Выставка в пушкинском музее олимпия. Босх на олимпе, олимпия в темноте

А Эрмитаж неожиданно отказался «одолжить» Москве Рембрандта

ГМИИ им. Пушкина открыл выставку трех картин и одной скульптуры. Блогеры разразились критикой количества экспонатов, хотя работы по праву заслуживают отдельной экспозиции. Одна «Олимпия» Эдуарда Мане чего стоит, только второй раз она покинула стены парижского Орсэ. «МК» узнал, что рядом с «Олимпией» должна была висеть «Даная» Рембрандта, но за неделю Эрмитаж передумал и прислал вместо нее «Форнарину» Джулио Романо, ученика Рафаэля.

«Олимпия» Эдуарда Мане.

У входа на выставку нас встречает обнаженная дама - «Афродита Книдская» Праксителя. Скульптор стал первым художником, изобразившим женское тело полностью нагим. «Афродита, из-за которой многие путешествовали на Книд, считается самой замечательной статуей во всем мире», - писал Плиний в IV веке н.э.

Но сегодня в музее все лавры перетягивает на себя «Олимпия» Мане. Обнаженная девушка растянулась на ложе, глядит на зрителя холодно и самоуверенно. Темнокожая служанка, скрывая улыбку, подает ей роскошный букет от очередного гостя. В ногах модели - черный кот с изогнутым хвостом, словно защищающий ее от посягательств. В доме героини нет любви, а есть расчет и откровенный торг. Картина очень французская, но по глубине проблем сопоставима с историями героинь русских писателей - Сонечкой Мармеладовой Достоевского и Катюшей Масловой Толстого.

Появление картины «Олимпия», на которой изображена любимая натурщица Мане Викторина Мёран, спровоцировало скандал на парижском салоне в 1865 году, и она была принята жюри выставки только через два года. Толпа устраивала давку, чтобы взглянуть на любопытный экспонат. Полотно называли вульгарным, грязным, неблагородным - эти определения касались манеры исполнения и темы, выбранной художником. Мане очень переживал, что картина вызвала неприятие критики и публики. Тогда его поддержал друг, писатель Эмиль Золя: «Я знаю, вам удалось создать великолепное произведение... энергично перевести на особый художественный язык истинность света и тени, правду о предметах и людях».


«Королева» Поля Гогена.

- «Олимпия» шокировала современников Мане в такой же степени, в какой смущала и будоражила их, - говорит президент музеев Орсе и Оранжери Ги Кожеваль. - Она отсылала без тени идеализации или ловкой мифологической трактовки к образу проститутки, характерному для того времени. Неспроста ее называли монстром банальной любви и одалиской с желтым животом. Олимпия не обольстительница, а профессионал в своем деле. Градус критики был настолько высок, что никто из современников Мане не увидел параллель между «Олимпией» и «Венерой Урбинской» Тициана, которую Эдуард копировал во Флоренции несколькими годами ранее.

Наши специалисты заметили параллель «Олимпии» с искусством Возрождения, поэтому справа от нее висит «Дама за туалетом, или Форнарина» ученика Рафаэля Джулио Романа. Обнаженная напоминает античную Венеру. К ней отсылают атрибуты богини любви - жаровня, зеркало и статуя самой Венеры, стоящая за спиной модели. Изображенную красавицу поочередно называли именами прекрасных женщин Италии - Лукреции Борджа, Беатриче д"Эсте и, наконец, Форнарины, возлюбленной и модели Рафаэля.

На месте «Форнарины» должна была висеть «Даная» Рембрандта, но буквально за неделю Эрмитаж передумал нам ее предоставить, - рассказывает куратор выставки Ирина Антонова. - Тогда мы повесили работу Джулио Романо, которая тоже происходит из коллекции питерского музея. Она хранилась долгие годы у нас, потом мы вернем ее в Эрмитаж. В идеале на этой выставке женщин полусвета должна быть и «Незнакомка» Крамского. Но я не просила Третьяковку одолжить ее нам, так как понимала, что галерея будет защищать честь своей дамы.


