Занятие по развитию речи зима. Развитие речи.лексические темы"зима и "зимние забавы"

Открытое занятие по развитию речи

на тему «Зима»

Цель – обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, прививать любовь к поэтическому слову, активизировать словарь и развивать связную речь детей, учить подбирать родственные (однокоренные) слова. Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Словарь: снежная, морозная, холодная, ледяной.

Оборудование : сундучок с заданиями

Предварительная работа : беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов и пословиц.

Ход занятия

Организационный момент

Ребята, сегодня пришли гости, давайте их поприветствуем, а теперь сядьте все красиво и покажите и мне, и гостям, что вы готовы к занятию.

Глазки смотрят на меня, ушки слушают меня.

Сегодня утром, когда я шла на работу в детский сад, встретила женщину, она была одета в белую шубу, шапку, а в руках у не была волшебная палочка и сундучок. Как вы думаете, кто была эта женщина?

(ответ-зима )

я тоже так думаю!

Пришла к нам долгожданная зима, и подарила нам свой подарок - сундучок – вот он!

Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок!

Давайте вместе! (воспитатель заглядывает в сундучок).

Ребята, сколько здесь вопросов, загадок, подарков, сюрпризов, и мы с вами должны на них ответить.

Ваня, скажи пожалуйста, какое сейчас время года?

Докажите мне и гостям, что на улице зима. (дети отвечают на вопрос какое сейчас время года, перечисляют зимние признаки и зимние забавы)

Закрепить признаки зимы

Стали дни короче,

Солнце светит мало.

Вот пришли морозы-

И зима настала!

Зима шагает по земле и хочет знать – знаете ли вы ее приметы?

Вот сейчас мы с вами поиграем – Зима передала снежок из снега я буду вам его давать, а вы берите и отвечайте.

Какая у нас зима? (снежная, холодная, морозная );

что бывает зимой? (метель ветер, река замерзла );

что можно сказать о снеге? Какой он? (пушистый, мягкий, укрыл всю землю );

Молодцы, хорошо описали зиму!

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится…

(заглядываю в сундучок)

Пока мы говорили о зиме, в сундучок налетело столько снежинок, что получился целый сугроб!

А здесь еще что-то лежит (достаю конверт с заданием )

Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем, и подскажем ей нужные слова.

Игра «доскажи словечко»:

Тихо-тихо, как во сне, падает на землю ………………………………………снег!

С неба всё скользят пушинки - серебристые ………………………….снежинки!

На поселке, на лужок, всё снижается ………………………………………………..снежок!

Вот веселье для ребят - все сильнее ……………………………………………снегопад!

Все бегут в перегонки, все хотят играть в ……………………………………..снежки!

Словно в белый пуховик, нарядился ………………………………………….снеговик!

Рядом – снежная фигурка, это девочка …………………………………….снегурка!

На снегу-то, посмотри, с красной грудкой ……………………………………снегири!

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил …………………………………снег!

Какие слова вы добавляли? (снег, снежинки, снежок, снеговик …)

На какое слово они все похожи? (на слово «снег» )

Музыкальная разминка «Хорошо, что мороз к нам пришел»

В сундучок Зима положила нам еще очень красивую снежинку, но снежинка не простая она с заданием. Нам нужно будет выполнить музыкальную разминку. Давайте все встанем и подойдем ко мне.

Работа с мнемотаблицей «Зима»

Ребята да тут не одна снежинка с заданием их много. Зима просит рассказать стихи о зиме, о зимних праздниках.

Работа с презентацией

У нас есть последняя снежинка с заданиями.

Наталия Ткаченко
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема «Зима».

Конспект занятия по развитию речи в средней группе

Тема “ Зима” .

Образовательные цели :

Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.

Активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.

Совершенствовать грамматический строй речи .

Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Развивающие цели :

Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия.

Воспитательные цели :

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Оборудование : наборное полотно, картинки с изображением зимы, зимние игры,зимние явления, спортивного инвентаря, мяч; снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках.

Ход занятия

1. Организационный момент

Воспитатель предлагает детям взять по одной предметной картинке.

Рассмотрите картинки и назовите.

