Об ответственности за нарушение порядка проведения гиа. Новый порядок проведения егэ

Лица, допускаемые к ЕГЭ

К ГИА в форме ЕГЭ допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в том числе за итоговое сочинение (изложение), и имеющие годовые отметки по всем учебным предметам за каждый год обучения не ниже удовлетворительных.

По учебным предметам, освоение которых завершилось ранее, допускаются обучающиеся 9 - 11 (12) классов, имеющие годовые отметки не ниже удовлетворительных по всем учебным предметам за предпоследний год обучения (п. 9 Порядка).

Предметы, включаемые в ЕГЭ

Обязательные предметы, включаемые в ЕГЭ, - русский язык и математика.

Обучающиеся и выпускники прошлых лет могут выбрать уровень экзамена по математике. Результаты ЕГЭ по математике базового уровня признаются в качестве результатов ГИА. Результаты ЕГЭ по математике профильного уровня признаются в качестве результатов ГИА и в качестве результатов вступительных испытаний в вузы.

Предметы, которые можно сдать по выбору, - литература, физика, химия, биология, география, история, обществознание, иностранные языки (английский, немецкий, французский и испанский), информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), родной язык и родная литература народов РФ (п. 5, пп. "а" п. 7 Порядка).

Обратите внимание!

При наличии уважительных причин (болезни и иных обстоятельств) обучающийся может изменить выбор учебных предметов. Для этого необходимо подать заявление с приложением подтверждающих документов в ГЭК не позднее чем за две недели до начала соответствующих экзаменов (абз. 4 п. 11 Порядка).

Экзамены сдаются на русском языке (кроме экзаменов по иностранному языку, по родному нерусскому языку и родной нерусской литературе). ЕГЭ по иностранным языкам включает раздел "Аудирование". Для этого используются аудитории и аудионосители (п. п. 5, 6, 46 Порядка).

Победители и призеры всероссийской олимпиады школьников, международной олимпиады освобождаются от экзамена по соответствующему предмету (п. 3 Порядка).

Сроки и порядок подачи заявления об участии в ЕГЭ



Заявление об участии в ЕГЭ подается до 1 февраля в организацию, где обучающийся осваивал образовательные программы среднего общего образования. В заявлении указываются выбранные учебные предметы, уровень ЕГЭ по математике, формы ГИА (абз. 2 п. 11 Порядка).

Обучающиеся, выпускники прошлых лет или их родители (законные представители) на основании документа, удостоверяющего их личность, лично подают заявление об участии в ЕГЭ.

К заявлению следует приложить согласие на обработку персональных данных обучающегося (ст. 9 Закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ).

Для обучающихся, отказавшихся дать согласие на обработку персональных данных, ГИА-9 и ГИА-11 может быть организована без внесения их персональных данных в информационные системы. Для сдачи ГИА такие лица подают заявление в ГЭК с просьбой предоставить возможность пройти ГИА без обработки их персональных данных (Письма Рособрнадзора от 17.03.2015 N 02-91 и от 25.05.2016 N 10-253).

Оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности (для обучающихся, выпускников прошлых лет детей-инвалидов и инвалидов);

Оригинал документов об образовании (для выпускников прошлых лет);

Справку, подтверждающую освоение образовательных программ среднего общего образования или завершение освоения образовательных программ среднего общего образования в текущем учебном году (для лиц, обучающихся в иностранных образовательных организациях).

Сроки и продолжительность проведения ЕГЭ

На территории РФ и за ее пределами действует единое расписание и продолжительность экзаменов (п. п. 1 и 2.3 Приказа Минобрнауки России от 05.02.2016 N 72).

Для обучающихся, выпускников прошлых лет ЕГЭ по их желанию может проводиться досрочно, но не ранее 1 марта.

Перерыв между экзаменами по обязательным учебным предметам составляет не менее двух дней (п. п. 27, 29, 31 Порядка).

Время подготовки к экзамену (инструктаж, подготовка материалов и пр.) не является временем проведения экзамена. Если экзамен длится четыре часа и более, организуется питание обучающихся.

Для обучающихся и выпускников прошлых лет с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался, в частности по состоянию здоровья, на дому, экзамен проводится в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития, кроме того, продолжительность экзамена увеличивается на полтора часа (за исключением ЕГЭ по иностранным языкам (раздел "Говорение"), который увеличивается на 30 минут) (п. п. 32, 37 Порядка; Письмо Рособрнадзора от 09.12.2015 N 10-51-932/10-3417).

Место проведения ЕГЭ

Экзамены проводятся в пунктах проведения экзаменов (ППЭ). Для каждого экзаменуемого выделяется отдельное рабочее место. В здании (комплексе зданий), где расположен ППЭ, выделяется место для личных вещей экзаменуемых (п. п. 35, 36 Порядка).

Руководитель ППЭ организует автоматизированное распределение обучающихся и организаторов по аудиториям с учетом состояния здоровья, особенностей психофизического развития экзаменуемых. В каждой аудитории присутствует не менее двух организаторов. Изменение рабочего места не допускается (п. п. 43, 44 Порядка).

