Битва на реке Альте. История Древней Руси

Небольшая украинская река Альта, протяжённость которой не превышает тридцати семи километров, неоднократно была отмечена в истории Древней Руси кровавыми событиями, разыгравшимися на её берегах. Они являлись следствием и борьбы за власть между наследниками киевского трона, и противостояния, долгое время сохранявшегося между нашими предками и кочевыми жителями степей.

Братоубийственная битва на реке Альте

История наиболее известного сражения, произошедшего в 1019 году, берёт своё начало со смерти Великого, почившего за четыре года до этого и оставившего после себя четырёх сыновей. Двое из них, Ярослав и Святополк, во главе своих дружин сошлись на берегу Альты, стремясь мечом проложить себе путь к вожделенной ими власти. Ближайшее родство со святым крестителем Руси не помешало им обагрить свои мечи братской кровью.

Четырьмя годами раньше от рук убийц, подосланных Святополком, поправшим ради достижения власти все божеские и человеческие законы, приняли смерть два других их брата - Борис и Глеб, канонизированные затем в лике святых страстотерпцев. За это злодеяние Святополк получил у потомков прозвище «Окаянный».

Кровавые этапы борьбы за власть

Новые наследники княжеской власти

Известна и ещё одна битва на реке Альте, дата которой - 1068 год. Это событие стало печальной страницей в истории России, но и о ней сохранилась память в дошедших до нас летописных сводах. К этому времени правителями Руси стали сыновья почившего киевского князя Ярослава Мудрого - Всеволод, Святослав и Изяслав. Сконцентрировав в своих руках всю власть, они сумели подчинить себе также Смоленск и Волынь, сохранявшие до той поры независимость.

Их триумвират пытался сохранять мир с сильным и агрессивным соседом - половецким ханом Шаруканом. В 1055 году с ним даже удалось заключить некое подобие мирного договора. Однако уже через шесть лет, поправ свои обещания, половцы вторглись на Русь, пройдя по левому берегу Днепра.

Поражение князей на берегах Альты

Вплоть до 1068 года продолжались набеги кочевников, в результате чего братья-князья были вынуждены выступить им навстречу во главе многочисленной дружины. Итогом похода стала битва на реке Альте. История даты этого события не сохранила, скрыты от нас и подробности происшедшего в тот печальный день на берегу Альты. Известно лишь о жестоком поражении, понесённом русской дружиной от войск половецкого хана Шарукана.

Воодушевлённые победой, кочевники усилили свои набеги, грабя беззащитных жителей деревень и подступая вплотную к Киеву. Возмущённые горожане потребовали от своих правителей, столь бесславно вернувшихся из похода, немедленно раздать всем оружие и организовать ополчение, а получив отказ, подняли восстание, едва не стоившее оскандалившимся князьям их верховной власти.

#история #историяроссии #русь

Золотое кольцо ЦК КПСС

Почему Юрьев-Польской не включили в Золотое кольцо? Такой же древний, как Переславль-Залесский, в один с ним год основан великим князем Юрием Долгоруким. Конечно, не так богат монастырями и храмами, но все же… Сохранился земляной вал двенадцатого века, опоясывающий исторический центр, буквально завораживает глаз Михайло-Архангельский монастырь, в котором сошлись архитектурные стили нескольких столетий.

И, наконец, там, в Юрьеве-Польском — Георгиевский собор тринадцатого века, который даже среди уникальных памятников древнерусской архитектуры занимает особое место.

И тем не менее — Юрьев-Польской обойден. Что, конечно, обидно и досадно и властям, и самим горожанам. Ведь включение в туристский маршрут, по которому возят иностранцев, это не только лестное «включение» в большой мир, но и немалая выгода. И деньги в бюджет пошли бы другие, и строительство давно бы здесь развернули, чтобы не ударить перед иностранцами лицом в грязь. Преобразился бы город. Но…

Никто не знает точно, в чем же причина. Может, в том, что неказист городок, сильно проигрывает соседнему Переславлю-Залесскому и, тем более, соседнему же Суздалю. Мол, опозоримся перед иностранцами. Хотя все тут спорно. Для кого «неказист», а для кого как раз мил своим тихим, почти сельским бытом, не изуродованным, как в некоторых районах Переславля, железобетонными и угольными свалками, угрюмыми заборами, зловещими каркасами и ангарами так называемой промышленной зоны.

Может, был там заводик или цех, работающий на оборонную промышленность. Какие-нибудь резиновые или ватные прокладки делали для танков или торпед. Вот и засекретили, закрыли город для иностранцев. Знаете, как было в советские времена: против оборонки никто слова не мог молвить. По каким-нибудь радиоголосам не то что директоров, а начальников цехов ракетных заводов по фамилиям называли и с выполнением квартального плана поздравляли, а в самом городе газеты не имели права написать, что этот завод «машиностроительный». Мол, нет у нас никакого «машиностроения».

А может, были тут резоны особые, идеологические.

Представим себе коридоры власти, где в начале семидесятых «утверждался» список городов, включаемых в Золотое кольцо. На совещании в ЦК КПСС присутствуют люди самые разные, но среди них, конечно, есть ученые, которые объясняют, отвечают на вопросы. Учтем, что мероприятие с самого начала идеологическое, потому как, во-первых, иностранцы, а во-вторых, история. А уж когда они соединяются вместе, то бдительность удесятеренная.

И вот представим, что, дойдя до Юрьева-Польского, выслушав рассказ о монастыре, расположенном там музее, Георгиевском соборе, большой партийный начальник спрашивает:

— А что там еще есть?

Ученые люди, не привыкшие к количественному критерию оценки памятников истории, тем не менее поддаются логике начальства и добавляют:

— Там еще рядом Липицкое поле, на котором Липицкая битва произошла.

— Какая такая Липицкая битва? — удивляется начальник.

— Ни в коем случае! — постановляет начальник. — Не хватало еще иностранцам про это рассказывать.

— Так мы и не будем! — пытаются оправдаться ученые и начальники рангом поменьше. — Мы и не включили Липицкое поле в маршрут, да там и возить некуда и показывать нечего, иностранцы про него и не знают.

