Культура общения в семье классный час. Презентация - Классный час «Культура Общения

Еманжелинская коррекционная школа-интернат. Классный час по культуре общения в 8 классе. Тема:«Речевой этикет». Подготовил и провёл: классный руководитель Пищулёва Светлана Владиславовна Село Еманжелинка, Челябинской области. Вдумайтесь в эти слова: Саади: «Покинут счастьем будет тот, Кого ребенком плохо воспитали, Побег зелёный выпрямить легко, Сухую ветвь один огонь исправит!» Цели:

  • Задача: учиться общению с окружающими тебя людьми,
  • учиться управлять своими эмоциями, чувствовать настроение окружающих людей, видеть их эмоциональное состояние.
Общение –это наука.
  • Общаться мы учимся с раннего детства. И сегодня мы поговорим о том, что же такое общение…
  • Общение бывает вербальное (слово, речь) и невербальное (взгляд, жест, мимика).
Голос и интонация голоса.
  • Как известно, интонация голоса играет огромную роль в общении. Даже короткое слово “ДА” можно сказать с множеством интонаций. В зависимости от интонации слово будет приобретать новый смысл:
  • Мастер-класс.
  • Давайте попробуем: спросить(ласково, грубо, уверенно, неуверенно, громко, тихо), отрицать, утверждать.
Ответь: - Задумывался ли ты над тем, как ты общаешься с окружающими тебя людьми: друзьями, родными, учителями, незнакомыми людьми? -А не пора ли тебе познакомиться с грамотой общения, с его правилами? Этикет.
  • что же означает слово «этикет»?
  • Это законы поведения человека в обществе: обхождение с людьми, общение , поведение в общественных местах, манеры человека и даже его одежда .
Задача по этикету.
  • 1. В одном автобусе едут учительница и ее ученик вместе с мамой. Саша и его мама сидят. Увидев учительницу, Саша здоровается с ней и представляет её своей маме. Мама тоже приветствует педагога. На этом их общение заканчивается.
  • Все ли правильно сделали Саша и его мама?
Задача по правилам поведения.
  • 2. 2 мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Как вы думаете, кто должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 11 и 13 лет?
Ответ:
  • обычно уступает тот, кто вежливее.
Речевой этикет.
  • Итак, мы вспомнили немного о правилах поведения. Но ведь этикет – это ещё и правила общения , это и культура речи. Сегодня мы поговорим о речевом этикете.
О речи человека…
  • Ещё в 13 веке известный персидский поэт и мыслитель сказал: «Покуда человек не говорит, неведан дар его, порок сокрыт».
  • И это действительно так. Одно из важнейших понятий речевого этикета – это языковой паспорт.
  • Языковой паспорт – это информация, которую мы узнаем о человеке, слушая его речь.
Основные правила речевого этикета. 1.
  • Нельзя , чтобы речь была засорена жаргонными словами. Произношение должно быть правильным, ударение верным. Нужно говорить ясно, спокойно, не повышая голоса.
  • Бранная лексика:вульгарные бранные слова и выражения, употребление которых в общении нарушает нормы общественной морали, недопустима.
2.
  • На «ты» можно обращаться к людям, с которыми вас связывают узы товарищества, любви, дружбы . К детям обращаются на «ты» до тех пор, пока они не становятся молодыми людьми.К остальным людям надо обращаться на «вы».
3.
  • Умение выслушать другого – непременное условие беседы. Не прерывайте собеседника.
  • У каждого человека, как бы ему не было скучно, должно хватить терпения, чтобы выслушать до конца мысль или рассказ собеседника.
  • Если вы хотите вставить что-нибудь существенное, можно сказать: «Извините, что я перебиваю, но …»
4.
  • Нельзя начинать спор в защиту своего мнения. Такие споры портят настроение присутствующим.
5.
  • В компании не шепчутся. Это воспринимается как оскорбление. Если нужно сказать что-нибудь важное, незаметно отходят в сторону.
6.
  • Неприлично делать вид , что не замечаете знакомого и тем более неприлично не отвечать на приветствие.
  • Прежде чем обратиться с вопросом к незнакомому, необходимо с ним поздороваться .
  • Нельзя использовать слово «эй» для привлечения внимания к себе. Например, вместо эй! надо сказать: «Извините, пожалуйста…»
Тест «Необходима ли коррекция вашего общения?»
  • Всегда ли я внимательно выслушиваю собеседников?
  • Перебиваю ли я собеседника, если мне приходит в голову важная мысль?
  • Внимателен ли я к памятным датам моих знакомых?
  • Повышаю ли я голос в споре?
  • Стараюсь ли я в разговоре вникнуть в мнение моих собеседников?
  • Часто ли мои собеседники уходят обиженными?
  • Всегда ли я обдумываю заранее, как буду высказывать критические замечания собеседнику?
  • Приято ли мне, когда в моем присутствии критикуют других людей?
  • Всегда ли я стремлюсь ответить на критику в свой адрес?
Обработка результатов:
  • Подсчитайте количество ответов «да» на вопросы 1, 3, 5, 7, 9 и 10.
  • 0 – 1 да – коррекция не требуется.
  • 2 – 3 да – требуется коррекция отдельных сторон общения.
  • 4 – 5 да – требуется существенная коррекция.
  • 6 да – общение неудовлетворительное.
Деловая игра: «Пресс-конференция».
  • Пресс-конференция –это официально созываемое собрание представителей печати, радио, телевидения для обсуждения какой-нибудь информации.
  • Задавая свой вопрос, вставьте один из оборотов, необходимый по законам вежливости каждому воспитанному человеку:
  • 1.обращаться по имени-отчеству; 2. «Будьте любезны», «Будьте добры»;
  • 3. «Благодарю Вас»; 4. «Пожалуйста»; 5. «Если Вас не затруднит» и т.д..
Итак, общие правила общения:
  • Не воспитывайте собеседника.
  • Стремитесь понравиться собеседнику.
  • Демонстрируйте хорошее настроение.
  • Показывайте собеседнику, что он вам нравится.
  • Показывайте собеседнику, что вы его уважаете.
  • Говорите меньше собеседника.
  • Не вспоминайте плохое.
  • Не давайте советов, если вас не просят.
  • Не спорьте по мелочам.
Правила, которые ведут к взаимопониманию:
  • 1.Ставь интересы других людей выше собственных.
  • 2.Будь верен и надежен.
  • 3.Уважай других, уважая себя.
  • 4.Терпимо относись к другим точкам зрения.
  • 5.Воспринимай людей как равным себе.
  • 6.Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.
  • 7.Умей прощать и не будь обидчив.
  • 8.Живи в согласии с самим собой и с другими людьми.
  • 9.Проявляй чуткость.
  • 10.Будь уверен в себе.
  • 11.Будь свободен от лжи и обмана.
  • 12.Умей контролировать свои желания и поступки.
  • 13.Стремись делать все как можно лучше.
Культура и бескультурие.
  • Эти слова писательницы В.Зинченко именно об этом:
  • «Культура непосредственна, искренна и скромна, а бескультурие расчетливо, притворно и нагло. Культура бесстрашна и неподкупна, а бескультурие трусливо и продажно. Культура совестлива, а бескультурие хитро».
Будем помнить!
  • Один великий мыслитель сказал:
  • «Слово - полководец человеческой силы. Могущество его беспредельно. Оно лечит, и наносит смертельные раны, яростных врагов делает верными друзьями или дружбу превращает в ненависть и навсегда разлучает людей. И, видимо, потому с древних времен мудрецы призывают умело обращаться с этим грозным оружием, словом ».
Расул Гамзатов:
  • Давайте послушаем стихотворение поэта Расула Гамзатова, в котором тоже говорится, что речевой этикет это не пустая формальность, а очень важная часть культуры человека:
Расул Гамзатов:
  • Когда моя жизнь, дорогая,
  • Придет к своему рубежу, Три слова тебе, дорогая, Я в час мой последний скажу.
Расул Гамзатов: То слово… Хватило бы силы Мне вымолвить тихо его… «За все, дорогая, спасибо », - Сказал бы я прежде всего. Расул Гамзатов: Смогу ли я слово второе, Успею ли произнести? Глаза я устало прикрою: «За все, дорогая, прости ». Расул Гамзатов: И третье я вымолвлю слово, Своей покоряясь судьбе: «О будь, дорогая, здорова , Здоровья желаю тебе». Расул Гамзатов: А если судьба милосердно Сказать мне дозволит еще, Я те же три слова усердно Опять повторю горячо. Расул Гамзатов: О, только хватило бы силы Их явственно произнести: «За все, дорогая, спасибо Здоровья тебе… И – прости …» Важные слова…
  • Почаще говорите друг другу эти важные слова:
  • Спасибо!
  • Здравствуйте или будьте здоровы!
  • Извините или простите!
  • Будьте добры!
  • Позвольте!
  • И ещё много других таких же важных слов.
  • Успехов вам на поприще культуры и добра!

