Крупные народы и религии чехии. Какая религия в Чехии? Появление реформаторского движения

Представлена в обществе многими конфессиями, самой многочисленной из которых является римско-католическая. Сегодня в республике насчитывается порядка 2,7 миллионов верующих-католиков, а 150 тысяч граждан страны относят себя к греко-католической церкви. Католицизм в ЧР не является обособленным от Святого престола (Ватикана), представляя собой часть единой мировой Римско-католической церкви. В Чехии немало величественных храмов, многие находятся в столице, и совершая вы можете в них побывать.

Наше государство поделено на две крупные митрополии - Чешскую и Моравскую, во главе которых поставлены архиепископы. Высшую духовную юрисдикцию над всеми епископами страны имеет примас Чехии. Этим почетным титулом наделен архиепископ Пражский. Местом пребывания (официальной резиденцией) Его преосвященства является национальная святыня чешского народа - столичный .

Христианство пришло в Чехию из соседней Баварии. Произошло это на стыке VIII-IX веков. Значимыми событиями в становлении новой религии стали крещение в этот период четырнадцати чешских воевод вместе с дружинами и моравского князя Ростислава. Первыми миссионерами были Кирилл и Мефодий, а первая епархия была создана в Праге в 973 году, ее возглавлял епископ Дитмар. Отдельная епархия католической церкви была образована в Оломоуце в 1063 году.

Влияние католицизма усилилось с XI века, когда в Богемии и Моравии стали возводить множество церквей и замков, становившихся оплотами приверженцев христианства от нападений язычников. Монастыри играли значимую роль в развитии образовательной системы, культуры. Развитие же литературы было ознаменовано произведением авторства декана собора Св. Вита Козьмы Пражского.

В средние века в Чехии было немало значимых личностей, посвятивших жизни свои богу и людям. Среди них дочь короля Пржемысла Оттокара I, ставшая монахиней, основавшая в 1232 году первую в Праге больницу. В XIV веке Вацлав IV находился в постоянном конфликте с высшим духовенством церкви, отстаивая приоритет светской власти. В частности жертвой его гнева стал священник из окружения пражского архиепископа , казненный по приказу короля. Начало XV века был ознаменовано недовольством засильем католицизма, возникло реформаторское религиозное движение гуситов, к которому примкнул один из известнейших правителей страны . Католическая церковь подвергалась гонениям и в ХХ веке. Коммунистические власти Чехословакии держали деятельность духовенства под строгим контролем.

Чтобы больше и лучше узнать любую страну, её стоит посетить! Особенно, если это Чехия, чья столица восхищает каждого, кто сюда приезжает. И никто лучше не сможет рассказать и показать город и страну, чем профессиональный гид, который живёт и работает в этом месте, и говорит на Вашем родном языке. Поэтому, если Вы собираетесь познакомиться с Прагой и Чешской республикой, то Вам в этом может помочь профессиональный .

В социалистической Чехословакии свобода совести и вероисповедания закреплена конституцией.

В отличие от прошлого, особенно от периода существования Австро- Венгрии, ни одна из религий не занимает привилегированного положения в стране, и каждый гражданин может выполнять обряды, связанные с любым вероисповеданием, или же быть атеистом. В настоящее время для чехов и словаков характерны не только религиозная терпимость, но часто просто безразличие к вере.

По переписи населения 1950 г., большинство (76,4%) верующих принадлежало к римско-католической церкви; протестантов насчитывалось 8,8%; чехословацкая реформированная церковь, которая, отделившись от римско- католической, возникла после первой мировой войны как националистическая организация, объединяла 7,7% населения; к остальным церквам и религиозным обществам принадлежит 2,9% населения.

Если принять во внимание, что научно-атеистическая пропаганда после 195Q г. становится все более широкой и действенной, то можно полагать, что приведенные выше цифры в настоящее время значительно уменьшились.

Иерархия католической церкви в Чехословакии до второй мировой войны была тесно связана с господствующими классами. В Чехии и Моравии церковь вдохновляла и поддерживала реакционную Народную партию, возглавлявшуюся священниками Яном Шрамеком и Франтишеком Гала; в Словакии - фашистское движение словацких националистов, главарем которых был католический патер Андрей Глинка, а позже прелат Иозеф Тиса.