(Снежинка, снеговик, Снегурочка,санки)

2. Беседа о времени года

Как вы думаете, какое сейчас время года?

Как вы догадались?

Какая погода на улице?

Что можно рассказать о снеге?

Какой он бывает? (пушистый, белый, холодный) Снег – это много-много снежинок. Они падают, кружатся, и получается снег.

3. Игровое упражнение “Снежинки”

-Ребята,отгадайте загадку :

Белые Комарики

В воздухе кружатся.

Белые Комарики

Под ноги ложатся.

В скверы, парки и дворы

Для ребяческой игры. (Снежинки)

А вы видели какие бывают снежинки? Снежинки – маленькие, похожи на комариков, как маленькие звёздочки они медленно падают, кружатся, одна за одной и получается одно снежное покрывало.

А давайте вы сейчас будете снежинками, и покажите как они кружатся и медленно опускаются на землю.

Упражнение «Снежинки»

Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?

Воспитатель раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

Давайте заставим наши снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

Упражнение повторить 3-5 раз.

4. “Что бывает зимой?”

Я приготовила для вас непростое задание, но вы так хорошо рассказали о зиме, что, я думаю, вы легко справитесь с ним. Посмотрите на картинки, и назовите, что происходит зимой в природе.

Воспитатель просит детей по одному отобрать картинки, на которых изображены зимние явления, и назвать их.

5. Игра “Назови ласково” с мячом

Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Снег - снежок Сосулька – сосулечка

Мороз - морозец Дерево - деревце

Ветер - ветерок Горка – горочка

Лёд - ледок Холод - холодок

Зима - зимушка Санки – саночки

6. Пальчиковая гимнастика “Мы во двор пошли гулять”

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указат. и средн . пальч.

Бабу снежную лепили, “Лепят” комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили, “Крошат” хлеб всеми пальчиками.

С горки мы потом катались, Ведут указ. пальцем по ладони.

А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и другой

стороной.

Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.

Съели суп и спать легли. “Едят ложкой” суп.

7. Упражнение “Где это бывает?”

Ребята, посмотрите на картинки и ответьте на мои вопросы.

Воспитатель выставляет на наборное полотно по одной картинке, изображающие зимние игры и явления природы для закрепления в речи предлога на .

Где лежит снежинка?

Где висит сосулька?

Где замерз лед?

Где катаются дети?

Где стоят санки?

Где слепили снеговика?

8. Упражнение “Закончи предложение”

Давайте поиграем в игру. Я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово снеговик.

Мы решили слепить (снеговика) .

Мы приделали нос-морковку нашему (снеговику) .

Мы показали соседям нашего (снеговика) .

Мы играли с нашим (снеговиком) .

Мы рассказали бабушке о (снеговике) .

9. Упражнение “Снеговик” (составление предложений)

Воспитатель убирает картинки.

Скажите мне, кого дети слепили на прогулке в парке?

Давайте все вместе произнесем четко это слово.

А теперь произнесите это слово по очереди.

Попробуйте придумать предложение со словом снеговик.

10. Итог занятия

Вспомните, о чём мы говорили на занятии ?

Что мы делали на занятии ?

Что понравилось?

Оценка детей.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Зимушка-зима» в средней группе Алия Батырова Занятие на тему:" Зимушка-Зима" в средней возрастной группе. Образовательная область: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое.

Конспект итогового занятия по развитию речи в средней группе «Поможем бабушке Федоре» Цель: развивать связную речь детей. Задачи: Образовательная область «Познавательное развитие». Закреплять умение определять и различать.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Зимушка-зима» Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по развитию речи. Тема: Зимушка – зима. Образовательные задачи: 1. Закрепить.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Здравствуй, зимушка-зима!» Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Здравствуй, зимушка-зима!» Ермишиной Татьяны. Конспект НОД по развитию речи в средней группе.

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Тема: «Красавица-Зима». Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Тема: «Красавица- Зима». Подготовила и провела:.

Конспект открытого просмотра занятия по развитию речи в средней группе. Рассказывание народной сказки «Три поросенка» Цель: Вспомнить с детьми знакомые сказки. Познакомить с новой сказкой "Три поросенка"; помочь осмыслить ее содержание; совершенствовать.

