться в Москву, в университет.

В Рунете (1) который быстро развивается(2) нужно придерживаться баланса между старым и новым(3) и(4) поэтому стремление сделать самый красивый дизайн и использовать самые модные технологии не должно заслонять удобство и простоту сервиса.

Непонятно было(1) что делают эти люди(2) что их гонит их дальше(3) и(4) какова цель их постоянного движения.

Жена его, Надежда Валериановна, работала в штабе у Деникина, а потом эвакуировалась из Крыма и после долгих мытарств вместе с детьми оказалась в Германии(1) где Вилькицкий разыскивал их несколько лет(2) а(3) когда нашёл(4) то было уже поздно.

Множество замечательных бизнес-проектов появляется тогда(1) когда их основатели сталкиваются в быту с какой-либо проблемой(2) решить которую оказывается слишком сложно: немного раздумий, и (3) если человек предприимчив(4) может родиться интересная бизнес-идея.

В России цифры, свидетельствующие о развитии мобильного Интернета, пока скромные(1) но(2) если посмотреть все данные(3) то станет ясно(4) что есть все основания ожидать выхода российской мобильной аудитории на европейский и даже американский уровень.

Мальчик же больше ни о чём не спрашивал и никуда отца не тянул(1)как(2) если бы они навсегда поселились на этой пристани(3) и так(4) и стали здесь жить, словно беженцы или переселенцы.

Однако(1) он пересилил это малодушное желание(2) и направился к Воробьёвым горам(3) туда(4) где в далёкой дымке виднелось на высоком берегу Москвы-реки здание со шпилем и со звездой.

Туман стал так силен (1) что (2) несмотря на то (3) что рассветало (4) не видно было в десяти шагах перед собою.
(Толстой Л.Н.)

К ним (часам) все так привыкли (1) что (2) если бы они пропали (3) как-нибудь чудом со стены (4) грустно было бы, словно умер родной голос и ничем пустого места не заткнешь. (Булгаков)

Человек меняется (1) и (2) чтобы представить себе логику поступков литературного героя или людей прошлого (3) надо представлять себе (4) как они жили, какой мир их окружал. (Ю.М. Лотман)

Он (Пьер) узнал (1) что(2) когда он, как ему казалось, по собственной своей воле женился на своей жене(3) он был не более свободен, чем теперь(4) когда его запирали на ночь в конюшню.

Вся моя мысль в том (1) что (2) ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу (3) то людям честным надо сделать (4) только то же самое.

Егор Иванович третий час вел нас по тайге (1) и (2) чтобы не заблудиться (3) время от времени поглядывал на компас (4) хотя и без него старик всегда умел выбирать правильное направление.

Занавес опустился (1) и (2) когда в зале зажегся свет (3) то стало видно (4) насколько взволнованы лица зрителей.

В лесу полная тишина (1) и (2) если прислушаться (3) то услышишь (4) как падают сухие листья.

Дети были настолько убеждены во всемогуществе своего вожака (1) что (2) когда он посмотрел на небо (3) и дождь прекратился (4) ничуть не удивились.

Дедушка решил срочно выехать в Москву (1) чтобы (2) когда понадобится (3) он был рядом с нами (4) и смог оказать помощь без промедления, в ту же минуту.

Выяснилось (1) что рукопись окончательно ещё не отредактирована (2) и что (3) пока не будет проведена дополнительная работа (4) сдавать её в типографию нельзя.

Снег засыпал следы уставших путников (1) и стало ясно (2) что (3) если снегопад не прекратится к ночи (4) обратную дорогу искать будет очень трудно.

Мария ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) стала гладить собаку (4) хотя та мирно спала.

Библиотека открывалась в восемь утра (1) и (2) хотя в такие ранние часы посетителей никогда не было (3) Нина Ивановна никогда не позволяла себе опаздывать (4) и приходила даже чуть раньше.

После замечаний инструктора (1) ребята зашагали быстрее (2) и (3) когда стало смеркаться (4) до места ночлега оставалось всего три километра.

Сергеев вышел на берег (1) но (2) когда у пристани на огромной груде апельсинов увидел незнакомого китайца (3) то вдруг пронзительно и ясно ощутил (4) как далеко от него Родина.

