Понятие, функции и виды управления. Виды управления Понятие управления виды связей поле действия

ЛЕКЦИЯ 1. УПРАВЛЕНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Термин «административный» означает в переводе с латинского «управленческий или руководящий», то есть управление, руководство чем-либо или кем-либо.

С управлением связаны многие происходящие в обществе явления. По сути управление является функцией всех организованных систем и связано с определенным воздействием одного элемента (субъекта управления) на второй элемент (объект управления) с целью достижения задач, стоящих перед системой, элементами которой они оба являются, ее должной организации и обеспечения необходимого режима ее функционирования. Помимо ее субъекта и объекта, необходимым элементом системы управления является также и элемент обратной связи между ними.

Виды систем управления: социальные (государственное и общественное управление), биологические (воздействия на животный и растительный мир) и технические (управление технологическими процессами, машинами, механизмами и пр.). Рассматривая понятие государственной системы управления, мы учитываем его тесное взаи­модействие с общественными системами управления.

Признаки системы управления:

Первый признак системы управления - три и более элемен­тов (подсистем), т.е. управляющий элемент (властный субъект управления), управляемый элемент системы (подвластный объект управления) и прямые и обратные связи. Как правило, система конкрет­ного органа управления является одновременно управляющей системой по отношению к нижестоящей управляемой подсисте­ме и управляемой по отношению к вышестоящей управляющей системе управления, т.е. системы иерархичны (соподчиненны).

Второй признак системы управления - взаимосвязь и вза­имозависимость элементов. Отношения, возникающие между уп­равляющей и управляемой системами, одной из которых обяза­тельно является юридическое лицо государственной формы соб­ственности, муниципальной или смешанной, регламентированы административными правовыми нормами и правилами, имеют го­сударственно-властный характер.

Третий признак системы управления - целостное единство системы понимается как интегрированное качество, а не как арифметическая сумма качеств функционирующих элементов системы. То есть взаимосвязь между элементами одной систе­мы всегда теснее, нежели с элементами других систем или внешней среды.

Государственное управление - это сознательное и целе­направленное воздействие, осуществляемое специальными уполномоченными органами государственной и муниципальной власти (в основном исполнительными) по предметам ведения и в объеме полномочий на основании и в порядке, определенном законодательством, с использованием системы мер убеждения и административного принуждения для обеспечения достойных условий жизни личности, семьи и общества в целом.



Общественное управление делами государства осуществ­ляется в основном политическими партиями, профессиональны­ми союзами, общественными объединениями и иными негосу­дарственными организациями, а также гражданами РФ (ст. 32, 33 Конституции РФ).

Эти два вида социального (государственного и обществен­ного) управления не противопоставляются, а дополняют друг друга, образуя целостную систему социального управления.

Признаки социального (государственного и общественного) управления:

Сознательный (волевой) характер воздействия субъекта уп­равления на объекты управления. Он может быть реализо­ван различными методами и формами в соответствии с со­держанием системы управления, в зависимости от влияния различных условий и факторов внешней среды;

Целенаправленность воздействия, так как цель государствен­ного управления имеет не только объективный характер раз­вития общества, но и субъективное преломление, так как отражает интересы определенных классов, социальных групп или же большинства граждан страны. В актах управления требование законности сочетается с требованием целесооб­разности;

Наличие в системе управления следующих элементов: 1) субъект управления - руководитель; 2) объекты управле­ния - подчиненные; 3) прямые связи (приказы, команды, указания и др.) и обратные связи (информация, получаемая субъектом управления (руководителем) о результатах ра­боты подчиненных, включая различные формы контроля);

Правовая регламентация процесса организации управления. Административно-правовые нормы закрепляют разделение труда, функции, права, обязанности субъектов управления, способствуют повышению ответственности каждого звена системы управления в обществе, исключают дублирование и подмену одних органов управления другими, фиксируя раз­деление функций и задач по предметам ведения и в объеме полномочий конкретного органа управления. Административ­но-правовые нормативные акты организуют деятельность органов исполнительной власти, государственного управле­ния, придают им целенаправленность, упорядоченность и согласованность.

Классификация целей управления:

По уровням управления (общегосударственный, отраслевой, межотраслевой, территориальный и локальный).

Все цели находятся в соподчинении друг с другом (иерар­хия целей); общие, стратегические цели конкретизируются во множестве подцелей (разветвленность целей); одни цели более важны, первостепенны или приоритетны по сравнению с други­ми (ранжирование целей). Иногда иерархию целей называют «де­ревом целей». Однако приоритет целей «подвижен», так как за­висит от влияния условий и факторов внешней среды. Поэтому на практике в рациональном управлении чаще имеют дело с при­оритетом цели в реальном режиме времени, т.е. сформулирован­ная приоритетная цель должна быть адекватна действиям фак­торов и условиям внешней среды.

Классификация функций органов управления:

1) основные (предметные) функции, для осуществления ко­торых образован соответствующий орган исполнительной вла­сти, государственного управления;

2) обеспечивающие - функции, которые необходимы для успешной реализации предметных функций. Для осуществления обеспечивающих функций создаются специальные организаци­онные структуры, обычно они являются структурными подраз­делениями органа управления, образованного для реализации предметных функций;

3) общие функции управления.