После освобождения Чехословакии от немецких оккупантов церковная иерархия заключила союз с буржуазной реакцией против прогрессивных сил. Католическая церковь, которой принадлежали многочисленные земельные угодья, выступила против проведения земельной реформы. Архиепископ Беран, глава католической церкви в Чехословакии, был одним из участников неудавшегося контрреволюционного переворота в феврале 1948 г., а после победы народа продолжал борьбу против народно-демократического строя.

Большим ударом по влиянию реакционных церковников были утвержденные 14 октября 1949 г. Национальным собранием законы, регулирующие отношения церкви и государства. Закдн № 218 материально обеспечивал церковь и религиозные общества, закон № 217 создал государственное ведомство по церковным делам. Применение этих законов способствовало тому, что постепенно на руководящие должности в церкви пришли патриотически настроенные священники, сторонники соглашения с государством.

Участие в борьбе за мир стало для всего духовенства дорогой к лояльности. 27 сентября 1951 г. в Праге состоялся съезд католического духовенства, высказавшийся за присоединение верующих к движению борьбы за мир. 1700 священников - участников этого съезда - осудили злоупотребление религией в интересах реакции и ватиканскую политику поддержки «холодной вой^ы».

Знаменательным было послание конференции католических епископов и ведущих сановников церкви от 9 декабря 1954 г. к духовенству европейских стран - призыв воспрепятствовать возрождению германского милитаризма.

В настоящее время подавляющее большинство католиков и большинство духовенства поддерживают социалистический строй в Чехословакии.

Судя по археологическим данным, христианские церкви были основаны в некоторых районах Великой Моравии еще до IX в. При моравском князе Ростиславе христианство, принесенное из Византии, стало официальной религией. Но уже в конце IX в. византийское влияние в моравской церкви было вытеснено римским; славянский язык в богослужении уступил место латинскому; духовенство составилось почти сплошь из немцев. Церкви и монастыри собрали в своих руках огромные земельные и денежные богатства.

В дальнейшем римско-католическая церковь на протяжении многих веков была оплотом феодальной реакции и крепостнического гнета в чешских и словацких землях.

Немецкое духовенство враждебно относилось к культуре славянского населения, особенно после разгрома гусистского движения (XV в.) и еще более после поражения чехов при Белой горе (1620 г.).

Но римско-католическая церковь была вынуждена считаться с тем, что в народе крепко держались древние, дохристианские верования и обряды, и она пыталась как-то связать их с христианской обрядностью и догматикой. Среди древних верований, сохранившихся до недавнего времени, были и такие, которые восходили к эпохе материнского рода: например, вера в фантастических старух (sudicky ), ткущих якобы нить жизни ребенка. Но большинство сохранившихся верований было связано либо с домашней, семейной жизнью патриархальной эпохи (домовой - had , hospodarik , олицетворения хозяйственной удачи и неудачи - zmok , spirek , plivmk и др.), либо прямо с земледельческим хозяйством (женское олицетворение урожая, воплощенное в последнем снопе,- ЪаЪа, nev & sta , сплетенная из колосьев рапепка, petro - nila , охраняющая урожай, и др.).

Церковь сумела придать образам древних народных верований христианские имена, связать их с культом святых. Так появились святые - покровители тех или иных сторон крестьянского хозяйства: святой Флориан охранял от огня, святой Буриан - от градобития, патроном пастухов был святой Блажей, коневодов - святой Мартин и т. д. Иные христианские святые стали исцелителями болезней: святая Люция помогала от глазных болезней, святая Барбара - от зубной боли и пр. Некоторые древние народные обряды, особенно связанные с земледелием, были санкционированы церковью, приурочены к дням христианского календаря (рождество, пасха, день святого Яна и др.). Однако некоторые обряды и верования, особенно связанные с деятельностью колдунов, церковь запрещала и преследовала.

До наших дней сохранились древние народные обычаи, особенно те, которые связаны с народным земледельческим календарем. Но теперь не только забыто их прежнее магическое значение, но в значительной мере забыты и те христианские религиозные черты, которые к ним впоследствии примешались. Старинные религиозные праздники во многих случаях превратились в традиционные народные развлечения. Так, окончание земледельческих работ в деревне празднуется дожинками (dozinki ), или обжинками. Это веселые общественные праздники в ознаменование конца уборки урожая, когда-то имевшие суеверную цель - обеспечить урожай следующего года.

