История возникновения русского литературного языка. Формирование современного русского литературного языка

История русского литературного языка как самостоятельная научная дисциплина возникла в 20 веке. Хотя изучение особенностей русского литературного языка относится к очень ранней поре, так как «смутные и односторонние, но жизненно - действенные, практические представления о процессе исторического развития языка неизменно сопутствуют эволюции русского книжного языка и предшествуют зарождению научной истории русского литературного языка».

Начиная с 18 века, велись наблюдения над связями русского литературного языка с другими славянскими и европейскими языками, над составом церковнославянского языка, его сходством с русским языком и отличием от него.

Для осознания национальной специфики русского литературного языка было чрезвычайно важно создание в 1755 году «Российской грамматики» М.В.Ломоносова. Выход в свет «Словаря Академии Российской» (1789-1794), появление учения М.В.Ломоносова о трех стилях русского литературного языка, изложенного в рассуждении «О пользе книг церковных», «Риторике» и «Российской грамматике», так как создатель теории впервые указал на основные элементы русского литературного национального языка, предвосхищая пушкинскую стилистику.(4, с 18).

Вопрос о происхождении русского литературного языка не решён специалистами, более того, они утверждают, что окончательное решение не близко.

Столь пристальный интерес к проблемам происхождения русского литературного языка объясняется тем, что от того или иного понимания процесса образования древнерусского литературного языка зависит вся концепция его дальнейшего развития, формирования национального литературного языка с 17 до 19 в.(6, с 53).

История русского литературного языка со своей очевидностью убеждает, что язык весьма чутко реагировал на различные изменения в истории народа и прежде всего в общественной жизни, что история появления и употребления многих слов и выражений находит свое обоснование в развитии общественной мысли. Так, например в 40 - 60 - х годах 19 века входят во всеобщее употребление такие слова, как социализм, коммунизм, конституция, реакция, прогресс и т.д.(5, с 4).

В результате Октябрьской революции существенно расширился самый состав носителей литературного языка, так как уже в первые годы после революции к литературному языку стали приобщаться массы трудящихся, ранее не имевших для этого возможностей.

В советскую эпоху изменилось соотношение литературного языка и диалектов. Если раньше диалекты оказывали известное влияние на литературный язык, то после революции, благодаря мощному развитию культуры и распространению знаний через школы, театр, кино, радио, - население стало энергично приобщаться к средствам литературного выражения. В связи с этим многие черты местных говоров начали быстро исчезать; пережитки старых диалектов сохраняются сейчас в деревне преимущественно у старшего поколения.

Русский литературный язык освободился в советскую эпоху от влияния классовых жаргонов, существовавших в прошлом и в известной степени оказывавших влияние на нормы литературного языка. (5, с 415).

В конце 19-начале 20 в., были опубликованы библиографические обзоры, которые подводили итоги изучению русского литературного языка. Котляревский А.А. Древнеусская письменность: Опыт библиологического изложения истории ее изучения. - 1881; Булич С.К. Очерк истории языкознания в России. - 1904; Ягич И.В. История славянской филологии. - 1910.

В 20 веке история русского литературного языка становится предметом особого внимания.

Особенно много сделал для создания науки русского литературного языка В.В.Виноградов, перечень основных трудов которого по истории русского литературного языка и языка писателей насчитывает более двадцати работ.(4, с 19).

Оставили глубокий след в разработке истории русского литературного языка труды Г.О Винокура: «Русский литературный язык в первой половине 18 в.», 1941; «Русский язык», 1945; «К истории нормирования русского письменного языка в 18 в.» 1947; и др.

Для решения проблем происхождения русского литературного языка, становления русского национального языка большое значение имели исследования Л.П. Якубинского - «История древнерусского языка», изданная в 1953 г., и «Краткий очерк зарождения и первоначального развития русского национального литературного языка», изданный в 1956 г.

Вопросу о происхождении русского литературного языка, проблемам формирования русского национального языка, истории русского литературного языка старшего периода (Московского государства) посвящены работы Ф.П.Филина.(4, с 21).

Богатство и мощь русского литературного языка создавалась благодаря непрекращающемуся воздействию на литературный язык живого общенародного языка. Язык Пушкина, Гоголя, Тургенева, Салтыкова - Щедрина, Л.Толстого и многих других корифеев русского образного слова своей яркостью, силой, подкупающей простотой обязан в первую очередь живым источникам народной речи.

Таким образом, история русского литературного языка - это прежде всего история непрерывного и все развивающегося процесса литературной обработки богатств общенародного языка и творческого обогащения и пополнения их за счет новых языковостилистических ценностей.(5, с 46).

русский язык диалекты русского языка Портал:Русский язык

Исто́рия ру́сского литерату́рного языка́ - формирование и преобразование русского языка , используемого в литературных произведениях. Старейшие из сохранившихся литературных памятников датируются XI веком. В XVIII-XIX веках этот процесс происходил на фоне противопоставления русского языка, на котором говорил народ, французскому - языку дворян . Классики русской литературы активно исследовали возможности русского языка и были новаторами многих языковых форм. Они подчеркивали богатство русского языка и часто указывали на его преимущества по сравнению с языками иностранными. На почве таких сравнений неоднократно возникали диспуты, например споры между западниками и славянофилами . В советские времена подчёркивалось, что русский язык - язык строителей коммунизма , а в эпоху правления Сталина проводилась кампания борьбы с космополитизмом в литературе. Преобразование русского литературного языка продолжается и в настоящее время.

Устное народное творчество

Устное народное творчество (фольклор) в форме сказок , былин , пословиц и поговорок уходит корнями в далёкую историю. Они передавались из уст в уста, их содержание отшлифовывалось таким образом, что оставались наиболее устойчивые сочетания, а языковые формы обновлялись по мере развития языка. Устное творчество продолжало существовать и после появления письменности. В Новое время к крестьянскому фольклору добавился рабочий и городской, а также армейский и блатной (тюремно-лагерный). В настоящее время устное народное творчество наиболее выражено в анекдотах. Устное народное творчество влияет и на письменный литературный язык.

Развитие литературного языка в древней Руси

Введение и распространение письменности на Руси, приведшее к созданию русского литературного языка, обычно связывают с Кириллом и Мефодием .

Так, в древнем Новгороде и других городах в XI-XV вв были в ходу берестяные грамоты . Большинство из сохранившихся берестяных грамот - частные письма, носящие деловой характер, а также деловые документы: завещания, расписки, купчие, судебные протоколы. Также встречаются церковные тексты и литературные и фольклорные произведения (заговоры, школьные шутки, загадки, наставления по домашнему хозяйству), записи учебного характера (азбуки, склады, школьные упражнения, детские рисунки и каракули).

Церковнославянская письменность, введённая Кириллом и Мефодием в 862 году, основывалась на старославянском языке , который в свою очередь произошёл от южнославянских диалектов. Литературная деятельность Кирилла и Мефодия состояла в переводе книг святого Писания Нового и Ветхого завета. Ученики Кирилла и Мефодия перевели на церковнославянский язык с греческого большое количество религиозных книг. Некоторые исследователи полагают, что Кирилл и Мефодий ввели не кириллицу , а глаголицу ; а кириллица была разработана их учениками.

Церковнославянский язык был языком книжным, а не разговорным, языком церковной культуры, который распространился среди многих славянских народов. Церковнославянская литература распространилась у западных славян (Моравия), южных славян (Болгария), в Валахии, частях Хорватии и Чехии и, с принятием христианства, на Руси. Так как церковнославянский язык отличался от разговорного русского, церковные тексты при переписке подвергались изменению, обрусевали. Переписчики подправляли церковнославянские слова, приближая их к русским. При этом они привносили особенности местных говоров.