По содержанию управление сводится к совокупности цикли­чески повторяющихся стадий по осуществлению функций управ­ления (так называемый управленческий цикл). Он может детали­зироваться с разной степенью в зависимости от задач исследо­вания, а по содержанию управленческий цикл и есть те управленческие отношения, которые регулируются нормами административного права.

Управленческий цикл - повторяющаяся совокупность по­следовательно осуществляемых управленческих операций или стадий, по мере и в ходе реализации которых субъект управления достигает желаемых результатов (промежуточных или конечных).

О количестве стадий управленческого цикла в литературе нет единого мнения.

Цикл управления:

1) выявление и осмысление актуальной проблемы управле­ния;

2) формулирование целей и постановка задач;

3) подготовка и принятие управленческих решений и их пра­вовое закрепление;

4) организация исполнения управленческих решений;

5) корректировка управленческого решения и регулирование системы управления.

Цель административно-правового регулирования - обеспечение стабильности управленческих отношений в уже организованной и упорядоченной системе в целях повышения вероятности реализации знаний, опыта, прав, свобод и закон­ных интересов всех субъектов административного права.

Принципы в государственном управлении - организаци­онные и правовые.

Организационные принципы: плановость, прогнозирова­ние, объективность, дифференциация и фиксация функций; научность, рациональность, ответственность, сочетание едино­началия с коллегиальностью; линейный принцип, двойного под­чинения, единства и централизации.

Принцип плановости и прогнозирования в организации деятельности органов государственного управления означает, что органы государственного управления должны уметь разрабатывать комплексные федеральные программы по осуществле­нию динамически устойчивого развития общественных процес­сов на основе познанных объективных законов, закономернос­тей социального управления. Принцип плановости в управлении обществом тесно связан с процессом прогнозирования тех или иных явлений и процессов в обществе и всегда имеет вероят­ностную оценку.

Принцип объективности тесно связан с плановостью, так как требует анализа и учета фактического состояния и разви­тия состояния процесса управления, обеспечения развития, а также определения комплексных мер по поддержанию требуе­мого уровня процесса управления.

Принцип дифференциации (разделения) и фиксирования функций и полномочий каждого из органов управления и их должностных лиц, что крайне важно для правильного подбора и расстановки кадров в соответствии с их профессиональной подготовкой и опытом работы, а также разработки и совершен­ствования организационных структур управления для успешно­го осуществления объективных функций и поставленных задач.

Принцип научности в управлении выражается в примене­нии научных методов познания законов и закономерностей про­цесса управления, их теоретической систематизации и исполь­зовании на практике, использовании научных методик и средств сбора, обработки, обобщения и анализа информации о состоя­нии объекта управления, ее обработке с применением количе­ственных методов на базе ЭВМ, а также выявлении и осмысле­нии актуальных проблем, формировании приоритетных целей по их разрешению, постановке задач, определении эффективных способов и средств их решения.

Принцип рациональности, т.е. целесообразность достиже­ния желаемого результата, заключается в том, что цели и зада­чи управления должны достигаться при наименьших ресурсных затратах (силах и средствах, финансовых, временных ресурсах и др.). Управление должно быть рациональным, особенно в ры­ночных условиях, так как при осуществлении управленческой де­ятельности имеет место не только принцип законности, но и целесообразности; они должны не противопоставляться, а до­полнять друг друга.

Принцип ответственности органов управления и их долж­ностных лиц за результаты своей работы в целом. Это обеспе­чивается нормативно-правовым закреплением полномочий, за­дач, функций, форм и методов работы: например, должностное лицо органа управления может быть привлечено к дисциплинар­ной ответственности как за невыполнение своих функции, так и за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей. Принцип сочетания единоначалия с коллегиальностью.

Сочетание единоначалия и коллегиальности реализуется прак­тически во всех органах исполнительной власти, даже там, где основным принципом управления является единоначалие (напри­мер, в МВД РФ). В этих случаях используются рекомендации коллегий при решении многих комплексных и сложных вопросов по предметам ведения и в объеме компетенции органа ис­полнительной власти.

Принцип линейности обеспечивает руководителю по пред­метам ведения и в пределах его компетенции возможность ре­ализовывать все функции и задачи по отношению к своим под­чиненным и персонально нести ответственность за результаты работы органа управления.

Принцип двойного подчинения обеспечивает сочетание начал централизации в руководстве с учетом местных условий, например управление подразделениями милиции общественной безопасности и муниципальной милицией.

Принцип единства и централизации характерен для отрас­левых и особенно для военизированных органов исполнитель­ной власти.

Специальные принципы организации деятельности орга­нов управления, которые отражают специфику организации и деятельности отдельных государственных органов управления: например, органы ФСБ, МВД используют регламентированные законами принципы конспирации, сочетание гласных и неглас­ных форм деятельности, например, в борьбе с организованной преступностью и другими особо опасными преступлениями.

