Флоровский монастырь (Киев). Храмы Подола

К Каменно-Бродскому и Гусевскому монастырю легко доехать на автомобиле по асфальтированным дорогам, которые ведут прямо к воротам обителей, несколько раз в день проходят автобусы.
В отличие от них Кременский Вознесенский мужской монастырь – настоящая пустынь. От города Фролово до него по прямой – тридцать километров. Асфальтированная дорога приводит в хутор Зимовский, а дальше грунтовая дорога – до турбаз нескольких фроловских предприятий, на обрывистом берегу Дона дорога кончается. Купола монастырского храма видны через Дон слева, ниже по течению за поворотом реки. На высоких холмах над монастырем стоят две часовни. Вид на монастырь открывается еще с дороги на подъезде к Зимовскому. Переправы в этом месте не организовано, возможно, монахи опасаются нашествия раздетых и нетрезвых туристов с турбаз. Если договориться с рыбаками - хозяевами лодок, то можно переправиться через Дон и здесь, хотя с турбаз нефтяников и газовиков до него плыть далеко - 2 километра. Прямо напротив монастыря расположена турбаза железнодорожников, к ней можно проехать по извивающимся в пойменных зарослях грунтовым дорогам, если стоит сухая погода. При весенних разливах Дон поднимается до самого хутора Зимовского и лесные дороги надолго – до середины мая становятся непроезжими. Переплыв на лодке на другой берег Дона, встречаешь неожиданное препятствие – заросший залив лежит между берегом и монастырем. Через него надо переплывать на другой лодке – плоскодонке или идти далеко в обход. Летом автобус из Фролово несколько раз в день доезжает до турбаз, в остальное время года трижды в неделю тяжелая вахтовая машина останавливается только в Зимовском, а дальше идет на север – по песчаным дорогам в пойме мимо хуторов Выездинский и Чернополянский до Клетско-Почтовского.

Можно доехать до монастыря и на автомобиле по окружному пути. Если ехать из Волгограда, то проехав Иловлю, через 30 километров нужно свернуть у поселка Лог налево по указателю «Вилтов». Из Фролово тоже нужно доехать (42 километра) до этого поворота. Асфальтированная дорога уходит в пойму Дона, мимо хутора Вилтов к переправе. Небольшой катер «Ветер» толкает тяжелый паром через быстрые донские воды. Переправа легкового автомобиля стоит 50-70 рублей, переправа работает с 7 до 21 часа. Выезжая на правый берег Дона, оказываешься в станице Новогригорьевской со Свято-Троицкой церковью 18 века в центре. Мимо церкви асфальтированная дорога выходит из станицы на север высоко над Доном к хутору Каменский. Сюда автобусы уже не ходят. Над Каменским высятся отвалы карьеров, где добывали щебень и вывозили его на баржах по Дону. Сейчас щебенку копают время от времени для местных нужд. Асфальт в Каменском кончается, за хутором путь преграждает большой овраг, который можно объехать по верхней дороге, которая поднимается серпантином вдоль оврага с северной стороны отвалов карьера. Она из щебенки, поэтому по ней можно проехать и в сырую погоду. Через пять километров такой дороги стоит столб с табличкой «Кременский Вознесенский монастырь», а направо вдоль лесополосы начинается полевая дорога. Через пять километров она выводит на холм, возвышающийся над монастырем и к Святому колодцу в балочке на вершине холма. Если дорога покажется ненадежной (после дождя), можно проехать еще дальше пять километров и выехать на дорогу, которая ведет в монастырь из станицы Кременской. Эта дорога выходит над Доном с другой стороны балки рядом с часовней над могилами семи братьев-монахов, основателей монастыря. От вершины холма и колодца к монастырю ведет очень крутой спуск. Узкую белую полоску меловой дороги видно и от турбаз и даже в хорошую погоду с московской трассы. Справа есть и объездная дорога, усыпанная меловой крошкой и размытая дождями, по которой все же можно проехать. Рейсовые автобусы сюда не ходят, в Каменском всего несколько дворов, жители его работают в карьере, хутором Каменский кончается Иловлинский район. Сам монастырь находится в хуторе Саушкин Кременского сельского поселения Клетского района, но до всех трех окружающих райцентров – Клетской, Иловли и Фролово добраться трудно. Он уже практически нежилой, только на лето приезжают несколько дачников.

