Развитие ощущений в младшем школьном. Развитие познавательных процессов у младших школьников


Книга приведена с некоторыми сокращениями

Развитие ощущений зависит от требований, которые предъявляют к ощущениям жизнь, практика, деятельность человека. При отсутствии дефектов в строении органов чувств можно добиться развития чрезвычайной тонкости ощущений.
Всестороннее развитие ощущений связано с разнообразной, интересной и активной творческой деятельностью ребенка: трудовой, изобразительной деятельностью, музыкальными занятиями.
Однако особенно заметное развитие и совершенствование ощущений у ребенка возможно только в том случае, когда он будет заинтересован в таком развитии, сам будет добиваться успехов в этом развитии, когда упражнения его ощущений будут вытекать из потребности развития всей личности, мечты и жизненных запросов. Например, школьник хочет стать музыкантом: он стремится развить свой музыкальный слух не по принуждению, а из-за страстного желания стать хорошим исполнителем, из потребности иметь большой запас тонких музыкальных впечатлений для своих творческих музыкальных работ.
Другой пример: мальчик хорошо и много рисует, его интересует очень сложный и загадочный мир красок окружающей действительности, поэтому он с энтузиазмом изучает цвета, бесконечно разнообразные их оттенки, цветовые переходы и т. д. При нормальных условиях развития острота зрения у младших школьников улучшается под влиянием систематических упражнений в процессе обучения. Но если учащийся сидит неправильно за партой при чтении и письме, низко склоняется над книгой или тетрадью, то острота зрения может значительно ухудшиться. Очень вредна для зрения привычка читать лежа - это обычно сказывается на качестве зрительных ощущений и состоянии органа зрения.
К семи-восьми годам дети уже хорошо различают основные хроматические цвета. Различение детьми цветовых тонов и их оттенков с возрастом значительно совершенствуется, особенно если детей специально обучать цветоразличению. Установлено, что девочки относительно лучше мальчиков различают и называют цвета и их оттенки. Возможно, лучшему цветоразличению девочек способствует то, что они с самого раннего детства играют в куклы, с различными цветными лоскутами и т. п.
Исследования Л. А. Шварц и Е. И. Игнатьева свидетельствуют о больших возможностях развития цветоощущения у детей младшего школьного возраста. Если учитель систематически упражняет детей в цветоразличении, то они добиваются хороших результатов. Эту работу особенно успешно можно проводить на уроках рисования.
В младшем школьном возрасте наблюдается некоторое увеличение остроты слуха по сравнению с дошкольным возрастом, у младших школьников продолжает развиваться тональный слух (исследования Н. В. Тимофеева). Наибольшая острота слуха наблюдается у детей в возрасте 13-14 лет.
Исследования советского психолога А. Н. Леонтьева и его сотрудников показывают, что звуковысотный слух формируется в процессе специального обучения. Известно, что 20% детей младшего школьного возраста обладают недостаточно развитым звуковысотным слухом, не умеют вокализовать заданный звук, но при специальной педагогической работе с такими детьми можно значительно развить и у них этот слух.
У младших школьников под влиянием обучения чтению и совершенствования устной речи значительно улучшается фонематический слух. С помощью этого слуха учащиеся различают фонемы, т. е. те звуки, которые в нашей речи служат для различения значения слов и их грамматических форм.
Слабое развитие фонематического слуха у школьников I класса часто является причиной их неуспеваемости по чтению и письму. С помощью специальных упражнений на различение трудных для ребенка фонем слух может быть значительно улучшен.
Ощущения младших школьников наилучшим образом совершенствуются при включении специальных упражнений в ту или иную деятельность: игровую или учебную, например игра в лото с быстрым нахождением одинаковых оттенков цвета или формы развивает цветоразличение и различение форм. Занятия музыкой развивают тонкость слуха, занятия рисованием - деятельность зрительного анализатора.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

К чему снятся кошки

Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Тема 6. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте

1. Физическое и психическое развитие младшего школьника.

2. Личностное развитие младшего школьника.

1. Физическое и психическое развитие младшего школьника

Хронологические рамки (возрастные границы) . От 6‑7 до 10‑11 лет.

Социальная ситуация. Переход к учебной деятельности. Ребенок развивает­ся в условиях сложной социальной среды, в условиях воспитания и обучения. Меняется сфера социальных отношений, появляется система «ребенок – взрослый» дифференцируется: ребенок ‑ учитель; ребенок – взрослый; ребенок – родители; ребенок – дети. Происходит смена референтной группы.

Физическое развитие. Происходит равномерное физическое развитие вплоть до подросткового возраста. Продолжается рост и созревание костей скелета, хотя скорость этих процессов различна у разных детей. Растут мышцы «сильные» и «ловкие», увеличивается физическая сила, выносливость и ловкость как у мальчиков, так и у девочек.

Более эффективно функционируют лобные доли головного мозга, управляющие процессами мышления и другими психическими процессами, что помогает включаться во все более сложную, требующую высокой координации движений деятельность.

Очень важным фактором физического развития ребенка является здоровье, которое позволяет детям более активно заниматься физической (физкультура и труд) и умственной деятельностью. Выключенные из двигательной активности ребенка 4-5 часов должны компенсироваться специально организованными физическими упражнениями.

