В каком случае инстинкт смерти служит эросу. Инстинкты жизни и смерти

Гены и семь смертных грехов Зорин Константин Вячеславович

«Инстинкт смерти»

«Инстинкт смерти»

«Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих… Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью дьявола вошла в мир смерть», - свидетельствует Библия (Прем. 1, 13 и 2, 23–24).

Изгнав прародителей из рая, Господь изрек Адаму - а в его лице всем нам - приговор: «Прах ты, и в прах возвратишься» (Быт. 3, 19). С тех пор наши плоть и кровь смертны. Тление и распад - возмездие за грех, ставшее законом органической природы (см.: Рим. 6, 23 и 8, 19–23). Недаром святитель Григорий Богослов называет душу «трупоносицей». По сути, вся физиология человека построена на борьбе с тлением, доколе биологическая жизнь не закончится разложением трупа.

Ученые уже давно обнаружили уникальное явление - генетически запрограммированную смерть клеток, апоптоз (от греч. apoptosis - опадание листьев). Это - физиологически обусловленное самоубийство. Например, после удаления семенников полностью гибнут клетки предстательной железы (простаты). У женщины при старении разрушаются клетки молочных желез, желтого тела яичника и т. д. Гены самоуничтожения регулируют нормальное развитие тканей эмбриона.

Отмирание некоторых клеток есть и защитная реакция организма. Она поддерживает постоянство нашей внутренней среды. Жизнь пробивается сквозь смерть, как подснежник своим стебельком расталкивает льдинки и прорастает в замерзшей почве.

Отношение к смерти проявляется в поведении людей по–разному. К примеру, в Японии ежегодно уходят на «тот свет» несколько любителей подергать смерть «за усы». В особых ресторанах они заказывают у поваров, имеющих специальные лицензии, фугу - блюдо из собаки–рыбы. Посетители платят огромные деньги за деликатес. Его готовят чрезвычайно осторожно, поскольку отдельные части собаки–рыбы содержат крайне ядовитый тетродотоксин. Булавочная головка этого вещества способна убить.

Получается гастрономический вариант русской рулетки: вы съедаете «вероятность умереть». Лучшие повара стараются оставить тончайший намек на яд, и во рту начинает пощипывать. Это напоминает об игре со смертью и вызывает массу острых ощущений.

Как и в русской рулетке, одним из удовольствий является необыкновенное чувство облегчения. Оно наступает в конце обеда и означает, что вы выжили, вы «обманули» смерть и, значит, вы бессмертны. Ура! Уныние жизни и страх смерти, гнездящиеся в глубинах сердца, побеждены! Какая наивная и вместе с тем завораживающе–привлекательная иллюзия! Она показывает, что нравственный компас человека сломан.

Однажды на семинарском занятии со студентами–медиками автору этих строк рассказали грустную и весьма поучительную историю. Некая старушка регулярно звонила на станцию скорой помощи и требовала приезда медиков. Каждый раз, входя в дверь, они видели одинаковую картину: женщина повесилась несколько секунд назад. Дежурная бригада тотчас оказывала неотложную помощь, приглашала психиатров, но, увы…

Врачи заметили, что несчастная женщина внимательно следит за их приездом. Лишь только машина останавливалась у подъезда, старушка лихо спрыгивала с подоконника. По–видимому, затем она открывала входной замок, просовывала шею в петлю и, заслышав шаги за дверью, отбрасывала ногами табуретку. А потом с видимым удовольствием наблюдала, как ее спасают специалисты.

И вот, медикам поступает очередной вызов. Ситуация повторяется в деталях. Но тут фельдшер говорит врачу: «Слушай! Давай постоим у дверей квартиры и покурим, а там - посмотрим». В итоге дело кончилось кремацией…

Конечно, мы не оправдываем поступок медиков. Они всегда призваны выручать людей из беды. Мы не знаем и глубинные мотивы больной женщины. Она вовсе не собиралась кончать с собой. Такие демонстративные попытки - способ манипулировать людьми (пробудить к себе их внимание, сочувствие) и разнообразить свою скучную, серую жизнь. Для этого и выбираются столь «щадящие», до мелочей продуманные методы самоубийства.

Не исключено, что эти хитрости изобретает и подбрасывает обманутому человеку демон уныния. Но, как известно, человек предполагает, а Бог располагает…

Влечению к смерти противостоит инстинкт самосохранения. Быть может, Творец вложил его в природу именно для того, чтобы уравновесить инстинкт смерти. «Никто никогда не имел ненависти к своей плоти, - утверждает апостол Павел, - но питает и греет ее…» (Еф. 5, 29).

Действительно, пищевая и половая потребности, наши защитно–оборонительные реакции (страх, гнев и др.) - это генетически заданные стимулы поведения. Они способствуют выживанию. Болезненное усиление инстинкта самосохранения ведет к панике, агрессии и насилию. Его ослабление чревато депрессиями и суицидальными тенденциями.

Итак, инстинкт смерти… Это понятие ввел в науку Зигмунд Фрейд. Ученый назвал его Танатосом - по имени древнегреческого бога смерти Танатоса, сына Никты (Ночи) и брата-близнеца бога сна Гипноса. Танатоса изображали в виде крылатого юноши с погашенным факелом или карающим мечом в руке. Греки верили, что этот неумолимый бог обладал железным сердцем, не принимал даров и возбуждал к себе ненависть прочих небожителей.