Для систематизации церковнославянских текстов и введения единых языковых норм в Речи Посполитой были написаны первые грамматики - грамматика Лаврентия Зизания (1596) и грамматика Мелетия Смотрицкого (1619). Процесс формирования церковнославянского языка был, в основном, завершен в конце XVII века, когда патриархом Никоном были произведены исправление и систематизация богослужебных книг. Богослужебные книги российского православия стали нормой для всех православных народов .

По мере распространения церковнославянских религиозных текстов на Руси, постепенно стали появляться и литературные сочинения, которые использовали письменность Кирилла и Мефодия. Первые такие сочинения относятся к концу XI века. Это «Повесть временных лет » (1068), «Сказание о Борисе и Глебе », «Житие Феодосия Печорского», «Слово о законе и благодати » (1051), «Поучение Владимира Мономаха » (1096) и «Слово о полку Игореве » (1185-1188). Эти произведения написаны языком, который представляет собой смешение церковнославянского языка с древнерусским .

Ссылки

Реформы русского литературного языка XVIII века

«Красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые веки писанных, когда ещё не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть», - утверждал Михаил Васильевич Ломоносов

Наиболее важные реформы русского литературного языка и системы стихосложения XVIII века были сделаны Михаилом Васильевичем Ломоносовым . В г. он написал «Письмо о правилах российского стихотворства», в котором сформулировал принципы нового стихосложения на русском языке. В полемике с Тредиаковским он утверждал, что вместо того, чтобы культивировать стихи, написанные по заимствованным из других языков схемам, необходимо использовать возможности русского языка. Ломоносов полагал, что можно писать стихи многими видами стоп - двусложными (ямб и хорей) и трёхсложными (дактиль , анапест и амфибрахий), но считал неправильным заменять стопы на пиррихии и спондеи. Такое новаторство Ломоносова вызвало дискуссию, в которой активно участвовали Тредиаковский и Сумароков . В г. были изданы три переложения 143-го псалма , выполненные этими авторами, и читателям было предложено высказаться, который из текстов они считают лучшим.

Известно, однако, высказывание Пушкина, в котором литературная деятельность Ломоносова не одобряется: «Оды его… утомительны и надуты. Его влияние на словесность было вредное и до сих пор в ней отзывается. Высокопарность, изысканность, отвращение от простоты и точности, отсутствие всякой народности и оригинальности - вот следы, оставленные Ломоносовым». Белинский назвал этот взгляд «удивительно верным, но односторонним». Согласно Белинскому, «Во времена Ломоносова нам не нужно было народной поэзии; тогда великий вопрос - быть или не быть - заключался для нас не в народности, а в европеизме… Ломоносов был Петром Великим нашей литературы».

Кроме вклада в поэтический язык, Ломоносов был также автором научной русской грамматики. В этой книге он описал богатства и возможности русского языка. Грамматика Ломоносова была издана 14 раз и легла в основу курса русской грамматики Барсова (1771), который был учеником Ломоносова. В этой книге Ломоносов, в частности, писал: «Карл пятый, римский император, говаривал, что ишпанским с богом, французским - с друзьями, немецким - с неприятельми, итальянским - с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка.» Интересно, что Державин позже высказался похоже: «Славяно-российский язык, по свидетельству самих иностранных эстетиков, не уступает ни в мужестве латинскому, ни в плавности греческому, превосходя все европейские: итальянский, французский и испанский, кольми паче немецкий».

Современный русский литературный язык

Создателем современного литературного языка считается Александр Пушкин , произведения которого считаются вершиной русской литературы. Этот тезис сохраняется в качестве доминирующего, несмотря на существенные изменения, произошедшие в языке за почти двести лет, прошедшие со времени создания его крупнейших произведений, и явные стилистические различия между языком Пушкина и современных писателей.

Между тем, сам поэт указывает на первостепенную роль Н. М. Карамзина в формировании русского литературного языка, по словам А. С. Пушкина, этот славный историк и литератор «освободил язык от чуждого ига и возвратил ему свободу, обратив его к живым источникам народного слова».

«Великий, могучий…»

Тургеневу принадлежит, пожалуй, одно из самых известных определений русского языка как «великого и могучего».

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! (И. С. Тургенев)

Карл V, римский император, говаривал, что гишпанским языком с Богом, французским - с друзьями, немецким - с неприятелями, итальянским - с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то конечно к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно. Ибо нашел бы в нём: велик... ...ского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатства и сильную в изображении краткость греческого и латинского языков.

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "История русского литературного языка" в других словарях:

    - «Словарь современного русского литературного языка» (ССРЛЯ; Большой академический словарь, БАС) академический нормативный толково исторический словарь русского литературного языка в 17 томах, выходивший с 1948 по 1965 годы. Отражает… … Википедия

    История русского литературного языка формирование и преобразование русского языка, используемого в литературных произведениях. Старейшие из сохранившихся литературные памятников датируются XI веком. В *** вв на Руси распространилась… … Википедия

Русский литературный язык

Каждый общенациональный язык вырабатывает свою образцовую форму существования. Чем же она характеризуется?

Литературному языку присущи:

1) развитая письменность;

2) общепринятая норма, то есть правила употребления всех языковых элементов;

3) стилевая дифференциация языкового выражения, то есть наиболее типичное и целесообразное языковое выражение, обусловленное ситуацией и содержанием речи (публицистическое выступление, деловая, официальная или непринужденная речь, художественное произведение);

4) взаимодействие и взаимосвязь двух видов существования литературного языка – книжного и разговорного как в письменной, так и в устной формах (статья и лекция, научная дискуссия и диалог встретившихся друзей и т.д.).

Наиболее существенной чертой литературного языка является его общепринятость и потому общепонятность . Развитие литературного языка определяется развитием культуры народа .

Самый ранний период древнерусского литературного языка (XI-XIV вв.) определен историей Киевской Руси и ее культурой. Чем же отмечено это время в истории древнерусского литературного языка?

В XI-XII вв. складывается художественная, публицистическая и повествовательно-историческая литература. Предшествующий период (с VIII в.) создал для этого необходимые условия, когда славянские просветители – братья Кирилл (около 827-869 гг.) и Мефодий (около 815-885 гг.) составили первую славянскую азбуку.

Древнерусский литературный язык развивался на основе разговорного языка благодаря существованию двух мощных источников:

1) древнерусской устной поэзии, превращавшей разговорный язык в обработанный поэтический язык («Слово о полку Игореве»);

2) старославянского языка, пришедшего на Киевскую Русь вместе с церковной литературой (отсюда второе название – церковнославянский).

Старославянский язык обогащал формирующийся литературный древнерусский язык. Происходил взаимодействие двух славянских языков (древнерусского и старославянского).

С XIV в., когда выделяется великорусская народность и начинается собственной история русского языка, литературный язык развивается уже на основе московского койне , продолжая традиции того языка, который сложился в пору Киевской Руси. В московский период происходит явное сближение литературного языка с разговорной речью, что наиболее полно проявляется в деловых текстах. Это сближение усиливается в XVII в. В литературном языке того времени наблюдается, с одной стороны, значительная пестрота (используются народно-разговорные, книжно-архаические и заимствованные из других языков элементы), а с другой – стремление к упорядочению этой языковой пестроты, то есть к языковой нормализации .


Одним из первых нормализаторов русского языка следует назвать Антиоха Дмитриевича Кантемира (1708-1744 гг.) и Василия Кирилловича Тредиаковского (1703-1768 гг.). Князь Антиох Дмитриевич Кантемир – один из наиболее видных просветителей начала XVIII в., он автор эпиграмм, басен, поэтических творений (сатира, поэма «Петрида»). Перу Кантемира принадлежат многочисленные переводы книг по различным вопросам истории, литературы, философии.

Художественная и творческая деятельность А.Д. Кантемира содействовала упорядочению словоупотребления, обогащению литературного языка словами и выражениями народно-разговорной речи. Кантемир говорил о необходимости освободить русский язык от ненужных слов иноязычного происхождения и от архаичных элементов славянизированной письменности.

Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1768 гг.) – автор большого количества работ по филологии, литературе, истории. Он пытался решить кардинальную проблему своего времени: нормирование литературного языка (речь «О чистоте российского языка», произнесенная 14 марта 1735 г.). Тредиаковский отрекается от церковно-книжных выражений, он стремится заложить основы литературного языка на базе народной речи.

Многое для упорядочения русского языка сделал М.В. Ломоносов. Он был «первым основателем русской поэзии и первым поэтом Руси… Язык его чист и благороден, слог точен и силен, стих исполнен блеска и парения» (В.Г.Белинский). В произведениях Ломоносова преодолевается архаичность речевых средств литературной традиции, закладываются основы нормированной литературной речи. Ломоносов разработал теорию о трех стилях (высоком, среднем и низком), он ограничил использование старославянизмов, которые уже в то время были непонятными и усложняли, утяжеляли речь, особенно язык официальной, деловой литературы.

В XVIII веке происходит обновление, обогащение русского языка за счет западноевропейских языков: польского, французского, голландского, итальянского, немецкого. Особенно это проявилось при формировании литературного языка, его терминологии: философской, научно-политической, юридической, технической. Однако чрезмерное увлечение иностранными словами не способствовало ясности и точности выражения мысли.

М.В. Ломоносов сыграл значительную роль в выработке русской терминологии. Как ученый он вынужден был создавать научную и техническую терминологию. Ему принадлежат слова, не утратившие свою значимость в настоящее время:

атмосфера, возгорание, градус, материя, электричество, термометр и др.

Своими многочисленными научными трудами он способствует формированию научного языка .

В развитии литературного языка XVII – начала XIX вв. возрастает и становится определяющей роль идивидуально-авторских стилей. Наибольшее влияние на процесс развития русского литературного языка этого периода оказало творчество Гавриила Романовича Державина, Александра Николаевича Радищева, Николая Ивановича Новикова, Ивана Андреевича Крылова, Николая Михайловича Карамзина.

Для произведений этих писателей характерна ориентация на живое речевое употребление. Употребление народно-разговорных элементов сочеталось со стилистически целенаправленным использованием книжно-славянских слов и оборотов речи. Усовершенствовался синтаксис литературного языка. Большую роль в нормализации русского литературного языка конца XVIII – начала XIX вв. сыграл толковый словарь русского языка – «Словарь Академии Российской» (части 1-6, 1789-1794 гг.).

В начале 90-х гг. XVIII вв. появляются повести Карамзина и «Письма русского путешественника». Эти произведения составили целую эпоху в истории развития русского литературного языка. В них культивировался язык описания , который получил название «нового слога» в противовес «старому слогу» архаистов. В основу «нового слога » были положены принцип сближения литературного языка с разговорным, отказ от абстрактного схематизма литературы классицизма, интерес к внутреннему миру человека, его чувствам. Предлагалось новое понимание роли автора, формировалось новое стилистическое явление, которое получило название индивидуально-авторского стиля .

Последователь Карамзина писатель П.И. Макаров так сформулировал принцип сближения литературного языка с разговорным: язык должен быть единым «равно для книг и для общества, чтобы писать как говорят и говорить как пишут» (журнал «Московский Меркурий», 1803, № 12).

Но Карамзин и его сторонники в этом сближении ориентировались только на «язык высшего общества», салона «милых дам», то есть принцип сближения был реализован искаженно.

Но от решения вопроса о том, как и на каких основаниях должен сближаться литературный язык с разговорным, зависел вопрос о нормах нового русского литературного языка.

Писатели XIX в. сделали значительный шаг вперед в сближении литературного языка с разговорным, в обосновании норм нового литературного языка. Это творчество А.А. Бестужева, И.А. Крылова, А.С. Грибоедова . Эти писатели показали, какими неисчерпаемыми возможностями обладает живая народная речь, насколько самобытен, оригинален, богат язык фольклора .

Система трех языковых стилей литературного языка с последней четверти XVIII в. трансформировалась в систему функционально-речевых стилей . Жанр и стиль произведения литературы уже не определялись твердой прикрепленностью лексемы, оборота речи, грамматической нормы и конструкции, как того требовало учение о трех стилях. Возросла роль творческой языковой личности, возникло понятие «истинного языкового вкуса» в индивидуально-авторском стиле.

Новый подход к структуре текста был сформулирован А.С. Пушкиным: истинный вкус выявляется «не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, в чувстве соразмерности и сообразности» (Полн. собр. соч., т. 7, 1958). В творчестве Пушкина завершается формирование национального русского литературного языка. В языке его произведений впервые пришли в равновесие основные стихии русской письменности и устной речи. С Пушкина начинается эпоха нового русского литературного языка. В его творчестве были выработаны и закреплены единые общенациональные нормы, которые связывали в единое структурное целое как книжно-письменную, так и устно-разговорную разновидности русского литературного языка.

Пушкин разрушил окончательно систему трех стилей, создал многообразие стилей, стилистических контекстов, спаянных темой и содержанием, открыл возможности их бесконечного индивидуально-художественного варьирования.

В языке Пушкина заключается источник последующего развития всех стилей языка, формировавшихся далее под его воздействием в языке М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.А.Блока, А.А.Ахматовой, и др. С Пушкина в русском литературном языке окончательно установилась, а затем и совершенствовалась система фукционально-речевых стилей, существующая с небольшими изменениями и ныне.

Во второй половине XIX в. отмечается значительное развитие публицистического стиля. Этот процесс определяется подъемом общественного движения. Возрастает роль публициста как социальной личности, влияющей на формирование общественного сознания, а иногда и определяющей его.

Публицистический стиль начинает оказывать влияние на развитие художественной литературы. Многие писатели одновременно работают в жанрах художественной литературы и в жанрах публицистики (М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский, Г.И. Успенский и др.). В литературном языке появляется научно-философская, общественно-политическая терминология.

Наряду с этим литературный язык второй половины XIX в. активно вбирает в себя разнообразную лексику и фразеологию из территориальных диалектов, городского просторечия и социально-профессиональных жаргонов.

На протяжении всего XIX в. идет процесс обработки общенародного языка с целью создания единых грамматических, лексических, орфографических, орфоэпических норм. Эти нормы теоретически обосновываются в трудах Востокова, Буслаева, Потебни, Фортунатова, Шахматова.

Богатство и разнообразие словарного состава русского языка находит отражение в словарях . Известные филологи того времени (И.И. Давыдов, А.Х. Востоков, И.И. Срезневский, Я.К. Грот и др.) публикуют статьи, в которых определяют принципы лексикографического описания слов, принципы сбора лексики с учетом целей и задач словаря. Таким образом, впервые разрабатываются вопросы теории лексикографии.

Самым крупным событием было издание в 1863-1866 гг. четырехтомного «Толкового словаря живого великорусского языка » В.И. Даля. Словарю дали высокую оценку современники. Даль получил Ломоносовскую премию Российской императорской Академии наук в 1863 г. и звание почетного академика. (В словаре свыше 200 тысяч слов ).

Даль не просто описал, а указал, где то или иное слово бытует, как оно произносится, что означает, в каких пословицах, поговорках встречается, какие производные имеет. Профессор П.П.Червинский писал об этом словаре: «Есть книги, которым суждена не просто долгая жизнь, они не просто памятники науки, это вечные книги. Вечныекниги потому, что их содержание неподвластно времени, над ними не властны ни социальные, ни политические, ни даже исторические изменения любых масштабов».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

[Введите текст]

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

(ФГОУ ВПО «СГГА»)

Реферат по русскому языку

Тема: История становления русского литературного языка

НОВОСИБИРСК, 2015

ВВЕДЕНИЕ

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

2. ПРАСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК

3. СТАРОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК

4. РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫК

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Литературный язык - общий язык письменности того или иного народа, а иногда нескольких народов - язык официально-деловых документов, школьного обучения, письменно-бытового общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме, чаще письменной, но иногда и в устной. Вот почему различаются письменно-книжная и устно-разговорная формы литературного языка, возникновение, соотношение и взаимодействие которых подчинены определенным историческим закономерностям.