— Ну да, не знают! — саркастически обрывает их большой начальник. — А как только попадут туда, так сразу и начнут выспрашивать да выпытывать. А потом растрезвонят по «голосам». Нет уж, Юрьев-Польской вычеркиваем! И вообще! — поднимает он голову и обращается уже ко всем. — Внимательней надо быть, товарищи. Не вам объяснять, какая сейчас обстановка в мире, так что мы тут все должны учитывать!

Повторюсь: это — мои домыслы, предположения. Возможная модель возможных событий. Скажем так, вполне вероятных. Потому что более весомых причин для невключения Юрьева-Польского в Золотое кольцо просто нет.

Страшная сеча на Липице

А малоизвестная и поныне Липицкая битва, или битва на реке Липице, близ города Юрьева-Польского — самая страшная в истории средневековой Руси сеча между русскими и русскими.

Чтобы представить масштаб ее, перечислим участников, удельные княжества, которые выставили своих воинов.

С одной стороны — все вооруженные силы Владимиро-Суздальского великого княжества. «И были полки у них очень сильны, — отмечает летописец, — из сел погнали даже пеших». То есть было нечто вроде тотальной мобилизации. Владимир, Суздаль, Муром, Переславль, Нижний Новгород, Торжок, Юрьев — всех собрали. А еще были в том войске и не владимирские люди, а пришлые, наемные, называли их бродниками.

Против владимирской рати вышли на поле битвы объединенные войска Новгорода, Пскова, Смоленска и Ростова Великого…

Рязанские в сече не участвовали. Рязани тогда не было. Накануне ее дотла сжег, камня на камне не оставив, великий владимирский князь Всеволод Большое Гнездо.

Рязань всегда держалась наособицу. Но если бы вступила в нынешнюю распрю, то наверняка бы на стороне Новгорода и против Владимира — своего заклятого врага. И это сразу бы дало новгородско-псковско-смоленско-ростовскому войску очевидное преимущество, потому что в те времена рязанцы считались самыми отчаянными вояками.

Особое ожесточение противостоянию придавало то, что в обоих лагерях и войсках во главе стояли выступившие друг против друга в смертельной вражде родные братья — сыновья Всеволода Большое Гнездо .

Вражда между ними началась из-за отцовского наследства. Умирая, Всеволод Большое Гнездо хотел, по обычаю, передать великое княжение старшему сыну, Константину, дав ему Владимир, а второму сыну, Юрию, — Ростов. Но Константин захотел и Владимир, и Ростов. Им руководила не жадность, а боязнь за свою, еще неполученную власть.

Хотя Владимир и считался столицей великого княжества, но все же Ростов — древнее, значительнее. Княжение Юрия в Ростове он посчитал угрозой для себя. Отец же разгневался и лишил его старшинства. Передал великокняжеский стол Юрию. По тем временам — поступок чрезвычайный, чреватый многими последствиями. Так и вышло. Сразу же после смерти Всеволода в 1212 году началась распря. Три года междоусобной войны привели к Липице…

Владимирской ратью командовали князья Юрий и Ярослав Всеволодовичи, помогал им младший брат Святослав, а в противостоящей объединенной новгородско-псковско-смоленско-ростовской армии вместе с Мстиславом Удалым тон задавал их старший брат Константин Всеволодович, князь Ростовский, боровшийся за то, чтобы ему, старшему из сыновей Всеволода, и достался по праву отцовский престол во Владимире. Да и Мстислав Удалой тоже не чужак — он был тестем своего врага Ярослава.

И все же, когда рати выстроились друг против друга, за день до битвы, противники попробовали договориться. К Ярославу и Юрию пришли послы с предложением: «Дадим старейшинство Константину, посадим его во Владимире, а вам вся Суздальская земля». Юрий и Ярослав дали Константину такой ответ: «Пересиль нас, тогда вся земля твоя будет». Потому что они накануне уже все поделили. После битвы смоленские ратники в одном из брошенных шатров нашли «грамоту», в которой письменно был закреплен их устный договор: «Мне, брат Ярослав, Владимирская земля и Ростовская, а тебе — Новгород; а Смоленск брату нашему Святославу, а Киев дадим черниговским князьям, а Галич — нам же».

Все поделили.

А чтобы имена их не были отвлеченными, напомню, что Юрий — это тот самый Юрий, который через двадцать один год не придет на помощь рязанцам, бьющимся с Батыем. Что делать, в те века рязанцы и суздальцы были заклятыми врагами друг другу… И Юрий вскорости сам бесславно погибнет на реке Сити в битве с теми же монголо-татарами, которые, разгромив рязанцев, придут и на суздальскую землю…

А Ярослав впоследствии родит сына Александра, который станет Невским. Затем Ярослав, будучи после Юрия великим князем Владимирским, предложит русским князьям назвать Батыя «своим царем». Ярослава отравят в Орде по доносу боярина Федора Яруновича. Сыновья Ярослава, Александр и Андрей, убьют клеветника. Александр Невский станет побратимом ордынского царевича Сартака, приемным сыном Батыя и заключит союз Руси и Орды.

А князь Святослав после смерти Ярослава станет великим князем Владимирским. Но ненадолго. Его свергнет Михаил Тверской. Остаток дней своих он проведет в Орде, добиваясь справедливости. Но в истории тихий и смирный Святослав останется другим — в 1234 году он закончит в Юрьеве-Польском строительство Георгиевского собора, не просто уникального, но самого загадочного творения древнерусской архитектуры….

Но это — будет потом, потом, через два десятка лет. А пока — войска стоят друг против друга. Одни — на Авдовой горе, другие — на Юрьевой горе. Меж ними — ручей Тунег. Чуть в стороне — речка Липица и то самое поле, куда они сейчас отойдут и где начнется та самая битва.

О предстоящей жестокости сечи говорило и то, что некоторые особо отчаянные воины на поле боя «выскочили босыми…». Летописец никак не комментирует, не поясняет сию деталь. Видно, для современников она и не требовала объяснений. Мне же остается только предполагать. При тогдашних нравах мародерство, «обдирание мертвых», то есть раздевание и разувание убитых почитались чуть ли не нормой.

И потому, наверно, демонстративно разуваясь, воин как бы объявлял, что не рассчитывает остаться живым, выходит на смертный бой. В предположении этом можно быть уверенным, если вспомнить, что некоторые князья в самые отчаянные схватки вели своих воинов с обнаженной головой. То есть знать снимала шлем, а простолюдины скидывали сапоги и лапти…

Когда закончилась сеча, «можно было слышать крики живых, раненных не до смерти, и вой проколотых в городе Юрьеве и около Юрьева. Погребать мертвых было некому… Ибо убитых воинов Юрия и Ярослав

а не может вообразить человеческий ум».

