Чингиз айтматов белый пароход герои. Белый пароход

Люди и лошади... Детство и зрелость... Прошлое, увиденное то сквозь лиричную дымку, то сквозь безжалостную призму истории... Боль взросления - разлуки, любви, предательства... Умиротворяющая, древняя и вечная красота бескрайней степи, в которой человек, сливаясь с природой, становится мудрее. Таковы "Белый пароход" и "Прощай, Гульсары" - произведения, входящие в число лучших у Чингиза Айтматова.

Отрывок из книги

У него были две сказки. Одна своя, о которой никто не знал. Другая та, которую рассказывал дед. Потом не осталось ни одной. Об этом речь.

В тот год ему исполнилось семь лет, шел восьмой.

Сначала был куплен портфель. Черный дерматиновый портфель с блестящим металлическим замочком-защелкой, проскальзывающей под скобу. С накладным кармашком для мелочей. Словом, необыкновенный самый обыкновенный школьный портфель. С этого, пожалуй, все и началось.

Дед купил его в заезжей автолавке. Автолавка, объезжая с товарами скотоводов в горах, заглядывала иной раз и к ним на лесной кордон, в Сан-Ташскую падь.

Отсюда, от кордона, по ущельям и склонам поднимался в верховья заповедный горный лес. На кордоне всего три семьи. Но все же время от времени автолавка наведывалась и к лесникам.

Единственный мальчишка на все три двора, он всегда первым замечал автолавку.

Едет! - кричал он, подбегая к дверям и окошкам. - Машина-магазин едет!

Колесная дорога пробивалась сюда с побережья Иссык-Куля, все время ущельем, берегом реки, все время по камням и ухабам. Не очень просто было ездить по такой дороге. Дойдя до Караульной горы, она поднималась со дна теснины на откос и оттуда долго спускалась по крутому и голому склону ко дворам лесников. Караульная гора совсем рядом - летом почти каждый день мальчик бегал туда смотреть в бинокль на озеро. И там, на дороге, всегда все видно как на ладони - и пеший, и конный, и, уж конечно, машина.

В тот раз - а это случилось жарким летом - мальчик купался в своей запруде и отсюда увидел, как запылила по откосу машина. Запруда была на краю речной отмели, на галечнике. Ее соорудил дед из камней. Если бы не эта запруда, кто знает, может быть, мальчика давно уже не было бы в живых. И, как говорила бабка, река давно бы уже перемыла его кости и вынесла бы их прямо в Иссык-Куль, и разглядывали бы их там рыбы и всякая водяная тварь. И никто не стал бы его искать и по нем убиваться - потому что нечего лезть в воду и потому что не больно кому он нужен. Пока что этого не случилось. А случись, кто знает, - бабка, может, и вправду не кинулась бы спасать. Еще был бы он ей родным, а то ведь, она говорит, чужой. А чужой - всегда чужой, сколько его ни корми, сколько за ним ни ходи. Чужой… А что, если он не хочет быть чужим? И почему именно он должен считаться чужим? Может быть, не он, а сама бабка чужая?

Но об этом - потом, и о запруде дедовой тоже потом…

Автор погружает читателя в окрестности Киргизии и сразу знакомит с главным героем - мальчик без имени и прошлого, с сомнительным будущим, живет на егерском кордоне, у берегов лесного озера. С ним живут его родная тетка со своим мужем, егерем Орозкулом. Воспитанием мальчика они совершенно не занимаются тем самым предоставив его самому себе. Единственный человек, который хоть как-то участвует в судьбе парня - это дед Момун, помощник егеря.

Рассказ показывает нам, через сравнения вымышленной жизни в сказках и ее реальной стороной, что не всегда добро преобладает над злом. Извечная борьба белого и черного, справедливости над не справедливостью, в результате может закончится отнюдь не сказочным штампом: «жили они долго и счастливо».