Завершает выставку «Королева» Поля Гогена. Вдохновленный «Олимпией» Мане художник написал ее на Таити. Обнаженная Гогена расположилась под деревом познания. Она щедро одаривает энергией. Мир вокруг нее похож на земной рай, сотканный из ярких тонов цвета и света. Полотно просто кричит от радости и счастья, как и вся выставка, посвященная любви и красоте.

Это второй случай в истории, когда данная картина покидает стены музея д"Орсе. И первый, когда она приезжает в Россию. У ценителей прекрасного появилась уникальная возможность, не выезжая за пределы страны, своими глазами увидеть едва ли не самый знаменитый шедевр одного из основателей импрессионизма.
На выставке представлены 4 художественных произведения, каждое из которых знаменует определённый этап в развитии её главной темы - образа прекрасной женщины, любовь к чувственной красоте которой, согласно воззрениям древних (Платон), является началом восхождения к вершинам духовного прозрения, путём, пролегающим от земной любви к любви небесной.
Центральное место занимает картина Эдуарда Мане "Олимпия". При своём первом появлении на парижской выставке она вызвала скандал и полное неприятие критики и публики. Полотно называли то вульгарным, то грязным, то неблагородным - эти эпитеты касались как манеры исполнения, так и выбранной Мане темы. В результате устроители вынуждены были повесить картину под потолком, в самом дальнем углу выставки, дабы оградить её от плевков негодующих зрителей. На самом деле намерение художника состояло в очередной попытке взглянуть на современность через диалог с классической традицией. Мане решил переосмыслить образную и пластическую "формулу" "Венеры Урбинской" Тициана, воссоединив её с тем, что могла предложить на эту тему его эпоха, то есть написать современную Венеру.


Неизвестно, кому пришло в голову переименовать Венеру в Олимпию, но название прижилось. Оно, с точки зрения критиков, усугубляло её неприличие, ибо так звали одну из героинь романа Александра Дюма-сына "Дама с камелиями". Более известным стало имя центрального персонажа романа - Маргариты Готье ("дамы полусвета" как называли парижских гетер). Олимпия - антагонистка главной героини, блестящая, холодная, расчетливая, не верящая в любовь и неспособная никому ее дать. В Париже XIX века это имя какое-то время было нарицательным для всех дам ее профессии. Значит, «Олимпия» - это «Венера-куртизанка».

Фрагент. Олимпия. Эдуард Мане. 1863.


Героиня возлежит на шелковистой поверхности виртуозно написанных белых тканей; переливчатая вибрация оттенков рождает эффект сияния, напоминающий перламутровое свечение внутри морской раковины, образ которой также связан с темой богини любви. Но у Олимпии нет самосознания богини, которой принадлежит весь мир. Скорее, она подобна срезанному цветку - украшающей ее волосы орхидее, расцветшей ненадолго, чтобы вскоре отцвести. Привычная отрешенность в ее взгляде смиряет внутреннее напряжение, превращая его в равнодушие. Браслет, серьги, бархотка с драгоценным камнем, призваны, как и в полотне Тициана, подчеркнуть в наготе момент полураздетости, и, стало быть, интимности, а домашние туфельки - одна одетая, другая соскользнувшая с ноги и открывшая кончики пальцев, - пробуждают слабый, как бы мимоходом, укол чувственности и дух будуара.
Эмиль Золя отозвался об этой картине так: "Вам нужна была женщина, - вы выбрали Олимпию, первую попавшуюся; вам были нужны яркие светлые пятна, и вы поместили букет; вам были нужны чёрные пятна, и вы поставили в углу негритянку и кошку".
Полотно, вызвавшее столько нареканий и оскорблений, которые, между прочим, глубоко ранили Мане, теперь предстаёт перед российским зрителем XXI века. Кроме того, его окружают три произведения из из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина - картины «Королева (Жена короля)» Поля Гогена (1895), полотна «Дама за туалетом» Джулио Пиппи, прозванного Романо, (нач. 1520-х) и скульптуры Афродита Книдская Праксителя (копия римского времени с оригинала ок. 350 до н.э.). И вы имеете возможность сравнить восприятие прекрасного в разных временных отрезках и убедиться, что такие вечные и неизменные ценности, как красота и любовь, сохраняют своё значение через века.


