Сценарий литературно-музыкальной композиции «Россия — Родина моя. «Частица Родины моей Литературно музыкальная композиция о калужском крае

Галина Колотыгина
Музыкально-литературная композиция «Родной свой край люби и знай»

Реб. Дорогих гостей встречаем Круглым пышным караваем. Он на блюде расписном С белоснежным рушником. Каравай мы вам подносим, Поклонясь, отведать просим.

Вед. С вами мы живем в России В целом мире нет ее красивей Русское, все милое, родное , Все,что окружает нас с тобою.

Ребята, все страны мира имеют свои государственные символы : флаг, герб, гимн. Наш флаг состоит из 3 горизонтальных полос. Какого цвета эти полоски? (белого, синего, красного) (показ слайдов) . Что обозначает белый цвет? (мир и чистоту совести) . Синий- небо,верность и правду. Красный- огонь и отвагу. Что изображено на гербе? (двуглавый орел) Мы видим герб города Москвы-столицы нашей Родины. Георгий Победоносец пронзает копьем дракона. Дракон-это зло,которое есть на Земле. Гимн-это торжественная песня. Ее исполняют в особых случаях и слушают стоя. (показ слайдов) Село Вад тоже имеет свой герб . Что на нем изображено? (слайд) (вверху-красавец олень, а внизу на голубом фоне-два белоснежных лебедя)

У каждого из нас есть малая родина. Тот уголок Земли, где мы родились, где находится наш родной дом .

1 реб. Что мы Родиной зовем Дом, где мы с тобой живем. И березки, вдоль которых Рядом с мамой мы идем.

2 реб. Что мы родиной зовем Поле с тонким колоском Наши праздники и песни Теплый вечер за окном.

3 реб. Что мы родиной зовем Все, что в сердце бережем И под небом синим синим Флаг России над Кремлем.

4 реб. Жура-жура-журавель!

Облетал он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля :

Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая :

Лучше нет родного края !

(П. Воронько)

Красив наш Вадский край : леса, реки и конечно же наша гордость- озеро Вадское. Местные поэты воспевают красоту Вада в своих стихотворениях.

5 реб. Вад- красивое местечко

Над рекой века стоит.

Здесь твой дом, твое крылечко

Встречу дивную сулит.

6 реб. Серебрится, сияет, сверкает

В Вадском озере чудо-вода.

Ветерок камышами играет,

И по небу плывут облака.

7 реб. Моя любовь, моя отрада.

Сторонка тихая моя.

Лесов зеленая дубрава,

Прозрачная вода ручья.

Вед. И мы с ребятами тоже сочинили стихи о нашем родном крае .

8 реб. Село Вад- это Родина наша :

Леса, поля, луга.

Озеро, Ключи святые-

Это наша родная земля !

9 реб. Мы здесь живем.

Здесь ярко солнце светит,

И радугу мы видим иногда.

Какое здесь красивое местечко!

Какая в Вадском озере вода!

10 реб. Наш славный край ! Тебя мы любим с детства !

Красу твою, людей и все вокруг!

Так пусть же процветает вечно

Наш Вадский край ! Он- лучший в мире друг!

Песня «Вадская лирическая»

Вед. Ни одно гулянье в нашем районе не обходится без частушек. Вот и мы сочинили частушки, чтобы повеселить наших гостей.

Частушки.

У нас в селе есть свои достопримечательности. Узнаете ли вы их? (показ слайдов) .

Вед. А сейчас мы все вместе поиграем. Игра называется «Продолжи пословицу» .

1. Родина любимая- что мать родимая . 2. Если дружба велика, будет Родина крепка. 3. Жить- Родине служить. 4. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. 5. Родина- мать, умей за нее постоять. 6. Человек без Родины, что соловей без песни.

Реб. Веселил нас много раз Русский танец-перепляс сколько удали, задора, сколько радости для нас.

Танец «Маруся»

А сейчас проведем викторину «Знаешь ли ты свой край » .

Вопросы :

1. Как называется наше село? 2. Какие реки есть в нашем районе? 3. Как называется наше озеро? 4. Какие деревья растут в наших лесах? 5. Какие животные водятся в наших лесах? 6. Какие цветы первыми зацветают в наших лесах? 7. Какая птица у нас самая маленькая? 8. Какой зверек у нас самый маленький? 9. Какие птицы у нас зимуют? 10. Назови Родину хохломы. 11. В каком еще городе развита роспись по дереву? 12. В каком городе жил Гайдар? 13. Каких местных поэтов вы знаете? (Пестов, Жеребцов, Трусов, Задрин) 14. Назовите улицы, носящие имена известных людей (Поющева, Гагарина) 15. Какие имена художников-Вадчан вам известны (Кулев, Калязимов) 16. Назовите профессии работников детского сада. 17. Как называется наша районная газета?

Стихи :

Реб. Не отметишь верными словами

Нашу деревенскую красу.

Пахнет земляникой и грибами

В молодом ухоженном лесу.

Реб. Расплескалось солнце над полями.

Зеленеют пышные хлеба.

И стоит в обнимку с тополями

Дедушкина старая изба.

Реб. Так живи же вечно, бесконечно

Озеро и реченька-река.

Вадская красивая сторонка-

Родина любимая моя !

Дети дарят сувениры гостям, изготовленные своими руками из природного и бросового материала.

Литературно-музыкальная композиция, посвященная 60- летию

Липецкой области

«Сердцем прикоснись к родным местам!»

Номинация «Лучший сценарий»

Кудинова Галина Николаевна

Филиал МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов с. Тербуны в с. Урицкое Тербунского муниципального района Липецкой области, учитель немецкого языка

Пояснительная записка

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в нашей школе является формирование у учащихся патриотизма и гражданств енности. Эти качества включают в себя потребность преданно служить своей Родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание её величия и славы, стремление беречь её честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость, развития устойчивого познавательного интереса к прошлому и настоящему своей малой Родины .

Литературно - музыкальная композиция«Сердцем прикоснись к родным местам !», посвящена 60-летию Липецкой области способствовала реализации компетентностного п одхода, который включает в себя воспитание чувства патриотизма , формирование у школьников опыта самостоятельной деятельности, личной ответственности, творческой инициативы .

Область применения: общешкольное внеклассное мероприятие.

Возраст, на который рассчитана работа: 11-16 лет (у чащиеся 5 - 9 классов).

Форма проведения : литературно - музыкальная композици я.

Методы проведения : наглядные, игровые, словесные, исследовательские; метод творческих проектов.

Оборудование: карта Липецкой области, герб Липецкой области, выставка рисунков , презентация,

Задачи:

    способствовать формированию у учащихся чувства патриотизма, интереса к истории малой родины;

    содействовать развитию классного коллектива.

    расширить знания учащихся о культуре и традициях Липецкой области;

    воспитывать у учащихся чувство любви и уважения к своей малой Родине .

Оборудование: карта Липецкой области, герб Липецкой области, выставка рисунков «Люблю тебя, мой край родной» , презентация, эпиграф «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца»
(К.Паустовский), 2 листа белой бумаги А4, ножницы, фонограммы песен: «Мой дом - Россия», «Край родной», «Живи родник, живи».