После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Длинный ряд этот показался особенно труден Левину (1) но зато (2) когда ряд был дойдён до конца (3) а Тит медленными шагами начал заходить по следам (4) Левин точно так же пошёл по своему прокосу.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание:

Длинный ряд этот показался особенно труден Левину, но зато, когда ряд был дойдён до конца, а Тит медленными шагами начал заходить по следам, Левин точно так же пошёл по своему прокосу.

Запятая 1 отделяет части сложносочиненного предложения.

Запятые 2 и 4 выделяют придаточные предложения.

Запятая 3 отделяет друг от друга однородные придаточные, соединенные противительным союзом А.

Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.

Ответ: 1234

Правило: Задание 20. Знаки препинания в предложении с разными видами связи

ЗАДАНИЕ 20 ЕГЭ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

В задании 20 учащиеся должны уметь расставлять знаки препинания в сложном предложении, состоящем из 3-5 простых.

Это сложнейшее задание проверяет умение выпускника применять на практике следующие знания:

1) на уровне простого предложения:

Понимание, того, что предложения без основы не бывает;

Знание особенностей основы односоставных предложений (безличных и др.)

Понимание того, что в простом предложении могут быть однородные сказуемые и подлежащие, знаки препинания между которыми ставятся по правилам однородных членов.

2) на уровне сложноподчинённого предложения:

Умение определять главное и придаточное в составе СПП по вопросу;

Умение видеть союзы (союзные слова) в придаточном предложении;

Умение видеть указательные слова в главном

Умение видеть однородные придаточные, при которых знаки препинания ставятся так, как и однородных членах.

3) на уровне сложносочинённого предложения:

Умение видеть части ССП и разделять их запятой. Общего второстепенного члена в этом задании не бывает.

4) на уровне всего предложения в целом:

Умение видеть те места в предложении, в которых встретились два союза: может быть рядом два подчинительных или сочинительный и подчинительный.

Соберём все базовые пунктуационные правила, важные при выполнения задания и пронумеруем их для удобства.

БП 6

Если в сложном предложении рядом оказались сочинительный и подчинительный союзы (И и ХОТЯ, И и КАК, И и ЕСЛИ, НО и КОГДА, И и ЧТОБЫ и др.), то нужно выяснить, нет ли после придаточной части соотносительных слов ТО, ТАК или еще одного сочинительного союза (А, НО, ОДНАКО и др.). Запятая ставится только тогда, когда эти слова после придаточной части отсутствуют. Например:

[Занавес поднялся], и, (как только публика увидела своего любимца), [театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков]

Сравните:

[Занавес поднялся], и (как только публика увидела своего любимца), так театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков].

и, (хотя слова ее были привычными для Сабурова), [от них вдруг защемило сердце].

[Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях], и (хотя слова ее были привычными для Сабурова), но [от них вдруг защемило сердце].

Как видно, правила 5 и 6 очень похожи: выбираем-либо писать ТО (НО...), либо ставить запятую.

Рассмотрим предложения из базы РЕШУЕГЭ и алгоритм работы над предложением.

[Утвер­жда­ют](1) что? (что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют)(2) и (3) (когда (4) когда? то сами убе­ди­лись (5) в чём? (на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).

1. Выделяем основы.

1- Утвер­жда­ют (односоставное, сказуемое)

2- кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют

3- мы увидели

4- сами убедились

5- правы очевидцы

2. Выделяем союзы и соотносительные слова. Обращаем внимание, что рядом стоят И и КОГДА и на то, что есть ТО.

3. Помечаем придаточные предложения: все предложения, в которых есть подчинительные союзы, берём в круглые скобки.

(что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют)

(когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)

(на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).

4. Устанавливаем, к каким главным относятся придаточные. Для этого ставим вопросы от главных к предполагаемым придаточным.

[Утвер­жда­ют] что? (что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют). 1 компонент найден. Запятая 1 ставится по правилу 4 [ = ], (что- = и =).

Остались два придаточные и одно без подчинительного союза. Проверяем, можно ли от него поставить вопросы.

[то сами убе­ди­лись] когда? (когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)

[сами убе­ди­лись] в чём? (на­сколь­ко правы были оче­вид­цы). Второй компонент найден. Запятые 4 и 5 ставятся по правилу 4.

(когда - =), [то- = ], (насколько - =) Два разных придаточных к одному главному, придаточное времени очень часто стоит ПЕРЕД главным.

1 и 2 компоненты связаны сочинительным союзом И в одно сложносочинённое предложение. Это запятая 2.

