Несвоевременное перечисление ндфл в бюджет санкции. Если забыли перечислить ндфл вовремя

Разъясните, пожалуйста, порядок начисления штрафа за несвоевременную уплату НДФЛ. Допустим, у меня срок оплаты стоит 10-го числа, перечислила 12-го. За сколько дней будет пеня? Штраф ИФНС начисляет от общей суммы, не перечисленной 10-го числа, в размере 20 процентов. Насколько это правомерно?

Мнение эксперта

Сначала расскажем о пенях.

Согласно пункту 3 статьи 75 Налогового кодекса, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего дня за днем, установленным законодательством для уплаты налога в бюджет.

Когда по результатам камеральной проверки выявят просрочку, составят акт проверки.

Даже если просрочка уплаты НДФЛ составила всего один день, Налоговый кодекс не содержит положений, на основании которых организация может быть освобождена от ответственности.

Однако вы вправе обратиться в налоговую инспекцию с просьбой об уменьшении размера штрафа на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 112 Налогового кодекса. В этой норме речь идет о смягчающих вину обстоятельствах, среди которых указаны «иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность». В вашем случае смягчающим обстоятельством вы можете попробовать заявить незначительный срок просрочки. Но не факт, что налоговая инспекция пойдет вам навстречу и снизит штраф.

Налоговые агенты, физические лица и в некоторых ситуациях ИП несут ответственность за своевременное перечисление НДФЛ в Государственную казну. Все ответственные лица имеют статус налогоплательщика. За нарушение правил законодательства предусмотрен штраф за несвоевременную уплату НДФЛ либо за неуплату НДФЛ. Возмещение санкций, наступающих по причине неуплаты или несвоевременной уплаты налога, не является поводом для освобождения их от перечисления самого НДФЛ, в том числе и пени, которая является компенсацией за потери Государственной казны.

Плательщик налога обязан произвести уплату НДФЛ в полном объеме за налоговый период не позднее указанных в налоговом законодательстве сроков (до 15 июля следующего за отчетным периодом года). Возникшая недоимка по налогу подразумевает штраф за неуплату НДФЛ. Помимо штрафа на сумму недоимки начисляется пеня, являющаяся компенсацией за несвоевременность пополнения Государственного бюджета. Обязательство по возмещению штрафов и пени возникает при неуплате или несвоевременной уплате НДФЛ в течение срока, оговоренного законодательством РФ.

Если ответственность перечисления налога в казну по доходам физлиц, как наемных работников лежит на работодателе, значит, и штраф за неуплату НДФЛ налоговым агентом, возлагается на него, и никакой связи с физлицами не имеет.

Неуплата налога физическим лицом

Плательщики налога, выступающие как физические лица, которые не ведут хозяйственную деятельность в качестве ИП, должны производить уплату НДФЛ в индивидуальном порядке, но только с некоторых видов своей прибыли. К таким можно отнести доход от продажи недвижимости или иного ценного имущества. Если был выявлен факт занижения физлицом базы налогообложения, к нему применяется начисление штрафа — 20% от суммы занижения, либо 40% при умышленном совершении налогового преступления.

Физические лица, которые ведут хозяйственную деятельность в качестве ИП, обязаны производить перечисления налога по авансовым платежам, выданными сотрудниками налогового органа. Оплата производится на протяжении налогового периода несколько раз (1 раз в квартал). В конце года производится полный расчет НДФЛ. При расхождении данных по авансовым платежам и платежных поручений налогоплательщика о перечислениях налога в бюджет на ИП накладывается штраф за несвоевременное перечисление НДФЛ в размере 20% от суммы недоимки. Если деяние совершено умышленно штраф составляет 40%.

При появлении недоимки по вине работодателя, физлицо может быть наказано только в случае, если работник был уведомлен о факте нарушения налогового законодательства по неуплате или несвоевременной уплате НДФЛ. Работодатель при невозможности самостоятельно произвести удержания в бюджет обязан уведомить об этом работника не позже 1 марта следующего за налоговым периодом года.

