Биография шефнера вадима сергеевича. Шефнер Вадим Сергеевич - биография Где в ленинграде жил шефнер

Вадим Шефнер о себе:

Рожден я в Петрограде 12 января 1915 года. Мать моя - Евгения Владимировна Шефнер - дочь вице-адмирала Владимира Владимировича фон-Линдестрема, Отец мой - Сергей Алексеевич Шефнер - пехотный подполковник; отец его Алексей Карлович Шефнер - был военным моряком. Он оставил России добрую память о себе: во Владивостоке есть улица Капитана Шефнера, а возле дальневосточного порта Находки - мыс Шефнера.

Мать была лютеранского вероисповедания, отец- православного. Я крещен в православной церкви.

По окончании школы в 1931 году Вадим Шефнер учился в керамической группе Учебно-химического комбината имени Менделеева, затем работал кочегаром по обжигу фарфора на заводе электроизоляционного фарфора «Пролетарий». Тогда же начал писать стихи - в 1933 году его стихотворение появилось в заводской многотиражке. В 1935 году поступил на рабфак Ленинградского университета и перешел на завод «Электроаппарат», работал на радиально-сверлильном станке, но вскоре ушел оттуда и за короткое время сменил несколько мест работы и несколько профессий. Был инструктором по физкультуре, формовщиком в литейном цехе, подносчиком кирпича на стройке, чертежником-архивариусом на оптико-механическом заводе, библиотекарем.

В середине 1930-х годов занимался в литобъединении при редакции газеты «Смена», а с 1936 года начал публиковать стихи - сначала в газетах, с 1938 года - в литературных журналах. Первый стихотворный сборник - «Светлый берег» - вышел в 1940 году, тогда же году опубликован его первый рассказ.

Мой левый глаз был непоправимо поврежден в детстве, вижу я только правым. Поэтому я до войны был белобилетником, не военнообязанным, и на военную учебу меня не призывали. Но когда в 1941 году началась Великая Отечественная война - тут и я пригодился, был призван и стал рядовым 46 БАО /Батальон аэродромного обслуживания/. Летом 1942 года из этого батальона я был передислоцирован в армейскую газету «Знамя победы». Работал я там как поэт и как рядовой журналист. После Победы вернулся домой с двумя военными орденами -«Красной Звезды» и «Отечественной Войны II степени» и с медалями, в число которых входит и медаль «За оборону Ленинграда». Есть у меня и послевоенные награды. Главной считаю Пушкинскую премию в 1997 году.

После войны - поэзия, литература, жизнь...

«Творчество В. Шефнера не однажды осуждалось в нашей печати как ущербное, подверженное влиянию декаданса. В своей послевоенной книге «Пригород» В. Шефнер предстает перед читателем не современником великой эпохи, а упаднически настроенным отщепенцем». («Вечерний Ленинград», март 1949)

Позже появилась проза - своеобразнейшая, бесконечно добрая и живая

В 1999 году, на пороге 85-летия, ему вручена премия «Паладин фантастики». Это тот редчайший случай, когда название премии совпадает с образом писателя, создающегося после прочтения его фантастики.

Шефнер – истинный паладин, рыцарь, бескорыстно влюбленный в свою даму – фантастику – и ничего не требующий в ответ на свою любовь.

«Что натолкнуло меня на писание фантастики? Очевидно, ощущение странности, фантастичности жизни, сказочности ее. А может быть, стихи. Всю жизнь я пишу стихи, а фантастика ходит где-то рядом с поэзией. Они не антиподы, они родные сестры. Фантастика для меня - это, перефразируя Клаузевица, продолжение поэзии иными средствами. Если вдуматься, то в поэзии и фантастике действуют те же силы и те же законы - только в фантастике они накладываются на более широкие пространственные и временные категории.»

Фантастика Вадима Шефнера, которую вначале воспринимали как некую причуду известного поэта, в конечном итоге весьма и весьма заметно повлияла на развитие русской и мировой фантастики.

Достоевский сказал: «Красота спасет мир». Творчество Шефнера добавляет к этому - И ДОБРОТА!

