Идеальная власть (Утопия). Т Мор «Утопия Экзамен: История Мировой Культуры

Знаменитого романа «Утопия», который положил начало утопическому жанру. Будущий канцлер Генриха VIII, родился в семьи ученого-юриста Джона Мора, сына рукавичника, который получил от короля рыцарское звание. После окончания школы в Сент-Антоне был отдан в дом к архиепископу и лорд-канцлеру сэру Мортону, который оказал значительное влияние на судьбу своего воспитанника. Мортон предрекал, что Томас станет «необыкновенным человеком», он отдал его в Оксфордский университет, где Мор стал учеником первых английских гуманистов Линакра и Гроцина. В доме сэра Мортона Мор слышал рассказы о правлении Ричарда III и со временем составил его жизнеописание, которое существует на латинском и английском языках («History of Richard III»). Оно было опубликован в 1543 г., после смерти Мора, став источником для шекспировской хроники и повлияв на дальнейшую английскую историографию.

В 1499 г. Мор познакомился с большим нидерландским гуманистом Эразмом Роттердамским. Знакомство состоялось во время визита последнего в Англию. Во время своего следующего визита Эразм проживал в доме Мора (1509). В письме к немецкому гуманисту У. Фон Гуттену Эразм написал о Море. В своем описании он подчеркнул соблюдение Мором одной из важнейших требований его времени: во всем избегать чрезмерности. « Телостроением и телосложением он не отличается, - писал Эразм, - и все же о нем нельзя сказать, что он небольшого роста, поскольку во всех частях тела у него такая ладность, которой лучше и пожелать нельзя. Он белокожий, и лицо скорее белое, чем к бледное, а румянец редко вспыхивает. Волосы у него русо-темные, со светлым оттенком, или, если хочешь, светлые с темным оттенком. Борода негустая. Глаза серо-голубые в крапинку, которая свидетельствует о мягком характере, и британцы особенно любят такие глаза… Выражение лица, согласно характеру, открытое и преисполнено веселого дружелюбия, готов посмеяться при случае; по правде, он скорее радостный, чем напыщенный и серьезный… Вот только руки крестьянские… его очень выразителен и точен… Одежду он любит простую и не ходит ни в шелку, ни в бархате, ни в золотых цепях, если только не приходится одевать их ради дела. Его равнодушие к церемониям достойно удивления».

Эразм совместно с Мором работал над переводами диалогов Лукиана, а также вместе с единомышленниками Мора принимал участие в составлении учебников для грамматических школ, которые открывались в то время в Англии. Рядом с Мором властвовал атмосфера дружелюбия и взаимопонимания. Во время разговоров с Мором у Эразма возник замысел «Приветствия толпе», которую позднее он посвятил М.

На ограниченно-равном распределении будет построено идеального «Города солнца» Т. Кампанеллы. Мыслями о справедливо устроенном обществе будут преисполненные разделы о Телемском аббатстве Ф. Рабле, раздумья о «золотом возрасте» Дон Кихота, «Новая Атлантида» Ф. Бекона, разделы о королевстве Брабдингнег Дж. Свифта, «Известие из ниоткуда» В. Морриса. Развитие идей Мора и споры с ними приведут к возникновению целого пласта «утопической» литературы, а в XX ст. вызовут возникновение и развитие жанра антиутопии.

Раздумья Мора объединяют публицистику с художественностью, сдобренны ярким творческим вымыслом, гротескным изображением ряда ситуаций, иногда с бытописанием. Мор описывает быт утопийцев, чем усиливает впечатление достоверности, правдивости ситуаций.

В 1521 г. Генрих VIII пригласил Мора ко двору и предоставил ему рыцарское звание, а в 1523 г. по рекомендации короля М. стал спикером парламента, потом канцлером герцогства Ланкастерского, а в1529 г. - канцлером королевства.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Томас Мор и его роман «Утопия» . Литературные сочинения!

Уже многие века, вплоть до настоящего времени, люди задаются мыслью о создании идеального государства. Экономисты всего мира ищут ответ на главный вопрос: как создать идеальную экономическую систему? Учёными и философами предлагается множество вариантов, разные подходы, существует множество мнений по тому как должно выглядеть идеальное общество, но ничего из того, что предложено не воплощено в жизни. То, что внедряется в одних странах, не подходит для других, на сей момент не существует шаблона, к которому можно подгонять экономики разных стран.