  • 4. Понятие и основные черты исполнительной власти. Соотношение понятий государственного управления и исполнительной власти.
  • 5. Объект, предмет, место административного права в системе юридических наук.
  • 6. Особенности предмета отрасли административного права.
  • 7. Соотношение административного права с конституционным, гражданским, уголовным, финансовым правом и процессуальными отраслями права.
  • 1. Акты федерального уровня:
  • 1) Законы (фкз, фз).
  • 2) Указы Президента рф
  • 4) Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.
  • 2. Акты на уровне субъектов рф.
  • 3. Муниципальные акты
  • 5. Нормативные договоры (конституционное-правовые и административно-правовые).
  • 17. Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства
  • 18. Понятие, правовой статус и виды органов исполнительной власти
  • 20. Администрация президента структура и полномочия в сфере исполнительной власти
  • 21. Общая характеристика системы и структура федеральных органов испол.Власти
  • 22. Структура Правительства рф и его полномочия как высшего органа исполнительной власти.
  • 23. Государственный совет рф и совет безопасности рф порядок формирования,струткура функции полномочия
  • Председатель
  • [Править]Члены
  • Президиум
  • 24. Центральный банк функции полномочия в сфере гос управления
  • 25. Система и структура органов исполнительной власти республики коми
  • 26. Органы местного самоуправления, их правовой статус и взаимоотношения с государственными органами исполнительной власти.
  • 27. Особенности правового статуса организаций, наделённых государственными полномочиями (внебюджетные фонды, государственные корпорации, государственные компании).
  • 28. Государственная служба: понятие, система и виды.
  • 29. Понятие, признаки и виды государственных служащих. Правовой статус государственных служащих.
  • 30. Основные виды и особенности административно-правового статуса юридических лиц.
  • 31. Понятие и виды общественных объединений, основы их административно-правового статуса.
  • 32. Понятие и виды методов государственного управления.
  • 33. Понятие, общая характеристика и виды административно-правовых форм.
  • 34. Административно-правовой договор
  • 35.Правовые акты управления: понятие и признаки.
  • 36. Виды правовых актов управления.
  • 37. Подготовка, принятие, вступление в силу и действие правовых актов управления.
  • 38.Изменение, приостановление, прекращение действия правовых актов управления.
  • 39. Понятие, общая характеристика и виды административно-правовых методов.
  • 40. Взаимосвязь форм и методов государственного управления.
  • 41. Понятие и система мер административного принуждения.
  • 42. Административное принуждение, его сущность и виды.
  • 43. Убеждение и принуждение в государственном управлении.
  • 54)Понятие и виды принуждения по административному праву
  • 6. По характеру компетенции:
  • 9. В зависимости от порядка принятия:
  • 1.Общее понятие управления. Виды управления, их особенности.

    Управление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате которого достигается ее упорядоченность, развитие в соответствии с поставленными целями.

    Виды управления.

    Механическое (техническое), биологическое (управление процессами жизнедеятельности), социальное (управление общественными процессами, людьми и организациями.

    Каждый из данных типов управления отличается назначением, качественным своеобразием, специфическими особенностями совершаемых функций и операций.

    2. Государственное и негосударственное управление. Отличительные черты.

    В широком смысле слова государственное управление - это процесс управления всеми государственными органами во всех ветвях власти (судебной, исполнительной и законодательной).

    В узком смысле - это процесс управления в сфере органов исполнительной власти: министерств, правительства во главе с Президентом Республики Беларусь, отдельных служб, агентств, палат, а в том числе ОМПУ (органов местного публичного управления).

    Негосударственное управление : Под негосударственным управлением понимается разновидность социального управления, которое распространяется в негосударственном секторе. К примеру, управление в частных организациях, религиозных объединениях и т.п.

    Признаки государственного управления :

      наличие аппарата принуждения;

      подзаконный характер;

      непосредственное повседневное руководство в различных социальных сферах;

      осуществление исполнительно-распределительных функций.

    Признаки негосударственного управления :

      сфера деятельности затрагивает лишь членов негосударственного формирования;

      отсутствует аппарат принуждения;

      формы и методы управления основываются на принципах добровольности;

      подконтрольность государству.

    3. Понятие и признаки государственного управления как разновидности социального управления. Функции, принципы государственного управления

    Государственное управление – в широком понимании – деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий, в узком понимании – подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий.

    Признаки государственного управления:

    Это вид государственной управленческой деятельности;

    Деятельность носит юридически властный, исполнительно-распорядительный характер;

    Деятельность осуществляется постоянно, непрерывно и планово;

    Деятельность осуществляется на основании и во исполнение законов (подзаконодательная деятельность);

    Характеризуется наличием вертикальных (иерархических) и горизонтальных связей;

    Осуществляется в различных формах (правовых и неправовых);

    Обеспечивается посредством системы гарантий;

    Нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий (правоограничений).