Только в эпоху существования развитых национальных языков, особенно в социалистическом обществе, литературный язык как высший нормированный тип общенародного языка постепенно вытесняет диалекты и интердиалекты и становится как в устном, так и в письменном общении выразителем подлинной общенациональной нормы.

Цель данной работы заключается в изучении истории формирования и становления русского литературного языка.

Задачи реферата:

1) проанализировать возникновение и развитие русского литературного языка;

2) рассмотреть различные подходы к рассмотрению понятия литературного языка;

3) выделить различные типы и стили литературного языка;

4) рассмотреть источники изучения истории языка.

Актуальность темы работы во многом обусловлена тем, что она связана с важнейшим аспектом нашей жизни - нашей родной речью. «Без прошлого нет будущего», так что знать историю становления родного языка человеку необходимо. В языке сосредоточен и представлен весь исторический опыт народа: состояние языка свидетельствует о состоянии caмого общества, его культуры, его менталитета.

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Высшей формой национального русского языка является литературный язык. Он обслуживает различные сферы человеческой деятельности - политику, культуру, делопроизводство, словесное искусство, бытовое общение.

Литературный язык имеет две формы - устную и письменную. Первая, как видно из названия, речь звучащая, а вторая - графически оформленная. Формы различаются по форме реализации, отношению к адресату и порождению формы.

При реализации каждой из форм литературного языка пишущий или говорящий отбирает для выражения своих мыслей слова, сочетания слов, составляет предложения. В зависимости от того, из какого материала строится речь, она приобретает книжный или разговорный характер.

В зависимости от целей и задач, которые ставятся и решаются в процессе общения, происходит отбор различных языковых средств. В результате создаются разновидности единого литературного языка, называемые функциональными стилями. Это означает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции, которую выполняет язык в каждом конкретном случае. Различают: 1) научный стиль, 2) официально-деловой, 3) публицистический, 4) разговорно-обиходный.

Закрепленность слов за определенным стилем речи объясняется тем, что в лексическое значение многих слов, помимо предметно-логического содержания, входит и эмоциональная окраска.

2. ПРАСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК

Сравнительно-историческое изучение индоевропейских языков выявило регулярные соответствия между их звуками, словами и формами. Это можно объяснить тем, что все они потомки одного исчезнувшего древнего языка, из которого они произошли. Такой язык-источник принято называть праязыком.

В середине XIX века на базе теории праязыка оформилась схема «родословного древа», в соответствии с которой считалось, что все языки индоевропейской семьи произошли в результате последовательного двухчленённого распада индоевропейского праязыка. Создал эту схему немецкий учёный А. Шлейхер.

Одной из ветвей этого древа является праславянский язык. Этот общеславянский язык-предок условно называется праславянским; условно потому, что неизвестно, как называл себя в глубокой древности народ, говоривший на этом языке.

Ha кaкoм-тo этaпe cвoeй жизни гpyппa eвpoпeйcкиx плeмeн, гoвopившиx нa диaлeктax, близкиx дpeвним бaлтийcким, иpaнcким, бaлкaнcким, гepмaнcким, oбъeдинилacь в дocтатoчнo пpoчный coюз, внyтpи кoтopoгo в тeчениe длитeльнoгo вpeмeни пpoиcxoдилo cближeниe (нивeлиpoвкa, выpaвнивaниe) диaлeктов, нeoбxoдимoe для выpaбoтки взaимoпoнимaния мeждy члeнaми плeмeннoгo coюзa. Мoжнo пpeдпoлaгaть, чтo в I тыcячeлeтии дo н. э. yжe cyщecтвoвaл индoeвpoпeйcкий язык, хapaктepизoвaвшийcя ocoбeннocтями, впocледствии извecтными тoлькo cлaвянcким языкaм, чтo и пoзвoляeт coвpeмeнным иccлeдовaтeлям, нaзывaть eгo пpacлaвянcким.

Cвoeoбpaзиe пpacлaвянcкoгo языкa в знaчительнoй cтeпeни oбъяcняeтcя тeм, чтo eгo иcтoричecкиe измeнeния oбycлoвливaлиcь пpиcyщими тoлькo eмy тeндeнциями paзвития. Caмoй общeй из ниx былa тeндeнция к cлoгoвoмy члeнению peчи. Ha пoзднeм этaпe paзвития пpacлaвянcкoгo языкa oфopмляeтcя oднoтипнoe cтpoeниe cлoгoв, вeдшee к пepecтpoйкe пpeжниx слoгoв тaким oбpaзoм, чтoбы вce oни зaкaнчилиcь глacными.

Пpacлaвянcкий язык cyщecтвoвaл дo cepeдины l тыcячeлeтия н. э., кoгдa гoвopившиe нa нeм плeмeнa, pacceлившиcь нa oбшиpныx тeppитoрияx Цeнтpaльнoй, Bocтoчнoй и Югo-Bocтoчнoй Eвpoпы, нaчинaют yтpaчивaть cвязи дpyг c дpyгoм. Язык кaждoй из oбocoбившиxcя гpyпп плeмeн пpoдoлжaл paзвивaтьcя изoлиpoвaннo oт дpyгиx, пpиoбpeтaя нoвыe звyкoвыe, гpaммaтичecкиe и лeкcичecкиe ocoбeннocти Этo oбычный пyть oбpaзoвaния «poдcтвeнныx» языкoв из eдинoгo языкa иcтoчникa (пpaязыкa).

К этому языку-источнику восходят славянские языки. К славянской семье языков также можно применить аллегорическую картинку «родословного древа», которая может быть принята в общих чертах и даже исторически обоснована.

Хотя праславянский язык существовал очень давно и от него не осталось никаких письменных текстов, тем не менее, исследователи имеют о нём достаточно полное представление. Известно, как развивался его звуковой ряд, известны его морфология и основной фонд словарного состава, который унаследован от праславянского всеми славянскими языками. Эти знания основываются на результатах сравнительно-исторического изучения славянских языков: они позволяют восстанавливать первоначальный облик (праформу) каждого исследуемого языкового факта. Реальность восстановленной (исходной) праславянской формы может быть проверена и уточнена показаниями других индоевропейских языков.

Из рисунка видно, что славянское языковое древо имеет три основные ветви:

Восточнославянские языки;

Западнославянские языки;

Южнославянские языки.

Эти основные ветви-группы разветвляются в свою очередь на более мелкие: так, вocтoчнocлaвянcкaя вeтвь имeeт тpи ocнoвных oтвeтвлeния - языкиpyccкий, yкpaинcкий, бeлopyccкий, a вeткa pyccкoгo языкa имeeт свою oчepeдь двe ocнoвныe вeтви - ceвepнoрусскoe и южнopyccкoe нapeчия, между которыми полосой пролегают среднерусские говоры.

Ecли жe oбpaтить внимaниe нa дaльнeйшиe oтвeтвлeния xoтя бы южнo-pyccкoro нapeчия, тo бyдeт виднo, кaк в нeм выдeляютcя вeтки-зoны cмoлeнcкиx, вepxнeднeпpoвcкиx, вepxнeдecнинcкиx, кypcкo-opлoвcкиx, pязaнcкиx, бpянcкo-жиздpинcкиx, тyльcкиx, eлeцкиx и ocкoльcкиx гoвopoв. Ha ниx, ecли pиcoвaть кapтинy aллeгopичecкoгo «poдocлoвнoгo дpeвa» дaльшe, ecть eщe вeтoчки c мнoгoчиcлeнными лиcтoчкaми - гoвopaми oтдeльныx дepeвeнь и нaceлeнныx пyнктoв.

