Власти готовятся в два раза повысить налог на игорный бизнес. Порядок уплаты налога на игорный бизнес Как исчисляется и уплачивается налог на игорный бизнес

Игорный бизнес – один из видов предпринимательской деятельности, который направлен на получение прибыли игорным заведением от проведения пари, азартных игр, тотализаторов. В наше время он активно развивается в сфере отдыха и развлечений. Закон «О деятельности игорных заведений» стал главным документом данной области.

Налог на игорный бизнес – это налог с учреждений, которые ведут предпринимательскую деятельность в игорной индустрии. К таким организациям относятся те, которые обладают игровыми столами, автоматами, пунктом приема ставок тотализатора, и учреждения азартного типа.

Урегулирование правил лицензирования бизнеса стало главной проблемой отношений государства с «картёжным» предпринимательством. В характеристике данного бизнеса указывается, что не является самореализацией товаров:

  • доход в виде получения денег;
  • спор в виде азартной игры;
  • платеж за проведение игр.

Налогоплательщики и объекты налогообложения

Плательщиками являются общества, которые выполняют свою деятельность в сфере игрового бизнеса . Статья 17 Федерального закона говорит о том, что в список видов деятельности, которые предполагают лицензию, входят содержание и организация тотализаторов и игровых предприятий.

Объекты налогообложения:

  • специальное оборудование для азартных игр;
  • стол для игры в казино, рулетку;
  • центр тотализатора;
  • юридическое учреждение, которое проводит денежные пари;
  • приемный пункт ставок тотализатора и букмекерской конторы.

Автомат – оборудование, которое используется для осуществления рисковых игр с любой вероятностью выигрыша. Стол для карточных игр – специально отведенное место с несколькими полями для проведения соответствующих игр. Пункт для приема ставок счетчика пари и – обустроенное место для подсчитывания единой суммы денег и определения выигрыша.

В данный момент в России выделяют пять зон для перечисленных игр:

  1. «Приморье»;
  2. «Сибирская монета» – Алтайский край;
  3. «Янтарная» – Калининградская область;
  4. «Крым»;
  5. «Азов-сити» – Краснодарский край.

Игорная зона «Азов-сити» является одной из пяти действующих зон. Она подчиняется Закону налоговых ставок и имеет следующие показатели:

  • игровой автомат — 7500 рублей;
  • игровой стол — 125 000 рублей;
  • процессинговый центр букмекера или тотализатора — 125 000 рублей;
  • пункт приема ставок — 7000 рублей.

Заявление о регистрации объекта налогообложения необходимо подавать не позже чем за 2 дня до его установки . Заявление о регистрации уменьшения количества объектов свидетельствует о том, что объект будет закрыт. В течение пяти дней после подачи заявления налоговые органы должны выдать соответствующий документ об оформлении.

Налоговый период представляет собой календарный месяц .

Налоговая база

База налогов – своеобразная характеристика (физическая или стоимостная) объектов налогообложения. В данном случае она определяется по каждому объекту налогообложения как общее количество соответствующих объектов .

В РФ установлены ограничения ставок по налогу. В результате чего предприниматели должны уплачивать платеж по ставкам, которые применяются в конкретном регионе. Никакие льготы законом не предусмотрены.

Порядок расчета и уплаты с примером

Подробные сведения о процессе расчета выплат приведены в ст. 370 Налогового кодекса. Формула подсчета такова:

  • Сумма платежа = количество объектов налогообложения * их ставка.

Если на игровом столе находится больше одного поля, то ставка может увеличиваться кратно количеству полей.

Приведем пример. Например, в вашем заведении 2 игровых стола с тремя полями у каждого и 4 автомата. Тогда:

  • Сумма платежа = 6 * 125 000 + 4 * 7500 = 780 000 рублей.

Уплачивается данный налог по месту регистрации объекта налогообложения не позднее 20 числа месяца , следующего за отчетным.

Подробнее о том, что это за платеж и кто должен его уплачивать, вы можете посмотреть на следующем видео:

Отчетность

Статья 370 НК РФ сообщает, что плательщик налога должен предоставить соответствующий документ за прошедший период по месту регистрации объектов налогообложения.

Статья 80 Кодекса РФ предусматривает подачу декларации через законного или уполномоченного представителя, лично, в электронной форме через интернет или по почте с описью вложения.

