Радиоэкскурсия по выставке «Рафаэль. Поэзия образа

Площадь Синьории - это политический центр Флоренции. Эту роль площадь выполняет, начиная со средних веков и до наших дней.
Изначальной планировкой города площадь Синьории (Piazza della Signoria) не предусматривалась. При римлянах на месте нынешнего зубчатостенного палаццо был театр, из руин которого хозяйственные потомки накроили изрядное количество башен.
Свое название площадь получила в честь Дворца Синьории (позднее - Палаццо Веккьо), спроектированного Арнольфо в 1298-99 годах. Большая часть здания была построена всего за три года к 1302 году. В этом здании заседало правительство Республики, потом совет Приоров. Сейчас во дворце размещается муниципалитет Флоренции.
Своеобразную форму площадь Синьории начала приобретать в 1268 году, когда партия гвельфов в очередной раз вернула себе власть над городом и решила сравнять с землей дома своих соперников из партии гибеллинов. Первыми подверглись уничтожению те самые пост-римские башни, принадлежавшие семействам Форабости и Уберти. Это было сделано, несмотря на то, что глава семейства незадолго до этого спас Флоренцию от разрушения, после того как его армия проиграла гибеллинам в 1260 году битву при Монтаперти. В конце концов, с лица земли было убрано 36 домов, в результате чего площадь и приобрела необычную L-образную форму.
Площадь Синьории – это редкостный музей скульптуры под открытым небом. На протяжении вот уже более 6 веков площадь, как и Палаццо Веккьо (здание администрации), является центром политической и культурной жизни Флоренции. На Площадь Синьории с 14 века, колокольным звоном флорентийцы созывались на «парламенто» - публичные собрания. Здесь же они шумно и весело отмечали победы и праздники.
Почти каждая из скульптур – это отдельная страничка в истории города. «Фонтан Нептуна» работы Амманнати, представляющий собой фигуру древнеримского повелителя морей в окружении прекрасных нимф, символизирующего морские победы Тосканы. Или, например конная статуя Великого герцога Козимо I, завоевавшего всю Тоскану, это работа маньериста Джамболоньи.
Лоджия Ланции просто усыпана знаменитыми статуями: бронзовый «Персей» с головой Медузы (копия Челлини), призванный служить устрашением для врагов Козимо, скульптурная композиция «Похищение собинянок» все того же Джамболоньи, высеченного им из одного треснувшего куска мрамора, и другие оригиналы и копии великих итальянцев, которые стоит увидеть.
Площадь Синьории окружает ряд зданий, построенных в XIV-XVI веках. Среди них нужно отметить Торговый суд (1359 год) и Палаццо Угуччони, фасад которого приписывается Рафаэлю. В соседнем здании находится коллекция Альберто-делла-Раджоне. В 21 зале дворца хранится около 250 работ современных итальянских художников. В 1970 году коллекция была передана в дар городу.
В процессе проведения на площади реставрационных работ в 1980 году были найдены фундаменты античных домов. Когда ученые археологи раскопали многочисленные культурные наслоения, то под остатками строений, относящихся к римскому периоду, удалось найти следы поселения каменного века. А это означает, что люди на берегах реки Арно селились задолго до римлян.
Удалось найти и несколько термальных бассейнов и даже мастерскую пошива одежды. Это открытие подтверждает, что ремесла играли важную роль в истории и экономике Флоренции задолго до экономического взрыва в 12-13 столетиях.
Но Флоренция это не только храмы и палаццо, это и река Арно, давшая жизнь великому городу. Давайте выйдем на самый знаменитый мост – Понте Веккьо.

