Виды контроля в дошкольном образовательном учреждении. Справка тематического контроля на тему «создание условий для внедрения фгос в доу Контроль в доу по фгос таблицы заполненные

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ"

К.Ю. БЕЛАЯ

Дошкольное образовательное учреждение - управление по результатам

Целью данного курса является оказание помощи слушателям в осмыслении их собственного опыта управления и системы методической работы с кадрами, а также внедрение в практику новейших достижений в области управления. В основе технологии управления дошкольным образованием, разработанной П.И. Третьяковым и К.Ю. Белой, лежит концепция управления по результатам, предложенная финскими авторами (Т.Санталайнен и др.). Данный курс поможет руководителю составить программу развития своего дошкольного учреждения с учетом социального заказа.
При управлении по результатам каждый участник педагогического процесса должен уметь увязать свое участие в общем деле с деятельностью других членов коллектива - об этом будет рассказано в лекции «Организационные основы эффективной методической работы».
Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Автор рассматривает особенности построения системы внутрисадовского контроля. Освоение курса менеджмента позволяет перейти от вертикальной командно-административной системы управления к горизонтальной системе профессионального сотрудничества. В предлагаемом курсе раскрываются основные управленческие механизмы, обеспечивающие переход дошкольного учреждения из функционирующего в развивающий режим.

Учебный план курса «Дошкольное образовательное учреждение - управление по результатам»

Лекция № 7
Контроль, регулирование и коррекция качества дошкольного образования

План

1. Контрольная функция - неотъемлемая часть управленческой деятельности руководителя.
2. Качество и эффективность контроля.
3. Нормативные документы об организации контроля.
4. Как оценивать результативность труда.
5. Оперативный контроль.
6. Тематический контроль.
7. Итоговый контроль.

Литература

1. Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. М.: Сфера, 2005.

2. Бондаренко А., Поздняк Л., Шкатула В. Заведующий детским дошкольным учреждением. М.: Просвещение, 1984.

3. Дошкольное образовательное учреждение в России. Сборник действующих нормативно-правовых документов / Под ред. Р.Б. Стеркиной. М.: ACT, 1998.

4. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н . Управление дошкольным образованием. М.: Академия, 1999.

5. Третьяков П.И., Белая К.Ю . Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. М.: Новая школа, 2001.

6. Управление развитием инновационных процессов в школе / Под ред. Т.Н. Шамовой, П.И. Третьякова. М.: Прометей, 1995.

7. Управление развитием школы / Под ред. М.М. Поташника, В.С. Лазарева. М.: Новая школа, 1995.

1. Контрольная функция - неотъемлемая часть управленческой деятельности руководителя

Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Информация, полученная в ходе контроля, является основой для принятия управленческих решений.

«Внутришкольный контроль - это процесс получения информации об изменениях внешних и внутренних условий функционирования и развития школы, несущих в себе угрозу для реализации спланированных действий или, наоборот, открывающих новые возможности для этого, процесс оценки работы школы, а также выявления необходимости и организации осуществления ее коррекции»1.

Рассматривая контроль как вид управленческой деятельности, Т.И. Шамова отмечает, что «контроль позволяет накопить данные о результатах педагогического процесса, зафиксировать наметившиеся отклонения от запланированных задач, выявить наличие передового педагогического опыта. Иными словами, контроль является основным источником информации для принятия управленческого решения». Контроль предполагает выявление отклонений фактических результатов от намеченных целей.

М.М. Поташник и B.C. Лазарев утверждают, что благодаря контролю управление приобретает принципиально важный компонент, без которого оно не может существовать, - обратную связь. Контроль делает управление «зрячим», чувствительным к изменениям.

П.И. Третьяков дает определение контролю «как технологическая профессиональная услуга в различных его формах и методах (способах, средствах и взаимодействиях) обеспечивает обратную связь и является важнейшим источником информации, необходимой для успешного функционирования системы управления в целом».

М.М. Поташник в книге «Управление современной школой» предупреждает о вреде не только гипертрофии контроля, что характерно было для периода господства командно-административной системы, но и о его недооценке. В результате недооценки функции контроля, а попросту говоря, бесконтрольности снижается эффективность работы учреждения.

В.П. Симонов называет контроль (самоконтроль) за ходом и результатами образовательного процесса третьим основным компонентом педагогического менеджмента и приходит к выводу, что контроль может различаться по времени и содержанию.

По времени: предупредительный, текущий, итоговый, отсроченный.

Чаще всего контроль носит персональный характер, так как проверяется и анализируется деятельность конкретной личности (итоги деятельности).

В науке не существует единства мнений и подходов относительно классификации видов контроля. Однако в практике работы дошкольных учреждений сложились и используются такие формы контроля, как оперативный, тематический, итоговый.

Контроль всегда направлен на реализацию многих целей по разделам работы ДОУ. Практика показывает, что построение системной концепции внутрисадовского контроля, охватывающей все направления деятельности ДОУ, вызывает трудности у многих руководителей.

При помощи контроля руководитель получает информацию. В свою очередь, информация, полученная в результате целенаправленных наблюдений и как итог продуманной системы контроля, должна быть реальной и объективной. Поэтому так важно остановиться еще раз на понятии «система».

Система - это целое, состоящее из связанных между собой компонентов и обладающее свойствами, которых нет ни у одного из этих компонентов.

Исходя из этого определения, мы можем говорить о системе контроля, где каждым отдельным ее компонентом являются: цели, задачи, содержание контроля, а также формы его проведения.

При реализации контроля от руководителя требуются следующие умения: собирать, обрабатывать и систематизировать поступающую информацию, затем анализировать и оценивать ее. Эти умения помогают применить наиболее правильные, наиболее обоснованные и оптимальные решения.

Можно говорить о системе, если все виды контроля дополняют друг друга и дают объективную оценку состояния дел в учреждении.

Построить систему внутрисадовского контроля - значит:

Определить цели, конкретизировать задачи, которые должна реализовать эта система;
- отобрать содержание в соответствии с представленными задачами;
- выбрать формы, методы его проведения;
- определить группу инспектирующих участников, которые будут осуществлять контроль, и их взаимодействие;
- распределить полномочия и ответственность каждого.

Качество и эффективность контроля зависит не только от правильной постановки целей, отбора содержания, но и от того, какие эффективные и оптимально сочетаемые методы, средства, процедуры, формы избрал руководитель.

Следовательно, важно не только, что является предметом контроля, но и как он будет осуществляться.

Руководитель должен уметь выстроить определенную логическую структуру, четкую последовательность действий. Продумать их повторяемость, цикличность, воспроизводимость.

Даже хорошо продуманный, спланированный механизм организации контроля в процессе проведения может быть реализован с разной степенью успешности.

2. Качество и эффективность контроля

Для получения информации в ходе системного контроля важно на первое место ставить цели, задачи и содержание, а формы организации контроля (или его виды) - на второе. Руководителю иногда полезно как бы проинспектировать результаты своего контроля, поинтересоваться, была ли система контроля, как анализировалась деятельность педагогов, какие выводы, советы, рекомендации им давались, каковы результативность и эффективность осуществляемого контроля. Чтобы форма не стала преобладать над содержанием и смыслом контрольной деятельности, не всегда оправданно стремление отдельных руководителей педантично просчитывать и обозначать все виды контроля в плане. Отбирая содержание или изучаемый объект, нужно задуматься, какой вид контроля в данном случае будет более результативен.