Ведущая деятельность ‑ учебная деятельность ‑ это деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры.

У ребенка имеются две сферы социальных отношений «ребенок – взрослый» и «ребенок – дети». Эти системы связаны игровой деятельностью. Отношения существуют параллельно, они не связаны иерархическими связями.

В младшем школьном возрасте игра не исчезает, она приобретает новые формы и новое содержание. Характерными играми для детей младшего школьного возраста являются игры с правилами, регулирующими расстановку сил в играющем детском коллективе (сюжетно-ролевые игры).

Психическое развитие. Ощущение, восприятие. Восприятие младшего школьника определяется особенностями самого предмета: замечают не главное, а то, что бросается в глаза, часто восприятие ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета.

Текущая воспринимаемая ситуация уже в меньшей мере опосредует мыслительные операции, чем в дошкольном возрасте.

Происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному наблюдению за объектом. К концу возраста появляется синтезирующее восприятие. Дети в 1-2 классе путают предметы, сходные в том или ином отношении, их восприятие отличается малой дифференцированностью (слитность).

Внимание. Учебная деятельность требует длительной концентрации внимания, переключения с одного вида работы на другой – развитие произвольности внимания, возникает на пике волевого усилия (специально организовывает себя под воздействием требований).

Преобладает непроизвольное внимание. Удерживание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации. Внимание активизируется, но еще не стабильно.

Направление развития внимания: от концентрации внимания к самоорганизации внимания, распределению и переключению его динамики в пределах задания и всего рабочего дня. Младшие школьники могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10 – 20 минут. Существуют значительные индивидуальные различия в развитии внимания.

Память. Младшиешкольники начинают выделять и осознавать мнемическую задачу. Развивается произвольная память, дети уже способны запоминать материал, который обязательно представляет для них интерес. Процессы памяти характеризуются осмысленностью (связь памяти и мышления). Восприимчивость к освоению различных мнемонических приемов. Обладают хорошей механической памятью. Совершенствование смысловой памяти. В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная. Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Воспроизведением начинает пользоваться при заучивании наизусть. Показателем произвольности служат приемы запоминания. Воспроизводят с опорой на текст, к припоминанию прибегают реже, т.к. оно связано с напряжением.

Память носит конкретно-образный характер. Произвольное и непроизвольное запоминание имеет свои особенности.

Непроизвольное запоминание

Произвольное запоминание

Играет большую роль в учебном процессе.

Еще не сформировано. Активно формируется.

На быстроту и точность запоминания сильно влияют эмоции и чувства. Быстро запоминаются стихи, которые вызывают яркие образы и сильные переживания.

Увеличивается объем запоминания интересных текстов, сказок.

Увеличивается осмысленность запоминания.

В 1-м классе: недостаточность самоконтроля:

Количественная сторона повторения (сколько задано);

На уровне узнавания.

Мышление приобретает доминирующее значение, происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Логически верные рассуждения школьника базируются на конкретном наглядном материале (стадия развития конкретных операций по Пиаже). Благодаря учебной деятельности и усвоению научных понятий у детей развивается теоретическое мышление.

К концу младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия в мышлении. Выделяются: «мыслители», «практики» и «художники».

В процессе обучения формируются научные понятия (основы теоретического мышления), способность идти от конкретного к более общему, а также в обратном направлении.

Воображение. Основные направления в развитии – это переход к более правильному и полному отражению действительности на основе соответствующих знаний. Воображение проходит 2 стадии: воссоздающее (репродуктивное), продуктивное.

Проявляются продуктивные образы-представления (результат новой комбинации некоторых элементов).

Воображение (в 1 классе) опирается на конкретные предметы, но со временем доминирует слово. От 1 ко 2-му классу реализм детского воображения увеличивается. Это обусловливает увеличение запаса знаний и развитие критического мышления.

С возрастом воображение становится более управляемым процессом и образы возникают в связи с задачами деятельности ребенка.

Особенности развития воображения в младшем школьном возрасте отражены в таблице.

Особенности вообра жения

1-й класс

2-й класс

3-й класс

4-й класс

Воображаемый образ из отдельных деталей-фрагментов.

Незначительная переработка имеющихся представлений.

Связывают отдельные части образа

Управляемость процесса воображения.

Образы воображе ния

Расплывчатость, неясность. Вносится много лишнего. В образе отражается 2-3 детали.

Дополнительных деталей не вносится. В образе отражается 3-4 детали.

Более точные и определенные. В образе отражается 4-5 детали.

Переработ ка образов

Незначительная

Более обобщенный и яркий образ.

Может изменяться сюжетная линия рассказа, вводится условность.

Опора образа

Воссоздание словесной ситуации:

На основе конкретного предмета, действия.

На основе слова мысленный образ.

Ре чь опосредует развитие мышления и других познавательных процессов.

Речь играет важную роль в решении задач учебной деятельности (обучение детей вести рассуждения вслух способствует успеху). При научении ребенок легко овладевает звуковым анализом слов. Словарный запас увеличивается до 7 тысяч слов. Потребность в общении определяет развитие речи.