По толкованию 3. Фрейда, Танатос олицетворяет врожденное влечение к агрессии и разрушению. Он рассматривается как противовес инстинкту жизни (Эросу), включающему в себя либидо. Между ними - извечный конфликт. Оба инстинкта заложены биологически во всех живых организмах и, следовательно, неустранимы. Если энергия Танатоса направлена во вне, то она уничтожает людей, природу и различные предметы (хулиганство, садизм, вандализм, терроризм и т. д.). Если же она устремлена внутрь, то губит самого человека (мазохизм, членовредительство, самоистязание, самоубийство и т. п.).

Гипотезу 3. Фрейда частично опровергает крупный немецкий психолог и философ Эрих Фромм. Он считает, что агрессия и деструктивность не закреплены в генах. Любовь к жизни (биофилия) или любовь к смерти (некрофилия) - это «основополагающая альтернатива, стоящая перед каждым человеком. Некрофилия дает свои побеги там, где увяла биофилия. Способность быть биофилом дана человеку природой, но психологически он имеет возможность ступить на путь некрофилии…» Если человек не способен что–либо созидать, он вынужден уходить от невыносимого чувства собственного бессилия и никчемности. Тогда он самоутверждается - разрушает то, чего не в силах создавать.

По мнению Э. Фромма, у животных агрессивность выполняет защитную роль и никак не связана с человеческой страстью к уничтожению. Эта страсть есть «психическое уродство», патология, а не норма. Поэтому мыслитель пишет, что теория 3. Фрейда опирается на чисто абстрактные спекулятивные рассуждения и к тому же лишена убедительных эмпирических доказательств.

Правда, теперь ученые обнаружили в головном мозге людей два центра - «удовольствия» (наслаждения) и «неудовольствия» (боли, гнева, ярости). У некоторых больных «зона удовольствия» стимулируется слабее или, наоборот, сильнее «очага агрессии» (см. гл. IV и VII).

Эти открытия перекликаются с идеями 3. Фрейда о существовании двух мощных инстинктов - жизни и смерти. Однако наши поступки и действия не сводятся к биологическим влечениям и функциям нервной системы. Слишком упрощенно думать, будто суицид - это подавление одного естественного инстинкта другим, не менее естественным.

Стремление к смерти христианство расценивает как работу дьявола - «человекоубийцы от начала» (Ин. 8, 44). Так, искушая Христа, он «повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз…» Но Спаситель, в назидание всем нам, ответил: «Не искушай Господа Бога твоего» (см.: Лк. 4, 9–12).

ЗАВЕЩАНИЕ ДО СМЕРТИ И ПОСЛЕ СМЕРТИ Мир и тебе, раба Божия схимница Антония, сотрудница покаяния моего. Внемли сим внушениям Духа Божия.1. Да споспешествуют тебе и вспомоществуют тебе Ангел твой Хранитель и Ангел преподобия твоего. Да хранят тебя они на всех путях твоих.

406. По случаю смерти архиерея. Экзамен после смерти Милость Божия буди с вами! Верно вы уж воротились. Наплакались, - нагоревались. Теперь пора и утешиться. Владыка отошел не на худшее, а на лучшее. Следовательно его ради надо радоваться, что кончились труды и хлопоты и

Период четвертый От смерти Иосифа до смерти Моисея

Инстинкт А теперь перейдем к следующему качеству, которым Творец наделил Свое творение. Патриарх Иов задает вопрос: «Кто вложил мудрость в сердце или кто дал смысл разуму?» (Иов. 38,36).Действительно, понаблюдаем за разумным проявлением в действиях животных, называемым

Инстинкт самосохранения Инстинкт самосохранения обеспечивает инстинктивные действия, чтобы обезопасить нашу жизнь. Если у тебя доминирует инстинкт самосохранения, то ты всегда, например, будешь заботиться о достаточном количестве еды в доме. Ты будешь беспокоиться о

Социальный инстинкт Социальный инстинкт заключается в потребности быть частью общества. Только так можно обеспечить выживание. Раньше проявлением социального инстинкта были большая семья и круг друзей. Сегодня эту потребность удовлетворяют общества и клубы. Различные

Сексуальный инстинкт Сексуальный инстинкт проявляется в концентрации внимания на отношениях двоих. Так как выживание зависит от репродуктивности, мысли и реакции вращаются вокруг флирта и соблазнения, оценок-приговоров и выбора того, кто подходит, а кто нет. Внимание в

Глава восьмая Инстинкт убивать На рубеже нашего века человеческие жертвоприношения часто рассматривались как чудовищное, но проходящее, временное зло, как проклятие, довлеющее над человечеством на определенном историческом этапе своего развития, проклятие, которое

Книга Смерти (Сборник этнографических материалов о смерти и похоронной обрядности славян) 1. ДушаДуша - незримый двойник человека при его жизни, обиталище Бессмертного Духа (Соби). После разделения с грубой плотью человека (в случае его смерти или во время сна) душа

Инстинкт Некоторые ученые утверждают, что человек произошел от обезьяны. Каким образом? Благодаря природным инстинктам. Говорят также, что обезьяна произошла от медведя, медведь от собаки, собака от бурундука, бурундук от ящерицы, ящерица от рыбы, а рыба от водорослей.