20-е число следующего за отчетным месяца – это последний период подачи отчетности. Но в случае, если последний день срока – нерабочий, он переносится на следующий рабочий день.

Если налогоплательщик обнаружил допущенные ошибки, то в таком случае нужно отправить новую декларацию с внесёнными изменениями. А на титульном листе необходимо указать, что отчет имеет корректировки.

Ответственность за налоговые правонарушения

Если же такая документация не предоставлена в налоговую в определенный срок – это предусматривает денежное взыскание в размере 5% от суммы налога (не более 30%, но и не менее 1000 рублей), что предусмотрено в статье 119 НК РФ.

Существует также штраф от 20 до 40 процентов суммы неуплаченного платежа за нарушение порядка его уплаты.

Налог на игорный бизнес платят бизнесмены, получающие прибыль от организации азартных игр. Рассмотрим принципы, на которых основаны исчисление и уплата этого обязательного платежа.

Общая характеристика налога на игорный бизнес

Игорный бизнес – это вид предпринимательской деятельности, при котором организатор получает прибыль от азартных игр различного вида. Это могут быть игровые автоматы или столы, а также организация приема ставок на результаты спортивных соревнований или иных аналогичных событий.

Плательщики налога на игорный бизнес – это все юридические лица, получающие доход от указанных выше видов деятельности. Индивидуальные предприниматели в РФ не имеют права заниматься игорным бизнесом, поэтому они не платят данный налог.

Налог на игорный бизнес является региональным, платежи по нему полностью зачисляются в бюджет соответствующего субъекта РФ.

Несмотря на «региональный» уровень, данный обязательный платеж в основном регламентируется НК РФ (гл.29). Субъекты РФ могут устанавливать только ставки, в пределах, ограниченных положениями Кодекса.

Налоговая база и ставки по налогу на игорный бизнес

База по данному налогу определяется, исходя из состава объектов налогообложения, принадлежащих организации. В 2018 году внесены изменения в Налоговый кодекс, – Федеральный закон от 27.11.2017 г. № 354-ФЗ предусматривает рост ставок налога на игорный бизнес с 01.01.2018 г.

Сравним текущие (ноябрь 2017 г.) ставки с теми, которые будут введены с 2018 г.

Объект

Действующие ставки, руб.

Ставки с 01.01.2018 г., руб.

игровой стол

25 000 – 125 000

50 000 – 250 000

игровой автомат

3 000 – 15 000

процессинговый центр тотализатора или букмекерской конторы

25 000 – 125 000

50 000 – 250 000

пункт приема ставок тотализатора или букмекерской конторы

10 000 – 14 000

процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора или букмекерской конторы

не предусмотрено

2 500 000 – 3 000 000

Из таблицы видно, что по всем объектам налогообложения ставки повышаются вдвое.

Кроме того, вводится новый объект, ставка по которому более чем в 10 раз превышает ставки по другим объектам – процессинговый центр интерактивных ставок. Это связано с тем, что прием ставок через интернет позволяет очень существенно увеличивать клиентскую базу и, следовательно, прибыль организации.

Проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018-2020 г.г., подготовленный Минфином, предусматривает, что одним из основных источников наполнения бюджетов субъектов РФ станет налог на игорный бизнес. 2018 год с удвоением ставок в этом смысле будет только началом, т.к. в период до 2020 г. планируется поэтапно увеличить ставки по данному налогу в 10 раз.

Региональные законодательные органы в соответствии с нормами Налогового Кодекса РФ принимают законы, регулирующие по каждому объекту устанавливается этими нормативными актами в рамках диапазона, утвержденного в НК РФ. Если в регионе не принят соответствующий закон, то на его территории налоговая ставка «по умолчанию» будет равна минимальной из интервала, предусмотренного НК РФ.

Как исчисляется и уплачивается налог на игорный бизнес

Периодом по данному налогу является календарный месяц.

Налог рассчитывается, путем умножения количества объектов каждого вида на соответствующую ставку. Если объект в течение отчетного месяца использовался более 15 дней, то за него взимается полная месячная ставка, если менее 15 дней – то ½ от указанной ставки.

Облагаемые объекты за отчетный период и рассчитанная сумма налога указываются в декларации. Она должна быть предоставлена в срок до 20 числа следующего месяца. В этот же срок необходимо произвести и уплату суммы налога, указанной в декларации.