2. Личностное развитие младшего школьника

Индивидуально-психологические особенности. Происходит увеличение индивидуальных различий между детьми, темпераментные отличия проявляются в деятельности и поведении. Условия и ведущая деятельность благоприятны для развития таких личностных качеств, как трудолюбие, самостоятельность, способность к саморегуляции.

О развитии способностей свидетельствует устойчивый интерес к конкретному виду деятельности, формирование соответствующего познавательного мотива. Старые мотивы и интересы теряют свою побудительную силу, приходят новые мотивы, связанные с учебной деятельностью. Для ребенка, пришедшего в школу, наиболее значимы социальные мотивы – самосовершенствования (быть культурным и развитым) и самоопределения (после школы продолжить учиться, хорошо работать). Учебная деятельность может побуждаться мотивом: мотивом получения высокой оценки; социальными мотивами учения; учебно-познавательными мотивами; мотивами достижения успеха; мотивами избегания; престижная мотивация. Происходит перестройка в иерархической мотивационной системе, мотивация достижения становится доминирующей.

В развитии мотивации учения младшего школьника необходимо использовать мотивы, связанные с процессом учения. По содержанию этот интерес может быть направлен как на конкретные факты, так и на теоретические содержания знания. Важно научить ребенка испытывать удовлетворение от самого процесса анализа вещей и их происхождения.

Виды мотивов

Характеристика мотивов

Мотив долга и ответственности.

Первоначально школьником не осознаются, хотя все требования и задания учителя, как правило, выполняются.

Мотивы благополучия (узколичные).

Желание и стремление получить хорошую оценку любой ценой, похвалу учителя, родителей.

Мотивы престижные

Выделиться среди товарищей, занять определенное положение в классе.

Учебно-познавательные мотивы.

Заложены в самой учебной деятельности и связаны с содержанием и процессом учения, с овладением способами учебной деятельности.

Развитие мотива зависит от уровня познавательных потребностей (потребности во внешних впечатлениях и потребности в активности). Внутренняя мотивация познавательных процессов – стремление преодолевать трудности, проявление интеллектуальной активности.

Широкие социальные мотивы (самосовершенствования, самоопределения).

Быть умным, культурным, развитым.

После школы продолжить учебу, хорошо работать.

Как результат: «принимаемые» далекие мотивы определяют положительное отношение к учебной деятельности и создают благоприятные условия для начала обучения. Но… младший школьник живет преимущественно сегодняшним днем.

Личностное развитие. С поступлением в школу изменяется весь строй личности. Направленность личности выражается в его потребностях и мотивах.

Переход к обучению означает накопление, переход к систематическому накоплению знаний, расширению кругозора, развитие мышления, психические процессы становятся сознательными и управляемыми. И главное формирует основы мировоззрения.

Возникают новые взаимоотношения с окружающими, появление новых обязанностей и прав. Переход к новому положению создает предпосылку для формирования личности.

Учебная деятельность требует от детей ответственности и способствует ее формированию как черты личности.

Происходит интенсивное формирование моральных чувств ребенка, что вместе с тем означает и формирование моральной стороны его личности. Укрепляется новая внутренняя позиция. Интенсивно развивается самосознание . Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей, то, что было значимо, становится второстепенным. Становление самооценки зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом.

В возрасте 7 ‑ 11 лет происходит активное развитие мотивационно-потребностной сферы. Мотивы приобретают характер обобщенных намерений, начинают осознаваться.

Развивается самопознание и рефлексия, внутренний план действий, произвольность и самоконтроль.

Самооценка вырабатывается на основе критерия оценивания учебных работ, в оценке деятельности самим ребенком, в общении с другими.

Появление самоуважения , которое во многом связано с уверенностью в учебных способностях.

Эмоциональное развитие. Наблюдается увеличение сдержанности и осознанности в проявлении эмоций. Изменяется общий характер эмоций - их содержательная сторона, их устойчивость. Эмоции связываются с более сложной социальной жизнью ребенка, с более ясно выраженной социальной направленностью его личности. Возникают новые эмоции, но и те эмоции, которые имели место в дошкольном детстве, изменяют свой характер и содержание.

Эмоции становятся более длительными, более устойчивыми и глубокими. У школьника появляются постоянные интересы, длительные товарищеские отношения, основанные на этих общих, уже достаточно прочных интересах. Происходит обобщение переживаний, благодаря чему появляется логика чувств.

В целом общее настроение младшего школьника обычно жизнерадостное, бодрое, светлое. Эмоциональная стабильность наблюдается в положительном отношении к учебе; тревожность, несдержанность, повышенная чувствительность выражается в отрицательном отношении к учителю и школьным занятиям. В результате этого возможны аффективные состояния, проявляющиеся в грубости, вспыльчивости, эмоциональной неустойчивости.

Новообразования. Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование благодаря усвоенной системе научных понятий. Рефлексия как осознание собственных изменений в результате развития учебной деятельности. Э. Эриксон считал чувство компетентности центральным новообразованием возраста.