Конспект классного часа для 3 класса на тему «Культура общения»

Задачи

1. Вооружить учащихся умениями, навыками и привычками, которые облегчают установление контактов, сохраняют естественность в общении людей, помогают в создании атмосферы доверия.

2. Воспитывать культуру поведения.

Оборудование: карточки с текстами-описаниями; карточки с изображениями разной мимики; фрагмент (или картинка) из мультфильма «Крошка енот»; фонограмма песни «Улыбка».

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Как замечательно, что люди научились пользоваться речью! Благодаря ей мы находимся в постоянном общении друг с другом. Наше хорошее настроение во многом зависит от доброго взгляда и слова собеседника. И наоборот: небрежно оброненное, злое слово больно нас ранит. Сейчас даже трудно представить себе то время, когда люди жили в пещерах и не умели говорить, пользоваться речью.

Как же они общались? (Дети высказывают свои версии.)

Да, они использовали те приемы общения, которыми и сейчас пользуются животные.

Как собака показывает свое расположение к человеку, желание играть? (Виляет хвостом, подпрыгивает, трется о ноги.)

Собака без слов показывает свое настроение, используя только различные позы. Человек тоже меняет позу в зависимости от самочувствия и настроения.

Скажите, какую позу примет больной человек? (Ляжет, так как такая поза не требует физических усилий.)

Такую же позу принимает человек, который очень устал.

Игра «Поза»

Учитель. А теперь посмотрим, наблюдательны ли вы.

