Значение и виды учетной политики. Учетная политика предприятия, организации

Понятие и значение учетной политики

В бухгалтерском учете под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Такое определение дано как в ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», так и во вступающем в силу в 2009 году ПБУ 1/2008.

Для целей налогообложения учетная политика определена (далее - НК РФ) как выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Роль учетной политики в организации всего учетного процесса крайне велика. Это связано с тем, что действующие нормативно-правовые акты в ряде случаев допускают выбор юридическим лицом способа организации учета из нескольких, определенных соответствующим нормативно-правовым актом, а иногда даже устанавливают обязанность разработать соответствующий порядок самостоятельно. В качестве «классического» примера последней ситуации можно назвать установленную п. 7 обязанность налогоплательщика вести раздельный учет при совмещении ЕНВД и иного режима (иных режимов) налогообложения, когда законодатель вообще не указал, каким образом и на основе каких показателей такой раздельный учет должен быть организован.

В этой связи учетная политика организации выполняет сразу несколько функций.
Во-первых, учетная политика представляет собой руководство по организации и ведению учета внутри компании - правила, установленные для всех работников организации, принимающих участие в учетном процессе. Данная функция приобретает особую актуальность для организаций, имеющих обособленные подразделения, самостоятельно ведущие учет результатов своей финансово-хозяйственной деятельности. В этом случае качественная учетная политика часто выступает единственным способом надлежащей организации унифицированного учета.

Во-вторых, грамотно сформированная учетная политика - это очень весомый аргумент для предотвращения или, по крайней мере, решения в свою пользу споров с налоговыми органами . Не секрет, что чем подробнее (в случае отсутствия противоречий с действующим законодательством) учетная политика определяет правила ведения учета в каждом конкретном случае, тем сложнее проверяющим оспорить правомерность их применения.

Наконец, в-третьих, учетная политика - это нередко и мощный инструмент оптимизации. Здесь уместно оговориться, что учетная политика может обеспечивать не только оптимизацию налогообложения, но и в очень многих случаях оптимизацию учетного процесса с точки зрения снижения его трудоемкости, повышения качества представления и группировки учетной информации и т.п . Например, применение одинаковых правил формирования стоимости товаров в бухгалтерском и налоговом учете путем включения в стоимость приобретения покупных товаров расходов, связанных с их приобретением (на основании ), позволяет вести бухгалтерский и налоговый учет одновременно и в то же время избежать необходимости применения ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», потенциально несущей повышенный риск совершения ошибок.

Разработка и принятие учетной политики

Учетная политика - это комплексный документ, касающийся, однако, только одного аспекта организации учетного процесса - методологии учета. Следует помнить, что пунктом 3 ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон) и определены перечни документов, утверждаемых либо одновременно с учетной политикой, либо как приложения к ней. Он включает в себя:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технологию обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета;
  • формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов.

Исходя из сложившейся практики, рабочий план счетов, как правило, утверждается в качестве приложения к учетной политике. Приложением к ней в силу требования закона выступают и формы регистров налогового учета. Остальные же названные документы чаще утверждаются в качестве самостоятельных локальных нормативных актов. Это связано с тем, что по традиции учетная политика вместе с рабочим планом счетов, обеспечивающим ее реализацию, утверждается на каждый финансовый год перед его началом. В то же время график документооборота, формы первичных учетных документов, порядок проведения инвентаризации и иные аналогичные «системные» документы, применяемые из года в год, не меняются, а лишь при необходимости корректируются.

Лицом, ответственным за разработку учетной политики организации, является ее главный бухгалтер (п. 2 ст. 7 Закона) или иное лицо, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета (п. 4 ПБУ 1/2008).
Утверждается учетная политика внутренним распорядительным документом организации (п. 3 ст. 6 Закона, п. 12 ) - это, как правило, приказ или распоряжение ее руководителя. Аналогичными документами вводятся в действие и иные документы, утверждаемые вместе с ней.

Не секрет, что на практике сотрудники налоговых органов требуют представления им учетной политики на следующий год одновременно с представлением годовой отчетности за предыдущий год. Однако следует помнить, что в законодательстве такое требование не содержится, поэтому выполнять его налогоплательщик не обязан - представить в налоговый орган без его специального требования налогоплательщик может только в виде своей доброй воли.