Вывод

Все юридические лица, получающие доход от организации азартных игр, уплачивают налог на игорный бизнес. Налогоплательщики ежемесячно рассчитывают и уплачивают его в региональный бюджет, исходя из вида и количества используемых объектов. С 01.01.2018 г. ставки по данному обязательному платежу возрастают вдвое, в перспективе до 2020 г. планируется дальнейший существенный рост ставок.

  • 8. Основные начала законодательства о налогах и сборах (принципы налогового права).
  • 9. Нормы налогового права. Понятие и виды. Действие норм налогового права в пространстве, по кругу лиц, во времени.
  • Особенности норм налогового права
  • Особенности норм налогового права:
  • Виды норм налогового права Виды норм налогового права
  • 10. Понятие налогового правоотношения, его элементы.
  • 11. Юридические факты в налоговом праве: понятие, значение, виды.
  • 13. Понятие налогоплательщика, плательщика сборов и налогового агента. Резиденты и нерезиденты.
  • Налоговые резиденты и нерезиденты
  • 14. Права и обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов. Права и обязанности налогоплательщиков
  • 2.1 Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)
  • 2.2 Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)
  • 2.3 Налоговые агенты, их права и обязанности
  • 15. Представительство в налоговых правоотношениях: понятие, виды, общая характеристика. Представители налогоплательщиков, их полномочия, права и обязанности
  • 16. Обжалование актов (решений) налоговых и иных органов, действий и бездействия их должностных лиц. Обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц
  • 1.1 Право на обжалование
  • 1.2 Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу
  • 1.3 Права вышестоящего налогового органа или должностного лица при рассмотрении жалобы и по итогам ее рассмотрения
  • 1.4 Порядок рассмотрения жалоб, поданных в суд
  • 17. Понятие и система налоговых органов. Права и обязанности налоговых органов.
  • 18. Понятие и система таможенных органов. Права и обязанности таможенных органов в сфере налогообложения.
  • 19. Понятие и система финансовых органов. Полномочия финансовых органов в сфере налогообложения.
  • 6. Финансовая система Российской Федерации как совокупность входящих в нее элементов, ее состав
  • Основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налогов и сборов Основания возникновения налоговой обязанности
  • Основания для прекращения налоговой обязанности
  • Взыскание налога или сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента Взыскание налога или сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента
  • 22. Понятие и формы изменения срока уплаты налога, сбора.
  • 23. Понятие и виды способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
  • 24. Взыскание налога, сбора, пени и штрафа. Внесудебный и судебный порядок взыскания.
  • 25. Понятие и порядок зачёта и возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов.
  • 26. Понятие налогового контроля. Формы и виды налогового контроля. Органы, осуществляющие налоговый контроль.
  • Государственный налоговый учет
  • Мониторинг и оперативный налоговый контроль
  • 27. Учёт налогоплательщиков. Основания и порядок постановки на налоговый учёт и снятия с налогового учёта.
  • 29. Налоговые проверки: понятие и виды, общая характеристика.
  • 30. Налоговая декларация и её значение для налогового контроля. Форма налоговой декларации. Обязанность подачи и внесение изменений в налоговую декларацию.
  • Кто сдает налоговую декларацию
  • Сроки представления налоговой декларации
  • Виды налоговых деклараций
  • 31. Участие свидетеля, переводчика, понятых, эксперта и специалиста в мероприятиях налогового контроля.
  • 32. Место ответственности за налоговые правонарушения в системе нарушений законодательства о налогах и сборах.
  • 33. Понятие налогового правонарушения. Общие условия привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
  • 34. Понятие и юридический состав налогового правонарушения.
  • 35. Налоговые санкции: понятие, виды, порядок и давность взыскания.
  • 36. Виды налоговых правонарушений.
  • 37. Понятие, виды и значение косвенных налогов.
  • 38. Налог на добавленную стоимость.
  • Налогообложение ндс
  • Налоговая
  • Порядок расчета
  • Порядок возмещения
  • Восстановление налога
  • Декларирование
  • 40. Налог на доходы физических лиц.
  • 41. Налог на прибыль организаций.
  • 42. Налог на добычу полезных ископаемых.
  • 43. Водный налог.
  • 44. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Общая характеристика. Плательщики сборов. Сбор за пользование объектами животного мира
  • Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов
  • 45. Государственная пошлина.
  • 46. Налог на имущество организаций.
  • 47. Транспортный налог.
  • 48. Налог на игорный бизнес.
  • 49. Налог на имущество физических лиц.
  • 50. Земельный налог.
  • 51. Понятие и виды специальных налоговых режимов. Общая характеристика и значение специальных налоговых режимов.
  • 52. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).
  • 53. Упрощённая система налогообложения.
  • 54. Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности.
  • 55. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
  • 56. Особенности налогообложения в особых экономических зонах.
  • 48. Налог на игорный бизнес.