Афродита Книдская. Пракситель. Копия римского времени с оригинала ок. 350 г. до н.э.


Афинский скульптор IV века до н.э. был первым европейским художником, изобразившим женское тело полностью обнажённым. В его произведениях отразился совершившийся в греческом искусстве второй половины IV века до н.э. переход от преобладания героического и волевого мужского идеала, господствовавшего в высокой классике V века - у Поликлета, Мирона Фидия, сообщавших даже женским божествам (Гере, Артемиде, особенно Афине) черты титанизма и мужественности, - к женскому, наделенному чертами интимности, лиризма, мечтательности. Пракситель прославился своими изображениями богини любви и красоты Афродиты, особенно той, что была выполнена им по заказу жителей острова Книд около 340-330 года до н.э. и для которой ему позировала легендарная красавица, гетера (в переводе «подруга», представительница свободной любви) Фрина. Скульптор изобразил богиню полностью обнажённой, свободно стоящей во весь рост и прикрывающей лоно правой рукой, возле гидрии (сосуда для воды), на которую она положила свои одежды, словно готовясь к купанию. Статуя была выполнена из мрамора, наделённого свойством, присущим именно греческому мрамору - способностью вбирать в себя свет и создавать, благодаря исключительно нежной обработке, впечатление лёгкой ауры, веющей над поверхностью и смягчающей контуры объёмов, словно бы растворяя их в окружающем воздухе.
Римский историк Плиний сообщает на основе дошедших преданий, что статуя "сделалась безмерно знаменита. Царь Никомед, желаю купить у книдян статую Афродиты, предлагал освободить их от всех долгов, которые были огромны. Но книдяне отвергли его предложение, предпочтя удержать статую".

Дама за туалетом, или Форнарина. Джулио Пиппи. Нач. 1520-х.


Картина «Дама за туалетом, или Форнарина» относится к началу 1520-х годов и принадлежит кисти Джулио Пиппи, по прозвищу Романо (Римлянин) (1499-1546), учеником Рафаэля, связанным с поколением мастеров - наследников великих гениев Возрождения. Работа Джулио Романо обнаруживает близость к произведению Рафаэля «Портрет молодой женщины, или Форнарина» (1518-1519; Рим, Галерея Боргезе). Как можно заметить, Романо близко следует образцу, однако он значительно смелее открывает фигуру своей героини, сделав ее почти полностью обозримой. Художник специально акцентирует ее наготу с помощью прозрачной вуали, которая не столько скрывает женские прелести дамы, сколько призывает напрячь зрение, чтобы их разглядеть. Но истинный посыл в обоих случаях, и у Рафаэля, и у Романо - попытка через светский жанр, родившийся на почве реальности, обратиться к поэтической органике мифа через мотив женской наготы.
Необычайная достоверность образа заставила искать в реальной жизни портретное сходство с изображённой женщиной, которую поочерёдно называли именами прекрасных итальянок - Лукреции Борджиа, Беатриче д"Эсте и, наконец, Форнарины. Любая из них тем самым становилась равной богине, что вполне соответствовало ренессансному представлению о человеке, великому диалогу с прошлым и его развитию в будущем.


Королева (Жена короля). Поль Гоген. 1895.