Часто можно слышать различные формулировки типа «эффективность проведенного контроля низкая, почти равна нулю». Попытаемся ответить на вопросы:

Что мы вкладываем в понятие эффективности?
- Какие показатели эффективности можно выделить?

Чтобы быть эффективным, контроль должен быть своевременным.

Как правило, наиболее эффективный контроль - это простейший контроль с точки зрения тех целей, для которых он предназначен. Простейшие методы контроля требуют меньших усилий и более экономичны.

Итак, чтобы учреждение нормально функционировало и развивалось, руководитель должен периодически получать информацию о фактическом положении дел и иметь возможность сравнивать ее с тем, что должно быть. Механизм контроля должен выявлять отклонения от ожидаемых результатов, т.е. контроль должен быть чувствителен к сбоям.

А чтобы система контроля была эффективной, она должна обеспечивать:

Информированность;
- полноту охвата и выделения проблем, их актуальность;
- выбор целей;
- четкую спланированность;
- заинтересованность всех ее участников;
- повторность.

В очередной раз мы подчеркиваем, что информационные потоки, полученные в ходе контроля, должны быть приведены в систему. Сбор, анализ и систематизация информации необходимы для осуществления коррекции и позволят проследить результативность и динамику управления педагогическим коллективом.

В ходе контроля оценивается деятельность педагога (сотрудника). Объективность оценки результатов зависит от того, чью деятельность оценивают, кто, где, когда, при каких обстоятельствах и в какой форме.

Важно установление между руководителем и педагогом отношений взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи и сотрудничества.

Одна из задач, которую решает руководитель, - максимально раскрыть творческий потенциал воспитателя. Успешному решению этой задачи способствуют:

Отказ в ходе контроля от диктата и мелочной опеки;
- создание стимулов к активной творческой деятельности, совместный поиск оптимальных вариантов организации;
- моделирование педагогического процесса;
- предоставление педагогу возможности апробировать их на практике;
- создание в коллективе условий для постоянного самосовершенствования педагогов на основе изучения индивидуальных особенностей каждого.

Увлеченность воспитателя может вывести его на самостоятельное оценивание результата работы с детьми. И тогда руководителю лучше использовать систему предупредительного, аудиторского контроля. В этом случае педагог воспринимает контроль как совет, помощь. Действительно, в данном случае подсказка, совместное обсуждение последовательности работы дает наибольший эффект и результат.

3. Нормативные документы об организации контроля

В 1998 году Минобразования РФ направило в территории Рекомендации об инспектировании в системе общего и профессионального образования РФ (письмо от 11 июня 1998 г. № 33).

Органам управления образованием, образовательным учреждениям предложено руководствоваться этими рекомендациями при организации инспектирования.

В документе подчеркивается следующее.

Инспекционный контроль - это:

    проверка результатов деятельности органов управления образованием, образовательных учреждений и их должностных лиц с целью установления исполнения законодательства и иных нормативных правовых актов, в том числе приказов, указаний, распоряжений руководителей и других должностных лиц, а также с целью изучения последствий реализации этих актов;

    система проверок с использованием документального контроля, обследования, наблюдения за фактическим состоянием проверяемого объекта, экспертизы, анкетирования, опроса участников образовательного процесса, контрольных срезов освоения обучающимися образовательных программ и иных правомерных методов, способствующих достижению целей контроля.

Внутренний контроль осуществляется руководителями органов управления образованием и образовательных учреждений в отношении подчиненных им подразделений и должностных лиц.

Инспектирование осуществляется в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга и аудита.

Мониторинг - постоянное наблюдение за нормируемой деятельностью объектов инспектирования, сбор, системный учет, обработка и анализ, хранение, обновление и накопление информации для формирования необходимых решений по объекту инспектирования.

Аудит - инспектирование по запросам с целью консультирования должностных лиц по вопросам применения законодательства и т.п., без принятия к ним мер административного воздействия, для установления правомерности их решений.

В рекомендациях раскрывается содержание инспектирования, проводимого государственными органами управления образованием субъектов РФ, органов местного самоуправления и муниципальных органов управления образованием, руководителями образовательных учреждений, их учредителями.

Руководитель образовательного учреждения и (или) по его поручению заместители руководителя осуществляют инспекционный контроль деятельности подразделений в данном случае детского сада и должностных лиц по вопросам:

    использования финансовых и материальных средств в соответствии с нормативами и по назначению, достоверности данных при составлении отчета учредителю (учредителям) и общественности о расходовании этих средств;

    организации методического обеспечения образовательного процесса;

    реализации утвержденных образовательных программ и учебных планов, рабочих программ курсов, дисциплин;

    соблюдения утвержденных календарных учебных графиков;

    соблюдения устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов образовательного учреждения;

    промежуточной аттестации обучающихся и осуществления текущего контроля успеваемости в соответствии с уставом образовательного учреждения и Законом Российской Федерации «Об образовании»;

    своевременности предоставления отдельным категориям обучающихся, воспитанников дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;

    обеспечения в образовательном учреждении интернатного типа условий содержания воспитанников не ниже нормативных;

    работы подразделений общественного питания и медицинских учреждений в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения; в рамках компетенции образовательного учреждения и в соответствии с должностными обязанностями.

В 1998 году утверждена Инструкция о порядке инспектирования (04.06.98). К инструкции прилагаются Правила этики поведения инспектирующего, которые предполагают:

    честность, ясность, последовательность и объективность при анализе и изложении суждений, мнений по итогам оценки результатов деятельности;

    стремление к точности и уважение к очевидности;

    достоверность изложенных фактов;

    вежливость, открытость и непредвзятость при обсуждении вопросов с участниками образовательного процесса и должностными лицами;

    уважительное отношение к предложениям руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений по объектам проверки и срокам работы;

    понимание особенностей образовательного учреждения и органа управления образованием, а также уважение интересов, общественного авторитета и положения отдельных лиц и групп;

  • оценку результатов деятельности осуществлять по набору показателей с учетом приоритетных направлений и соотнесения их с государственной политикой в области образования;
  • признание того, что интересы и благополучие обучающихся и воспитанников являются важнейшим приоритетом образовательной политики государства;

    уважительное отношение и предположение в порядочности и честности руководителей, профессорско-преподавательских кадров, воспитателей, обучающихся, родителей и представителей органов управления;

    понимание того, насколько серьезно изложенное суждение (мнение) инспектирующего воздействует на всех, кого оно касается;

    действия инспектирующего определяются должностной инструкцией, включающей его права и обязанности, в рамках баланса полномочий и ответственности и указанием на конкретную проверку.

Контроль в образовательном учреждении может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга и проведения административных работ.

Инспектирование в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок и доводится до членов педагогического коллектива перед началом учебного года.

Инспектирование в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся, воспитанников и их родителей или других граждан, организаций, и регулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.

Инспектирование в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах образовательного процесса (результаты образовательной деятельности, состояние здоровья обучающихся и воспитанников, организация питания, выполнения режимных моментов, исполнительская дисциплина, учебно-методическое обеспечение, диагностика педагогического мастерства и т.д.).

Инспектирование в виде административной работы осуществляется руководителем образовательного учреждения с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся и воспитанников.