Читайте фантастику Вадима Шефнера, и вы убедитесь, что он один из тех писателей, чьи произведения делают наш мир немного лучшим, а человека - немного добрее.

Русский литератор Вадим Шефнер, биография которого началась в год, когда Российская империя вступила в Первую мировую войну, покинул этот мир уже в начале третьего тысячелетия. Значительная часть его творчества пришлась на советскую эпоху. Но ортодоксальным он никогда не был. Вадим Шефнер не противостоял официозной литературе и не шёл на конфликт с номенклатурной бюрократией, но комфортно себя чувствовал только в стороне от неё.

Факты из биографии писателя

В становлении и развитии любой творческой личности существенное значение имеет место рождения и та среда, в которой прошли детские и юношеские годы. Шефнер Вадим Сергеевич появился на свет в столице империи в семье кадрового военного. Вот только благополучным детство его назвать нельзя уже потому, что оно совпало с войнами, революциями, голодом, разрухой и нищетой. После смерти отца от туберкулёза Вадим Шефнер воспитывался в детдоме в Старой Руссе.

Вернувшись позднее в Петроград, он окончил ремесленное училище и работал на промышленных предприятиях. К этому же времени (30-е годы) относятся и первые литературные опыты в стихах и прозе, и первые публикации в периодических изданиях. С первых дней войны Вадим Шефнер был на Ленинградском фронте рядовым. Позднее, в разгар Ленинградской блокады, он стал корреспондентом фронтовой газеты Войну он закончил в звании старшего лейтенанта.

Поэтическое творчество

Ещё в предвоенном сороковом году начинающему литератору удалось опубликовать свои первые стихотворные опыты. Но, можно сказать, именно на войне Шефнер Вадим Сергеевич состоялся как поэт. Первая значительная книга его стихов была издана в 1943 году в блокадном городе. Многие строки в ней посвящены героической обороне Ленинграда. Этой же теме посвящена и поэма "Встреча в пригороде", написанная и изданная позднее.

Таковы литературные факты. Вадим Шефнер, стихи которого почти не обращаются к военной тематике, начинал как фронтовой поэт. Поэтическое творчество прошло через всю его долгую жизнь, но сам он отказывался обозначать для себя приоритет направлений. И проза, и поэзия, и фантастика были для Вадима Шефнера значимыми в равной степени. Границу между ними провести было невозможно.

Проза шестидесятых

По-настоящему известен в литературном мире Вадим Шефнер стал в шестидесятые годы. Это был период так называемой "хрущёвской оттепели", когда страна переживала период бурного обновления. В это время в искусство и литературу стремительно ворвалось новое поколение. Многие его представители успели пройти и фронты Великой отечественной войны и сталинские лагеря. Им было что сказать миру. Всегда стоявший в стороне от политических страстей Вадим Шефнер был, тем не менее, частицей своего фронтового поколения. Все эти годы писатель много и самозабвенно работает. Широко издаётся. Получает признание читателей и критики. И не собирается останавливаться на достигнутом.

Проза и поэзия Вадима Шефнера не теряется в общем потоке и в последующие годы, когда сменил бесконечный брежневский застой. Книги его слишком индивидуальны и ни на кого не похожи. При том что их автор никогда не стремился лезть в первые ряды и быть на виду у всех. Но, возможно, именно поэтому он столь ярко и своеобразно отразил своё время.

Фантастика

Применительно к тому, что пишет Вадим Шефнер, любые жанровые определения кажутся очень условными. В прозе этого автора нередко трудно провести границу между вымыслом и реальностью, между бытовой повседневностью и сновидениями наяву. И это очень мало похоже на то, что обычно принято понимать под фантастикой. И кажется, что автора совершенно не волнует - каким термином будет обозначена его проза. Сам он утверждает, что фантастика для него - не более чем продолжение поэзии иными средствами.

Но на само развитие этого жанра творчество Вадима Шефнера оказало существенное влияние. Это признано многими корифеями советской и российской фантастики. А сам автор иронично обозначал свои фантастические произведения как "сказки для умных" и "полувероятные истории". В 1999 году писатель стал лауреатом премии "Паладин фантастики".