Изменения учетной политики 2009 года

Ежегодно при утверждении учетной политики на очередной финансовый год главный бухгалтер отслеживает изменения, произошедшие в действующих нормативно-правовых актах, влияющие на порядок ведения учета и, соответственно, на содержание учетной политики.

Напомним, что и Закон, и Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» устанавливают принцип последовательности учетной политики. Однако изменение законодательства является достаточным и, более того, наиболее распространенным основанием для связанной с ним корректировки учетной политики.

Рассмотрим кратко основные изменения, произошедшие к настоящему времени, которые следует учесть при разработке учетной политики организации - как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения - на 2009 год.

Новое ПБУ об учетной политике .

Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н было утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), которое вступает в силу с 1 января 2009 года. В целом данное положение аналогично прежнему, действующему в настоящее время ПБУ 1/98, однако содержит и ряд новшеств.

Во-первых, в отличие от ранее действовавшего порядка учетная политика организации может изменяться и не с начала года, если это обусловлено причиной такого изменения (п. 12 ПБУ 1/2008). Данное изменение нормативно закрепляет порядок, фактически применяемый достаточно давно. Напомним, что еще в 2006 году, когда вступил в силу приказ Минфина России от 12.12.2005 № 147н, финансовое ведомство разъясняло, что новая редакция ПБУ 6/01 «Учет основных средств» применяется в отношении объектов, принятых к учету в 2006 году (письма Минфина РФ от 20.06.2006 № 07-05-06/148, от 02.06.2006 № 07-05-06/133 и др.), хотя сами изменения были опубликованы только в конце января 2006 года.

Во-вторых, добавлено положение о том, что при отсутствии в нормативных актах определенных способов ведения учета по конкретному вопросу формирование учетной политики в этой части осуществляется не только исходя из ПБУ, но и исходя из Международных стандартов финансовой отчетности . Таким образом, при разработке положений учетной политики бухгалтеру необходимо будет ориентироваться также и на требования МСФО.

В-третьих, более подробно регламентирован, оставшись по сути аналогичным, порядок раскрытия последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности.

Новое ПБУ об изменении оценочных значений.

Тем же приказом Минфин России утвердил новое, 21-е ПБУ - ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений», также вступающее в силу с начала 2009 года. Положение вводит новое для российских стандартов бухгалтерского учета понятие «оценочные значения» и определяет их примерный состав. В частности, оценочными значениями признаются величины резервов (по сомнительным долгам и др.), сроки полезного использования основных средств и нематериальных активов и др.

При формировании учетной политики на 2009 год, таким образом, организации нужно будет определить, в какие сроки и в каком порядке будет осуществляется тестирование каждого из отраженных в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности оценочных значений на необходимость их изменения.

Новые правила устанавливают, что результат изменения оценочного значения отражается в составе доходов или расходов организации в текущем (а при необходимости - и в будущих) периоде, кроме изменения, непосредственно влияющего на величину капитала организации. В последнем случае такое изменение непосредственно корректирует соответствующую статью (статьи) капитала. Естественно, что любое изменение оценочных значений (и его последствия) организации необходимо раскрыть в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

Новое ПБУ об учете расходов по кредитам и займам.

ПБУ 15/2008, вступающее в силу с бухгалтерской отчетности 2009 года, в отличие от ранее утвержденного ПБУ 15/01 регулирует только порядок учета расходов по займам и кредитам, но не порядок учета самих кредитов и займов. В частности, в нем отсутствует положение, позволяющее учитывать задолженность по долгосрочному займу или кредиту, до погашения которой остается менее года, в составе долгосрочной до момента ее погашения (при этом обязанность разделения задолженности на долгосрочную и краткосрочную, отраженная в утвержденных Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н образцах форм бухгалтерской отчетности, по-прежнему сохраняется).

Новшеством ПБУ 15/2008 является возможность учитывать начисленные проценты или дисконт по заемным обязательствам (в том числе ценным бумагам) как по мере их начисления в соответствии с условиями договора, так и равномерно в течение срока действия договора займа или выплаты денежных средств по векселю . Свой выбор организации необходимо закрепить в учетной политике. При этом следует учитывать, что применение второго (равномерного) способа признания процентов позволяет сблизить бухгалтерский и налоговый учет, так как п. 8 для целей налогообложения прибыли предусмотрен аналогичный порядок.