Томас Мор окончил Оксфорд, стал выдающимся адвокатом и известным писателем, одно из его наилучших произведений - это «Утопия». В этом произведении Мор описывает модель идеального государства. Вначале он выдумывает предысторию о том, как он познакомился через своего друга с одним путешественником - Рафаилом Гитлодеем, который очень одарён, судя по его рассказам, ораторским искусством и жизненным опытом, он многое видел в своей жизни и признаться, у меня возникло ощущение, что всё происходящее в книге реальность. Смысл в том, что Мор слушает рассказ Рафаила о его путешествиях, главное из которых - его пятилетняя жизнь в государстве Утопии.

Утопия - это вымышленное государство, расположенное на острове, в море, название которого Томас якобы забыл, кстати и само название «Утопия» переводится с греческого как «место, которого нет». Дальше в книге идёт подробный рассказ о устройстве этого государства, о расположении острова, о том, что на острове 54 города, которые ничем не отличаются друг от друга, о том, что в культуре и образованности народ Утопии превосходит прочих смертных, о том, что все граждане проходят, так сказать «службу в деревне» , когда я прочитал этот фрагмент: «Из каждого семейства двадцать человек ежегодно переселяются обратно в город; это те, что пробыли в деревне два года. Их место занимают столько же новых из города, чтобы их обучали пробывшие в деревне год и потому более опытные в сельском хозяйстве; эти приезжие на следующий год

должны учить других » , мне вспомнилось общеизвестное явление «дедовщины» в армии, до того, как Медведев сократил срок службы, смысл схож тем, что старшие, прослужившие год,начинают учить вновь прибывшую молодёжь. Мне в голову пришли мысли что, даже в идеальном государстве, скорее всего, при такой системе, будут возникать у людей противоречия, несогласованность действий, ведь если запереть двух человек в одной комнате, они, рано или поздно, найдут из-за чего перегрызть друг другу глотки, почему же в таком маленьком государстве всегда будет процветать дружелюбность, и полная эйфория. Только со стороны и в общих чертах, смотря описание этого государства, можно подумать, что действительно такая система может работать, но если капнуть глубже, то здесь как и в любой системе, найдётся множество нюансов. Живут утопийцы семьями, во главе тридцати семей стоит филарх, а над десятью филархами стоит транибор, 200 филархов избирают князя, одного из четырёх, предложенных народом. Каждый в этом государстве занят своим ремеслом, каждый получает столько еды, сколько ему требуется, отсюда-то и пошёл коммунизм, не хватает девиза « от каждого по способностям, каждому по потребностям» , но на самом деле, Мор рассчитал практически всё , выезжать в другие города они могут по разрешению филарха, если такового не было и человека поймали, его наказывают, дважды поймали, обращают в раба - хорошая система не правда ли? Мало того, ещё все питаются в общественных столовых, пионерские лагеря наиболее приближенно отражают эту систему. В системе можно придраться к тому, что как таковой у людей нет свободы, все работают, все подчиняются, никаких отклонений от системы, по-моему это зомбиленд, несмотря на то, что описывается всё красиво и корректно, чувствуется какая-то скованность, которая будет охватывать людей в таком обществе. Утопия на то и утопия, что никогда не будет воплощена.

Как известно в СССР пытались построить коммунизм, который отражал принципы утопии, но всегда нужно учитывать человеческий фактор, все люди стремятся к богатству, все люди имеют зависть, всегда многие будут хотеть иметь больше, чем у других. Из-за этого и ничего не вышло, верхушка советской власти прогнила и дала течь, так всё и пошло прахом. Сейчас в пример можно привести КНДР, которое до сих пор пытается построить коммунизм и у которого множество врагов, поэтому им приходится тратить большие средства на оборону, а это сокращает количество потребительского продукта, люди не доедают, у них малый ассортимент продукции. В итоге можно сказать, что утопия не имеет места в настоящем обществе, так как сейчас постиндустриальное общество, в котором информация играет важную роль, люди всегда будут бороться за неё , им не будет хватать того, что предлагает Утопия, всегда будут выявляться наиболее предприимчивые, кому не понравится их положение и они захотят получить больше остальных. Ни одно общество не сможет удовлетворить безграничные потребности человека.

Экзамен: История Мировой Культуры

В историю философской мысли Томас Мор вошел прежде всего как автор книги, ставшей своего рода триумфом гуманистической мысли. Написал ее Мор в 1515- 1516 гг. и уже в 1516 году, при активном содействии Эразма Роттердамского, вышло в свет первое издание под названием "Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия". Уже при жизни это сочинение, кратко называемое "Утопией", принесло Мору всемирную славу.

Само слово "Утопия" придумано Томасом Мором, составившем его из двух греческих слов: "ou" - "не" и "topos" - "место". Буквально "Утопия" означает "место, которого нет" и недаром сам Мор переводил слово "Утопия" как "Нигдея".