Минобразования России обращает внимание органов управления образованием, что инспекционно-контрольная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях должна быть направлена не на проведение непосредственных проверок деятельности педагогических работников, а на повышение качества образовательной деятельности педагогов путем совершенствования внутреннего контроля, проводимого руководством дошкольного образовательного учреждения.

(Письмо Министерства образования Российской Федерации от 4 августа 2000 № 236/23-16
«Об организации контроля за деятельностью дошкольных образовательных учреждений»)

4. Как оценивать результативность труда

Вопрос о разграничении полномочий в инспектировании деятельности ДОУ между органами образования и руководителем ДОУ всегда актуален.

Объектом инспектирования всегда является педагогический процесс. При этом объектом инспектирования (экспертизы) органами образования должна стать именно управленческая деятельность руководителя, старшего воспитателя ДОУ, а не работа воспитателя.

Качество работы воспитателя, музыкального руководителя, любого специалиста, а также оценка знаний, умений, навыков детей, их воспитанность должны изучаться и оцениваться руководителями ДОУ.

Однако и внутри ДОУ можно выделить объекты оценивания.

Реальная оценка, как результат внутрисадовского контроля, складывается из:

Самооценки воспитателя;
- оценки родителей;
- оценки руководителя (или экспертной группы);
- итоговой оценки.

Хорошо, если в учреждении разработана шкала оценок, которая имеет несколько вариантов оценок (словесная, цветовая, бальная, процентовая). Это позволит в разных случаях использовать ту или иную оценку. Так, при организации оперативного контроля лучше использовать цветовую оценку, а при анализе педпроцесса - словесные оценки результативности работы. Например: «Вы провели занятие на высоком уровне».

В практике чаще используется четырехступенчатая система оценки, предложенная Б.И. Какаевым:

    Высокий уровень (отлично).

    Достаточный уровень (хорошо).

    Критический уровень (удовлетворительно).

    Недостаточный уровень (неудовлетворительно).

В практике организации контроля важно не только продумать цели и задачи, точно сформулировать вопросы, но и определить показатели результативности или критерии оценки. Критерии оценки должны иметь определенную степень выраженности. Например, при оценке профессиональных умений и качеств воспитателя используются знаки «++», «+», «–», «– –» (табл. 1).

Таблица 1. Примерная шкала оценок

Оценка кадров - одна из важнейших функций в руководстве коллективом.

Оценка труда, в зависимости от того, как она осуществляется, будет способствовать развитию, творчеству или, наоборот, пассивности.

Важно и то, какие методы использует руководитель при организации контроля.

Так, для изучения состояния педагогического процесса наиболее эффективными являются следующие методы:

Наблюдение (исследование и изучение наблюдаемого объекта);
- анализ (разбор с выявлением причин и определение тенденции развития);
- беседа (обязательно с обменом мнениями);
- анкетирование (опрос по заранее составленным вопросам);
- хронометраж (измерение педагогического процесса во времени);
- изучение документации (с целью ознакомления или выявления системы планирования и организации педагогического процесса, или для получения иной информации);
- устная или письменная проверка знаний.

5. Оперативный контроль

Направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса, выявление причин, нарушающих его. По итогам оперативного контроля вносятся изменения в педагогическую деятельность. Оперативный контроль - это не констатация фактов, а их сравнение, обобщение, анализ, поиск причин, вызвавших ту или иную проблему. Оперативный контроль часто называют текущим или ежедневным.

По формам организации он может быть предупредительным или опережающим, сравнительным. Например, руководителю важно сравнить методы и приемы работы двух воспитателей, работающих в одной возрастной группе детского сада, и подсказать им наиболее результативные, чтобы помочь выработать единые требования к детям.

Одно из требований, которое необходимо учитывать руководителю, - это плановость и гласность контроля.

Многие руководители ежемесячно планируют 5-7 вопросов к оперативному контролю и знакомят с ними коллектив. План может быть представлен в такой форме (табл. 2).

Таблица 2. План оперативного контроля

День диагностики, регулирования и коррекции

Одной из новых форм организации оперативного контроля является проведение в дошкольном учреждении дней диагностики, регулирования и коррекции (ДРК).

Целью проведения этих дней является оперативная диагностика, выработка мер по регулированию деятельности педагогического коллектива, перевод на качественно новый уровень организации педагогического процесса.

ДРК - это микроисследование, в котором принимает участие весь педагогический коллектив. При этом от руководителя требуется умение подготовить коллектив, убедить в важности такого исследования собственной деятельности, правильно обозначить цель, задачи, объект, предмет, методы организации для регулирования и коррекции.

Тематика ДРК может быть разной, но организация всегда включает:

1. Инструктаж тех, кто проводит и с кем будет проводиться ДРК.

2. Составляется общая программа дня, возможно, что каждый участник-организатор составляет свою программу.

3. Определяются сроки проведения ДРК и обработки полученных материалов.

4. Готовятся схемы, диаграммы, таблицы, отбираются диагностические методики, которые будут использоваться.

5. Предварительно анализируются материалы и документация по тематике ДРК.

6. Результаты ДРК обсуждаются на различных уровнях внутрисадовского управления в зависимости от цели и объема микроисследований: на педсоветах, методических мероприятиях, совещаниях и др.

6. Тематический контроль

Важным в работе руководителя является всестороннее изучение состояния педагогического процесса по разделам программы, реализуемой в ДОУ, или по направлениям деятельности педагогов.

Тематический контроль помогает собрать наиболее полную информацию, а следовательно, вовремя внести коррективы в работу педагогического коллектива или отдельного воспитателя.

Тематика изучения состояния воспитательно-образовательного процесса планируется в годовом плане. Чтобы тематический контроль был результативным, необходимо провести подготовительную работу в несколько этапов.

1-й этап. Постановка целей тематического контроля.

Руководитель должен ясно представить и четко сформулировать, какие результаты должны быть получены по итогам тематического контроля. Эти результаты могут быть связаны с улучшением учебно-воспитательного процесса, ростом профессионального мастерства педагогов, созданием условий для развития опыта лучших воспитателей, укреплением связей с родителями и т.п.

2-й этап. Составление плана тематического контроля с учетом специфики детского сада и результатов работы по выбранной теме в предшествующие годы.

Лучше всего взять конкретный раздел программы детского сада и выделить в нем то общее, что в первую очередь важно для всех возрастных групп. Следует обратить особое внимание на то, как усложняется раздел программы в зависимости от возраста детей; подобрать и изучить все соответствующие методические рекомендации, инструкции, приказы вышестоящих органов по теме.

Формы плана могут быть самые разные.

По какой бы теме не составлялся план тематического контроля, в нем всегда выделяется 5 блоков.

1. Выявление уровня знаний, умений, навыков, воспитанности детей.

2. Оценка профессиональных умений воспитателя. Эффективность используемых им методов и приемов работы с детьми. Формы организации детского коллектива. Система профессионального роста педагогов ДОУ.

3. Уровень планирования режимных моментов, системность и последовательность. Соответствие возрастным особенностям детей и программе, по которой работает учреждение. Наличие в методическом кабинете ДОУ разработок, рекомендаций в помощь к планированию.

4. Оценка предметно-развивающей среды, условий для организации педпроцесса по данному направлению, наличие разнообразных пособий.