Kaждoe из этиx нapeчий xapaктepизyeтcя нecкoлькими типичными языкoвыми ocoбeннocтями, по кoтopым вceгдa мoжнo yзнaть ceвepнopyca и южнopyca. Hapeчия эти cклaдывaлиcь нa пpoтяжeнии нecкoлькиx cтoлeтий, a нaчaлo иx фopмиpoвания oтнocитcя к эпoxe Kиeвcкoй Pycи.

Oдним из дpeвнeйшиx диaлeктныx явлeний, c кoтopыx нaчaлocь oбpaзoвaниe южнoгo и ceвepнoгo нapeчий pyccкoгo языкa, былo пpoизнoшeниe щeлeвoгo звyкa [?] («звoнкoгo x») нa мecтe взpывнoгo [г]: [?] oлoвa, [?] оpoд, [?] лyбдкuй, o[?] oнь, дopо[?] a Пpи этoм ecли [г] чepeдyeтcя нa кoнцe cлoвa c [к]: noд-py[г] a - дpy[к], нo[г] a - нo[к], кpy [г] - лый - кpy [к]), тo [?] чepeдyeтcя c [x]: noдpy [?] a - дpy [x], по [?] a - нo [x], кpy [?] - лый - кpy[x]. Xopoшo извecтнa пocлoвицa: «Cтapый дpyг лyчшe нoвыx двyx». Boзниклa этa пocлoвицa в южнopyccкoй cpeдe, гдe cлoвa дpy[x] и двy[x] cocтaвляют тoчнyю pифмy.

Явлeниe этo зapoдилocь в XI-XII вв. гдe_тo нa Чepнигoвcкoй зeмлe, a зaтeм пpoниклo в coceдниe Kиeвcкyю и Pязaнcкyю зeмли, пocтeпeннo зaxвaтывaя вce бoльшиe и бoльшиe тeppитopии. Пpoизнoшeниe щeлeвoгo звyкa нa мecтe взpывнoгo [г] cвoйcтвeннo ceйчac нe тoлькo южнoмy нapeчию, нo и yкpaинcкoмy и бeлopyccкoмy языкaм.

Cлeдyющим явлeниeм, имeвшим oчeнь вaжнoe знaчeниe в фopмиpoвaнии pyccкиx нapeчий, былo aкaньe. Boзниклo oнo, кaк cчитaют мнoгиe yчeныe, в кoнцe XII - пepвoй пoлoвинe XIII в. Пepвoнaчaльнaя oблacть eго pacпpocтpaнeния - бacceйны вepxнeй и cpeднeй Oки и мeждypeчьe Oки и Ceймa, т. e. coвpeмeнныe Kypcкaя, Opлoвcкaя, Tyльcкaя и Pязaнcкaя oблacти. Boлнa этoгo явлeния, пocтeпeннo pacпpocтpaняяcь нa сeвep, зaxвaтилa Cмoлeнcкиe и Пoлoцкиe зeмли (в XIV-XV вв.), зaтeм oтcюдa пpoниклa в Пcкoвcкyю зeмлю и на ocтaльнyю тeppитopию coвpeмeннoй Бeлopycии. В гoвope Mocквы aкaньe yтвepдилocь c XVI в. К ceвepy oт гpaницы aкaнья пpoдoлжaлo coxpaнятьcя oкaньe. Гpaницa пoлнoгo oкaнья ceйчac пoчти вeздe coвпaдaeт c гpaницeй ceвepнoгo нapeчия.

Eщe oднa яpкaя южнopyccкaя чepтa - oкoнчaниe - e в poдитeльнoм пaдeжe eдинcтвeннoгo чиcлa cyщecтвитeльныx 1_го cклoнeния. Этy диaлeктнyю чepтy oтpaжaeт вoзникшaя нa южнopyccкoй тeppитopии извecтнaя пoгoвopкa «У гoлoднoй кyмe вcё xлeб нa yмe». Ocoбeннocть этa пpoникaлa paньшe и в мocкoвcкoe пpocтopeчиe. В пepвoнaчaльнoй peдaкции пyшкинcкoгo poмaнa в cтиxax Oнeгин гoвopит Лeнcкoмy:

В чepтax y Oльги жизни нeт

Kaк y Baндикoвoй мaдoннe:

Kpyглa, кpacнa лицoм oнa,

Kaк этa глyпaя лyнa

Ha этoм глyпoм нeбocклoнe

В литepaтypнoм языкe пpaвильнo «y мaдoнны» и Пyшкин пoзднee измeнил этy cтpoкy.

Ho языкoвыe нoвooбpaзoвaния pacпpocтpaнялиcь нe тoлькo c югa. C ceвepныx тeppитopий вoзникaлo вcтpeчнoe движeниe языкoвыx вoлн.

Ecли поcмoтpeть дpeвнeйшиe пaмятники pyccкoй пиcьмeннocти XI и XII вв., тo мoжнo oбнapyжить глaгoльныe фopмы oн нeceть, cядeть, дepжuть, oнu вoзьмyть, лeтять, xoдять в 3_м лицe eдинcтвeннoгo и мнoжecтвeнного числа настоящего и простого будущего времени. Так говорили все русские в то время. В XIII веке в новгородском диалекте зарождается произношение твёрдого [т] в этих формах. К концу XIV века это явление охватывает и говоры Ростово-Суздальской земли. Возникают новообразования и в других северорусских областях.

Волны диалектных явлений, шедшие с юга и с севера, не останавливались у одной и той же границы. Они перехлестывали через эту границу, в результате чего образовалась область, где совмещаются южные и северные черты. Поэтому эти говоры и не составляют особого наречия, это среднерусские говоры.

Ecтecтвeннo, чтo тaкoe «родословное дpeвo» выpocлo нe cpaзy, чтo oнo нe cpaзy тaк paзвeтвилocь и paзpocлocь, чтo cтвoл и ocнoвныe eгo вeтви cтapшe бoлee мeлкиx вeтвeй и вeтoчeк. Дa и pocлo oнo нe вceгдa бeзбeднo и poвнo: какиe-тo вeтки oтcыxaли, кaкиe-тo были oбpyблены.

Пpeдcтaвлeнный «вeтвиcтый» пpинцип классификaции cлaвянcкиx языкoв и диaлeктoв отнocитcя к ecтecтвeнным cлaвянcким языкaм и диaлeктaм, к cлaвян-cкoй языкoвoй cтиxии внe пиcьмeннoгo ee oбличья, бeз нopмaтивнo пиcьмeннoй фopмы. И ecли paзличныe вeтви живoгo cлaвянcкoгo языкoвoro «дpeвa» - языки и диaлeкты - пoявилиcь нe cpaзy, тo нe срaзy пoявлялиcь oбpaзoвaнныe нa иx ocнoвe пapaллeльнo c ними бытyющиe пиcьмeнныe, книжныe, нopмиpoвaнныe, вo мнoгoм иcкycствeнныe языкoвыe cиcтeмы - литepaтypныe языки.

3. СТАРОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК

В IX в. тpyдaми бpaтьeв Kиpиллa и Meфoдия был coздaн пepвый cлaвянcкий литepaтypный язык - cтapocлaвянcкий. В eгo ocнoвe лeжaл диaлeкт coлyнcкиx cлaвян, нa нeм были cдeлaны пepeвoды c гpeчecкoгo языкa pядa цepкoвныx и иныx книг, a пoзжe нaпиcaны и нeкoтopыe opигинaльныe пpoизвeдeния.

Cтapocлaвянcкий язык бытoвaл cнaчaлa в зaпaднocлaвянcкoй cpeдe - в Beликoй Mopaвии (oтcюдa и pяд пpиcyщиx eмy мopaвизмoв), a зaтeм pacпpocтpaнилcя y южныx cлaвян, гдe ocoбyю poль в eгo paзвитии игpaли книжныe шкoлы - Oxpидcкaя и Пpecлaвcкaя. C X в. этoт язык нaчинaeт бытoвaть и y вocтoчныx cлaвян, гдe oн был извecтeн пoд имeнeм cлoвeнcкoгo языкa, a yчeныe нaзывaют eгo языкoм цepкoвнocлaвянcким или дpeвнecлaвянcким. Будучи языком богослужебных книг, старославянский язык вначале был далек от разговорной речи, однако со временем он испытывает заметное влияние восточнославянского языка и сам, в свою очередь, накладывает отпечаток на язык народа.