Соответственно если имеется за налоговый период неуплата или несвоевременная уплата НДФЛ штрафные санкции 2016 года составляют 5% от суммы начисленного налога за полный или неполный месяц.

Если, например, были задекларированы суммы вычетов, которые не применимы к данному налогоплательщику, от штрафа за неуплату налога лицо освобождается. А вот пеня за просрочку будет начислена.

Неуплата налога работодателем

При несвоевременном перечислении в казну или перечислению не в полном размере НДФЛ налоговым агентом, налоговым органом будет наложен на него штраф — 20% от суммы, необходимой к уплате в Государственный бюджет. Также это правило относится к налоговому агенту, если он не удержал или удержал не в полном размере НДФЛ.

Однако ответственность за неуплату НДФЛ возникает только тогда, когда у налогового агента не было особых причин не заплатить налог на доходы физических лиц. Если, например, зарплата рабочему была выдана в натуральном виде ответственность за уплату НДФЛ в Государственный бюджет лежит на самом работнике. Штраф будет применим к работнику, получившему в таком виде доход.

Если работодатель удержал, но не перечислил налог в бюджет, к нему помимо штрафа применимы пени НДФЛ., рассчитанные с учетом ставки рефинансирования Центрального Банка РФ.

Отметим также, что работодатель обязан по окончании налогового периода не позднее 1 апреля следующего за отчетным периодом года сдавать справки 2-НДФЛ по каждому отдельному работнику. При непредставлении справки или за недостоверность указанных данных, предусмотрен штраф за 2-НДФЛ 2015 года. Он составляет 200 рублей за каждую справку. За недостоверность данных – 500 рублей за каждую некорректную справку.

Организация перечисляла НДФЛ, исчисленный и удержанный с заработной платы, на несколько дней позже дня выплаты указанного дохода. Если НДФЛ не уплачен в день или на следующий день после начисления, имеет ли право сразу выставлять штраф в размере 20% от суммы неуплаченного налога по ст. 123 НК РФ, или сначала она должна выставить требование об уплате недоимки?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Организация-работодатель в рассматриваемой ситуации может быть привлечена к ответственности на основании ст. 123 НК РФ за нарушение срока перечисления в бюджетную систему РФ сумм НДФЛ, исчисленного и удержанного с заработной платы, в порядке, предусмотренном НК РФ. Направление налоговым органом организации требования об уплате недоимки или иного аналогичного требования не является обязательным для этого.

Обоснование вывода:

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ (п. 1 ст. 24 НК РФ).

В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства.

В частности, п. 6 ст. 226 НК РФ обязывает налоговых агентов перечислять суммы исчисленного и удержанного НДФЛ с дохода в виде оплаты труда не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику данного дохода.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей несет ответственность в соответствии с законодательством РФ (п. 5 ст. 24 НК РФ).

Так, ст. 123 НК РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Как следует из приведенной нормы, она определяет наступление ответственности даже в случае, если налоговый агент перечислил удержанный у налогоплательщика налог в бюджетную систему РФ, но сделал это с нарушением установленного срока (смотрите, например, письма Минфина России от 12.04.2013 N 03-02-07/1/12347 и от 19.03.2013 N 03-02-07/1/8500).

Таким образом, организация-работодатель в рассматриваемой ситуации может быть привлечена к ответственности на основании ст. 123 НК РФ за нарушение хотя бы на один день срока перечисления в бюджетную систему РФ сумм НДФЛ, исчисленного и удержанного с заработной платы, в порядке, предусмотренном НК РФ.

Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу (п. 3 ст. 108 НК РФ).