За один день 21 апреля 1216 года в сражении на Липицком поле было убито «девять тысяч двести тридцать три» русских воина, гласит летопись .

Русский Спас

Но летопись не дает однозначного ответа: это общие потери или только одной стороны? Тогда — какой? Действительно, трудно представить владимиро-суздалыдев и новгородцев, совместно убирающих и считающих убитых. Поэтому некоторые историки полагают, что это потери лишь владимирского войска. Но почему владимирского? Ведь автор летописи новгородец, он и приводит эту цифру? Зачем ему, какое ему дело до потерь владимирцев?

Да и зачем новгородцам пересчитывать на поле боя трупы своих врагов с точностью до одного? Значит, «девять тысяч двести тридцать три» — это новгородцы. Но если так, то сколько же погибло в тот день владимиро-суздальцев?! Ведь потери побежденных всегда значительнее. Страшно представить, сколько же всего там было убито русских людей. Мужчин в расцвете лет. При тогдашней численности населения это было равносильно чуме или моровой язве. О потерях владимиро-суздальцев ярче всего говорит такой факт. Когда князь Юрий в одной сорочке, даже подседельник потеряв, загнав трех коней, на четвертом примчался к стенам Владимира и обратился к горожанам с призывом запереть ворота и дать отпор врагам, те ему ответили: «Князь Юрий, с кем затворимся? Братие наша избита…»

Впрочем, это — слова. Более предметно масштаб потерь — 9233 человека — можно представить, если знать: через семь веков (!), в XIX веке (!), население губернского города Владимира составляло 13 200 человек!

Сколько же всего полегло в той владимиро-суздаль-ско-муромо-нижегородско-юрьевско-новгородско-смоленско-псковско-ростовской междоусобице, включая стариков и женщин, всегдашних жертв мародерства и пожарищ, никто не знает и не узнает. В одной из опубликованных бесед Л.Н. Гумилев с нескрываемым ужасом восклицает: «Столько не потеряли за время войн с монголами!» Однако, по сведениям, приводимым историком А. Н. Насоновым, в годину монгольского нашествия только на Галицкую Русь всего там погибло двенадцать тысяч человек Анализируя эти и другие данные, Л. Н. Гумилев заключает: «Следует признать, что поход Батыя по масштабам произведенных разрушений сравним с междуусобной войной, обычной (курсив мой. — С.Б.) для того неспокойного времени».

К концу своей жизни Владимир Мономах подсчитал и написал в «Поучении», что «всего походов было восемьдесят и три великих, а остальных и не упомню меньших». Из них девятнадцать — на половцев, которых нельзя было назвать чужими, потому что русские распри были одновременно распрями их родственников, половецких ханов, и — наоборот. В общем, восемьдесят три похода за пятьдесят восемь лет княжения. Получается — полторы войны на каждый год сознательной жизни.

И такую жизнь провел не какой-нибудь воспаленный маньяк-вояка, а смиренный, глубоко верующий человек, призывавший: «Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен в смерти, то не губите никакой христианской души», призывавший к миру своих кровавых братьев, учивший детей любить друг друга хотя бы «потому что вы братья родные, от одного отца и одной матери». Вот они, братья… Русский Спас, он точно на крови. Правда, у других народов в те века было то же самое. Хотя был один еврей, который призывал построить Спас на любви, но все знают, чем это кончилось…

Но даже для смутных лет Руси та кровавая распря и завершившая ее битва на Липице — событие особо трагическое… И потому нельзя не согласиться с Л.Н. Гумилевым: «Именно здесь в 1216 году была подорвана мощь Великого княжества Владимирского, единственного союзника Новгорода в войне с крестоносцами».

Четыре года войны и завершившая ее битва на Липице закончились тем, что Владимир, Переславль-Залесский и другие владимиро-суздальские города сдались на милость победителей — Константина и Мстислава Удалого. Константин сел на великий стол во Владимире, стал великим князем, а Мстислав стяжал себе еще один лист в венок своей славы рыцаря и полководца.

Через три года Константин умер, и великим князем вновь стал Юрий. Все вернулось на круги своя… А если читатель проникнется горечью и сожалением и вопросит небеса: зачем, за что загублено столько жизней? — самым правильным будет ответ: затем, что времена и нравы были такие, и с этим ничего не поделаешь…

А иностранные туристы не ездят в Юрьев-Польской и по сей день. И, за собственным отсутствием, не просят повезти их на Липицкое поле, рассказать и показать. Да и показывать там нечего… В створе видеокамеры дрожит сухая былинка на ветру, за ней — буро-желтые весенние увалы, жесткая прошлогодняя стерня, черная пахота, нежная зеленая полоса озимых. А все остальное — буйный кустарник, корнистый и крепкий. Так и карабкается с бугорка на бугор, с увала на увал. Горок-то, поди, уже нет, сровнялись с землей. Глядь, какая старуха в Юрьеве еще вспомнит про Юрьеву Горку да за голову схватится: то ли сама придумала, то ли неведомо откуда на язык пришло от прабабок еще. Ледова гора и вовсе не упоминается, про ручей Тунег никто и слыхом не слыхивал, а услышит — так примет за что-либо немецко-басурманское, язык сломаешь… Все поглотила и все забыла земля за восемь прошедших веков.

Конечно, здесь надо поставить памятник. Или крест. Или часовню. И не иностранцев, а наших людей надо возить сюда. Наших.

Кстати, повесть о битве на Липице написал новгородец. Он и не скрывает симпатий к своим. Но ведь те же смоленцы — союзники новгородцев, и летописец мог хотя бы к ним отнестись дружелюбнее. Но нет. Он пишет: «Новгородцы же не ради добычи бились, а смольняне бросились на добычу и обдирали мертвых…» Но ведь знал же летописец, что мародерство по тем временам не считалось большим грехом, что мародерствуют и те, и другие, но поди ж ты, своих изобразил борцами только лишь за идею, а смольнян навеки пригвоздил к позорному столбу. Нет, того, что мы называем объективностью, не было и тогда.