В результате учебной деятельности возникают психические новообразования: произвольность и осознанность психических процессов, рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать)

Задания для самостоятельной работы

1. Познакомьтесь с современными исследованиями по проблеме. Сделайте выводы об основных направлениях в исследовании детей младшего школьного возраста:

  1. Мамюхина М.В. Особенности мотивации учения младшего школьника // Вопросы психологии. – 1985. ‑ №1 ‑ С. 43.
  2. Понарядов Г.М. О внимании младшего школьника // Вопросы психологии. – 1982.‑ №2. ‑ С. 51.
  3. Зак А.З. Исследования мышления младшего школьника в американской психологии. // Вопросы психологии. – 1980. ‑ №1. ‑ С. 156.
  4. Захарова А.В., Андрущенко Т.Ю. Исследования самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопросы психологии. ‑ 1980. ‑ №4. ‑ С. 90-100.
  5. Иванова И.П. Обучаемость и память учащихся 1 класса школы // Вопросы психологии. – 1980. ‑ №3. ‑ С. 90-100.
  6. Романова М.П., Цукерман Г.А., Фокина Н.Э. Роль кооперации со сверстниками в психическом развитии младшего школьника // Вопросы психологии. – 1980. ‑ №6.‑ С. 109-114.
  7. Рякина С.В. Психологические особенности содержательного анализа у младшего школьника // Вопросы психологии. – 1986. ‑ №6. ‑ С. 87.
  8. Сапогова Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6-7 летнего возраста // Вопросы психологии. – 1986. ‑ №4. ‑ С. 36.
  9. Овчинникова Т.Н. Особенности осознания себя детьми 6-летнего возраста // Вопросы психологии. – 1986. ‑ №4 ‑ С. 43.
  10. Филлипова Е.В. Формирование логических операций у 6 летних детей // Вопросы психологии. – 1986. ‑ №2. – С. 43.
  11. Телегина Э.Д., Гагай В.В. Виды учебных действий и их роль в развитии мышления младшего школьника // Вопросы психологии. – 1986. ‑ №1.‑ С. 47
  12. Шиянова Е.Б. Формирование у школьников мыслительных операций // Вопросы психологии. – 1986.‑ №1. ‑ С. 64.
  13. Ривина И.В. Зависимость развития учебно-познавательных действий младших школьников от типа коллективной деятельности // Вопросы психологии. – 1987. ‑ №5. ‑ С. 62.
  14. Воловикова М.И. Интеллектуальное развитие и моральные суждения младшего школьника // Вопросы психологии. – 1987. ‑ №2. ‑ С. 40.
  15. Кондратьева И.И. Планирование своей деятельности младшим школьником // Вопросы психологии. – 1990. ‑ №4. ‑ С. 47.
  16. Сапожникова Л.С. Некоторые особенности нравственной регуляции поведения младшего школьника // Вопросы психологии. – 1990. ‑ №4. ‑ С. 56.
  17. Антонова Г.П. Антонова И.П. Обучаемость и внушаемость младшего школьника // Вопросы психологии. – 1991. ‑ №5. ‑ С. 42.
  18. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. – 1992. ‑ №3-4. ‑ С. 14.
  19. Цукерман Г.А. Что развивает и что не развивает учебная деятельность у младшего школьника // Вопросы психологии. – 1998. ‑ №5.
  20. Климин С.В. Некоторые особенности развития ценностных ориентаций детей в периоды перехода в младший школьный и подростковый возраст // Мир психологии. – 1995. ‑ № 3. ‑ С. 36 – 43.
  21. Кайгородов Б.В., Насырова О.А. Некоторые особенности самосознания гиперактивных детей в младшем школьном возрасте // Мир психологии. – 1998. ‑ № 3. ‑ С. 211 – 214.
  22. Васильева Н.Л., Афанасьева Е.И. Развивающие игры как средство психологической помощи младшим школьникам, испытывающим трудности в обучении // Мир психологии. – 1998. ‑ № 4. ‑ С. 82 – 95.
  23. Клейберг Ю.А., Сиротюк А.Л. Динамическая активность мыслительных процессов младших школьников с разным типом функциональной ассиметрией полушарий головного мозга // Мир психологии. – 2001. ‑ № 1. ‑ С. 156 – 165.
  24. Занченко Н. У. Конфликтные характеристики межличностных отношений и конфликт между детьми и взрослыми // Мир психологии. – 2001. ‑ № 3. ‑ С. 197 – 209.
  25. Романина Е.В., Габбазова А.Я. Обучение игре в шахматы как средство интеллектуального развития младших школьников // Психологический журнал. – 2004. ‑ №6. ‑ С. 77.
  26. Шеститко И.В. О понятии рефлексии в условиях ее формирования в младшем школьном возрасте // Адукацыя i выхаванне. – 2003. ‑ №5. ‑ С. 67.
  27. Кавецкая М.И. Развитие творческой активности младшего школьника // Адукацыя i выхаванне. – 2003. ‑ № 12. ‑ С. 68.
  28. Выговская Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи // Психологический журнал. – 1996. ‑ №4. ‑ С. 55-64.

2. Дайте ответы на следующие вопросы.

1. Почему мотив высокой оценки более значим для младшего школьника, чем широкие социальные мотивы учения – долг, ответственность, необходимость получения образования и т.п.?

2. Какие индивидуальные особенности внимания должен учитывать учитель младших классов?

3. Почему для развития общительности ребенку лучше контактировать со сверстником немного старшим?