В рассматриваемой ситуации дело о допущенном организацией правонарушении может быть рассмотрено исключительно в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ, соответственно, выявлено данное правонарушение может быть только в результате проведения налоговой проверки (ст. 100.1 НК РФ, п. 37 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

Факт выявления налогового правонарушения в ходе налоговой проверки фиксируется в акте налоговой проверки (пп. 12 п. 3 ст. 100 НК РФ). По результатам рассмотрения акта и иных материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа может вынести решение о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - Решение) (п. 1, пп. 1 п. 7 ст. 101 НК РФ). Оно вступит в силу по истечении одного месяца со дня его вручения лицу, в отношении которого Решение было вынесено (его представителю), а в случае подачи апелляционной жалобы - в порядке, предусмотренном ст. 101.2 НК РФ (п. 9 ст. 101 НК РФ). На основании вступившего в силу Решения лицу, в отношении которого оно вынесено, направляется в установленном ст. 69 НК РФ порядке требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение (п. 3 ст. 101.3 НК РФ).

Как видим, направление налоговым органом налоговому агенту требования об уплате недоимки или иного аналогичного требования не является обязательным для привлечения его к ответственности на основании ст. 123 НК РФ. При этом штраф по ст. 123 НК РФ изначально предъявляется к уплате налоговому агенту посредством направления ему соответствующего требования.

К сведению:

Лицо, в отношении которого проводилась (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом оно вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения месячного срока, установленного п. 6 ст. 100 НК РФ для представления письменных возражений по акту, может быть принято, в частности, решение о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения (пп. 1 п. 7 ст. 101 НК РФ). Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Указанное решение может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном НК РФ (смотрите главу 19 НК РФ) и соответствующим процессуальным законодательством РФ (п. 1 ст. 138 НК РФ).

Более подробно с порядком такого обжалования Вы можете ознакомиться с использованием следующих материалов:

Энциклопедия решений. Обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц;

Энциклопедия решений. Досудебное обжалование ненормативных актов налоговых органов, действий и бездействия их должностных лиц;

Энциклопедия решений. Сроки подачи жалобы (апелляционной жалобы) в вышестоящий налоговый орган;

Энциклопедия решений. Порядок подачи жалобы (апелляционной жалобы) в вышестоящий налоговый орган;

Энциклопедия решений. Требования к форме и содержанию жалобы (апелляционной жалобы), подаваемой в вышестоящий налоговый орган;

Энциклопедия решений. Порядок рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящим налоговым органом и виды принимаемых решений;

Энциклопедия решений. Сроки принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе). Когда можно обращаться в суд.

Энциклопедия решений. Ответственность за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ);

Энциклопедия решений. Перечисление налоговыми агентами удержанного НДФЛ в бюджет. Сроки уплаты;

Энциклопедия решений. Обстоятельства, смягчающие ответственность по ст. 123 НК РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член АПР Иванкова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий


Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Каждый гражданин России должен уплачивать налоги со своих доходов. Работодатель берет на себя эту функцию по отношению к своим сотрудникам и другим физическим лицам, коим он производит выплаты. За это наниматель должен отчитаться в налоговую инспекцию. Встречаются ситуации, когда НДФЛ удержали, но не уплатили или сделали это позже. Как заполнить отчет?

В отчете отражается дата фактического получения дохода, но ее не нужно путать с днем перечисления физическому лицу вознаграждения.

Внимание! Она определяется НК РФ, статьей 223. В зависимости от типа вознаграждения законом установлены разные сроки. Для заработной платы это последний день месяца, когда она выплачивается.

Исчисление НДФЛ происходит одновременно с выплатой дохода по закону, поэтому эти даты всегда совпадают.

Удержание налога осуществляется при фактическом получении вознаграждений работниками. С аванса никаких удержаний не производится, т.к. НДФЛ исчисляется только после полного расчета с сотрудником и осуществляется по результатам месяца. Но, с авансов, выданных по договорам ГПХ, налог удерживается в обычном порядке.

Дата уплаты сбора зависит от типа выплат:

  1. Отпускные и больничные – последний день месяца, в котором эти выплаты были произведены;
  2. Остальные вознаграждения – следующий день, после получения дохода сотрудником.