Читать краткое содержание рассказы Айтматова Белый пароход

Мальчика никто и ничто не радует. У него нет друзей и тех, с кем можно провести время в беседе. Его постоянные спутники и собеседники - это камни окружающие то место, где он живет, бинокль со временем войны, в который он рассматривал горизонты озера и портфель, подаренный дедом Момуном. Чтобы уйти от реальных жизненных напастей, мальчишка создает вокруг себя две вымышленные истории, в которые начинает усердно верить и обыгрывать их.

Первая история - о том, что его отец, которого мальчик никогда не знал, моряк и он служит на большом белом пароходе, и время от времени корабль появляется и грациозно покачивается на глади озера. Мальчик обыгрывает в своем воображении все это, часто всматривается в бинокль в поисках парохода. Представляет, как становится маленькой рыбкой, ныряет в озеро и плывет на встречу кораблю. И взобравшись на борт обнимает и приветствует отца.

Вторая история в которую верит мальчишка - сказка о матери-оленихе. Поверье говорит, что в прошлом, много лет назад, у берегов реки жило племя, на которое напали враги и перебили всех, кроме двух детей, мальчика и девочки. Вожак нападавшего племени передал детей старой женщине и приказал избавиться от них. Она повела их на берег реки и когда была готова исполнить приказ вожака к ним подошла мать-олениха. Она стала просить не убивать детей и отдать их. На что старуха сказала: «это детеныши людей, ты не справишься с ними и когда они вырастут, то им захочется убить твоих оленят. Ведь люди очень жестокие создания и убивают не только зверей, но и друг друга». Мать-олениха все равно настояла на том, чтобы дети остались с ней.

Благородные олени во времена мальчика становятся объектом браконьеров. Егерь способствует развитию браконьерского промысла в огромных масштабах. Сначала за щедрое вознаграждение Орозкул позволяет вырубку реликтовых сосен. Дальше развитие событий приобретают жестокий окрас. Одним прохладным вечером коварный Орозкул, с не менее коварным планов решает добиться поддержки мудрого деда Момуна. Не добившись результата в переговорах он решает напоить деда водкой и для большего эффекта грозит ему увольнением. Тем самым он добивается желаемого и заставляет пойти Момуна на убийство самки марала.

Темный вечер, белый дым костра и сладкий запах жареного мяса. У костра компания из трех человек: Орозкул, Момун и заезжий гость. На костре жарилось мясо оленихи. Мальчик не хотел верить в жестокость людей и в то, что это взаправду убитая олениха, пока за сараем не увидел останки бедного животного. Мальчишка потерял надежду в секунду, разочарование подкашивало ноги и слабость давила грудь. Слезы текли ручьем, он не хотел принимать жестокость действительности, жестокость тех людей, которые окружают его.

Решив убежать от этого зрелища, он бежит к озеру. Место, которое всегда подогревало надежду в нем, когда он смотрел на горизонт в бинокль и видел очертания белого парохода.

Трагический конец повести заставляет читателя по-настоящему прочувствовать боль мальчика, который всю жизнь жил верой в хорошее и светлое. А в один момент у него отбирают эту веру. Мальчишка снова представляет, закрыв свои глаза, что он маленькая рыбка, которая прыгает в воду и уплывает в дальние края озера на поиски отца - моряка.

Костер горит, мясо жарится, трое мужчин по-прежнему сидят в тех же позах. Им не было слышно всплеска воды и они так, и не заметили тихого исчезновения мальчика.

Картинка или рисунок Белый пароход

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Сенька Некрасова

    Сенька из щели наблюдал как со всех сторон пикировали вражеские самолёты. Табак закончился, а тело трясло от ужаса. Мимо с раненой рукой прополз пулемётчик. Тут же на Сеньку упал кто-то тяжелый, оказалось это убитый солдат.

    Николка Кошевой восемнадцатилетний парень. Он стыдится своего возраста, потому что не по годам умен и храбр. В свои восемнадцать он является командиром эскадрона. Ему удалось благополучно ликвидировать две очень опасные банды.