Картина основателя символизма в европейской живописи Поля Гогена "Te Arii Vahine. Королева (Жена короля)" (1895), была написана художником во время пребывания на Таити. Гоген был восхищён "Олимпией" Мане. Он сделал копию картины, а её фотографию взял с собой в Океанию, куда он отправился в поисках новых идей и новой жизни вдали от европейской цивилизации. Свою героиню «королевского рода» художник нашел среди жителей островов Океании, в мире древних идолов и незнакомых богов, в атмосфере, овеянной духами предков, среди простых людей и их незамысловатых занятий: рыбная ловля, сбор плодов, молитва, беседа, отдых составляют приметы их бытия. В местных жителях художник обнаруживает систему пропорций греческих ваятелей. Местная красавица представлена им отдыхающей на зеленом склоне; она непринужденно повторяет позу и силуэт лежащей Венеры (и Олимпии, репродукцию которой Гоген взял с собой в свое экзотическое путешествие), свободной, однако, от всех атрибутов европейской цивилизации: не гетера, не мать семейства, а сама природа, воплощение человеческого естества, лишь подчеркнутая в этом своем значении организующей волей художника. В картине царит чувство радости и ощущение грядущего счастья.
В начале XX столетия эту картину именовали "Женщина под деревом манго", но сам Гоген назвал её "Королева", - возможно, так он титуловал свою "таитянскую Венеру" за ту магическую женственность, которая сразила его в "Олимпии".

Музей приглашает вас погрузится в атмосферу красоты и любви, зайти в затемнённый зал, где яркими пятнами света выделяются 4 прекрасных произведения, отражающих видение красоты в разное время и глазами разных художников. И вновь убедится, что есть неизменное, прекрасное и вечное - то, что мы проносим через века, передавая из поколения в поколение.

При написании статьи использовался буклет ГМИИ им. А.С. Пушкина. "Олимпия" Эдуарда Мане из собрания Музея д"Орсэ (Париж)"

Адрес: ул. Волхонка, 12, м. Кропоткинская, м. Боровицкая, м. Библиотека им. Ленина.
Время работы: вт, ср, сб, вс с 11:00 до 20:00, касса (вход) с 11:00 до 19:00;
чт, пт с 11:00 до 21:00, касса (вход) с 11:00 до 20:00
Выходной день понедельник.
Цена билета: В рабочие дни
с 11:00 до 13:00: 300 р., льготный 150 р.,
с 13:00 до 17:00: 400 р., льготный 200 р.
с 17:00 до закрытия музея: 500 р., льготный 250 р.
По пятницам, во время проведения мероприятий "Пятницы в Пушкинском":
с 17:00 до закрытия музея: 700 р., льготный 350 р.
В выходные дни:
с 11:00 до 13:00: 400 р., льготный 200 р.
с 13:00 до закрытия музея: 500 р., льготный 250 р.
Бесплатные категории - бесплатно.

Посетители могут приобрести в кассе или онлайн входные билеты в Главное здание музея и доплатить на кассе за посещение выставки Кранахов.
Доплата к входным билетам (в том числе, комплексным) составляет:
в рабочие дни
с 13:00 до 17:00: 100 р., льготный 50 р.
с 17:00 до закрытия музея: 200 р., льготный 100 р.
в выходные дни:
с 11:00 до 13:00: 100 р., льготный 50 р.
с 13:00 до закрытия музея: 200 р., льготный 100 р.
Билет, приобретенный онлайн, дает право прохода на выставку без очереди через через служебный подъезд №5.

В ГМИИ им. Пушкина прибыла долгожданная гостья - знаменитая картина “Олимпия ” Эдуарда Мане из собрания Музея д"Орсэ в Париже. Специально для нее в столичном музее освободили целый зал.

Компанию “Олимпии ” на выставке составят три работы из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина: картины "Королева (Жена короля)" Поля Гогена (1895), полотна "Дама за туалетом" Джулио Пиппи, прозванного Романо, (нач. 1520-х) и скульптуры Афродита Книдская Праксителя (копия римского времени с оригинала ок. 350 до н.э.).

"Исключительность момента нам трудно осознать, это произошло, и величайшее произведение Мане оказалось в наших стенах" , - передает ТАСС слова, сказанные на вернисаже директором Пушкинского музея Мариной Лошак.

Олимпия ” - едва ли не самый знаменитый шедевр одного из основателей импрессионизма, написанный им в 1863 году. Первый публичный показ “Олимпии ” , которую Мане создавал, вдохновившись образом Венеры Урбинской Тициана, на Парижском салоне в 1865 году сопровождался грандиозным скандалом. Ее даже хотели продать за рубеж, чему воспрепятствовали собравшие необходимую сумму друзья художника. Лишь благодаря этому она осталась во Франции и еще долго путешествовала по музейным собраниям, пока не нашла свой “дом ” в Музее д`Орсэ.