Когда удержание с работников не производится

  • Алименты;
  • декретные пособия;
  • выходное пособие при увольнении в связи сокращением, соглашению сторон или в связи с выходом на пенсию;
  • средства из чистой прибыли работодателя, ушедшие на оплату медицинских услуг для сотрудника или его близких родственников;
  • подарки, стоимостью менее 4000 руб.;
  • компенсация стоимости путевок и другие выплаты (ст. 215, 217 НК РФ).

Лица, имеющие налоговые вычеты, освобождаются от уплаты налога на их величину. При этом право на льготу должно быть подтверждено документально.

Авансы по НДФЛ, оплаченные иностранцами, при получении патента также учитываются. Повторно налог с таких работников не удерживается.

Как уже говорилось ранее, подарки стоимостью менее 4000 рублей НДФЛ не облагаются и могут не указываться в форме. Когда сумма вознаграждения превышает 4 тыс. руб., стоимость подарка показывается по стр. 020, а необлагаемая база отражается в поле 030.

НДФЛ с подарка в денежном выражении удерживается сразу. А вот с дара, в виде какого-то товара, он удерживается при первом перечислении денег этому сотруднику (зарплата, отпускные и др.). Сборы перечисляются в бюджет не позже следующего дня.

Часто случается, что подарок был получен сотрудником в одном периоде, а налог с него получилось удержать уже в другом. В отчете, за период, когда был получен доход, стоимость подарка учитывается в поле 020, при этом НДФЛ, который еще не успели удержать, по строке 080 не показывается. В следующем квартале, когда НДФЛ уже будет удержан, бухгалтеру необходимо заполнить поля 100-120.

Важно! Если налог не удержан в текущем календарном году, он не переходит на следующий год. Работодатель должен сообщить об этом налоговой инспекции и работнику. Не удержанный налог в форме 6 НДФЛ отразится по строке 080 годового отчета.

Рассмотрим пример заполнения второго раздела отчета по подарку, с которого не получилось удержать НДФЛ. Стоимость подарка 8 600 рублей.

Второй раздел формы заполняется каждые три месяца. В поле 130 отражаются все выплаты работникам за текущий квартал, а в поле 140 – удержанные с них налоги. Доходы заполняются общей суммой по всем физическим лицам, но отдельными строками по типу перечислений. Для каждой суммы вознаграждений работникам, в полях 100-120, заполняются три срока: дата получения дохода (фактическая), даты удержания и уплаты налога.

В поле 120 всегда проставляется последний день, когда НДФЛ может быть уплачен в соответствии с законом. Тот факт, что налоговый агент мог уплатить налоги раньше, роли не играет. Поэтому даты в полях 110 и 120 никогда не совпадают.

Внимание! Если вознаграждения сотрудникам было выплачено перед выходными, крайний срок уплаты налога переносится на ближайший рабочий день. То же самое относится и к последнему дню месяца, выпавшему на выходной или праздничный день (для больничных и отпускных).

Первый раздел заполняется с начала года и показывает общую сумму вознаграждений, выплаченных за все время. Рассмотрим заполнение отчета за полугодие на примере ООО “Атмосфера”, в котором работает 3 человека. Налоговый агент выполнил свои обязательства по уплате налогов в установленные сроки.

Вся исходная информация сведена в таблицу

По данным сведениям отчет заполняется следующим образом:

Как заполнить отчет, когда НДФЛ не перечислен в бюджет

Порой возникают ситуации, когда заработную плату работникам выплатили, налог удержали, а в бюджет в установленные сроки не перечислили. Такие нюансы могут появиться в следующих случаях:

  • Предприятие имеет нестабильное финансовое положение;
  • ошибка бухгалтера;
  • технические сбои и другие причины.