    Функции

    1) социально -экономические– упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичного интереса; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений;

    2) политические – участие в управлении всех политических сил в стране, выработка позитивных предложений и процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека;

    3) обеспечительные – обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и общественной безопасности, необходимого уровня благосостояния;

    4) организационно -правовые – формирование правовой системы, способствующей реализации всех основных функций государства и решения всех его задач при помощи демократических институтов и механизмов правового государства, а также организационно-функциональных образований.

    Принципы делятся на общие (социально-правовые) и организационные.

    Общие (социально-правовые) принципы:

    демократизм – народ выступает единственным источником власти; он осуществляет власть как непосредственно, так и через органы исполнительной власти; контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется органами законодательной и судебной власти, прокуратуры, а также населением (общественный контроль);

    законность – деятельность органов исполнительной власти должна строиться на основе точного и неукоснительного соблюдения и исполнения Конституции и законов, соответствия прилагаемых нормативных правовых актов актам высшей юридической силы;

    объективность – при осуществлении управленческой деятельности необходимо адекватно воспринимать происходящие процессы, устанавливать существующие закономерности и учитывать их при принятии управленческих решений и их реализации;

    научность – применение научных методов сбора, анализа и хранения информации, учета научных наработок в ходе принятия и реализации управленческих решений;

    конкретность – осуществление управления должно строиться с учетом конкретных жизненных обстоятельств, т. е. в соответствии с реальным состоянием объекта управления и ресурсом субъекта управления;

    разделение властей – подразделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную с закреплением за ними в установленном порядке конкретных функций;

    федерализм – деятельность органов исполнительной власти строится на основе нормативного закрепления разграничения компетенции и предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ;

    эффективность – достижение целей управленческой деятельности должно осуществляется при минимальных затратах сил, средств и времени.

    Организационные принципы:

    отраслевой – осуществление управленческой деятельности, организация системы управления строится с учетом общности объекта управления, который образует определенную отрасль (управление промышленностью, транспортом, связью, агропромышленным комплексом, образованием, здравоохранением и т. п.);

    территориальный – формирование системы управления основывается на территориальной основе (административно-территориальном делении);

    линейный – тип организации служб и подразделений, осуществляющих исполнительно-распределительную деятельность, при котором руководитель в пределах своей компетенции обладает по отношению к подчиненным всеми правами распорядительства;

    функциональный – органы и аппараты исполнительной власти осуществляют общие подведомственные функции управления (финансы, статистика, занятость и т. д.);

    двойного подчинения – сочетание начал централизованного руководства с учетом территориальных условий и состояния объекта управления;

    сочетание единоначалия и коллегиальности- наиболее важные вопросы, касающиеся основополагающих аспектов управленческой деятельности, принимаются коллегиально, а оперативные, текущие, не требующие коллегиального рассмотрения, решаются единолично.

    Виды управления.

    В теории и на практике известны многие виды управления, различающиеся по самым разным признакам. Однако четкая классификация обширной гаммы видов управления пока отсутствует. Даже сами понятия «виды управления», «формы управления», «способы управления», «методы управления», «функции управления» не обрели требуемой четкости и употребляются разными авторами в различном смысле. Понимая сложность классификации, структуризации управления, ограничимся его разделением на более или менее очевидные и достаточно употребляемые виды, классы, группировки, опираясь на самые характерные признаки их выделения.

    Простейшая схема структуризации управления экономикой, разделения его на отдельные разновидности изображена ниже.

    Основные виды управления, различающиеся между собой по признаку типа или вида субъекта управления .

    § Индивидуальное, личностное управление

    § Коллективное управление

    § Международным

    § Государственное управление,

    § Муниципальным

    § Ведомственное управление,

    § Управление со стороны собственника

    § Уполномоченное управление

    Индивидуальное, личностное управление характеризуется тем, что бразды правления, права и полномочия управлять сосредоточены у одного лица, именуемого начальником, руководителем. Индивидуальное управление реализует так называемый принцип единоначалия, согласно которому одно определенное лицо осуществляет принятие управленческих решений и несет за них ответственность.

    Коллективное управление (руководство) имеет место, когда субъект управления представляет коллегиальный орган, вырабатывающий и принимающий решения сообща, с учетом мнений и предложений участников процесса выработки решений лиц, входящих в состав органа управления.

    Государственное управление , включающее также государственное регулирование экономики, представляет управление экономикой со стороны государства в лице государственных законодательных, исполнительных, правовых органов и возглавляющих их лиц. В государствах, странах с федеративным устройством к государственным относятся также органы управления субъектов федерации, т.е. отдельных республик, краев, областей, округов, земель (Германия), штатов (США), кактонов (Швейцария).

    Муниципальным называют управление, осуществляемое местными органами власти, именуемое также местным самоуправлением. В качестве субъекта такого управления выступают выборные назначаемые или исполнительные органы территориальных образований: городов, районов, поселков, сел, других видов поселений.

    Ведомственное управление , представляющее обычно часть государственного муниципального, есть управление со стороны специальных организаций и органов, именуемых ведомствами. Ведомство призвано управлять либо определенной отраслью экономики, либо видом экономической деятельности. К ведомствам относятся министерства, комитеты, управления, службы.