На вершине холмов в балочке расположен Святой колодец, по преданию, появивишийся по молитвам братьев монастыря в 1788 на праздник Казанской иконы Божией матери. Постоянно осыпавшиеся склоны балки в прошлом году были обустроены стараниями фроловчан, ими же возведен и новый сруб над колодцем. В этом году устроена и купальня.

Главная достопримечательность монастыря – Вознесенский собор, построенный в начале XVIII века в стиле больших пятиглавых соборов центральной России. Три двухэтажных корпуса былипостроены в середине XIX века. Они сохранялись вплоть до 70-х годов XX века, пока в них размещался психиатрический дом-интернат, потом были заброшены и стали разрушаться. Собор использовался под конюшню, мастерскую, кузницу, для чего были проломаны большие ворота. На месте южного алтаря стояла наковальня. Потом донские хутора обезлюдели, всякое производство прекратилось, закрылся и психиатрический дом-интернат. С начала 90-х годов прихожане из Фролово ездили расчищать развалины монастыря. В Вознесенском соборе, который уже накрыли крышей и восстановили купола, служат редко, сейчас там восстанавливают штукатурку на стенах алтаря.

Из трех корпусов обустроен один, в нем живут братья монастыря, там же устроен и домовый храм. Главная святыня монастыря - Августовская икона Пресвятой Богородицы . Жизнь в возрождающемся монастыре тяжелая - топят дровами, воду носят из Дона. Братья возделывают огород, ловят рыбу, завели корову и поросят. Наместник монастыря игумен Руфин (Иванов) сам печет хлеб.

В километре от монастыря, под холмом с могилами семи братьев, устроен Иоанно-Предтеченский скит, где живут и молятся иеродьякон Георгий и монах Кирилл. 7 июля 2007 года, в праздник Рождества Иоанна Предтечи, группа прихожан из города Фролово во главе с настоятелем протоиереем Феодором Андрощуком, побывала в гостях у монахов, чтобы поздравить их с престольным праздником скита и передать в дар икону святителя Николая Чудотворца. Монахи радушно приняли паломников и после отслуженного молебна, накормили трапезой. За обедом иноки рассказали о своей жизни в скиту. "У нас здесь единение с природой, особенно зимой, звери приходят - волки, лисы, зайцев много, косули есть, - рассказывает монах Кирилл. - На берегу пруда рядом с Доном у нас огород, и рядом с ним в пруду черепахи живут." В скиту три деревянных сруба - келья отца Георгия, трапезная и баня. Над каменной кельей инока Кирилла устроен крошечный храм во имя святого Иоанна Предтечи, в котором двое иноков читают молитвенное правило.

До революции берега Дона были густо населены казаками, на холмах стоят станицы с большими храмами и многочисленные хутора, по реке было оживленное судоходство. Теперь станицы вымирают, храмы стоят без куполов и часто без службы. Автомобильных и железных дорог вдоль Дона нет, судоходство по мелководному Дону нерентабельно, до станиц и райцентров добираются с московской трассы и только там где еще действуют паромные переправы. И Кременско-Вознесенский монастырь, некогда основанный казаками рядом со своими станицами теперь стал настоящей пустынью, отдаленной от суеты современного мира.

Описание

Свято-Флоровский Вознесенский монастырь – самый древний женский монастырь города Киева. Первое документальное упоминание о существовании Флоровского монастыря – это грамота 1566 года Сигизмунда ІІ Августа, короля Польши, написанная киевскому князю Константину Константиновичу Острожскому. Но существовал он еще до опустошения Киева Менгли-Гиреем в 1482 году. В грамоте говорилось о передаче прав владения и управления монастырем при церкви святых Флора и Лавра протопопу Якову Гулькевичу и его потомкам-священнослужителям, которые должны были вести там службу по греческому обычаю и закону, т.е. совершать православные богослужения. В 1632 г., при святом Петре (Могиле), Митрополите Киевском, внук протопопа Якова, Иоанн Богуш-Гулькевич, инок Лавры, отказался от своих наследственных прав на Флоровскую обитель в пользу игумении Агафии (Гуменицкой), но при обязательном условии, что монастырь должен принадлежать Православной Церкви.

