Задание 12 по русскому языку огэ.

1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Мамина ладошка коснётся твоих волос,(1) потреплет их игриво,(2) и вот ушли все неприятности и огорчения, (3) как будто мама отвела их от тебя своей материнской рукой. Самое дорогое сокровище,(4) самая большая ценность в нашей жизни – руки нашей мамы!

2. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Вскарабкавшись на обрыв по узенькой тропе, (1) они очутились на заброшенной вырубке. Это и был малинник: запах малины, (2) жара и шмелиное жужжание...

Когда наелись малины, (3) повернули назад и по дороге решили зайти в старый парк.

Одна из аллей шла в самый глухой угол парка. Там стояла бывшая барская контора, (4) которая смотрела на прохожих пугающе чёрными пустыми окнами.

3. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Учительница Кира Геннадьевна уговаривала одноклассников сходить к Пашке в больницу или хотя бы написать ему записки, (1) но все отказались самым решительным образом. Венька не мог даже предположить, (2) что ещё кого-то в классе не любят так же, (3) как его самого.

Очень хорошо зная, (4) как тяжело быть одному, (5) Венька решил съездить к Пашке самостоятельно.

4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Только сама игрушка выглядела грязной и потрёпанной, (1) а в некоторых местах была порезана, (2) и оттуда торчала вата. Медвежонок

по-прежнему настойчиво указывал на меня лапой.

Я решил съездить на дачу, (3) которая была практически заброшена, (4) и отыскать на чердаках-подвалах медвежонка среди барахла. Перерыв там всёвверх дном, (5) я в самом дальнем углу в пыльном мешке из-под картошки нашёл игрушку.

5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Он сидел передо мной такой шоколадный, (1) и у него были разные глаза: один его собственный – жёлтыйстеклянный, (2) а другой большой белый – из пришитой пуговицы от наволочки. Но это было неважно, (3) потому чтоМишка смотрел на меня своими разными глазами и обе лапы поднял кверху, (4) как будто он уже заранее сдаётся...

6. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Ты видишь, (1) как девочка любит Катю: она её из рук почти не выпускает, (2) и ложится спать, (3) и ест вместе с ней, (4) а мы с тобой день и ночь скучаем на тумбочке.

7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Мы, (1) какдрова, (2) таскали на телегу стеклянные пирамиды, (3) циркули, (4) банки со змеями и лягушками.

Когда мы зашли в магазин за новыми охапками пособий, (5) Анна Николаевна вдруг задумчиво проговорила: – Деньги-то ещё остались. Чего бы ещё купить?

8. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

«Золотые дни» не вечны, (1) на смену им приходят «суровые дни», (2) когда мы начинаем чувствовать себя самостоятельными и постепенно удаляемся от мамы. И вот уже нет прекрасной дамы и маленького рыцаря, (3) а если он и есть, (4) то у него другая прекрасная дама – скосичками, (5) с капризно надутыми губами, (6) с кляксой на платье...

89 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Когда у него, (1) у Ваньки, (2) будет собственный сын, (3) он ни за что не станет покупать ему никаких пиджаков. Он внимательно изучит, (4) в чём будут ходить друзья сына, (5) и купит ему точь-в-точь такую же чёрную джинсовку, (6) как у Пети Комиссарова: скромную, (7) с многочисленными удобными карманами на «молниях» и кнопках.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Биографию виртуальному Мите она придумала без труда, (1) а фотографию взяла из маминого альбома: молодой человек сидит верхом на какой-то ограде и красиво улыбается. Глаза у него светлые, (2) а волосы тёмные, (3) как по заказу…

Сделав всё, (4) что нужно, (5) для заполнения Митиной страницы, (6) Нина удовлетворённо выдохнула и откинулась на спинку компьютерного кресла, (7) чтобы полюбоваться делом рук своих.

11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

«Одетую» мной книгу Житкова «Что я видел» Татьяна Львовна признала образцовой, (1) и я, (2) уединившись в библиотечных кулисах, (3) множил, (4) вдохновлённый похвалой, (5) свои образцы.