В Москве “Олимпию ” можно увидеть до 17 июля. После полотно отправится в Санкт-Петербург и будет представлено в Эрмитаже.

/ Понедельник, 18 апреля 2016 года /

темы: Культура

В Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина с 19 апреля по 17 июля будет выставляться картина Эдуарда Мане “Олимпия ” , которая до этого лишь однажды покидала стены родного Музея д"Орсэ в Париже, сообщает пресс-служба музея.
"Едва ли не самый знаменитый шедевр одного из основателей импрессионизма, написанный им в 1863 году, предстанет на выставке в окружении трех работ из собрания ГМИИ имени Пушкина: картины "Королева (Жена короля)" Поля Гогена, полотна "Дама за туалетом" Джулио Пиппи и скульптуры Афродита Книдская Праксителя", - говорится на сайте ГМИИ.
Полотно “Олимпия ” , на котором изображены лежащая обнаженная женщина и темнокожая служанка с букетом цветов, является переосмыслением Венеры Урбинской Тициана в духе современной для Мане эпохи. Как отмечает “Интерфакс ” , директор музея Марина Лошак назвала картину "величайшим произведением", а президент ГМИИ, бывший директор музея Ирина Антонова сравнила это событие с приездом в СССР “Джоконды ” Леонардо да Винчи и Сикстинской мадонны Рафаэля.



В Москве полотно можно будет увидеть до 17 июля, затем картину представят в Эрмитаже.

Полотно “Олимпия ” одного из основоположников импрессионизма Эдуарда Мане из собрания Музея д`Орсэ, всего лишь во второй раз покинувшее Францию с момента своего создания в 1863 году, представлено на выставке в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.“Олимпия ” в ГМИИ

. . . . .

По ее словам, это произошло благодаря давним дружеским отношениям российского и французского музеев и инициативе президента ГМИИ им. А. С. Пушкина Ирины Антоновой, которая выступила куратором экспозиции.

Та, в свою очередь, сравнила по значимости гастроли “Олимпии ” в Пушкинском музее с состоявшимися уже много лет назад показами “Джоконды ” Леонардо да Винчи и Сикстинской Мадонны Рафаэля.

Специально для “Олимпии ” , которая писалась Мане как современная Венера, в музее освободили зал и дополнили полотно произведениями из собрания ГМИИ, которые наилучшим образом помогают понять замысел художника, а также раскрывают тему женской красоты и любви в разные эпохи. Это картины "Королева (Жена короля)" Поля Гогена (1895 г.) и (начало 1520-х годов) Джулио Романо, а также скульптура Праксителя Афродита Книдская (копия римского времени с оригинала около 350 г. до н. э.).

Эта картина проложила рубеж

Олимпия ” - удивительное по своими художественным качествам и своей новизне для того времени произведение, которое продолжает действовать на наше воображение и сегодня. Эта картина проложила рубеж между предыдущим развитием живописи и искусством нового времени. Своей “Олимпией ” Мане доказал, что можно относиться самым критическим образом к своему времени и открывать какие-то его стороны, о которых никто никогда и не думал", - рассказала Антонова.

Публичный показ “Олимпии ” , которую Мане писал, вдохновившись образом Венеры Урбинской Тициана, на Парижском салоне в 1865 году сопровождал грандиозный скандал, и поначалу судьба картины складывалась не очень благополучно. . . . . . Таким образом она осталась во Франции и начала свое путешествие по музейным собраниям, пока не осела в Музее д`Орсэ.

"О связи межу картинами было известно с момента создания “Олимпии ” , но это две совершенно разные Венеры, поскольку в “Олимпии ” модель известна и узнаваема, и в данном случае она играет роль куртизанки, что символизирует наступление новой эпохи в живописи" , - сказал президент Музее д`Орсэ Ги Кожеваль.