"Белый пароход" - это повесть Чингиза Айтматова, наиболее известное его произведение. Как и для многих других работ Айтматова, в "Белом пароходе", анализ которого мы сейчас делаем, раскрывается тема противостояния добра злу. Эта тема, между прочим, главная в творчестве данного автора.

В повести "Белый пароход" рядом стоят два понятия - старая легенда и реалии современной жизни. Вопрос добра и зла тесно взаимосвязан тут с проблемами людей на национальном уровне, их восприятием морального и духовного развития, особенно, что касается Киргизии.

Анализ "Белый пароход" Айтматова мы начнем с того, что мальчик семи лет, главный герой, живет как бы в двух мирах или измерениях. Таково его восприятие действительности. Он живет и в реальном мире, и в мире фантастики - легенд и сказок. Причем, добро и справедливость, которые есть в избытке в придуманном мире, хорошо восполняют несправедливость реального мира. Какую? Например, о мальчике заботится дед, поскольку отец и мать уже обзавелись другими семьями. К тому же постоянные притеснения герои испытывают от Орозкула - родственника, который на далеком кордоне в лесу унижает их и злорадствует.

И мальчик наблюдает эту наполненную несправедливостью жизнь. Знают все, что каждый человек внутренне тянется к доброму, справедливому. А коли это отсутствует в его жизни, человек старается создать эти добрые начала в своем внутреннем мире, в своих тайных мечтах. Наверное, чаще всего это бывает у детей. И понятно, что главный герой повести "Белый пароход", анализ которого мы делаем, был таким же - то есть он хранил внутри себя две сказки. Одну придумал сам, и никому о ней не рассказывал, а другую он услышал от деда. Но чем они отличались?

Сказки главного героя и выводы

Первая сказка - это легенда, которую поведал дед. В ней Рогатая матерь-олениха спасает людских детей, и таким образом восстанавливает в древние времена киргизский род. Но у людей в сердце преобладают гордость и тщеславие, и очень скоро они забывают добро Рогатой матери-оленихи. Люди начинают охоту на маралов, а олени вынуждены спасаться, поэтому уходят в дальние земли.

Анализ повести "Белый пароход" ясно показывает, что история, где добро было побеждено злом, не утешает главного героя, поэтому он придумывает свою сказку. В этой новой легенде все по-другому, и здесь доброты и справедливости намного больше, чем обратного.

Но в итоге мальчик остается в одиночестве, его мечты рушатся, он встречает ту самую жестокость, которой всегда так боялся. Мальчик уплывает по реке, превратившись в рыбу, отвергнув душой всё зло реального мира. Главное, что он не потерял веру в добро, и он не покончил с жизнью, а просто "уплыл рыбой". Это важная деталь в анализе "Белого парохода".

В конце чувствуется, что повесть осталась не завершена, поскольку поднятые вопросы не имеют ответа, в частности вопрос Момуна "Почему такими бывают люди". Он говорит о том, что не всегда за сделанное добро ты получишь в ответ то же. Скорее, наоборот. Почему больше зла и столько несчастных людей? Айтматов не дает ответа, предоставив возможность читателю самому разобраться.

Мы сделали краткий анализ повести "Белый пароход". Прочитайте также краткое содержание этого произведения Айтматова.

«Человек и природа» (по повести Ч. Айтматова «Белый пароход»)

«Природа совсем неравнодушна к нам,

особенно, когда мы с ней воюем…»

(Ч. Айтматов)

Проблема человека с человеком и человека с природой хорошо раскрыта в повести Чингиза Айтматова «Белый пароход». Здесь нравственная проблема добра и зла сочетается с проблемой отношения человека к природе.

В «Белом пароходе» есть две сказки, которые сыграли в судьбе мальчика решающую роль. Одну рассказал ему дед Момун, другую он сочинил сам.