(Дети получают три карточки с текстами-описаниями. Один из учащихся вслух читает написанное, а остальные пытаются отгадать, где тот человек, описание которого они прослушали. В это время четверо заранее подготовленных учеников демонстрируют позы:

Один ученик изображает человека, погруженного в свои мысли: стоит, чуть опустив голову и плечи, одной рукой подперев щеку;

Второй ученик показывает, что ему очень холодно: стоит, втянув голову в плечи, обхватив себя руками, еле заметно покачиваясь;

Третий ученик демонстрирует позу агрессивно настроенного человека: ноги на ширине плеч, голова опущена, взгляд насупленный, руки скрещены на груди;

Последний ученик представляет человека, с радостью встречающего гостя: голова приподнята, на лице улыбка, руки протянуты вперед. (Последнюю позу дети отгадывают без описания, так как она им хорошо знакома из личного опыта.)

Беседа о жестах

Учитель. Скажите, что используют для общения люди, лишенные слуха? (Дети вспоминают телевизионные передачи с сурдопереводом.)

Использование определенных положений рук, головы для передачи мыслей - это язык жестов. Все мы ежедневно пользуемся этим языком. То, что я произнесу словами, вы попробуете изобразить жестами.

Тишина. Тс-с-с! (Указательный палец поднести к губам.)

Иди-ка сюда! (Поманить пальцем, ладонью.)

Нет, нет! (Повертеть головой или рукой из стороны в сторону.)

Выслушайте меня! (Рука поднята вверх.)

Восхищение чем-либо. (Звучат аплодисменты.)

Эти жесты стали международными - они понятны представителям разных культур. Но некоторые жесты одного народа могут быть непонятны другим народам. Вспомним жест прощания (помашем рукой сверху вниз). Латиноамериканец воспринял бы такой жест как приглашение в гости. В давние времена китайцы, здороваясь, пожимали руки самим себе. В наши дни этим жестом оратор приветствует слушателей.

Жест приветствия у древних египтян напоминал тот, которым сегодня отдают честь: ладонь прикладывалась ко лбу. Сегодня примерно так же приветствуют друг друга военные. Большой палец, поднятый вверх или опущенный вниз как знак одобрения или неодобрения, был известен со времен Древнего Рима.

Бывают в жизни моменты, когда без жестов не обойтись. Например, две футбольные команды из разных стран не поймут друг друга и судью, так как они говорят на разных языках. Или представьте себе такую ситуацию: под водой работают водолазы. Как им понять друг друга? Для таких случаев люди придумали язык профессиональных жестов.

Есть жесты, которые не приняты в обществе воспитанных людей. Во время разговора неприлично размахивать руками во все стороны, хлопать собеседника по плечу, крутить пуговицы или теребить одежду. Неприемлемо в присутствии посторонних чесать голову.

Мимика

Учитель. Младенец, еще не умеющий говорить, знает «азбуку» лица. Изменение выражения лица при помощи лицевых мышц называется мимикой. Малыш прекрасно различает мимику взрослых, определяя по ней отношение к себе. Мать улыбнулась - и он широко улыбается в ответ, она нахмурила брови - у ребенка мгновенно появляется настороженность в глазах, кривится ротик. Недаром говорят: «читаю на твоем лице...»

А сейчас я приглашаю вас воспользоваться своей мимикой.

(Четверо детей произвольно берут со стола карточки с заданиями и тут же с помощью мимики показывают то, что предлагалось изобразить: сердитый человек; радостный человек; удивленный человек; грустный человек.)

Практическая часть

Учитель. Давайте вспомним мультфильм про Крошку Енота.

(Вывешивается изображение этого героя или демонстрируется отрывок из мультфильма.)

Мать посылает малыша собрать осоку, но он никак не может это сделать, потому что ему кажется, что кто-то сидит в пруду и корчит ему страшные рожи, угрожает палкой. Крошка Енот не понимает, что видит в воде собственное отражение. Так и мы подчас, глядя на усталые, угрюмые лица, не осознаем, что видим... себя. Постарайтесь расслабить мышцы вашего лица, не делайте их каменными. (Дети выполняют упражнение «Улыбка».)

Физкультминутка

Учитель. Вид улыбающегося человека создает хорошее настроение у окружающих. Недаром в конце Крошка Енот поет:

От улыбки станет день светлей.

От улыбки в небе радуга проснется,

И она к тебе не раз еще вернется...

(Дети поют песню, маршируя на месте.)

Разговор о языке

Учитель. Не только с помощью мимики и жестов общается человек. Основное средство общения - это язык. Послушайте небольшую легенду о языке.

В Древней Греции жил знаменитый баснописец Эзоп, который был рабом у царя Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить на обед лучшее кушанье. Эзоп отправился на базар, купил языки и сделал из них три блюда. Гости очень удивились и стали спрашивать, почему Эзоп считает лучшим кушаньем на свете какие-то языки. На это Эзоп отвечал: «Ты велел, Ксанф, купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка? С помощью языка люди объясняются друг с другом, получают знания, приветствуют друг друга, мирятся, объясняются в любви». Такое рассуждение понравилось Ксанфу и его гостям.