Глава 41. Телесная смерть – естественный удел всякой плоти. – Страшись не смерти, а греховного потомства и бесславного имени при жизни и после смерти. – Стыдись не мудрости, а неразумия 6-7 Неблагоразумно отвращаться от того, что благоугодно Всевышнему, тем более, что рано

5. Концепция Р.Кука о развитии восприятия божественности. три уровня восприятия: инстинкт, рефлексия, интуиция Рав Кук пишет о развитии "образа Бога у человека" примерно следующее. У нас имеются как бы три стадии. На первой стадии человек воспринимал Бога непосредственно,

Приближение смерти. Момент смерти Теперь речь пойдет о смерти. Какие бывают этапы? Узнав диагноз, человек сначала не верит, потом возмущается, протестует, успокаивается, и начинается вот такое смирение. Это бывает у маловерующих людей. У верующих же должно быть время для

До чего нельзя долететь, надо дойти хромая.

Фридрих Рюккерт. "Макамы" Харири

Как замечает Эрих Фромм в своей работе “Анатомия человеческой деструктивности ”, Фрейд не всегда считал агрессию инстинктом , т.е. чем-то присущим человеку от рождения, на что Фрейд сам обратил внимание в работе “Недовольство культурой ” (1930). Изначально для Фрейда существовал только , под которым он понимал исключительно сексуальное удовольствие , которым, по его мнению, и руководствуется, сознательно или бессознательно, человек в своей жизни. же Фрейд включал в качестве составной части сексуального инстинкта : «Садизм в таком случае соответствовал бы ставшему самостоятельным, преувеличенному, выдвинутому благодаря смещению на главное место агрессивному компоненту сексуального влечения» , - делает вывод Фрейд в “Трех очерках о сексуальности ” (1905). А четырьмя годами позже, излагая историю маленького Ганса в работе “Анализ фобии пятилетнего мальчика ”, Фрейд заявил вполне определенно: «Я не могу решиться признать особое агрессивное влечение наряду и на одинаковых правах с известными нам влечениями самосохранения и сексуальным » . В этом высказывании Фромм видит сомнения Фрейда, что он всегда колебался в праве признания агрессии в качестве . Ведь еще в тех же “Трех очерках о сексуальности ” Фрейд писал: «Можно предположить, что импульсы жестокости проистекают из источников, действительно независимых от сексуальности, но способных соединиться с ней на ранней стадии» .

Фрейд принимается за тематику смерти только десятилетие спустя после публикации упомянутых работ его учеников. С выходом в свет в 1920 году своей статьи “ ” Фрейд радикально разрешил свои сомнения по поводу «признания особого агрессивного влечения наряду и на одинаковых правах с известными нам и сексуальным », разрубив свои сомнения, как Александр Македонский разрубил гордиев узел. Мечом Фрейду послужил его постулат о существовании инстинкта смерти .

Зигмунд Фрейд в построении своей метапсихологии опирался на принцип удовольствия , в соответствии с которой люди стремятся к удовольствию и избегают неудовольствия. Из принципа удовольствия Фрейд строит свою концепцию сновидений, суть которой заключается в том, что задачей сновидения является иллюзорное получение удовольствия , которое не удалось получить в реальной жизни, руководствуясь принципом реальности . В соответствии с концепцией Фрейда о сновидениях, за явным содержанием любого сновидения обязательно стоит исполнение какого-либо желания, что можно выявить с помощью психоанализа.

Однако, в концепцию сновидений как исполнения желаний не вписывались, так называемые, травматические неврозы . «Состояние больного травматическим неврозом во время сна носит тот интересный характер, что он постоянно возвращает больного в ситуацию , приведшей к его заболеванию, и больной просыпается с новым испугом» . В случае повторяющихся сновидениях о пережитой катастрофе Фрейд не мог увидеть скрытое содержание получения удовольствия : «Природе сна больше отвечало бы, если бы сон рисовал больному сцены из того времени, когда он был здоров, или картины ожидаемого выздоровления» . Шандор Ференци и Эрнст Зиммель, опираясь на совместную работу Йозефа Брейера и самого Фрейда “Исследования истерии ”, объясняли возвращение травматических сновидений , как результат переживания запредельной силы, подобно тому, как больной неврозом , на которую и ссылается Фрейд в “По ту строну принципа удовольствия ”. Однако, такое объяснение Фрейда не удовлетворило. Причиной, очевидно, было то, что свою теорию неврозов Фрейд построил исключительно на сексуальности, и из этого следовало, что фиксации могут носить только сексуальный характер, а его коллеги этим объяснением, по сути, утверждают, что невроз может быть вызван переживаниями несексуального характера, с чем Фрейд упорно не хотел соглашаться (см. ).

Далее Фрейд пишет, что в концепцию принципа удовольствия кроме повторяющихся травматических сновидений также не вписывались , в виде , выражающегося в том, что пациент в процессе психоаналитических сессий «скорее вынужден повторить вытесненное в виде новых переживаний, чем вспомнить его как часть прошлых переживаний, как хотел бы врач ». В случае осознанию вытесненных влечений Фрейд находит объяснение этому в том, что пациент избегает неудовольствия , связанного с воспоминанием запретных инцестуозных сексуальных тем, связанных с удовольствием . Но совершенно не вписывается в принцип удовольствия «удивительный факт, который состоит в том, что навязчивое повторение воспроизводит также и такие переживания из прошлого, которые не содержат никакой возможности удовольствия , которые не могли повлечь за собой удовлетворения даже вытесненных прежде влечений. » Фрейд имеет в виду крушение надежд ребенка на удовлетворение и унижения от проигрышей в эдипальном соперничестве (см. и и следующие параграфы). «Все эти тягостные остатки опыта и болезненные аффективные состояния повторяются в неврозе переноса »

Такие же навязчивые повторения, пишет Фрейд далее, «можно найти также и в жизни не невротических людей ». Это то, что называют преследующим роком или наступанием на одни и те же грабли .