Благоговейная тишина, (6) запахи книг оказывали на меня магическое действие. На моём счету числилось пока что ничтожно мало прочитанного, (7) зато всякий раз именно в этой тишине книжные герои оживали в моём воображении!

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

И скоро началось то, (1) чего я опасался. Снежинки вдруг закружились в таком танце, (2) что через несколько минут началась настоящая пурга, (3) вскоре перешедшая в большой буран. Узенькую дорожку, (4) которая вела в наше село, (5) то и дело засыпало снегом, (6) а потом она и совсем пропала.

13. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Извиняться тебе перед ней придётся, (1) и так, (2) чтобы это отложилось в садовой твоей голове надолго. Мы сейчас идём к ней, (3) ты извиняешься и даришь ей цветы, (4) а иначе миру между нами не бывать.

Миром с дедом внук дорожил, (5) и поэтому он понял, (6) что не миновать ему ни извинения, (7) ни цветов.

14. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Нет, (1) она не изменилась. Почти не изменилась. Во всяком случае, (2) она не хуже, (3) но и не лучше прежнего. Немного выросла по сравнению с прошлым годом, (4) но во всём остальном особенных перемен в ней нет.

15. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью

В те дни, (1) о которых я рассказываю, (2) он дразнил меня непонятным прозвищем Кнабель. Впрочем, (3) Лёшкины дразнилки были беззлобные, (4) а по-настоящему злился он, (5) если к нему лезли под руку во время важной работы. Поэтому я не стал соваться и разглядывать пугач, (6) а смирно присел на укрытую суконным одеялом койку.

16. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

В пригороде одного самого обычного города жила самая обычная семья: папа Витя, (1) мама Вика, (2) сын Митя и дочь Ника. Дети были послушными, (3) но они очень не любили ложиться спать. Каждый вечер был скандал:

– Дети, (4) ложитесь спать! Уже поздно… – сердился папа Витя.

– Ну, (5) папа, (6) ещё полчасика можно мы поиграем?

17. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Повздыхав, (1) зарубив себе на носу жестокий размер ответственности и ещё одно правило, (2) по которому мама должна прийти сама вместе с тобой, (3) захватив при этом паспорт, (4) мы вылетели на волю, (5) снова ликуя и толкаясь.

18. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной с вязью.

Анна Николаевна рассказывала про последние известия с фронта, (1) а Вовка, (2) такая у него была почётная обязанность, (3) передвигал флажки на карте под руководством учительницы.

Наши били фрицев, (4) флажки двигались каждый день, (5) расширяя фронт атак, (6) и в тот день скакнули далеко вперёд.

19. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью .

Я узнал спасительное свойство земли: под сильным огнём прижимался к ней в надежде, (1) что смерть минует меня. Это была земля моей матери, (2) родная земля, (3) и она хранила меня с материнской верностью.

Один, (4) только один раз земля не уберегла меня...

Я очнулся втелеге, (5) на сене. Я не почувствовал боли, (6) меня мучила нечеловеческая жажда.

20. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Наиля посмотрела на меня пристально, (1) покачала головой. Она не могла понять, (2) а я не мог объяснить ей, (3) что её голос менял значение слов и самые обыкновенные слова звучали как только что рождённые.

Первый вариант задания

Рассмотрим традиционно задание из демонстрационного варианта:

Они молча отдали ей письма и похоронку. Анна Федотовна ощупала каждый листок,(1) удостоверилась,(2) что они подлинные,(3) аккуратно сложила в шкатулку и сказала: – Мальчик,(4) поставь шкатулку на место. И задвинь ящик плотно,(5) чтобы я слышала.