Ход мероприятия

(звучит песня в исполнении учащихся 6 класса) (слайд1)

« Мой дом – Россия»

1

Поёт соловушка над головой,

И машет ветками моя околица,

Уеду за море на зиму целую -

И те же самые берёзки белые

От удивления не узнаю

Припев:

Грибного лета дожди косые,

Родного дома тепло и свет!

И лучше дома на свете нет!

Мой дом - Россия, мой дом - Россия,

И лучше дома на свете нет!

2.

Припев:

Грибного лета дожди косые,

Родного дома тепло и свет!

Мой дом - Россия, мой дом - Россия,

И лучше дома на свете нет!

Мой дом - Россия, мой дом - Россия,

И лучше дома на свете нет!

Припев:

Грибного лета дожди косые,

Родного дома тепло и свет!

Мой дом - Россия, мой дом - Россия,

И лучше дома на свете нет!

Мой дом - Россия, мой дом - Россия,

1чтец (слайд 2)

О, Родина святая,

Какое сердце не дрожит,

Тебя благословляя

Привет тебе, мой край родной,

С твоими темными лесами,

С твоей великою рекой

И неоглядными полями!

Привет тебе, народ родимый,

Герой труда неутомимый

Среди зимы и в летний зной,

Привет тебе, мой край родной!

Учитель: Добрый день, дорогие ребята. Наша литературно-музыкальная композиция (слайд 3) – «Сердцем прикоснись к родным местам», посвящена 60- летнему юбилею нашей Липецкой области. Пусть ваше сердце почувствует чувство гордости за прошлое и настоящее своего родного края.

Отечество... В этом слове переплелись и величие нашей Родины, и неброская красота уголка, где человек родился и рос, и славная история наших предков. А еще в этом слове связь времен.

2 чтец: (слайд 4)

Лип медовых шатры

И берез лебединые взлеты,

Дона тихого омуты,

Мечи Красивой разлив…

Есть такая земля –

Вековечной любви и заботы,

И печали, и веры,

Что душу берут на разрыв…

Учитель: Эти строки написаны нашим земляком-поэтом Борисом Шальневым - про наш край, малую частицу России, которая дорога каждому из нас. Всем нам, конечно, знакомо то чувство радости и гордости, когда, возвращаясь из поездки, мы видим первые знакомые поля и холмы, берёзы, липы… И даже вечерние огни кажутся нам родными и близкими. Родина. Какое это ёмкое слово! Это и неповторимая красота нашей природы, и неисчислимые богатства наших земных недр, и славная многовековая история русского народа.

Ученик1:(слайд 5 ) По данным археологов и историков, территория, на которой в данное время располагается Липецкая область, была обжита с древнейших времён. Ещё до прихода монголо-татарского войска здесь находились города , Добринск (ныне село Доброе, Дубок (ныне село Данковского района), Старое городище (село Богородское Данковского района), Воргол (разрушен) и др.

Ученик 2: Земли Липецкого края в самом начале периода раздробления относились к . После , то есть после смерти Черниговского князя , возникают , и Воргольское удельные княжества. Воспользовавшись слабостью Черниговского княжества, рязанские князья захватили все земли верхнего , и присоединили их к своим владениям.

Возрождение края началось после изгнания кочевников. За сравнительно короткий срок (конец XVI - начало XVII веков) были отстроены города-крепости: Данков, Талицкий острог, Елецкая крепость, Лебедянь. В началось сооружение мощной укреплённой линии - Белгородской засечной черты, на которой в пределах современной Липецкой области выделялись крепости: Добрый, Сокольск и Усмань.

(Слайд 6) К концу XVII века упоминается село Липские Студёнки, которое находилось на месте нынешнего Липецка. Здесь в 1700-1712 годах были сооружены железоделательные заводы, производившие различное воору­жение для военных походов Петра I (пушки, ядра, холодное оружие и дру­гое).

С конца в крае началось строительство крупных предприятий:

с - металлургический завод на реке .

с по указу Петра Великого на реке Липовка было начато строительство Липских железоделательных заводов.

Примерно к этому времени относится и открытие в Липецке целебных минеральных источников.

В народе бытует предание, в котором говорится о том, что Петр I, прогуливаясь по берегу речки Липовка, заметил бьющий из под земли ключ прозрачной воды. Дно и берега ручейка были покрыты буровато-ржавым осадком. Петр I, отдает приказ «устроить на этом месте колодец с дубовым срубом, исследовать состав воды. Минеральную воду рекомендовалось употреблять «добрым порядком», т. е. по указанию докторов.

С - с оружейно-сборочной мастерской.

Рядом с заводами возникли поселения рабочих. Одним из таких рабочих поселений стала Липецкая слобода, давшая начало городу Липецку.

Учитель: (слайд 7) Липецкая область образована 6 января 1954 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР, объединившая части земель нескольких российских губерний Воронежской, Орловской, Рязанской, Курской областей, что аллегорически показано в гербе четырьмя ; пятый холм символизирует Липецкую область. Вместе с тем, холмы говорят о благодатности здешних земель - 85% территории области занимают черноземы, унаследовала богатейшее историко-культурное наследие. Большую его часть составляют памятники археологии, среди которых всемирно известная Гагаринская стоянка, свидетельствующая о проживании на этой территории первобытного человека более 20 тыс. лет назад. Архитектурное наследие области представлено культурными, гражданскими и промышленными творениями знаменитых зодчих: Василия Баженова, Томазо Адамини, Константина Тона, Ивана Машкова и др.

Учитель: (слайд 8) Герб Липецкой области по своему содержанию един и гармоничен. Все фигуры герба символизируют область и ее жителей как тружеников, огромный вклад которых в экономическое, культурное, духовное развитие и страны имеет немаловажное значение.

    Дополняет символику природы области и символизирует достаток, процветание, стабильность. Основной фигурой герба является дерево .

    Древнейший символ братства и согласия, призывает распорядиться, определить стержень собственной жизни, прорасти "корнями" в землю, а "вершиной" коснуться неба.

    В геральдике - олицетворение сердечности и доброжелательности, аллегорически символизирует саму жизнь: всегда давала человеку одежду и обувь, укрытие и посуду, промышленные и музыкальные инструменты; чай из соцветий липы считается успокаивающим средством, а целебные свойства липового меда непревзойденны.

    Поля герба символизирует труд металлургов и машиностроителей, литейщиков и энергетиков, что дополняет содержание герба Липецкой области как промышленно развитого региона. Красный цвет - труда, жизнеутверждающей силы, мужества, праздника, красоты.

    Аллегорично показывает аграрный сектор экономики области (традиционными направлениями сельскохозяйственного производства являются , производство зерновых, картофеля, сахарной свеклы). Золото - это цвет , богатства, зерна, плодородия, эликсира жизни, символизирует величие, уважение, прочность, интеллект, великолепие.

    Земельная , указывает на статус Липецкой области как субъекта .