В следующий раз, чтобы испытать Эзопа, приказал Ксанф приготовить блюдо из самого плохого, что есть на свете. И опять Эзоп отправился на базар и купил... языки. Все опять удивились. Тогда Эзоп объяснил: «Ты велел мне сыскать самое плохое, а что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и обманывают друг друга, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушить города и целые государства. Может ли быть что-нибудь хуже языка?» Этот ответ заставил Ксанфа и его гостей задуматься над мудрыми словами Эзопа.

В чем смысл этой легенды? Как вы поняли, почему язык можно назвать другом и врагом? (Дети отвечают.)

Формулирование правил речевого поведения

Учитель. Как правильно себя вести при общении слушающему, а как - говорящему? (Дети по группам обсуждают этот вопрос.) (Говорящий должен:

Говорить спокойно;

Смотреть доброжелательно;

Наблюдать за реакцией собеседника;

Называть собеседника по имени;

Спрашивать, ясно ли изложенное. Слушающий должен:

Взглядом, мимикой демонстрировать внимание, интерес;

Не перебивать;

Непонятное попросить уточнить.)

Подведение итогов

Учитель. Чего надо избегать, чтобы общение приносило вам удовлетворение, возникало взаимопонимание? (Дети отвечают.)

Избегайте грубых слов, насмешек в адрес собеседника, обидного, презрительного, унижающего тона, угроз. Если соблюдать эти нехитрые правила, вы станете интересным и желанным собеседником.

Дополнительный материал

В музее, кинотеатре и трамвае

О том, о сем друг с другом говорим,

Но часто одного не замечаем,

Что, как в лесу дремучем, мы кричим.

О том, что мы вчера ходили в гости,

Что папа подарил велосипед,

У дедушки к дождю разнылись кости,

А, между прочим, дождика все нет.

Пожалуйста, потише!

Тсс... Тсс! Ч-ч-ч!

В какое бы общественное место

Судьба сегодня вас ни привела,

Учтите, никому не интересно

Все знать про ваши личные дела.

Про то, что к вам приехал дядя Коля,

Что кошка утащила пять котлет,

Что вы немножко пошалили в школе,

А маму вызывает педсовет.

Пожалуйста, потише!

Совсем необязательно кричать!

Ведь вас и так услышат,

Попробуйте все тихо рассказать!

Практическая часть

Учитель. А теперь разыграем некоторые ситуации.

1. Пассажир маршрутного такси просит передать плату за проезд.

2. Прохожий спрашивает, который час.

3. Зритель в кинотеатре просит соседа впереди снять головной убор, так как ему ничего не видно.

4. Покупатель интересуется, есть ли необходимый журнал.

(Дети участвуют в разыгрывании ролевых сценок.)

А сейчас я расскажу вам сказку.

Вежливый Кролик

Жил-был Кролик. Он был очень воспитанный, вежливый. Однажды он шел из чащи леса домой, как вдруг небо потемнело, надвинулись тучи, закрывая солнце, полил дождь. На пути была огромная пещера. Кролик решил там переждать дождь. Но он не знал, что в пещере жила старая ядовитая Змея. Она редко выползала из пещеры, потому что не любила солнце, свет, зелень, красоту вокруг. Кролик не вошел сразу в пещеру. Он вежливо спросил:

Уважаемая пещера, разрешите мне войти и переждать дождь?

Простите, я не знал, что здесь занято и кто-то живет. Всего доброго, до свидания, не смею вас беспокоить.

Он со всех ног бросился бежать домой. Змея, разозлившись, зашипела:

Ох уж эти мне вежливые кролики!

Понравилась ли вам сказка? А вас когда-нибудь выручала вежливость?

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 49

имени Ю.А. ГАГАРИНА»

Разработка учителя физики и математики

Малушко Ларисы Ивановны.

Воспитательное мероприятие

«КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ»

Цель: на примере конкретных ситуаций проверить знания ребят о культуре поведения, учить их видеть се-бя со стороны и анализировать свое поведение.

Домашнее задание:

Изучить правила поведения в школе, общественных местах и т.д.

Проанализировать, всегда ли вы выполняете эти правила.

Подготовить сценки соперникам с ошибками в поведении

Формируются де команды по 5-6 человек.

Проведение конкурса.

Звучит песня Б. Окуджавы «Давайте восклицать…»

Первое: Воспитанность — это знание общепринятых норм и правил поведения.

Второе: Обязательно нужно тренироваться, упраж-няться в правильном поведении.

Третье: Нужно выработать прочные и устойчивые привычки культур-ного поведения.

Вот и мы сейчас поупражняемся в правильном пове-дении. Давайте поиграем и подумаем.

Учителя представляют жюри и команды.

Вместе Конкурс 1. «Приветствие»

1 ведущий. «ЗДРАВСТВУЙТЕ!»

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем не знакомы.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостной сделалась жизнь?

2 ведущий. Приветствие играет немаловажную роль при встрече с другими людьми. Уклониться от приветствия или не ответить на него во все времена и у всех народов вчи-талось верхом невоспитанности и неуважения к окру-жающим. Ведь в поклоне, в коротких словах приветствия заключено очень большое и важное содержание: " «Я тебя вижу, Человек. Ты мне приятен. Знай, что тебя уважаю и хочу, чтобы и ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе всего самого доброго: здоровья мира, веселья, счастья».Вот что означает простое, обыкновенное «ЗДРАВСТВУЙТЕ».