Большое место в жизни чешской и словацкой деревни занимали храмовые праздникии гулянья. Храмовой праздник устраивают обычно в день святого- патрона местного костела, а гулянье - в годовщину его освящения. Праздники сопровождались зачастую древними народными обрядами, например обезглавливанием петуха, сбрасыванием козла и т. д.

Обряды в семье совершались, по традиции, определенными ее членами. Так, большинство обрядов, направленных на получение хорошего урожая, сохранение его в поле, увеличение числа домашней птицы, благосостояние хозяйства, выполнялось женщинами. При обрядах, сопровождавших сев, важнейшая роль принадлежала мужчине.

Коллективно совершали обряды для сохранения урожая, моленья о дожде, процессии к колодцам и другие. Они выполнялись или целой деревней или несколькими ее жителями при участии всей деревни. Некоторые обычаи весеннего времени выполнялись детьми, чистка колодцев - девушками, масленичные обычаи - холостыми парнями.

Многие календарные обряды сохраняются до сих пор. Рождество, пасха, день поминания умерших отмечаются, особенно в городе, в узком семейном кругу. В деревнях, особенно в Словакии, многие календарные праздники празднуют еще всей деревней, но они служат просто случаем для увеселения молодежи. Так, в словацких деревнях в день святого Томаша (21 декабря) маленькие дети - «polaznici » - ходят по домам за угощением; в крещенский вечер (6 января) по домам ходят мальчики со звездой ( tri krale )\ на масленицу ряженая молодежь собирает с песнями и плясками по домам яйца, солонину, мелкие деньги, а затем в трактире устраивает пиршество; в вербное воскресенье носят Морену - чучело в девичьем наряде, олицетворяющее зиму и умирающую природу, смерть, и бросают ее в воду. Дети носят «лето», «май» - зеленую ветку, украшенную лентами,- символ жизни. Празднование 1 Мая в словацкой деревне сливается со старым традиционным праздником молодежи: каждый парень у дома любимой девушки сажает «майское дерево» - высокий ободранный ствол березы с оставленной наверху кроной, украшенной яркими лентами.

Перед «майским деревом» поют и пляшут, девушки подносят угощенье и т. д.

Годы строительства социализма повлекли за собой не только рост экономики, но и подъем культуры широких масс трудящихся. Благодаря повышению культурного уровня быстро отмирают старые поверья и изменяется отношение народных масс к церкви. Научные знания становятся доступными народу и вытесняют пережитки фантастической идеологии. Однако влияние католической церкви еще довольно сильно, особенно в Словакии.

Чехия - европейское государство, в котором больше всего атеистов. Более половины населения страны не исповедуют никакой веры. По количеству атеистов Чехия занимает первое место в Европе и второе место в мире. Основная часть верующих живет в Моравии, меньше на юге и востоке страны. Больше всего атеистов живет на севере Чехии и в крупных городах. Несмотря на то, что Чехия традиционно христианская страна, в последнее время стал появляться интерес к исламу. Исламские проповедники активно продвигают ислам на востоке страны.

Наибольшее количество в Чехии католиков, они составляют 39,2 % от всего населения страны и 86,5% от количества верующих чехов. Обет безбрачия дают все католические священники, чем отличаются от других конфессий. Кроме того, католики почитают Богоматерь, признавая ее непорочное зачатие и вознесение после смерти. Второй по количеству верующих конфессией является протестантство. Протестантов - 5% от всего населения и 11,1% среди верующих. Чешская протестантская церковь состоит из большого количества самостоятельных церквей и сект, связанных друг с другом лишь только своим происхождением. Протестантизм появился благодаря мощному антикатолическому реформаторскому движению, которое началось в Европе в 14 веке.

Католическая церковь подверглась большим изменениям благодаря Реформации. Итогом изменений было упразднение многих таинств, остались неизменными лишь таинство причастия и крещения. Нет понятия целибата. Изменились права у духовных служителей. Протестантская церковь не разрешает отпущение грехов и исповедование прихожан священниками. Отчет делает протестантский священник лишь перед общиной. Изменились и помещения, где проводятся церковные службы. В молитвенных домах протестантов отсутствуют иконы, алтари, статуи и колокола. Нет монашества и монастырей. Для протестантов источник вероучения - только Библия. Богослужение упрощено до минимума и состоит из проповеди, молитв и пения гимнов и псалмов на родном языке.