Наших людей надо возить на Липицкое поле, наших…

Ряд безобразий всегда на виду

Лев Толстой, прочитав «Историю…» С.М. Соловьева, написал: «Приходишь к выводу, что рядом безобразий совершилась история России. Но как же так ряд безобразий произвели великое единое государство?»

Толстой субъективен. У Соловьева не только «ряд безобразий». Но Толстой прав в глобальном, общечеловеческом смысле. Только историк Соловьев тут ни при чем. И Россия — тоже. Упрек Толстого надо адресовать всему человечеству и каждому человеку в частности. Натуре человеческой.

Летописи и Хроники всех времен и народов — это войны, распри, раздоры, интриги и братоубийства правящих династий. На том стоит история. Во всяком случае, древняя.

Попробуйте найти в ней то, что было в промежутках между войнами и распрями.

А между тем в этих промежутках умом и руками людей создавалась Человеческая Цивилизация.

Но не только историки — мы сами не видим и не замечаем. Даже когда свидетельства созидательной работы у нас перед глазами.

Вот вам пример. Во время осады Москвы войсками Тохтамыша в 1382 году в Москве уже были огнестрельные орудия. Что-то вроде пищалей. Называлось — тюфяки. И даже пушки были! В малоизвестной летописной «Повести о нашествии Тохтамыша» прямо говорится: «Тюфяки пущаху… пушки пущаху».

Вокруг того похода и доныне кипят страсти. Он, поход, от начала до конца представляет из себя загадку, некий средневековый шпионский детектив, где закрученная-перезакрученная интрига, где сплошь двойные и тройные агенты и не понять, кто на кого работает, кто кого использует и какие интересы преследует. А еще надо учесть, что «Повесть…» за века несколько раз переписывалась, редактировалась в соответствующем духе. Так что — сплошная головоломка. (Вариант ее разгадки я предлагаю в главе «Клеймо предателя».)

И за всем этим для нас совершенно затерялся сам факт, что в Москве в 1382 году (!) было огнестрельное оружие! Быть может, купили его на Западе. А более вероятно, что уже были свои оружейники. Если колокола издревле отливали, то могли отливать и стволы. Да и слог летописи самый обыденный: тюфяки пущаху, пушки пущаху… Похоже, не были они тогда такой уж диковинкой.

А где пушки, там и порох. Значит, в Москве уже в 1382 году было свое пушечно-литейное и химическое производство! Но кто сейчас об этом знает и говорит?

Да и в самой летописи пушки упоминаются мельком, только лишь в связи с войной. Про войны — пожалуйста, про достижения ума и рук человеческих — ни слова.

То-то и оно…

Другой пример — Святослав, князь Юрьев-Польской. Кто его знает? Был он сыном Всеволода Большое Гнездо. Дядей Александра Невского. Братом великого князя Ярослава, который призвал русских князей признать хана Батыя своим царем. Наконец, самые образованные знают, что после смерти брата Святослав стал великим князем, но его сверг Михаил Тверской.

И почти никто на Руси вам не скажет, что Святослав построил в 1234 году храм, каких не было, нет и не будет в истории человечества. Что Святослав пригласил (или принял на работу, или пригрел) и поныне неизвестного миру гения, масштаб личности которого просто несоизмерим с тем временем.

Так что, Лев Николаевич, историк Соловьев тут ни при чем. Это натура человеческая такая. Это не только С.М. Соловьева, а всех нас надо спрашивать: «Люди, почему у вас всегда и везде Миних и Безбородко — фельдмаршалы и канцлеры, а Пушкин — камер-юнкер? Или, если перевести на воинские звания — лейб-гвардии полковник Пушкин… А если в гражданские чины — статский советник Пушкин… Много это или мало, а?..»

А творение того безвестного гения и малоизвестного Святослава — вот оно, всегда было и есть перед нами.

Храм

Девочка рисует на сером асфальте рожу с оттопыренными ушами и, чтобы не было сомнений, кого она изобразила, крупно надписывает: «Вовка Никитен дурак, осел и глупый крокодил». У палисадников, на кудрявой траве, пасутся гуси. Бабушки беседуют на лавочках, а мужики перекуривают, сидя на свежераспиленных чурбаках: дрова к зиме уже заготавливают. К церковной железной ограде привязана палевая пушистая коза. Когда хозяйка подходит к ней, коза вытягивает шею и нежно целует хозяйку в лицо.

Идиллия маленького городка. Юрьев-Польской. Круглая церковная площадь. Тихий вечер.

И в центре площади, в центре этого обыденного житейского круга, приземистый каменный куб с таким же массивным, тяжелым куполом — Георгиевский собор.

Горожане, особенно те, чьи дома выходят окнами на площадь, его почти не замечают. Когда они родились, он уже стоял здесь. И когда их отцы родились, он тоже был. И когда их деды, прадеды и прапрапрадеды… Для них он — часть пейзажа, как небо.

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском — единственный на Руси.

Он сам по себе, еще с момента рождения, — некая художественная загадка. А дорогу к ее решению как будто нарочно запутала судьба.

Нынешний собор построил в 1234 году практически неизвестный в истории князь Святослав, один из многочисленных сыновей Всеволода Большое Гнездо. При этом он разрушил старый, будто бы обветшавший храм, поставленный при основании города его дедом — Юрием Долгоруким, и на его месте возвел новый. Да такой, что спустя сто лет его взяли за образец при строительстве Московского Успенского собора.

Но в середине пятнадцатого века случилось непонятное — Георгиевский храм в Юрьеве-Польском обвалился. Любители предзнаменований могут вспомнить ту, старую, разрушенную церковь и спросить: так ли уж обветшала древняя каменная кладка за каких-то восемьдесят лет, что ее надо было сносить с лица земли? Может, то гордыня говорила в Святославе, желание утвердить себя и построить свое? Пусть даже ценой разрушения старого храма. И вот, мол, расплата…

Кто теперь знает, как было на самом деле. Вообще-то князь Святослав был далеко не самым амбициозным из многочисленных буйных детей Всеволода, заливших немалой кровью родную землю. Скорее наоборот, Святослав был, по сравнению с братьями, тихим. Во всяком случае, удельный городок Юрьев-Польской в то время почти никакой роли в политике не играл, и летописями Святослав никак не отмечен.