Алгоритм выполнения задания:
  1. Предложенный отрывок состоит из трех предложений. Первое предложение простое. Второе предложение сложное, состоит из трех простых:
    1. Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, аккуратно сложила в шкатулку и сказала – предложение простое, двусоставное, полное, осложнено однородными сказуемыми. Цифра 1 обозначает запятую, разделяющую однородные члены предложения.
    2. что они подлинные – предложение простое, двусоставное, полное, придаточное изъяснительное. Цифры 2 и 3 обозначают запятые между частями сложноподчиненного предложения .
    3. Мальчик, поставь шкатулку на место – простое предложение, односоставное, определенно-личное, осложненное обращением. Запятая под цифрой 4 отделяет обращение.
  2. Третье предложение сложное, состоит из двух частей:
    1. И задвинь ящик плотно – простое, односоставное, определенно-личное предложение.
    2. чтобы я слышала – простое, двусоставное, полное, придаточное образа действия. Запятая под цифрой 5 отделяет границы сложноподчиненного предложения .

Ответ: 235

Второй вариант задания

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочинённого предложения.

Я всхлипнула,(1) а он обнял меня,(2) как маленькую. Ему всего и нужно,(3) чтобы мы были все вместе. И он готов ради этого работать день и ночь,(4) трудиться не покладая рук. А когда я уезжала к себе на квартиру,(5) одинокую,(6) холодную,(7) они,(8) мать и отец,(9) стояли на лестничной площадке,(10) и плакали,(11) и махали,(12) и повторяли мне вслед:

- Мы любим тебя,(13) мы любим тебя!

Алгоритм выполнения задания:
  1. Я всхлипнула,(1) а он обнял меня,(2) как маленькую .- предложение сложное, состоит из двух частей. Запятая под цифрой 1 обозначает отделение частей сложносочиненного предложения (предложения соединяются при помощи сочинительного союза а). Запятая под цифрой 2 отделяет сравнение.
  2. Ему всего и нужно,(3) чтобы мы были все вместе. – предложение сложное, состоит из двух частей, цифра 3 отделяет придаточное изъяснительное от главного.
  3. И он готов ради этого работать день и ночь,(4) трудиться не покладая рук. - простое предложение, двусоставное, полное, осложненное однородными сказуемыми. Цифра 4 разделяет однородные члены предложения.
  4. А когда я уезжала к себе на квартиру,(5) одинокую,(6) холодную,(7) они,(8) мать и отец,(9) стояли на лестничной площадке,(10) и плакали,(11) и махали,(12) и повторяли мне вслед – предложение сложное, сложноподчиненное с придаточным времени; главное предложение осложнено приложением и однородными сказуемыми. Цифры 8 и 9 выделяют приложение, цифры 10, 11, 12 указывают на запятые при однородных членах предложения. Зависимое предложение осложнено обособленными однородными определениями (5,6). Цифра 7 указывает на границу между частями сложноподчиненного предложения.
  5. Мы любим тебя,(13) мы любим тебя! – сложное, бессоюзное. 13 – границы простых предложений в составе сложного.

Ответ: 1

Третий вариант задания

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Коста и Женечка проводили собаку до её бессменного поста,(1) где неподалёку от воды лежала перевёрнутая лодка,(2) подпёртая чурбаком,(3) чтобы под неё можно было забраться. Собака подошла к воде,(4) села на песок и снова застыла в своём вечном ожидании.

Алгоритм выполнения задания:
  1. Коста и Женечка проводили собаку до её бессменного поста,(1) где неподалёку от воды лежала перевёрнутая лодка,(2) подпёртая чурбаком,(3) чтобы под неё можно было забраться. – предложение сложное, сложноподчиненное, состоит из 3 частей. Цифра 1 – обозначает границы сложноподчиненного предложения . 2 – обособляет деепричастный оборот. 3 – обозначает границы сложноподчиненного предложения.
  2. Собака подошла к воде,(4) села на песок и снова застыла в своём вечном ожидании – предложение простое, двусоставное, осложнено однородными сказуемыми. 4 – разделяет однородные члены предложения.

СДАМ ГИА

1. Задание 12 № 5253.

2. Задание 12 № 5256.

3. Задание 12 № 5266.

4. Задание 12 № 5284.

5. Задание 12 № 5285.

6. Задание 12 № 5288. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, которые обозначают в сложном предложении запятые между частями, соединёнными подчинительной связью.

7. Задание 12 № 5292. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

8. Задание 12 № 5293.

9. Задание 12 № 5295.

10. Задание 12 № 5296.