Французское искусство нового времени в музеях России

В 2013 году Венеры Тициана и Мане встретились на выставке "Мане. Возвращение в Италию" в венецианском Дворце дожей, а показ “Олимпии ” в России оказался возможен потому, что, по словам Кожеваля, в собраниях ГМИИ и Эрмитажа находятся великолепные образцы французской живописи.

"Я убежден, что это два великих музея мира, где очень хорошо представлено французское искусство, по коллекциям которых можно проследить зарождение и расцвет французского искусства нового времени" , - резюмировал он.

Основоположниками этих коллекций были дореволюционные коллекционеры и меценаты Сергей Щукин и Иван Морозов. После революции собрания были национализированы, помещены в Государственный музей нового западного искусства, а после его расформирования распределены между ГМИИ и Эрмитажем. Вскоре, осенью этого года, значительную часть собрания Сергея Щукина с произведениями Анри Матисса и Пабло Пикассо представят в парижском Foundation Louis Vuitton, а уже сегодня Лошак, Антонова и Кожеваль обсудят будущие совместные проекты.

Показ “Олимпии ” в Москве продолжится до 17 июля, а после полотно представят в Эрмитаже.


В Музее изобразительных искусств имени Пушкина готовят грандиозный сюрприз для ценителей живописи. В Москву впервые привезли легендарную “Олимпию ” Эдуарда Мане. Увидеть ее можно будет с 19 апреля в главном здании музея на Волхонке.


Одну из самых знаменитых в мире картин - “Олимпию ” Эдуарда Мане - можно увидеть в Москве с 19 апреля. Полотно выставлено в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. . . . . .

"Любой музей мира хотел бы увидеть в своих стенах “Олимпию ” Мане - это абсолютно сакральное произведение" , - заявила на открытии выставки директор музея Марина Лошак, слова которой приводит сайт Министерства культуры России.

Церемонию открытия также посетили министр культуры Владимир Мединский и замминистра иностранных дел Алексей Мешков.

Картина Мане предстала на выставке в окружении трех работ из собрания ГМИИ им. А.С. . . . . . Это полотна "Королева (Жена короля)" Поля Гогена и "Дама за туалетом, или Форнарина" Джулио Романо, а также скульптура Праксителя Афродита Книдская .

Выставка в Москве продлится до 17 июля, затем “Олимпию ” представят в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.


Москва. Картина “Олимпия ” Эдуарда Мане из собрания Музея Д‘Орсэ будет выставлена в Государственном музее изобразительных искусств (ГМИИ) им. Пушкина с 19 апреля по 17 июля, сообщили “Интерфаксу ” в ГМИИ.

"Картина “Олимпия ” Мане из собрания Музея Д‘Орсэ выставлена в ГМИИ им. Пушкина и пробудет здесь до 17 июля, после чего переедет в Эрмитаж" , - рассказали в музее в понедельник.

"Приезд “Олимпии ” - такое же важное событие, как много лет назад выставка “Джоконды ” и Сикстинской мадонны , - отметила И. Антонова.


МОСКВА, 18 апр — РИА Новости. Министр культуры РФ Владимир Мединский открыл выставку "Олимпия" Эдуарда Мане из собрания Музея д"Орсэ (Париж), на которой впервые в столице будет экспонироваться знаменитое полотно одного из основателей импрессионизма, торжественное открытие прошло в понедельник в Государственном музее изобразительных искусств им. (ГМИИ) А.С. Пушкина.

"Любой музей мира хотел бы увидеть в своих стенах "Олимпию" Мане — это абсолютно сакральное произведение. Оно всего лишь второй раз покидает стены Парижского музея д"Орсэ", — рассказала директор ГМИИ Марина Лошак.

Лошак отметила, что присутствие "Олимпии" в ГМИИ доказывает, что несмотря на все происходящее на мировой арене, на культурном фронте "мосты расширяются".

Выставка Рафаэля Санти пройдет в ГМИИ имени Пушкина в сентябре Это первая масштабная выставка Рафаэля в России. Будут представлены картины и рисунки из музеев Италии - Галереи Уффици и Палатинской галереи. Эксперты сравнивают готовящуюся экспозицию с такими выставками, как "Караваджо" и "Тициан".