В пятнадцатом веке Юрьев-Польской был уже владением Москвы, и потому сюда из Москвы направили зодчего Ермолина с заданием — восстановить Георгиевский собор. Что он и сделал, собрал его из прежних блоков. Но при обвале некоторые блоки раскололись, и потому другая их часть оказалась «лишней», так что одного-двух поясов явно не хватает и нынешний собор гораздо приземистей, чем он был при рождении.

Вдобавок ко всему многие блоки перепутались, чего нельзя было допускать никак, потому что они являлись составными частями единой композиции. Единой картины.

Суть в том, что Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, пожалуй, единственный на Руси, снизу доверху украшен резьбой по белому камню.

С художественной стороны горельефы собора сами по себе давно уже признаны всеми специалистами «уникальными», «непревзойденными», «вершиной древнерусского искусства», так что не мне состязаться с ними в оценке. Я — о другом. О самом мастере и — о темах, о сюжетах его работы.

Гений

Итак, представим себе: на дворе у нас начало тринадцатого века. Городок Юрьев-Польской — довольно глухой уголок Руси вообще и Северо-Восточной Руси, в частности. Не Ростов Великий и не Муром, не Суздаль и не Владимир, тем более не Новгород и не Киев, не Болонья, Кембридж или Саламанка с их тогдашними университетами и богословскими кафедрами. Однако мир христианской культуры един. И потому вполне естественны и понятны сюжеты-композиции «Троица», «Преображение», «Семь спящих отроков эфесских», «Даниил во рву львином», «Вознесение Александра Македонского»…

Но дальше начинается нечто не очень понятное. Во-первых, львы. Их много, на всех стенах. Скорбные, мудрые, ухмыляющиеся, философски задумчивые, размышляющие, сложив тяжелую голову на скрещенные лапы в позе совершенно человеческой… Как будто сошли с древнеперсидских миниатюр, со страниц персидского эпоса и персидской истории, в которой традиционно львы — опора престола, гроза всем и всему. А здесь… Многовато их все-таки для владимирского городка, не самый популярный и не самый характерный зверь для тутошней природы. Ну хорошо, говорю себе, и древнеперсидские «львиные» мотивы не диковинка, потому как торговля всегда шла и персидские ткани всегда ценились, да и давно уже лев повсеместно стал символом мощи и власти. В Персии живые львы сидели по обе стороны от престола царя царей. В евангельских преданиях от Матфея и Иоанна лев становится символом могущества Христа. Лев появляется на знаках английского и шведского королей.

Произведения искусства — особая статья, они могут питаться и отраженным светом из глубины минувших веков и фантазиями и личными пристрастиями художника или группы художников. Но вот факт самый что ни на есть государственно-житейский: на гербах всех владимирских городов — лев. Лев с крестом.

Понятно, гербы городов появились в России уже при Петре Великом. Но задолго до этого лев был знаком галицких (нынешний центр Галиции — город Львов) и владимиро-суздальских князей…

Наверно, трудно точно установить, где раньше появился лев — на храме Покрова на Нерли, воздвигнутом в 1157 году, или на знаках владимирских князей. Во всяком случае, на личной печати Александра Невского, а он жил век спустя — конный воин, поражающий копьем дракона….

Но ни древнеперсидские, ни русско-державные поздние львы не идут ни в какое сравнение с юрьев-польскими — загадочными, как сфинксы…

Однако и ангелы здесь тоже не совсем обычные. У них я, присмотревшись, увидел на горельефах четко прорисованные детали крепления крыльев к рукам! То ли автор знал миф об Икаре и Дедале и творил нечто по мотивам мифа, то ли… Впрочем, меня занесло, сдаюсь, поскольку в древнерусском искусстве мало что смыслю и более чем вероятно, что за детали крепления я принял традиционные, постоянно повторяемые художественные приемы, как и доказывала мне музейная научная работница, поначалу даже растерявшаяся от неожиданности моего дилетантского предположения.

Но ведь среди тех, кто смотрит горельефы, специалистов — считаные единицы, так что мы, простые смертные, имеем небольшое право на свое восприятие и на удивление. И как же не удивляться этим сюжетам, столь непривычным для православных храмов.

Позднее они будут расцениваться блюстителями церковных правил как «языческие» и даже «кощунственные», неподобающие для убранства церквей. Так их и не будет потом. А это — начало тринадцатого века, и жесткого церковного канона для художников на Руси еще нет.

Вот, например, чудо-юдо непонятное: торс и голова человека с узкоглазым скуластым ликом — на туловище зверя. Лауреат Ленинской и Государственной премий доктор исторических наук Николай Воронин, всю жизнь отдавший изучению архитектуры Владимиро-Суздальской земли, называет эти существа кентаврами-китоврасами. Но ведь кентавры —это полулюди-полукони. А здесь же ничего лошадиного нет, туловище и лапы — львиные. Так что, скорее всего, это больше сфинкс, нежели кентавр.

Но в любом случае ясно одно: этот человек, автор, художник, мастер древний — одинаково хорошо знал мифы и о кентаврах, и о сфинксах, если сотворил по мотивам легенд нечто напоминающее и тех, и других. Кстати, все львы у него — почти с человеческими лицами. Чуть-чуть подправить — и юрьев-польской сфинкс. А на той стене, где изображены маски людей и зверей, совершенно отчетливо и сознательно все двоится: не то львочеловек, не то человеколев, а может быть, и человековолк…

Но и это не все. На одном горельефе рядом — целитель Козьма и …грифон. Это чудище из древневосточных мифов — помесь, опять же, льва с орлом.

Еще одна птица — на другом горельефе. Точнее,. полудева-полуптица. Сирена — из древнегреческих мифов.

И еще сюжеты, понять, уразуметь которые я не могу, потому что знаний не хватает. А я все-таки книжки читал, поскольку в двадцать первом веке живу и ученые люди собрали эпосы, мифы народов мира, перевели на русский язык и таким образом дали мне возможность узнать их.

А тогда, повторю, на дворе стоял тринадцатый век. Если точно — тысяча двести тридцатый год. И университета в городке Юрьеве-Польском не было, и библиотеки, и книгопечатания, да и бумаги тоже… Князь был, дружинники были, смерды в курных избах, мастера-камнерезчики…

И был мастер, художник, автор. Человек, который все это придумал. Человек, который знал все мифы стран и народов тогдашней ойкумены. Не только знал. Он жил в них, трансформировал, переводил их на язык рисунка и камня. Кто он был, кем он был? Княжеского ли рода сын, вместо меча взявший в руки кисть и резец? А может, из дружинников, а то и из смердов? Где он учился, в каких краях? Или залетная птица? Из византийских, македонских, болгарских, ближних литовских пределов? Как попал он сюда?