5. Взаимодействие с родителями для развития ребенка. Использование разнообразных форм педагогического просвещения родителей. Оценка родителями результативности работы педагога (табл. 3).

Таблица 3. План тематического контроля

Цель: _______________________________________________________
Проверка проводится с _____ по _____ октября 200___ г.

Подготовленный план необходимо представить воспитателям за две недели до начала проверки, разъяснить, какие вопросы и в каком порядке будут изучаться, в чем смысл и каково значение тематического контроля для совершенствования работы детского сада.

Руководитель, старший воспитатель сада обязаны оказать всю необходимую помощь воспитателям в подготовке к тематическому контролю.

Экземпляр плана контроля должен находиться в методическом кабинете и быть доступным для каждого воспитателя в любой момент.

3-й этап. Подготовка руководителя к проведению тематического контроля.

Она предусматривает составление вопросников, подбор диагностических методик, составление схем для фиксирования хода и результатов контроля. Руководителю целесообразно проанализировать записи в тетради посещения групп (какие недостатки уже отмечались, что предлагалось исправить, устранить, изменить, было ли это выполнено, насколько качественно).

В некоторых садах используется такой порядок тематического контроля; изучаются отдельные, заранее определенные вопросы; результаты каждого изучения фиксируются в специальных схемах-листах, тщательно анализируются. Затем по результатам каждой отдельной проверки делается общий вывод о работе всех групп по изучаемому вопросу.

Составленные и проанализированные по единой схеме (независимо от того, кто проверял) материалы тематического контроля являются хорошим банком данных о состоянии дел в детском саду по разделам программы и по годам.

4-й этап. Распределение обязанностей, вопросов к изучению, определение сроков выполнения работ.

В тематическом контроле, кроме заведующей и старшего воспитателя, участвуют обычно и другие сотрудники: психолог, музыкальный руководитель, врач, медицинская сестра, инструктор по физической культуре, наиболее опытные воспитатели.

Задача руководителя - поставить перед каждым участником конкретную задачу, подробно разъяснить порядок ее выполнения, предоставить в помощь подробный вопросник или схему для заполнения.

Для того чтобы распределить обязанности и четко спланировать тематическую проверку во времени, руководитель может использовать таблицу (табл. 4).

Итоги тематического контроля оформляются в виде аналитической справки и заслушиваются на педагогическом совете. В содержании аналитической справки должны быть представлены материалы по всем 5 блокам, которые мы обозначили в плане тематического контроля.

Материалы тематического контроля оформляются и хранятся в методическом кабинете ДОУ. Они являются банком данных о состоянии педагогического процесса по одному из направлений деятельности педагогического коллектива ДОУ и используются при подготовке учреждения к аттестации.

7. Итоговый контроль

В деятельности руководителя постоянно возникает необходимость подведения результативности работы за разные периоды, т.е. подведение итогов по самым разным вопросам. Инструментарием здесь является итоговый контроль. Если мы говорим о результатах педагогического процесса, то это итоги работы ДОУ за полугодие, учебный год, итоги летней оздоровительной работы. Могут быть итоги не временные, а содержательные - тематические.

Например, детский сад внедрял опыт работы «Построение педагогического процесса на интегративной основе - проведение интегративных занятий и использование тематического планирования», следовательно, необходимо подвести итоги данной работы. Или в детском саду использовали определенную систему закаливающих мероприятий, и важно проследить, оценить результаты, как это сказалось на здоровье детей.

В этих случаях руководитель может осуществлять мониторинг, основанный на сравнении показателей в начале, середине, по окончании работы.

Вопросы по теме

1. Почему контрольная функция считается неотъемлемой частью управленческой деятельности руководителя?

2. От чего зависит качество и эффективность контроля?

3. В чем отличие оперативного контроля от тематического?

4. Перечислите разделы тематического контроля.

Задание.

Используя «Правила этики поведения инспектирующего», приведенные в лекции, проанализируйте и выделите пункты, которых вы реже всего придерживаетесь при проведении контроля в своем ДОУ.

1 Моисеев A.M., Капт А.Е., Лоресов А.В., Хомерин О.Г. Нововведение во внутришкольном управлении. М.: Педагогическое общество России, 1998.

Анастасия Уткина
Справка тематического контроля на тему «Создание условий для внедрения ФГОС в ДОУ»

Справка тематического контроля на тему «Создание условий для внедрения ФГОС в ДОУ »

Цель : оценить условия , созданные в группах детского сада для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям в соответствии с ФГОС .

Проверяющие : старший воспитатель Уткина А. А.

Объекты контроля : все возрастные группы.

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в нашем учреждении созданы условия для воспитания , обучения и развития детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество. Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды.

Поэтому, мною старшим воспитателем проводился тематический контроль , в ходе которого была проанализирована предметно – пространственная среда в нашем детском саду.

Развивающая среда создает благоприятные условия для ребенка в самостоятельной деятельности, обеспечивает разные виды его активности (умственную, физическую, игровую) .

У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности : в движении, общении, познании. Среда построена таким образом чтоб у ребенка имеется самостоятельный выбор : с кем, где, как, во что играть. Развивающая предметная среда отвечает критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей детской деятельности, обеспечивает достижение нового, перспективного уровня в развитии детей. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Развивающая предметно пространственная среда отвечает принципам : содержательно- насыщенная, трансформируемая, полифункциональная.

Для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности пространство группы поделено на уголки.

Для социально – коммуникативного развития имеются - театрализованный уголок, уголок ряженья. Они помогают реализовать потребности ребёнка-дошкольника в положительных эмоциях, новых впечатлениях, знаниях, умении чувствовать себя уверенно в общении со взрослыми и сверстниками, взаимопонимании и сопереживании, освоить социальные роли и профессии. Для развития трудовой деятельности имеются уголки дежурств, в которых расположены атрибуты для трудовой деятельности, график дежурства каждой группы.

Для формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе в каждой группе имеется уголок безопасности. Самый богатый уголок в группе «Солнышко» , здесь имеются различные наглядные пособия, игры, макеты, альбомы и др.

Для формирования патриотических чувств, любви к Отечеству, своему народу в группах созданы уголки патриотизма . Здесь имеются герб и флаги России, Удмуртии, Яра; альбомы с национальными костюмами, с достопримечательностями Яра и др.

Познавательное развитие включает в себя несколько уголков с познавательной активностью.

В уголке сенсорики размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам. Имеются большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем, дидактические игры на ознакомление с понятиями времени, количества, числа, размера, игры на развитие классификации, счетный и сенсорный материал, пирамидки и вкладыши, пособия «Сложи узор» , «Собери картинку» и т. д. В группах старших дошкольников имеются так же различные материалы, способствующие овладению математикой : печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, головоломки, а так же материалы, отражающие школьную тему : картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, атрибуты для игр в школу.

В оборудовании старших дошкольников имеются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, о космосе, детские журналы, альбомы. (Рекомендации : в группе «Кораблик» дополнить уголок сенсорики).

В экспериментальном уголке находятся материалы, активизирующие познавательную деятельность : развивающие игры и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций, перышки, бумага различных видов, металл, дерево, песок, глина, пипетки, линейки, нитки, краски, бусины, мерные емкости, стаканчики, контейнеры , лупы, алгоритмы проведения опытов, картотеки опытов и экспериментов, познавательная литература, энциклопедии, дидактические игры о свойствах предметов, их использовании, атласы, карты, глобус, весы, приспособления для сравнения по величине, весу.