По-прежнему включаются в стоимость инвестиционного актива проценты по займам и кредитам, привлеченным для его создания и/или приобретения. Поэтому организации в учетной политике, как и ранее, следует определить критерии признания актива инвестиционным. В то же время новшеством ПБУ 15/2008 является установленная им обязанность организации включать в стоимость инвестиционного актива в том числе и проценты по займам (кредитам), полученным на общие цели, если они фактически использованы в связи с приобретением (сооружением) инвестиционного актива .

Новое ПБУ о раскрытии информации о связанных сторонах.

Новое ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» появилось в середине 2008 года и должно применяться уже при составлении годовой бухгалтерской отчетности за 2008 год, тем не менее многие организации учтут его требования при формировании учетной политики только на 2009 год. Главное изменение коснулось состава лиц, обязанных применять ПБУ: если ранее ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах» распространялось только на акционерные общества, то ПБУ 11/2008 обязаны применять все коммерческие организации, кроме кредитных (по-прежнему его могут не применять малые предприятия).
При формировании учетной политики организация, применяющая ПБУ 11/2008, должна, как минимум, определить:

  • перечень лиц, являющихся связанными сторонами организации, и/или принципы включения в этот перечень юридических и физических лиц;
  • конкретный состав и форму раскрытия (в том числе порядок представления) информации, подлежащей раскрытию в соответствии с ПБУ 11/2008;
  • порядок построения аналитического учета, обеспечивающего получение информации о связанных сторонах, которая подлежит раскрытию организацией.

Новый порядок применения нелинейного метода начисления амортизации для целей налогообложения прибыли.
Федеральным законом от 22.07.2008 № 158-ФЗ были внесены изменения в ст. - , а также введены новые ст. - , которые установили, в том числе, новый порядок начисления амортизации с использованием нелинейного метода.

С 1 января 2009 года амортизация нелинейным методом будет начисляться не по каждому основному средству, а суммарно по каждой амортизационной группе (подгруппе). Для расчета месячной суммы амортизации суммарный баланс соответствующей амортизационной группы (подгруппы) умножается на норму амортизации, определенную Кодексом для соответствующей группы, и делится на 100. При этом ежемесячно сумма начисленной амортизации уменьшает суммарный баланс соответствующей амортизационной группы (подгруппы).

В связи с этим изменением при разработке учетной политики для целей налогообложения на 2009 год налогоплательщики, которые собираются применять нелинейный метод начисления амортизации, должны предусмотреть отражение в аналитических регистрах налогового учета всей информации, предусмотренной частью третьей , в частности:

  • о принятых организацией сроках полезного использования основных средств и нематериальных активов;
  • о сумме начисленной амортизации по амортизируемым основным средствам и нематериальным активам за период с даты начала начисления амортизации до конца месяца, в котором такое имущество реализовано (выбыло), - для объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом;
  • о сумме начисленной амортизации и суммарном балансе каждой амортизационной группы и каждой амортизационной подгруппы (при применении нелинейного метода начисления амортизации);
  • об остаточной стоимости объектов амортизируемого имущества, входящих в амортизационные группы (подгруппы), при выбытии объектов амортизируемого имущества.

В заключение хотелось бы напомнить, что изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, согласно п. 23 ПБУ 1/98 и п. 25 ПБУ 1/2008 объявляются в пояснительной записке, входящей в состав годовой бухгалтерской отчетности организации.

Учетная политика предприятия, утверждается руководителем и является одним из основных документов, который определяет правила ведения бухгалтерского учета в организации. Обычно разрабатывает учетную политику бухгалтер.

В учетной политике обычно принято отражать только те вопросы, решение которых в соответствие с действующим законодательством по бухгалтерскому учету возложено, на сам субъект хозяйствования. Т. е., в тех случаях, когда предприятие само может выбирать тот или иной способ учета. Так, если у предприятия есть основные средства, то необходимо определить, на основе какого метода вы будите начислять на них амортизацию. Законодательство разрешает использовать четыре различных метода.

Потенциальными пользователями, анализирующими учетную политику предприятия, являются: руководитель организации, т. к. он утверждает учетную политику; бухгалтер организации, т. к. формирует учетную политику и выполняет ее в своей работе, аудитор, т. к. учетная политика является одним из объектов аудиторской проверки, и с нее обычно начинается сам процесс проверки; налоговая инспектор, т. к. от многих принципов учетной политики зависит порядок формирования того или иного объекта налогообложения.