Смотрю на городок, на сорняки в канавах, на избы и сараюшки, воображаю, каким же он был почти восемь веков назад. И поневоле хочется крикнуть изумленно: не мог в ту пору жить здесь такой человек!

Однако ж он был! Вот в чем дело!

Плотен туман восьми веков, трудно, невозможно вживе и въяве представить себе этого человека, тем более в тогдашнем юрьев-польском быте. Имя бы знать, но имя неизвестно. И остается лишь вековой туман.

Хорошо хоть знаем имя князя, задумавшего и волей своей поставившего храм. И не только имя — лицо его можем видеть воочию. Маска Святослава, кстати, из горельефа храма, сейчас хранится внутри, под стеклянным колпаком. Но я все равно боюсь за нее. Зимой собор промерзает насквозь, заледеневает. Весной оттаивает, и потоки воды струятся по стенам. О реставрации же собора по нынешним временам и речи нет. Да и раньше не было. Несколько блоков-горельефов, оказавшихся «лишними» во время восстановления собора в пятнадцатом веке, лежат прямо на улице. Так и представляешь себе какого-нибудь пьяного мужика с кувалдой, который, куражась, на спор вдребезги разбивает «каменюгу» с трех ударов…

Работая над книгой, я звонил в Юрьев-Польской, спрашивал, по-прежнему ли блоки лежат на улице. А мне сказали, что нет, они все в запасниках. И только я порадовался, как служительница музея добавила, что никогда они на улице и не лежали. Вот тут я и засомневался…

А про маску я уже говорил. Слов нет, драгоценная, древняя. Но… Иногда я думаю, что будь эта маска другого князя, тотчас бы забрали ее в Москву, хранили, показывали, писали и говорили. А что Святослав… Ничем и никому не известен. Если бы он сжег сорок деревень и городов чьих-нибудь или десять тысяч русских людей вздернул на дыбу, тогда — да, тогда мы сразу признали бы его «исторической личностью» и создавали вокруг него легенды. А так — что ж… Ну, поставил храм. Пусть даже и единственный в своем роде. Ну и что. Этим нас не удивишь.

Сергей Баймухаметов

8 битв русичей, в которых русичи победили превосходящего врага

8 битв русичей, в которых русичи победили многократно численного превосходящего врага, действуя не числом, а уменьем, проявив знаменитый русский дух.

Эти восемь битв отнюдь не весь перечень побед русичей над превосходящим числом противником, но на данный момент мы осветим только.

10 января 1878 года, русские войска и болгарские ополченцы разгромили под Шипкой 30-тысячную турецкую армию Весиль-паши.

За шесть дней боев на Шипкинском перевале наши войска потеряли до 3350 человек, т. е. фактически весь первоначальный гарнизон, но турки - около 12 тысяч человек.

А война закончилась победой России и освобождением Болгарии.

Однако это не единственная победа русской армии, которую она одержала над численно превосходящим противником.

1. Невская битва

15 июля 1240 года состоялась, наверное, известная каждому российскому школьнику Невская битва, однако не многие знают, что новгородское войско было в два раза меньше шведского. Русских ратников, напавших на крестоносцев, было около 1200 человек, а шведов - примерно четыре тысячи пехоты и рыцарей. Поэтому перед боем Александр Невский воодушевил дружину речью, фраза которой дошла до наших дней и стала крылатой: "Братья! Не в силе Бог, а в правде! Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог". Как известно, шведы были разбиты и бежали, их предводитель, зять шведского короля ярл Биргер, был ранен в поединке русским князем.

2. Битва при Молодях.

29 июля - 2 августа 1572 года русские ратники истребили идущую на Москву татаро-турецко-ногайскую орду. Более 120 тысяч крымцев и янычар под общим командованием Девлет-Гирея намеревались завоевать Московское царство. В 50 верстах от Москвы их встретили 25 тысяч стрельцов, донских казаков и немецких наемников, которыми руководили лучшие русские полководцы: князья Михаил Воротынский (глава пограничной стражи), Иван Шереметев и опричный воевода Дмитрий Хворостинин. В ходе четырехдневной битвы при Молодях более 110 тысяч татар и турецких пехотинцев были уничтожены. Под русскими саблями полегли сын, внук и зять Девлет-Гирея. Эта битва не имеет аналогов в истории военного искусства: русские не преградили врагу путь к столице, а угрозой с тыла навязали ему сражение еще до подхода к ней, втянули его в мясорубку, смогли продержаться и истощить его силы, а потом в нужный момент нанесли решающий удар. Военная мощь давнего врага была подорвана, и он уже не смог восстановить прежние силы. Да, разрозненные кочевники еще долго осложняли жизнь на окраинах, но походов за рабами вглубь Руси больше не было.

3. Азовское сидение.

7 июня 1641 года турецко-татарские войска под командованием опытного полководца силистрийского губернатора Гусейн-паши со всех сторон обложили Азов, который удерживали казаки. Крепость осаждали 200-250 тысяч кавалеристов, пехотинцев, моряков и иностранных наемников. Им противостояло около восьми тысяч донских и запорожских казаков. Осажденные отбили несколько кровопролитных и многодневных штурмов. 26 сентября, потеряв около 30 тысяч человек, турецкая армия отступила. Трофеи Азовского сидения - створки ворот крепости, две калитки и коромысло городских торговых весов - в настоящее время хранятся возле колокольни войскового Воскресенского собора станицы Старочеркасской Ростовской области.

4. Битва на реке Калалах.

3 апреля 1774 года два казачьих полка, общей численностью около тысячи человек, разбили приблизительно 25-тысячную татарскую орду крымского хана Девлет-Гирея. Донские казаки, которыми командовал 23-летний Матвей Платов, закрепились на вершине холма и отбили несколько штурмов врага. Когда у казаков закончились патроны, в тыл татарскому войску другой отряд русских войск - эскадрон ахтырских гусар и казачий полк полковника Уварова. "Десятки тысяч людей, несомненно, храбрых, вдруг дрогнули и, смешавшись, как робкое стадо, обратились в неудержимое бегство. Началась паника - та страшная паника, которая безотчетно охватывает массы и подчиняет их одному только животному инстинкту самоспасения. Это был финал, после которого все татарское скопище разбежалось в разные стороны и собрать его не представлялось уже никакой возможности", - так описал битву академик Потто. Сейчас на месте битвы в Красногвардейском районе Ставропольского края установлен поклонный крест.