1 ведущий. Куда бы ни пришел человек и кем бы он ни был, он должен поздороваться. Приветливая улыбка и небольшой вежливый наклон головы подчеркивает ваше расположение к людям.

2 ведущий. Владимир Солоухин пишет:

«Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза — смотреть, рот — по-глощать пищу, все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы ее никогда даже бы не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, легко и радостно. Это ужасно, если за несколько дней тебе ни-кто не улыбнулся и ты никому не улыбнулся. Душа зяб-нет и каменеет».

Улыбнитесь человеку, если вы встретили сегодня его второй раз, и не делайте вид, что вы его не заметили.

1 ведущий. А еще нужно помнить, что есть опре-деленные нормы приветствия. Давайте вспомним эти нормы:

Блиц-турнир по правилам приветствия.

(проводит учитель)

Кто кого первым приветствует:

1. Молодая девушка спешит навстречу юноше;

2. Женщина 30 лет встречается с пожилым челове-ком;

3. Стоящий человек прохожего или прохожий стоя-щего;

4 Вы пришли в гости. С кем первым вы должны по-здороваться..., а потом?;

5. Вам встретилась супружеская пара, как вы поприветствуете супругов;

6. Как быть, если вас ошибочно поприветствовали?

7. Нужно ли здороваться с жильцами своего дома, если вы незнакомы?

8. Можно ли вместо «ЗДРАВСТВУЙТЕ» говорить ПРИВЕТ?

9. Вошли в автобус. На задней площадке друзья, как с ними поздороваться?

10. Может ли женщина подавать руку в перчатке, а мужчина?

Учитель делает вывод:

Все эти правила необходимо не только знать, но и стараться их придерживаться. Ведь слово, жест, внеш-ний вид не только средство связи с другими людьми. Это наша визитная карточка.

Подведение итогов

Конкурс 2

1 ведущий.Чтобы люди, живущие рядом, не могли упрекнуть нас в невоспитанности, мы решили открыть школу хороших манер. Древний восточный мудрец, когда его спро-сили, у кого он учился благовоспитанности ответил: — ««У невоспи-танных. Я избегал делать то, что делают они».

2 ведущий. Наш следующий конкурс «Найди ошибку». Команды подготовили друг другу сценки. Ваша задача: внимательно посмотреть их и определить, какие ошибки допущены героями этих историй. Каждая найденная ошибка 1 балл.

(команды показывают сценки, озвучивают ошибки, жюри подводит итоги)

Конкурс 3

1 ведущий. А теперь наш следующий конкурс «Проверь себя. Закрепление пройденного».

(учитель рассказывает суть конкурса, ведущие задают вопросы командам, подведение итогов)

Ассистенты задают вопросы по очереди:

1) В дверях столкнулись два мальчика, один из седьмого, другой из восьмого класса. Кто кого должен пропус-тить?

2) Должен ли мальчик пропускать вперед одноклас-сницу, если они одновременно подошли к двери класса?

3 Должен ли мальчик пропускать вперед одноклас-сницу, если они одновременно подошли к лестнице и поднимаются вверх? Опускаются вниз по лестнице?

4) Кто должен первым заканчивать разговор по те-лефону: кто позвонил или кому позвонили?

5) Если тебе принесли завернутый подарок на день рождения, как поступить? Можно ли его развернуть и посмотреть?

6) Вам подарили вещь, которая у вас уже есть или вам не нужна, или не нравится. Что вы скажете тому, кто ее подарил?

Жюри подводит итоги конкурса

Конкурс 4

2 ведущий. А теперь видеоурок. Командам по-очереди предлагаем посмотреть видеофрагмент и определить, какие ошибки были допущены героями этих фильмов. Соперники тоже внимательно смотрят и дополняют ответ.

(фрагменты фильмов, ответы, подведение итогов)

Конкурс 5

"Шаг на встречу"

1 ведущий. К доске прошу выйти по одному участнику от каждой команды и встать лицами друг к другу с разных сторон класса. Ваша задача: сделать шаг навстречу друг другу с разных сторон класса и сказать другу что-либо приятное. Кто раньше дойдёт до середины класса, тот и победил. При встрече нужно пожать друг другу руки.

(участвуют несколько пар, подведение итогов).

«Как построить дружбу?»

2 ведущий. Мы повторили правила поведения. А теперь поговорим о дружбе.

Товарищество и дружба — удивительные отношения, которые возникают между людьми. Настоящий друг лучше другого человека поймет ваше переживание, настроение, разделит вашу радость, посочувствует в горе, утешит в трудную минуту и поможет.

1 ведущий.Вот как мудрые люди разных времен говорят о дружбе: «Дружба» — самое необхо-димое для жизни, т. к. никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага».

Аристотель.

«В жизни есть только одно несомненное счастье жить для других».

А. Н. Толстой.

Много пословиц создано народом о дружбе и товариществе. Какие вы знаете?

Зрительский конкурс.

2 ведущий. Зрители могут выручить свою команду. Вспомните пословицы, поговорки, песни о дружбе. Каждый правильный ответ принесёт один балл команде.

(ответы, подведение итогов)

Конкурс 6.

«Хороший ли это друг? Узнай себя.»