Первая сказка, которую рассказывал ему дед, – легенда о Рогатой матери - оленихе, спасшей человеческих детей, тем самым восстановив когда-то в древности род киргизов. Но гордые и тщеславные люди вскоре забыли о добре Рогатой матери – оленихи. Они стали охотиться на маралов, и тем пришлось уйти в другие края. «И не стало маралов, опустели горы… Говорят, когда маралам совсем не стало житья от пуль и гончих собак, когда осталось маралов столько, сколько на пальцах не трудно перечесть, поднялась Рогатая мать - олениха на самую высокую горную вершину, попрощалась с Иссык-Кулем и увела последних детей своих за великий перевал, в другой край, в другие горы…».

Память народа сохранила эту «сказку» в назидание потомкам, а Чингиз Айтматов рассказал её в поучение всем людям. Речь идет о прародительнице людей - природе. То, что мальчик по-настоящему мог поверить в Рогатую мать – олениху - стало возможным не только потому, что это был маленький

мальчик, и в нем, как и во всяком ребенке, жила потребность в сказке, но ещё и потому, что это был герой Айтматова с особым отношением к природе.


Понятно, что эта легенда о Рогатой матери – оленихе, в которой побеждает зло, не могла служить для мальчика опорой, помощью, утешением. И тогда он создает свою легенду. Его сказка - это камни с вымышленными именами. В этой сказке есть верные друзья, которым он поверяет свои тайные мысли и мечты. Он мечтает превратиться в рыбу и добраться по Иссык-Кулю до белого (белого, а не черного) парохода, где плавает матросом его отец. В этой сказке добро торжествует над злом, каждое злодеяние наказывается, здесь царят красота и гармония, чего так не хватает мальчику в жизни. Его легенды – это единственное, что помогало мальчику жить, оставаться добрым, неиспорченным ребенком, верящим в добро и в то, что оно победит. Старый Момун научил своего внука не только уважению к людям, а также и честности. Мальчик свято верил в свою кровную связь с природой, связь, которую когда-то нарушили и забыли люди.

В мире мальчика жизнь природы имеет особый живой смысл. Скалы, камни, растения приобретают в его воображении привычки и повадки живых существ, и он дружит или воюет с ними, нисколько не сомневаясь в том, что они живые. «Колючий бодяк - главный его враг. Мальчик рубился с ним десятки раз на дню. Но конца этой войне не видно было - бодяк все рос и умножался. А вот полевые вьюнки, хотя они тоже сорные, - самые умные и веселые цветы. Лучше всех встречают они утром солнце. Другие травы ничего не понимают - что утро, что вечер, им все равно. А вьюнки, только пригреют лучи, открывают глаза, смеются. Белые, светло-голубые, сиреневые, разные. И если сидеть возле них совсем тихо, то, кажется, что они, проснувшись, неслышно шепчутся о чем-то. Может быть, сны рассказывают». Эта маленькая детская сказка о вьюнках – капля в море поэзии, которую дарит мальчику природа. Мало того, она помогает ему жить в его нелегком одиноком детстве.

«Днём, обычно в полдень, мальчик любил забираться в заросли стеблистых ширалджинов. Ширалджины - верные друзья. Особенно, если обида какая-нибудь и хочется плакать. Чтобы никто не видел, в Ширалджинах лучше всего укрыться. Надо лечь на спину и смотреть в небо… Надо только уметь узнавать, что изображают облака». Эта небольшая легенда о ширалджинах и облаках, как и сказка о вьюнках, открывает не только прекрасный мир природы, но и прекрасный мир чувств мальчика, его открытую глубокую жизнь и скрытую жизнь его души. Даже дед Момун - самый близкий и родной мальчику человек - вряд ли догадывался обо всех переживаниях внука, которые раскрываются в картинах природы.

«Мальчик любил глядеть в бинокль, подаренный ему дедом, - пишет автор. – Невесело и недолго смотрел. В другое время не наглядишься: стоят осенние горы, покрытые лесами осенними, наверху снег белый, внизу огонь красный», или: «Запруда на отмели получилась отличная. Теперь мальчик купался не боясь. Ухватываясь за ветку, слезал с берега и бросался в поток. И непременно с открытыми глазами. С открытыми потому, что рыбы в воде плавают с открытыми глазами. Была у него такая странная мечта: он хотел превратиться в рыбу. И уплыть… Мальчик долго думал о том, как он превратится в рыбу и поплывет по реке к белому пароходу…».