"Сестра печали"

Одной из безусловных вершин в творчестве писателя является написанная в 1968 году повесть "Сестра печали". Её нельзя назвать в полной мере автобиографическим произведением. Но в самой своей фабуле и во множестве изображённых в ней реалий довоенного Ленинграда она в значительной степени именно таковой и является. В центре её судьба троих друзей, проживающих в одной комнате в общежитии на Васильевском острове. Совсем скоро всех ждёт война и блокада. Разумеется, никто об этом не знает. Но странным образом предчувствуют то, что должно случиться через год-другой. Это растворено в атмосфере. Хоть вслух и не произносится.

Стихи для детей

Многие произведения поэта Вадима Шефнера адресованы молодому поколению. Иногда это трудно заметить с первого взгляда. Дело в том, что с детьми Вадим Шефнер всегда общается не заигрывая. Разговаривает с ними тем же языком, что и со взрослыми. А такой подход формирует и уровень мышления и образ восприятия действительности. Возможно, именно поэтому молодому поколению известен такой поэт и фантаст, как Вадим Шефнер. Книги его читаются и сегодня. Есть вероятность, что они не будут забыты и завтра.

Скончался - 5 января 2002 года. Панихида состоялась 8 января на родине писателя в Санкт-Петербурге во Владимирском соборе.

Сам о себе:

Рождён я в Петрограде 12 января 1915 года. Мать моя - Евгения Владимировна Шефнер - дочь вице-адмирала Владимира Владимировича фон-Линдестрема, Отец мой - Сергей Алексеевич Шефнер - пехотный подполковник; отец его Алексей Карлович Шефнер - был военным моряком. Он оставил России добрую память о себе: во Владивостоке есть улица Капитана Шефнера, а возле дальневосточного порта Находки - мыс Шефнера.

Мать была лютеранского вероисповедания, отец- православного.
Я крещён в православной церкви.

Жили мы на Шестой линии Васильевского острова. Когда в Петрограде стало голодно, мать отвезла меня в Тверскую губернию, в деревеньку к няне. Там мы месяцев пять прожили. Помню огромную русскую печь, помню, как тепло и уютно было в избе.

О днях своей молодости я подробно рассказал в повести «Имя для птицы». Там я поведал своим читателям и о нашем отъезде в 1921 году в Старую Руссу, где отец служил тогда в армии. О тревогах и заботах матери, о смерти отца от чахотки, о том, как я жил там, в детдоме, куда мать устроилась на работу воспитательницей, о моих первых уроках в первом классе старорусской школы, о возвращении в родной Питер почти после четырехлетнего отсутствия.

Мать много читала. Не только прозу, но и стихи. Память у неё была превосходная, она помнила многие стихи Фета и Тютчева, а Пушкина чуть ли ни всего знала. Надо думать, что это от неё я унаследовал любовь к поэзии, но на первых порах какой-то несерьёзной была эта любовь. Я сочинял стишки- дразнилки, хулиганские частушки, а в шестом классе даже песню непристойную написал. А серьёзные стихи не получались.

В 1931 году, после окончания школы-семилетки я не решился держать экзамен в ВУЗ, ибо знал, что в математике я туп, и экзамена не выдержу. Я решил стать фабзайцем, - так в шутку именовали учеников ФЗУ (Фабрично-заводского ученичества).

Для этого я пошёл на Биржу Труда, и там получил направление в техническое училище, которое находилось на улице Восстания. Принят туда я был без труда. Меня зачислили в Керамическую группу, и черва два года я стал кочегаром на фарфоровом заводе (Пролетарий).

Обжиг фарфора - дело непростое, и трудились там люди серьёзные. Тогда я, наконец, начал писать стихи всерьёз, и в 1933 году в заводской газете было впервые напечатано моё стихотворение.

В 1934 году стихи мои стали печататься в городских газетах, а с 1936 и в журналах. В 1940 году в ленинградском издательстве «Советский писатель» вышла моя первая книжка стихов - «Светлый берег». В Союз Писателей меня приняли по её рукописи в 1939 году.