1 ведущий. Наши добровольные помощники подготовили вам небольшую инсценировку реальных событий, часто происходящих в нашей школьной жизни. Команды запоминают, а потом записывают на листочках ошибки поведения друзей. Победитель тот, кто запишет больше ошибок.

(сценка, записывают ошибки команды)

Сценка 1 (3 девочки) (1 с грамотой, нарядная; 2-ое её обсуждают, грамота, моб телефон)

Ты знаешь, твоя подружка Юлька заняла первое место в школьном конкурсе красоты? Ты её поздравила?

Ещё чего? Подумаешь, красавица! Ой, что это у тебя? (подружка достала новый айфон)

Родители на день рождения подарили новый айфон.

Фу, барахло какое!

Сценка 2 (2 мальчика+ 1 девочка) (девочка - ведущая; учебник, часы)

Вася! Ты мне друг? Выручи! Дай мне учебник, я сделаю домашнюю работу и через час верну!

Девочка: Прошло 2 часа (2-ой ждёт) прошло 4 часа; прошло 2 дня; прошёл месяц

Где мой учебник?

Какой учебник?

Сценка 3 (все участники, беседуют 2-е подружки, остальные стоят в сторонке)

Я тебе хочу рассказать свою тайну! Это очень важно для меня! Мне нужен совет подруги, но я не хочу, чтобы об этом ещё кто-то узнал. Поклянись, что никому не скажешь!

Клянусь! Рассказывай! (шепчутся)

Смотри, ты обещала! Никому! (уходит)

Ребята, идите сюда! Я вам такое расскажу!....

Сценка 4 (3 девочки)

2-ое беседуют. Таня мне нужен твой совет, я хочу рассказать тебе по секрету…. (уходят)

3-ий проходит мимо и слышит слово секрет, подслушивает, кричит ребята, ребята, у меня такая новость..

Сценка 5 (девочка и 2 мальчика, письмо в конверте, книга, стол)

Девочка распечатывает письмо, читает, убирает в книгу, оставляет на столе и уходит, за ней подглядывает брат, достаёт письмо, читает и бежит к другу

Витька, вчера моя сеструха получила письмо от жениха, а я прочёл! Вот смехота! Он её там пишет… смеются и уходят.

Сценка 6 (все участники: учитель и ученики)

Учитель: ребята, нужно выпустить газету к празднику! Кто это сделает?

Ученики: 1 Я могу с Сашей и Серёжей (смотрят на него удивлённо) завтра принесём

Что ты за нас расписываешься

Ничего, нарисуете без меня, а мне сегодня некогда, у меня тренировка!

Учитель: ребята, прошла неделя, а где же ваша газета?

Да некогда было, не успели! Что здесь такого!

Сценка 7 (все участники, идут, один спотыкается и падает)

Так ему и надо, он мне надоел, может в школу ходить не будет?

Громко смеётся. Смотрите, у него всё лицо в грязи

Хм, подумаешь, упал, сам поднимется?

Быстро уходит. Я тороплюсь, некогда мне с тобой возится.

Зрительский конкурс.

2 ведущий. Пока команды готовятся, приглашаем по 4 зрителя из каждой команды.

Вы получаете по одному набору слов из которых нужно сложить пословицу. Если справитесь с заданием, то принесёте 1 балл своей команде.

Вы работаете в парах. У каждой пары набор карточек. Вам нужно из этих карточек составить пословицу, озвучить её и объяснить её значение.

Доброе слово железные ворота отопрет.

Коротко да ясно, оттого и прекрасно.

Красно поле пшеном, а беседа умом.

Выпустил словечко - не догонишь и на крылечке.

(итог зрительского конкурса и конкурса 6)

1 ведущий. У каждого человека должен быть друг, иначе жизнь пуста и одинока. Ведь друга, в отличие от родственников, мы выбираем сами. Настоящих друзей не так уж много, поэтому их надо беречь. Иногда быть снисходительными к их слабостям, уметь прощать их.

2 ведущий.Все мы мечтаем о настоящих друзьях. Чтобы мечты стали реальностью, предлагаем несколько советов, как сделать дружбу крепкой.

СЛАЙДЫ ведущие читают по-очереди:

1. Выбирайте друзей мудро. Вы не должны дружить со всеми. Выбирайте друзей с которыми вам комфортно, которые вдохновляют вас и относятся к вам уважительно.

Мы не выбираем семью, но мы можем выбрать друзей.

2. Будьте честными. Не пытайтесь обмануть своих друзей, иначе они больше не захотят иметь с вами дела.

3. Будьте искренни. Никогда не притворяйтесь кем-то другим и не отказывайтесь от своих взглядов, чтобы понравится. Будьте собой.

4. Общайтесь открыто и честно. Предлагайте свою помощь и не бойтесь попросить поддержку у друзей. Решайте проблемы вместе.

5. Принимайте друзей такими, какие они есть.

6. Будьте чуткими, хвалите, выражайте благодарность. Дайте понять, что вы цените вашу дружбу.

7. Умейте признать вину и извинится. Умейте прощать.

8. Держите свои обещания. Лучше честно сказать: «Я не могу это сделать», чем отказать в последний момент.

9. Не болтай, не сплетничай. Храни, доверенные тебе личные тайны и секреты. Не предавайте друга.