Схема: |[ = ], (что- = и =)|, и |(когда - =), [то- = ], (насколько - =)|

Осталось выяснить, нужна ли запятая 3. Между И и КОГДА по правилу 6 запятая не нужна, так как после придаточного находится идёт ТО.

(1)Потовые поры человека выделяют за время его ночного сна до полулитра пота, но особенно сильно мы потеем в жару и в тех случаях, когда мускулам приходится выполнять тяжёлую работу. (2)Тогда пот испаряется с кожи, испарение забирает у тела тепло, благодаря чему всё тело охлаждается. (3) (...) пот защищает нас от перегрева.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. За время ночного сна потовые поры человека выделяют до полулитра пота, но особенно сильно мы потеем в жару и при выполнении тяжёлой работы.

2. Потовые поры выделяют за время ночного сна человека до полулитра пота, который защищает нас от перегрева.

3. Выделяясь особенно интенсивно в жару или во время тяжёлой работы, пот защищает человека от перегрева, испаряясь с кожи.

4. Особенно интенсивно человек потеет в жару или во время тяжёлой работы, но через некоторое время после этого тело его охлаждается.

5. Пот защищает организм человека от перегрева, поэтому люди часто потеют в жару или при выполнении тяжёлой работы.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВРЕМЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ВРЕМЯ, -мени, мн. -мена, -мён, -менам, ср.

1. В философии: одна из основных объективных форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи. Вне времени и пространства движение материи невозможно.

2. Продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами. Среднее суточное время.

3. Промежуток той или иной длительности, в который совершается что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет. Отрезок времени. Хорошо провести время. Продолжительное время. Выиграть время.

4. Определённый момент, в который происходит что-нибудь. Назначить время заседания. Время обеда.

5. Период, эпоха. Время года (весна, лето, осень, зима). Во времена Петра I. Суровое время.

6. Пора дня, года. Вечернее время. Дождливое время.

7. Подходящая, удобная пора, благоприятный момент. Всему своё время. Время обедать.

8. То же, что досуг. Нет времени для прогулок.

9. В грамматике: форма глагола, относящая действие или состояние к прошедшему, настоящему или будущему времени.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

углубИть мозаИчный зАперта добелА сОгнутый

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Ответ был составлен в ДИПЛОМАТИЧНЫХ выражениях.

2. ЛИЧНОЕ начало пишущего неярко выражено в сочинении.

3. У меня сложилось ДВОЙСТВЕННОЕ мнение по этому вопросу.

4. Он с ДЕЛОВИТЫМ видом принимал участие в обсуждении этой проблемы.

5. После шторма на море наступило СРАВНИТЕЛЬНОЕ затишье.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте

ошибку и запишите слово правильно.

ТРЕНЕРЫ детских спортивных школ ДВУХСТАМ посетителям ЛЯГТЕ на спину

ИЗОБРЕТШИЙ эту модель пара ЧУЛОК

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) На производственном собрании обсуждались не только вопросы трудовой дисциплины, а также и новой системы оплаты труда.

2) Мы долго спорили над книгами, написанных известным телеведущим.

3) В повести «Котловане» А. Платонов раскрывает перед нами трагические судьбы разных людей, у которых отняли и веру, и надежду, и цель жизни, и само желание жить.

4) Следуя за А.С. Пушкиным, Ф.М. Достоевский показывает, что насколько маленький человек может быть велик своей душой, своими чувствами, и развивает в повести «Бедные люди», в романе «Преступление и наказание» тему «униженных и оскорблённых».

5) По прибытию в Париж я сразу же посетил Лувр.

6) Читая исторические романы, события прошлых лет словно оживают в памяти.

7) В своём романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов раскрыл индивидуализм Печорина и рассматривает не только его психологию, но и мировоззренческие основы его жизни.

8) Все, кто изучали процесс развития языка, знает о различных исторических изменениях на уровне фонетики, грамматики.

9) Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье».

А Б В Г Д

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

сокр...щение прив...дение обн...жить (пороки) упр...щать заг...рающий

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти

слова, вставив пропущенную букву.

(не видно ни) ...ги, ...боку от...мённое (прилагательное), вз...мать пр...бежище, пр...успел

ад...ютант, с...естное вз...скал, супер...гра

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

сит...чко продл...вать вермишел...вый рыж...ватый праздн...чный

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

раста..вший застел..шь обкле..нный задерж..шь меч..шься

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и

выпишите это слово.