В книге Мора рассказывается о неком острове под названием Утопия, жители которого ведут идеальный образ жизни и установили у себя идеальный государственный строй. Само название острова подчеркивает, что речь идет о явлениях, которых нет и, скорее всего, не может быть в реальном мире.

Книга написана в форме бесед между путешественником-философом Рафаэлем Гитлодеем, самим Томасом Мором и нидерландским гуманистом Петром Эгидием. Повествование состоит из двух частей. В первой части Рафаэль Гитлодей высказывает свое критическое мнение об увиденном им современном положении в Англии. Во второй, написанной, кстати, раньше первой, - Рафаэль Гитлодей излагает своим собеседникам утопийский образ жизни.

Уже давно замечено, да этого не скрывает и сам автор, что "Утопия" задумана и написана как своеобразное продолжение платоновского "Государства" - как и у Платона, в сочинении Томаса Мора дается описание идеального общества, так, как его представляли себе гуманисты XVI столетия. Поэтому вполне понятно, что в "Утопии" можно найти определенный синтез религиозно-философских и социально-политических взглядов Платона, стоиков, эпикурейцев с учениями самих гуманистов и прежде всего с "философией Христа".

Так же как и Платон, Мор видит основной принцип жизни в идеальном обществе в одном - общество должно быть построено на принципе справедливости, который недостижим в реальном мире. Рафаэль Гитлодей обличал своих современников: "Разве что ты сочтешь справедливым, когда все самое лучшее достается самым плохим людям, или посчитаешь удачным, когда все распределяется между совсем немногими, да и они живут отнюдь не благополучно, а прочие же вовсе несчастны".

Утопийцам же удалось создать государство, построенное на принципах справедливости. И недаром Гитлодей с восхищением описывает "мудрейшие и святейшие установления утопийцев, которые весьма успешно управляют государством с помощью весьма малочисленных законов; и добродетель там в цене, и при равенстве всем всего хватает".

Как возможно существование общества справедливости? Томас Мор обращается к идеям Платона и устами своего героя заявляет: "Для общественного благополучия имеется один-единственный путь - объявить во всем равенство". Равенство предполагается во всех сферах - в хозяйственной, социальной, политической, духовной и т. д. Но прежде всего в имущественной сфере - в Утопии отменена частная собственность.

Именно отсутствие частной собственности, по мнению Томаса Мора, создает условия для рождения общества всеобщей справедливости: "Здесь, где все принадлежит всем, ни у кого нет сомнения, что ни один отдельный человек ни в чем не будет иметь нужды, если только он позаботится о том, чтобы были полны общественные житницы". Более того, "оттого что здесь нет скаредного распределения добра, нет ни одного бедного, ни одного нищего". И - "хотя ни у кого там ничего нет, все, однако же, богаты".

В том же ряду стоит и тезис Томаса Мора о вреде денег - деньги в Утопии также отменены и, следовательно, исчезли все отрицательные моменты, порождаемые деньгами: жажда наживы, скаредность, стремление к роскоши и т. д.

Однако устранение частной собственности и денег не является для Томаса Мора самоцелью - это всего лишь средство для того, чтобы общественные условия жизни предоставили возможность развитию человеческой личности. Более того, сам факт добровольного согласия утопийцов жить без частной собственности и денег связан прежде всего с высокими нравственными качествами жителей острова.

Рафаэль Гитлодей описывает утопийцев в полном соответствии с теми идеалами гармонически развитой личности, которые вдохновляли мыслителей Эпохи Возрождения. Все утопийцы - это высокообразованные, культурные люди, которые умеют и любят трудиться, сочетая физический труд с умственным. Будучи самым серьезным образом озабочены идеями общественного блага, они не забывают заниматься собственным телесным и духовным развитием.

В Утопии, по убеждению Томаса Мора царит полная веротерпимость. На самом острове мирно сосуществуют несколько религий, при этом никто не имеет право вести споры по религиозным вопросам, ибо это расценивается как государственное преступление. Мирное сосуществование разных религиозных общин связано с тем, что постепенно на острове распространяется вера в Единого Бога, которого утопийцы называют Митрой.

В этом смысле на Мора несомненное влияние оказало учение Марсилио Фичино о "всеобщей религии". Но в то же время Томас Мор идет и дальше Фичино, ибо напрямую связывает идею Единого Бога с пантеистической идеей Божественной природы: "При том, что в Утопии не у всех одна и та же религия, все ее виды, несмотря на их разнообразие и множество, неодинаковыми путями как бы стекаются к единой цели - к почитанию Божественной природы". И пантеизм выражен Мором с наибольшей силой из всех предшествующих гуманистов.