    Которым Липецкая область награждена , показывает заслуги области.

Таким образом, в гербе Липецкой области языком геральдических символов и аллегорий гармонично отражены история, природные особенности и богатства области, основной профиль деятельности населения; герб Липецкой области является "говорящим", что в геральдике считается классическим способом разработки герба.

Учитель: Липецкая земля богата своими лечебными водами и реками. По территории Липецкой области протекает 127 рек длиною свыше 10 км каждая. Общая длина всех этих рек равна 3700 км. Самая крупная река области - Дон. Его длина 1967 км (в том числе в пределах Липецкой области 315 км). Наиболее крупный приток Дона - река Воронеж. Длина реки 469 км. В пределах Липецкой области - 278 км.

(слайд 9) Липецкая область включает в себя 18 районов. Главный город области – Липецк.

Учитель: Славный город, который в этом году отметил своё 310-летие.

3 чтец: Мой город в центре черноземья.

Богат он хлебом, молоком

Но больше всех его прославил

Наш новолипецкий завод.

Не только есть у нас заводы,

Но есть театры, зоопарк

Музей, немного институтов,

А, впрочем, все как в городах,

Мой Липецк, он от слова «липа»

Которые везде растут

И в кронах их густых, зеленых,

Частенько соловьи поют

И город мой, пусть небольшой

Люблю его я всей душой

Учитель: (слайд 10)

Липецк – город-курорт. Большой популярностью пользуются липецкие минеральные источники, открытые в начале XIX века. Уникальные по своему составу минеральная вода и лечебные грязи привлекают на местные курорты тысячи россиян. Первый из них, ныне известный как «Липецк-Курорт», расположился в Липецке в старом Нижнем парке.

Памятник Петру I. Площадь Петра Великого. Памятник Петру I (1839)

Постамент – пушка и ядра. На месте постамента в 1703 г. был построен верхний завод. На вершине священного для липчан холма в развилке Каменного Лога установлен памятный знак: «Липецкое городище. Археологический памятник XIII в. Охраняется государством».

Липецк – город металлургов.

Липецк – город мастеров. (Хохлома липецкая)

Липецк – город машиностроителей.

Липецк – город учащихся и студентов.

Слава Липецка в спортивных достижениях.

Липецк – культурный центр.

Липецк – площадь Героев.

Ученик 3 (слайд 11) Наша Липецкая земля - прародина гениальных поэтов А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, родина знаменитого ученого путешественника П.П. Семенова-Тян-Шанского. Огромный след в культурной и духовной жизни оставили Н. Федоров, Н. Данилевский, А. Стахович, А. Жемчужников, А. Хомяков, В. Розанов, М. Трунов, А. Бунина, И. Бунин, П. Бартенев, М. Пришвин, А. Левитов, Е. Замятин, А. Эртель, Н. Василенко, К. Игумнов, Н. Жуков, В. Мешков, Н. Орлов, Н. Ульянов, В. Сорокин, А. Мистюков, Т. Хренников и многие другие подвижники. Все они стали преемниками великой российской культуры, сохранили, развили и преумножили ее лучшие достижения.

Успешно действуют Липецкий областной краеведческий музей, который в 2001, 2004 годах принимал у себя коллекции Государственного Эрмитажа, областная картинная галерея, в фондах которой свыше 1000 произведений искусства, Художественный музей им. B .C . Сорокина - Дом мастера, выставочный зал, получивший в 2003 году статус областного.

Учитель: Отправляемся сейчас в самый древний город Липецкой области. (слайды 12-13)

Ученик 4: Он был стражем на юго-востоке Руси с XII века. Первое летописное упоминание о нём относится к 1146 году. Город расположен по обоим берегам реки Быстрая Сосна. Рассказывая о городе Ельце, нельзя не упомянуть о промысле, который прославил Елёц. Что это за старинный промысел? (Елецкие кружева). В XIX веке Елец стал центром кружево - плетения в нашем крае.

В городе существовал знаменитый «женский рынок», где кружевницы продавали свои изделия.

Учитель: А теперь я приглашаю вас на конкурс кружевниц.

Конкурс «Ажурная салфетка»

В конкурсе участвуют 2 участника.

Задача игроков - вырезать из бумаги ажурную салфетку. Оценивается красота и оригинальность изделия зрителями.

Ученик 5: Елец имеет богатые культурно-исторические традиции, является родиной известных людей: писателя М.М.Пришвина, композитора Т.Н.Хренникова. С Ельцом связано имя И.А. Бунина - трижды лауреата Пушкинских премий, академика русской словесности, лауреата Нобелевской премии (1933г.) До сих пор город сохраняет особую атмосферу старинного русского города.

История Православия на территории современной Липецкой области традиционно связывается с первыми веками христианства.

Неповторимый колорит в городе создают 13 храмов (10 из которых действующие: Соборный храм Вознесения Господня, храм Успения Пресвятой Богородицы, храм Покрова Пресвятой Богородицы, храм Преображения Господня, храм Елецкой иконы Божией Матери, Великокняжеский храм, храм Казанской иконы Божией Матери и другие.

Ученик 6: В 1395г. Елец подвергся нападению 400-тысячной армии грозного Тамерлана, но дальше города захватчик не пошел, неожиданно развернул свои войска и покинул пределы Русской земли. В память чудесного спасения Руси от нашествия войск Тамерлана ельчанами позднее была написана икона Божией Матери, называемая «Елецкая» и ставшая одной из наиболее почитаемых святынь города, а в 1893г., к 500-летнему юбилею чудесного заступничества Царицы Небесной за православный народ, в Ельце был заложен храм во имя Елецкой иконы Божией Матери.

Ученик 7: Жемчужиной среди всех является Вознесенский Собор, построенный по проекту знаменитого архитектора Константина Тона в русско – византийском стиле. Вознесенский собор прекрасно «держит» застройку центральной части Ельца, собирает ее вместе с рассыпанными вертикалями храмов города в одно целое.

Игра с залом «Колокольный звон»

Учитель: А сейчас мы устроим с вами колокольный звон.

Зрители делятся на три команды.

Первая команда будет большим колоколом. Вам нужно звонить низко, гулко, медленно - «Бум! Бум!».

Вторая команда - средний колокол. «Бим-бом! Бим-бом!» Ваш звук должен быть более высоким.

Третья команда - маленькие колокольчики - тоненькие и звонкие. «Дзынь-ля-ля! Дзьшь-ля-ля!»

Начинает большой колокол, к нему по очереди присоединяются остальные. Ведущий выступает в роли дирижёра. Задача каждой команды - звучать в своём ритме и не сбиваться как можно дольше,

Учитель: (слайд 14) Золотая страница есть в истории Ельца. Шесть лет назад древнему городу было присвоено звание «Город воинской славы». 8 октября 2007 года в Кремле Президент Владимир Путин вручил делегации из Ельца грамоту о присвоении этого почетного звания. «За мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества», - говорится в соответствующем Указе Президента.

Елец вошел в летопись Великой Отечественной войны как город мужества и воинской славы. Именно после Елецкой операции советские войска перешли от обороны к наступлению на гитлеровских захватчиков.