  • Дефектология
  • 4 кл.
  • 31.05.2017

Урок по развитию речи Тема: Зима. Признаки Зимы. Цели: Способствовать формированию умения различать признаки зимы, формировать умение правильно одеваться в зависимости от погоды; способствовать развитию основных психических процессов, общей и мелкой моторики, речи, коммуникативных навыков; способствовать воспитанию эмоциональной адекватности поведения, прививать интерес к занятиям. Оборудование: слайдовое сопровождение, иллюстрация снеговика, конверт со снежинками, бумага для рисования, краски, вода, салфетки, карточки для индивидуальной работы. Ход урока I. Организационный момент. Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, чётко говорим И тихонечко сидим. II. Введение в тему (Звучит песня «Три белых коня».) (слайд 2) - О каком времени года идёт речь в песне? (О зиме, о зимних месяцах). -Назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль). - Какой первый зимний месяц? (Декабрь) - Какой второй зимний месяц? (Январь) - Какой месяц заканчивает зиму? (Февраль) III. Работа по теме урока. 1). Чтение стихов о зимних месяцах: Декабрь: (слайд 3) В декабре метет поземка, Мерзнет солнышко в окне. - Тук-тук-тук! - Войдите! Ёлка Вся в снегу пришла ко мне. Сразу в доме стало тесно, Жутко, весело, чудесно - Будто весь огромный лес Через форточку залез! Земляничная поляна Вдруг вошла, полна тумана… Я один сижу на пне… Солнце меркнет долго-долго, И за мной - темнеет елка Тишиною в тишине. Январь: (слайд 4) Я люблю тебя, Январь! Для меня ты месяц лучший - Молодой, большой, скрипучий, Золотистый, как янтарь Февраль: (слайд 5) В феврале, в феврале Едет вьюга на метле! По озерам и по рекам Белым снегом замела Черной ночи зеркала! - Много о зиме вам уже известно, что именно. - Какие признаки зимы вы знаете? (Стало холодно, деревья потеряли свой наряд, идёт снег, небо чаще покрыто облаками, дни становятся короче, а ночи длиннее). 2). Чистоговорки про зиму (слайд 6) - Ребята, а теперь давайте хором повторим чистоговорки о зиме. Ма – ма – ма – наступила зима. Мы – мы – мы – не боимся мы зимы. Ме – ме – ме – прочтём стихи мы о зиме. 3). Игра: «Слова на зимнюю тему» (слайды 7 - 15) - Придумайте слова, в которых есть звук [с], используя «Зимнюю тему». (Снег, снеговик, сугроб, Снегурочка, санки, снегирь, сосульки, солнце, снежинки). 4).Артикуляционная гимнастика. «Подуй на снежинку». (Упражнения для развития напора воздуха). - Ребята, к нам на ладошку упала снежинка, давайте её отправим опять в путешествие. (На ладошке лежит снежинка на верёвочке. С силой выдыхается воздух через губы, вытянутые вперёд трубочкой). Из снежинок получается снежный ком. (На парте лежит кусочек ваты. Снова ребята с силой выдыхается воздух через губы, вытянутые вперёд трубочкой). Из снежного кома можно слепить снеговика. Дорисуй снеговика (слайд 16) IV. Беседа о зиме (слайды 17-19). - Ребята, зима – это самое замечательное время года. Зима воспета в песнях, в музыке композиторов. - Живописцы изображают зимние пейзажи. - Нигде в мире нет такой зимы, как у нас. В песнях, былинах, сказках зима названа красавицей, рукодельницей, волшебницей. А почему называют волшебницей? (Новый год, приходит Дед Мороз со снегуркой, подарки) -Кто самый главный Новогодний герой? (Ёлка) Сюрпризный момент: (слайды20-) Вот, ребята, к нам тоже в гости пришла ёлка и привела с собой художника «Зиму». Послушайте его, пожалуйста. О чём рассказал вам художник зима? Зимние забавы (дети катаются на коньках, лыжах, на санках, лепят снежную бабу, играют в снежки) (слайд) Физкультминутка: -Ребята, чтобы согреться зимой на улице, можно поиграть в подвижные игры, побегать. Кто из вас любит играть в снежки? Давайте представим, что мы играем в них. Имитируем движения: - берем снег - лепим снежный комочек - кидаем. Ёлочка принесла задание. Посмотрите на иллюстрации. (Слайд). Как назвать, одним словом эти предметы? (Одежда). Выберите одежду, которая необходима для зимы. (Стрелочкой мышки показываю предмет, если эту одежду носят зимой, дети хлопают в ладоши). Почему плащ, шорты не нужны зимой? Посмотрите на эти иллюстрации. (Слайд) Назовите, одним словом эти предметы. (Обувь). Выберите обувь, которую носят зимой. Почему туфли и ботинки нельзя носить зимой? Посмотрите на иллюстрации. (Слайд). Назовите, одним словом эти предметы. (Зимняя одежда). Правильно. Для того чтобы нам не было холодно на улице мы надеваем теплую одежду, головные уборы, обувь. Вспомните, какую зимнюю одежду мы надеваем? (Ответ детей - шапка, шарф, пуховик, шуба, варежки, …). - А сейчас мы с вами поиграем в игру «Продолжи предложения». Вы сейчас будите договаривать предложения. Слушайте друг друга внимательно и не повторяйтесь. Зимой люди ходят в.. (ответы детей: шапках, шубах, …). Зимой мы надеваем на ноги.. (ответы детей: сапоги, валенки,…) Зимой нельзя выходить на улицу без.. (ответы детей: сапог, варежек, пуховиков,….) Второе задание от Ёлочки. Прежде чем выполнить задание мы с вами потренируем наши пальчики, выполним пальчиковую гимнастику. В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому Указательный и средний, Безымянный и последний – С ним мизинчик-малышок. Постучался о порог. Вместе пальчики-друзья, Друг без друга им нельзя. Наши пальцы-мастера, За работу им пора. Загадка: Чтоб не мерзнуть, пять ребят В печке вязаной сидят. (Варежка) 1. Соедини линией одинаковые варежки, пришей «резиночку» (индивидуальные задания на развитие зрительного восприятия). 2. Расставь по порядку цифры в кружочках. Что было сначала, а что потом? (индивидуальные задания на развитие логического мышления). Итог урока. Мы выполнили все задания Ёлочки. Она помог нам узнать много интересного. - О чем мы, говорили на уроке? (Ответы детей). Давайте скажем Ёлочке: «Спасибо!». Если ребята вы ей понравились, то она споёт вам песенку.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе, тема "Зима".