В уголках природы имеются : комнатные растения, лейки, совочки для рыхления, дидактические игры о домашних и диких животных, среде их обитания, временах года и природных явлениях, макеты (в группе «Солнышко» их большой выбор, наборы с домашними и дикими животными различных климатических зон, познавательная энциклопедическая литература.

Уголок конструирования и строительных игр.

В группах расположены уголки строительно-конструктивных игр, в которых в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Уголок дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного уголка позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы. (Рекомендации : пополнить альбомы схемами конструирования) .

Речевое развитие. В группах оформлены книжные уголки, в которых имеется литература с яркими иллюстрациями. Имеются пособия для проведения артикуляционных упражнений, материалы для рассказывания, разнообразные настольно-печатные игры. Здесь также расположены наборы сюжетных картинок, альбомов, иллюстраций, имеются картотеки речевых игр, дидактические игры на развитие речи, портреты известных писателей, различные виды детских театров (пальчиковый, перчаточный, конусный) .

Художественно – эстетическое развитие. В группах отведено место для изодеятельности детей. Здесь наши воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. На полочках расположены дидактические игры, альбомы с разными видами жанров, выставки с образцами народного художественного промысла. Бумага разных размеров и форм, картон белый и цветной, наклейки, ножницы, карандаши, восковые мелки, гуашь, штампики, краски, кисти, стаканчики для воды, пластилин, трафареты, раскраски, альбомы с произведениями разных жанров для рассматривания, дидактические игры по ознакомлению с различными жанрами живописи, направлениями архитектуры, видами народных промыслов, изделия народных промыслов и народные игрушки, алгоритмы и схемы поэтапной лепки и поэтапного рисования.

Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Для этого в группах созданы музыкальные уголки , которые помогает воспитанникам переносить полученный на музыкальной деятельности опыт в другие условия , помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативе. (Рекомендации : в группе «Кораблик» пополнить музыкальный уголок, он слишком скудный).

Центр физической активности Во всех группах оборудованы физкультурные уголки, содержащие все необходимые пособия : ленты, платочки, мячи различных размеров, султанчики, ленты, мячики, скакалки, обручи, кольцебросы, кегли, дидактические игры о здоровом образе жизни, игры валеологической направленности, видах спорта, картотека подвижных игр, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики, гимнастика для глаз. Для проведения гимнастик после сна во всех группах есть дорожки здоровья.

Таким образом, разнообразие и богатство уголков, возможность свободного подхода к каждому уголку в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию наших воспитанников.

КОНТРОЛЬ В ДОУ – это система наблюдения и проверки соответствия воспитательно- образовательного процесса целям и задачам образовательной программы, Устава ДОУ и Программы развития ДОУ, общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящих органов народного образования.

Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Информация, полученная в ходе контроля, является основой для принятия управленческих решений.

« ВНУТРИ САДОВСКИЙ КОНТРОЛЬ - это процесс получения информации об изменениях внешних и внутренних условий функционирования и развития ДОУ, несущих в себе угрозу для реализации спланированных действий или, наоборот, открывающих новые возможности для этого, процесс оценки работы ДОУ, а также выявления необходимости и организации осуществления ее коррекции».

ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:

Контроль содержания различных аспектов деятельности ДОУ: организационно-педагогической, образовательной, социально-психологической, медико-социальной, финансово-хозяйственной и др.;

контроль образовательного процесса.

Контроль должен быть регулярным, систематическим, действенным, гласным. При этом необходимо соблюдать УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ:

Условие генерализации предусматривает определение главных, кардинальных направлений деятельности управляемой подсистемы, подвергающихся контролю в первую очередь.

Условие интеграции подразумевает объединение усилий пед. и род. коллективов в осуществлении внутреннего контроля при условии приоритетного права руководителя ДОУ на координацию этого контроля.

Условие гуманизации всей системы отношений в коллективе требует в процессе контроля установления между субъектом и объектом отношений взаимопонимания и сотрудничества.

Условие индивидуализации означает необходимость обязательно учитывать своеобразие каждой творческой индивидуальности с целью создания в ходе деятельности возможностей для самовыражения этой личности.

Условие дифференциации предполагает взаимосвязь уровня контроля от результатов работы всего пед. коллектива и отдельных его групп, отличающихся по уровню профессиональной квалификации. В условиях демократизации управления ДОУ реализация этого положения должна способствовать переходу педагогов, добивающихся стабильно высоких результатов, к высшей форме контроля - самоконтролю, то есть работе на доверии.

КОНТРОЛЬ В ДОУ осуществляется на основе годового и месячного планов работы, нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность дошкольного образовательного учреждения по реализации контроля, локальные акты и документы (инструкции, правила, циклограмма приказов и др.), обязательные для исполнения всеми сотрудниками, повышающие ответственность персонала за выполнение поставленных перед ДОУ задач и конкретизирующие границы этой ответственности.

К осуществлению контроля в дошкольном учреждении предъявляются СЛЕДУЮЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ :

  • следует не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений деятельности ДОУ;
  • контроль необходимо планировать;
  • в процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, направленных на их устранение;
  • контроль будет действенным в том случае, если он осуществляется современно и рекомендации, выданные по его итогам, будут выполнены;
  • необходимо оказывать помощь в реализации рекомендаций тем, кому они были даны по итогам контроля;
  • контроль и его итоги должны быть гласными;
  • контроль должен быть направлен не только на выявление недостатков, но и на поиск нового, интересного, что дает высокие и стабильные результаты.

Все эти требования можно отнести и к контролю организации воспитательно-образовательного процесса, добавив к ним лишь то, что цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач воспитательно-образовательного процесса и годовых задач ДОУ на текущий учебный год.

ВАЖНОСТЬ ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ В ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ РЯДОМ ПОЛОЖЕНИЙ:

  • контроль позволяет установить, все ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с нормативными документами, решениями педагогического совета или распоряжениями руководителя. Он помогает выявить отклонения и их причины, определить пути и методы устранения недочетов:
  • устраняясь от контроля или осуществляя его не систематически, руководитель теряет возможность оперативно вмешиваться в ход воспитательного процесса, управлять им;
  • отсутствие системы контроля вызывает стихийность в осуществлении воспитательно-образовательного процесса;
  • контроль является важнейшим фактором воспитания кадров, усиления личной ответственности специалистов за исполнение своих обязанностей.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Толковый словарь Ушакова Д.Н.: Контроль - наблюдение, надсмотр над чем-н. с целью проверки. Толковый словарь Даля В.И.: Контроль - учет, поверка счетов, отчетности; присутственное место, занимающееся поверкою отчетов. Словарь Экономики и финансов: Контроль - в управлении - контроль, который состоит в установлении реального состояния объекта контроля.

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Контроль – это функция управления, в процессе которой происходит сравнение имеющихся фактических результатов с запланированными. Контроль - это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации.