    Налог на игорный бизнес с 1 января 2004 г. устанавливается НК (разд. 9 «Региональные налоги и сборы» гл. 29 «Налог на игорный бизнес») и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с НК законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

    Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.

    При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

    Налогоплательщиками налога на игорный бизнес выступают организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

    Игорным бизнесом признается предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.

    Объектами налогообложения являются:

      игровой стол;

      игровой автомат;

      касса тотализатора;

      касса букмекерской конторы.

    Налоговая база по каждому из объектов налогообложения определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения.

    Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в пределах, указанных вст. 369 Налогового кодекса (табл. 16.2).

    Таблица 16.2

    Налоговые ставки по налогу на игорный бизнес

    Порядок исчисления налога. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.

    Налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиком не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период. Таким образом, налог должен уплачиваться ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

    49. Налог на имущество физических лиц.

    Основным нормативным актом, обеспечивающим правовое регулирование уплаты налога на имущество физических лиц, в 2004 г. являлся Закон о налогах на имущество физических лиц.

    Плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций). Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. Плательщиком налога может быть одно из указанных лиц, определяемое по соглашению между ними.

    Объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

    Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Ставки налога устанавливаются в пределах, указанных в табл. 17.1.

    Таблица 17.1

    Ставки налога на имущество физических лиц

    Налоговые льготы. От уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются категории граждан, названные в ст. 4 Закона о налогах на имущество физических лиц.

    Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогам и основания для их использования налогоплательщиками.

    Порядок исчисления налога. Исчисление налогов производится налоговыми органами. Налог устанавливается на основании данных об инвентаризационной стоимости имущества физических лиц по состоянию на 1 января каждого года.

    Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право. В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.

    Платежные извещения об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа.

    Порядок и сроки уплаты налога. Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока – не позднее 15 сентября и 15 ноября.

    По новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением.

    За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства. За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этих строениях, помещениях и сооружениях. За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, налог уплачивается одним из указанных собственников по соглашению между ними. В случае несогласованности налог уплачивается каждым из собственников в равных долях.

    При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником – начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.

    В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.

    Налог на игорный бизнес – один из трех региональных налогов, поступления от которого являются источником доходов бюджета субъекта РФ, на территории которого он введен. Сфера его регулирования – налогообложение доходов, полученных от организации и проведения азартных игр.

    Игорный бизнес – предпринимательская деятельность, направленная на извлечение организациями доходов в виде:

    • выигрыша;
    • платы за проведение азартных игр;
    • пари.

    Это организация и проведение азартных игр в игорных заведениях с использованием игровых столов, игровых автоматов, а также прием ставок в букмекерских конторах и на тотализаторе.

    По своей сути данный налог не что иное, как одна из разно­видностей вмененного налогообложения (под налогообложение подпадает деятельность с использованием игровых столов, игровых автоматов, содержание тотализаторов и букмекерских контор).

    Налогоплательщик – это организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса (ст. 365 НК РФ).

    Объект налогообложения налогом на игорный бизнес являются (ст. 366 НК РФ):