5. Битва при Шенграбене.

3 ноября 1805 года шеститысячный отряд под командованием Багратиона восемь часов отбивал атаки 30-тысячной французской армии. Русский отряд не только устоял, потеряв 2000 человек, но и в полном порядке отступил к основным частям армии. Командующий русским корпусом Михаил Кутузов написал императору Александру I: "Багратион присоединился к армии, приведя с собою пленных: одного полковника, двух офицеров, пятьдесят рядовых и одно знамя французское". В составе малочисленного русского отряда, проявившего мужество и героизм, находился Черниговский драгунский полк, который за этот бой получил георгиевский штандарт с надписью "Пять против тридцати", ставшим девизом полка на многие годы.

6. Сражение под Клястицами.

18-20 июля 1812 года русские войска под командованием генерал-лейтенанта Петра Витгенштейна одержали верх над превосходящими французскими силами маршала Удино и остановили продвижение врага на столицу империи - Петербург. Это была первая крупная победа русской армии в войне 1812 года. Из 28 тысяч человек маршал Удино потерял 10 тысяч убитыми и ранеными, три тысячи французов попали в плен. Русские войска из 17 тысяч человек потеряли около 4 тысяч солдат и офицеров. Корпус маршала Удино отступил за Западную Двину, таким образом, наступление французов на столицу Российской империи провалилось. Генерал-лейтенант Витгенштейна был отмечен орденом Святого Георгия 2-й степени. Русский император называл его спасителем столицы. От граждан русский полководец получил почетное звание защитника Петрова града, которое впервые прозвучало в песне, заканчивавшейся следующими словами: "Хвала, хвала тебе, герой! Что град Петров спасен тобой!".

7. Сражение под Елисаветполем.

13 сентября 1826 года фельдмаршал Паскевич, располагая 10 тысячами пехоты и конницы, разгромил 35-тысячную персидскую армию, которая превосходила русских в два раза также по количеству орудий. Персы потеряли около 1100 человек пленными и более двух тысяч убитыми. Потери русских войск составили 46 убитыми и 249 ранеными. Паскевич был отмечен золотой шпагой украшенной бриллиантами, с надписью: "За поражение персиян при Елисаветполе".

8. Сражение при Сарыкамыше .

9 декабря 1914 года - 4 января 1915 года русские войска остановили наступление нескольких турецких армий под командованием Энвер-паши на Кавказ. После кровопролитных боев из 90-тысячной турецкой группировки уцелело только около 10 тысяч человек, остальные были убиты или попали в плен. Потери русских войск генерала Николая Юденича, которые перед началом сражения насчитывали 63 тысячи человек, составили 30 000 убитыми и ранеными.

Для нашей Родины черным оказался 1223 год. Событие на Руси произошло такое, что определило на несколько веков политический расклад в Восточной Европе. Одна неудачная битва перевернула весь ход истории.

1223 год: событие на Руси

Из школьной программы все должны прекрасно помнить, что начало 13 века - это время монголо-татарского нашествия на земли половцев (соседнее со славянами племя) и территорию Руси. Завоевание русских земель этой дикой ордой происходило постепенно, но что произошло в 1223 году на Руси? Именно 31 мая 1223 года (так сообщает нам Лаврентьевская летопись) произошла первая битва ханских войск и русских воинов. Все мы прекрасно знаем из истории это событие под названием "Битва на

Причины битвы на Калке

Битва между монголо-татарами и русскими княжескими дружинами рано или поздно должна была состояться. Почему? Согласно стратегии монголов, которую разработал Чингисхан, его государство должно было охватывать не только истинно монгольскую территорию, но и распространяться на всю Европу.

Зачем монголам такие огромные территории? Не стоит забывать, что они кочевники. Такой народ не может сидеть на одном месте из-за способа ведения хозяйства. Кочевники не занимаются сельским хозяйством, а только лишь животноводством. У представителей этого народа были огромные стада, которые необходимо было чем-то кормить. Способ хозяйствования подразумевал периодическую замену пастбищ новыми, потому что на старых пастбищах уже нечего было употреблять животным в качестве еды. Европа нужна была монголам как потенциальное пастбище для своего скота.

События перед битвой на Калке

Понятно, что ситуация возникла не сразу. Победное шествие войска монголов начали в Средней Азии. Потом орда направилась в сторону Ирана. Ни одна армия не могла их остановить. Поход монголов продолжился в сторону Кавказа. Руководители Орды знали, что на Кавказе находятся несколько богатых крупных городов, которые можно ограбить. Пройдя победным шествием по Кавказу, например, по Грузии, войска вышли на земли современной России, на территории которой тогда жили племена аланов и половцев. Силы этих кочевых народов были разбиты поодиночке, потому что дипломатия монгольских завоевателей также действовала успешно.

1223 год... Событие на Руси, которое могло произойти, не радовало князей, ведь они понимали, что рано или поздно эти орды достигнут Киева. Русским князьям пришлось вступать в борьбу с монголами по просьбе половцев. Повторимся, стычка с войсками Чингисхана рано или поздно все равно бы произошла. Понимая, что татары не остановятся, князья решили не отказывать в помощи. Собравшись в Киеве, войска Мстислава Галицкого и (на тот момент киевского князя) выдвинулись в поход. Во время похода монголы дважды присылали своих послов, целью которых было остановить русское войско. Монголы утверждали, что они справятся с половцами, но не будут идти на русские города.

Битва с монголами

Зная, какое событие произошло в 1223 году незадолго до появления орд Батыя, Чингисхана на Руси (а именно завоевание богатых городов Кавказа), русские князья не верили послам ордынцев. Поэтому поход продолжался. Ватага двигалась вниз по течению Днепра. На территории нынешней Украины княжеским войскам пришлось делать переправу через Днепр. Уже здесь произошла первая встреча с войсками противника. У монголов были быстрые кони, поэтому они смогли убежать и заманить русские войска на удобное для себя поле битвы, расположенное возле современной речки Кальмиус (Запорожская область).