В 1711 г. по указу Императора Петра I к Флоровскому монастырю был присоединен Вознесенский женский монастырь, основанный в начале XVII века и находившийся напротив Святых врат Лавры (сейчас на этом месте находится бывший арсенал Киево-Печерской крепости). С этого времени начинается расширение Флоровского монастыря. В 1718 году Обитель настиг сильнейший пожар, который уничтожил практически все ее постройки, в том числе и церковь Флора и Лавра. Но монастырь быстро восстановили, благодаря пожертвованиям прихожан, в 1732 году был возведен и освящен каменный Вознесенский храм, являющийся в настоящее время одной из знаменитых святынь и достопримечательностей города Киева.

В 1811 году монастырь вновь подвергся опустошающему пожару, он полностью разорил Подол и Флоровский монастырь. Пожар был такой сильный, что плавились колокола. На восстановление монастыря государственная казна выделила 133 тыс. руб., что позволило заново выстроить Вознесенскую и Трапезную церкви, а на пожертвования прихожан была возведена еще одна новая церковь Воскресения Христова. В 1821 году была надстроена колокольня над святыми вратами монастыря, а в 1844 году освящен каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1835 году монастырю передали во владение Киселевку, на которой была возведена Троицкая церковь в 1857 году. Сама же гора была обнесена каменной оградой.
В 1870 году при обители на собственные средства монастыря была открыта школа для девочек из бедных семей разных сословий. В конце XIX века здесь существовали богадельня и больница. Насчитывалось всего 38 зданий, деревянных и каменных.
Сейчас сохранились колокольня, трехглавый Вознесенский храм с приделом во имя Казанской иконы Божией Матери, церковь св. Николая Мирликийского (до 1857 года она называлась церковью святых Флора и Лавра) и одноглавая церковь-ротонда во имя Воскресения Христова, храм Казанской иконы Божией Матери.
Флоровский монастырь во все времена славился подвижницами благочестия. В XVII-XVIII вв. в нем постригались в монахини женщины, принадлежавшие чаще всего к высшим сословиям. Здесь подвизались в игумении княжна Екатерина Милославская, графиня Апраксина, княгиня Шаховская и др.
Огромный вклад в историю Русской Церкви внесла игумения Флоровского монастыря Смарагда, написавшая очень известную в России книгу «Благоговейные христианские размышления».
В Киевском Флоровском монастыре приняла постриг великая Александра Мельгунова, основательница Серафимо-Дивеевского монастыря.


Флоровский монастырь поражает своим величием и красотой, как внутри так и снаружи. Но внешняя красота это не самое главное, важнее всего та духовная атмосфера, которая царит в каждом здании этого монастыря. Эта обитель несет в себе божественность и преданость православию. Приезжая в Киев, нужно обязательно посетить это место, даже если вы не верующий человек.

ФЛОРОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В КИЕВЕ

Женские монастыри существовали в Киеве еще с XII в. По древнему обычаю почти при каждом мужском монастыре находился и женский; например, при древнем Софийском монастыре - женский монастырь Святой Ирины, при Михайловском мужском - женская Богоявленская обитель, при Киево-Печерской лавре - женский Воскресенский монастырь. Таким образом, престарелые супруги, посвящавшие остаток своих дней Богу, жили хотя и в отдельных кельях, но неподалеку друг от друга.

Письменные сведения о существовании монастыря на Подоле, при Флоровской церкви, встречаются в грамоте польского короля Сигизмунда Августа, которую он дал в мае 1566 г. князю Константину Константиновичу Острожскому - киевскому воеводе. Этой грамотой польский король, по просьбе киевского протопопа Иакова Гулькевича, утвердил за последним право распоряжаться монастырем, освященным во имя святых Флора и Лавра, и «службу Божию в нем исправлять». О существовании монастыря говорит и записка Печерского монаха Иоанна (Богуша Гулькевича - внука и наследника протопопа Иакова), в которой он отказывается от своих прав на монастырь и предоставляет их игумении Агафии Гуменицкой и «законницам теперешним и на потом будучим». Эту записку утвердила грамота короля Владислава IV от 27 декабря 1655 г.