На этом месте заканчиваются психологические рассуждения Фрейда в статье “По ту сторону принципа удовольствия ”, и Фрейд переходит к философии. Фрейд рассуждает о некоторой силе, которая принуждает к повторению рыб метать икру в определенном месте, а перелетных птиц возвращаться на определенное место для гнездования. «Элементарное живое существо с самого своего начала не должно стремиться к изменению, должно постоянно при неизменяющихся условиях повторять обычный жизненный путь. [...] Скорее здесь нужно было бы искать старое , которое живущее существо однажды оставило и к которому стремится обратно всеми окольными путями развития.» И тут Фрейд делает неожиданный вывод: «Если мы примем как не допускающий исключений факт, что все живущее вследствие внутренних причин умирает, возвращается к неорганическому, то мы можем сказать: , и, наоборот, неживое было раньше, чем живое.»
Конечное подтверждение существования инстинкта смерти Фрейд обнаруживает в краеугольном камне своей метапсихологии, принципе удовольствия . Эта концепция,основана на простом выводе, что люди, очевидно, стремятся к удовольствию и избегают неудовольствия, т.е. уменьшению напряжения, связанного с неудовольствием. Это стремление к уменьшению напряжения, которое в свое время обнаружил Фрейд, теперь его приводит к неожиданному выводу: «То, что мы признали в качестве доминирующей тенденции психической жизни, может быть, всей нервной деятельности, а именно стремление к уменьшению, сохранению в покое, прекращению внутреннего раздражающего напряжения (по выражению Барбары Лоу, “ ”), как это находит свое выражение в принципе удовольствия, является одним из наших самых сильных мотивов для уверенности в существовании » .
Таким образом Фрейд из своей, по сути, монистичной концепции примата сексуального влечения строит настоящую единства и борьбы сексуального влечения и влечения к смерти , сходную мрачной философии Шопенгауэра: «...для которого смерть есть “собственный результат” и, следовательно, цель жизни, а сексуальное влечение воплощает волю к жизни» . Теперь для Фрейда сексуальное влечение не просто стремление к удовольствию : «Таким образом, либидо наших сексуальных влечений совпадает с Эросом поэтов и философов, который охватывает все живущее » .
Так, выводя инстинкт смерти из простого утверждения о том, что все живое рождается и умирает , Фрейд пришел к выводу, что все живое бессознательно стремиться к смерти и, соответственно, управляется двумя инстинктами, сексуальным инстинктом (либидо) и инстинктом смерти Эросом и , находясь в гегелевской непрерывной борьбе противоположностей .

Современные генетики действительно склоняются к существованию обусловленного механизма старения и, как следствие, умирания. И в генетически запрограммированном механизме умирания есть смысл выживания и многообразия жизни. Чем короче продолжительность жизни существа, и чем интенсивнее процесс размножения, тем быстрее накапливаются новые признаки, полученные в результате естественных мутаций, и формируются новые виды, более приспособленные к выживанию в меняющейся окружающей среде – в этом суть естественного отбора и адаптации, в которой нет равным бактериям и вирусам, существам с самой короткой продолжительностью жизни и невероятной плодовитостью. В конце концов, все устройство живой жизни построено на рождении и умирании , а сама суть основы жизни, пищевая пирамида , основана на убивании и поедании . Смерть – средство жизни, но разве ее цель ?

Надо отдать должное Фрейду, что он отметил и незавершенный характер этой своей статьи и закончил ее цитатой Рюккерта: «До чего нельзя долететь, надо дойти хромая. Писание говорит, что вовсе не грех хромать» . Но, несмотря на это, Фрейд больше никогда не возвращался к теоретическому обоснованию существования инстинкта смерти , но стал использовать его в своих дальнейших теоритических построениях так, будто существование инстинкта смерти им уже . Но практически, во всех сочинениях Фрейда нового периода, также как и его последователей, принявших инстинкт смерти, если заменить термин «влечение к смерти » на «агрессивное влечение », то, с моей точки зрения, смысл совершенно не поменяется. И это было бы и не важно, если бы влечение к смерти стало приниматься просто как новый термин и подвергалось бы дальнейшему анализу . «...Фрейд, осознавая могучую силу импульсов саморазрушения, постулировал инстинкт саморазрушения (инстинкт смерти ), хотя этой концепцией он закрыл путь к действительному его пониманию, а значит к эффективной психотерапии ». (Карен Хорни. “Наши внутренние конфликты ”)

Но не все психоаналитики приняли инстинкт смерти . С тех пор психоаналитики разделились на два лагеря, на тех которые приняли существование инстинкта смерти , и тех, которые считают его необоснованной спекуляцией . Последних радикально меньше.

Прежде всего, кто безоговорочно принял инстинкт смерти, была Мелани Кляйн и ее последователи (кляйнианцы , одно из направлений Британского психоаналитического общества , идеи которого стали самыми популярными сегодня в России) и Андре Грин и представители его школы (члены Французского психоаналитического общества , тоже популярного направления в российском психоанализе).
Введение понятия инстинкта смерти позволяет им создавать фундаментальную гипотезу, объясняющую природу агрессивности, суть которой заключается в том, что любое проявление агрессии суть проявление инстинкта смерти . При этом роль влияния социального окружения, включая родителей, порой, сводится к минимуму, исходя из постулата, что как повышенная сексуальность, так и повышенная агрессивность является конституционно обусловленной (врожденной).