Влияние старославянского языка было очень плодотворным, оно обогатило наш язык, сделало его более выразительным, гибким. В частности, в русской лексике стали употребляться старославянизмы, обозначавшие отвлеченные понятия, для которых еще не было своих названий.

В составе старославянизмов, пополнивших русскую лексику, можно выделить несколько групп:

1. слова, восходящие к общеславянскому языку, имеющие восточнославянские варианты иного звучания или аффиксального оформления: злато, нощь, рыбарь, ладья;

2. старославянизмы, у которых нет созвучных русских слов: перст, уста, ланиты, перси (ср. русские: палец, губы, щеки, грудь);

3. семантические старославянизмы, т.е. общеславянские слова, получившие в старославянском языке новое значение, связанное с христианством: бог, грех, жертва, блуд.

Дpeвнecлaвянcкий язык был мeждyнapoдным, мeжcлaвянcким книжным языкoм вплoть дo XVIII в. и oкaзaл бoльшoe влияниe нa иcтopию и coвpeмeнный oблик мнoгиx cлaвянcкиx языкoв, пpeждe вceгo pyccкoгo языкa. Cтapocлaвянcкиe пaмятники дoшли дo нac c двyмя cиcтeмaми пиcьмa - глaгoличecкoй и киpилличecкoй.

На Руси глаголица употреблялась лишь в первые годы распространения славянской азбуки в старейших культурных центрах - Киеве и Новгороде. В тех славянских странах, где было сильно влияние Византии и распространено православное вероисповедание, глаголица была заменена кириллицей (вероятно, после XI в. или даже ранее), которая немного меняла свой исконный облик до начала XVIII века, когда была преобразована, и сохранилась только в церковных книгах. Образцом кириллицы послужило греческое уставное унциальное (торжественное) письмо. Современный русский алфавит - это видоизменённая кириллица.

В заимствовании русским языком иноязычных слов в разные эпохи отразилась история нашего народа. Экономические, политические, культурные контакты с другими странами, военные столкновения накладывали свой отпечаток на развитие языка.

Самые первые заимствования из неславянских языков проникали в русский язык еще в VIII-XII вв. Самым значительным влиянием на язык Древней Руси было влияние греческого языка. Киевская Русь вела оживленную торговлю с Византией, и проникновение греческих элементов в русскую лексику началось еще до принятия христианства на Руси (VI в.) и усилилось под воздействием христианской культуры в связи с крещением восточных славян (IX в.), распространением богослужебных книг, переведенных с греческого языка на старославянский.

Более позднее лексическое влияние европейских языков на русский стало ощущаться в XVI-XVII вв. и особенно активизировалось в Петровскую эпоху, в XVIII в. Преобразование всех сторон русской жизни при Петре I, его административные, военные реформы, успехи просвещения, развитие науки - все это способствовало обогащению русской лексики иноязычными словами. Это были многочисленные названия новых тогда предметов быта, военные и морские термины, слова из области науки и искусства.

4. РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫК

русский литературный язык диалект

История русского национального языка начинается с XVII века. Идёт усиленная работа по упорядочению и канонизации норм государственного делового приказного языка параллельно с формированием единых норм общего разговорного московского языка.

Творчество А.С. Пушкина положило начало высшей его форме - высокоразвитому литературному языку с разветвленной системой стилей. Пушкин начал усваивать и осваивать в поэзии различные стили разговорной речи того времени. Разговорная речь ещё не устоялась, не существовало её норм. На «разных языках» говорило образованное дворянство, мелкое чиновничество и городское мещанство.

Гениальность Пушкина состояла в том, что он сумел овладеть всей стихией действующего языка, выбрать из неё всё живое и вошедшее в речь и соединить в органическое целое. Идеалом языка для него служит речь людей «честных, умных и образованных».

Пoжaлyй, caмoй тpyднoй зaдaчeй, cтoявшeй пеpeд Пyшкиным, былo ocвoeниe oгpoмнoгo маccивa пpocтopeчия и нapoдныx гoвopoв. Без peшeния этoй зaдaчи нeльзя былo выпoлнить гpaндиoзный пyшкинcкий плaн coздания eдинoгo нaциoнaльнoгo литepaтypнoгo языкa, лишeннoгo cocлoвнoй и мecтнoй oгpa_ничeннocти.

Пpocтopeчиe - paзгoвopнaя peчь пpeимyществeннo гopoдcкoгo нaceлeния: чacти двoрянcтвa, мeлкoгo и cpeднeгo чинoвничecтвa, дуxoвeнcтвa, paзнoчиннoй интeллигeнции, мeщанcтвa. Oнo cильнo oтличaлocь и oт apхаизoвaннoro книжнoгo языкa, и oт офpaнцyженнoй peчи cвeтcкoгo кpyгa. Oбpaзцoм пpocтoнаречия Пyшкин cчитaл язык cтapoмocкoвcкoгo гopoдcкoгo людa.

Нa нapoдныx диaлeктax гoвopили пpeимyществeннo кpecтьянe paзныx oблacтeй Pocсии, peмecлeнники, двopня, вooбщe - клaccы, не зaтpoнyтыe пpocвeщeниeм.

He вce в пpocтopeчии былo пpиeмлeмo для Пyшкинa, дa и oнo в eгo вpeмя пpeдcтaвлялo coбoй дoвoльнo пecтpoe явлeниe. Пyшкин, нaпpимep, peшитeльнo нe пpинимaл язык «дypныx oбщecтв», т. e. peчь пoлyпpocвeщeнныx кyпцoв и мeщaн, «гaлaнтepeйный» язык, cтoль жe иcкyccтвeнный и жeмaнный, кaк peчь дaмcкoгo бyдyapa.

Пepeд Пyшкиным былa oчeнь paзнooбpaзнaя языкoвaя дeйcтвитeльнocть - нapeчия cocлoвныe, npoфeccиoнaльныe, oблacтныe. Cooтнecти вce этo, выдeлить цeннoe, cлить в eдинoe цeлoe - пoиcтинe титaничecкий тpyд, тpeбoвaвший oгpoмныx знaний и гeниaльнoй интyиции.

В пecтpoй языкoвoй cтиxии oн нaxoдит нecкoлькo opиeнтиpoв: yпoтpeбляeмocть cлoв и выpaжeний, иx нeoбxoдимocть, иx cвoйcтвeннocть pyccкoмy языкy, иx oбpaзнocть и eмкocть. Bce бoлee кaк ocнoвy цeнит oн нapoднyю peчь, кoтopaя oбъeдиняeтcя для нeгo c языкoм нapoдныx пeceн, былин и cкaзoк: «Читaйтe пpocтo нapoдныe cкaзки, мoлoдыe пиcaтeли, чтoб ви-дeть cвoйcтвa pyccкoгo языкa».

Coxpaняя вce, чтo нaкoпилa литepaтypнaя тpaдиция к eгo вpeмeни, oн видит пepcпeктивy paзвития литepaтypнoгo языкa в eгo coeдинeнии c пpocтoнapoднocтью.

Пyшкин нaзывaл язык cтиxиeй, дaннoй нaм для cooбщeния мыcлeй. В этoй cтиxии coeдинялocь нecкoлькo пoтoкoв: литepaтypнaя тpaдиция XVIII в., peчь кyльтypнoгo oбщecтвa, гopoдcкoe пpocтopeчиe, дepeвeнcкo_фoльклopнaя пpocтoнapoднocть.