    Управление со стороны собственника , как ясно из названия, соответствует ситуации, когда сам собственник объекта осуществляет полностью или частично управление принадлежащим ему на правах владения и распоряжения объектом.

    Уполномоченное управление есть реализация функций управления уполномоченными на то лицами, не являющимися собственниками объекта, но получившими полномочия на управление в соответствии с законом или на основании прямых решений собственника по контракту, договору найма. Уполномоченное управление очень широко распространено в экономике, типично для менеджмента, в котором субъектом управления становится наемный управляющий. К уполномоченному относится и доверительно (трастовое) управление , при котором субъект управления передает управление объектом на определенных условиях другому объекту.

    Перейдем к классификации видов управления по признакам типа объекта управления. Согласно такой классификации виды управления различаются между собой в зависимости то того, каким именно объектом управляет тот или иной субъект. Выше уже шла речь о разделении управления на управление людьми, природой, производственным персоналом, технологией и техникой. Теперь сконцентрируем внимание на выделении характерных видов управления экономикой, отличающихся экономической природой управляемого объекта.

    § управление мировой экономикой

    § управление экономикой, хозяйством страны,

    § территориальное (региональное) управление

    § управление предприятием

    § управление индивидуальным предпринимательством и домашним хозяйством.

    Перейдем к структуризации видов управления, различаемых по типам управляющих воздействий субъектов на объекты .

    § Внутреннее

    § Внешнее

    § Централизованное

    § децентрализованное

    Ранее упоминалась возможность разделения управления на внутреннее и внешнее в зависимости от того, формируются управляющие воздействия внутри управляемой системы или вне ее. Правомерно также разделять управление на централизованное , когда глобальные команды, управляющие сигналы формируются в едином центре управления и передаются из него многочисленным объектам управления, и децентрализованное, при котором значительное количество управляющих воздействий, касающихся данного объекта, вырабатываются самим объектом на основе самоуправления.

    Способы управления

    В теории управления принято также различать три способа, именуемых иногда методами управления.

    Методы (способы) управления - формы воздействия руководителя на подчиненных.

    Различия между этими методами (способами) управления состоят в разных подходах к формированию управляющих воздействий и в содержании этих воздействий.

    Организационно-распорядительное управление (инструкции, контроль исполнения) , которое часто называют административным, командным, основано на принудительном исполнении управляющих воздействий, генерируемых в форме постановлений, приказов, распоряжений. Логика этого метода управления выражается простой формулой «приказ начальника – закон подчиненного».

    Экономический, стимульный метод управления (хозяйственный расчет) основан на побуждении экономических интересов тех людей, что представляют объект управления. Управляющие воздействия, исходящие от субъекта управления, порождают заинтересованность объекта управления в их использовании, так как при этом вступают в действие такие стимулы-побудители, как заработная плата, льгота, премии, смягчение ограничений, создание более выгодных условий работы, деятельности, продвижение по службе и др.

    Социально-психологическое управление (учет психологии личности, коллектива) характеризуется использованием методов убеждения, морального и нравственного воздействия субъекта управления на трудовые коллективы, работников. Основным средством этого вида управления служит влияние на экономическую психологию работников, являющихся частью их кодекса чести и морали. Субъект управления взывает в этом случае к совести как основному побудительному мотиву качественного, эффективного труда.

    Формы управления

    Методы управления взаимосвязаны со стилем управления (формами управления). Стиль руководства – это устойчивые доминирующие формы управленческих отношений между руководителями и подчиненными им исполнителями, работниками, проявляющиеся в управлении их деятельностью

    Авторитарный стиль воплощает в себя единоначалие, командное управление, при котором руководитель ставит выше всего собственное мнение и личную волю, пренебрегая мнением других лиц, принимая решения по своему усмотрению.

    Демократический стиль , наоборот, опирается на коллективное обсуждение и принятие управленческих решений, на учет всего спектра мнений при подготовке решений.

    Либеральный стиль исходит из необходимости использования «мягких» управляющих воздействий, не вызывающих негативных реакций исполнителей. Такой стиль обычно применяется при управлении высокоинтеллектуальными работниками, крупными специалистами своего дела, полагающими в нем не меньше, а иногда и больше, чем руководитель.

    1. Понятие, содержание и виды управления
    2. Социальное управление
    3. Отметим, что теория управления и теория административного права
    4. Понятие государственного управления
    5. Признаки государственного управления
    6. Виды государственного управления
    7. Функции государственного управления
    8. Исполнительная власть и государственное управление

    Понятие, содержание и виды управления

    Управление - ϶ᴛᴏ целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления. В качестве объекта управления выступают различные явления и процессы: человек, коллектив, социальная общность, механизмы, технологические процессы, аппараты. Управление как процесс воздействия субъекта на объект управления немыслимо без системы управления, под кᴏᴛᴏᴩойтрадиционно понимается механизм, обеспечивающий процесс управления, т. е. множество взаимосвязанных элементов, функционирующих согласованно и целенаправленно. Участвующие в процессе управления элементы объединяются в систему с помощью информационных связей, конкретнее - по принципу обратной связи.