Ученик 8: Далеко за пределами области, да и России, известны имена Тихона Задонского, Илариона Троекуровского, Феофана Затворника, Амвросия Оптинского, связанные с нашим краем.

Учитель: (слайд 15) Особую гордость испытываем мы за свой «русский Иерусалим» - город Задонск.

Ученик 9: Его святыни – три монастыря и десятки храмов. Возникнув как слободка Тешевка, при основанном в начале XVII столетия Богородицком мужском монастыре, Задонск получил статус города в 1779 году благодаря деятельности святителя Тихона. В настоящее время многочисленных паломников привлекают следующие святыни Задонска: Рождество - Богородицкий мужской монастырь, Богородице – Тихоновский Тюнинский женский монастырь, Свято – Тихоновский Преображенский женский монастырь, Соборный храм Успения Пресвятой Богородицы и другие.

Ученик 10: Наша область богата и знаменита своей природой. (слайды16-17)

«Га́личья Гора́» - государственный в центре Северо-Донского ботанического района. Крупный региональный научно-исследовательский центр, который имеет шесть участков-кластеров, представляющих наиболее ценные природные объекты верхнего - Галичья Гора, Морозова гора, Воргольские скалы, Воронов камень, Плющань, Быкова шея.

Заповедник известен своей необычайно богатой растительностью и уникальной . Скалы, , и , нагорные березняки и , входящие в состав заповедника, образуют пёстрые растительные группировки и являются природы этого района центральной России.

В заповеднике в был создан питомник редких видов хищных птиц, занесённых в .

Игра с залом «Ипподром»

Учитель: показывает действия, зрители повторяют. Скачут лошади - топот ногами.

Скачут по болоту - с помощью щёк и рук имитируют чавканье. Скачут по грунтовой дороге - кулачками ударяют в грудь, произнося: "a-a-a" ,

Барьер - хлопок ладонями по коленям. Двойной барьер - два хлопка по коленям.

Дамы вздыхают - девочки произносят «Ах».

Гусары отвечают - мальчики произносят «Ух»

(звучит песня (слайд 18) «Край родной» в исполнении Кузьминой Екатерины и Амзоян Тэли.

И песни, песни, Русские песни слышны.

Из деревенских окошек

Смотрит на нас старина,

И песня, песня, Русская песня слышна.

Станет сильнее, чем прежде

Наша родная страна

И песня, песня, Русская песня слышна.

Ученик 8: (Слайд 19) Огромная роль в культурном наследии Липецкой области принадлежит нашей малой Родине. Тербуны - районный центр в юго-западной части Липецкой области. Село Тербуны - Родина губернатора Липецкой области Олега Петровича Королёва. Численность населения по итогам всероссийской переписи 2010 года - 7 313 человек (рост +4,5% к показателям 2002 года). Площадь территории - 400 гектаров. Географически Тербуны равноудалены от областного центра - Липецка и столицы Черноземья - Воронежа на 124 километра. Тербуны основаны в 1897 году как станция юго-восточной железной дороги. Основатели возникшего здесь поселения - купеческие семьи из расположенных неподалёку городов - Ельца и Ливен. С момента основания поселок достаточно быстро развивался. В 1928 году он уже стал центром административного района. По переписи 1926 в Тербунах насчитывалось 145 дворов и 613 жителей. По версии краеведа А. Голубева, слово «Тербуны» произошло от древнерусского глагола «теребити» - теребить, отбивать волокно от стебля. На смоленщине Теребунами называли теребильщиков льна, а поскольку село Тербуны (ныне Вторые Тербуны) основали служилые люди из-под Смоленска, то и в название села они вложили один из основных видов своего крестьянского ремесла - возделывание льна, его первоначальную обработку после уборки.

Ученик 9: В последнее время в Тербунах активными темпами ведётся промышленное строительство, идёт образование особой экономической зоны регионального уровня. Построено фармакологическое производство ООО «Рафарма», солодовенный завод «Очаково» и «Тербунский гончар».

Ученик 10:(слайд20) Наша Тербунская земля - Родина девяти Героев Советского Союза, двух Героев Социалистического Труда, двадцати трех кавалеров ордена Трудового Красного Знамени, десяти кавалеров ордена Ленина и тысяч простых тружеников, ежедневно приносящих пользу родной земле.

Учитель: (слайд 21) На территории района расположены ландшафтно-геологические памятники природы. Тербунские песчаники, «Конь-Камень» близ села Покровка, песчаники реки Олымчик, Апухтинские песчаники, Ландшафтный памятник – Романов лес; дендрологические памятники: парк в с. Тульском и парк в с. Борки.

Ученик11: ( слайд 22) Главная достопримечательность района - усадьба великого князя Андрея Владимировича Романова в селе Борки, которая является единственным во всей Липецкой области памятником архитектуры, который выполнен в стиле английской готики. Архитектором этого дворцового ансамбля, построенного в 1902-1903 годах, является Александр фон Гоген. Усадебный комплекс создавался для князя Андрея Романова, который выкупил эту усадьбу у Офросимовых в 1901 году. Андрей Владимирович Романов никогда не жил в этой усадьбе, но неоднократно посещал село Борки. Нередко он приезжал сюда в компании Матильды Кшесинской – примы - балерины Большого театра. В 1906 году усадьбу выставили на торги, а в 1915 году она была куплена купцом Шереметьевым. После октябрьского переворота этот комплекс национализировали, и здесь был организован Дом детей. В 1941 году в замке случился пожар. Его реставрация была проведена в 1954-1956 годах.

До нашего времени сохранился замок и хозяйственные пристройки, выполненные в готическом стиле. Теперь здесь планируется провести реконструкцию комплекса и разместить там гостинично - развлекательный комплекс.

Ученик 12: (слайд23) Одним из архитектурных памятников регионального значения является церковь Вознесения Господня, которая расположена в селе Бурдино. Построена она в конце восемнадцатого века. В 65-м году девятнадцатого века при церкви была организована приходская школа, которая изначально была двухклассной. Также при обители действовал мужской, а потом и женский монастыри.

Ученик 13 : (слайд24) На территории сельского поселения Озерский сельсовет на границе села Озерки и деревни Каменка есть мемориальный комплекс, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

Чтец 4: «О любимом крае»

1.Мой край любимый и родной,

Как самый чистый, яркий, молодой -

Он мне запомнился такой!

В душе моей оставил светлый след,

Воспоминания приятных мгновений прошлых лет.

Я здесь родился, вырос и влюбился

В его цветущие поля и необъятные зеленые луга,

В его великие старинные леса

И вечно голубые небеса.

На отдаленном берегу

Таинственном, песчаном, одиноком

Я созерцаю красот, подаренную богом

Волны ласкают берега,

Как мать свое дитя.

Наша река - божественная красота!

И воздуха чище нигде не видел в жизни я.

Наш край приветствует любого,

Кто ценит красоту, культуру и историю его.