Как заполнить 6 НДФЛ, если налог удержан, но не уплачен? Отчет показывает сумму начисленного дохода по всем физлицам и расчет сумм налога. Он не фиксирует факт уплаты НДФЛ. Даже строка 120 подразумевает под собой не фактическую дату перечисления средств, а крайний срок, когда это нужно сделать. Следовательно, 6 НДФЛ заполняется в обычном порядке, как если бы налог был перечислен вовремя.

Несмотря на то, что отчет будет заполнен в том же виде, это не снимает ответственности с работодателя за нарушение налогового законодательства. За каждый день просрочки, на налогового агента будет наложена пеня (ст. 75 НК РФ). Штрафные санкции пойдут со следующего дня, после даты указанной в строке 120.

Помимо этого, инспектора сверят срок, указанный в строке 120 и фактическую дату перечисления и наложат на налогоплательщика штраф за нарушение законодательства, в размере 20% от суммы не уплаченного налога.

Заключение

Пленум ВАС РФ отметила, что налоговый агент не может быть ответственен за данное правонарушение, если у него отсутствовала возможность в установленный срок удержать и перечислить НДФЛ. На этом основании некоторым организациям удается оспорить наложенные на них штрафы, хотя в судебной практике такое встречается не часто. Поэтому налоговые агенты, решившие оспорить штрафные санкции, рискуют понести дополнительные материальные затраты на судебные издержки.

Если НДФЛ не уплачен вовремя, но был удержан, это не повлияет на заполнение формы. Так как в форме должна быть отражена дата уплаты по закону, а не по факту. Однако предприятие, которое не выполнило вовремя свои обязательства, рискует быть оштрафованной за нарушение налогового законодательства.

Нами был перечислен НДФЛ 16.06.2016 с опозданием на 2 дня (платежные поручения были направлены в банк 14.06.2016г. инкассо с расчетного счета неправомерно были сняты денежные средства судебными приставами который их позже вернули, но на 14.06.2016 по их вине не было денег на расчетном счете). После сдачи НДФЛ-6 28.07.2016г. пришло требование об уплате штрафа по статье 123 НК РФ в размере 20 % от суммы налога.1. Правомерно ли нас наказывают по статье 123 если на момент подачи декларации НДФЛ был уплачен?2. Если правомерно то как можно уменьшить сумму штрафа по нашей ситуации?

1.Да, штраф по ст. 123 НК РФ в данном случае правомерен.

При перечислении НДФЛ в бюджет налоговые агенты должны соблюдать сроки, установленные статьей 226 Налогового кодекса РФ. Обязанность организации по уплате налога считают исполненной в тот день, когда организация предъявила в банк платежное поручение, чтобы перечислить деньги в бюджет. И главное, чтобы на расчетном счете организации было достаточно денег. Если для уплаты налога на расчетном счете организации недостаточно средств уплаченным налог считаться не будет.

Такой порядок предусмотрен подпунктом 1 пункта 3 статьи 45 НК РФ.

Налоговая инспекция может взыскать с налогового агента штраф в размере 20 процентов от суммы НДФЛ, подлежащей удержанию и (или) перечислению в бюджет, если в установленный срок налоговый агент не перечислил (не полностью перечислил) в бюджет удержанную сумму налога.

2.Налоговый кодекс РФ обязывает инспекцию при принятии решения по итогам проверки учитывать смягчающие обстоятельства (подп. 4 п. 5 ст. 101 НК РФ). Их перечень приведен в пункте 1 статьи 112 Налогового кодекса РФ. Данный перечень не является исчерпывающим, поэтому при принятии решения по проверке инспекция по своему усмотрению может учитывать и иные смягчающие обстоятельства (подп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ).

Если при назначении штрафа проверяющие не учли имеющиеся у плательщика смягчающие обстоятельства, есть смысл обратиться к руководству инспекции с ходатайством о снижении размера санкции. В качестве смягчающего обстоятельства можно указать, что организация совершила налоговое правонарушение впервые. Небольшая просрочка произошла по причине инкассо с расчетного счета. Также укажите, что недоимка была погашена в добровольном порядке. Инспекторы должны учесть данные обстоятельства и снизить штраф (п. 3 ст. 114 НК РФ).