У мальчика было две мечты: одна о белом пароходе, другая - о Рогатой матери - оленихе. Причем, со второй он связывал больше надежд. Поверив в чудодейственные возможности Рогатой матери - оленихи, он мечтал, что, вернувшись к людям, она обязательно поможет. Она сделает невозможное - принесет в березовой люльке ребенка Орозкулу, и он станет добрым и не будет издеваться над тётей Бекей и дедом Момуном. В своих мечтах мальчик пытался сделать реальный мир добрее, «перевоспитав» зло. Он надеялся, что Орозкул станет добрым, если у него будут дети, если он будет знать, что


оставит после себя потомство. Ребенок подсознательно понимал, что зло с добром не могут сосуществовать, что-то должно быть истреблено. Но, увы, поражено было добро, потому что Орозкул заставил Момуна растоптать то, во что верили дедушка и мальчик.

Что Орозкулу Олениха? Для него она не существовала ни как живая и часть природы, ни как предание: «Да ерунда все это, какая там, к черту, Олениха… это в прежние времена люди верили в Олениху. До чего же глупые и темные были тогдашние люди, смешно!» То, что он рубит голову Оленихе - не самое ужасное. Страшно другое: то, что Олениху убивает Момун. Дедушка Момун, для которого Рогатая мать - олениха была святыней, отступил, предав самое свое святое, а заодно и внука. Это предупреждение нам людям, прощающим подлость, корысть, жестокость, даже ради компромисса. Но внук не принял этого компромисса и в своей непримиримости оказался последовательным до конца.

Момун сотворил зло во имя добра, ради дочери, ради внука. Убив Олениху, он обрекает мальчика на гибель. «И теперь, сраженный горем и позором, старик лежал на земле лицом вниз». А мальчик остался один в этом мире. Вмиг разрушились все его мечты. «Ата, пойдем домой,- сказал он.- Пойдём». Старик не отвечал, он ничего не слышал, он не мог поднять головы. Понимал ли мальчик своим детским умом, что старый Момун лежал здесь в расплату за сказку о Рогатой матери - оленихе… Момун хотел перешагнуть через судьбу. И что же? Ему пришлось расплачиваться за свою ошибку, за свой выбор. Как защищал он природу от людей (в словесной форме), а она о себе сама позаботилась. Мог ли Момун предположить, какой ценой ему придется заплатить за свой выбор? Знал ли, какая кара его ждёт? Наверное, хотел откупиться от природы покаянием. Наверное, надеялся на милость: ведь столько раз Олениха прощала жестокосердие людей, если судить, хотя бы по его легенде…».

С природой расправляются, казалось бы, легко и просто, безнаказанно: спилили дерево, убили беззащитного марала. Казалось бы, природа страдает,

и отсюда можно сделать вывод, что фауну и флору необходимо охранять. Но даже в этих сценах: галки собрались все в кучу, сосну заповедную спилили, бревно чуть не прибило Орозкула, видно, как природа борется за себя, как мстит, хотя Орозкул не замечает этого.

Думаю, Чингиз Айтматов здесь говорит не только о соснах и маралах, он ведет речь о том, как удержать человека от необдуманных поступков, которые приводят сначала к гибели природы, затем к духовной смерти и вырождению людей. Вот о какой угрозе говорит писатель: о бедах, которые мы сами навлекли на себя и на свою голову.