    «Управлять» - значит «направлять, руководить» (о чем-то заботиться, выполнять что-то по поручению, исполнять и распоряжаться) В 60-х гг. XX в. сформировалось новое научное направление - кибернетика, предметом изучения кᴏᴛᴏᴩой стали процессы управления в различных областях. Используя математический аппарат, математическую логику и теорию функций, удалось объединить важнейшие достижения теории автоматического регулирования, информатики и многих других сфер научного знания. Кстати, эта наука изучает вопросы управления, связи, контроля, регулирования, приема, хранения и обработки информации в любых сложных динамических системах. При ϶ᴛᴏм управление рассматривается на высоком уровне абстракции, а особое значение придается процедурам управления, его принципам, закономерностям и связям многочисленных элементов, образующих единую систему.

    Понятие «система», раскрывающее сущность управления, характеризуется наличием следующих признаков: задачи и цели; субъекты и объекты управления; функции; организационная структура; единство, самостоятельность и взаимозависимость элементов системы; определенные формы и методы деятельности. Материал опубликован на http://сайт

    Под управлением в самом общем смысле можно понимать целенаправленное воздействие субъекта управления на объекты управления в целях создания эффективно функционирующей системы на базе информационных связей и отношений. Весьма точное определение управления дал Г. В. Атаманчук: управление - ϶ᴛᴏ целеполагающее, т. е. созидательное, продуманное, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную жизнедеятельность, кᴏᴛᴏᴩое может быть осуществлено как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные органы и структуры (государственные органы, политические партии, общественные объединения, предприятия, общества, союзы и пр.)

    Не стоит забывать, что важно будет сказать, ɥᴛᴏ сущность управления на протяжении многих десятилетий остается неизменной. Уместно отметить, что определяя понятие «управление», классик менеджмента А. Файоль приводит шесть следующих функций (операций):

    1. технические операции (производство, выделка и обработка);
    2. коммерческие операции (покупка, продажа и обмен);
    3. финансовые операции (привлечение средств и распоряжение ими);
    4. страховые операции (страхование и охрана имущества и лиц);
    5. учетные операции (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика и т. д.);
    6. административные операции (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль)

    Раскрывая смысл административной операции, ученый поясняет: «Управлять - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать;

    • предвидеть, т. е. учитывать грядущее и вырабатывать программу действия;
    • организовывать, т. е. строить двойной - материальный и социальный - организм предприятия;
    • распоряжаться, т. е. заставлять персонал надлежаще работать;
    • координировать, т. е. связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия;
    • контролировать, т. е. заботиться о том, ɥᴛᴏбы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям».

    В литературе рассматриваются несколько видов систем: технические системы (энергосистема, информационно-вычислительная сеть, технологический процесс и пр.); социально-экономические системы (отрасли, отдельные предприятия, сфера обслуживания и пр.); организационные системы, основным элементом кᴏᴛᴏᴩых будет сам человек. Как правило, большинство членов общества входят в одну или несколько организаций, т. е. организационные отношения - характерная черта человеческого бытия. Люди входят в организацию для решения задач посредством процессов управления. Организация - ϶ᴛᴏ сознательное объединение людей, характеризующееся началами системности, разумной организованности, структурированности и преследующее достижение определенных социальных целей и решение общественно значимых задач. В каждой организации имеют место управленческие процессы, необходимые для достижения ее целей и решения задач.

    Любому управленческому процессу ϲʙᴏйственны следующие характерные черты:

    а) необходимость создания и функционирования законченной системы;
    б) целенаправленное воздействие на систему, результатом кᴏᴛᴏᴩого становится достижение упорядоченности отношений и связей, способных выполнять поставленные задачи;
    в) наличие субъекта и объекта управления в качестве непосредственных участников управления;
    г) информация как главное связующее звено между участниками управления;
    д) наличие иерархии в структуре управления (элементы, подсистемы, отрасли, области);
    е) использование различных форм подчинения объекта управления субъекту управления, в рамках кᴏᴛᴏᴩых могут быть использованы различные приемы, формы, способы, методы и средства управления.

    Традиционно выделяются следующие виды управления:

    1. механическое, техническое управление (управление техникой, машинами, технологическими процессами);
    2. биологическое управление (управление процессами жизнедеятельности живых организмов);
    3. социальное управление (управление общественными процессами, людьми и организациями)

    Стоит сказать, что каждый из данных типов управления отличается назначением, качественным ϲʙᴏеобразием, специфическими особенностями, интенсивностью совершаемых управленческих функций и операций.

    Управление

    Управление

    Признаки управления:

    Виды управления

    Понятие, общие черты, виды и классификация форм государственного управления.

    Административно- правовые аспекты государственного управления.

    Контрольные полномочия законодательных и исполнительных органов власти в сфере государственного управления.

    Понятие, основные черты и виды правовых актов управления.

    Правовой акт управления – вид юридического акта, основанное на законе одностороннее юридически-властное волеизъявление органов государственного управления и их должностных лиц, принятое в установленном процессуальном порядке и направленное на установление либо возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений.