Обоснование
(Цветом выделена информация, которая поможет Вам принять правильное решение)

Как организации перечислить налог в бюджет

Когда налог считают уплаченным

Налог считают уплаченным в тот день, когда организация предъявила в банк платежное поручение, чтобы перечислить деньги со своего расчетного счета на счет Казначейства России. При этом на расчетном счете организации должно быть достаточно денег для платежа.

И само собой, платежное поручение должно быть правильно заполнено. Иначе сотрудники банка его не примут. Правила, по которым нужно заполнять поручения на уплату налогов, прописаны в Положении Банка России от 19 июня 2012 г. № 383-П и в приказе Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н. Подробнее об этом см. Как заполнить платежное поручение на перечисление налогов и страховых взносов.

Другим способом перечислить налоги нельзя. К слову, оплата через платежные терминалы или переводом без открытия банковского счета, законодательством не предусмотрена (письма Минфина России от 20 мая 2013 г. № 03-02-08/17543, от 21 июня 2010 г. № 03-02-07/1-287).

Но исполнить обязанность по уплате налогов можно и без перевода денег. Так, налог считают уплаченным в тот день, когда:

· налоговая инспекция приняла решение о зачете переплаты по одному налогу в счет погашения обязательств по другому;

· с доходов налогоплательщика положенную сумму налога удержал налоговый агент. Конечно, только если за ним законодательно закреплена такая обязанность.

Такие правила установлены пунктом 3 статьи 45 Налогового кодекса РФ.

· организация отозвала из банка свое платежное поручение на уплату налога;

· в платежном поручении указаны неправильные банковские реквизиты Казначейства России (номер счета казначейства и наименование банка получателя), и из-за этого налог не зачислили в бюджет;

· для уплаты налога на расчетном счете организации недостаточно средств.

Такие правила установлены пунктом 4 статьи 45 Налогового кодекса РФ.

Как налоговому агенту перечислить НДФЛ в бюджет

Ответственность за несвоевременную уплату НДФЛ

При перечислении НДФЛ в бюджет налоговые агенты должны соблюдать сроки, установленные статьей 226 Налогового кодекса РФ. Положения статей 227 и 228 Налогового кодекса РФ, согласно которым НДФЛ можно платить по окончании года, на налоговых агентов не распространяются. Такой порядок подтверждается постановлением Президиума ВАС РФ от 5 июля 2011 г. № 1051/11.

Налоговая инспекция может взыскать с налогового агента штраф в размере 20 процентов от суммы НДФЛ, подлежащей удержанию и (или) перечислению в бюджет:

· если в установленный срок налоговый агент не удержал (не полностью удержал) налог из денежных средств, выплаченных контрагенту;

· если в установленный срок налоговый агент не перечислил (не полностью перечислил) в бюджет удержанную сумму налога.

Это следует из положений статьи 123 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 19 марта 2013 г. № 03-02-07/1/8500.

Применение штрафных санкций не освобождает налогового агента от обязанности перечислить в бюджет удержанную сумму налога (п. 5 ст. 108 НК РФ). Более того, налоговая инспекция может взыскать эти суммы в бесспорном порядке (п. 1 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ).

Если НДФЛ перечислен в бюджет позже установленных сроков, то помимо штрафных санкций инспекция может начислить организации пени (ст. 75 НК РФ). Пени начислят в целом по организации с учетом даты получения дохода каждым сотрудником и фактических сроков удержания НДФЛ налоговым агентом (п. 2 письма ФНС России от 29 декабря 2012 г. № АС-4-2/22690).

Штрафа по статье 123 Налогового кодекса РФ можно избежать, если организация докажет, что у нее не было возможности удержать НДФЛ у сотрудника (п. 21 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57). При этом перечислять в бюджет сумму неудержанного НДФЛ за счет собственных средств налоговый агент не обязан (п. 9 ст. 226 НК РФ). Если удержать НДФЛ невозможно, то организация обязана уведомить налоговую инспекцию о неудержанной сумме налога не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (подп. 2 п. 3 ст. 24 и п. 5 ст. 226 НК РФ).