Мой левый глаз был непоправимо повреждён в детстве, вижу я только правым. Поэтому я до войны был белобилетником, не военнообязанным, и на военную учёбу меня не призывали. Но когда в 1941 году началась Великая Отечественная война - тут и я пригодился, был призван и стал рядовым 46 БАО /Батальон аэродромного обслуживания/. Летом 1942 года из этого батальона я был передислоцирован в армейскую газету «Знамя победы». Работал я там как поэт и как рядовой журналист. После Победы вернулся домой с двумя военными орденами «Красной Звезды» и «Отечественной Войны II степени» и с медалями, в число которых входит и медаль «За оборону Ленинграда». Есть у меня и послевоенные награды. Главной считаю Пушкинскую премию в 1997 году.

Вторая моя книга стихов вышла в Ленинграде блокадном, в 1943 году. Тоненькая невзрачная книжечка -»Защита» - в бумажной обложке. В ней все стихи - о войне, о родном городе моём. Бережно храню её.

Третья книга стихов- «Пригород» - вышла в 1946 году, четвёртая - «Московское шоссе» - в 1951 году, пятая - «Взморье» - в 1955 году... Но не буду перечислять здесь вое свои книжки - ведь среди них есть и неудачные. Вместо этого перечислю книги, в которые вошли и сравнительно недавние стихи, и избранные стихи давно минувших дней. Вот они: «Личная вечность» 1984 год, «Годы и миги» 1986 год, «В этом веке» 1987 год «Архитектура огня» 1997 год.

А первое место по количеству стихотворений занимает вышедший в 1991 году 1 том моего четырёхтомного «Собрания сочинений». В него вошли избранные стихи за полвека - с 1938 по 1988 г.

Первая моя проза- повесть «Облака над дорогой» издана в Ленинграде в 1957 году. Глядя из нынешнего дня, признаюсь, что повесть не очень удачная. Да и вторая моя книга «Ныне, вечно и никогда» не радует меня нынче. А вот третью свою книгу - «Счастливый неудачник», вышедшую в свет в 1965 году считаю удачной. Включённая в неё повесть-сказка «Девушка у обрыва» потом не раз переиздавалась, а в 1991 году в московском издательстве «Знание» ей дали тираж 500.000 экземпляров.

Самым сильным своим прозаическим произведением я считаю повесть «Сестра печали», издана она в 1970 году. Это - печальная повесть о Ленинградской блокаде, о любви. Добрые отклики на эту повесть я получаю до сих пор. Не в обиде на себя я и за свой фантастический роман «Лачуга должника». Это весьма нескучный роман-сказка. К этому роману стилистически примыкают мои «Сказки для умных», изданные отдельной книгой. О своей автобиографической повести «Имя для птицы» я уже упомянул, а теперь скажу, что в 1995 году в журнале «Звезда» опубликована моя другая автобиографическая повесть - «Бархатный путь».

Произведения этого блистательного петербургского поэта и прозаика попали в золотой фонд отечественной литературы. Его обошли официальные признания и премии, однако он и до сих пор остается одним из самых любимых авторов у ценителей родной словесности. Да, собственно, и не ждал славы Вадим Шефнер. Книги его говорят о том, что в творчестве он был счастлив благодаря замечательным героям, ведь они светлые и добрые, с нетерпением жаждущие изобрести эдакий всемирный «отметатель невзгод». На этот фантастический прибор будет возложена обязанность охранять жителей Земли от всяких козней и превратностей судьбы.

Биография

Шефнер Вадим Сергеевич потревожил маму появлением на свет по пути из Кронштадта в Ораниенбаум. Эта дорога была проложена по льду Финского залива. В журнале «Невское время» от 12 января 1995 года о себе Вадим Шефнер рассказывал, что в его роду были обрусевшие немцы, скандинавы и остзейцы, так называемые прибалтийские немцы. Прадед писателя был одним из основателей Владивостока. На Дальнем Востоке назван даже мыс именем Алексея Карловича Шефнера.