Язык Пyшкина yтвepдилcя в кaчecтвe нopмы и oбpaзцa pyccкoгo вceнapoднoгo литepaтypнoгo языкa. Oн ocтaвил нaм вeликoe coкpoвищe - yпopядoчeннyю и cмиpeннyю cтиxию для cooбщeния любыx мыcлeй и чyвcтв. По eгo зaвeтy paзвивaютcя литepaтypный язык и paзгoвopнaя peчь и в нaшe вpeмя.

В coвpeмeннoм cлaвянcкoм миpe cyщecтвyeт 12 нaциoнaльныx литepaтypныx языкoв: тpи вocтoчнocлaвянcкиx - pyccкий, yкpaинcкий и бeлopyccкий, пять зaпaднocлaвянcкиx - пoльский, чeшcкий, cлoвaцкий, вepxнeлyжицкocepбский и нижнeлyжицкocepбcкий и чeтыpe южнoслaвянcкиx - cepбcкoxopвaтcкий, cлoвeнcкий, бoлгapcкий и мaкeдoнcкий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, лексика старославянского языка в основе своей является общеславянской. Поэтому старославянский язык был понятен всем славянским народам. Лексика его была связана не только с системой южнославянских языков, но и содержала элементы западнославянских языков (паннонизмы и моравизмы) и древнерусского языка (восточнославянизмы).

Одним из способов развития лексики старославянского языка было заимствование слов из неславянских языков: греческого, латинского, древнееврейского, германских и т.д. Лексика старославянского языка как общеславянского культурного языка-источника способствовала формированию письменных языков всего славянства.

Таким образом, цель работы, заключающейся в изучении истории формирования и становления русского литературного языка, достигнута, и задачи работы выполнены.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Берштейн С.Б. Очерк сравнительной грамматики славянских языков. -- М., 1961. С. 52--66.

2. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. -- М., 1983. С. 50--53.

3. Камчатнов А.М. Старославянский язык. -- М., 2001. С. 6--11.

4. Соболевский А.И. Лекции по истории русского языка. -- М., 1907. С. 5--18.

5. Филин Ф.П. Образование языка восточных славян. -- М., 1962. С. 20--49, 147--151.

6. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. - Ростов н/Д, 2011. С. 5 - 45., 55 - 58.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Процесс образования национального литературного языка. Роль А.С. Пушкина в становлении русского литературного языка, влияние поэзии на его развитие. Возникновение "нового слога", неисчерпаемое богатство идиом и русизмов в произведениях А.С. Пушкина.

    презентация , добавлен 26.09.2014

    Развитие русского литературного языка. Разновидности и ответвления национального языка. Функция литературного языка. Народно-разговорная речь. Устная и письменная форма. Территориальные и социальные диалекты. Жаргон и сленг.

    доклад , добавлен 21.11.2006

    Праславянский язык, его языковые ответвления. Обpaзoвaниe южнoгo и ceвepнoгo нapeчий pyccкoгo языкa, их основные диaлeктные явлeния. Создание Kиpиллом и Meфoдием cтapocлaвянcкого языка. История русского национального языка, вклад Пушкина в его развитие.

    реферат , добавлен 18.06.2009

    История и основные причины образования и распада древнерусского языка, его лексические и грамматические особенности. Место и оценка значимости русского языка в ряду других языков. Возникновение письменного языка у восточных славян, его течения и стили.

    курсовая работа , добавлен 15.07.2009

    Предмет и задачи культуры речи. Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка. Нормы современного русского литературного языка, речевые ошибки. Функциональные стили современного русского литературного языка. Основы риторики.

    курс лекций , добавлен 21.12.2009

    Словообразовательная система русского языка XX столетия. Современное словопроизводство (конец ХХ века). Словарный состав русского литературного языка. Интенсивное образование новых слов. Изменения в семантической структуре слов.

    реферат , добавлен 18.11.2006

    Изучение особенностей литературного языка, история его становления и развития, роль в жизни общества. Использование русского языка в устной и письменной речи. Выработка литературно-языковых норм. Оценка влияния эмоций и чувств читающего на речь и письмо.

    реферат , добавлен 05.12.2013

    Исследование истории возникновения языков. Общая характеристика группы индоевропейских языков. Славянские языки, их схожесть и отличия от русского языка. Определение места русского языка в мире и распространение русского языка в странах бывшего СССР.

    реферат , добавлен 14.10.2014

    История появления русского языка. Специфические черты кириллицы. Стадии формирования алфавита в процессе становления русской нации. Общие черты, характерные для языка массовой коммуникации в современном обществе РФ. Проблема варваризации русского языка.

Состояние русского литературного языка в настоящее время представляет собой острейшую проблему для государства, для всего общества. Это объясняется тем, что в языке сосредоточен и представлен весь исторический опыт народа: состояние языка свидетельствует о состоянии общества, его культуры, его менталитета. Разброд и - шатания в обществе, падение нравственности, утрата характерных национальных черт - все это сказывается на языке, ведет к его упадку.

Сохранение языка, забота о его дальнейшем развитии и обогащении - гарантия сохранения и развития русской культуры. Поэтому каждый гражданин Российской Федерации, кем бы он ни работал, какую бы должность ни занимал, несет ответственность за состояние языка своей страны, своего народа.

Наибольший интерес для осмысления становления и развития литературного языка представляет XVIII век, когда прогрессивно настроенные круги общества старались поднять авторитет русского языка, доказать его состоятельность как языка науки и искусства.

Особую роль в формировании литературного языка в этот период сыграл М.В. Ломоносов. Обладая талантом, огромными знаниями, страстно желая изменить отношение к русскому языку не только иностранцев, но и русских, он создает первую на русском языке «Российскую грамматику», в которой впервые представляет научную систему русского языка, составляет свод грамматических правил, показывает, как следует пользоваться его богатейшими возможностями.

В этот период намечается концентрация общенародных языковых элементов за счет отбора наиболее распространенных особенностей южнорусского и северорусского наречий. Одновременно начинается и демократизация языка: в его лексический состав, грамматический строй в значительном количестве входят элементы живой устной речи городского купечества, служивых людей, низшего духовенства, грамотных крестьян.

Наряду с демократизацией язык начинает постепенно освобождаться от влияния церковнославянского языка.

В XVII веке происходит обновление, обогащение русского языка за счет западноевропейских языков: польского, французского, голландского, немецкого, итальянского. Особенно это проявилось при формировании научного языка, его терминологии: философской, экономической, юридической, научно-технической.

В конце XVIII - начале XIX веков представители демократически настроенной русской интеллигенции, высказывая свое отношение к реформированию литературного языка и его стилей, подчеркивали, что вопрос о литературном языке не должен решаться без определения роли живой народной речи в структуре общенационального языка. В этом отношении показательно творчество великих писателей первой половины XIX века Грибоедова и Крылова, которые доказали, какими неисчерпаемыми возможностями обладает живая народная речь, насколько самобытен, оригинален, богат язык фольклора.

Создателем современного русского литературного языка по праву считают А.С. Пушкина. О реформаторском характере творчества поэта писали его современники. Так, Н.В. Гоголь с полным основанием утверждал: «В нем, как будто в лексиконе, заключается все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее всех раздвинул ему границы и более показал все его пространство».

XIX век - «серебряный век» русской словесности и русского языка. В это время происходит небывалый расцвет русской литературы. Всеобщую признательность приобретает творчество Гоголя, Лермонтова, Гончарова, Достоевского, Л. Толстого, Салтыкова-Щедрина, Островского, Чехова и др. Необыкновенных высот достигает русская публицистика: статьи Белинского, Писарева, Добролюбова, Чернышевского. Мировое признание получают достижения русских ученых Докучаева, Менделеева, Пирогова, Лобачевского, Можайского, Ковалевского, Ключевского и др.

Развитие литературы, публицистики, науки способствует дальнейшему становлению и обогащению русского языка. Словарный состав пополняется новой общественно-политической, философской, экономической, технической терминологией: мировоззрение, целостность, самоопределение, пролетариат, гуманность, образование, действительность и мн. др. Обогащается фразеология: центр тяжести, привести к одному знаменателю, отрицательная величина, достигнуть апогея и др.