Автор: Еремина Анастасия Николаевна, педагог дошкольного образования, воспитатель ГБДОУ д/с №14 г. Санкт-Петербург.

Занятие рассчитано на детей 5-6 лет, воспитателей и логопедов.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Развитие у детей связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в ее широком понимании. Все последующие развитие речевой культуры будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.

Цель: закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения я природе, связанные с этим периодом.

Задачи:
* Обогащение и активизация словаря: зимушка-зима; декабрь, январь, февраль; снегопад; снежинки; температура; лед;
* Развитие связной речи через построение логической цепочки;
* Развитие познавательных процессов - мышления, памяти, внимания;
* Воспитание интереса к изучению природы и природных явлений.

Материалы:
* Фотоиллюстрации с изображением зимних пейзажей;


* Фотоиллюстрации с изображением зимних пейзажей 15 на 20 см., разрезанные на фрагменты;
* Картинки (10-15 штук) для игры "Логические цепочки"
* Цветные фишки (желтый, красный, синий).

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Часть 1.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Тему сегодняшнего занятия вам помогут определить картинки. На столе разложены элементы картинок. Я попрошу вас подойти и выбрать по одному фрагменту. А теперь посмотрите на обратную сторону. Видите, "рубашки" у картинок разного цвета. Пожалуйста, те ребята, у кого картинки с синей "рубашкой", подойдите к столу, отмеченному синим кругом; а те, у кого "рубашка" желтая - подойдите к "желтому столу".