По мнению других психоаналитиков, концепция инстинкта смерти построена исключительно на спекулятивный основе (то есть без надлежащей базы клинических наблюдений). Они считают излишнюю агрессивность человека исключительно следствием недостатка любви и результатом чрезмерно жесткого воспитания , а не следствием врожденного инстинкта смерти . К таким психоаналитикам относятся, прежде всего, последователи , сторонники психологии Самости (Self-психологи) и интерсубъективного подхода в психоанализе .

Еще классик психоанализа Ральф Гринсон , суммируя мнения Фенихеля (1945) и Лагаше (1953) по этому поводу, дает простое и развернутое объяснение , которые Фрейд объяснил влиянием инстинкта смерти : «Эго , которое было пассивно в первоначальной травматической ситуации, активно воспроизводит событие в выбранное для этого время, в подходящих условиях, и таким образом, медленно учится справляться с ним ». Подходящими для этого условиями оказываются, прежде всего, сон и кушетка психоаналитика.

Более сложная теория навязчивых повторений разработана Self-психологом – это концепция трансферентного и развивающегося ребенка . Суть ее заключается в том, что родители содействуют развитию (эволюции ) ребенка, которых Тэхкэ называет эволюционными объектами . В тех аспектах, в которых взаимодействие преждевременно перестало быть эволюционным , ребенок не достигает автономии (психической самостоятельности) и остается в длительной зависимости от эволюционных объектов и от взаимодействия с ними. Эволюционная задержка в дальнейшем формировании структуры его психики приведет к соответствующим навязчивыми повторениям во взрослой жизни такого человека, проявляясь во взаимодействиях с другими людьми (другими объектами). То есть в результате задержки в эволюционном развитии особенности взаимодействия с эволюционными объектами переносятся на взаимодействие с другими людьми (трансфер , с англ. transfer, – перенос). Эта концепция перекликается с концепцией Юнга об , упомянутой в предыдущей статье.

Таким образом, для Self-психологов в задачу психоанализа входит не искать следы инстинкта смерти , а анализировать эти аспекты эволюционных задержек .

В свое время сформировалась и третья группа психоаналитиков (хронологически было бы правильным ее назвать первой ), которая оказалась где-то посередине – это Эго-психологи (последователи Анны Фрейд , представители другого крыла Британской школы психоанализа и Хайнца Хартмана , президента Международной психоаналитической ассоциации ), они не используют термин инстинкт смерти , но придерживаются врожденного (инстинктивного) происхождения агрессии, но при этом не отрицают определяющее значение родителей в становлении психики человека в процессе ее развития, в том числе и в развитии чрезмерной агрессивности. Классиком такого направления является также Чарльз Бреннер (президент Американской ассоциации психоаналитиков ), статья которого “ ” предлагается на этом сайте. По сути, ими используется первоначальный взгляд Фрейда на агрессию как , так в указанной статье Бреннер пишет: «Первым элементом каждого конфликта является инстинктивный импульс, детское инстинктивное желание. Здесь имеется в виду желание приятного удовлетворения либидинозного или агрессивного типа. Поскольку каждое такое детское желание содержит как либидинозные , так и агрессивные элементы, то проще объединить их и просто говорить о желании сексуального удовлетворения, где сексуальное подразумевает и либидинозное , и агрессивное одновременно.»
Навязчивые повторения Эго-психологами были объяснены как способ справиться с внутрипсихическим конфликтом (центральное понятие Эго-психологии), а также попытками восстановить состояние, предшествующее травме – именно эту концепцию и развили психологи Самости (концепция защиты Самости , центральное понятие Эго-психологии).
Невозможно переоценить влияние теорий Эго-психологии на современный психоанализ. Эго-психология была весьма распространена в 50-х годах, особенно в США, но сегодня – это только классика, основа психоанализа , наряду с классическим психоанализом Зигмунда Фрейда .

Исходя из контекста работ Фрейда нового периода, невозможно позитивным образом отличить инстинкт смерти от , о котором поговаривал Фрейд до 1920 года. Что инстинктивная агрессивность , что инстинкт смерти , ведущий к агрессивности – на выходе имеем ту же агрессивность как поведенческий паттерн (модель поведения), против окружения или направленный против себя. Принципиальным оказывается не вопрос как назвать агрессивность человека, а какое она имеет происхождение , врожденное или приобретенное. Но не нужно придумывать инстинкт смерти , а достаточно присмотреться, сколько невзгод ожидает на жизненном пути ребенка, чтобы понять, что если он не получит достаточно поддержки и любви от родителей, его душа наполнится ненавистью ко всей его окружающей жизни. К сожалению, Фрейд забыл о своем высказывании, сделанном в статье “Влечения и их судьба ”, написанной им пятью годами ранее: «Как проявление отношения к объекту, ненависть старше любви, она соответствует самому первоначальному отстранению нарциссического "Я" от внешнего мира, доставляющего раздражения. Как выражение вызванной объектами реакции неудовольствия, ненависть сохраняет тесную связь с влечениями самосохранения, так что между влечениями "Я" и сексуальными влечениями легко могут образоваться отношения противоположности, повторяющей такое же отношение между ненавистью и любовью.» В связи с этим вспоминаются слова Шандора Ференци , одного из любимых учеников Фрейда: «Необходимы необычайная любовь, нежность и забота, чтобы ребенок простил родителям свое, без его ведома, появление на свет» , – написанные в статье “Нежданный ребенок и его стремление к смерти ”. И хотя Ференци, как преданный сын своего отца, безоговорочно принял фундаментальное предположение Фрейда об инстинкте смети , по сути, он остался его противником, и, видимо поэтому, Фрейд запрел к изданию после смерти Ференци последнюю его статью “Речевые противоречия в разговоре взрослого с ребенком ”, революционно отличающуюся от всех его предыдущих работ. Благодаря Ференци психоанализ породил плеяду психоаналитиков, не использующих инстинкт смерти примат сексуальности ) в своих теоретических построениях, – таких как Микаэл Балинт (ученик Ференци), Хайнц Кохут , Джозеф Лихтенберг , Роберт Столороу , Вейкко Тэхкэ , Хуго Блэйхмар , и многих других (см. ).