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. ‑ Москва - Воронеж, 1997.
  2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. «Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития». – М., 2001.
  3. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., 2003.
  4. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник. ‑ М., Российское педагогическое агентство, 1996.
  5. Шапаваленко И. В. Возрастная психология. ‑ М., 2004.
  6. Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М., 2002.

В младшем школьном возрасте эмоциональная жизнь усложняется и дифференцируется - появляются сложные высшие чувства: нравственные (чувство долга, патриотизм, товарищество, а также гордость, ревность, сопереживание), интеллектуальные (любознательность, удивление, сомнение, интеллектуальное удовольствие, разочарование и т.п.), эстетические (чувство прекрасного, чувство красивого и безобразного, чувство гармонии), праксические чувства (при изготовлении поделок, на занятиях физкультурой или танцами).
Выявлено, что чувства младших школьников развиваются экстенсивно. Внешние события, ситуации, отношения составляют содержание переживаний, они своеобразно преломляются в сознании. В целом эмоциональные отношения младших школьников в значительной степени зависят от норм, задаваемых взрослыми, и весьма неустойчивы. В значительной степени неустойчивость, диффузность чувств связаны с конформностью школьника (верит в абсолютность устанавливаемых норм). Под влиянием учителя в совместной учебной и игровой деятельности у учащихся усиливается способность к сопереживанию, сочувствию, растёт понимание характера переживаний других людей.

Одним из важных показателей появления собственно социальных чувств и мотивов на основе первичных симпатий и сопереживания являются угрызения совести , представляющие негативную окраску совершённых ранее действий как несовместимых с известными социальными эталонами.

Дети младшего школьного возраста, подобно дошкольникам, часто испытывают страх перед злой собакой, быком, крысой, змеей, им снятся порой пугающие их сны. Но у них появляются и новые поводы для страха. Для них большое значение приобретают отношения с коллективом класса или какой то его группой, мнение окружающих взрослых. В связи с этим ребенок может испытывать страх особого рода: что он кажется смешным, трусом, лжецом и т. п.

Иные поводы, чем у дошкольника, рождают теперь и чувство обиды. Дошкольник обижается, когда не получает что-то (игрушку, лакомство), что ему нравятся и нужно ему сейчас, в данный момент. Младший же школьник обижается, когда ему не доверяют какого-то поручения, поскольку считают, что он с ним не справится.



Вместе с тем возможности осознания младшими школьниками своих чувств и понимания чужих чувств ограничены . По данным Н.С.Лейтес и П.М.Якобсона 7-летний ребёнок часто не умеет правильно воспринимать выражения гнева, страха и ужаса. Несовершенство в восприятии и понимании чувств влечёт за собой чисто внешнее подражание взрослым в выражении чувств.

Так, при восприятии фотографий людей, у которых отчетливо выражены эмоции, дети 7 лет правильно квалифицируют гнев; но страх и ужас правильно квалифицируют лишь дети 9-10 лет. Серьезные ошибки и искажения допускают маленькие школьники при восприятии отдельных эмоций людей и в кинокартинах (преимущественно эмоций взрослых людей).

Характеристика чувств.

Моральные чувства .

Эмоциональный мир младшего школьника достаточно разнообразен - тут и волнения, связанные со спортивными играми, обида или радость, возникающие в общении со сверстниками, моральные переживания, вызванные добротой окружающих лиц или, напротив, несправедливостью. На них достаточно глубокое впечатление могут производить стихи и рассказы, особенно если они выразительно прочтены, фильмы и театральные спектакли, песни и музыкальные пьесы. Чувства жалости, сочувствия, негодования, гнева, волнения за благополучие любимого героя достигают большой выразительности.

Ребенок 10-11 лет в своих фантазиях "дорисовывает" отдельные картины из жизни любимого героя. Впечатления от художественных произведений, глубоко затронувших его чувства, могут находить выражение в рисунках, в пересказе прочитанного, услышанного, увиденного. Любопытно, что, рассказывая о герое книги, ребята порой стремятся подчеркнуть, развить лучшие качества его и "исправляют" недостатки.

Младшие школьники лучше осознают нравственные требования к действиям и поведению людей; у них возникают добрые порывы: помочь больному, старому человеку, пожалеть раненое животное, отдать другому свою игрушку, книгу. С другой стороны – детская жестокость. В одной ситуации он поможет, пожалеет, а в другой – будет весело смеяться над поскользнувшимся человеком, т.к. это ему покажется смешным.

Особенности развития моральных чувств в эти годы родителям непременно надо учитывать, всячески одобряя нравственные порывы детей (отдать что то свое товарищу, потратить время на помощь больному), и ни в коем случае не упрекать их за то, что они зря тратят время и силы, нужные для других, якобы более важных дел.