Отец Вадима Сергеевича, отучившись в Пажеском корпусе - престижном военно-учебном заведении Российской империи, основанном еще в 1750 году Елизаветой Петровной, до революции был офицером лейб-гвардии Московского полка. Затем служил в Красной армии военспецом и умер голодной зимой 1923 года.

Сам же Вадим Шефнер из-за голода в Петрограде был перевезен в Старую Руссу, где тогда служил его отец. Мальчиком он жил в основном в детских домах, так как мать часто подрабатывала там воспитательницей. В 1924 году семья Шефнера вернулась домой в Петроград, где Вадим пошел в школу и по ее окончании начал обучаться профессии в Учебно-химическом комбинате им. Менделеева. Потом он поступил учиться на рабфак Ленинградского университета. Все эти годы он практиковался на заводах «Электроаппарат» и «Пролетарий», где выполнял должности то инструктора по физкультуре, то чертежника-архивариуса, то формовщика литейного цеха, то библиотекаря.

Начало творческой деятельности

В заводском многотиражном издании «Пролетарий» впервые он начал печатать свои стихи в 1933 году. А дальше понеслось-поехало. В журнале «Резец» появилась блистательная «Баллада о морском кочегаре». В 1935-ом году он вступил в литературное объединение при газете «Смена» под руководством И. Бражнина. А потом он печатался в «Молодом объединении», возглавляемом А. Гитовичем. В 1939 году его приняли в Союз писателей СССР, и в 1940 году поэт выпустил свою первую книгу стихов.

Великая Отечественная

Когда началась война, Шефнер, который был безбилетником из-за слепоты глаза, пошел на фронт. Он служил под Ленинградом в батальоне аэродромного обслуживания.

С января 1942 года Вадим Шефнер стал работать в газете «Знамя победы», оттуда в состоянии жуткой дистрофии был госпитализирован, где человека еле спасли от смерти. Но и это время он зря не терял и публиковал много стихов агитационного характера, под которыми подписывался как «боец Вадим Шефнер». Войну он закончил старшим лейтенантом и после вступил в ряды КПСС. И вот только теперь он полностью погрузился в свое любимое литературное поприще. Он стал много писать о своих современниках: Б. Лихареве, А. Гитовиче, А. Чивилихине, С. Спасском, С. Ботвиннике, И. Нерцеве, А. Андрееве, А. Шевелеве, А. Рытове и т. д.

Характер

До войны его первые поэтические книги содержали стихи, которые дышали тревожными нотами предчувствия войны. Его творчество было схожим с творчеством таких писателей, как К. Симонов, Н. Майоров, М. Кульчицкий, П. Коган. В стихах «Легенда о мертвых моряках», «Тревога», «Могила бойца» он писал о багровом отсвете звезд пятиконечных и шуме непобеждаемых знамен.

В книге «Светлый берег», выпущенной в 1940 году, содержались стихи и другого плана, где ощущалась таинственность мира и «невидимая дрожь существованья». Такое же настроение в поэзии продолжалось у поэта и в военное время. Достаточно почитать его сборник «Защита» 1943 года и другие стихи, где уже сильно перевоплотился в своем творчестве Вадим Шефнер. Стихи агитационного характера «Зеркало», «Первая любовь», «Шиповник», «Мрамор» содержат сюжеты военной поры, где звучит жестокая политическая обнаженность и очень глубокие философские мысли.

Опала на поэта начинается с его книги «Пригород», вышедшей в 1946 году. Его практически перестают печатать. В это время начинается упорная борьба с космополитизмом.

Очень важным событием стала книга Шефнера «Знаки земли», которая вышла в 1961 году. Тогда начались дискуссии «физиков и лириков», обострились проблемы противостояния города и деревни, цивилизации и природы. Поэт провозгласил, что «мудрые конструктора с природою сближают нас». Он так красиво и мудро высказывался о природной целесообразности, которая родственна современной цивилизации и ее «геометрическому уюту». Он писал такие строки: «Ценою миллионов лет добыта эта красота», и добавляет: «Добыта эта простота». И тогда некоторые критики заговорили о нем как о поэте натурфилосовской направленности.