Для игры предлагаются фотоиллюстрации с изображением зимней природы. Картинки могут быть разрезаны по-разному, например:



Количество фрагментов должно быть равным количеству детей, присутствующих на занятии.
Часть 2. "Основные приметы зимы".
Воспитатель: Итак, ребята, внимательно посмотрите на получившиеся у вас картинки. Подойдите к другому столу. Как вы думаете, о чем же мы сегодня на занятии будем говорить? (Выслушиваем ответы детей)



Воспитатель: правильно, о зиме, о том времени года, которое наступило совсем недавно. А как вы догадались, что на ваших картинках изображена зима? Какие приметы зимы отчетливо видны на картинках?

Дети с помощью воспитателя обобщают основные приметы зимы:
- день становится короче, а ночь длиннее;
- понижается температура воздуха;
- идет снег;
- реки, озера, другие водоемы покрываются льдом;
- приходит Новый год.

Часть 3. "Почему наступает зима?"
Воспитатель: почему наступает зима? (выслушиваем ответы детей).
Воспитатель: давайте вспомним, мы с вами уже изучали тему "Космос", так скажите мне, как называется наша планета и какие планеты вы еще помните? (выслушиваем ответы детей).


Воспитатель: Земля, наша планета, в зимнее время года наиболее удалена от Солнца, получает меньше солнечных лучей, а следовательно, тепла и света. Поэтому понижается температура, дни становятся короче, а ночи длиннее.
Воспитатель: а теперь скажите, ребята, а что же тогда происходит летом?

Выслушиваем ответы детей. Ответы должны содержать такой смысл: летом планета Земля приближается к солнцу, поэтому больше тепла и света, повышается температура, дни становятся длиннее, а ночи короче. Все в точности до наоборот. Если ответы такие, значит дети поняли и уловили связь между временами года.

Воспитатель: теперь можно немного размяться и поиграть.

Проводится физкультминутка «Ракета».

Дети расставляют стульчики по кругу (на 1 стул меньше общего количества детей). Затем водят вокруг стульев хоровод вместе с педагогом и произносят текст:

Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим, на такую полетим!
Но, в игре один секрет -
Опоздавшим места нет!

Дети садятся, одному ребенку стульчика не хватает, он выходит из игры. Педагог постепенно убирает по одному стулу.
Заканчивается игра и дети рассаживаются за столы.

Часть 4. «Игра «Логические цепочки».
Воспитатель: в сказку нельзя попасть на обычном транспорте. Я предлагаю создать необычный поезд, все вагончики которого соединяются между собой (с помощью логической связи). Первой я ставлю (прикрепляем на фланелеграф или магнитную доску) картинку с изображением новогодней ёлки, потому что Новый год - главный праздник зимы, а елка основной символ этого праздника. На столе разложены другие картинки. Вы должны подумать, какую картинку можно поставить рядом с елкой, чтобы можно было объяснить их соседство. Например, рядом с елкой, я поставлю картинку с изображением еловых шишек, т.к. шишки растут на елке. Пожалуйста, продолжите эту цепочку.








Каждый должен выбрать хотя бы одну картинку, включить её в цепочку и объяснить свой выбор.
Например, белочка, т.к. она ест еловые шишки; медведь - он тоже, как и белка живет в лесу; ежи - так они как и медведи впадают зимой в спячку; ягоды - так это любимое лакомство ежа; компоты и варенье (зимние заготовки) - так их делают из ягод.

Часть 5. «Заключение. Выход из занятия».

Воспитатель: наше занятие подошло к концу и я предлагаю вам его самостоятельно оценить.
Оценку результатов занятия воспитатель предлагает сделать детям. Для этого он просит их выбрать фишки красного цвета, если занятие понравилось и было интересно; фишки желтого цвета - если что-то не понравилось; фишки синего цвета - не понравилось совсем. С детьми, которые выбрали фишки желтого и синего цвета, нужно побеседовать подробно.


Примечание: я делала фишки двусторонние и обклеивала их скотчем, так они прослужат намного дольше, так как подобный метод оценки занятия или своей деятельности (ребенком), можно часто использовать в процессе обучения.