1. Коль нет цветов среди зимы, так и грустить о них (НЕ)НАДО.

2. Князя Андрея раздражал холодный, (НЕ)ПРОПУСКАЮЩИЙ в душу взгляд Сперанского.

3. (НЕ)КАЖДЫЙ может точно сформулировать свою мысль.

4. Иван стал размышлять о том, что в хирургическом отделении очень (НЕ)ПЛОХОЙ коллектив.

5. Липы в старом саду (НЕ)ВЫРУБЛЕНЫ, их удалось отстоять.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте

скобки и выпишите эти два слова.

1. Значение многозначного слова конкретизируется в тексте, (ПРИ)ЧЁМ некоторые слова только в данном тексте могут обозначать одно и ТО(ЖЕ) понятие.

2. (В)СЛЕД за непогодой пришли холода, а (ЗА)ТЕМ и первые заморозки.

3. Было особенно трудно (ПО)ТОМУ, что я был единственным специалистом на заводе, работающим (ПО)ЭТОМУ профилю, и всю ответственность принимал на себя.

4. Надо было (ВО)ВРЕМЯ собрать малину и (В)НАЧАЛЕ августа вырезать сухие кусты.

5. На меня, как и на брата, смотрели снисходительно: ЧТО(БЫ) я ни делал, мне ТО(ЖЕ) всё прощалось.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

На зва(1)ом вечере нежда(2)о-негада(3)о было сказа(4)о немало тёплых слов, адресова(5)ых юбиляру, который растрога(6)о благодарил всех приглашё(7)ых.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Вдруг он ни с того ни с сего вскакивает.

2. Целую жизнь он потом если не рассказывал то вспоминал эту историю.

3. Один прыжок и лев на спине буйвола

4. Жидковатый чай и хлеб и масло казались Петру в этот вечер особенно вкусными.

5. В этом году море холодное и почти все пляжи пустынны.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны

стоять запятые.

Отражаясь живым серебром (1) вода простиралась до другого берега, а (2) настоянный на полевых травах (3) ветер (4) слабо дуя (5) едва приметно колеблет молодую поросль (6) стелющуюся по карнизам другого берега.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны

стоять запятые.

Кроме того (1) отсутствие в пьесах Чехова борьбы-интриги (2) действительно (3) приводило к необычной организации речи персонажей, лишённой (4) казалось бы (5) какой-либо целеустремлённости, что (6) бывало (7) вызывало недоумение зрителей.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны

стоять запятые.

На ранней заре (1) яблоневый сад (2) сквозь деревья (3) которого (4) блестит кое-где утреннее солнце (5) наполнен лиловым туманом.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны

стоять запятые.

Последние метры пути показались Константину особенно трудными (1) но (2) когда они были

пройдены (3) и показалась горная вершина (4) то стало очень хорошо на душе.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Принятое судом по конкретному делу решение должно быть исполнено, например решение о выселении из квартиры людей, занявших её самовольно, решение о конфискации имущества и т. п. (2)Но не всегда лица, обязанные что-либо сделать по решению суда, добровольно исполняют эту обязанность. (3) _____ исполнение судебных актов производится в принудительном порядке и возлагается на службу судебных приставов.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Лица, обязанные что-либо сделать по решению суда, далеко не всегда добровольно исполняют эту обязанность.

2. Служба судебных приставов осуществляет принудительное исполнение судебных актов, которые не исполняются добровольно.

3. Если лица добровольно не исполняют решение суда, исполнение судебных актов производится в принудительном порядке.

4. Принятое судом решение должно быть исполнено, даже если некоторые лица противятся исполнению судебного акта.

5. Если решение суда не исполняется добровольно, принудительное исполнение судебных актов возлагается на службу судебных приставов.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Во всех случаях

2. Во всяком случае

3. В любом случае

4. В таком случае

5. В противном случае

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ДЕЛО. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ДЕ ЛО,- а; мн. дел, дел, делам; ср.

1. Работа, занятие, деятельность. Занят важным делом. Привычное д. Текущие дела. Быть без дела. По делам службы.

2. кого-чего. Круг ведения; то, что непосредственно относится к ко- му-н., входит в чьи-н. задачи. Воспитание - д. семьи.

3. Надобность, нужда. У меня до вас (к вам) есть д. Прийти по делу.