11. Задание 12 № 5299. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

12. Задание 12 № 5300. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, которые обозначают в сложном предложении запятые между частями, соединёнными подчинительной связью.

13. Задание 12 № 5305.

14. Задание 12 № 5420. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

ОТВЕТЫ

СДАМ ГИА

Задания формата 2015 повышенной сложности

1. Задание 12 № 5253. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Я тоже когда-то собирал,(1) мы приносили их домой целыми сотнями. Аккуратненькие,(2) лакированные,(3) они загромождали ящики,(4) всем мешали,(5) и долго ещё выметали их из-под шкафов и кроватей.

Пояснение.

Под номером 5 запятая между частями, связанными сочинительной связью.

Запятая под номером 1 связывает части при бессоюзной связи.

Ответ: 5.

2. Задание 12 № 5256. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

А потом,(1) когда кошки выздоровели,(2) началась игра. Я смастерил массу игрушек,(3) и с британскими кошками мы повторили все трюки,(4) которые выполняли их московские «коллеги»,(5) и даже сумели создать много нового и интересного.

Пояснение.

Запятая по номером 3 разделяет части: «Я смастерил массу игрушек» и «с британскими кошками мы повторили все трюки...», связанные сочинительной связью.

Запятая под номером 5 закрывает придаточное предложение, далее идёт второе однородное сказуемое к подлежащему МЫ.

Ответ: 3.

3. Задание 12 № 5266. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

В 1922 году,(1) когда ему было 14 лет,(2) Лев Ландау успешно сдал экзамены в Бакинский университет и был зачислен на физико-математический факультет сразу на два отделения - математическое и естественное. Его очень интересовала химия,(3) но вскоре он ушёл с естественного отделения,(4) поняв, (5) что физика и математика ему больше по душе.

Пояснение.

Запятые под номерами 1 и 2 выделяют придаточное предложение «когда ему было 14 лет». Запятая под номером 5 разделяет части: «вскоре он ушёл с естественного отделения,(4) поняв» и «что физика и математика ему больше по душе», связанные подчинительной связью.

Ответ: 1, 2, 5.

4. Задание 12 № 5284. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Мама,(1) вздохнув,(2) повела Славку в библиотеку. Там она отыскала старую книгу,(3) которая называлась «Морской словарь».

- Если хочешь и есть ещё вопросы,(4) читай и разбирайся.

Пояснение.

Запятая под номером 3 разделяет части: «Там она отыскала старую книгу» и «которая называлась «Морской словарь», связанные подчинительной связью. Запятая под номером 4 разделяет части: «Там читай и разбирайся» и «Если хочешь и есть ещё вопросы», связанные подчинительной связью.

Ответ: 3, 4.

5. Задание 12 № 5285. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, которые обозначают в сложном предложении запятые между частями, соединёнными подчинительной связью.

В детстве я не знал,(1) кем хочу стать. Мне все люди вокруг нравились и все работы тоже. В голове у меня была путаница,(2) я был какой-то растерянный и никак не мог толком решить,(3) за что же мне приниматься.

Пояснение.

Запятая под номером 1 разделяет части: «В детстве я не знал» и «кем хочу стать», связанные подчинительной связью. Запятая под номером 3 разделяет части: «я был какой-то растерянный и никак не мог толком решить» и «за что же мне приниматься», связанные подчинительной связью.

Ответ: 1, 3.

6. Задание 12 № 5288. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, которые обозначают в сложном предложении запятые между частями, соединёнными подчинительной связью.

Если бы вдруг я учился на одни пятёрки и меня бы стали хвалить на школьном собрании,(1) многим ребятам это бы не понравилось. А тут все врачи,(2) медсёстры и нянечки так улыбались, (3) словно их самих за что-то благодарили.

Пояснение.

Запятая под номером 1 разделяет части: «Если бы вдруг я учился на одни пятёрки и меня бы стали хвалить на школьном собрании» и «многим ребятам это бы не понравилось», связанные подчинительной связью. Запятая под номером 3 разделяет части: «А тут все врачи,(2) медсёстры и нянечки так улыбались» и «словно их самих за что-то благодарили», связанные подчинительной связью.