5 слайд

Описание слайда:

Нормативно-правовое обеспечение контроля Письмо Министерства Образования и Науки Российской Федерации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 февраля 2014 г. N 01-52-22/05-382 О переходном периоде Письмо Министерства образования Российской Федерации от 4 августа 2000 № 236/23-16 Письмо Минобразования России от 07.02.2001 г. № 22-06-147 «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений». Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования от 30 августа 2013 г. N 1014

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Алгоритм осуществления контроля Определение цели и объекта контроля Разработка программы(плана) контроля Сбор информации Первичный анализ собранного материала Выработка рекомендаций и путей исправления недостатков Проверка исполнения рекомендаций

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Нормативно-правовая база Положение о должностном контроле в ДОУ Приказ об утверждении плана должностного контроля заведующего и текущего контроля воспитательно-образовательной работы в … учебном году: циклограммы контрольной деятельности ДОУ; плана должностного контроля всех подразделений ДОУ; циклограммы текущего контроля воспитательно – образовательной работы ДОУ; плана текущего контроля воспитательно – образовательной работы ДОУ. Работник должен быть предупрежден о проведении плановой проверки заранее под роспись. Приказы о проведении тематического, фронтального, оперативного контроля, итогах проверки, на проведение повторной проверки, если есть необходимость. Аналитический материал: схемы, таблицы, опросники, анкеты. Итоговый материал: аналитические справки, выводы в схемах и таблицах, журнал контроля.

12 слайд

Описание слайда:

наблюдение (исследование и изучение наблюдаемого объекта); анализ (разбор с выявлением причин недостатков и определение тенденции развития); беседа (обязательно с обменом мнениями); анкетирование (опрос по заранее составленным вопросам); хронометраж (измерение педагогического процесса во времени); изучение документации (с целью ознакомления или выявления системы планирования и организации педагогического процесса или для получения иной информации); устная или письменная проверка знаний.

13 слайд

Описание слайда:

подготовительный (продумывается подробный план контроля, формируется комиссия для изучения деятельности ДОУ, проводится инструктирование членов комиссии, руководителем издается приказ о проведении контроля.); диагностический (выявление и измерение реального положения дел и сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами); аналитический(анализ и оценка собранной информации, определение факторов, обусловивших достигнутые результаты); заключительный(разработка и осуществление действий на основе полученных результатов контроля);

14 слайд

Описание слайда:

Предварительный (предупредительный) - осуществляется до фактического начала работ. Цель: определение готовности сотрудников к реализации намеченных планов. Основными приемами этого контроля являются реализация, а не создание определенных правил, процедур и линий поведения. Данный вид контроля помогает выявить первичное представление о состоянии деятельности дошкольного учреждения (материально-техническое, кадровое, методическое обеспечение). Этот вид контроля может использоваться руководителями (или заместителями руководителя) при принятии дошкольного учреждения для его управления.

15 слайд

Описание слайда:

Текущий - осуществляется в ходе работы. Цель: выявление продвижения сотрудников к намеченным целям, отслеживание выполнения планов и предотвращение проблемных ситуаций. Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Текущий контроль обычно проводится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником. Текущий контроль ставит своей целью получить общее представление о работе сотрудника, педагога, об уровне педагогического процесса в той или иной группе, о стиле работы данного воспитателя. Оперативный - осуществляется в ходе работы. Цель: выявления установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях родителей (законных представителей) или других граждан, организаций, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса. Оперативный контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ.

16 слайд

Описание слайда:

Фронтальный - предусматривает всестороннюю, глубокую проверку деятельности как педагогов в отдельности, так и образовательного учреждения в целом. Цель: общий анализ деятельности учреждения. Тематический - предметом контроля является система педагогической работы с детьми по одному из разделов программы. Цель: анализ деятельности учреждения по определенному направлению; изучение выполнения программы по конкретным разделам; выявление уровня работы дошкольного учреждения по задачам, намеченным в годовом плане. Итоговый (заключительный) - проводится после того, как работа выполнена.. Цель: определение конечных результатов деятельности учреждения и степени реализации намеченных планов.

17 слайд

Описание слайда:

Административный - осуществляется руководством учреждения. Цель: определение выполнения административных распоряжений, регламентирующих деятельность организации. Коллективный - предполагает объединение для его осуществления ряда сотрудников учреждения (возможно включение представителей других организаций). Цель: распространение творческого опыта педагогов в процес­се организации в дошкольном учреждении открытых занятий, на которых могут присутствовать воспитатели данного образова­тельного учреждения, родители, учителя школы. Взаимоконтроль - осуществляется сотрудниками учреждения. Цель: согласование, координация деятельности сотрудников учреждения. Анализ и оценка педагогического процесса осуществляется членами педагогического коллектива в любой возрастной группе по решению администрации. Это способствует самоанализу и самооценке одного воспитателя в сравнении с опытом работы другого, помогает распространению эффективного опыта, улучшению учебно-воспитательного процесса. Самоконтроль - осуществляется непосредственно сотрудником. Цель: определение личной значимости выполненной работы и достигнутых результатов. Выявляется личная готовность к выполнению намеченной работы, анализируется процесс ее выполнения, факторы, способствующие достижению поставленных целей и т.д.

18 слайд

Описание слайда:

УТВЕРЖДАЮ заведующий ДОУ ______ _____________ / ФИО «___» __________ 201_г. ЦИКЛОГРАММА КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ наименование ДОУ № п/п Тематика контроля Вид контроля Объект контроля Периодичность (сроки) контроля Ответственный за контроль Форма отражения 1. Охрана жизни и здоровья детей 1.1 Создание условий в группах для охраны жизни и здоровья детей текущий Все педагоги В течение года Зав. ДОУ, зам. зав. по ВМР Педчас, общее собрание, педсовет 1.2. Организация и проведение режимных процессов (умы- вание, прием пищи, сбор на прогулку, организация сна (укладывание, подъем); -утренний фильтр Текущий, Все группы В течение года Зав. ДОУ, зам. зав. по ВМР Врач - педиатр Пед.час, медико-пед. совещание, КНДП 1.3. Организация и проведение режимных моментов (прогулка, утренний прием, готовность к занятиям). текущий Все группы, Ноябрь, февраль, апрель Зав. ДОУ, зам. зав. по ВМР Педчас, КДП 1.4. Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий Текущий Педагоги Октябрь, декабрь, Март, апрель Зав. ДОУ, зам. зав. по ВМР Пед. час, педсовет, КНД 1.5. Соблюдение правил ТБ при организации различных видов детской деятельности. Текущий Все педагоги В течение года Зав. ДОУ Зам по безопасности Пед. час, КНД

19 слайд

Описание слайда:

№ п/п Тематика контроля Вид контроля Объект контроля Периодичность (сроки) контроля Ответственный за контроль Форма отражения 1. Охрана жизни и здоровья детей 1.6. Анализ заболеваемости Текущий, итоговый Все группы Январь, Май, сентябрь Зав. ДОУ Врач - педиатр Педчас 1.7. Соблюдение требований к подбору мебели. Текущий Все группы В течение года Врач -педиатр Завхоз Произв. совещ. Пед.час 1.8 Организация работы по ОБЖ и предупреждению ДТ и ДДТТ Текущий Все группы Сентябрь, декабрь Апрель Зам зав по безопасности Педчас КНДП 1.9 Организация двигательной активности детей Текущий Все группы Ноябрь, апрель Зам зав по ВМР Педчас 2 Уровень развития детей и организация педагогического процесса: 2.1 Анализ непосредственно образовательной деятельности. Текущий. Педагоги В течение года Зам. зав. по ВМР, заведующий ДОУ КНДП Педчас 2.2. Анализ самостоятельной деятельности детей текущий Все возрастные группы В течение года Зам. зав. по ВМР, заведующий ДОУ КНДП Педчас 2.3 Результаты педагогической диагностики Текущий, итоговый Все возраст. группы Октябрь, май Зам зав по ВМР Педчас педсовет 2.4 Подготовке детей к школе текущий Педагоги гр. октябрь, май Зам.зав. по ВМР Педчас,