В означенных грамотах говорилось, что монастырь существует «здавна», но о судьбе его известно только то, что он был возобновлен протопопом Иаковом Гулькевичем; что при игумении Ульской деревянная монастырская церковь обветшала, но была исправлена и украшена игуменией Агафьей. Последняя для устранения тесноты выпросила у набожных людей, а также купила за деньги несколько ближайших мест, построила кельи и оградила монастырь «оплотом» (тыном).

В 1710 г. по повелению Петра I женский Воскресенский монастырь, стоявший напротив Святых ворот Киево-Печерской лавры, был закрыт, т. к. занимаемое им место понадобилось для устройства арсенала Печерской крепости. Находившихся там монахинь разместили во Флоровском монастыре; ему передали и все недвижимые имения закрытой обители, которых она особенно много получила при игумении Марии Магдалине - матери украинского гетмана И. Мазепы. С этого времени Флоровская обитель стала значительно улучшаться: так, в скором времени была заложена вместо тесной деревянной церкви новая каменная. В 1723 г. митрополит Рафаил освятил ее во имя Вознесения Господня.

В 1786 г. монастырские вотчины вместе с крепостными крестьянами были отобраны в казну, а монастырю, к тому времени возведенному в первый класс, было определено на содержание около 3565 рублей ассигнациями. Оставили обители еще две мельницы (в Хамбикове и Ходосовке), рыбное озеро, сенокос и 14 штатных служителей.

До 1811 г. все монастырские строения (кроме каменной Вознесенской церкви) оставались деревянными. Поэтому в случившемся в том году на Подоле пожаре все они сгорели, даже каменная Вознесенская церковь была повреждена. На восстановление обители по высочайшему повелению императора Александра I в 1812 г. было отпущено из казны 133 013 рублей ассигнациями. На эти деньги воздвигли большую часть каменных зданий - для проживания игумении и сестер обители.

В 1840 г. в обители начали возводить теплую каменную церковь во имя Казанской иконы Божией Матери с приделами во имя мучеников Флора и Лавра и святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Пол в храме был мраморный, выписанный из-за границы и доставленный в обитель через Одессу.

В 1854–1857 гг. на монастырские деньги была возведена Троицкая церковь, при которой устроили кладбище. Впоследствии при ней были выстроены каменные церкви и исправлена дорога для въезда на крутую гору.

Монахини и послушницы от монастыря ничем не пользовались, кроме помещения, соответствующего их первоначальным вкладам в казну обители, и незначительной денежной помощи на дрова. Право же на жалованье, содержание и пособие из монастырских доходов предоставлялось только начальствующим в монастыре. Но высшее епархиальное начальство, сознавая неудобство такого положения, заботилось об учреждении для бедных монахинь и послушниц общей трапезы от обители. Этим можно было бы изжить многие неудобства, неизбежно возникавшие при отлучках монахинь на городские базары за продовольствием.

В XVIII–XIX вв. во Флоровской обители жили великие подвижницы. С 1758 г. здесь подвизалась княгиня Наталья Долгорукова - дочь Б. Шереметева (сподвижника Петра I) и жена попавшего в опалу князя И. А. Долгорукова. Вернувшись из ссылки в Березов, княгиня очень скромно устроилась в Москве и целиком посвятила себя воспитанию сыновей. А когда дети выросли, она перебралась в Киев и во Флоровском монастыре приняла постриг с именем Нектария. По преданию, свое обручальное кольцо Н. Долгорукова бросила перед постригом в Днепр.