"У Эдуарда Мане был дядя Эдмонд, который водил племянника в музеи, так сформировался гений, я призываю всех ходить в музеи, желательно с детьми. Россия — единственная страна в мире, где дети до 16 лет проходят в музеи бесплатно", — сказал на торжественном открытии Мединский.

Министр пообещал послу Франции в РФ Жану-Морису Риперу, что "мы тоже привезем что-нибудь хорошее во Францию в ближайшее время". Рипер в свою очередь поблагодарил за возможность представить российской публике "Олимпию".

"Наверное, я сейчас буду выступать не от имени министерства иностранных дел, а от благодарной публики, для нас всех это большой праздник — увидеть "Олимпию" в Москве, это свидетельства давних российско-французских связей", — отметил замминистра иностранных дел Алексей Мешков.

"Олимпия" была написана Мане в 1863 году. На Парижском салоне 1865 года критики разгромили ее за "аморальность". К картине даже была представлена стража, чтобы оградить ее от физических посягательств.

Картина предстанет на выставке в окружении трех работ из собрания ГМИИ имени Пушкина - полотен "Королева (Жена короля)" кисти Поля Гогена (1895), "Дама за туалетом, или Форнарина" (нач. 1520-х) ученика Рафаэля Джулио Романо и скульптуры Праксителя "Афродита Книдская" (копия римского времени с оригинала ок. 350 г. до н.э.).

Отправной точкой создания "Олимпии" стало желание Мане переосмыслить шедевр Тициана "Венера Урбинская" в духе своей эпохи, написать современную Венеру.

Картина "Дама за туалетом, или Форнарина" относится к началу 1520-х годов и хронологически предшествует "Венере Урбинской" Тициана. Полотно основателя символизма в европейской живописи Поля Гогена "Королева (Жена короля)" было написано художником во время пребывания на Таити. Местная красавица, отдыхающая на зеленом склоне, повторяет позу и силуэт лежащей Венеры (и Олимпии).

Пушкинский музей представит гостям легендарный шедевр Эдуарда Мане - картину "Олимпия", написанную в 1863 году и всего однажды покидавшую стены парижского Музея д’Орсэ

Пушкинский музей представит гостям легендарный шедевр Эдуарда Мане — картину «Олимпия», написанную в 1863 году и всего однажды покидавшую стены парижского Музея д’Орсэ.


Выставка «“Олимпия” Эдуарда Мане из собрания Музея д’Орсэ (Париж)» открывается в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина 19 апреля 2016 года. Едва ли не самый знаменитый шедевр одного из основателей импрессионизма, написанный им в 1863 году и с тех пор лишь однажды покидавший стены Музея д’Орсэ в Париже, предстанет на выставке в окружении трех работ из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина – картины «Королева (Жена короля)» Поля Гогена (1895), полотна «Дама за туалетом, или Форнарина» (нач. 1520-х) Джулио Романо и скульптуры Праксителя Афродита Книдская (копия римского времени с оригинала ок. 350 г. до н.э.).

Отправной точкой для возникновения «Олимпии» стало желание Э. Мане переосмыслить образную и пластическую «формулу» «Венеры Урбинской» Тициана в духе своей эпохи, то есть написать современную Венеру. «Наш долг, – утверждал Мане, – извлечь из нашей эпохи все, что она может предложить, не забывая и о том, что было открыто и найдено до нас». С этой точки зрения замысел «Олимпии» в самом общем плане состоял в попытке поднять современность до высоких классических образцов и на этом пути обрести новое понимание и того и другого. С точки зрения критиков, которые в своих отзывах буквально разгромили картину на Парижском салоне 1865 года, название работы усугубляло ее «неприличие», ибо так звали одну из героинь романа (1848) и одноименной драмы (1852) Александра Дюма-сына «Дама с камелиями». Олимпия – антагонистка главной героини, блестящая, холодная, расчетливая. В Париже XIX века это имя какое-то время было нарицательным для всех дам ее профессии.