Ученик 14:(слайд 25) Мое родное село известно со второй половины XVII века. Ранее носило названия - Алы́мец, Олы́мчик (по названию реки), с конца XVIII века до 1918 года - Царёво. Расположено на реке Олымчик в 3 км восточнее устья. К селу прилегает остановочный пункт 513 км открытой 1 октября 1897 году железной дороги Елец - Касторная. Внутренне село разделено на сотни (на казацкий манер). В последней четверти XVIII века в селе открыта земская школа, а в 1912 году - фельдшерское учреждение. В сентябре 1918 года по предложению местной ячейки РКП (б) Царёво было переименовано в Урицкое в честь участника Октябрьской революции М. С. Урицкого, убитого 30 августа 1918 года. В селе действует молельный дом святого великомученика Димитрия Солунского.

Ученик 15: (слайд 26) По приказу царя Иоанна 4 в 1571году были выставлены сторожи по Белгородской засеченной линии. Одной из этих сторож на 60 версте от Ливен было стороже в устье реки Олымчик и называлось селение Алымец. От сторожевого поста само селение располагалось в 5 верстах. Сразу же, как только казаки прибыли на поселение, они построили дубовую церковь во имя Дмитрия Солунского, о чем в Воронеже в писцовых книгах за 1600 год написано. Затем были построены два придела. Один святым женам Мироносицам, другой – предтече и крестителю господню – Иоанну.

В 1695г. Идя в 1-й Азовский поход Петр 1 останавливался в с. Алымец и по его приказу были построены 60 домов связей, мельница и каменная церковь Дмитрия Солунского с тремя престолами. В 1913г. Население прихода составляло 5154 человека. Иконы в храме были в золоченых окладах. Вокруг села Царево было расположено 7 дворянских гнезд. Дворяне делали большие пожертвования храму. Служил в храме священник Василий Солнышкин.

Ученик 16(слайд 27) Мое родное село - Родина двух Героев Советского Союза Сотникова Александра Тимофеевича и Шепелева Николая Гавриловича, Героя Социалистического труда Букина Михаила Афанасьевича, почетного гражданина Тербунского района Кузнецова Сергея Ивановича.

Учитель: Каждый город, село нашей области интересны и самобытны по-своему, но всех нас объединяет чувство гордости за родной край. Чувство родины – самое естественное из всех человеческих чувств. Невозможно жить и не прикоснуться сердцем к родным местам. И пусть каждый из вас любит свой край за рассветы и закаты, белоствольные березки и русские песни, словно чистые родники.

Звучит песня «Живи, родник живи» в исполнении Титовой Ольги, Семенцова Ивана, Кузьминой Екатерины, Амзоян Тэли. (слайд 28)

1. Поёт день и ночь

В сторонке родной

Заветный родник лесной.

Воды во Вселенной всей.

Я помню, в жаркий день июля

Земля, ручьём звеня,

Чтоб напоить меня.

Припев: Живи, родник, живи,

Родник моей любви,

Любви к земле одной,

К земле навек родной.

Живи, родник, живи,

Родник моей любви,

Любви к земле одной,

К земле навек родной.

Она как любовь чиста.

Пусть струйка тонка и легка,

С неё началась река.

Слышен в любой дали,

Припев : Живи, родник, живи,

Родник моей любви,

Любви к земле одной,

К земле навек родной.

Живи, родник, живи,

Родник моей любви,

Любви к земле одной,

К земле навек родной.

Учитель:- Ребята, можем ли мы гордиться своей малой родиной, своей областью? (Ответы детей)

(Представление рисунков «Люблю тебя, мой край родной»)

Учитель (слайд 29)

«Любить свой край, знать его особенности,

его богатства, его историю-

на этих лучших чувствах к родным местам

и воспитывается подлинный патриотизм….».

М. И. Калинин

« Мой дом – Россия»

1 .Я выйду за город - крапива колется,

Поёт соловушка над головой,

И машет ветками моя околица,

И пахнет клевером в степи живой

Уеду за море на зиму целую -

Полюбопытствовать в чужом краю,

И те же самые берёзки белые

От удивления не узнаю

Припев:

Грибного лета дожди косые,

Родного дома тепло и свет!

Мой дом - Россия, мой дом - Россия,

И лучше дома на свете нет!

Мой дом - Россия, мой дом - Россия,

И лучше дома на свете нет!

2. По лужам высохшим плывёт вразвалочку

Моих корабликов бумажный флот,

Мне детство давнее бросает чалочку,

И мама с улицы домой зовёт...

Припев:

Грибного лета дожди косые,

Родного дома тепло и свет!

Мой дом - Россия, мой дом - Россия,

И лучше дома на свете нет!

Мой дом - Россия, мой дом - Россия,

И лучше дома на свете нет!

Припев:

Грибного лета дожди косые,

Родного дома тепло и свет!

Мой дом - Россия, мой дом - Россия,

И лучше дома на свете нет!

Мой дом - Россия, мой дом - Россия,

Живи, родник, живи

1. Поёт день и ночь

В сторонке родной

Заветный родник лесной.

И нет холодней, и нету вкусней

Воды во Вселенной всей.

Я помню, в жаркий день июля

Земля, ручьём звеня,

Как будто ковш мне протянула,

Чтоб напоить меня.

Припев: Живи, родник, живи,

Родник моей любви,

Любви к земле одной,

К земле навек родной.

Живи, родник, живи,

Родник моей любви,

Любви к земле одной,

К земле навек родной.

2. Вода родника - живая вода,

Она как любовь чиста.

Пусть струйка тонка и легка,

С неё началась река.

А мне всегда родник бессонный

Слышен в любой дали,

Словно звучит с глубин бездонных

Припев : Живи, родник, живи,

Родник моей любви,

Любви к земле одной,

К земле навек родной.

Живи, родник, живи,

Родник моей любви,

Любви к земле одной,

К земле навек родной.

1. Солнечным светом залитый край родной,

Где наклонились ракиты над рекой.

Где перекатные плески так нежны,

И песни, песни, Русские песни слышны.

И песни, песни, Русские песни слышны.

2. Что нам осталось в наследство?- Красота.

Выткали руки кудесниц кружева.

Из деревенских окошек

Смотрит на нас старина,

И песня, песня, Русская песня слышна.

И песня, песня, Русская песня слышна.

3. Мы пронесем в нашем сердце сквозь года.

Верность любимой отчизне навсегда.

Станет сильнее, чем прежде

Наша родная страна

И песня, песня, Русская песня слышна.

И Русская песня, будет повсюду слышна.

Цели урока: воспитывать чувства патриотизма, любви к Родине, уважения к ее культуре, истории, традициям.

Оборудование: компьютер, мультимедиа.

Ход мероприятия

Ведущий: Мы начинаем наш праздник “Россия – Родина моя”, посвященный зарождению Российской Федерации.

Человек без Родины прожить не может. Слово “Родина” мы слышим часто. Оно знакомо нам с детства. Когда говорим о Родине, мы думаем о месте, где мы родились, где прошло наше детство. Но Родина – это и наша огромная страна, которая зовется Россией.