Посредством учетной политики осуществляется процесс либерализации системы бухгалтерского учета и происходит совершенствование нормативной системы по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности, а также разрешаются противоречия действующего законодательства.

Учетная политика организации, являясь совокупностью способов бухгалтерского учета, является также важным инструментом налогового планирования.

Учетной политикой предприятия понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

1) требование полноты: в бухгалтерском учете должны отражаться все хозяйственные операции;

2) требование своевременности: каждую операцию необходимо учитывать в том периоде, в котором она совершена(независимо от времени фактического получения или выплаты денег);

3) требование осмотрительности: организация скорее признает расходы и обязательства, чем возможные доходы;

4) требование приоритета содержания перед формой: при учете операций следует исходить не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания;

5) требование непротиворечивости: данные аналитического и синтетического учета должны быть тождественны;

6) требование рациональности: затраты на ведение бухгалтерского учета должны соответствовать условиям хозяйственной деятельности и величине организации.

Положения учетной политики организации должны применяться всеми ее обособленными подразделениями (филиалами, представительствами).

В соответствии с вышеуказанным нормативным документом только что созданная организация должна оформить учетную политику до сдачи первой бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Однако использовать положения учетной политики нужно с момента государственной регистрации предприятия. Следовательно, составить учетную политику нужно еще до регистрации предприятия, а утвердить - в указанные сроки.

При этом при формировании учетной политики предлагается:

Что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств ее учредителей и других организаций (допущение имущественной обособленности);

Что организация планирует продолжать свою деятельность в обозримом будущем (допущение непрерывности деятельности);

Что учетная политика организации применяется последовательно из года в год (допущение последовательности применения учетной политики);

Что факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от времени оплаты (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности).

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Как указано в ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», учетная политика организации – это совокупность способов ведения бухгалтерского учета, а именно первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Учетная политика предприятии – это документ, который должен быть на каждом предприятии. Каждая организация должна самостоятельно разрабатывать учетную политику, потому что законодательство РФ позволяет применять различные способы учета по отношению к одинаковым объектам.

Учетная политика обязательно должна содержать: рабочий план счетов бухгалтерского учета на предприятии; формы первичных документов; порядок проведения инвентаризаций (сроки, причины); методы оценки активов и обязательств; правила документооборота; порядок контроля за хозяйственными операциями (кто визирует первичные документы, ответственные исполнители и т.п.).

Учетная политика разрабатывается главным бухгалтером в срок не позднее 90 дней со дня государственной регистрации предприятия. Она утверждается руководителем и направляется в налоговую инспекцию до первой публикации бухгалтерской отчетности.

Выбор учетной политики зависит от специфики организации, особенностей управления, коммерческой деятельности, текущих и долгосрочных целей. На учетную политику влияют налоговые условия, льготы, валютная политика государства, характер владения, формы собственности, квалификация персонала и другие факторы.Выбор одного из предлагаемых нормативными документами вариантов методики учета конкретных операций, самостоятельная разработка способов ведения учета и обоснование отступлений от предписаний нормативных документов составляют учетную политику организации.

Главный бухгалтер, подчиняясь непосредственно руководителю организации, несет ответственность за формирование учетной политики. Согласно п. 3 ст. 6 Закона РФ от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" лицо, ответственное за организацию и состояние бухгалтерского учета в организации, а таковым в соответствии с п. 1 ст. 6 указанного Закона выступает руководитель организации, своим приказом или распоряжением утверждает учетную политику. Таким образом, Закон возлагает на руководителя предприятия ответственность за содержание учетной политики, именно подпись руководителя делает приказ об учетной политике руководством к действию.

Часть 2. Анализ

4. Значение экономического анализа в управлении производством и перспективы развития.

Тема 2. Предмет и метод экономического анализа

    Предмет и задачи экономического анализа.

    Пользователи результатов экономического анализа

    Понятие метода экономического анализа.

    Этапы проведения экономического анализа.

Тема 3. Виды экономического анализа

      Типология видов экономического анализа.

      Классификация видов анализа по методике изучения объектов.

      Финансовый и управленческий анализ.

Тема 4. Методы и приемы экономического анализа

1. Основные методы экономического анализа

2. Основные приемы экономического анализа

3. Способы (приемы) факторного анализа

Тема 5. Экономико-математические методы анализа

          Классификация экономико-математических методов.