Важно: если при выплате доходов организация не удержала налог, взыскивать с нее пени за несвоевременное перечисление НДФЛ в бюджет нельзя. Об этом сказано в письме ФНС России от 4 августа 2015 г. № ЕД-4-2/13600. Позиция налоговой службы основана на том, что налоговый агент не должен платить налог за счет собственных средств. И если НДФЛ не удержан, должником бюджета является сотрудник, получивший доход, а не налоговый агент. Для объективности отметим, что в пункте 2 постановления от 30 июля 2013 г. № 57 Пленум ВАС РФ допускал возможность взыскания пеней в тех случаях, когда налоговый агент должен был удержать налог, но фактически этого не сделал. По мнению ВАС РФ, в таких ситуациях пени могут быть начислены с того момента, когда налог нужно было удержать, и до наступления срока, когда обязанность по уплате должен исполнить сам налогоплательщик.

Если неудержание (неполное удержание) и (или) неперечисление (неполное перечисление) налога в бюджет выявлены в результате проверки, организация (ее сотрудники) может быть привлечена не только к налоговой, но и к административной, а в некоторых случаях к уголовной ответственности (ст. 123 НК РФ, ст. 15.11 КоАП РФ, ст. 199.1 УК РФ).

Оштрафовать налогового агента по статье 122 Налогового кодекса РФ налоговая инспекция не может. К ответственности, которая предусмотрена этой статьей, могут быть привлечены только налогоплательщики. Именно на них возложена обязанность по уплате законно установленных налогов (подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). Обязанности налоговых агентов заключаются в том, чтобы правильно и своевременно рассчитать сумму налога, удержать ее из доходов контрагента (налогоплательщика) и перечислить в бюджет (п. 3 ст. 24 НК РФ). За неисполнение этих обязанностей они могут быть привлечены к ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ. Иная квалификация нарушений, допущенных налоговым агентом, неправомерна (ст. 106 НК РФ).

Что грозит организации и ее ответственным сотрудникам по итогам налоговой проверки

По результатам налоговой проверки инспекция может применить к организации и ее должностным лицам налоговую или административную ответственность. В некоторых случаях материалы проверки инспекция может передать в органы внутренних дел для возбуждения уголовного дела.

Размеры санкций могут меняться в зависимости от обстоятельств, смягчающих или отягчающих вину плательщика, допустившего нарушения.

Смягчающие обстоятельства

Привлекая организацию к налоговой ответственности, инспекция обязана учитывать смягчающие обстоятельства (подп. 4 п. 5 ст. 101 НК РФ). Перечень смягчающих обстоятельств приведен в пункте 1 статьи 112 Налогового кодекса РФ. При наличии хотя бы одного из них сумма штрафа должна быть уменьшена по крайней мере в два раза. Об этом сказано в пункте 3 статьи 114 Налогового кодекса РФ.

Если при назначении штрафа проверяющие не учли имеющиеся у плательщика смягчающие обстоятельства, есть смысл обратиться к руководству инспекции с ходатайством о снижении размера санкции.

Ситуация: можно ли изменить решение инспекции. По результатам проверки инспекция привлекла организацию к ответственности без учета смягчающих обстоятельств

Да, можно, в части привлечения организации к ответственности.

Налоговый кодекс РФ прямо обязывает инспекцию при принятии решения по итогам проверки учитывать смягчающие обстоятельства (подп. 4 п. 5 ст. 101 НК РФ). Если инспекция нарушает процедуру рассмотрения материалов проверки, в частности не учитывает смягчающие обстоятельства, то это может стать основанием для изменения ее решения в судебном порядке в части привлечения организации к ответственности (п. 14 ст. 101 НК РФ). В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 2 декабря 2009 г. № А65-12335/2008, Западно-Сибирского округа от 5 августа 2009 г. № Ф04-4603/2009(12011-А67-34), Московского округа от 18 марта 2008 г. № КА-А40/1662-08, Северо-Западного округа от 12 мая 2008 г. № А56-27789/2007).