Героиня возлежит на шелковистой поверхности виртуозно написанных белых тканей; переливчатая вибрация оттенков рождает эффект сияния, напоминающий перламутровое свечение внутри морской раковины, образ которой также связан с темой богини любви. Но у Олимпии нет самосознания богини, которой принадлежит весь мир. Скорее, она подобна срезанному цветку – украшающей ее волосы орхидее, расцветшей ненадолго, чтобы вскоре отцвести. Привычная отрешенность в ее взгляде смиряет внутреннее напряжение, превращая его в равнодушие. Браслет, серьги, бархотка с драгоценным камнем, призваны, как и в полотне Тициана, подчеркнуть в наготе момент полураздетости, и, стало быть, интимности, а домашние туфельки – одна одетая, другая соскользнувшая с ноги и открывшая кончики пальцев, – пробуждают слабый, как бы мимоходом, укол чувственности и дух будуара.

Обращение к «Венере Урбинской» и дальнейшая интерпретация характера персонажа заставили Мане вести диалог не только с картиной Тициана, но и с длительной традицией существования темы любви и красоты в европейской художественной культуре в целом. Постоянство присутствия подобной героини в произведениях искусства на протяжении столетий объясняется, во-первых, особой ролью мифа в изобразительном искусстве вообще, во-вторых, конкретным содержанием связанного именно с ней повествования, заключающего в себе осмысление двух тесно сопряженных между собой ценностей, занимающих важное место в сфере идеальных представлений человечества. Ими являются Любовь и Красота, воплощенные в образе прекрасной женщины.

Истоки этой темы, преломившейся в шедеврах Тициана, Веласкеса, Гойи, Мане и других мастеров, восходят к творчеству древнегреческого скульптора Праксителя. В его произведениях отразился совершившийся в греческом искусстве второй половины IV века до н.э. переход от преобладания героического и волевого мужского идеала, господствовавшего в высокой классике V века – у Поликлета, Мирона Фидия, сообщавших даже женским божествам (Гере, Артемиде, особенно Афине) черты титанизма и мужественности, – к женскому, наделенному чертами интимности, лиризма, мечтательности. Пракситель прославился своими изображениями богини любви и красоты Афродиты, особенно той, что была выполнена им около 340–330 года до н.э. и для которой ему позировала легендарная красавица, гетера (в переводе «подруга», представительница свободной любви) Фрина.

Картина из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина под названием «Дама за туалетом, или Форнарина» относится к началу 1520-х годов и хронологически предшествует шедевру Тициана, но стадиально принадлежит более позднему историческому периоду, так как выполнена художником Джулио Романо (1499–1546), учеником Рафаэля, связанным с поколением мастеров – наследников великих гениев Возрождения. Работа Джулио Романо обнаруживает близость к произведению Рафаэля «Портрет молодой женщины, или Форнарина» (1518–1519; Рим, Галерея Боргезе).

Картина основателя символизма в европейской живописи Поля Гогена (1848–1903) из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина «Te Arii Vahine. Королева (Жена короля)» (1895), была написана художником во время пребывания на Таити. Свою героиню «королевского рода» художник нашел среди жителей островов Океании, в мире древних идолов и незнакомых богов, в атмосфере, овеянной духами предков, среди простых людей и их незамысловатых занятий: рыбная ловля, сбор плодов, молитва, беседа, отдых составляют приметы их бытия. В местных жителях художник обнаруживает систему пропорций греческих ваятелей. Местная красавица представлена им отдыхающей на зеленом склоне; она непринужденно повторяет позу и силуэт лежащей Венеры (и Олимпии, репродукцию которой Гоген взял с собой в свое экзотическое путешествие), свободной, однако, от всех атрибутов европейской цивилизации: не гетера, не мать семейства, а сама природа, воплощение человеческого естества, лишь подчеркнутая в этом своем значении организующей волей художника.


МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: ГМИИ им. А. С. Пушкина, Главное здание, Волхонка, 12
ДАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ: 19 апреля – 17 июля 2016