Ответ: 1, 3.

7. Задание 12 № 5292. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Я не чувствовал света,(1) не видел того,(2) что видит обычный фотограф,(3) казалось бы,(4) в обычной ситуации. Я не умел выбирать людей,(5) которые на фотографиях были выразительными,(6) а в жизни невидными.

Пояснение.

Запятая под номером 2 разделяет части: «Я не чувствовал света,(1) не видел того» и «что видит обычный фотограф», связанные подчинительной связью. Запятая под номером 5 разделяет части: «Я не умел выбирать людей» и «которые на фотографиях были выразительными,(6) а в жизни невидными», связанные подчинительной связью.

Ответ: 2, 5.

8. Задание 12 № 5293. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, которые обозначают запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Если мама задерживалась,(1) Колька и отец чувствовали себя какими-то удивительно неустроенными,(2) словно они сидели на вокзале в ожидании поезда,(3) который опаздывал и неизвестно когда должен был прийти.

Пояснение.

Запятая под номером 1 разделяет части: «Если мама задерживалась» и «Колька и отец чувствовали себя какими-то удивительно неустроенными», связанные подчинительной связью. Запятая под номером 2 разделяет части: «Колька и отец чувствовали себя какими-то удивительно неустроенными» и «словно они сидели на вокзале в ожидании поезда», связанные подчинительной связью. Запятая под номером 3 разделяет части: «словно они сидели на вокзале в ожидании поезда» и «который опаздывал и неизвестно когда должен был прийти», связанные подчинительной связью.

Ответ: 1, 2, 3.

9. Задание 12 № 5295. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

А он всё летел,(1) всё уменьшался. Вот он пролетел последний этаж большого дома,(2) и кто-то высунулся из окна и махал ему вслед,(3) а он ещё выше,(4) выше антенн и голубей...

Пояснение.

Запятая под номером 2 разделяет части: «Вот он пролетел последний этаж большого дома» и «кто-то высунулся из окна и махал ему вслед», связанные сочинительной связью. Запятая под номером 3 разделяет части: «кто-то высунулся из окна и махал ему вслед» и «а он ещё выше,(4) выше антенн и голубей», связанные сочинительной связью.

Ответ: 2, 3.

10. Задание 12 № 5296. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, соединёнными сочинительной связью.

Сын погиб,(1) а дочь умерла,(2) и родных - никого. Ездила в Москву насчёт пенсии,(3) да к тому же,(4) как выясняется,(5) - без билета.

Пояснение.

Запятая под номером 1 разделяет части: «Сын погиб» и «а дочь умерла», связанные сочинительной связью. Запятая под номером 2 разделяет части: «а дочь умерла» и «и родных - никого», связанные сочинительной связью. Запятая под номером 3 разделяет части: «Ездила в Москву насчёт пенсии» и «да к тому же... - без билета» (неполное предложение: пропущено сказуемое «ездила»), связанные сочинительной связью.

Ответ: 1, 2, 3.

11. Задание 12 № 5299. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

Голосок у него был так себе,(1) не сильный,(2) но пел Салазкин чисто и с ясным,(3) сразу проникающим в сознание звоном. И песня была... не о кузнечике. Словно сам Саня был маленький трубач осаждённого войска,(4) и будто он бросал врагам последний вызов.

Пояснение.

Запятая под номером 2 разделяет части: «Голосок у него был так себе,(1) не сильный» и «но пел Салазкин чисто и с ясным,(3) сразу проникающим в сознание звоном», связанные сочинительной связью. Запятая под номером 4 разделяет части: «Словно сам Саня был маленький трубач осаждённого войска» и «и будто он бросал врагам последний вызов», связанные сочинительной связью.

Ответ: 2, 4.

12. Задание 12 № 5300. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, которые обозначают в сложном предложении запятые между частями, соединёнными подчинительной связью.

Дома я первым делом заперла в ванной комнате своего чёрного котёнка,(1) чтоб он не скакнул на цветочек и не сломал его. Котёнок не понимает, (2) что цветок не игрушка,(3) а живое существо с растительным сознанием.