Великие флорентийцы. Рафаэль Санти

Родился Рафаэль Санти в именитейшем итальянском городе Урбино в страстную пятницу 1483 года. Отец его - некий Джованни деи Санти, живописец не слишком выдающийся, но человек одаренный и способный направить детей по верному пути.
Когда мальчик подрос, отец стал упражнять его в живописи, обнаружив в нем большую склонность к этому искусству и прекраснейшее дарование. В 1500 году Рафаэль поступает на учебу в мастерскую Перуджино. Известны самые ранние юношеские три работы Санти: "Архангел Михаил, поражающий сатану", "Три грации", и "Сон рыцаря". Юному рыцарю на этой картине, как и самому молодому художнику, грезятся сладкие сны. Но даже и во сне приходится делать непростой выбор - между книгой и цветком, между тяжким и легким жизненным путем.
К этому же периоду относится и картина «Проповедь Святого Иоанна Крестителя». Исследователи предполагают, что это единственное дошедшее до нас изображение из пределлы (нижней створки алтаря) церкви Мадонны Ансидеи в Перудже.
В 1504 году Рафаэль покинул стены мастерской и отправился во Флоренцию. Переезд сыграл огромную роль в творческом становлении художника. Первостепенное значение для него имело знакомство с методом Леонардо да Винчи. Вслед за Леонардо он начинает много работать с натуры, изучает анатомию, механику движений, сложные позы и ракурсы, ищет компактные, ритмически сбалансированные композиционные формулы.
Главная тема живописи флорентийского периода – «Мадонна с младенцем», которой посвящено не менее 10 работ. Среди них выделяются три близких по композиционному решению картины: "Мадонна со щегленком" (ок. 1506-07, Уффици), "Мадонна в зелени" (1506, Музей истории искусств, Вена), "Прекрасная садовница" (1507, Лувр). Варьируя в них один и тот же мотив, изображая на фоне идиллического пейзажа юную мать и играющих у ее ног маленьких детей Христа и Иоанна Крестителя, он объединяет фигуры устойчивым, гармонически уравновешенным ритмом «композиционной пирамиды», излюбленной мастерами Возрождения.
Действительно, творчество Санти может считаться высшим проявлением и слиянием воедино всех лучших приобретений человеческого гения в сфере искусства, добытых общими усилиями множества художников за всю эпоху итальянского Возрождения.
Он умер в Риме, 6 апреля 1520 г. Жизнь Рафаэля Санти была непродолжительной, но и отпущенного судьбой времени оказалось достаточно для того, чтобы о нем вспоминали как об одном из великих мастеров Высокого Возрождения.

Купить экскурсию за 199.5 р.

«Рафаэль. Поэзия образа. Произведения из Галерей Уффици и других собраний Италии» - проект-событие. Хотя выставка небольшая. Как-никак нужно решиться на то, чтобы отпустить на гастроли даже восемь картин и три рисунка этого художника. В 2020 году мир будет отмечать 500-летие со дня смерти мастера эпохи Высокого Возрождения, и ГМИИ им. Пушкина первым вписался в череду грядущих событий. Первая в России выставка работ Рафаэля инициирована послом Италии в России Чезаре Марией Рагальини и проходит под патронатом президентов России и Италии, а также при спонсорской поддержке «Роснефти».

До этого в Пушкинском показывали в 1955 году «Сикстинскую мадонну», перед возвращением немецкой коллекции в рамках «Выставки картин Дрезденской галереи». В 1989-м на Волхонке побывала «Донна Велата» из флорентийской Палатинской галереи, а пять лет назад - «Дама с единорогом» из римской галереи Боргезе.

Все произведения открывшейся выставки, помещенные в одном зале, можно сразу охватить взглядом: пространство довольно камерное, сильно затемненное, лишь лучи света выхватывают с темно-фиолетовых, приглушенного тона фальшстен драгоценные работы. И хрестоматийный юношеский «Автопортрет», и «Мадонну Грандука». Состояние лирической созерцательности - вот, кажется, что хотели придать нынешней выставке и на уровне экспозиционного решения (которым занималась архитектор Даниэла Ферретти), и на уровне концепции (кураторы проекта - главный научный сотрудник ГМИИ, хранитель итальянской живописи Виктория Маркова и заведующая Кабинетом рисунка и гравюры Галерей Уффици Марция Файетти).

И поскольку живопись Рафаэля многих привлекала своей поэтичностью, и раз многие - от рафаэлева современника, писателя Бальдассаре Кастильоне до Пушкина - с восхищением о его картинах отзывались, устроители выставки решили поместить произведения художника в контекст сделанных ему поэтических оммажей. Включив сюда, кстати, и стихотворение самого главного героя.

37 лет - трагическая для многих гениев цифра, и Рафаэль (1483-1520) из их числа. За короткую жизнь он, искавший в живописи гармонию, успел прославиться и встать в один ряд с Леонардо и Микеланджело. «Поэзию образа» не назовешь ретроспективой - и цель у показа иная, но пунктирно проследить хронологию творчества Рафаэля тут все-таки можно.