4. Нечто важное, нужное (разг.). Говори д. (по существу).

5. Сфера знаний, деятельности, работы. Горное д. Военное д. Столярное д.

6. То же, что предприятие (в 1 знач.). У фирмы солидное д. Открыть в городе своё д.

7. Событие, обстоятельство, факт; положение вещей. Д. было осенью. Это д. прошлое. Как дела?

8. То же, что поступок. Сделать доброе д.

9. Судебное разбирательство, процесс. Уголовное д. Возбудить д. против кого-н.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

донЕльзя

осведомИшься

приручЁнный

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Южное побережье Крымского полуострова славится КОМФОРТНЫМ субтропическим климатом средиземноморского типа.

2. Мишень, в которую предназначено ей попасть, была очень МИКРОСКОПИЧНА.

3. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ труд - это труд, создающий материальные блага и продукты интеллектуальной деятельности.

4. Выращивание тюльпанов в Голландии - очень БЛАГОДАРСТВЕННОЕ занятие: тюльпаны не просто символ страны, но и источник дохода.

5. Императорские мантии для ЦАРСТВУЮЩИХ особ имеют вид длинных плащей без рукавов, сделанных из золотого глазета.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПРОПОЛОЩИ бельё

известные ПРОФЕССОРА

ЗА СЕМИ печатями

САМЫЙ МАЛЕНЬКИЙ гном

ИСКОМЫЙ вариант

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом 1) Революция в науке началась благодаря появления новых статистических методов.
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами 2) В. Набоков часто рассказывал о шахматных композициях в своих литературных произведениях, прежде всего в романе «Даре» и мемуарной книге «Других берегах».
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) Готовясь к экзаменам, мы не один день провели в читальном зале городской библиотеки.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4) Прочитав статью о достопримечательностях Таганрога, возникло желание увидеть всё собственными глазами.
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 5) Литота - приём внешне противоположный гиперболе, но по сути являющийся её закономерной разновидностью.
6) Фестиваль детских театров, который прошёл в конце прошлого сезона, стал настоящим праздником.
7) Все, кто стоял в очереди, продолжал молчать.
8) Сергей часто рассказывал о своём любимом романе - о «Степном волке» Германа Гессе.
9) Музеи городов должны не только сохранять квартиры великих людей, но и простых людей.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

обл...котиться

утр...мбовать

прим...рение

п...норама

пор...вняться

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

ра...копать, не...гораемый

вз...рваться, пр...родители

дез...нформация, без...дейный

пр...морье, пр...града

по...тянуть, о...нести

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

запасл...вый

находч...вый

подмиг...вать

ландыш...вый

подскак...вать

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква А.

брезж...щий

хохоч...щий

стрекоч...щий

держ...щий

пляш....щий

12

Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Небо очистилось до самых н(1)имоверных глубин, в нём н(2) было н(3) облачка, н(4) даже мгновенных росчерков стрижей.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. Сторона, (ПО)ВИДИМОМУ, была глухая: везде виднелся лес, а полей (ПО)ПРЕЖНЕМУ не было.

2. Вдоль реки несётся опьяняющий запах лип: как БУД(ТО) ГДЕ(ТО) за сотни километров зацвели липовые леса.

3. Вчера мы не расспросили про дорогу (НА)ЗАВТРА, и теперь нам пришлось идти (НА)УГАД.

4. ОТКУДА(ТО) издалека надвигалась ночь, и окружавший нас лес стал (ПО)НЕМНОГУ темнеть.

5. Саргассы, (В)ОТЛИЧИЕ от большинства крупных водорослей, не прикрепляются ко дну, а плавают (В)ТОЛЩЕ воды.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В одно тума(1)ое утро задрожала земля под копытами татарской ко(2)ицы, и, не потеряв ни одного человека убитым или ране(3)ым, степняки унеслись в пустоту своей никому уже не интересной судьбы.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Глянули звёзды и месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру.

2. Мы взяли по корзине и пошли в лес собирать грибы и ягоды.

3. Медленно поднимался туман и матовой пеленой застилал всё доступное для глаз.

5. Над Енисеем солнечно мерцало и сквозь это мерцание едва проглядывали кроны деревьев по ту сторону реки.