20 слайд

Описание слайда:

№ п/п Тематика контроля Вид контроля Объект контроля Периодичность (сроки) контроля Ответственный за контроль Форма отражения 3. Профессиональная компетентность педагогов 3.1. Открытые просмотры: Текущий, тематический Воспитатели, специалисты В течение года Зам. зав. по ВМР, заведующий ДОУ КНДП Педчас 3.2 Анализ профессиональных затруднений педагога Анкетирова-ние Все педагоги В течение года Зам. зав. по ВМР Анализ анкеты 3.3. Взаимодействие с семьями воспитанников текущий Все педагоги ноябрь, февраль, апрель Зав. ДОУ Зам. зав. по ВМР Педчас, КНД 3.4. Планирование воспитательно-образовательной работы Текущий тематический Все группы, специалисты В течение года Зав. ДОУ, зам. зав. по ВМР, Педчас, КНД 3.5. Организация оздоровительных мероприятий Взаимоанализ планов Все группы В течение года Педагоги КНД 3.6. Организация работы по дополнительному образованию Текущий итоговый Педагоги сентябрь, декабрь, апрель Зам. зав. по ВМР Педчас, КНД 3.7. Взаимодействие в работе педагогов и специалистов Текущий Все педагоги Октябрь, январь, март Зав. ДОУ Зам. зав. по ВМР Педчас 3.8. Внедрение в практич. деятельн. педагогов теоретич. знан. и рекомендаций, полученных в ходе МО, КПК Все педагоги ноябрь, апрель Зав. ДОУ Зам. зав. по ВМР Педчас 3.9. Выполн. решений пед. советов, педчасов, исполнение инструк. -методич. докумен. вышестоящих организаций Исполнительский Все педагоги Декабрь, Февраль, май Зав. ДОУ Зам. зав. по ВМР Педсовет, КНД 3.10 Создание предметно – пространственной среды (здание, территория) Текущий Все педагоги В течение года Зав. ДОУ Зам. зав. по ВМР Педчас

21 слайд

Описание слайда:

№ п/п Тематика контроля Вид контроля Объект контроля Периодичность (сроки) контроля Ответственный за контроль Форма отражения 3. Профессиональная компетентность педагогов 3.11. Выполнение рекомендаций, выданных по итогам аттестации персональный Аттестованные педагоги По индивидуальн. графику Зав. ДОУ,зам. зав. по ВМР,члены АК Педчас, КНД 3.12 Аттестация педагогов текущий Аттестующиеся педагоги По индивидуальн. графику Зам. зав. по ВМР заведующий Педчас, КНД 3.13 Документация группы Текущий Все группы В течение года Зав. ДОУ Зам. зав. по ВМР Педчас, КНД 4. Организация питания воспитанников 4.1. Организация приема пищи в группах. текущий Все группы Постоянно Завед. ДОУ Зам.зав.по ВМР. Ответств. по питанию врач-педиатр КНД Административ. совещ. 4.2. Соблюдение правильности хранения, выдачи, доставки продуктов и сроков их реализации. текущий завхоз Еженедельно Комиссия по контролю за орг. Питания в ДОУ, ответств. по пит. Произв. совещ. КНД 4.3. Соблюдение технологий приготовления пищи текущий Повара Еженедельно *бракиражная Комиссия ежедневно Комиссия по контролю за орг. Питания в ДОУ, ответств. по пит. Произв. совещ. КНД 4.4. Закладка продуктов, выдача пищи по графику на пищеблоке текущий Повара Еженедельно *бракиражная Комиссия ежедневно Комиссия по контролю за орг. Питания в ДОУ, ответств. по пит. Произв. совещ. КНД

22 слайд

Описание слайда:

№ п/п Тематика контроля Вид контроля Объект контроля Периодичность (сроки) контроля Ответственный за контроль Форма отражения 5. Санитарное состояние ДОУ 5.1.. Санитарное состояние территории ДОУ текущий Дворники Постоянно Завхоз Произв. совещание 5.2. Санитарное состояние групп, пищеблока, пр.помещ. текущий МОП Еженедельно Врач-педиатр, завхоз Экран чистоты 5.3. Соблюдение графиков генеральной уборки помещений текущий МОП Постоянно Врач-педиатр, завхоз Тетрадь контроля МОП 5.4. Хранение и использование дезинфицирующих средств текущий МОП Постоянно завхоз Врач-педиатр Тетрадь контроля МОП 6. Соблюдение сотрудниками ДОУ санитарно-эпидемиологического режима 6.1. Выполнение графика прохождения сотрудн. медиц. проф. осмотра, сдачи экзамена по сан. минимуму текущий Все сотрудники По графику Врач-педиатр Заведующий ДОУ Журнал учета 6.2. Выполнение санитарно-гигиенического режима работниками пищеблока Текущий Сотрудники пищеблока. Постоянно Врач-педиатр Комиссия по контролю за орг. Питания в ДОУ Произв.совещ. ЖУК 6.3. Выполнение персоналом ДОУ санитарно-гигиенических правил Текущий Все сотрудники Постоянно Врач-педиатр, завхоз Произв.совещ. 7. Создание условий для производственной деятельности сотрудников 7.1 Обеспечение работников спец.одеждой и СИЗ, согласно нормам Текущий Завхоз Сентябрь Апрель Зав. ДОУ Журнал учета 7.2. Соблюдение норм и сроков выдачи инвентаря Текущий МОП Октябрь Январь, май Завхоз Журнал учета 7.3. Соблюдение охраны труда и техники безопасности Текущий Сотрудники ДОУ Сентябрь, Декабрь, Февраль, май, август Заведующий ДОУ, председатель профкома ДОУ, Врач-педиатр, Завхоз, зам.зав. по безопасности КНД

Являясь одним их главных источников получения информации о качестве работы сотрудников ДОУ, контроль выступает базой для принятия управленческих решений; позволяет установить, всё ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с целями и задачами ДОУ, а также определить пути и методы устранения выявленных недостатков и распространению положительного опыта.

Задачи контроля и проверки руководства заключаются в том, чтобы обеспечить соответствие результатов целям организации. Регулярный контроль текущих дел и прогнозирование их последствий позволяет руководителю проводить корректировку отклонений, необходимую для успешной работы дошкольного учреждения. Процесс контроля тесно связан как с непосредственным исполнением работ, так и с будущими действиями. Предназначение контроля состоит в проверке того, насколько все затраченные усилия способствуют исполнению поставленной задачи.

К осуществлению контроля в ДОУ мы предъявляем следующие требования:

  • Создание единой системы контроля по всем направлениям деятельности ДОУ;
  • Цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач ДОУ;
  • Планирование контроля - тщательно намечаемые цели, задачи; контроль по всем на-правлениям работы, по воспитанию и обучению планируется в единстве);
  • Выявление опыта работы; причин, вызывающих недостатки; выработка эффективных мер по их устранению;
  • Своевременность контроля;
  • Гласное подведение итогов;
  • Мероприятия, намеченные в результате контроля должны обязательно выполняться.