    Основные черты правового акта управления:

    1) является разновидностью юридического акта;

    2) представляет собой юридический вариант управленческого решения;

    3) носит подзаконный характер, основывается на Конституции и законах РФ, законах субъектов РФ;

    4) исходит от компетентного субъекта государственного управления;

    5) является результатом одностороннего юридического волеизъявления;

    6) определяет правила поведения в сфере государственного управления или индивидуально определяет поведение адресата;

    7) применяется в определенном процессуальном порядке;

    8) издается, как правило, в форме документа;

    9) имеет определенную структуру;

    10) обеспечивается системой правовых средств;

    11) несоблюдение, неисполнение правового акта влечет наступление негативных юридических последствий.

    По юридическим свойствам выделяют нормативные акты управления (содержат административно-правовые нормы, создающие юридическую основу управленческой деятельности), индивидуальные (содержат разрешение индивидуально-конкретного управленческого дела), нормативно-индивидуальные (содержат как нормы административного права, так и разрешение конкретного управленческого дела).

    По форме выражения правовые акты управления могут быть словесными (письменные и устные; нормативные и нормативно-индивидуальные только в письменной форме) и конклюдентными; по сроку действия – бессрочными, срочными и временными; по территории действия – действующие на всей территории Российской Федерации, действующие на территории нескольких субъектов РФ (межтерриториальные), действующие на территории субъектов РФ, действующие на территории муниципального образования, действующие на территории предприятия, учреждения (локальные).

    По органу, издавшему акт, выделяют акты Президента РФ, акты Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, акты органов исполнительной власти субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность, акты руководителей предприятий, учреждений; по характеру компетенции – общей компетенции, межотраслевой компетенции, отраслевой компетенции и специальной компетенции.

    По наименованиям правовые акты бывают указами, постановлениями, распоряжениями, приказами, указаниями, инструкциями, решениями, правилами, положениями и др.; по функциональной роли – плановыми, методическими, кадровыми, финансовыми и др.

    В зависимости от порядка принятия есть коллегиальные (принимаются коллегиальными органами простым или квалифицированным большинством) и единоличные (принимаются руководителями органа государственного управления) правовые акты.

    По степени сложности различают простые (рутинные), сложные и уникальные акты управления.

    Понятие, признаки и юридическое значение актов управления.

    Действие правового акта управления.

    Правовой акт управления вступает в силу:

    1) с момента принятия;

    2) по истечении семи дней после дня первого опубликования;

    3) со дня подписания;

    4) со дня получения адресатом (содержащие сведения, составляющие государственную тайну или имеющие конфиденциальный характер);

    5) с наступлением срока, указанного в акте.

    Правовой акт управления может утрачивать силу :

    1) в случае отмены в установленном порядке;

    2) в случае признания недействительным;

    3) вследствие наступления события, которое влечет за собой прекращение действия правового акта;

    4) в случае окончания срока, на который был принят акт;

    5) вследствие волеизъявления заинтересованных сторон в случаях, когда акт обусловлен осуществлением данным лицом субъективных прав.

    Значение правовых актов управления.

    Понятие административного права.

    Административное право – отрасль российского права, система юридических норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.

    Признаки отрасли административного права:

    Является одной из основополагающих отраслей публичного права;

    Представляет собой совокупность юридических норм;

    Имеет обособленный предмет правового регулирования – управленческие отношения, возникающие как в сфере государственного управления, так и в других сферах;

    Имеет свой метод правового регулирования;

    Обладает внутренней согласованностью, состоит из определенных элементов;

    Имеет внешнее выражение, т. е. закрепляется в определенных формах-источниках.

    Критерии (основания) деления права на отрасли составляют предмет, метод, наличие обособленной нормативной правовой базы.

    Предмет, метод и система административного права

    Соотношение административного права с другими отраслями правовой системы Российской Федерации.

    Исполнительная власть: понятие, признаки и место в системе разделения властей.

    Структура административно- правового отношения.

    Полномочия Президента РФ в сфере деятельности исполнительной власти.

    Понятие, виды, структура административно-правовых отношений.

    Конституционные принципы деятельности исполнительной власти.

    Система и структура органов исполнительной власти субъектов РФ.

    Местное самоуправление: понятие, основа.

    Государственный контроль: понятие, признаки и виды.

    Административный надзор: понятие, черты и его роль в сфере правового регулирования. Содержание и виды.

    Административный надзор – вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и единообразным соблюдением, исполнением и применением юридическими и физическими лицами правовых норм в сфере государственного управления.

    Особенности административного надзора:

    1) является особой разновидностью государственного контроля;

    2) осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами;

    3) деятельность по надзору осуществляется систематически;

    4) цель – обеспечение правопорядка и общественной безопасности в сфере государственного управления;

    5) между субъектами и объектами надзора отсутствует организационная соподчиненность;

    6) осуществляется в отношении органов исполнительной власти, местного самоуправления, учреждений, организаций, предприятий, общественных объединений и их должностных лиц и граждан;

    7) осуществляется при помощи определенных методов;

    8) оценка объекта дается только с позиции законности.