16

Темнея (1) пятнами лесов (2) степь тонула в утреннем тумане и увлекала меня (3) наполняя душу (4) чувством радости.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Иногда придёт мысль, которая (1) кажется (2) верной, но боишься поверить ей. Однако потом видишь, что та мысль, которая (3) быть может (4) и странная, на самом деле самая простая истина: если раз узнал, в неё уже нельзя перестать верить.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ударил гром (1) раскаты (2) которого напоминали мне (3) звук страшного землетрясения.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Последние метры пути показались Константину особенно трудными (1) но (2) когда они были пройдены (3) и показалась горная вершина (4) то стало очень хорошо на душе.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В результате конденсации водяного пара образуются облака и выпадают атмосферные осадки в виде дождичка, града и снега.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Каждый человек есть живой излучающий личный центр. (2)Каждый взгляд, каждое слово, каждая улыбка, каждый поступок излучают в общий духовный эфир бытия особую энергию тепла и света. (3)И даже тогда, когда человек, по-видимому, ни в чём не проявляя себя, просто находится рядом, мы осязаем посылаемые им лучи. (4)И притом тем сильнее, тем определеннее и напряженнее, чем значительнее и своеобразнее его духовная личность.

(5)Получая первое восприятие чужой антипатии, мы чувствуем, что посылаемые нами жизненные лучи не приемлются другим человеком, отталкиваются или упорно не впускаются им в себя. (6)Это уже неприятно и тягостно. (7)Это может вызвать в нас самих некоторое смущение или даже замешательство. (8)В душе возникает странное чувство неудачи, или собственной неумелости, или даже неуместности своего бытия. (9)Воля к общению пресекается, лучи не хотят излучаться, слова не находятся, жизненный подъём прекращается, сердце готово замкнуться. (10)Замкнутые и малообщительные люди нередко вызывают такое чувство у общительных и экспансивных людей даже тогда, когда об антипатии не может быть и речи. (11)Но антипатия, раз только возникнув, обостряется до враждебности, сгущается в отвращение и углубляется до ненависти.

(12)Когда я встречаюсь в жизни с настоящею ненавистью ко мне, то во мне просыпается чувство большого несчастья, потом огорчение и ощущение своего бессилия.

(13)Вслед за тем я испытываю настойчивое желание во что бы то ни стало уйти от своего ненавистника, исчезнуть с его глаз, никогда больше с ним не встречаться и ничего о нём не знать. (14)Если это удаётся, то я быстро успокаиваюсь, но потом скоро замечаю, что в душе осталась какая-то удручённость и тяжесть, ибо чёрные лучи его ненависти всё-таки настигают меня, проникая ко мне через общее эфирное пространство. (15)Тогда я начинаю невольно вчувствоваться в его ненавидящую душу и вижу себя в её черных лучах их объектом и жертвою. (16)В духовном эфире мира образовалась рана; надо исцелить и зарастить её. (17)Мой ненавистник должен простить меня и примириться со мною. (18)Он должен испытать радость от того, что я живу на белом свете, и дать мне возможность радоваться его бытию. (19)Ибо, по слову великого православного мудреца Серафима Саровского, «человек человеку - радость».

(20)Прежде всего мне надо найти и установить, нет ли и моей вины в том, что мы оба теперь страдаем: он, ненавидящий, и я, ненавидимый? (21)Может быть, я нечаянно задел какую- нибудь старую, незаживающую рану его сердца? (22)Вслед за тем мне надо простить ему его ненависть. (23)Я не должен, я не смею отвечать на его чёрный луч таким же чёрным лучом презрения и отвержения. (24)Мне не следует уклоняться от встречи с ним, я не имею права на бегство. (25)Отныне я буду встречать луч его ненависти белым лучом, ясным, кротким, добрым, прощающим и добивающимся прощения.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Принятое судом по конкретному делу решение должно быть исполнено, например решение о выселении из квартиры людей, занявших её самовольно, решение о конфискации имущества и т. п. (2)Но не всегда лица, обязанные что-либо сделать по решению суда, добровольно исполняют эту обязанность. (3) _____ исполнение судебных актов производится в принудительном порядке и возлагается на службу судебных приставов.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Лица, обязанные что-либо сделать по решению суда, далеко не всегда добровольно исполняют эту обязанность.

2. Служба судебных приставов осуществляет принудительное исполнение судебных актов, которые не исполняются добровольно.

3. Если лица добровольно не исполняют решение суда, исполнение судебных актов производится в принудительном порядке.