Пояснение.

Запятая под номером 1 разделяет части: «Дома я первым делом заперла в ванной комнате своего чёрного котёнка» и «чтоб он не скакнул на цветочек и не сломал его», связанные подчинительной связью. Запятая под номером 2 разделяет части: «Котёнок не понимает» и «что цветок не игрушка», связанные подчинительной связью.

Ответ: 1, 2.

13. Задание 12 № 5305. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) в сложном предложении запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.

Над кораблями,(1) над морем неутомимо носились чайки. Море вдали было спокойное и очень синее,(2) а у берега, (3) разбиваясь на волны,(4) становилось тёмно-зелёным. Волны шевелили у камней водоросли,(5) и громадные камни время от времени показывались над водой.

Пояснение.

Запятая под номером 5 разделяет части: «Волны шевелили у камней водоросли» и «громадные камни время от времени показывались над водой», связанные сочинительной связью.

Ответ: 5.

14. Задание 12 № 5420. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Я даже представить не могу,(1) что у нас когда-то не было Кита. Мы взяли его маленьким,(2) и он рос хоть и незаметно,(3) но прямо на глазах.

Пояснение.

Запятая под номером 2 разделяет части: «Мы взяли его маленьким» и «и он рос хоть и незаметно,(3) но прямо на глазах», связанные сочинительной связью.

Ответ: 2.

Теоретический минимум по теме

«Сложное союзное предложение»

Перед изучением этой темы, вам следует обратиться к прошлой, где мы считали количество грамматических основ в предложении (). Если при счёте основ обнаруживается, что их больше одной, делаем вывод: предложение сложное. осталось дело за малым: узнать, к какому типу относится связь предложений.

И первым делом надо найти тот знак препинания, который отделяет одно предложение от другого. Как это сделать без ошибок?

Предложение — вещь законченная. Все части предложения между собой связаны вопросами. Не связаны ими бывают только обращения и . Предложение (пусть даже и разделённое запятой, а не точкой) — такая минисистема со своей иерархией. Каждое звено системы зависит от другого звена, что повыше. Чтобы проверить, куда относится та или иная часть сложного предложения, надо задать к ней вопрос и посмотреть, от чего по смыслу вы задаёте этот вопрос.

Понаблюдаем: Тролли разгорячились от жаркого спора, напрочь забыв про время, и, подкравшись неожиданно, рассвет застал их врасплох . Видим две основы: «тролли разгорячились» и «рассвет застал врасплох». Но какая из четырёх запятых показывает границу между предложениями? Что соединяет союз «и»: обороты или предложения? Найти ответ легко. Просто найдите последнее слово, которое будет относиться к первой основе. Разгорячились как? — забыв про время. Всё. Дальше мы не можем задавать вопросы, потому что «подкравшись неожиданно» — это не про троллей, а про рассвет. Он подкрался и застал троллей врасплох. А значит, «подкравшись» уже будет относиться ко второй основе. Союз «и» соединяет предложения (обороты ведь к разным частям относятся, значит, неоднородные они) и граница как раз перед ним, запятая номер 2.

Умение находить границы предложений поможет справиться и со знаками препинания. Теперь рассмотрим виды связи. Они определяются в зависимости от того, что связывает два предложения, кроме запятой.

Бессоюзное сложное предложение.

Здесь только знак препинания и всё. Обратите внимание, что лишь в бессоюзном предложении между частями могут стоять тире, двоеточие. Союзные предложения разрешают запятую и в редких случаях точку с запятой.

Союзное сложное предложение.

После запятой идёт союз. Чаще всего он идёт сразу после запятой. Чаще, но не всегда. И в зависимости от того, какой союз там будет, существует два вида союзной связи.

Сложносочинённое предложение.

Между частями отношения полного равноправия. Нельзя задать вопрос от одного к другому, легко можно поставить вместо запятой точку. Они обнаружили тайник, и там их ждали награбленные троллями сокровища . Попробуйте задать вопрос. Попробуйте поставить точку.