    • игровой стол;
    • игровой автомат;
    • процессинговый центр тотализатора;
    • процессинговый центр букмекерской конторы;
    • пункт приема ставок тотализатора;
    • пункт приема ставок букмекерской конторы.
    Игровой стол – это игровое оборудование, место с одним или несколькими игровыми полями. С его помощью проводятся азартные игры либо только между участниками, либо с участием сотрудников (крупье) игорного заведения.
    Игровой автомат – игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное и т.д.), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем. Выигрыш определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового автомата, без участия организатора азартных игр или его работников.
    Процессинговый центр букмекерской конторы – часть игорного заведения, в которой проводится учет ставок, принятых от участников данного вида азартных игр. Также здесь фиксируются результаты азартных игр, рассчитываются суммы подлежащих выплате выигрышей. А также осуществляется предоставление информации о принятых ставках и о выигрышах в пункты приема ставок букмекерской конторы.
    Процессинговый центр тотализатора – часть игорного заведения, в которой проводится учет ставок, принятых от участников данного вида азартных игр, фиксируются результаты азартных игр, рассчитываются суммы подлежащих выплате выигрышей. А также осуществляется предоставление информации о принятых ставках и о выигрышах в пункты приема ставок тотализатора.
    Пункт приема ставок букмекерской конторы – территориально обособленная часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр и осуществляет предоставление информации о принятых ставках, выплаченных и невыплаченных выигрышах в процессинговый центр букмекерской конторы.
    Пункт приема ставок тотализатора – территориально обособленная часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр и осуществляет предоставление информации о принятых ставках, выплаченных и невыплаченных выигрышах в процессинговый центр тотализатора.

    Налоговые ставки .

    Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ по каждому объекту налогообложения в следующих пределах (ст. 369 НК РФ):

    Предельные размеры налоговых ставок:

    В настоящее время в России функционируют только две действующие игорные зоны, которыми являются:

    • «Азов-Сити», расположенная на территории Краснодарского края;
    • «Сибирская монета», расположенная на территории Алтайского края.

    Законом Краснодарского края установлены следующие налоговые ставки:

    • за один игровой стол – 125000 рублей;
    • за один игровой автомат – 7500 рублей;
    • за один процессинговый центр тотализатора – 125000 рублей;
    • за один процессинговый центр букмекерской конторы – 125 000 рублей;
    • за один пункт приема ставок тотализатора – 7 000 рублей;
    • за один пункт приема ставок букмекерской конторы – 7 000 рублей.

    Пример расчета налога с игровым столом, имеющим более 1 игрового поля:

    Остались вопросы? Напиши комментарий! Удачи!


    Налог на игорный бизнес ставка 100% обновлено: Ноябрь 9, 2016 автором: Илья Журавлёв

    В течение последних шести лет объем налоговых отчислений от игорного бизнеса постепенно увеличивается. По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), за 2016 год организаторы азартных игр уплатили в бюджеты субъектов РФ около 809,4 млн рублей. По сравнению с 2015 годом количество отчислений увеличилось почти на 30%. Журналисты Betting Business Russia проанализировали информацию, предоставленную ФНС, и выяснили, что лидирующей отраслью по количеству налоговых отчислений в 2016 году стали казино, которые на 3% обогнали позапрошлогодних чемпионов - букмекеров.

    Налоговые отчисления

    В 2016 году налоговые поступления от игорного бизнеса составили 809,4 млн рублей. Как и годом ранее, одной из основных причин роста количества поступлений является увеличение числа объектов налогообложения налогом на игорный бизнес. Так, по состоянию на конец 2016 года в России их насчитывалось 7926, что на 13% больше, чем в 2015-м.
    С 1 июля 2009 года на территории РФ деятельность казино ограничена игорными зонами. Это стало одной из ключевых причин значительного спада налоговых поступлений. Если в 2007 году от плательщиков налога на игорный бизнес поступило 33,449 млрд рублей, в 2008-м - 27,812 млрд, то в 2009-м - 10,827 млрд (сокращение почти втрое). Пик спада (более чем в 150 раз) приходится на 2010-й - 65,8 млн рублей. C 2011 года начался постепенный рост количества налоговых отчислений от организаторов игорного бизнеса.
    Лидирующей отраслью по количеству налоговых отчислений в 2016 году стали казино, функционирующие в игорных зонах, которые принесли государству 405 млн рублей - 50% от общей суммы исчисленного налога на игорный бизнес. Букмекерская деятельность, которая ранее была лидирующей по этому показателю, в прошлом году обеспечила 348,2 млн рублей налоговых поступлений (47%), тотализаторы - всего 3% от общего числа.

    В разрезе отдельных объектов налогообложения наибольшее количество поступлений обеспечили ППС букмекерских контор - 348,2 млн рублей, что составляет около 43% от общего количества. На второй позиции находятся игровые столы - 226,6 млн рублей (28%), на 48 млн рублей меньше обеспечили игровые автоматы (22%).