Но несчастья не оставляли инокиню-княгиню и в монастыре. Младший сын ее Дмитрий сошел с ума от несчастной юношеской любви. Наталья Борисовна перевезла сына в Киев в надежде, что уединенная иноческая жизнь исцелит его. Но чтобы постричь молодого князя из знаменитого рода, нужно было согласие императрицы: оно было получено только в царствование Екатерины II, но оказалось уже не нужным. Молодой Долгорукий скончался в 1769 году; мать пережила сына на два года и скончалась в 58-летнем возрасте.

Около 1760 г. в Свято-Вознесенском (Флоровском) монастыре Александра Мельгунова - основательница Серафимо-Дивеевской обители, о которой будет рассказано в отдельной главе.

В 1917 г. одноглавый храм во имя Казанской иконы Божией Матери был перестроен под фабрику, а в 1929 г. Свято-Вознесенский (Флоровский) монастырь закрыли. Но уже в 1941 г. обитель возродили.

Старейшим из сохранившихся зданий обители является храм во имя святителя Николая Чудотворца. К западу от него расположился храм ротонда во имя Воскресения Христова, возведенный в 1824 г. в стиле классицизма.

К святыням монастыря относится келейно хранившаяся в нем в 1962–1992 гг. икона Божией Матери «Призри за смирение» - величайшая киевская святыня. От нее произошло исцеление глухонемой девочки, а в 1993 г. икона прославилась, тем, что ее негативный отпечаток проступил на стекле киота.

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Из книги Новые мученики российские автора Польский протопресвитер Михаил

Покровский женский монастырь в г. Киев При закрытии монастыря, а Покровский монастырь был закрыть первым, была выслана игуменья София, монахини держали место ее пребывания в секрете.Сильно пострадал пастырь монастыря, замечательный священник и проповедник - отец

Из книги Суздаль. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

Свято-Покровский женский монастырь Эта святая обитель была основана в 1364 году нижегородским князем Андреем Константиновичем по обету, данному им Богу. Во время сильной бури на Волге князь "начах всесильного Бога молити, яко да избавит надлежащия скорби, и обет свой дах

Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина Анатольевна

Крестовоздвиженский женский монастырь Россия, г. Нижний Новгород, Окский съезд, д. 2а, около площади Лядова.Ныне включает в себя три ранее основанных и упраздненных монастыря: Зачатьевский, Воскресенский и Происхожденский. Обитель ведет свою историю с 1370-х годов. Она была

Из книги Алтайская духовная миссия в 1830–1919 годы: структура и деятельность автора Крейдун Георгий

Мироносицкий женский монастырь Марий Эл, Медведевский р-н, с. Ежово, в 15 км на северо-восток от г. Йошкар-Олы.Это один из древнейших монастырей не только Марийского края, но всего левобережья Волги.Возникновение обители относится к середине XVII в. и связано с явлением

Из книги автора

Знаменский женский монастырь Россия, г. Кострома, ул. Нижняя Дебря, д. 37.При въезде в Кострому, на берегу Волги, возносит к небу свои купола и кресты знаменитая церковь Воскресения на Дебре. Название церкви – «на Дебре» – указывает на то, что в древности здесь рос глухой,

Из книги автора

Свято-Покровский женский монастырь Россия, г. Магадан, ул. Арманская, д. 9а.История основания женского монастыря Покрова Пресвятой Богородицы тесно переплетается с созданием Магаданской и Чукотской епархии в конце ХХ века. Магаданская епархия начинает свою новую историю

Из книги автора

Введенский Владычный женский монастырь Россия, Московская обл., г. Серпухов, ул. Октябрьская,д. 40.Монастырь как мужской основан около 1360 года. Поводом к его возникновению послужило следующее чудесное обстоятельство. Однажды святитель Алексий, митрополит Московский,

Из книги автора

Покрово-Тервенический женский монастырь Россия, Ленинградская обл., Лодейнопольский р-н, д. Тервеничи, ул. Нагорная, д. 30.Обитель появилась недавно и отсчитывает свою историю с июня 1991 года. Она возникла там, где монастыря никогда раньше не было. Тервенический погост

Из книги автора

Вознесенский Оршин женский монастырь Россия, Тверская обл., при впадении р. Орши в Волгу, в 18 км от г. Твери.Монастырь этот один из самых древних на Тверской земле, основан он в XIII–XIV вв. Оршин монастырь был изначально мужским. Весьма обширный и значительный тогда в