У младших школьников быстро развивается также чувство дружбы. В I и II классах это чувство еще имеет малоустойчивый характер. Симпатии ребят быстро меняются иногда из-за незначительного повода.
В дневнике одной матери записана следующая беседа с сыном, которому 7 лет 11 месяцев: «Сегодня говорит: «Я больше с Борей не вожусь» (4 дня назад называл его другом), «Почему?» - спрашиваю. «Я его звал к себе играть, а он не пришел,-отвечает Саша и продолжает:- мой самый большой друг- Саня...»
Через 2 дня в дневнике такая запись: «Опять говорит о том, что он дружит с Саней, просит его позвать на свой день рождения.
Еще через 4 дня спрашиваю Сашу, дружит ли он с Саней. Слышу ответ «Нет, уже не дружу. Он меня толкнул, я упал в снег, я ему дал сдачи, он мне сказал: «Я с тобой не вожусь».
Но постепенно такая неустойчивость в чувстве дружбы исчезает. Благодаря совместной учебе у детей возникают более прочные взаимоотношения с товарищами, появляется желание помогать им в учебных занятиях, проявлять о них заботу. К III классу возрастает осознанность нравственных чувств. Теперь они выбираю товарищей не по случайным, внешним обстоятельствам (рядом живут, вместе идут домой), а мотивируют свой выбор, характеризуя нравственные черты.

Интеллектуальные чувства.

Яркий, красочный рассказ учителя, желание узнать, о чем пойдет речь дальше, впечатление, какое производят наглядные пособия, опыты, проводимые в классе, наблюдения во время экскурсии - все это вызывает у ребенка радость, представляющую определенный вид интеллектуального чувства.
В школьном возрасте развиваются и эстетические чувства детей. Они с интересом рассматривают картины, любят слушать музыку, декламировать стихи. В I классе у них возникают чувства, вызванные содержанием произведения. Форма как художественная сторона творчества им еще мало доступна.

Развитие ощущений зависит от требований, которые предъявляют к ощущениям жизнь, практика, деятельность человека. При отсутствии дефектов в строении органов чувств можно добиться развития чрезвычайной тонкости ощущений. Всестороннее развитие ощущений связано с разнообразной, интересной и активной творческой деятельностью ребенка: трудовой, изобразительной деятельностью, музыкальными занятиями. Однако особенно заметное развитие и совершенствование ощущений у ребенка возможно только в том случае, когда он будет заинтересован в таком развитии, сам будет добиваться успехов в этом развитии, когда упражнения его ощущений будут вытекать из потребности развития всей личности, мечты и жизненных запросов. Например, школьник хочет стать музыкантом: он стремится развить свой музыкальный слух не по принуждению, а из-за страстного желания стать хорошим исполнителем, из потребности иметь большой запас тонких музыкальных впечатлений для своих творческих музыкальных работ. Другой пример: мальчик хорошо и много рисует, его интересует очень сложный и загадочный мир красок окружающей действительности, поэтому он с энтузиазмом изучает цвета, бесконечно разнообразные их оттенки, цветовые переходы и т. д. При нормальных условиях развития острота зрения у младших школьников улучшается под влиянием систематических упражнений в процессе обучения. Но если учащийся сидит неправильно за партой при чтении и письме, низко склоняется над книгой или тетрадью, то острота зрения может значительно ухудшиться. Очень вредна для зрения привычка читать лежа - это обычно сказывается на качестве зрительных ощущений и состоянии органа зрения. К семи-восьми годам дети уже хорошо различают основные хроматические цвета. Различение детьми цветовых тонов и их оттенков с возрастом значительно совершенствуется, особенно если детей специально обучать цветоразличению. Установлено, что девочки относительно лучше мальчиков различают и называют цвета и их оттенки. Возможно, лучшему цветоразличению девочек способствует то, что они с самого раннего детства играют в куклы, с различными цветными лоскутами и т. п. Исследования Л. А. Шварц и Е. И. Игнатьева свидетельствуют о больших возможностях развития цветоощущения у детей младшего школьного возраста. Если учитель систематически упражняет детей в цветоразличении, то они добиваются хороших результатов. Эту работу особенно успешно можно проводить на уроках рисования. В младшем школьном возрасте наблюдается некоторое увеличение остроты слуха по сравнению с дошкольным возрастом, у младших школьников продолжает развиваться тональный слух (исследования Н. В. Тимофеева). Наибольшая острота слуха наблюдается у детей в возрасте 13-14 лет. Исследования советского психолога А. Н. Леонтьева и его сотрудников показывают, что звуковысотный слух формируется в процессе специального обучения. Известно, что 20% детей младшего школьного возраста обладают недостаточно развитым звуковысотным слухом, не умеют вокализовать заданный звук, но при специальной педагогической работе с такими детьми можно значительно развить и у них этот слух. У младших школьников под влиянием обучения чтению и совершенствования устной речи значительно улучшается фонематический слух. С помощью этого слуха учащиеся различают фонемы, т. е. те звуки, которые в нашей речи служат для различения значения слов и их грамматических форм. Слабое развитие фонематического слуха у школьников I класса часто является причиной их неуспеваемости по чтению и письму. С помощью специальных упражнений на различение трудных для ребенка фонем слух может быть значительно улучшен. Ощущения младших школьников наилучшим образом совершенствуются при включении специальных упражнений в ту или иную деятельность: игровую или учебную, например игра в лото с быстрым нахождением одинаковых оттенков цвета или формы развивает цветоразличение и различение форм. Занятия музыкой развивают тонкость слуха, занятия рисованием - деятельность зрительного анализатора.

В процессе обучения осуществляется развитие у учащихся познавательных процессов, характеризуется количественными и качественными их изменениями. Они проявляются в частности в развитии восприятия. Количественные изменения состою ют в росте скорости течения процесса восприятия, в увеличении числа воспринятых объектов, расширении объема их запоминания и т.д.. Качественные изменения представляют собой определенные преобразования структуры воспринимается. Ання, возникновения новых его особенностей, которые знаменуют собой подъем его познавательной эффективностисті.