Надо заметить, что в фундаментальной работе по симптомообразованию при неврозах “Торможение, симптом, тревога ”, написанной Фрейдом через 6 лет после публикации “По ту сторону принципа удовольствия ”, Фрейд ни разу не упоминает инстинкт смерти . В этой работе он тоже касается навязчивых воспроизведений в виде невротических симптомов. Но для их объяснения Фрейд не прибегает к концепции инстинкта смерти , а объясняет это особенностями процесса вытеснения .

Хотя количество инстинктов может быть неограниченным, Фрейд признавал существование двух основных групп: инстинктов жизни и смерти . В годы войны и после нее, когда Фрейд начал развивать теорию целостной личности, он пришел к выводу, что ужасающие сновидения солдат, шокированных боем, трудно объяснить только в терминах сексуального символизма или осуществления желаний и что агрессия, как и секс, должна быть важным инстинктивным объектом для вытеснения и поэтому способна вести к неврозу. Начиная с 1920г. Фрейд вводит в свою психоаналитическую концепцию теорию инстинктов Жизни и Смерти.

Инстинкт Жизни или Эрос включает в себя понятие либидо и влечение к самосохранению, то есть силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающие размножение вида. Признавая большое значение инстинктов жизни в физической организации индивидуумов, наиболее существенными для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты. Энергия сексуальных инстинктов получила название либидо (от лат. "хотеть" или "желать"), или энергия либидо - термин, употребляющийся в значении энергии жизненных инстинктов в целом. Либидо - это определенное количество психической энергии, которая находит разрядку исключительно в сексуальном поведении. Согласно Фрейду, существует не один сексуальный инстинкт, а несколько. Каждый из них связан с определенным участком тела, называемым эрогенной зоной. В каком-то смысле все тело представляет собой одну большую эрогенную зону, но психоаналитическая теория особо выделяет рот, анус и половые органы. Фрейд был убежден в том, что эрогенные зоны являются потенциальными источниками напряжения и что манипуляции в области этих зон, ведут к снижению напряжения и вызывают приятные ощущения.

Инстинкт Смерти или Танатос совершенно отделен от либидо и фактически представляет внутреннюю деструктивность и агрессию, направленную в первую очередь против себя. В то время как инстинкт Жизни является созидательным, инстинкт Смерти - это та сила, работа которой постоянно направлена к смерти и, в конечном счете, на возвращение к первоначальному неорганическому состоянию полной свободы от напряжения или усилия. Навязчивое повторение, проявляющееся в боевых снах солдат в форме повторяющихся сновидений об определенных травматических инцидентах, было признано связанным с тенденцией инстинкта смерти возвращаться к более ранним состояниям. Поскольку направленная вовнутрь агрессия, независимо от ее источника, представляет опасность для индивида, возникает постоянная необходимость бороться с ней таким образом, чтобы сделать ее менее деструктивной по отношению к нему, что может быть сделано одним или двумя способами: посредством ее эротизации, то есть посредством соединения ее с либидо, вследствие чего она может принять форму садизма или мазохизма (сексуальных перверзий, в которых соединены секс и агрессия), или же посредством направления ее вовне и превращения в агрессию против других. Кроме того некоторая агрессия участвует в поддержке диктата строгой совести - Сверх-Я. На основе этой теории Фрейд предполагает, что война может быть понята как попытка психологического самосохранения нации, так как если бы последняя не направила свою агрессию вовне, то, в конце концов, разрушила бы себя внутренней враждой. Суицид, в свою очередь, является следствием провала при попытке сохранить себя подобными средствами, и многие меньшие формы нанесения себе вреда типа пагубных привычек и неудач до более драматичных - преступлений, совершаемых с намерением быть разоблаченным, могут быть приписаны направленному внутрь инстинкту смерти.