Наверное, история о мальчике следует из сказки об Оленихе, т. к. её убийство можно рассматривать, как сбывшееся предсказание Рябой Хромой Старухи: «Ох, не скажи, мать - олениха, не знаешь ты людей! – качала головой Рябая Хромая Старуха. - Не то, что лесных зверей, они и друг дуга не жалеют…». Так показана в «Белом пароходе» борьба человека с природой. «Природа совсем неравнодушна» к нам, особенно, когда мы с ней воюем… Тогда она ожесточается, карая нас немилосердно. Тогда уже судит не только человека человек, но и – природа, грозная, коварная стихия, как разъяренный, раненый смертельно зверь» - писал Чингиз Айтматов. Ещё сто лет назад природа спала прекрасным сном, она хранила чистоту и прелесть. В наше время этот маленький уголок на побережье Иссык-Куля стал местом страшных драм, т. к. все срубленные заповедные деревья (образно говоря) падают на людей…

Я невольно вспоминаю «Преступление и наказание» Достоевского. У Раскольникова борьба идет только в душе. Раскольников переступает через природу в себе. Но, совершая преступление, насилие над собой, над своей душой и природой, он невольно обрекает себя на наказание. Такое же возмездие приходит и к Момуну, но через внешнюю природу, которую он малодушно предает. Природа восстает против предателя.

Предсказание Рябой Хромой Старухи сбывается: Момун стреляет в божество свое и убивает внука («Не то что лесных зверей, они и друг друга не жалеют»)! Пророчество сбывается не только в сказке, как в первый раз, но и в жизни.

«Я сделаюсь рыбой. Ты слышишь, ата, я уплыву». Старик ничего не отвечал. Мальчик побрел дальше. Спустился к реке. И ступил прямо в воду…». Все кончено…Момуна мы видим и в горе, и в позоре, и в раскаянье. Старик сам судит себя, также как и Раскольников. А мальчик, уплыв рыбой по реке, отверг то, с чем не смирилась его душа. Но вера в добро у него осталась, ведь он не умер, а ушёл от жестокой действительности в мир сказки. Он не покончил самоубийством, а уплыл в новую жизнь.

В эпилоге писатель пишет: «… Детская совесть в человеке - как зародыш в зерне, без зародыша зерно не прорастает…». Он ставил главной задачей написать правду, какая бы горькая она ни была, и мы, читатели, сами сделаем из неё верные выводы. А поднятые Айтматовым темы - «человек и человек», «человек и природа» прозвучали так, как не звучит сегодня ни одна тема в мире.


Мальчик с дедом жили на лесном кордоне. Женщин на кордоне было три: бабка, тётка Бекей - дедова дочь и жена главного человека на кордоне, объездчика Орозкула, а ещё жена подсобного рабочего Сейдахмата. Тётка Бекей - самая несчастная на свете, потому что у неё нет детей, за это и бьёт её спьяну Орозкул. Деда Момуна прозвали расторопным Момуном. Прозвище такое он заслужил неизменной приветливостью, готовностью всегда услужить. Он умел работать. А зять его, Орозкул, хоть и числился начальником, большей частью по гостям разъезжал. За скотом Момун ходил, пасеку держал. Всю жизнь с утра до вечера в работе, а заставить уважать себя не научился.

Мальчик не помнил ни отца, ни матери. Ни разу не видел их. Но знал: отец его был матросом на Иссык-Куле, а мать после развода уехала в далёкий город.

Мальчик любил взбираться на соседнюю гору и в дедов бинокль смотреть на Иссык-Куль. Ближе к вечеру на озере появлялся белый пароход. С трубами в ряд, длинный, мощный, красивый. Мальчик мечтал превратиться в рыбу, чтобы только голова у него осталась своя, на тонкой шее, большая, с оттопыренными ушами. Поплывёт он и скажет отцу своему, матросу: «Здравствуй, папа, я твой сын». Расскажет, конечно, как ему живётся у Момуна. Самый лучший дедушка, но совсем не хитрый, и потому все смеются над ним. А Орозкул так и покрикивает!

По вечерам дед рассказывал внуку сказку.

В давние-предавние времена жило киргизское племя на берегу реки Энесай. На племя напали враги и убили всех. Остались только мальчик и девочка. Но потом и дети попали в руки врагов. Хан отдал их Рябой Хромой Старухе и велел покончить с киргизами. Но когда Рябая Хромая Старуха уже подвела их к берегу Энесая, из леса вышла матка маралья и стала просить отдать детей. «Люди убили моих оленят, - говорила она. - А вымя моё переполнилось, просит детей!» Рябая Хромая Старуха предупредила: «Это дети человеческие. Они вырастут и убьют твоих оленят. Ведь люди не то что зверей, они и друг друга не жалеют». Но мать-олениха упросила Рябую Хромую Старуху, а детей, теперь уже своих, привела на Иссык-Куль.