У сложносочинённых предложений есть три типа союзов: похожие по значениею на «И» (соединяют), похожие на «Но» (противопоставляют), похожие на «Или» (выбирают). Особенностью сочинительных союзов является наличие двойных и повторяющихся: И…, и… Не то…, не то… Ни…, ни… Как…, так и… Не только…, но и… Ведь части не бывают главными и придаточными, а значит, неважно, в первом или во втором предложении будет находиться союз, или вообще в обоих сразу.

Обратите внимание на союзы «тоже», «также». Они имеют обыкновение прятаться не сразу после запятой, а чуть дальше (их значение — соединение). Торин переправился через реку, остальные гномы также последовали его примеру .

Сложноподчинённое предложение.

Подчинительные союзы вам придётся заучить. Это недолго, но пригодится в будущем не только на этом вопросе, но и при сдаче ЕГЭ. Жирным курсивом написан главный союз в каждой группе, на который можно заменить все остальные.

  • временные : едва, когда , лишь, лишь только, пока, с тех пор как и проч .
  • причинные : так как , потому что, оттого что, вследствие того что, ибо и проч .
  • целевые : чтобы , для того чтобы, с тем чтобы и проч .
  • следствия : так что.
  • условия : если , ежели, коли, раз и проч.
  • уступительные : хотя, пусть, пускай, несмотря на то что и проч .
  • сравнительные : как , как будто, будто, словно, чем…тем… и проч .
  • изъяснительные : что , чтобы, как и проч .

Двойных союзов у подчинительных гораздо меньше. Они представлены в виде исключения. (Например, сравнительный чем…тем… )

Главное с придаточным может соединять также местоимение, играющее роль союза (союзное слово ). Если вы выучите союзы и их разряды, вы легко отличите союз от союзного слова. Например: Хранители отправились в такое место, которое жителям Средиземья снилось только в страшных снах . Предложения соединяются словом «которое». Есть оно в списке союзов? Подходит оно по значению хоть к одной группе? Нет. Значит, перед нами союзное слово.

Внимание : 1) союзное слово который также может идти не сразу после запятой, а прятаться чуть дальше. Хранители отправились в такое место, даже думать о котором было жутко . 2) Если придаточное предложение находится внутри главного, выписывайте запятую, начинающую придаточное, и запятую, завершающую придаточное. Хранители кольца, число которых было девять, держали путь в Мордор. Выписываем запятую и первую, и вторую.

А теперь, следуя инструкциям, попытайтесь правильно найти запятую, разделяющую одно предложение от другого в составе сложного.

ОГЭ: Задание 12 - Вариант 1

Пожалуйста, подождите пока страница загрузится полностью.
Если эта надпись не исчезает долгое время, попробуйте обновить страницу. Этот тест использует javascript. Пожалуйста, влкючите javascript в вашем браузере.

Предложения взяты из романа «Братство кольца» Д.Толкиена, глава 11 «Клинок в ночи», пер. Муравьев, Кистяковский

Ваш результат %%PERCENTAGE%% Результат оценивается как %%RATING%%

Ваши ответы выделены серым.

"Берен был смертный, (1) а Лучиэнь - дочь Тингола, (2) который царствовал над эльфами в самые древние, (3) самые юные века Средиземья, (4) и прекрасней ее не бывало даже в тогдашнем юном мире". "Здешних мест они не знали и оценить его замысел не могли: ясно было только, (1) что он собрался сперва держать путь на Четбор (или, (2) по-старинному, (3) Арчет), (4) но оставить его по левую руку, (5) потом резко свернуть к ВОСТОКУ и Глухоманьем идти на Заверть".

Пояснение к вопросу 2:

Они не знали и не могли оценить, (начало придаточного) что он собрался держать путь...

Пояснение к вопросу 3:

Поглядеть, (начало придаточного), куда несёт, (конец придаточного) и проследить, (начало второго придаточного), чтоб не залезли.

В предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью:

"Правда, (1) пригоряне знали, (2) что Бродяжник шуток не любит, (3) и, (4) когда он поднимал на кого-нибудь глаза, (5) тут же смолкали".