Любой инстинкт имеет четыре характеристики : а) источник, b) цель, c) объект и d) стимул.

a) Источник инстинкта - состояние организма или потребность, вызывающая это состояние. Источники инстинктов жизни описывает нейрофизиология (например, голод или жажда). Четкого определения инстинктов смерти Фрейд не дал.

b) Цель инстинкта всегда состоит в устранении или редукции возбуждения, вызванного потребностью. Если цель достигнута, человек испытывает кратковременное состояние блаженства. Хотя существует много способов достижения инстинктивной цели, наблюдается тенденция к поддержанию состояния возбуждения на некоем минимальном уровне (согласно принципу удовольствия).

c) Объект означает любого человека, предмет в окружающей среде или что-то в собственном теле индивидуума, обеспечивающее удовлетворение (то есть цель) инстинкта. Действия, ведущие к инстинктивному удовольствию, не обязательно всегда одни и те же. Фактически, объект может меняться на протяжении жизни. Кроме гибкости в выборе объектов, индивиды способны откладывать разрядку энергии инстинкта на продолжительные отрезки времени.

Практически любой поведенческий процесс в психоаналитической теории может быть описан в терминах:

  • 1) привязки, или направления энергии на объект (катексис)
  • 2) препятствия, мешающего удовлетворению инстинкта (анти-катексис).

Примером катексиса может служить эмоциональная привязанность к другим людям (то есть перенос на них энергии), увлеченность чьими-то мыслями или идеалами. Антикатексис проявляется во внешних или внутренних барьерах, препятствующих немедленному ослаблению инстинктивных потребностей. Таким образом, взаимодействие между выражением инстинкта и его торможением, между катексисом и антикатексисом составляет главный бастион психоаналитического построения системы мотивации.

d) Стимул представляет собой количество энергии, силы или давления, которое требуется для удовлетворения инстинкта. Оно может быть оценено косвенным образом путем наблюдения количества и видов препятствий, которые предстоит преодолеть человеку в поисках конкретной цели.

Ключом к пониманию динамики энергии инстинктов и ее выражения в выборе объектов является понятие смещенной активности. Согласно этой концепции, высвобождение энергии и ослабление напряжения происходит благодаря смене поведенческой активности. Смещенная активность имеет место тогда, когда по каким-то причинам выбор нужного объекта для удовлетворения инстинкта невозможен. В подобных случаях инстинкт может сместиться и, таким образом, сфокусировать свою энергию на каком-нибудь другом объекте.

Инстинкт смерти

Мортидо - термин, используемый в психоанализе . Введён Полом Федерном, одним из учеников Зигмунда Фрейда . Термин относится к энергии изъятия, дезинтеграции (распада) и противостояния жизни и развития. В дальнейшем, исследованием данной темы занимался другой ученик Фрейда - Эрик Берн . Определенной деталировкой идеи мортидо выступает разграничение влечения к смерти как желания, ориентированного на самоуничтожение (мортидо), и гипотетического деструктивного инстинкта агрессии, ориентированного на убийство других (деструдо). В этом контексте многие люди смешивают понятие мортидо с деструдо или с танатосом, являющимся более широким понятием, включающим в себя и мортидо, и деструдо.

Согласно теории психоанализа, в основе человеческой личности лежат два фундаментальных побуждения: креативное (либидо ) и деструктивное (мортидо ). Эго-либидо переживается как приятно знакомое, в то время как мортидо переживается как боль и вселяющее страх неизвестное.

До сих пор ни один психоаналитик, в том числе и сам Федерн, не сумел создать модель психического аппарата, в котором сосуществовали бы эти два разнонаправленных инстинкта и два противоположных вида психической энергии. Понятие мортидо и сопряжённое с ним - деструдо, так и не закрепились в широком дисциплинарном обороте.

В то же время, несмотря на то, что современные биологические наблюдения не подтверждают существования мортидо, данный концепт составляет значимый фрагмент многочисленных теорий агрессии , трактующих последнюю как проекцию врожденного саморазрушительного влечения людей.

Физиология

Активизация Мортидо - это угнетение метаболизма, гормональной эмиссии и иммунной активности, постоянному депрессивному психическому статусу в следствии эндорфин - энкефалинового дисбаланса нейрохимии мозга.

Активизация Мортидо происходит в следствии неудовлетворении базовых биологических потребностей (репродукции, программах социального, имущественного самоутверждения, повышение иерархического статуса), первоначально эта программа подает сигнал - вместо эмиссии эндорфинов - внутренних наркотиков, (морфиномиметическими пептидами, которые дают ощущение счастья, жизнерадостности, эйфории, уверенности в своих силах) происходит выброска энкефалинов, которые действуют на психический континуум прямо противоположным образом - приводят к депрессивному состоянию, ощущению тоски, страха и нежелания жить.

Например, если с наступлением пубертатного периода появились сексуальные потребности , то они должны быть удовлетворены. Все репродуктивные органы и системы организма, гормональная система , а также наиболее эволюционно древние, базовые структуры мозга - таламус , гипоталамус , гипофиз , лимбическая система , начинают усиленно работать на успешную и продуктивную реализацию репродуктивной программы. Так как эти системы формировались на протяжении сотен миллионов лет, в отличии от норм морали, которые существуют всего несколько тысяч лет, то эти системы лучше знают, что, как и когда следует делать организму. Поэтому, если у юноши начался сперматогенез , значит, должна быть сексуальная активность, направленная на доставку эякулята в половые пути женщины , и если у девушки началась овуляция , значит должна быть сексуальная активность, направленная на получение эякулята . Так как эти системы только начали работать, причем в усиленном режиме, что называется подростковой гиперсексуальностью , то организм получать вознаграждение в виде энергии оргазма . В противном случае происходит активация Мортидо.