Религиозные убеждения утопийцев гармонично сочетаются с их великолепным знанием светских наук, в первую очередь, философии: "...Никогда они не говорят о счастье, чтобы не соединить с ним некоторые начала, взятые о религии, а также философии, использующей доводы разума, - без этого, они полагают, само по себе исследование истинного счастья будет слабым и бессильным". Причем, удивительным образом, философские учения утопийцев в точности похожи на учения гуманистов, хотя, как известно, остров Утопия никак не связан с другой землей.

Религиозно-философские воззрения утопийцев в сочетании с принципами равенства, создают условия для высокого уровня развития нравственных начал на острове. Рассказывая о добродетелях жителей Утопии, Томас Мор, устами Рафаэля Гитлодея, излагает опять же гуманистическую "апологию наслаждения". Ведь в понимании гуманистов сами человеческие добродетели были напрямую связаны с духовными и телесными наслаждениями.

По сути дела, Утопия - это гуманистический образ совершенного общежития. В этом образе гармонично сочетаются торжество индивидуального с общественными интересами, ибо само общество и создано для того, чтобы дать возможность расцветать человеческим талантам. В то же время, каждый утопиец прекрасно понимает - его благополучие и духовная свобода напрямую связаны с тем общественным строем всеобщей справедливости, который установлен на Утопии.

Самый образ утопийского общежития, где упразднены частная собственность, денежное обращение, привилегии, производство роскоши и т. д. стал своего рода кульминацией гуманистических мечтаний об "идеальном государстве".

    Ответил: Ксения Шевченко

Что же такое идеальный мир или Утопия?

У каждого человека своё восприятие утопии. Утопия - это идеальное устройство мира, без изъянов. Но так как все люди разные, значит и идеальный мир у каждого разный.

У большинства людей утопия выглядит, примерно, так: люди свободны, оптимистичны, у каждого человека есть определённое место в обществе, профессия человека передается из поколения в поколение. Такое общество описывалось во многих книжках, например, “Утопия” Т. Мора, “ Христианополис" И. В. Андре и другие. Но у этого образа идеального мира есть недостаток - обыденность, побуждающая изначально одного человека восставать против системы, а позже, и всех остальных. У людей появляется жажда новых ощущений, попытка поиска чего- то иного, нового: драйва, острых ощущений, экстаза и так далее. И с этого момента начинается хаос и конец “идеального мира”.

В большинстве утопий одно из основных мест занимает - определенный культ или религия. Так как религия - это вера, а, как всем известно, вера, доведенная до фанатизма, может заставить человека делать любые вещи, то этим пользуются меркантильные люди, пытающиеся создать “идеальный мир” с корыстью. И пример такого использования можно заметить в истории Средневековой Европы, Нацистской Германии или Советской России.

Ещё один немаловажный аспект в мире - это противостояние добра и зла. Так как утопия - это идеальный мир, то в нём нет зла. Но всем известно, что в любом мире, где есть добро, должно быть и зло. И в таком случае появляется вопрос: «Нужно ли избавляться от зла?». И ответ, по моему мнению, есть:“ НЕТ ”. Это противостояние делает из человека - индивидуальность. Человек - это симбиоз двух сторон: добра и зла, которые борются в нем, и заставляют его думать, соображать, мыслить.

Я соглашусь с тем, что люди в идеале не должны от кого-то зависеть, но и полную свободу тоже нельзя давать, это чревато анархией и хаосом. Если человеку позволить полную свободу выбора, то это может привести к таким вещам как: убийство, насилие и массовым беспорядкам.

В моем представлении люди, безусловно, должны получать чувство полноты жизни, но при условии, чтобы это не навредило им самим и окружающим. Человек должен сам выбирать, кем он должен быть. Ещё одна вещь в моём мире - это развитие. Если посмотреть на окружающий мир, то можно заметить, что большинство недавних открытий несут больше вреда, чем пользы. А в своем мире я бы хотел убрать возможность создания того, что несёт хоть малейшую опасность. Ну и последняя вещь и самая главная, о которой я хотел бы написать - это любовь. Любовь - это то чувство, которое можно испытать, и не понять это. Люди много пишут, рассказывают, даже составляют теории о ней, но никто не может сказать, что такое любовь. Человек, испытывающий её, никогда не сможет сказать, что это такое. Чтобы каждая утопия существовала, люди должны любил друг друга.

Но, к сожалению, у моего мира то же есть недостаток, и это - сам человек. Далеко не каждому будут по нраву мои идеалы.

Так что, думаю, надо довольствоваться тем что есть и пытаться найти тот самый “идеальный мир” который понравиться всем.

P.S. Всем любви и мира!