    Методы осуществления административного надзора:

    1) постоянное наблюдение;

    2) периодические проверки;

    3) обследование поднадзорного объекта;

    4) истребование и анализ документов;

    5) изучение обращений граждан и юридических лиц, публикаций в средствах массовой информации о нарушениях законности в сфере государственного управления.

    Административный надзор осуществляют:

    Специальные федеральные надзоры (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере связи, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору);

    Государственные инспекции, входящие в состав федеральных органов исполнительной власти (инспекции, наделенные надведомственными полномочиями: Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России, Государственный противопожарный надзор МЧС России и др.).

    Полномочия органов, осуществляющих административный надзор : получение информации; применение мер административного предупреждения; применение мер административного пресечения; привлечение к административной ответственности; регистрация и учет; выдача разрешений (лицензий); нормотворчество.

    Муниципальные служащие.

    Согласно Закону об основах муниципальной службы муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Федерации, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (ст. 7).

    Таким образом, главным признаком муниципального служащего является то, что он занимает должность муниципальной службы, исполняет обязанности по этой должности.

    К муниципальным должностям муниципальной службы , как уже отмечалось, относятся должности в органах местного самоуправления, замещаемые путем заключения трудового договора, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

    Закон не относит к муниципальным служащим лиц, замещающих выборные муниципальные должности. Их статус определяется специальным законодательством. Не относятся к категории муниципальных служащих руководители муниципальных предприятий, учреждений, организаций, ибо муниципальная служба осуществляется в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий, а также лица, которые исполняют обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления и не замещают муниципальные должности муниципальной службы.

    Другой признак муниципального служащего - исполнение и обеспечение полномочий органов местного самоуправления. Эта деятельность является профессиональной, осуществляемой на постоянной основе и в порядке, который определяется уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации.

    Наконец, еще одним признаком муниципального служащего является то, что денежное вознаграждение за исполнение своих обязанностей он получает из средств местного бюджета, ибо именно за счет этих средств финансируется муниципальная служба. При этом минимально необходимые расходы муниципальных образований на муниципальную службу должны учитываться органами государственной власти при определении минимальных местных бюджетов.

    Классификация муниципальных служащих возможна по различным основаниям.

    В зависимости от характера и объема полномочий муниципальные служащие подразделяются на руководителей и специалистов.

    Руководители - это должностные, лица местного самоуправления, выполняющие организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления. К ним относятся руководители органов местного самоуправления, их структурных подразделений, заместители данных руководителей (назначенный глава администрации муниципального образования, его заместители, начальник (заведующий) отдела, службы, его заместители и др.).

    Специалисты обеспечивают полномочия органов, выборных должностных лиц местного самоуправления (консультант главы муниципального образования, консультант управления (отдела, службы), главный, ведущий специалисты и др.).

    В зависимости от требований , предъявляемых к уровню образования и профессиональной подготовке, необходимых для замещения муниципальной должности муниципальной службы, муниципальные служащие подразделяются на группы соответственно делению муниципальных должностей муниципальной службы. По этому критерию они подразделяются на муниципальных служащих, замещающих (например, в Московской области) высшие должности; главные должности; ведущие должности; старшие должности; младшие должности.

    Муниципальных служащих можно подразделить с учетом их квалификационных разрядов. Так, в соответствии с Законом Московской области “О муниципальных должностях и муниципальной службе в Московской области” муниципальным служащим могут быть присвоены следующие квалификационные разряды:

    а) действительный муниципальный советник Московской области 1, 2 и 3-го класса;

    б) муниципальный советник Московской области 1, 2 и 3-го класса;

    в) советник муниципальной службы Московской области 1, 2 и 3-го класса;

    г) старший референт муниципальной службы 1, 2 и 3-го класса;

    д) референт муниципальной службы Московской области 1, 2 и 3-го класса.

    Понятие, признаки управления и его виды.

    Управление - это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления. В качестве объекта управления выступают различные явления и процессы: человек, коллектив, социальная общность, механизмы, технологические процессы, аппараты. Управление как процесс воздействия субъекта на объект управления немыслимо без системы управления, под которой, как правило, понимается механизм, обеспечивающий процесс управления, т. е. множество взаимосвязанных элементов, функционирующих согласованно и целенаправленно. Участвующие в процессе управления элементы объединяются в систему с помощью информационных связей, конкретнее - по принципу обратной связи.

    Управление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате которого достигается ее упорядоченность, развитие в соответствии с поставленными целями.

    Признаки управления:

    Обязательно качество целостной организованной системы;

    Наличие обязательных элементов: субъекта управления и объекта управления;

    Определенная направленность, достижение поставленной цели (управленческого результата);

    Служит интересам взаимодействия основных элементов;

    Обеспечивается системой определенных средств.

    Виды управления : механическое, технологическое, биологическое, социальное.

    Механическое (техническое), биологическое (управление процессами жизнедеятельности), социальное (управление общественными процессами, людьми и организациями. Каждый из данных типов управления отличается назначением, качественным своеобразием, специфическими особенностями совершаемых функций и операций.