Ссылки

  • Мастурбация - Эволюционные, социологические, психологические и оккультные аспекты (раздел Мортидо)

См. также

  • Деструдо
  • Танатос

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Инстинкт смерти" в других словарях:

    инстинкт смерти - (танатос) см. влечение к смерти. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …

    ИНСТИНКТ СМЕРТИ - (Death instinct; Todestrieb) известно определенное критическое отношение, которое Юнг выражал по поводу фрейдовской классификации инстинктов, выделявшей особую группу инстинктов жизни (голод, агрессия, сексуальные инстинкты) и группу инстинктов… …

    Инстинкт смерти - (Death instinct). Идея Фрейда о том, что люди движимы побуждениями саморазрушения и смерти (часто выражается внешне как агрессия) … Теории личности: глоссарий

    ИНСТИНКТ СМЕРТИ - См Танатос … Толковый словарь по психологии

    Инстинкт смерти (DEATH INSTINCT) - термин З.Фрейда из его работы «По ту сторону принципа удовольствия»: «Мы...пришли к необходимости различать два вида инстинктов: те, которые стремятся привести живые существа к смерти, и другие, сексуальные инстинкты, которые вечно стремятся к… …

    Это врожденная форма поведения живых существ в случае возникновения опасности, действия по спасению себя от этой опасности. Реализации этого инстинкта служат такие чувства, как боль и страх. Боль ощущается обычно как аномальное состояние… … Википедия

    инстинкт - (от лат. instinctus побуждение) совокупность врожденных компонентов поведения и психики животных и человека. В понятие И. в разное время вкладывалось различное содержание; в одних случаях И. противопоставлялся сознанию, а применительно к человеку … Большая психологическая энциклопедия

    ИНСТИНКТ - – врожденное побуждение, унаследованная схема поведения, предопределяющая жизнедеятельность животного и человека. В психоанализе объектом исследования является не столько инстинкт как таковой, сколько влечения человека. З. Фрейд проводил… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    У этого термина существуют и другие значения, см. Инстинкт (значения). В Викисловаре есть статья «Инстинкт» Инстинкт совокупн … Википедия

    ИНСТИНКТ ЖИЗНИ - (Life instinct; Lebenstrieb) поскольку Юнга весьма интересовало, каким образом прогрессивные и регрессивные силы соединяются в психическом, то он рассматривал инстинкт жизни в комплементарной паре наряду с инстинктом смерти. Например, символы и… … Словарь по аналитической психологии

Комментарий от heartlessnobody

Death Wish Honor Talent
Instant 10 sec cooldown
Requires Warrior (Fury)
Requires level 46
Requires honor level 46
Increases your damage done by 5% at the cost of 10% of your health. Stacks up to 15 10 times.

50% dps increase for 100% of your health so better have a healer handy

Death Wish PvP Talent
Instant 5 sec cooldown
Requires Warrior (Fury)
Requires level 10
Increases your damage taken and done by 5% for 15 sec at the cost of 5% of your health. Stacks up to 10 times.

50% dps for 50% of your health that seems a bit better

Комментарий от LindsayGerald

My husband was flirting with another woman. until he vanished away, I was desperate to get him back, I wasted so much time and money trying to get my Husband back, I tried almost all possibilities to have him back and nothing worked. I became lonely. To make it short, I found a spell caster Dr Mack. i saw the good testimonies about his wonderful work and after reading the Testimonials, I decided I had to try and give it one last try and After the spells, a miracle happened, my husband came home. it was awesome, anyone who needs help, should email dr_mack@yahoo. com He is the best. whoever need help should contact Dr.Mack . :) :)

Комментарий от StevenMagnet

Don"t let the good name "Death Wish" deludes you. It"s not that glorious as it used to be
  • You need to constantly reapply the buff. To make it to 10 stacks you will need at least 45 seconds. That"s a lot of time in real battle
  • The buff takes 5% of your HP. When out of combat you won"t be able to heal yourself back to full HP and you will melt in time with no heals on you. Or you have to waste time for food which is pointless
  • Even in battle you will constantly be in disadvantage losing 5% HP every 5 seconds
  • When arena starts you will lose this buff, so it"s pretty useless unless you have enough time to apply it again. Ugh...
  • The buff triggers Global Cooldown, so no fancy macros to play around it. And you will have to waste time in battle to reapply
  • You need to constantly reapply it to not lose it. So no mounts on BG for you:(
  • You need to constantly reapply the buff. Did I mention it? The buff has 15 second duration so you only have window in 10 seconds to not lose it. That is really small. You basically have about 10 seconds to do something. After that your main focus will be on applying buff again
  • Did you get hard CC? Too bad. You will lose your precious buff. And boy I tell ya this happens all the time in real battle
  • Not enough? Now you have stacking damage debuff on you up to 50%. So you will fall very quickly if you get focused
If you can deal with all of it or have constant pocket healer, you will deal massive damage like Warrior should do

Комментарий от Alchabo4849

LOVE SPELL TESTIMONY - DR JAMES IS THE BEST.
I want the world to know a great man that is well known as DR JAMES, he has the perfect solution to relationship issues and marriage problems. The main reason why i went to DR JAMES was for solution on how i can get my husband back because in recent times i have read some testimonies on the internet which some people has written about DR JAMES and i was so pleased and i decided to seek for assistance from him on his email which he did a perfect job by casting a spell on my husband which made him to come back to me and beg for forgiveness.I will not stop publishing his name on the net because of the good work he is doing. I will drop his contact for the usefulness of those that needs his help should contact him via email, You can contact him today and get your problem solved.