4. Принятое судом решение должно быть исполнено, даже если некоторые лица противятся исполнению судебного акта.

5. Если решение суда не исполняется добровольно, принудительное исполнение судебных актов возлагается на службу судебных приставов.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Во всех случаях

2. Во всяком случае

3. В любом случае

4. В таком случае

5. В противном случае

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ДЕЛО. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ДЕ ЛО,- а; мн. дел, дел, делам; ср.

1. Работа, занятие, деятельность. Занят важным делом. Привычное д. Текущие дела. Быть без дела. По делам службы.

2. кого-чего. Круг ведения; то, что непосредственно относится к ко- му-н., входит в чьи-н. задачи. Воспитание - д. семьи.

3. Надобность, нужда. У меня до вас (к вам) есть д. Прийти по делу.

4. Нечто важное, нужное (разг.). Говори д. (по существу).

5. Сфера знаний, деятельности, работы. Горное д. Военное д. Столярное д.

6. То же, что предприятие (в 1 знач.). У фирмы солидное д. Открыть в городе своё д.

7. Событие, обстоятельство, факт; положение вещей. Д. было осенью. Это д. прошлое. Как дела?

8. То же, что поступок. Сделать доброе д.

9. Судебное разбирательство, процесс. Уголовное д. Возбудить д. против кого-н.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

донЕльзя

осведомИшься

приручЁнный

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Южное побережье Крымского полуострова славится КОМФОРТНЫМ субтропическим климатом средиземноморского типа.

2. Мишень, в которую предназначено ей попасть, была очень МИКРОСКОПИЧНА.

3. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ труд - это труд, создающий материальные блага и продукты интеллектуальной деятельности.

4. Выращивание тюльпанов в Голландии - очень БЛАГОДАРСТВЕННОЕ занятие: тюльпаны не просто символ страны, но и источник дохода.

5. Императорские мантии для ЦАРСТВУЮЩИХ особ имеют вид длинных плащей без рукавов, сделанных из золотого глазета.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПРОПОЛОЩИ бельё

известные ПРОФЕССОРА

ЗА СЕМИ печатями

САМЫЙ МАЛЕНЬКИЙ гном

ИСКОМЫЙ вариант

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом 1) Революция в науке началась благодаря появления новых статистических методов.
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами 2) В. Набоков часто рассказывал о шахматных композициях в своих литературных произведениях, прежде всего в романе «Даре» и мемуарной книге «Других берегах».
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) Готовясь к экзаменам, мы не один день провели в читальном зале городской библиотеки.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4) Прочитав статью о достопримечательностях Таганрога, возникло желание увидеть всё собственными глазами.
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 5) Литота - приём внешне противоположный гиперболе, но по сути являющийся её закономерной разновидностью.
6) Фестиваль детских театров, который прошёл в конце прошлого сезона, стал настоящим праздником.
7) Все, кто стоял в очереди, продолжал молчать.
8) Сергей часто рассказывал о своём любимом романе - о «Степном волке» Германа Гессе.
9) Музеи городов должны не только сохранять квартиры великих людей, но и простых людей.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

обл...котиться

утр...мбовать

прим...рение

п...норама

пор...вняться

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

ра...копать, не...гораемый

вз...рваться, пр...родители

дез...нформация, без...дейный

пр...морье, пр...града

по...тянуть, о...нести

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

запасл...вый

находч...вый

подмиг...вать

ландыш...вый

подскак...вать

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква А.

брезж...щий

хохоч...щий

стрекоч...щий

держ...щий

пляш....щий

12

Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Небо очистилось до самых н(1)имоверных глубин, в нём н(2) было н(3) облачка, н(4) даже мгновенных росчерков стрижей.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. Сторона, (ПО)ВИДИМОМУ, была глухая: везде виднелся лес, а полей (ПО)ПРЕЖНЕМУ не было.

2. Вдоль реки несётся опьяняющий запах лип: как БУД(ТО) ГДЕ(ТО) за сотни километров зацвели липовые леса.

3. Вчера мы не расспросили про дорогу (НА)ЗАВТРА, и теперь нам пришлось идти (НА)УГАД.

4. ОТКУДА(ТО) издалека надвигалась ночь, и окружавший нас лес стал (ПО)НЕМНОГУ темнеть.