          Экономико-математическое моделирование.

Тема 5. Информационное обеспечение экономического анализа

    Понятие экономической информации и ее классификация.

    Бухгалтерская отчетность как источник информационной базы.

    Требования, предъявляемые к экономической информации.

    Система экономических показателей.

Тема 6. Методология комплексного анализа хозяйственной деятельности

                Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности.

                Оценка имущественного состояния предприятия

                Вертикальный и горизонтальный анализ.

4. Анализ ликвидности и финансового равновесия между активами и пассивами.

Тема 8. Поиск резервов повышения эффективности производства

        Классификация резервов

        Методика подсчета резервов.

Тема 9. История и перспективы развития экономического анализа

1.Этапы возникновения и становления экономического анализа.

2. Перспективы развития экономического анализа в условиях рыночных отношений.

Тема 1. Научные основы экономического анализа

1.Понятие экономического анализа.

2. Основные принципы экономического анализа.

3. Место экономического анализа в системе экономических наук.

4. Значение экономического анализа в управлении производством.

    Понятие экономического анализа.

Экономический анализ – это комплекс процедур, с помощью которых оценивается текущее состояние организации, выявляются существенные связи и характеристики и прогнозируется будущее развитие организации в самых существенных аспектах деятельности: финансовом, производственном, рыночном. Экономический анализ, уменьшая степень неопределенности и являясь базой принятия управленческих решений, должен обеспечивать разработку рекомендаций по улучшению деятельности организации с целью повышения ее финансовых результатов, снижения риска и увеличения рыночной стоимости.

Анализ – это способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на разделении целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей. Анализ выступает в единстве с понятием синтез – соединение ранее расчлененных частей изучаемого объекта в единое целое с целью получения знания о целом. Помимо анализа и синтеза среди методов научного исследования выделяют индукцию, дедукцию, моделирование, эксперимент и др.

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний о методах и приемах исследования, применяемых для обработки и анализа экономической информации о деятельности предприятий. Экономический анализ как практика – это вид управленческой деятельности, предшествующий принятию управленческих решений и сводящийся к обоснованию этих решений на базе имеющейся информации. Макроэкономический анализ изучает экономические явления и процессы на уровне мировой и национальной экономики, отраслей производства. Микроэкономический анализ изучает эти процессы и явления на уровне отдельных субъектов хозяйствования.

Наряду с планированием, учетом и контролем анализ является базовой функцией управления. Именно с него начинается и заканчивается оценка деятельности и принятие управленческих решений.

Выработка управленческого решения составляет одну из главных задач процесса управления. Экономический анализ представляет бухгалтерскую и иную информацию пригодную для принятия решения. Экономический анализ выполняет обслуживающую функцию в процессе принятия решения. Без качественного анализа нельзя добиться эффективности системы управления предприятием.

Позволяет установить основные закономерности развития предприятия, выявить внешние и внутренние факторы, является инструментом обоснованного планирования;

Способствует лучшему использованию ресурсов, выявляя неиспользованные возможности, резервы и пути их реализации;

Воздействует на совершенствование системы управления, вскрывая ее недостатки, указывая пути улучшения организации управления.

2.1 Значение учетной политики и её задачи

Обязанность организаций формировать учетную политику прямо установлена статьей 6 Закона "О бухгалтерском учете". Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета (в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях несут руководители организаций).

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона "О бухгалтерском учете" ответственность за формирование учетной политики организации несет главный бухгалтер.

Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

Хотя учетная политика для целей налогообложения разрабатывается и утверждается отдельно от учетной политики для целей бухгалтерского учета, организациями, которые в качестве приоритета выбирают минимизацию различий между бухгалтерским и налоговым учетом, данные изменения должны быть учтены.

В соответствии с пунктом 2 ПБУ 1/2008 под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

Таким образом, при разработке и утверждении учетной политики организации преследуются две основные цели:

1) закрепление выбранных способов ведения бухгалтерского учета;

2) регулирование (на уровне внутреннего нормативного акта) максимально возможного количества элементов организации бухгалтерского учета, включая организацию документооборота, организацию работы бухгалтерской службы, организацию горизонтального (с другими структурными подразделениями) и вертикального (с руководящими органами и персоналом) взаимодействия бухгалтерской службы.