Философия

В шефнеровском переплетении природного и интеллектуального, видимого и сущего, вечного и навсегда ушедшего воплощалось одно проявление психологического состояния лирического героя, которое абсолютно неподвластно какой-нибудь рациональной схеме (стихи «Первый мост», «Приятельницы», «Непрерывность»).

Вот пример: в стихах «Змея» Вадим Шефнер яростно призывает к истреблению зла, которое нависло над людьми. Он пишет: «Убей змею на их пути», и затем: «Ты не один на свете». В книге «Своды» (1967 г.) в стихотворении «Спросил у памяти» он превозносит и опирается на память прошлого и тут же в другом стихотворении «Забывание» объявляет память губительной. При этом четком разграничении прошлого от будущего он все же больше ценит настоящее.

Стихотворение Вадима Шефнера «Ночная ласточка» 1979 года наполнено гулом ракетоносца и «бездной мирозданья». Но автор делает акцент на ощущениях сиюминутности бытия: «Этот рай, что виден из окна, еще прекрасный, ибо он не вечен». Шефнер - рационалист, и при все этом он импрессионистичен. Со временем он начинает воспевать дома Петроградской стороны - «петербургский модерн», их «тревожную незавершенность» и «бесхитростную эклектичность».

Вадим Шефнер, «Сказки для умных»

В словосочетании «Сказки для умных» (так называется один из сборников произведений Вадима Шефнера) заключено само название жанра, созданного автором, который постоянно граничит с фантастикой, сказками, притчами и реализмом. Произведения эти написаны были уже в 70-х и 80-х годах.

При всей занятности и юморе этих сказок, произведения, вошедшие в сборник, весьма правдивы и при всей своей фантасмагоричности наделены весомыми идейно-нравственными ценностями. Шефнер очень симпатизировал творчеству Джонатана Свифта, считая его гениальным фантастом, и немного подражал ему.

В его прозе (первая публикация прошла в журнале «Ленинград» в 1940 году, это был рассказ «День чужой смерти») также отмечается двуединство фантастического и автографического. Он описывает свое детство и юношество, замешав свои воспоминания на фантазиях («Счастливый неудачник» (1965 г.), «Сестра печали» (1970 г.), «Облака над дорогой» (1957 г.), «Имя птицы» (1976 г.) и утопических произведениях о далеком XXII столетии под названием «Лачуга должника» и «Девушка у обрыва» (1964 г.).

Вадим Шефнер: «Слова», стих

Это произведение наделено мудростью. На чем-то очень простом останавливает свое внимание Вадим Шефнер - слова, которые имеют большое значение в нашей жизни. Но мы мало об этом задумываемся. Однако, если бы не слова, то вряд ли люди смогли общаться друг с другом, учиться, перенимать опыт и получать всю необходимую информацию. Как много мы в день произносим разных слов и зачастую даже не задумываемся над их значениями и результатами, ведь слова могут ранить, убить или кого-то спасти и даже за собою полки повести. Слова могут быть добрыми и злыми, в наше время слышится очень много злых слов, и зачастую это происходит непреднамеренно и необдуманно, но, как говорят, слово не воробей… Поэтому нам всем необходимо быть осторожнее со словами и постараться спасать, а не убивать и не использовать их как оружие против людей.

Заключение

Когда в литературе только и писали о социалистическом реализме, он неизменно оставался дворянином. Вадим Шефнер стихи и прозу писал так, как чувствовал на генетическом уровне. Это проявлялось в том, что он помнил не столько о правах данного статуса, о котором и речи быть не могло в советское время, сколько об обязанностях, которые он принял на себя добровольно. Его герои не могли поступать плохо и бесчестно, для них просто не существовало таких понятий, как «выгодно» или «невыгодно». Однако они прекрасно понимали, где добро, где зло, и жизнь строили упорно в соответствии с этими представлениями. И, как бы это ни выглядело в наших глазах немного идеалистично и наивно, они были такими, какими их задумали и какими мы все должны стать, но не стали, несмотря на усилия.