Последствия нарушения порядка проведения ЕГЭ

ППЭ оборудуются металлоискателями, средствами видеонаблюдения, системами подавления сигналов подвижной связи. В случае нарушения условий проведения ЕГЭ результаты экзамена аннулируются, назначается время и место повторного проведения экзамена (п. 36 Порядка).

Экзаменуемым во время экзамена запрещено общаться друг с другом, свободно перемещаться по аудитории и ППЭ, иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.

Нарушители удаляются с экзамена на основании акта, составляемого членами ГЭК.

Если экзаменуемый по состоянию здоровья или иным объективным причинам не может завершить выполнение экзаменационной работы, то он досрочно покидает аудиторию. В таком случае организаторы, медицинский работник и члены ГЭК составляют акт о досрочном завершении экзамена. ГЭК может принять решение об аннулировании результатов ЕГЭ по соответствующему учебному предмету (п. 45 Порядка).

Обучающийся, выпускник прошлых лет может подать в конфликтную комиссию апелляционную жалобу (п. 76 Порядка):

О нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ по учебному предмету;

О несогласии с выставленными баллами.

Апелляцию о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ экзаменуемый должен подать в день проведения экзамена и до выхода из ППЭ. Если конфликтная комиссия установит факт такого нарушения, председатель ГЭК примет решение об аннулировании результата ЕГЭ и допуске экзаменуемого к экзамену в иной день, предусмотренный расписанием ЕГЭ (п. п. 81, 83 Порядка).

Апелляцию о несогласии с выставленными баллами экзаменуемый должен подать в течение двух рабочих дней после официального дня объявления результатов ЕГЭ по соответствующему учебному предмету. Обучающиеся подают апелляцию в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, которой они были допущены к ЕГЭ, а выпускники прошлых лет - в места, в которых они были зарегистрированы на сдачу ЕГЭ. Руководитель организации, принявший апелляцию, незамедлительно передает ее в конфликтную комиссию (п. п. 84, 85 Порядка).

По результатам рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами конфликтная комиссия принимает решение об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов либо об удовлетворении апелляции и изменении баллов (п. 88 Порядка).

Примечание. Обучающийся, выпускник прошлых лет и (или) его родители (законные представители) при желании могут присутствовать при рассмотрении апелляции (п. 80 Порядка).

В законодательстве РФ содержатся правовые нормы, закрепляющие права обучающихся и воспитанников образовательных учреждений и обязанность органов государственной власти и образовательных учреждений исполнять требования, установленные законодательством. Однако отсутствовали нормативные документы, устанавливающие ответственность за неисполнение законодательства об образовании. С введением в действие Федерального закона от 03.06.2009 № 104-ФЗ такой пробел устраняется.

Так, уточнены и конкретизированы составы практически всех административных правонарушений, которые устанавливаются в ст. 5.57 (ч. 1) и 19.30 (ч. 1-5) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), что позволяет минимизировать субъективизм органов юрисдикции, и является правовой гарантией объективности и законности применения наказания за то или иное правонарушение в области образования.

При этом следует руководствоваться ч. 1 и 2 ст. 2.1 КоАП РФ. В соответствии с ними административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Введена новая ст. 5.57 "Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций", которая структурно входит в гл. 5 "Административные правонарушения, посягающие на права граждан" КоАП РФ. Следовательно, формулируемые в данной статье составы административных правонарушений относятся к категории правонарушений, посягающих на установленные Конституцией РФ и законодательством РФ права граждан в сфере образования, и проявляются в указанных противоправных действиях (бездействии).

Частью 3 ст. 5.57 КоАП РФ установлено, что за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, должностное лицо, ранее подвергнутое административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, дисквалифицируется на срок от одного года до двух лет. Таким образом, повторное совершение однородного административного правонарушения рассматривается как квалифицирующий признак отдельного административного правонарушения.

В соответствии со ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта РФ, муниципальной службы, в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Согласно п. 3 ст. 35 Закона РФ "Об образовании" непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель (администратор) соответствующего образовательного учреждения.

Дисквалификация может быть применена также к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, занимающимся частной практикой, членам совета директоров (наблюдательного совета). Такое административное наказание назначается судьей и устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Таким образом, дисквалификация как особый вид административного наказания может быть применена к должностному лицу - руководителю образовательного учреждения (образовательной организации), выполняющему функции единоличного исполнительного органа юридического лица, только за совершение административного правонарушения, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ.

Данным федеральным законом предусмотрено также, что правом составлять протоколы об административном правонарушении наделены должностные лица органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ в области образования.

Согласно подп. 21 ст. 28 Закона РФ "Об образовании" к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относится надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ в области образования:

образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования и научными организациями, реализующими образовательные программы послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования, по которым установлены федеральные государственные требования;

российскими образовательными учреждениями, расположенными за пределами территории Российской Федерации;

образовательными учреждениями высшего профессионального образования;

органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования.