    В 2016 году увеличилось общее количество объектов, подлежащих обложению налогом на игорный бизнес. По итогам отчетного периода их насчитывалось 7926, в 2015 году - 7018. Вместе с этим выросло и число налогоплательщиков (организаций), осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. В 2016 году налоговые декларации по налогу на игорный бизнес предоставили 1187 организаций - на 457 больше, чем в 2015-м.
    Налог на игорный бизнес - один из трех региональных налогов, поступления от которого являются источником доходов бюджета субъекта РФ, на территории которого он введен. Сфера его регулирования - налогообложение доходов, полученных от организации и проведения азартных игр. Согласно Налоговому кодексу (НК) РФ, объектами налогообложения на игорный бизнес являются: игровой стол, игровой автомат, процессинговый центр (ПЦ) тотализатора, ПЦ букмекерской конторы, ППС тотализатора, ППС букмекерской конторы.

    Букмекерство

    По итогам 2016 года на территории РФ насчитывалось 4767 ППС букмекерских компаний (согласно данным отчета о налоговой базе и структуре начислений по налогу на игорный бизнес, опубликованного на официальном сайте ФНС. - Прим. ред .). В сумме с них перечислено в бюджет 348,2 млн рублей. Наибольшее количество отчислений - с букмекерских ППС Центрального федерального округа (113,4 млн рублей). На момент предоставления отчетности там действовало 1473 ППС.
    ППС букмекерских компаний облагаются налогом на игорный бизнес. Согласно статье 369 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Ежемесячные налоговые отчисления с одного ППС букмекерской конторы составляют 5–7 тыс. рублей. В большинстве областей РФ ежемесячный налог - 7 тыс. рублей. Налоговым периодом признается календарный месяц.

    Вторым по количеству отчислений является Приволжский федеральный округ - 67,6 млн рублей, в 2016 году в этом регионе функционировало 922 ППС. Третье место занимает Южный федеральный округ - 55,8 млн рублей (803 ППС).

    Отдельно налогом на игорный бизнес облагаются и процессинговые центры букмекерских контор. В 2015 году их насчитывалось 27, в 2016-м количество ПЦ увеличилось до 36. При этом сумма исчисленного налога незначительно изменилась в меньшую сторону.
    Ежемесячно за один ПЦ букмекерской компании необходимо платить от 25 до 125 тыс. рублей. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. В большинстве регионов налоговая ставка является максимальной. В 2016 году ПЦ букмекерских контор размещались в пяти федеральных округах: Центральном, Северо-Западном, Южном, Приволжском и Северо-Кавказском. Их большая часть зарегистрирована в Центральном федеральном округе - 29 из 36.

    Тотализаторы

    По итогам прошлого года в России насчитывалось 195 ППС тотализаторов, что на 65 ППС меньше, чем в 2015-м. ФНС сообщает, что эти объекты налогообложения уплатили 16,1 млн рублей налога на игорный бизнес.
    Налоговые ставки для ППС тотализаторов устанавливаются законами субъектов РФ и составляют 5–7 тыс. рублей. Налоговым периодом признается календарный месяц. В большинстве регионов ежемесячный налог - 7 тыс. рублей. Наибольшее количество ППС зарегистрировано в Приволжском федеральном округе - 54. С их деятельности перечислено 4,5 млн рублей. Вторым регионом по количеству ППС тотализаторов и сумме исчисленного налога является Центральный федеральный округ - 46 ППС (4 млн рублей).

    Согласно данным ФНС, в 2016 году на территории РФ функционировало девять ПЦ тотализаторов. Сумма исчисленного налога с ПЦ тотализаторов составила 8,4 млн рублей. Шесть из девяти ПЦ находятся в Центральном федеральном округе; в Северо-Западном, Южном и Северо-Кавказском - по одному ПЦ.

    Казино

    Отдельными объектами налогообложения являются игровые столы и игровые автоматы, функционирующие в казино, которые работают в игорных зонах.
    В 2016 году увеличилось количество объектов налогообложения в связи с началом деятельности в игорных зонах «Приморье» и «Янтарная». Всего по итогам прошлого года в России насчитывалось 224 игровых стола: 148 - в Южном федеральном округе, 55 - в Дальневосточном, 11 - в Сибирском и 10 - в Северо-Западном.

    Сумма налога с игровых столов всех действующих игорных зон составила 226,5 млн рублей. Игровых автоматов насчитывалось 2695, наибольшее количество (2035 автоматов) - в Южном федеральном округе. В сумме с игровых автоматов действующих игорных зон получено в бюджет 178,4 млн рублей.