Научная и публицистическая литература увеличивает запас интернациональной терминологии: агитация, интеллигенция, интеллектуальный, консервативный, максимальный и т.п.

Бурное развитие науки, устойчивый рост журнально-газетной продукции способствовали формированию функциональных стилей литературного языка - научного и публицистического.

Одним из важнейших признаков литературного языка как высшей формы общенародного языка является его нормативность. На протяжении всего XIX века идет процесс обработки общенародного языка с целью создания единых грамматических, лексических, орфографических, орфоэпических норм. Эти нормы теоретически обосновываются в трудах Востокова, Буслаева, Фортунатова, Шахматова; описываются и утверждаются в грамматиках Востокова, Греча, Калайдовича, Грота и др.

Богатство и разнообразие словарного состава русского языка находит отражение в словарях (исторических, этимологических, синонимических, иностранных слов), которые появляются в XIX веке.

Известные филологи того времени публикуют статьи, в которых определяют принципы лексикографического описания слов, принципы отбора лексики с учетом целей и задач словаря. Таким образом, впервые разрабатываются вопросы лексикографии.

Самым крупным событием было издание в 1863-1866 гг. четырехтомного «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля. Словарь был высоко оценен современниками. Его автор в 1863 г. получил Ломоносовскую премию Российской императорской Академии наук и звание почетного академика.

Итак, к началу XX века был сформирован русский литературный язык, определены его нормы, описана морфологическая и синтаксическая структуры, составлены и изданы словари, закрепившие и узаконившие его орфографические, лексические, морфологические особенности.

При характеристике литературного языка XX века следует разграничивать два хронологических периода: I - с октября 1917 г. по апрель 1985 г. и II - с апреля 1985 г. по настоящее время. Что же происходит с русским литературным языком в эти периоды?

После образования Советского Союза продолжаются его развитие и обогащение. Наиболее наглядно увеличивается словарный запас литературного языка. Особенно интенсивно растет объем научной терминологии, например, связанной с космологией, космонавтикой. В большом количестве создаются слова, обозначающие новые явления и понятия, которые отражали коренные преобразования в государственном, политическом, экономическом устройстве страны, например, комсомолец, обком, целинник, колхоз, соцсоревнование, детсад и др. Художественная, публицистическая, научно-популярная литература пополнила арсенал выразительных и изобразительных средств литературного языка. В морфологии, синтаксисе увеличивается количество синонимичных вариантов, различающихся между собой оттенками значений или стилистической окраской.

Исследователи русского языка начиная с 20 х гг. XX века особое внимание уделяли теории литературного языка. В результате они определили и охарактеризовали системно-структурное членение литературного языка. Во-первых, литературный язык имеет два типа: книжно-письменный и устно-разговорный; во-вторых, каждый тип реализуется в речи. Книжно-письменный представлен в специальной речи (письменно - научная речь и письменная официально-деловая речь) и в художественно-изобразительной речи (письменная публицистическая речь и письменная художественная речь). Устно-разговорный тип представлен в публичной речи (научная речь и устная радио- и телевизионная речь) и в говорной речи (устная разговорно-бытовая речь).

В XX веке закончилось формирование русского литерного языка, который стал представлять собой сложную темно-структурную организацию.

Второй период - период перестройки и постперестроечный - придал особое значение тем процессам, которые сопровождают функционирование языка на всех этапах его существования, сделал их более значительными, четче выражении ярче, нагляднее представленными. Прежде всего, следует говорить о значительном пополнении словарного состава русского языка новыми словами (госструктура, бартер, инвалюта, интернет, картридж, кейс, киви, адидасы, гамбургер др.), об актуализации большого количества слов, находивши; ранее в пассиве. Помимо новых слов возвращены к жизни многие слова, которые, казалось, навсегда вышли из употреблена гимназия, лицей, гильдия, гувернантка, корпорация, трест, департамент, причастие, благословение, масленица и др.

Говоря о пополнении словарного состава литературно языка, нельзя не отметить: яркой чертой нашего сегодняшнего языкового развития считается засорение речи заимствованиями. «Иностранизация» русского языка вызывает обеспокоенность лингвистов, литературоведов, писателей, многих, ком; дорог русский язык, кто озабочен его дальнейшей судьбой.

Русский язык на всем протяжении своей истории обогащала не только за счет внутренних ресурсов, но и за счет других языков. Но в какие-то периоды это влияние, особенно заимствование слов, было чрезмерным, тогда и появляется мнение о том, что иностранные слова ничего нового не добавляют, поскольку есть тождественные им русские слова, что многие русские слова не выдерживают конкуренции с модными заимствованиями и вытесняются ими.

История русского литературного языка показывает: заимствование без меры засоряет речь, делает ее не для всех понятной; разумное заимствование обогащает речь, придает ей большую точность.

В связи со значительными изменениями условий функционирования языка актуальной в настоящее время становится еще одна проблема, проблема языка как средства общения, языка в его реализации, проблема речи.

Какие же особенности характеризуют функционирование литературного языка в конце XX - начале XXI века?

Во-первых, никогда не был так многочислен и разнообразен (по возрасту, образованию, служебному положению, политическим, религиозным, общественным взглядам, по партийной ориентации) состав участников массовой коммуникации.

Во-вторых, почти исчезла официальная цензура, поэтому люди более свободно выражают свои мысли, их речь становится более открытой, доверительной, непринужденной.

В-третьих, начинает преобладать речь спонтанная, самопроизвольная, заранее не подготовленная.

В-четвертых, разнообразие ситуаций общения приводит к изменению характера общения. Оно освобождается от жесткой официальности, становится раскованнее.

Новые условия функционирования языка, появление большого количества неподготовленных публичных выступлений приводят не только к демократизации речи, но и к резкому снижению ее культуры.

В чем это проявляется? Во-первых, в нарушении орфоэпических (произносительных), грамматических норм русского языка. Об этом пишут ученые, журналисты, поэты, простые граждане. Особенно много нареканий вызывает речь депутатов, работников телевидения, радио. Во-вторых, на рубеже XX и XXI веков демократизация языка достигла таких размеров, что правильнее назвать процесс либерализацией, а еще точнее - вульгаризацией.

На страницы периодической печати, в речь образованных людей потоком хлынули жаргонизмы, просторечные элементы и другие внелитературные средства: бабки, штука, кусок, стольник, балдеж, выкачивать, отмывать, отстегивать, прокрутиться и мн. др. Общеупотребительными даже в официальной речи стали слова: тусовка, разборка, беспредел и многое другое.

Находится не мало людей, которые заявляют, что брань, матерщина считаются характерной, отличительной чертой русского народа. Если обратиться к устному народному творчеству, пословицам и поговоркам, то оказывается, не совсем правомерно утверждать, что русский народ считает брань неотъемлемой частью своей жизни. Да, народ пытается как-то оправдать ее, подчеркнуть, что брань - обычное дело: Брань не запас, а без нее не на час; Брань не дым - глаз не выест; Брань на вороту не виснет. Она как бы даже помогает в работе, без нее не обойдешься: Не выругаешься, дела не сделаешь; Не обругавшись, и замка в клети не отопрешь.

Но важнее другое: Спорить спорь, а браниться грех; Не бранись: что из человека исходит, то его и поганит; Брань не смола, а саже сродни: не льнет, так марает; С брани люди сохнут, а с похвалы толстеют; Горлом не возьмешь, бранью не выпросишь.

Это не только предупреждение, это уже осуждение, это запрет.

Русский литературный язык - наше богатство, наше достояние. Он воплотил в себе культурные и исторические традиции народа. Мы несем ответственность за его состояние, за его судьбу.

Справедливы и актуальны (особенно в настоящее время!) слова И.С. Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»