Приложение 1. Слайд №1

Ведущий: Россия - страна, занимающая восточную Европу и северную Азию. Россия расположена в Северном полушарии , на севере материка Евразия . Её территория омывается водами Тихого и Северного Ледовитого океанов , а также Балтийским , Чёрным , Азовским морями .

Приложение 1. Слайд №2, №3, №4, №5, №6, №7, №8, №9.

Ведущий: Москва – сердце России, один из самых красивых в мире городов. Ежегодно столицу посещают миллионы туристов, чтобы воочию увидеть Кремль, Красную площадь, Храмы Василия Блаженного и Христа Спасителя, Данилов и Новодевичий монастыри, Большой театр и Третьяковскую галерею.

Приложение 1. Слайд №10

Ведущий: В любой стране мира есть государственные символы. Есть они и у России. Давайте внимательно рассмотрим Герб России.

Золотой двуглавый орел изображен на щите красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. В давние времена короны, скипетр, держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают об историческом прошлом нашей родины, символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это – святой Георгий Победоносец. Всадник поражает копьем змею. Это победа добра над злом.

Приложение 1. Слайд №11

Символом нашего государства является флаг. Его цвета – цвета природы, добра и красоты. Белый – мир и чистота, синий – небо, правда, красота. Красный – огонь, отвага, любовь.
Но каждое государство имеет не только герб и флаг, а еще и главную музыку страны. Это гимн.

На сцену приглашаются ученики 4“Б” класса.
Прошу всех встать.

Композитор: А.В. Александрова.

Ведущий: Человек без Родины прожить не может. Слово “Родина” мы слышим часто. Оно знакомо нам с детства. Когда говорим о Родине, мы думаем о месте, где мы родились, где прошло наше детство. Но Родина – это и наша огромная страна, которая зовется Россией.

На сцену приглашаются ученики 3“А” класса

Я родился в этой стране
Под названием дивным Россия
В целом мире ее нет родней
И, конечно, же нет красивей.

Здесь раскинулись щедро луга
Перелески, холмы и дубравы.
Здесь зимой серебрятся снега,
А весной зеленеют травы.

Я люблю золотые поля,
Васильков и ромашек букеты.
Я родился в России не зря –
Защищать и любить землю эту.

Ведущий: Стих о Родине: Лучше нет родного края! П. Воронько

Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:
Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
Лучше нет родного края!

Композитор: Э.Колмановский.

Ведущий: Россия! Сколько замечательных поэтов земли русской воспели тебя в прекрасных стихах!

Стихотворение о Родине для Вас прочтут ученики 2 “Б” класса

Здравствуй, Родина моя! В.Боков.

Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
– Здравствуй, улица моя!

Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!

Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя!
Какая наша Родина!

О Родине. В. Орлов.

Цветёт над тихой речкой яблоня.
Сады, задумавшись, стоят.
Какая Родина нарядная,
Она сама как дивный сад!

Играет речка перекатами,
В ней рыба вся из серебра,
Какая Родина богатая,
Не сосчитать её добра!

Бежит волна неторопливая,
Простор полей ласкает глаз.
Какая Родина счастливая,
И это счастье всё для нас!

Ведущий: Широка Россия как душа русского человека, щедрая, мудрая, сильная. Мы часто слышим слова “Россия”, “Родина”, “Отчизна”. Что же для нас они значат? Это святые слова. Понятие “Родина” включает в себя не только необъятные просторы нашей страны. Это и язык, на котором мы говорим – наш “могучий и великий” русский язык. Родина – это культура, традиции, достижения народа, который называет себя таким красивым словом “россияне”.

На сцену приглашаются ученики 4 “Б” класса.

Русский народный танец “Березка”

Ведущий: Нам надо всегда помнить, что наша страна – это родительский дом, где нас с любовью и надеждой ждут родные и близкие. Это то место, куда мы всегда возвращаемся, где бы мы не странствовали в мире. Так как родная земля дает нам силу для жизни. Все, что нас окружает: небо, солнце, тучи, месяц и звезды, зеленые леса и плодородные поля, люди, которые рядом с нами в радости или в печали – это то, что поддерживает нас и дает силы жить и радоваться жизни, словно теплому поцелую матери.

На сцену приглашается 3 “Б” класс

Композитор: Шаинский В.

Ведущий: Сильная наша страна! В многочисленных боях многократно подтверждалась сила и храбрость Русского война, так же самоотверженность, и дух! Погибали на войне наши земляки и были горды тем, что погибали за родину в бою.

На сцену приглашается 4 “А” класс

Ученик: Гражданин Отечества переживает боль и трудности своей Родины. Переживает, как свои собственные беды.

Ученик: Гражданин всегда готов защитить своё отечество. Он – настоящий патриот.

Ученик: Защита Отечества – священная и почетная обязанность человека и гражданина Российской Федерации.

Ученик:

За мир, за детей. Е.Трутнева

В любом краю любой страны
Ребята не хотят войны.
Им в жизнь вступать придётся скоро,
Им нужен мир, а не война,
Зелёный шум родного бора,
Им школа каждому нужна,
И сад у мирного порога,
Отец и мать и отчий дом.
На белом свете места много
Для тех, кто жить привык трудом.
Народ наш поднял властный голос
За всех детей, за мир, за труд!
Пусть зреет в поле каждый колос,
Цветут сады, леса растут!
Кто сеет хлеб на мирном поле,
Заводы строит, города,
Тот для ребят сиротской доли
Не пожелает никогда!

Композитор: Островский А.

Ведущий: Мать и Родина… Наверное, нет на свете ближе и роднее слов. Человек любит свою мать. Любит место, где родился и впервые произнес слово “мама”. Любит свою малую Родину, где впервые услышал шепот листьев и журчанье ручья, увидел мерцанье звезд и капли утренней росы. С чего начинается Родина? Родину нельзя, так же, как и слово “счастье”, определить одним словом или даже фразой.

На сцену приглашается 2 “А” класс

Композитор: Баснер В.

Ведущий: Россия многонациональная страна, в ней проживает более 100 народов, и все они живут дружно и стараются помогать друг другу.

Композитор: Тухманов. Д.

Ведущий: Любить свою Родину – это не значит только восхищаться, любоваться тем, что есть в твоей стране. Любить Родину – это не значит жить только настоящим. Ведь без прошлого нет будущего. Нужно помнить о прошлом страны, в котором были и героические, и трагические моменты. Любить Родину – это значит делать все, чтобы она становилась богаче, чтобы людям жилось лучше. Каждый из нас мечтает быть счастливым и полезным своему отечеству. Мы должны всегда помнить слова А. Пушкина, которые обращены и к нам, поколению, живущему в XXI веке:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВОНИКОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

БЫКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

«Все о тебе, моя Россия»

подготовила

Кочкина Любовь Александровна

учитель начальных классов

с.Новоникольское 2014г.

Литературно — музыкальная композиция

«Все о тебе, моя Россия»

(внеклассное мероприятие)

Цели: дать представление о героическом прошлом нашей Родины, о великом подвиге русского народа через поэзию, музыку; развивать кругозор, расширить знания об истории страны; воспитывать патриотические чувства.