Пояснение к вопросу 4:

Пригоряне знали, (начало придаточного) что Бродяжник не любит, (конец придаточного) и, (начало придаточного) когда он поднимал глаза, (конец придаточного) смолкали,

В предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью:

"Ибо от Берена и Лучиэни родился Диор, (1) наследник Тингола, (2) а его дочерью была Светлая Эдвин, (3) которую взял в жены Эарендил, (4) тот самый, (5) что снарядил корабль в Нездешние Моря и выплыл из туманов нашего мира, (6) блистая Сильмариллом в венце".

Пояснение к вопросу 5:

Дочерью была Эдвин, (начало придаточного) которую взял в жёны Эарендил, (начало второго придаточного) что снарядил и выплыл.

В предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью:

"В Пригорье им было, (1) конечно, (2) не так привольно, (3) но все же Боб ухаживал за ними на славу, (4) и они как-никак избежали страшного путешествия".

В предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью:

"В те дни Всеобщий Враг, (1) кому и сам Саурон был лишь прислужником, (2) царил на севере, (3) в Ангбэнде, (4) но эльфы Запада вернулись в Средиземье, (5) чтоб войной отнять у него украденные волшебные алмазы Сильмариллы, (6) и предки людей были заодно с эльфами".

Пояснение к вопросу 7:

Враг царил, но эльфы вернулись, и предки были заодно.

В предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Запятые в сложном предложении

Русский язык 9 класс |

Вопрос № 1

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочинённого предложения.

Я всхлипнула,(1) а он обнял меня,(2) как маленькую. Ему всего и нужно,(3) чтобы мы были все вместе. И он готов ради этого работать день и ночь,(4) трудиться не покладая рук. А когда я уезжала к себе на квартиру,(5) одинокую,(6) холодную,(7) они,(8) мать и отец,(9) стояли на лестничной площадке,(10) и плакали,(11) и махали,(12) и повторяли мне вслед:
- Мы любим тебя,(13) мы любим тебя!

Введите ответ:

Вопрос № 2

В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

"Ваш вид мне не нравится!" - говорила мама,(1) и,(2) вытягиваясь на носках,(3) как во время гимнастики,(4) она ощупывала чей-нибудь лоб.

Введите ответ:

Вопрос № 3

Она никогда не давала громкого свистка,(1) никогда не напоминала вслух о правилах жизни,(2) но отец и Колька всегда весело и добровольно подчинялись её решениям,(3) потому что эти решения были справедливы. Если мама задерживалась,(4) Колька и отец чувствовали себя какими-то удивительно неустроенными,(5) словно они сидели на вокзале в ожидании приближающегося поезда,(6) который опаздывал и неизвестно когда должен был прийти.

Введите ответ:

Вопрос № 4

Поесть не очень стыдно,(1) когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет. Но мороженое! Такого унижения Тимофей перенести не мог. Если она хочет,(2) он будет с ней дружить,(3) а подачек ему не надо.

Введите ответ:

Вопрос № 5

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Я для тебя всего только лисица,(1) точно такая же,(2) как сто тысяч других лисиц. Но,(3) если ты меня приручишь,(4) мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете,(5) и я буду для тебя один в целом свете...

Введите ответ:

Вопрос № 6

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Коста и Женечка проводили собаку до её бессменного поста,(1) где неподалёку от воды лежала перевёрнутая лодка,(2) подпёртая чурбаком,(3) чтобы под неё можно было забраться. Собака подошла к воде,(4) села на песок и снова застыла в своём вечном ожидании.

Введите ответ:

Вопрос № 7

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Евгения Ивановна шла за мальчиком. Ей захотелось заговорить с Костой,(1) расспросить его о собаках,(2) которых он кормил,(3) выгуливал,(4) поддерживая в них веру в человека. Но она молча шла по следам своего ученика,(5) который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником.

Введите ответ:

Вопрос № 8

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

В ту же ночь на селе было придушено особенно много цыплят и кур,(1) а в крайних домах,(2) расположенных ближе к лесу,(3) птица вовсе вывелась. Долго не могли узнать на селе,(4) кто это разбойничает ночами.