У младших школьников восприятие становится более произвольным, целеустремленным и категорийным процессом. Воспринимая новые для них предметы и явления, учащиеся стремятся относить их к определенной категории объектов особливос сти восприятия младших школьников проявляются в выполнении заданий на выбор объектов с определенной их совокупности. Выбирая предметы, они ориентируются в основном на их цвет и форму. В одних случаях хар актерну признак предмета они принимают форму, а в других - цвет (есть и. Игнатьев). Чем старше ученики начальных классов, тем большая роль в их восприятии принадлежит форме. Растет и точность различения форм предмет ей. Младшие школьники широко используют форму для опознания и сравнение предметов, даже в тех случаях, когда они не знают названия формы. Рост осведомленности учеников с названиями форм (треугольник, четыре икутник, круг и т.д.) играет важную роль в развитии точности и полноты восприятиясприймання.

У младших школьников существенно меняется зрительный и осязательный выбор заданной фигуры среди других фигур, о чем свидетельствует уменьшение времени, необходимого на зрительный и осязательный их поиск. Результаты выполнения ими заданий на выбор форм полипшуютьсяя под влиянием перцептивного тренировки в зрительной дифференциации форм фигур. При этом не только уменьшается время на поиск фигур, но и сужается диапазон индивидуальных х различий в выполнении таких задач. В процессе тренировки заметно повышается уровень перцептивного различения форм объектов (ОВ. Скрипченко). У первоклассников встречаются трудности в восприятии фор мы и ее отражении. Некоторые из них допускают ошибки в изображении фигур, написании букв или цифр. В первые недели обучения 12,3% первоклассников"перевернуто"пишут цифру 6; 10,6% - букву. Я; 19,2% - букву. Б. Большинство этих детей испытывает трудности и в восприятии размещения предметов в пространстве (ОВ. Скрипченко). Наблюдается, что у одних детей быстро проходят следующие особенности в восприятии и воспроизведении в. Объект, а в некоторых они влияют на трудности в письме и чтении. Часть таких детей относится или к группе учащихся с дисграфией (с чрезмерными трудностями в овладении письмом), или в группу детей с д ислексиею (с чрезмерными трудностями в овладении чтением). Но не только упомянутые особенности восприятия и воспроизведения объектов определяют детей-дисграфиков и дислексикив. Наблюдения показывают, что так их детей ни в коем случае нельзя отнести к умственно отсталых. Г. Крайг и другие приводят много фактов, когда из таких детей вырастали выдающиеся личности. Например,. Т. Едисон,. ХК. Андерсен и многие других в младших и частично в средних классах зачислялись в дислексикив. Большое количество таких детей в процессе преодоления трудностей читали хоть и медленно, но вдумчиво, приобретали веры в свои силы и становились выдающимися личностямдатними особистостями.

О качественные изменения восприятий у школьников, прежде всего зрительного, можно судить из данных о том, как они воспринимают предметы в затрудненных условиях (например, при постепенном увеличении их освещенности)). В таких условиях процесс восприятия увеличивается, что дает возможность проследить образование перцептивных образов. В их категоризации важную роль играют гипотезы (ГС. Костюк,. ОВ. Скрипченко). Адекватные ги потезы ускоряют процесс образования образов, неадекватные - задерживают. По нашим данным, с возрастом у учащихся 1 - 111 классов заметно растет количество адекватных гипотез при восприятии предметов в затрудненных условиех умовах.

У учащихся третьих классов совершенствуется работа анализатора, повышается их чувствительность к различным свойствам предметов. Точность различение цветов и цветовых оттенков, например, увеличивается на 4 45% по сравнению с учащимися первых классов. Об усовершенствовании у младших школьников различение цветов свидетельствуют данные выполнения ими задач на их дифференциацию и выбор. Девочки лучше дифференцируют предметы по цвету, чем мальчики. Под влиянием обучения совершенствуется дифференциация цветов как у мальчиков, так и у девочек. У детей увеличивается количество слов, которыми они означают цвета и их оттенки (бледно-розовый, светло-зеленый и т.д.). Развивается способность дифференцировать оттенки освещенности объектов. У учащихся третьих классов она возрастает в 1,8 раза по сравнению с первоклассниками. У младших школьников наблюдаются значительные индивидуальные различия в способности дифференцировать цветовые тона и их оттенки, словесно их определятьизначати.

Различение младшими школьниками цветов, их оттенков зависит не только от возрастных особенностей детей, но и от работ, которые проводят взрослые. Так, по свидетельству. Б. Немевського, японские учителя надают во особого внимания развитию цветовой чувствительности учащихся. В этой стране есть своеобразная кольоростична грамота. Она, по мнению японских психологов и педагогов, позволяет шире и глубже развивать не только в рганы чувств, но и мышление и творческие возможности детей. Благодаря вниманию японских учителей и родителей к кольористичнои грамоты детей, младшие школьники умеют различать около 36 цветов, а в 7 классе - до 240 цветов. В японских школах с первого класса программе предусмотрены такие занятия, которые называются"любованием", пишет. Б. Немевський. В хорошую погоду отменяются уроки, и ученики идут наблюдать, любоваться красотой природы. Повышается у младших школьников и способность различать высоту звуков, что особенно способствуют занятия по музыке и пению. Для начального обучения музыке младший школьный возраст является наиболее благоприятным. По данным социальных исследований (АД. Коган,. НВ. Тимофесв и др.), в младшем школьном возрасте возрастает острота слуха, а также способность различать высоту тонов. Так, ученики третьих классов различим яють высоту тонов в 2,7 раза точнее, чем первоклассникніж першокласники.