Третьей по количеству верующих в Чехии является православная вера. Православие уходит своими корнями в Византийскую империю. Оно является самой старой религией в стране. В отличие от других христианских конфессий в православии проводятся длительные богослужения, которые включают в себя много различных ритуалов. Главное богослужение в православии - это литургия. Основным праздником является Пасха. Богослужение может проходить как на родных языках, так и на мертвых. В православии духовенство делится на два типа: белое и черное. К белому духовенству относятся женатые приходские священники. К черному духовенству относятся монахи, давшие обет безбрачия. В православии существуют мужские и женские монастыри.

Существуют еще одна крупная христианская община в Чехии - гуситская церковь, в которой насчитывается около 700 тысяч верующих. Она выделилась в самостоятельную конфессию в 1920 году, отделившись от Ватикана. Рим осуждал Яна Гуса и его учение, это послужило причиной образования гуситской церкви после получения Чехией независимости. Многие чешские католики считают, что Гуса необходимо канонизировать, чтобы было сохранено и увеличено влияние Католической Церкви.

Чехия довольно необычна с точки зрения религии. С одной стороны - это типично католическая страна, в которой церковь долгое время играла важнейшую роль. С другой - это один из исторических центров православия и родина реформаторского движения гуситов (день Яна Гуса - 6 июля - является национальным праздником), а также один из крупнейших европейских центров иудаизма. В итоге столь сложное смешение конфессий привело к формированию уникального религиозного поля, а Прага давно и заслуженно носит титул "готической и мистической столицы Европы". Неудивительно, что и Голем, и гусит, и робот - понятия, тесно связанные с этой страной. А интерьеры, архитектура и отделка местных храмов поистине великолепны.

Большинство местных верующих (27%) принадлежат к римско-католической церкви, 2% - протестанты, около 3% - приверженцы Чешской реформатской и Гуситской церквей, а также православные (около 3%, причем это число неуклонно растет за счет эмигрантов). При этом, согласно последней переписи населения (2001 год), 59% граждан Чехии вообще не относят себя к какой-либо религии или церкви, поэтому действительная статистика далека от официальной.

Хотя большинство чехов сложно назвать очень религиозными людьми, они действительно с уважением относятся к вере (причем необязательно только к своей) и соблюдают множество правил культа. Газеты регулярно издают списки дней святых и люди празднуют свои именины наравне с днем рождения, церковные праздники отмечаются по всей стране, а многие храмы восстановлены и активно действуют. При входе в церковь действуют те же правила приличия, что и у нас.

Народные же чешские обычаи, как правило, основываются не на христианской, а на языческой, исторической или этнической традиции. Причем, в отличие от многих прилегающих стран, чехи постепенно уравнивают их статус с официальными праздниками. И сейчас такие древние обряды, как "Шествие королей", пасхальные "Помлазки" (языческий обычай "охаживания" женщин плетеными из вербы плеточками, проводится в Пасхальный понедельник) и колядки, "Сожжение ведьм" и "Вальпургиева ночь" (с 30 апреля на 1 мая), "Время любви" (1 мая) с украшением "майских деревьев" (по-чешски - "майки"), осенний праздник сбора урожая "Дожинок", День поминовения усопших (1 и 2 ноября) и "Барборки" (День святой Барбары, 4 декабря), приобретают все большую популярность. Неудивительно, что сохранились и многие древние языческие символы, вроде изображений языческих богов (Радегаста в первую очередь) и сакральных знаков, присутствующих даже на торговых логотипах, а также традиции, такие как праздник середины лета (Иван Купала).

При этом сказки, старинные легенды и предания занимают в местной культуре весьма почетное место. Даже многие вполне исторически достоверные события здесь довольно вольготно переложены на поэтический язык и давно превратились во что-то подобное былинам - сами чехи свято верят в их правдивость.

Традиционной религией в Чехии является христианство. После разделения христианской церкви на две ветви: православную и католическую, в Чехии установилась господствующая католическая религия.