Оборудование : картины природы в разное время года, картина с изображением березки, герб Российской федерации, герб Волгоградской области, Быковского района, флаг Российской Федерации, гимн Российской федерации; танцевальные костюмы «Березка»

Звучит торжественная музыка: «Мы дети твои, Россия!» Дети выходят с шарами, флагами (бело-сине-красными)

ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ: «Я ГРАЖДАНИН РОССИИ»

(Звучит тихо музыка «Как упоительны в России вечера»)

Вед.1. Мы будем о России говорить
Да так, чтоб вслух стихи произносили,
Да так, чтоб захотелось повторить,
Сильнее всех имён сказать: Россия

(А. Прокофьев)

Вед.2 . Россия, Россия, наша страна.

Очень и очень большая она.

Россия, родина, наш дом,

Где вместе с вами мы живем.

ТАНЕЦ ПТИЦ под музыку «Взмахни крылами Русь»

Вед. 3: Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?

(В.Гудимов)

Вед.2: Родина…, Россия…Край, где мы родились и живем. Это наш общий большой дом.

ПЕСНЯ «РОССИЯ»

Вед. 1: Наша Родина – Россия – большая, великая страна. Долины и горы, леса и степи, реки и моря, города и деревни — наша страна, наша Родина.

Вед. 2: А еще: Родина подобна огромному дереву, на котором каждый листик — это вклад людей в процветание страны.

Вед.3: Но каждое дерево имеет корни. Корни — это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история.

Ученик

Родина, суровая и милая

Помнит все жестокие бои.

Вырастают рощи над могилами

Славят жизнь по рощам соловьи.

(Л.Новацкая)

ТАНЕЦ «ЗАКАТЫ АЛЫЕ»

Вед. 1: Спасибо хочется сказать всем тем, кто подарил нам мирное небо над головой. Низкий поклон всем ветеранам. Великой Отечественной войны

Ученики

1. Только вдумайся, вслушайся в имя Россия!

В нём и росы, и синь, и сиянье, и сила.

Я бы только одно у судьбы попросил –

Чтобы снова враги не пошли на Россию!

(Ю.Друнина)

2. Победа! Какое крылатое слово!

Оно, как огонь, зажигает сердца!

Оно трепетать заставляет любого!

Оно поднимает на подвиг бойца!

(А Усачев)

3. Победа — и залпы гремят над Москвою,

И трубы играют, и губы поют.

Привет тебе, пахарь!

Салют тебе, воин!

И Родине нашей, трижды салют!

ПЕСНЯ «СЧАСТЬЕ РУССКОЙ ЗЕМЛИ»

Вед. 2: Любовь к Родине-России, гордость ее историей воплотились в символах:

Вед. 3: Гимн: Это торжественная песнь России. В ней — восхищение красотой, гордость, ее историей.

Ученики

1. Гимн – это слово греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, его должен знать и почитать, каждый гражданин России.

2. Гимн звучит на международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, парадов, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях. Каждое утро в нашей стране начинается с государственного гимна, который звучит по радио.

3. Его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все встают, мужчины снимают головные уборы, а военные отдают честь. В международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение уважения к ее представителям.

Вед. 1: Герб: В нем запечатленная история России, ее надежды, гордость.

Ученики

1.Герб – это такой государственный символ, которым можно любоваться как произведением искусства, можно его читать, разгадывая символы.

Герб Российской Федерации представляет собой красный щит. Фон герба – красный не случайно. Это цвет жизни.

2. На щите изображен двугла­вый орел, взгляды которого обращены к двум частям света - Европе и Азии. Орел - символ власти. Над головами орла - три короны, две ма­лые и одна большая; они соединены лентой - это символизирует кровное братство и единую историю трёх восточнославянских народов: русского, украинского и белорусского. Крылья орла похожи на золотые солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце.

3. Правой лапой сжимает орёл скипетр-жезл, украшенный резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе держава – золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны.

4. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, в правой руке у него копьё, которое помогло ему победить змея.

Вед. 2: Флаг: Ему отдают воинские чести и чтят как святыню.

ТАНЕЦ «ТРИ ЦВЕТА ФЛАГА»

Вед. 3: Без березы не мыслю России, –
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От берёзы – вся Русь рождена.

(О.Шестинский)

Вед.1: Символом России издавна считают березу. Россия и береза – эти понятия неразделимы.

Белая береза

Ты тоже родился в России –

Краю полевом и лесном.

У нас в каждой песне – береза,

Береза – под каждым окном.

На каждой весенней полянке

Их белый живой хоровод.

Но есть в Волгограде березка:

Увидишь – и сердце замрет .

(М. Агашина)

Вед.2: Россия славится спортсменами, олимпийскими победами и рекордами. Елена Исинбаева, Мария Шарапова, Павел Погребняк, Евгений Плющенко, Александр Легков и многие другие.

СПОРТИВНЫЙ ТАНЕЦ «ДАВАЙ РОССИЯ»

Вед. 3: Огромны просторы России. Повсюду расселились народности. У каждого в сердце своя – маленькая родина.

Ученики:

1.Живут в России разные

Народы с давних пор

Одним — тайга по нраву,

Другим — степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один — черкеску носит.

Другой надел халат.

2.Один — рыбак с рожденья,

Другой – готовит мед.

Одним – милее осень,

Другим – милей – весна.

А Родина Россия

У нас у всех – одна!

(В.Степанов)

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ТАНЕЦ-ПОПУРРИ РАЗНЫХ НАРОДОВ

/Таджики, корейцы, чеченцы, русские/

Вед.1: Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания.

Вед.2: Христианство подарило русским такие замечательные праздники, как Пасха, Рождество и обряд Крещения, а язычество – Масленицу и Ивана Купалу.

Вед.3: Национальные русские традиции прослеживаются в различных сферах жизни. Русское чаепитие, Русские хлеб-да-соль. Согласно русской традиции, хлебом и солью хозяева привечают дорогих гостей.

Звучит гимн хлебу

О ХЛЕБЕ (2008г. Санкт-Петербург)

1.Налилось зерно дивной силой

От неба, воды и земли.

Как поле пшеницы красиво!

От Солнца в нём цвет желтизны!

2.Оно — наша честь и богатство!

Природы энергия в нём!

В муку превратится однажды —

И хлеб из него испечём.

3.Без хлеба нет жизни на свете!

Хлеб — важность и суть бытия!

Хлеб — Жизни вселенская песня!

И он лишь всему голова!

Под музыку выходят волонтеры

1 Волонтёр Мы – волонтёрское движенье!

Для всех примером быть должны,

2 Волонтёр Развеять страх и все сомненья.

Наградой будет мир земли!

3 Волонтёр Когда смеются рядом дети,

Когда не тужат старики,

4 Волонтёр Когда не будет войн на свете –

Тогда мы будем не нужны!

5 Волонтёр Берегите Россию-

Нет России другой.

Берегите ее тишину и покой,

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе.