Точность восприятия и воспроизведения коротких звуковых сигналов повышается у учащихся третьих классов по сравнению с первоклассниками в 1,6 раза. С возрастом количество ошибок в воспроизведении сигналов младшими школьник рамы уменьшается. Имеются значительные индивидуальные различия в точности восприятия и воспроизведения звуковых сигналов. С возрастом диапазон их увеличивается. Девочки несколько точнее воспринимают и воспроизводят звуковые сигнал и (ОВ. Скрипченкоченко).

Фонетический слух у младших школьников быстро развивается под влиянием систематической работы на уроках чтения, письма и устной речи. Должное внимание учителей к развитию у учащихся слуха способствует успешному о овладению ими чтением и письмом, предотвращению ошибок в звуковом анализе слов и их письменном воспроизведенииі.

В процессе обучения у школьников развивается восприятие форм предметов. При этом в восприятии первоклассников часто форма предметов четко не выделяется. Так, например,. ОИ. Галкина предлагала учащимися 1 клас асу нарисовать формы некоторых предметов. В 40% случаев первоклассники рисовали предметы с присущими им признаками, но при этом форма предметов детьми игнорировалась. Платок они рисовали с каймой и виз ерункамы, но не квадратной формї форми.

Ученикам младшего школьного возраста трудно воспринимать перспективу. Рисуя такие предметы, как стол, дом, самолет и т.д., первоклассники выделяют объемные признаки, но еще не передают перспективу (НФ. Четверухин)

Первоклассники правильно определяют место предметов (справа, впереди-сзади и т.д.), осмысленно воспринимают предметы, находящиеся справа слева, впереди-сзади от другого человека, правильно называют правую и левую руку человека, стоящего напротив него. Школьник этого возраста может представить себя на месте этого человека, определить, где от нее будет правый бок, а где - левый. Ученики. И-11 классов способны определить прос торовых соотношение различных предметов, если поставленную перед ними задачу имеет конкретный, предметный характер. Если же даются задания определить пространственные соотношения вне наглядной ситуацией, то. Чима ло учеников 1-11 классов не могут правильно его выполнить (МН. Шардаковаков).

Младшие школьники лучше понимают понятие"час", наверное, потому, что в своей учебной работе они чаще всего им пользуются. Постоянное пользование расписанием уроков предопределяет то, что ученики III класса лучше понимают реальное значение такого отрезка времени, как неделя и день, чем минута и месяц, хронологические даты воспринимаются с трудом даже учениками третьих классов, но большинство учащихся третьих клас сел имеют представления о"века","возраст"тощщо.

Наблюдательность развивается успешнее, если учитель не только сопровождает объяснениями демонстрацию наглядных объектов, хотя это очень важно, но и организует самостоятельное рассмотрению объектов, поиск ки их характерных признаков, создание целостных их образов. Таким образом школьники учатся точно, четко их воспринимать - видеть, слушать, ощупывать, время и нюхать, пробовать на язык, наблюдать и обоб ать, определять словами результаты своих наблюдеь.

Возможности выполнения учащимися таких задач широко открываются тогда, когда они знакомятся с начальным геометрическим материалом, работают с картиной на уроках языка, естествознания, ведут дневник ки наблюдений за изменениями в природе, температурой, облачностью, осадками; направлением ветра, изменениями в жизни растений и животных тощ.

Вопросам восприятия детьми картин занимался немецкий исследователь. Штерн. Он установил четыре стадии. Первая стадия характеризуется тем, что ребенок при восприятии ориентируется только на отдельные предметы или в лица, изображенные на картинках, и в своих описаниях перечисляет только их, ребенок не объясняет их и не делает никаких качественных различий. Вторая стадия действий - при восприятии картины ребенок обращает внимание пер еважно на то, что делает человек или животное, изображенный на ней, в каком состоянии находятся предметы. Третья стадия - стадия отношений. На этой стадии обращается внимание на пространственные, временные, причинные отношений ние между людьми, животными, предметами, изображениями на картине. Четвертая стадия - стадия качества. На этой стадии ребенок обращает внимание на качественные признаки вещей и явлений. Если дать шестилетний ребенку понятную д ля нее картинку, то оказывается, что примерно 75% детей будет находиться на первой, 15% - на второй, 9% - на третий и 1% - на четвертой стадии. Однако, на эти показатели влияет не только возраст детей, но и городов картин. Существуют и другие классификации восприятия детьми и подростками картыами картин.

Формирование наблюдательности способствует эстетическому воспитанию учащихся. Вырезание, лепка, конструирование, моделирование

Работа на пришкольном участке также нуждаются восприятия и выступают как стимуляторы его развития