Искусство уроженца Урбино делят на три этапа. Предположительно в 1497 году Рафаэль поступает в мастерскую Перуджино в Перудже (часто пишут, что это произошло около 1500-го, но выставочная биографическая справка приводит более раннюю дату). Самое раннее произведение здесь - и вообще едва ли не самое раннее из документально известных - «Голова ангела» (1501, Брешиа, пинакотека Тозио Мартиненго). Она была частью алтаря для церкви Сант-Агостино в Читта ди Кастелло, позднее, за исключением нескольких фрагментов, погибшего от землетрясения. Миловидный, розовощекий ангел с золотистыми волосами, золотистость которых Рафаэль дополнительно подчеркивает, пройдясь более светлыми завитками по русым прядям. Он ищет живопись спокойную и гармоничную. Образцом тут можно считать в том числе и его «Автопортрет» (датированный уже флорентийским периодом, 1505 годом, но, как указывают в каталоге, возможно, созданный еще в Урбино), всего в несколько тонов создающий образ и задумчивый, и невероятно нежный (Флоренция, Галереи Уффици, Галерея статуй и картин). Не зря эта картина так растиражирована, что попала в свое время даже на итальянскую лиру, о чем вспоминает посол Чезаре Мария Рагальини.

В 1504 году художник переезжает во Флоренцию, где его живопись постепенно становится, если угодно, более структурной или скульптурной, что видно на парных портретах супругов Аньоло и Маддалены Дони (1505-1506, Флоренция, галерея Уффици), где жест последней напоминает жест леонардовой Джоконды. Но вместе с тем от Леонардо Рафаэль воспринял и мягкую дымку сфумато, придавшую особую интонацию светлой печали Марии с младенцем в знаменитой «Мадонне Грандука» (1504-1508, Флоренция, Галереи Уффици, Палатинская галерея). Эта работа доехала до Москвы вместе с подготовительным рисунком, по которому видно, как изменилось в итоге композиционное решение произведения. Лиричность, хрупкость образа, - то, что Рафаэль разовьет в «Немой» (1507, Урбино, Национальная галерея Марке), смотрящей и на зрителя, и вместе с тем сквозь него, погруженной в свои размышления.

Наконец, в 1508-м Рафаэля зовут в Рим ко двору папы Юлия II и при содействии архитектора Браманте (после смерти которого как раз Рафаэля назначат главным архитектором собора Св. Петра), где он прославится в первую очередь росписями ватиканских станц. В Пушкинском же от позднего Рафаэля есть одна работа - «Экстаз Св. Цецилии со святыми Павлом, Иоанном Евангелистом, Августином и Марией Магдалиной» (ок. 1515, Болонья, Национальная пинакотека). Здесь не только поэтичность, но и музыкальность его живописи явлена почти буквально, через сюжет и, соответственно, слушающую небесную музыку главную героиню-мученицу.

Портреты и мадонны - из главных линий искусства Рафаэля, и как он искал линию гармонии и красоты для этих самых портретов, видно по двум рисункам с женскими профилями. В одном изображение более обобщенное, в другом - детальнее проработанное, но и там, и там важнее всего для художника абрис лица - одновременно скульптурно-точеный и очень плавный.

Экспозиция «Рафаэль. Поэзия образа. Произведения из Галерей Уффици и других собраний Италии» открыта до 11 декабря.

Радиостанция Серебряный Дождь и Музей изобразительных искусств имени Пушкина представляют: выдающийся художник эпохи Возрождения - Рафаэль Санти.

Безупречное чувство меры и пропорций, симфония благозвучия и чистоты. Гениальный живописец писал кистью музыку прекрасного, преклоняясь перед красотой человека.

Специально для вас радиоэкскурсию провела:

Прослушать всю экскурсию

1. АВТОПОРТРЕТ. 1505

Дерево, масло.
Флоренция, галереи Уффици, Галерея статуй и картин.

2. ГОЛОВА АНГЕЛА. 1501

Дерево, масло (переведена на холст).
Брешиа, Пинакотека Тозио Мартиненго.


3. ПОРТРЕТ АНЬОЛО ДОНИ. 1504-1507

Дерево, масло.


4. ПОРТРЕТ МАДДАЛЕНЫ ДОНИ. 1504-1507

Дерево, масло.
Флоренция, галереи Уффици, Палатинская галерея.


5. ЖЕНСКИЙ ПОРТРЕТ (НЕМАЯ). Около 1507

Дерево, масло
Урбино, Национальная галерея Марке

6. МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ (МАДОННА ГРАНДУКА). 1504-1508

Дерево, масло.
Флоренция, галереи Уффици, Палатинская галерея.