Начало баталии было за русскими князьями. В некоторой степени это можно объяснить быстротой действий княжеских войск. Киевский князь переправился через реку, изучил монгольский лагерь издалека, вернулся в расположение своих войск и приготовил их к бою. Монголы начали отступление. Особо сильно давила на них дружина Даниила Галицкого. Но потом золотоордынцы ввели в бой дополнительные силы, что привело к типичному исходу для многих битв в истории украинского и русского народов - бегству союзников (половцев), которое разрушило строй русского войска князей. После этого победа монголо-татар была делом времени и техники. Славянское войско понесло большие потери в этом бою.

Заключение

1223 год... Событие на Руси действительно трагическое. Поражение при Калке поставило всю Русь в прямую и полную зависимость от государства "Золотая Орда". Татаро-монгольское иго продолжалось почти 300 лет. Этот огромный исторический отрезок времени отложил негативный отпечаток на развитие современных земель России и Украины.

В официальной русской историографии сложился канонический список главных битв. Мы помним сражение на Куликовом поле и Бородинскую битву, битву на Калке и взятие Казани. Но некоторые по-настоящему судьбоносные для России битвы оказались почти забыты.

Битва при Доростоле (971)

В 968-971 годах киевский князь Святослав как союзник Византии совершил серию походов на Балканы, против Болгарии. Довольно скоро у Святослава проснулся аппетит и он решил не отдавать отвоёванные земли византийцам, а самому обосноваться на Дунае: "Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага".
В те времена Русь не была ещё государством в современном понимании - с чёткими границами и устоявшимися институтами власти. Подобно викингам, покинувшим Скандинавию и основавшим государства в Нормандии, Англии, на Сицилии, Святослав пытался основать своё государство на Балканах, в непосредственной близости к богатым южным странам.
В 970-971 годах война шла уже между бывшими союзниками - русами и византийцами. Если бы Святославу удалось одолеть византийцев, то "центр тяжести" Древнерусского государства, в соответствии с замыслами воинственного князя, переместился бы на Дунай. В этом случае, история и облик нашей страны были бы радикально иными. Но победили византийцы, а Святослав был убит печенегами на обратном пути.

Битва при Молодях (1572)

В то время как основные силы русской армии воевали в Ливонии, крымские татары решили воспользоваться ситуацией и напасть на беззащитное, как им казалось, Русское царство. Южные границы России защищала лишь немногочисленная пограничная стража, немецкие наёмники да донские и запорожские казаки - всего 25 000 воинов. Вторгшееся войско крымских татар (со значительным отрядом турецких янычар) достигало численности в 120 тысяч человек.
Учитывая прошлогодний удачный набег на Москву, крымский хан был настолько уверен в своей победе, что заявлял, что "едет в Москву на царство" и заранее поделил между своими придворными русские земли. Таким образом, в случае победы крымчаков Россию ожидало новое порабощение, как во время монголо-татарского ига.
В результате умелых маневров и упорных боёв, русское войско обратило в бегство и почти полностью истребило превосходившего его противника. Русское царство, разорённое предыдущими крымскими набегами и стихийными бедствиями, воюющее на два фронта, сохранило независимость. Крымское ханство лишилось значительной части боеспособного мужского населения, так как по обычаю почти все боеспособные мужчины были обязаны участвовать в походах хана. Крупномасштабные походы на Русь на время прекратились.

Оборона Пскова (1581-1582)

Уничтожив Казанское и Астраханское ханства, преграждавшие России путь к Каспийскому морю и в Сибирь, Иван Грозный решил разгромить Ливонский орден и закрепиться на берегах Балтийского моря.
На первом этапе Ливонской войны (1558-1583) русские войска достигли значительных успехов. В 1561 году Ливонский орден прекратил своё существование. Успехи России встревожили её соседей - против неё выступили Литва и Польша, объединившиеся в Речь Посполитую, а затем и Швеция. Россия стала терпеть поражения. Талантливый полководец, польский король Стефан Баторий свёл на нет все завоевания Ивана Грозного в Ливонии.
В 1581 году Баторий осадил Псков, намереваясь в случае успеха идти на Новгород и Москву, но отчаянная 5-месячная оборона Пскова спасла Россию от тяжких бедствий. Баторий, потерпев неудачу, пошёл не на Москву, а на мирные переговоры. Россия отказывалась в пользу Речи Посполитой от всех своих завоеваний в Ливонии, но и Речь Посполитая возвращала царю захваченные в течение войны русские земли. Если бы Псков не выстоял, Ливонская война могла бы закончиться для России куда более катастрофично.

Битва при Роченсальме (1790)

Несчастное для России второе роченсальмское сражение произошло в ходе Русско-шведской войны 1788-1790 годов. Воспользовавшись тем, что основные русские силы воевали с Турцией, Швеция начала войну, рассчитывая на быструю и лёгкую победу.
Но что-то пошло не так. Бои происходили, в основном, на море, и русский флот наносил шведам поражение. На второй год войны на горизонте уже маячил выгодный для России мир, с аннексиями и контрибуциями... И тут случился второй морской бой при Роченсальме.
Это было крупнейшее в истории сражение на Балтийском море, и одно из крупнейших - в военно-морской истории: с обеих сторон было задействовано до 500 кораблей. Шведский флот, умело маневрируя, нанёс сокрушительное поражение российскому, потерявшему 64 корабля - почти половина всего Балтийского флота. Шведские потери составили 6 кораблей.
Катастрофическое поражение вынудило Россию прекратить практически уже выигранную войну и согласиться на мир на условиях статус-кво. Так все победы оказались перечёркнуты одним поражением.

Взятие Карса (1855)

Крымская война, обещавшая России очередную лёгкую победу над Турцией, с вступлением в неё Франции и Великобритании приняла иной оборот - враг стал теснить Россию на всех главных фронтах: на Дунае, в Крыму, на Балтике. На этом фоне выделялся в лучшую сторону только Кавказский фронт.
В 1855 году, чтобы ослабить давление на Севастополь, закавказская русская армия осадила мощную крепость Карс. Даже после того как Севастополь был взят, русские войска продолжали осаду Карса. Последующие события подтвердили верность этого решения. После полугодовой осады крепость сдалась. Помимо важности этой победы самой по себе, особенно после трагического финала Севастопольской обороны, она позволила смягчить условия мирного договора - именно в обмен на Карс Севастополь возвращался России.