10. Если нужно, отпустите дуга без скандалов и ссор. Если нет общих интересов, не пытайтесь держаться за то, чего нет

ЖЮРИ ПОДВОДИТ ИТОГИ.

1 ведущий. Хоти ещё раз напомнить о тех чертах, которые мешают каждому из нас стать по-настоящему воспитанным, вежливым и культурным человеком.

2 ведущий. Это неумение держать соё слово, безответственность, непунктуальность, нескромность, неумение хранить чужую тайну и другие. С ними мы должны бороться.

1 ведущий. Поэтому наш последний конкурс для всех называется

«Посмотрим в зеркало. Портрет в лучах солнца.»

(рассказывает учитель)

У каждого учащегося зеркальце, перед каждым чис-тый лист бумаги и вопросы анкеты.

Учитель. Помните, в сказке А. С. Пушкина о мерт-вой царевне: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю прав-ду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и бе-лее», — так спрашивала злая царица волшебное зер-кальце, имея в виду красоту внешнюю, данную ей при-родой. Но есть еще красота внутренняя, духовная.

Представьте, что у вас у всех зеркальца волшебные, посмотрите в них внимательно и задайте зеркальцу во-просы, которые лежат перед вами. А те ответы, которые вы «получите» от зеркальца, запишите на лучиках солнца. Пусть на этих лучах будут ваши хорошие качества, а на тучке, те что мешают вам быть совершенными.

Я - это я. Мне принадлежит всё, что я имею: моё тело, мои фантазии, мои мечты, надежды и страхи, мои победы и поражения. Я принадлежу себе и потому могу себя совершенствовать.

В лучах солнца напиши свои лучшие черты характера, а в туче - всё, что мешает твоему совершенству. Если необходимо, добавь новые лучи или увеличь тучу.

Желаем, чтобы туча не затмила солнце

Рефлексия.

У вас у каждого на столе листочек. Впишите свои качества и поставьте на нем определенный знак:

Не вижу значимости классного часа для себя. Почему?

Здорово, мне нравится.

: - Еще хотел бы поговорить на эту тему.

Классный час в 7 классе на тему: «Культура общения»

Цель классного часа : Изучение правил эмоционально-доброжелательного общения с людьми, развитие потребности в общении.

Задачи :

    Изучение литературы по проблеме общения.

    Приобретение навыков самостоятельной познавательной деятельности.

    Освоение понятий общение, культура речи.

    Развитие творческих способностей и воображения, умения отражать свои впечатления в разных видах деятельности.

Проблема : В наше время многие подростки предпочитают живому общению общение «виртуальное», приобретают зависимость от социальных сетей, от компьютерных игр. Они даже не представляют, что реальное общение может сделать жизнь наполненной, интересной, увлекательной. Проблема неумения общаться со взрослыми и сверстниками стоит сегодня очень остро. Поэтому мы выбрали тему классного часа «Культура общения», надеясь помочь учащимся задуматься над этой проблемой.

Гипотеза: Овладение культурой общения делает жизнь человека ярче, интересней, даёт возможность приобрести новых друзей.

Актуальность выбранной темы: Общение с другими людьми является жизненно важной необходимостью для человека любого возраста, особенно оно важно в подростковом возрасте, когда происходит формирование личности человека. Неумение общаться, зажатость, неуверенность в себе часто становится бедой для ребёнка. Непонимание другого часто становится причиной недоверия, отчуждённости, враждебности. Поэтому необходимо развивать потребность ребят в общении и научить их «золотым правилам общения».

Вопросы, на которые мы найдём ответы в ходе изучения темы «Культура общения»:

Что такое общение?

Какова его роль в жизни человека?

Каковы «Золотые правила общения»?

Основное содержание :

В ходе проведения классного часа вы познакомитесь с новыми понятиями и узнаете, что потребность в общении, переходящая в потребность в понимании и одобрении, является одной из главных человеческих потребностей. Общение - источник радости и счастья (дружеское общение, общение с природой, общение с искусством).

1. Что такое общение? Общение – процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, в восприятии и понимании друг друга.

2. Какие бывают виды общения? Общение бывает вербальное (с помощью слов) и невербальное (мимика, жесты, телодвижения);

непосредственное (человек перед нами) и опосредованное (через интернет, книги, письма);

формальное (в школе, на работе) и неформальное (в кругу близких, друзей).

4. Что такое «золотые правила общения»? Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом. Этикет определяет формулы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как знакомиться и общаться и т.д.). Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям..

Общение – основное условие развития человека, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Важную роль играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Как бы ни менялся мир и наши взгляды, всегда будет актуальным основное правило общения между людьми – это уважение. Родственник, одноклассник, попутчик в поезде – не имеет значения, каждый человек достоин уважительного отношения. Постигнув эту истину, каждый получит шанс стать самой интересной личностью для других. Для полноценного общения мало иметь какие-то знания, информацию, много читать, важно уметь сообщить людям эти сведения. Необходимо обладать культурой речи (чёткость, логичность построения высказывания).