На практике инспекции редко пользуются этим правом и в качестве смягчающих учитывают только те обстоятельства, которые прямо прописаны в Налоговом кодексе РФ. Однако организация, которая считает, что при назначении штрафа должны быть учтены другие смягчающие обстоятельства, может обратиться в арбитраж. Окончательное решение по этому вопросу примет суд (подп. 3 п. 1 и п. 4 ст. 112 НК РФ). В арбитражной практике есть примеры судебных решений, в которых смягчающими признавались следующие обстоятельства:

· организация совершила налоговое правонарушение впервые (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 27 июля 2009 г. № А65-26698/2008, Центрального округа от 20 июля 2009 г. № А48-4868/08-13, Московского округа от 22 января 2009 г. № КА-А41/13108-08, Восточно-Сибирского округа от 21 января 2009 г. № А74-1719/08-Ф02-7037/08);

· тяжелое финансовое положение организации (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 5 августа 2009 г. № Ф04-4603/2009(12011-А67-34), Северо-Западного округа от 18 июня 2009 г. № А26-6260/2007, Восточно-Сибирского округа от 28 апреля 2009 г. № А58-6935/08-Ф02-1710/09, Дальневосточного округа от 8 апреля 2009 г. № Ф03-1132/2009, Московского округа от 14 марта 2008 г. № КА-А41-1508-08, Северо-Кавказского округа от 27 февраля 2009 г. № А53-6367/2008-С5-34);

· наличие значительной кредиторской задолженности (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 1 июля 2009 г. № А66-749/2007, Дальневосточного округа от 3 марта 2009 г. № Ф03-112/2009, Восточно-Сибирского округа от 31 января 2008 г. № А19-7282/07-57-Ф02-9683/07);

· негативные экономические последствия деятельности предыдущего руководства организации (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21 января 2009 г. № Ф04-497/2009(20368-А45-49));

· добровольное погашение недоимки, пеней и штрафов, начисленных в ходе проверки (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 27 апреля 2009 г. № А32-9223/2008-58/153, Северо-Западного округа от 20 апреля 2009 г. № А05-9965/2008, от 15 января 2009 г. № А56-2942/2008, Восточно-Сибирского округа от 25 февраля 2009 г. № А33-11962/08-Ф02-444/09, Западно-Сибирского округа от 20 января 2009 г. № Ф04-14/2009(19098-А03-6), Московского округа от 13 октября 2008 г. № КА-А40/8307-08);

· организация признала вину в совершении налогового правонарушения (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 18 июня 2009 г. № А26-6260/2007, Дальневосточного округа от 21 февраля 2008 г. № Ф03-А73/08-2/71, Уральского округа от 1 октября 2007 г. № Ф09-7943/07-С2);

· несоразмерность штрафа допущенному нарушению (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 4 июня 2009 г. № А44-3494/2008, Западно-Сибирского округа от 10 июня 2009 г. № Ф04-3444/2009(8552-А67-34), Восточно-Сибирского округа от 28 июля 2008 г. № А19-14445/07-24-Ф02-2851/08, Московского округа от 9 июля 2008 г. № КА-А41/5492-08);

· нестабильность законодательства в проверяемый период, наличие в нем противоречий и неясностей (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 4 августа 2009 г. № А66-569/2008, от 19 ноября 2007 г. № А56-5091/2007, Западно-Сибирского округа от 4 марта 2009 г. № Ф04-1149/2009(1335-А45-37), от 13 марта 2008 г. № Ф04-1691/2008(1961-А75-29), Восточно-Сибирского округа от 1 марта 2007 г. № А19-15712/06-52-Ф02-741/07).

Из-за чего возник спор

Решение судей