Дети выросли и поженились. Начались роды у женщины, мучилась она. Мужчина перепугался, стал звать мать-олениху. И послышался тогда издали переливчатый звон. Рогатая мать-олениха принесла на своих рогах детскую колыбель - бешик. А на дужке бешика серебряный колокольчик звенел. И тотчас разродилась женщина. Первенца своего назвали в честь матери-оленихи - Бугубаем. От него и пошёл род Бугу.

Потом умер один богатей, и его дети задумали установить на гробнице рога марала. С тех пор не было маралам пощады в иссыккульских лесах. И не стало маралов. Опустели горы. А когда Рогатая мать-олениха уходила, сказала, что никогда не вернется.

Снова настала осень в горах. Вместе с летом для Орозкула отходила пора гостеваний у чабанов и табунщиков - приходило время рассчитываться за подношения. Вдвоём с Момуном они тащили по горам два сосновых бревна, и оттого Орозкул был зол на весь свет. Ему бы в городе пристроиться, там умеют уважать человека. Культурные люди... И за то, что подарок получил, бревна потом таскать не приходится. А ведь в совхоз наведывается милиция, инспекция - ну как спросят, откуда лес и куда. При этой мысли в Орозкуле вскипела злоба ко всему и всем. Хотелось избить жену, да дом был далеко. Тут ещё этот дед увидел маралов и чуть не до слез дошёл, точно встретил братьев родных.

И когда совсем близко было до кордона, окончательно повздорили со стариком: тот всё отпрашивался внука, пригулка этого, забрать из школы. До того дошло, что бросил в реке застрявшие бревна и ускакал за мальчишкой. Не помогло даже, что Орозкул съездил его по голове пару раз - вырвался, сплюнул кровь и ушёл.

Когда дед с мальчиком вернулись, узнали, что Орозкул избил жену и выгнал из дома, а деда, сказал, увольняет с работы. Бекей выла, проклинала отца, а бабка зудела, что надо покориться Орозкулу, просить у него прощения, а иначе куда идти на старости лет? Дед ведь в руках у него...

Мальчик хотел рассказать деду, что видел в лесу маралов, - вернулись всё-таки! - да деду было не до того. И тогда мальчик снова ушёл в свой воображаемый мир и стал умолять мать-олениху, чтоб принесла Орозкулу и Бекей люльку на рогах.

На кордон тем временем приехали люди за лесом. И пока вытаскивали бревно и делали прочие дела, дед Момун семенил за Орозкулом, точно преданная собака. Приезжие тоже увидели маралов - видно, звери были непуганые, из заповедника.

Вечером мальчик увидел во дворе кипевший на огне казан, от которого исходил мясной дух. Дед стоял у костра и был пьян - мальчик никогда его таким не видел. Пьяный Орозкул и один из приезжих, сидя на корточках у сарая, делили огромную груду свежего мяса. А под стеной сарая мальчик увидел рогатую маралью голову. Он хотел бежать, но ноги не слушались - стоял и смотрел на обезображенную голову той, что ещё вчера была Рогатой матерью-оленихой.

Скоро все расселись за столом. Мальчика всё время мутило. Он слышал, как опьяневшие люди чавкали, грызли, сопели, пожирая мясо матери-оленихи. А потом Сайдахмат рассказал, как заставил деда застрелить олениху: запугал, что иначе Орозкул его выгонит.

И мальчик решил, что станет рыбой и никогда не вернётся в горы. Он спустился к реке. И ступил прямо в воду...

Надеемся, что вам понравилось краткое содержание рассказа Белый пароход. Будем рады, если вам удастся прочесть этот рассказ целиком.