5. Саргассы, (В)ОТЛИЧИЕ от большинства крупных водорослей, не прикрепляются ко дну, а плавают (В)ТОЛЩЕ воды.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В одно тума(1)ое утро задрожала земля под копытами татарской ко(2)ицы, и, не потеряв ни одного человека убитым или ране(3)ым, степняки унеслись в пустоту своей никому уже не интересной судьбы.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Глянули звёзды и месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру.

2. Мы взяли по корзине и пошли в лес собирать грибы и ягоды.

3. Медленно поднимался туман и матовой пеленой застилал всё доступное для глаз.

5. Над Енисеем солнечно мерцало и сквозь это мерцание едва проглядывали кроны деревьев по ту сторону реки.

16

Темнея (1) пятнами лесов (2) степь тонула в утреннем тумане и увлекала меня (3) наполняя душу (4) чувством радости.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Иногда придёт мысль, которая (1) кажется (2) верной, но боишься поверить ей. Однако потом видишь, что та мысль, которая (3) быть может (4) и странная, на самом деле самая простая истина: если раз узнал, в неё уже нельзя перестать верить.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ударил гром (1) раскаты (2) которого напоминали мне (3) звук страшного землетрясения.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Последние метры пути показались Константину особенно трудными (1) но (2) когда они были пройдены (3) и показалась горная вершина (4) то стало очень хорошо на душе.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В результате конденсации водяного пара образуются облака и выпадают атмосферные осадки в виде дождичка, града и снега.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Каждый человек есть живой излучающий личный центр. (2)Каждый взгляд, каждое слово, каждая улыбка, каждый поступок излучают в общий духовный эфир бытия особую энергию тепла и света. (3)И даже тогда, когда человек, по-видимому, ни в чём не проявляя себя, просто находится рядом, мы осязаем посылаемые им лучи. (4)И притом тем сильнее, тем определеннее и напряженнее, чем значительнее и своеобразнее его духовная личность.

(5)Получая первое восприятие чужой антипатии, мы чувствуем, что посылаемые нами жизненные лучи не приемлются другим человеком, отталкиваются или упорно не впускаются им в себя. (6)Это уже неприятно и тягостно. (7)Это может вызвать в нас самих некоторое смущение или даже замешательство. (8)В душе возникает странное чувство неудачи, или собственной неумелости, или даже неуместности своего бытия. (9)Воля к общению пресекается, лучи не хотят излучаться, слова не находятся, жизненный подъём прекращается, сердце готово замкнуться. (10)Замкнутые и малообщительные люди нередко вызывают такое чувство у общительных и экспансивных людей даже тогда, когда об антипатии не может быть и речи. (11)Но антипатия, раз только возникнув, обостряется до враждебности, сгущается в отвращение и углубляется до ненависти.

(12)Когда я встречаюсь в жизни с настоящею ненавистью ко мне, то во мне просыпается чувство большого несчастья, потом огорчение и ощущение своего бессилия.

(13)Вслед за тем я испытываю настойчивое желание во что бы то ни стало уйти от своего ненавистника, исчезнуть с его глаз, никогда больше с ним не встречаться и ничего о нём не знать. (14)Если это удаётся, то я быстро успокаиваюсь, но потом скоро замечаю, что в душе осталась какая-то удручённость и тяжесть, ибо чёрные лучи его ненависти всё-таки настигают меня, проникая ко мне через общее эфирное пространство. (15)Тогда я начинаю невольно вчувствоваться в его ненавидящую душу и вижу себя в её черных лучах их объектом и жертвою. (16)В духовном эфире мира образовалась рана; надо исцелить и зарастить её. (17)Мой ненавистник должен простить меня и примириться со мною. (18)Он должен испытать радость от того, что я живу на белом свете, и дать мне возможность радоваться его бытию. (19)Ибо, по слову великого православного мудреца Серафима Саровского, «человек человеку - радость».

(20)Прежде всего мне надо найти и установить, нет ли и моей вины в том, что мы оба теперь страдаем: он, ненавидящий, и я, ненавидимый? (21)Может быть, я нечаянно задел какую- нибудь старую, незаживающую рану его сердца? (22)Вслед за тем мне надо простить ему его ненависть. (23)Я не должен, я не смею отвечать на его чёрный луч таким же чёрным лучом презрения и отвержения. (24)Мне не следует уклоняться от встречи с ним, я не имею права на бегство. (25)Отныне я буду встречать луч его ненависти белым лучом, ясным, кротким, добрым, прощающим и добивающимся прощения.