Все герои Шефнера необыкновенно искренни - «технологическое» бытовое лицемерие их натурам абсолютно несвойственно. Они как будто бы родились и, попав в мир детства, еще не успели постичь спасительных законов обыденной жизни. И в скором времени они наталкиваются на те многочисленный углы, которые опытный человек обходит спокойно. Наивные герои даже не пробуют добиться в жизни каких-либо благ или успехов, однако, расшибаясь в бытовых несуразицах, удивляя окружающих и поступая по-доброму нелепо и смешно, они вдруг получают от жизни то, что другими путями просто невозможно достичь - любовь и счастье.

Вадим Сергеевич Шефнер был выдающимся советским литератором. Он умел писать все – поэзию, классическую прозу, фантастику, прошел путь фронтового журналиста. Через творчество Шефнера, уроженца Санкт-Петербурга, красной нитью проходит образ города, в котором он родился, защищал в годы войны и умер.

Детство и юность

Вадим Шефнер родился 12 января 1915 года. Биография началась в санях, по пути из Кронштадта в Петроград – мать везли в родильный дом, но не успели. Дед Вадима Сергеевича, Алексей Карлович Шефнер, был адмиралом флота и основателем порта Владивосток, в его честь назван дальневосточный мыс и улица во Владивостоке.

Сергей Алексеевич Шефнер, отец, был пехотинцем, выпускником Пажеского корпуса, затем – офицером царской армии. Когда в стране грянула революция, Сергей Шефнер стал военным специалистом в Красной армии. Дед по линии матери, Евгении Владимировны фон Линдстрем, был вице-адмиралом. Мать Шефнера была лютеранкой, отец – православным, мальчика также крестили в православной церкви.

Детство Вадим провел на Шестой линии Васильевского острова, одной из самых красивых улиц города. Когда после революции в Петрограде начались перебои с продуктами, Евгения Владимировна увезла сына к няне, в деревню Тверской губернии. Об этом времени поэт почти ничего не помнил – только русскую печь и уют избы.


В 1921 году мать с сыном уехали в Старую Руссу, где служил отец Шефнера. Когда Сергей Алексеевич скончался от туберкулеза, мальчик какое-то время жил в детском доме – мать устроилась туда работать воспитательницей. В Петроград, ставший к тому моменту уже Ленинградом, семья вернулась только в 1924 году.

Мама Вадима много времени уделяла чтению, знала наизусть огромное количество стихов. Любовь к художественному слову поэт, по собственному признанию, унаследовал от нее. Хотя в детстве серьезной поэзии у него не получалось – вместо этого Вадим писал хулиганские стишки, а в 6-м классе даже написал песню скабрезного содержания.


После окончания школы поступать в вуз Шефнер не решился – не хватало знаний по математике, к которой у будущего поэта не оказалось никаких способностей. Поэтому юноша решил получать образование по системе ФЗУ, фабрично-заводского ученичества. Таких студентов в шутку называли «фабзайцами».

Закончив обучение в керамической группе комбината им. , Вадим устроился на завод «Пролетарий» кочегаром по обжигу фарфора и тогда начал писать первые серьезные стихи. До высшего образования поэт добрался только в 1935 году, когда поступил в Ленинградский университет на рабфак. До войны юноша успел сменить немало рабочих мест: преподавал физкультуру, работал в литейном цехе, подносил кирпичи на стройке, выдавал в библиотеке книги.

Поэзия

Первая публикация Вадима Шефнера состоялась в 1933 году – одно из его стихотворений опубликовали в заводской многотиражной периодике. Во время учебы в университете юноша посещал литературную группу при газете «Смена», был членом «Молодого объединения» Союза писателей в Ленинграде.


Регулярные публикации начались в 1936 году – сначала в газетах, затем – в солидных журналах. После приема в Союз писателей в 1940 году был издан первый самостоятельный сборник стихов Вадима Шефнера – «Светлый берег».

Когда началась война, долгое время поэту было не до стихов. Он нес службу в части, оборонявшей осажденный Ленинград, хотя до войны имел «белый билет» из-за слепоты на один глаз.