Из книги автора

Казанский Вышневолоцкий женский монастырь Россия, Тверская обл., г. Вышний Волочек, Красный городок.Привезенный в конце XVI в. вышневолоцкими купцами в Вышний Волочек список с Казанской иконы Богоматери, ставшей местночтимой святыней, был поставлен в загородной часовне у

Из книги автора

Свято-Казанский женский монастырь Россия, Тульская обл., Алексинский р-н, с. Колюпаново.В начале XVI века образовалось село Колюпаново и, по местному преданию, уже тогда существовал храм на берегу Оки во имя иконы Божией Матери «Казанская». О храме нет никаких упоминаний.

Из книги автора

Самарский Иверский женский монастырь Россия, г. Самара, Волжский пр., д. 1.В 40-х годах XIX столетия у самарцев возникла мысль устроить в городе женскую обитель в надежде, что сия обитель послужит духовному просвещению народа.В октябре 1850 года в Самаре была основана община

Из книги автора

Полтавский Крестовоздвиженский женский монастырь Украина, г. Полтава, ул. Свердлова, д. 2а.Основан в 1650 году вблизи тогда небольшого полкового города Полтавы, на горе, на берегу реки Ворсклы, неподалеку от места впадения в нее ее притока – небольшой речушки Полтавки.

Из книги автора

Свято-Иосифовский женский монастырь Украина, Днепропетровская обл., Магдалиновский р-н, пос. Марьевка.Село Марьевка было основано недалеко от реки Кильчень в ХVIII в. и относилось в то время к Новомосковскому уезду. Первыми поселенцами были беженцы от польских интервентов

Флоровский монастырь существовал еще до опустошения Киева Менгли-Гиреем (1482 г.). Первое документальное свидетельство о монастыре - грамота от 1566 г. польского короля Сигизмунда ІІ Августа киевскому воеводе князю Константину Константиновичу Острожскому. В ней говорится о закреплении за протопопом Яковом Гулькевичем и его потомками-священниками права удерживать издавна существовавший монастырь при церкви свв. Флора и Лавра и чинить там службу по греческому обычаю и закону, т.е. совершать православные богослужения.

В 1632 г., при Петре Могиле, Митрополите Киевском, внук отца Якова, Иоанн Богуш-Гулькевич, ставший иноком Лавры, отказался от своих наследственных прав на Флоровскую обитель в пользу игумении Агафии. В 1711 г. по воле Императора Петра I ко Флоровскому был присоединен Вознесенский женский монастырь (основан в начале XVII в.), находившийся напротив Святых врат Лавры (ныне на этом месте - бывший арсенал Киево-Печерской крепости).

В 1870 г. при обители на собственные средства было открыто училище для девочек из бедных семей различных сословий. Кроме того, с конца XIX в., здесь существовали богадельня (к 1918 г. здесь на полном монастырском обеспечении находились 100 чел.) и больница (на 10 коек).

До 1918 года в обители было 5 каменных храмов. Трехъярусная колокольня со Святыми вратами в нижнем ярусе появилась в первой половине XVIII в. Первоначально два верхних яруса были деревянными. Они сгорели во время пожара 1811 г.; огонь был такой силы, что плавились колокола. В 1821 г. при реконструкции колокольни ее выполнили полностью каменной.
Всех зданий (и каменных, и деревянных) к 1918 году было 38.

В 1929 г. монастырь закрыли. В 1934 г. был разрушен храм Святой Троицы на монастырском кладбище. В 1942 г. монастырь открылся и более не закрывался. Но в 1960 г. были отобраны Казанский храм (перестроен под пошивочный цех), Воскресенский и трапезный храмы (для мастерской по реставрации икон объединения «Укрреставрация») и много келейных корпусов.

Сейчас в обители все богослужения проходят в Вознесенском соборе. Все храмы (кроме разрушенного Свято-Троицкого) возвращены монастырю. Восстанавливается Казанский храм. Как и в былые времена, Свято-Вознесенский Флоровский монастырь является своекоштным (необщежительным).