На тему правил общения написана масса книг, в которых можно найти рекомендации и советы на все случаи жизни. Из всей литературы мы выделим 10 самых важных правил, которые остаются важными и уместными уже многие годы, так сказать «золотые правила общения». К ним можно отнести следующее:

    Всегда улыбайтесь. Ваша улыбка и хорошее настроение вызовет позитивные эмоции и положительный настой, располагая к себе собеседника.

    Будьте вежливы. И, не имеет значения, разговариваете ли вы с директором школы, учителем или одноклассником – хамство и фамильярность ещё никому не сослужили хорошую службу.

    Называйте собеседника по имени.

    Слушайте больше, чем говорите.

5. Будьте искренними и честными – это самые лучшие позиции в общении.

7. Не перебивайте собеседника, давая ему возможность высказаться.

8. Избегайте высокомерного, пренебрежительного поведения по отношению к собеседнику. Старайтесь понять человека.

9. Придерживайтесь уверенного, но дружелюбного тона.

10. Уважайте точку зрения собеседника, даже если вы с ней не согласны.

Начните применять эти эффективные правила в своей жизни и увидите, как быстро начнёт меняться и расти ваше окружение. И, возможно, вы приобретёте не только уважение одноклассников, а и много новых и интересных друзей.

В процессе подготовки классного часа с учащимися были проведены учебные упражнения: «Чувство без слов», «Речевая ситуация», «Пересказ», «Сиамские близнецы», «Угадай стиль общения», «Ищу друга». Эти упражнения очень понравились учащимся, выполняя их, ребята задумались над необходимостью совершенствовать свою культуру общения.

Выводы:

1.В процессе проведения классного часа учащиеся освоили понятия общение, стили общения, культура общения.

2. Учились анализировать, сравнивать, оценивать свои действия, прогнозировать результаты.

3. Пополнился словарный запас, развивалось мышление, воображение, любознательность, обогащался жизненный опыт.

4. Была сделана донести до учащихся мысль, что умение выражать себя через общение является путём к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.

Использованная литература:

1.Плотников В.А. Стать гением может каждый - М.:1998. – 231с.

2. Микляева А.В. Я – подросток. Встречи с самим собой.- С.Пб.:2008 – 366 с.

3. Соловейчик С.А. Учение с увлечением – М.: 1997. – 294с.

Слайд 1

Классный час «Культура общения»
«Для успеха в жизни умение обращаться с людьми гораздо важнее обладания талантом» Д. Леббок «Ничего не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость». М.Сервантес

Слайд 2

Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией различного характера.

Слайд 3

В классе начался спор на повышеных тонах. Ваша реакция: 1) Не принимаю участия 2) Лишь кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной 3) Активно вмешиваюсь и « вызываю огонь на себя».

Слайд 4

2.Часто ли вы спорите с друзьями? 1) Только в шутку и то, если это люди не обидчивые 2) Лишь по некоторым вопросам 3) Споры – это моя стихия

Слайд 5

3.Вы стоите в очереди. Как вы реагируете если кто – то лезет вперёд? 1) Возмущаюсь в душе, но молчу 2) Делаю замечание – надо же научить грубияна хорошему тону 3) Прохожу вперёд и начинаю наблюдать за порядком

Слайд 6

4. Дома на обед подали недосоленный суп. 1) Не буду поднимать бучу из-за пустяка 2) Молча возьму солонку 3) Не удержусь от едких замечаний, может быть, даже откажусь то еды

Слайд 7

5. Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится. Ваша реакция. 1) Промолчу 2) Ограничусь коротким, но тактичным замечанием 3) Выскажу всё , что я об этом думаю.

Слайд 8

Оценки: 1- 4 балла 2- 2 балла 3- 0 баллов Давайте подведём итог: 12-20б. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споро и конфликтов, избегаете критических ситуаций. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если обстоятельства потребуют высказывайтесь принципиально. 8-11б. Вы слывёте человеком конфликтным, но это преувеличение. Вы конфликтуете, если только нет другого выхода. Вы способны отстаивать своё мнение. Вы не выходите за рамки, не унижаетесь до оскорблений. Всё это вызывает к Вам уважение. Меньше 8б. Споры и конфликты - ваша стихия. Ведь вы любите критиковать других, а если услышите замечание в свой адрес – можете съесть человека. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Постарайтесь обуздать свой характер.

Слайд 9

“Стать человеком-большая работа. Нужно работать над собой каждый день, и с каждым днём становиться хоть чуточку лучше “ !

Слайд 10

Законы общения
1. Самый главный человек на свете - это тот, кто перед тобой. Относитесь к нему с вниманием и уважением.

Слайд 11

2. Не забывайте вежливо здороваться, прощаться, извиняться.

Слайд 12

3. Обращайтесь к собеседнику, называя его по – имени. К пожилым и незнакомым людям всегда обращайтесь на “ Вы “.

Слайд 13

4. Говорите друг другу как можно больше хороших слов, и никогда не говорите того, что было бы неприятно выслушать вам самим.

Слайд 14

5. Старайтесь не говорить о людях дурно.

Слайд 15

6. Не перебивайте говорящего. Внимательно выслушайте его до конца. Если кто-то заговорит одновременно с вами, приостановитесь, и дайте ему закончить.

Слайд 16

7. Невежливо во время разговора отводить кого – нибудь в сторону, чтобы говорить с ним отдельно; ещё более невежливо подслушивать, что говорят двое в стороне.