Чтобы охватить контролем все аспекты ДОУ мы четко распределили обязанности между администрацией: выделили круг вопросов, которые контролирует только заведующая, и вопросы, контролируемые старшим воспитателем, завхозом, старшей медсестрой. При этом исходили из должностных обязанностей, "Положением о ДОУ", Положением о внутреннем контроле", а также из конкретных на данный момент условий.

Заведующая контролирует:

  • Работу административной группы (старшего воспитателя, завхоза, медицинского персонала);
  • Выполнение в соответствии с трудовым законодательством правил трудового распорядка, санитарно-гигиенического режима, норм охраны труда;
  • Проверку исполнения инструктивно-методических документов выше стоящих организаций, предложений инспектирующих лиц;
  • Качество знаний, умений и навыков у детей;
  • Выполнение решений педагогического совета;
  • Сохранность оборудования и пособий в разных возрастных группах;
  • Ведение документации всеми воспитателями и администрацией;
  • Организацию и осуществление работы с родителями;
  • Финансово-хозяйственную деятельность;
  • Выборочный контроль за работой воспитателей.

Старший воспитатель контролирует:

  • Состояние воспитательно-образовательной работы в разных возрастных группах;
  • Выполнение образовательных программ, внедрение новых педагогических технологий;
  • Календарные планы и документацию педагогов;
  • Наличие и хранение детских работ;
  • Работу педагогов по повышению квалификации.

Завхоз, старшая медсестра осуществляют контроль по «Плану производственного контроля».

Контроль проводится в определенной последовательности, используя следующий алгоритм :
Цель контроля - объект контроля - разработка плана контроля - сбор информации - первичный анализ изученного - выработка рекомендаций - проверка исполнения рекомендаций.

Изучение конечных результатов педагогической деятельности воспитателей включает в себя несколько этапов:

  • Сбор информации - с помощью воспитателей, воспитанников, а также других лиц при-частных к подготовке воспитанников ДОУ к обучению в школе;
  • Изучение документации;
  • Обработку полученной информации;
  • Заполнение листов опроса;
  • Обсуждение полученных данных, их анализ и интерпретация;
  • Утверждение на педагогическом совете направлений корректировки педпроцесса;
  • Закрепление положительных традиций, передового педагогического опыта;
  • Разработку рекомендаций.

В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание качественной и своевременной информации, необходимой для принятия управленческих решений. При этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы её конечным результатам. В ДОУ издается сборник «Воспитательно - образовательная работа в цифрах и фактах», в котором излагается анализ работы за четыре года. В сборнике выделены разделы, раскрывающие результаты контроля по следующим направлениям:

  1. Педагогическое обследование: усвоение программного материала, готовности к обучению в школе.
  2. Организация оздоровительной работы и физического воспитания.
  3. Организация методической работы.
  4. Организация работы с родителями.

На основании рекомендаций, предложенных в книгах Н. В. Корепановой, И. А. Липчанской "Контроль функционирования и развития ДОУ", Л. М. Денякиной "Технологии управления образовательным учреждением", мы составили рабочие материалы оперативного контроля: в каждой группе для педагогов имеется папка со схемами "Контроль функционирования и развития ДОУ", в которые включены 14 блоков :

  1. Охрана жизни и здоровья детей;
  2. Образовательный процесс;
  3. Физическое воспитание;
  4. Игровая деятельность;
  5. Интеллектуально - познавательная деятельность;
  6. Художественно - речевая деятельность;
  7. Музыкальная деятельность;
  8. Изобразительная деятельность;
  9. Трудовая деятельность;
  10. Нравственное воспитание;
  11. Режимные моменты;
  12. Нормативные документы;
  13. Медицинская работа;
  14. Административно - хозяйственная часть.

Все вопросы, вынесенные на контроль в текущем месяце, сообщаются педагогам на педагогическом часе и размещаются в методическом уголке - этим мы обеспечиваем гласность контроля. Результаты проверки заносятся в журнал, оформленный на весь год с использованием "Карт наблюдения" на каждого педагога, где даются рекомендации, для отметки результатов используем условные обозначения или текстовой материал. Этим самым обеспечиваем действенность контроля, не только указывая на недостатки, но проверяя выполнение предложений и рекомендаций, а также выявление положительных качеств и результатов. В конце каждой недели месяца делаются выводы и вносятся предложения для корректировки планирования контроля на следующий месяц. Таким образом, можно убедиться в эффективности контроля. Затем проводится ежеквартальное подведение итогов работы по всем направлениям.

Главным предметом тематического контроля является система педагогической работы с детьми по одному из разделов программы. После тщательного, заранее спланированного изучения положения дел в конкретном направлении работы с детьми обязательно проводится анализ результатов тематического контроля. Он позволяет установить причины сложившегося положения дел. По итогам тематического контроля и всестороннего анализа его результатов принимается конкретный план действий по устранению недостатков и коррекции воспитательно-образовательного процесса.

Проверка планов воспитательно - образовательной работы осуществляется еженедельно : в младших группах - в пятницу, в старших - в понедельник. В каждой группе имеются тетради «Контроль и оказание методической помощи» (вложены в планы воспитательно - образовательной работы), в которых делаются отметки о результатах проверки планов. Такая форма удобна как для педагогов, так и для проверяющих.

Для разработки системы предстоящей деятельности, формирования целей и задач нужно не просто подготовить анализ работы учреждения, а увидеть проблемы и перспективы его развития. Осуществить это можно путем тщательного анализа направлений работы. Для этого мы составили:

  • Таблицу отслеживания выполнения решений педагогических совета;
  • Анализ выполнения годового плана;
  • Изучение новых технологий, программ;
  • План творческих отчетов по самообразованию.

Таким образом, мы пришли к выводу, что по каждому вопросу, по каждому направлению контроля целесообразно иметь подробные таблицы, схемы, где каждый вопрос, вынесенный на контроль, разбит на подвопросы, которые легко проконтролировать и оценивать. Эти схемы универсальны, могут использоваться в течение нескольких лет, а при необходимости можно легко внести коррективы, т. к. все они имеются в компьютерном варианте.

Контроль, проводимый в системе, позволяет нам решать следующие задачи:

  • Моделирование, прогнозирование, проектирование желаемого, достойного уровня качества образования на основе анализа существующих достижений;
  • Достижение заданного уровня качества путем обеспечения функционирования образовательной системы и образовательных учреждений в целом;
  • Обеспечение повышения качества;
  • Диагностирование имеющегося уровня качества образования, т.е. проведение мониторинга.

Использованная литература:
1. Н. В. Корепановой, И. А. Липчанской "Контроль функционирования и развития ДОУ" 2005г.
2. Л. М. Денякиной "Технологии управления образовательным учреждением" 2004г.
3. О.А. Скоролупова «Контроль как один из этапов методической работыв дошкольном учреждении», 2003г.
4. Н.С. Голицына «Система методической работы с кадрами в дошкольном образователь-ном учреждении», 2005г.
[b]

Из опыта работы: Якимчук И. Н. заведующей, Фольц А. И. старшего воспитатель ВДОУ № 14 "Медвежонок" ПТВС АК "АЛРОСА" РС (Якутия) г. Мирный