При этом достижение первой цели является обязательным. О выбранных способах бухгалтерского учета должны быть извещены все группы заинтересованных пользователей. Налоговые органы не являются самыми приоритетными пользователями бухгалтерской отчетности, однако, разногласия во взаимоотношениях именно с ними с высокой степенью вероятности могут повлечь за собой наложение финансовых санкций и, как следствие, ощутимых материальных потерь. С введением в действие отдельных глав части второй НК РФ обязывает организации также разрабатывать учетную политику для целей налогообложения. Поэтому каждая организация обязана закрепить распорядительным документом (как правило, приказом руководителя организации) учетную политику, в которой закреплен обязательный минимум выбранных способов бухгалтерского учета, необходимый для однозначного определения активов и обязательств организации и исчисления налоговой базы по всем уплачиваемым налогам.

Роль учетной политики в организации всего учетного процесса крайне велика. Это связано с тем, что действующие нормативно-правовые акты в ряде случаев допускают выбор юридическим лицом способа организации учета из нескольких, определенных соответствующим нормативно-правовым актом, а иногда даже устанавливают обязанность разработать соответствующий порядок самостоятельно. В качестве "классического" примера последней ситуации можно назвать установленную п. 7 ст. 346.27 НК РФ обязанность налогоплательщика вести раздельный учет при совмещении ЕНВД и иного режима (иных режимов) налогообложения, когда законодатель вообще не указал, каким образом и на основе каких показателей такой раздельный учет должен быть организован.

В этой связи учетная политика организации выполняет сразу несколько функций.

Во-первых, учетная политика представляет собой руководство по организации и ведению учета внутри организации – правила, установленные для всех работников организации, принимающих участие в учетном процессе. Данная функция приобретает особую актуальность для организаций, имеющих обособленные подразделения, самостоятельно ведущие учет результатов своей финансово-хозяйственной деятельности. В этом случае качественная учетная политика часто выступает единственным способом надлежащей организации унифицированного учета.

Во-вторых, грамотно сформированная учетная политика – это очень весомый аргумент для предотвращения или, по крайней мере, решения в свою пользу споров с налоговыми органами. Не секрет, что чем подробнее (в случае отсутствия противоречий с действующим законодательством) учетная политика определяет правила ведения учета в каждом конкретном случае, тем сложнее проверяющим оспорить правомерность их применения.

Наконец, в-третьих, учетная политика – это нередко и мощный инструмент оптимизации. Здесь уместно оговориться, что учетная политика может обеспечивать не только оптимизацию налогообложения, но и в очень многих случаях оптимизацию учетного процесса с точки зрения снижения его трудоемкости, повышения качества представления и группировки учетной информации и т.п. Например, применение одинаковых правил формирования стоимости товаров в бухгалтерском и налоговом учете путем включения в стоимость приобретения покупных товаров расходов, связанных с их приобретением (на основании ст. 320 НК РФ), позволяет вести бухгалтерский и налоговый учет одновременно и в то же время избежать необходимости применения ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций", потенциально несущей повышенный риск совершения ошибок.

Вместе с тем, необходимо обратить внимание на то, что документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета исчерпывающее определение способов ведения бухгалтерского учета не приводится. Из этого следует, что учетная политика организации может представлять собой объемный документ, включающий несколько приложений и регулирующий практически все элементы учетного процесса. Столь тщательная проработка указанных элементов и закрепление их на уровне распорядительного документа позволяет обеспечить наиболее эффективное взаимодействие всех сторон, в той или иной степени участвующих в учетном процессе и минимизировать затраты (материальные, трудовые и затраты времени) по разрешению возникающих вопросов.


1/98, не зависимо от организационно – правовых форм. Под формированием учётной политики понимается, согласно Положению, её выбор и обоснование. При формировании учётной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учёта осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учёту. Если по...

5. Отчет кассира (отрывной лист кассовой книги) 6. Ж/О №1 ведомость №1 7. Главная книга 8. Бухгалтерский баланс На предприятиях малого бизнеса учет ведется в книге кассира операциониста и ведомости учета д/с и фондов (форма В4) На счете 50/1 учитываются средства в кассе организации. На 50/2 наличие и движение д/с в кассах товарных контор, билетные и багажные кассы портов и вокзалов, ...

Видам расходов будущих периодов можно применять любые из перечисленных выше способов их списания. Пример. ООО ПКФ «Полесье» получила лицензию на право осуществления торговли алкогольной продукцией сроком на 1 год. Затраты на ее приобретение составили 6000 руб. Учетной политикой организации предусмотрено, что расходы будущих периодов списываются равномерно, в течение срока действия лицензии. В...

Необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности); - принятая организацией учётная политика применяется последовательно от одного отчётного года к другому (допущение последовательности применения учётной политики); - факты хозяйственной деятельности организации...

Существует ПБУ 1/2008 "Учётная политика организации" и оно является одним из главных в области нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Учетная политика организации – это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относят способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов организации, документооборота, инвентаризации, системы регистров бухгалтерского учета, применения счетов бухгалтерского учета.

В учётной политике активно используются понятия "допущения" и "требования", которые рассматриваются, как отправные точки ведения бухгалтерского учёта организации. Под требованиями понимаются условия деятельности организации, которые обеспечивают реализацию учётной политики. К требованиям относятся:

1. Полнота отражения в бухгалтерском учёте всех фактов хозяйственной деятельности

2. Своевременность отражения всех фактов

3. Осмотрительность

4. Приоритет содержания перед формой - это отражение в бухгалтерском учёте фактов хозяйственной деятельности, исходя в первую очередь из экономического содержания

5. Тождество данных аналитического и синтетического учётов.

Допущение - это условия деятельности, которые должны обязательно выполняться:

1. Имущественная обособленность

2. Непрерывность деятельности организации.

3. Временная определенность фактов хозяйственной деятельности, то есть факты хозяйственной деятельности отражаются в учете в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени поступления денежных средств или выплаты, связанных с этими фактами. Это называется принцип начислений.

Учётная политика формируется главным бухгалтером, утверждается руководителем. Учетная политика применяется на ряд лет и не может ежегодно меняться. Изменения учётной политики допускаются, если были изменения в законодательстве или положениях по бухгалтерскому учёту, если была изменена форма собственности, изменились виды деятельности.

Учетная политика может включать три раздела:

1. организационно – технический;

2. учетная политика для целей бухгалтерского учета;

3. учетная политика для целей налогообложения.

Организационно – технический раздел должен содержать:

1. способы организации бухгалтерского учета (бухгалтерской службой, возглавляемой главным бухгалтером; руководителем организации, централизованной бухгалтерией и др.);

2. рабочий план счетов бухгалтерского учета (синтетические и аналитические счета);


3. форму ведения бухгалтерского учета (журнально – ордерная, мемориальная и др.);

4. порядок и сроки проведения инвентаризации имущества и обязательств;

5. формы первичных учетных документов, по которым предусмотрены стандартные формы;

6. перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов;

7. организационные вопросы работы бухгалтерской службы.

Методический раздел учетной политики для целей бухгалтерского учета должен устанавливать:

1. формы бухгалтерской отчетности;

2. порядок начисления амортизации по основным средствам;

3. порядок начисления амортизации по нематериальным активам;

4. порядок проведения переоценки;

5. методы списания транспортно – заготовительных расходов;

6. методы оценки списываемых материально производственных запасов;

7. метод учета затрат на производство, калькулирование себестоимости продукции;

8. порядок учета выпуска продукции (с использованием или без использования счета «Выпуск продукции»);

9. методы оценки незавершенного производства и другие.

Методический раздел учетной политики для целей налогообложения разрабатывается в соответствии с налоговым кодексом, включает в себя порядок определения выручки для исчисления налогов, порядок признания доходов и расходов (кассовым методом или методом начислений).

Выбранная учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, величины налогов и показателей финансового состояния.

Учетная политика является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики.

Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять анализ показателей деятельности организации за различные периоды.

На выбор и обоснование учетной политики влияют следующие факторы:

1. величина основных производственных фондов;

2. отраслевая принадлежность;

3. масштабы деятельности организации;

4. управленческая структура организации (цеховая, безцеховая);

5. уровень квалификации бухгалтерских работников;

6. финансовая стратегия организации.

При стремлении организации к уменьшению выплат по налогам будет способствовать выбору таких вариантов учета, которые позволяют увеличить себестоимость – применение ускоряющих коэффициентов при начислении амортизации. Если организация, наоборот желает иметь в отчетности «красивые» показатели прибыли, рентабельности (ОАО), то она должна наоборот уменьшать себестоимость всеми доступными способами,(начисление амортизации линейным способом, материалы списываются в производство методом ФИФО).