6 Волонтёр Берегите Россию-

Без нее нам не жить.

Берегите ее,

Чтобы вечно ей быть.

Нашей правдой и силой,

Нашей гордой судьбой..

Берегите Россию-

Нет России другой.

(Е.Синицин)

Заключительная песня «Вместе мы Россия»

Использованные материалы и Интернет-ресурсы


1. Стихи о Родине, России — http://www.russlav.ru/aktualno/stikhi-o-rossii.html

2. Песни о России — http://muznarod.net/artist/35687

3. Символы России — http://www.2fj.ru/istoriya/simvoly_rossii.php

4. Русские традиции, обычаи — http://www.advantour.com/rus/russia/traditions.htm

5. Народы России — http://www.opoccuu.com/narody.htm

6. Стихи о хлебе — http://rodnaya-tropinka.ru/detyam-o-hlebe/
7. Волгоградские спортсмены, чемпионы —

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6

Разработала:
Муженская Валентина Николаевна,учитель ОПК

Сценарий
литературно­ музыкальной композиции
«Милый сердцу уголок»
Чтец:
Поля да овраги, луга, перелески,
Люблю тебя с детства мой край деревенский
Зимою село утопает в сугробах
Весной ­ в белой пене садов и черемух
А летом­ вокруг золотая пшеница
Ну как мне в такой хуторок не влюбиться.
Звучит гимн х Маркин
(исполняет вокальная группа)
Гимн
1
На земле Донской
Есть хутор небольшой,
Хутор небольшой,
Но сердцу дорогой.
Припев:

Я люблю тебя, мой золотой
2.
Здесь хлеба растут,

Здесь сады цветут,
И в почете тут хлебороба труд
Припев:
Милая земля, хуторочек Маркин,
Я люблю тебя, мой золотой
3.
На земле родной,
Здесь живут со мной
Как одной семьей
Весь наш народ простой
Припев:
Милая земля, хуторочек Маркин,
Я люблю тебя, мой золотой
Звучит музыка « Гляжу в озера синие»
Выходят казак и казачка. Музыка смолкает.
Звуки природы(на фоне журчания ручья, пения птиц).
Инсценировка (казак и казачка)
Она: Ой, заря ноне ясная. Тихо ­ то как, и ковыль не шолохнется.
Он: Глянь, глянь, как рыба в реке играить.
Она: Красиво­ то как! Люблю я наш край.
Надысь слыхала я, что казаков за хорошую службу землей одаривать будут
Он: Верный закон. Вот послушайте, люди добрые, приказ атамана нашего
(зачитывает указ):
От 28 мая года 1835 утвердил государь­ батюшка Николай 1 закон «Об
улучшении в земле Войска Донского юртовых довольствий и о наделении
помещенных крестьян землёю».Наградить казака станицы
Бессергеневской Маркова наделом земли на берегу полноводной реки
Кадамовка.

Она: Название хутора произошло от фамилии казака Маркова, который заложил
хутор в этих живописных местах.
Песня («Над родимой степью» Исполняет вокальная группа).
Чтец:
Я счастлив, что в хуторе Маркин родился,
Что с ним я судьбою навек породнился.
Горжусь я, и гордость свою не скрываю:
Мой хутор ­ частичка великого края!
Чтец:
Куда ни глянешь – светится хрустальная роса,
В малинниках, в орешниках – всех сказок чудеса.
На эти дали дальние смотрю – не насмотрюсь,
На все четыре стороны – ромашковая Русь.
Чтец:
Малая Родина или большая ­ все это Родина, как ни зови.
Силу дает и надежду внушает, боль утоляет и учит любви.
Малая родина или большая, ­ все это Родина только одна.
В миг, когда рушится все и ветшает, только и держит на свете она.
Чтец:
Для России наш хутор – частица,
А для нас он – родительский дом.

И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем
Звучит музыка «С чего начинается Родина.»
Участники уходят, на сцене ведущие.)
Чтец. (читает под музыку).
Родина! Нет ничего дороже тебя. Разве существует что­либо не только
более дорогое, но и более священное, более возвышенное, чем Родина. Она
подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всем,
что живу, дышу, учусь я обязана ей одной – моей прекрасной Родине. Но
всякое дерево имеет корни, которые его питают и связывают с землей.
Это наша история, наши деды и прадеды, их дела, молчаливо живущие
рядом с нами. Это славные имена сыновей и дочерей моего хутора.
Чтец:
Уж так заведено годами,
И дальше так тому и быть,
Минувших лет святую память
Мы будем бережно хранить.
Звучит музыка «Риорита»
Дети прогуливаются парами.
Танец прерывается сообщением о начале войны:
Левитан. Начало войны.(звучит голос за кадром).

Под музыку «Вставай страна огромная» выходят солдаты (маршируют
несколько раз по кругу, читают стихи.)
Чтец:
В нашу дверь постучался прикладом непрошеный гость,
Над страною дыханье грозы пронеслось.
Слушай, Родина! В грозные годы войны
Присягают на верность твои боевые сыны
.
Звучит «До свидания, мальчики».(На фоне музыки).
Чтец:
Уходили мальчики – на плечах шинели,
Уходили мальчики – храбро песни пели.
Отступали мальчики пыльными степями,
Умирали мальчики, где не знали сами.
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки,
Убивали мальчиков за побег на месте…
Не продали мальчики совести и чести.
Повидали мальчики – храбрые солдаты
Волгу – в сорок первом, Шпрею – в сорок пятом…
Показали мальчики за четыре года,
Что такое мальчики нашего народа.
Звучит музыка «То не ветер ветку клонит»
Сценка.(выходит скорбящая женщина­мать. На фоне музыки звучит стих)
Р.Рождественский «Реквием».
Ой, зачем ты, солнце красное, все уходишь -

не прощаешься? Ой, зачем с войны безрадостной,
сын, не возвращаешься? Из беды тебя я выручу,
прилечу орлицей быстрою...Отзовись,
моя кровиночка! Маленький. Единственный...
Белый свет не мил. Изболелась я.
Возвратись, моя надежда!Зернышко мое,
Зорюшка моя. Горюшко мое,-где ж ты?
Не могу найти дороженьки, чтоб заплакать над могилою...
Не хочу я ничегошеньки -только сына
милого. За лесами моя ластынька!
За горами - за громадами...Если выплаканы
глазыньки -сердцем плачут матери.
Белый свет не мил. Изболелась я. Возвратись, моя надежда!
Зернышко мое, Зорюшка моя. Горюшко мое,-где ж ты?
Звучит колокольный звон.(уходит со сцены)
Танец журавлей
(Девочки в белых платьях и накидках кружатся с бумажными голубями)
Презентация. Слайды о ветеранах.
Левитан.Конец войне
Голос за кадром (слайд: вечный огонь):
Отгремела война, свой кровавый собрав урожай,
сколько лет пронеслось, сколько новых забот пережито.
Время мчится вперед, время к новым спешит рубежам.
Но никто не забыт, и на веки ничто не забыто.
Звучит музыка «Широка страна моя родная»
Выходят чтецы