Становление католицизма

Дело в том, что до 9 века Чехия, Венгрия и Словения входили в состав одной страны под названием Великая Моравия и именно оттуда христианство и начало распространяться по всей Европе.

В странах, где католическая религия занимает господствующее положение в общественной жизни, практически, церковь, а не светская власть управляет государством. В период раннего Средневековья именно католическая церковь защищала своих прихожан по времена междоусобиц, во время эпидемий и голода, церковь несла и просветительскую миссию, в католических храмах народ мог укрыться во время набегов чужеземных племен, поэтому трудно переоценить значение религии.

Но начиная с 15 века, когда католическая церковь, обладая и так уже огромными богатствами, требовала все большую плату за требы и совершение обрядов, в период всеобщего обнищания простого народа, появилось реформаторское движение, требующее упрощения церковных обрядов и отказа от роскоши и богатства.

Появление реформаторского движения

Поэтому довольно интересна история религии именно в Чехии: с одной стороны огромное влияние католицизма, с другой – Чехия – колыбель реформаторской религии и гуситского движения. До сих пор 6 июля – является национальным праздником «День Яна Гуса».

Не только церковная десятина и платы за требы возмущали народ, более всего возмущали продажа индульгенций – грамот по отпущению грехов, которые католическая церковь продавала с огромным доходом для себя. Простые люди, конечно, не могли себе позволить приобрести такие дорогие верительные грамоты и поэтому жили в вечном страхе перед геенной огненной и вечными муками.

Поэтому появление Яна Гуса, проповедника и основателя реформаторского движения, было встречено с воодушевлением. Ян Гус в открытую критиковал роскошь католических священников, их богатство и цитировал слова Иисуса Христа: «Легче верблюду пройти в игольное ушко, нежели богатому попасть в царствие небесное».

Местное население в Чехии исправно выполняли все католические обряды, хотя число верующих уменьшалось с каждым годом и к началу ХХ века только 35% населения исповедовали католицизм, остальные же, после официального отделения гуситской церкви от католической, являлись приверженцами реформаторского движения.

Но после прихода к власти коммунистов, церковь была упразднена и объявлена вне государства и вне закона, поэтому количество верующих резко сократилось.

На сегодняшний день ведущую роль в религиозной жизни страны по-прежнему играет римско-католическая церковь, примерно одна треть всего населения страны считаются католиками, число православных в последнее время понемногу увеличивается за счет эмигрантов из стран ближнего зарубежья, примерно такое же количество и гуситов и примкнувших к Чешской реформаторской церкви.

Религия в Чехии сегодня

Более половины всего чешского населения считают себя атеистами и не исполняют никаких церковных обрядов. Чехия занимает первое место в Европе по этом показателю.

Сегодня правительство Чехии активно поддерживает все мировые религии, в 2012 году были выделены огромные субсидии от государства в фонды и католической, и православной, и гуситской церкви, как компенсацию за гонения во времена коммунистического режима.

В Праге, столице Чехии, можно увидеть величественные готические и католические, и православные храмы, и небольшие костелы, где совершают свои обряды гуситы. Но правительство сегодня приветствует и поддерживает постройку любых культовых сооружений и разрешает проповедовать любые религии.

Свобода вероисповедания узаконена в Конституции страны и люди вправе верить и совершать любые религиозные обряды, если они отвечают их запросам.

Что интересно, народные обычаи и традиции чехов связаны не с государственной религией, а с дохристианскими временами и культами предков, анимизма и шаманизма. Многие реальные исторические события чехи переложили на язык легенд и преданий и свято верят в них и соблюдают праздничные ритуалы, посвященные этим датам.

Например, обряды «Сожжение черных ведьм» и «Вальпургиева ночь» проводятся с 30 апреля по 2 мая, а украшение «майского влюбленного дерева» — 1- мая. В эти дни молодой человек сажает у окна любимой девушки деревце, щедро украшенное яркими лентами. В начале ноября обязательно проводятся дни поминовения ушедших родственников, в которых мы также можем наблюдать истоки языческой религии.

Чехия – удивительная страна с богатой духовной культурой, в которой затейливо переплетается современности и история, а чехи свято чтут своих героев и, хотя считают себя атеистами, порой впадают в языческий мистицизм.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.