Так как служба в обеспечении аэродрома не подразумевала прямого боевого взаимодействия, норму питания урезали: в ноябре рядовой Шефнер получал согласно блокадной норме 300 г хлеба в сутки. При учете морозов первой блокадной зимы это привело к серьезному истощению. Позже об этом в полушутливой форме упомянет в сборнике «Стихи из Лахты» его друг Виктор Федотов:

«Велению Музы подшефный,

В душе пересилив себя,

Поэт лирический Шефнер

В землянке варил воробья».

К самому же поэту вдохновение вернулось только после госпиталя, в 1942 году, когда Вадима Сергеевича назначили сотрудником армейской газеты «Знамя победы». Работа со словом дала толчок поэтическому творчеству, и в итоге вторая книга, «Защита», вышла в Ленинграде 1943 году, в разгар блокады.

Михаил Морозов читает стихи Вадима Шефнера

После окончания войны Шефнер много публиковался, книги выходили регулярно. В его творчестве присутствовали как стихи, так и проза. Поэзия Вадима Сергеевича была очень разноплановой – от коротких лирических зарисовок вроде «Середины марта» до идеалистической философии – стихотворение «Слова» является ярким примером этого стиля.

«Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить».

Эти строки, написанные в 1956 году, прежде всего похожи на манифест поэта, декларацию собственного отношения к слову в любом его проявлении.


Несмотря на воинствующий атеизм СССР, Шефнер не боялся поднимать в стихах библейскую тематику – это ярко иллюстрирует стихотворение «Лилит», посвященное фигуре первой жены .

Помимо классической прозы, в позднем творчестве Вадима Сергеевича нашлось место и для фантастики. Среди наиболее успешных произведений в этом жанре можно назвать гуманистическую повесть «Лачуга должника» и сборник коротких рассказов «Сказки для умных». В 2018 году по «Лачуге должника» режиссер снял мини-сериал.

Личная жизнь

С женой Екатериной Григорьевой поэт познакомился во время войны, в 1942 году, а в 1946-м родился сын Дмитрий. Супруги прожили вместе до смерти женщины в 2000 году.

В конце 1940-х годов в жизни поэта наступили сложные времена. В период борьбы с космополитизмом на поэта набросились критики, приняв немецкую фамилию за еврейскую. Вадима Сергеевича обвиняли в упадничестве, декадентстве, превратном отражении советских реалий. Справиться с давлением помогали поддержка друзей, семьи и стойкость, воспитанная войной и блокадой.


Как и у многих людей советского времени, у Шефнера было не так уж много фотографий. Одна из самых известных, где поэт запечатлен на фоне книжных полок в узорном свитере, снята у него дома. Изначально фото планировали сделать во время интервью газете, но фотограф запоздал, и в итоге пришлось ехать домой к Вадиму Сергеевичу. Так получился этот кадр: не то официальный, не то из личной жизни.

За свое творчество Вадим Шефнер был неоднократно награжден. На его счету Госпремия СССР им. Горького, Пушкинская премия и две «фантастические» – «Странник» и «Аэлита».

Смерть

Под конец жизни Вадим Сергеевич практически потерял зрение и редко выходил из дома. Шефнер скончался 5 января 2002 года в Санкт-Петербурге на 87-м году жизни, причину смерти прессе называть не стали. Гражданская панихида не была проведена – на этом поэт настаивал еще при жизни.


Вадим Шефнер похоронен в Ленинградской области, на Кузьмоловском кладбище, рядом с женой.

Библиография

  • 1940 – «Светлый берег»
  • 1943 – «Защита»
  • 1946 – «Пригород»
  • 1958 – «Нежданный день»
  • 1967 – «Стихи о Ленинграде»
  • 1979 – «Сторона отправления»
  • 1991 – «Ночная ласточка»
  • 1994 – «Лачуга должника»
  • 1995 – «Сказки для умных»
  • 1997 – «Архитектура огня»
  • 1999 – «Бархатный путь»
  • 2002 – «Девушка у обрыва»