В соответствии со ст. 28.1 Закона РФ "Об образовании" уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ:

выполняют функции по надзору и контролю соблюдения законодательства РФ в области образования образовательными учреждениями, расположенными на территории субъекта РФ (за исключением указанных в подп. 21 ст. 28), а также органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования;

принимают меры по устранению нарушений законодательства РФ в области образования, в т. ч. путем направления обязательных для исполнения предписаний соответствующим образовательным учреждениям и органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования;

контролируют исполнение предписаний.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.57 и 19.30 КоАП РФ, рассматриваются только судьями. В заключение, сравнивая законопроект и принятый закон, хотелось бы отметить, что в Федеральный закон об административной ответственности в сфере образования:

не включена предлагавшаяся в законопроекте административная ответственность за нарушение прав педагогических работников на выбор и использование по своему усмотрению методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников;

дополнительно введена административная ответственность граждан за умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации и предусмотренных законодательством РФ в области образования олимпиад школьников и за нарушение установленного законодательством РФ порядка проведения государственной (итоговой) аттестации - административный штраф в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб. (ч. 4 ст. 19.30 КоАП РФ).

Квалифицировать такие правонарушения граждан с привлечением их к административной ответственности будут наделенные соответствующими полномочиями лица и органы. Однако, по нашему мнению, эти категории граждан (выпускники, ответственные работники образовательных учреждений, представители органов, осуществляющих управление в сфере образования, и др.) должны быть определены в соответствующем нормативном правовом акте как полномочные участники проведения государственной (итоговой) аттестации и иметь непосредственное отношение к оценке результатов государственной (итоговой) аттестации и олимпиад школьников.

Таким образом, оставшиеся неразрешенными и спорные проблемы в большей степени теперь будут относиться к практике применения Федерального закона об административной ответственности в сфере образования, с учетом которой необходимо будет в дальнейшем вносить изменения в федеральное законодательство.

В настоящее время Рособрнадзор готовит предложения о введении уголовной ответственности за нарушение правил проведения Единого госэкзамена. На наш взгляд, это действительно необходимо, так как проведение ЕГЭ привлекает к себе повышенное внимание, встает вопрос об усилении ответственности, в том числе возможности внесения в Уголовный кодекс ответственности за нарушение правил проведения ЕГЭ.

Так, анализируя материалы СМИ, можно сказать, что по фактам нарушения правил проведения ЕГЭ, когда в интернет попали контрольно-измерительные материалы, Рособрнадзор передал материалы в МВД с просьбой провести проверки в Москве и Санкт-Петербурге, а в 22 регионах «МВД уже взяли в работу эту материалы». Кроме того, школьники, за которых студенты сдавали ЕГЭ, их пересдали и начнут учиться в вузах.

Восемнадцатого августа 2011 года на педагогическом совещании в Майкопе президент РФ Дмитрий Медведев потребовал от правительства и Министерства образования России принять юридические и технологические решения, которые будут препятствовать нарушениям при проведении ЕГЭ, в том числе размещению заданий в Интернете. «В этом году мы столкнулись с еще одним набором неприятных фактов, и всем о них хорошо известно: задания были размещены в социальных сетях в интернете, и вместо целого ряда выпускников их тесты заполняли студенты. Но скажу вам прямо: я не считаю, что это порождение ЕГЭ», - заявил Медведев. Глава государства подчеркнул, что такого рода факты являются «грубым нарушением установленного порядка и следствием отсутствия культуры». «Для того, чтобы заблокировать подобную возможность, я требую от министерства, от правительства в целом подготовить юридические и технологические решения, которые будут препятствовать таким нарушениям», - подчеркнул Медведев.

В начале августа разразился скандал вокруг списков абитуриентов, поступивших на бюджетные места в Медицинский университет им. Пирогова. Совместная проверка комиссии Минздравсоцразвития и Рособрнадзора подтвердила факты нарушений. В итоге своих постов лишились: ректор Николай Володин, который также являлся председателем приемной комиссии вуза, секретарь приемной комиссии и еще трое лиц, причастных к махинациям с рейтинговыми списками абитуриентов на поступление в ВУЗ.

Двенадцатого августа 2011 года Фурсенко сообщил, что Рособрнадзор разрабатывает автоматическую информационную систему, позволяющую исключить из списка рекомендованных к зачислению абитуриентов людей, не сдававших ЕГЭ, в связи с ситуацией во «Втором меде». «Рособрнадзор работает над созданием информационной системы, которая позволяла бы в автоматическом режиме выявлять все нарушения, которые были во «Втором меде», чтобы человек, не присутствующий в федеральной базе, исключался из списков, рекомендованных к зачислению», - сказал Фурсенко журналистам в пятницу. Он отметил, что в РНИМУ имени Пирогова «были серьезные нарушения правил приема, обман, жульничество».

Так, ужесточение правил проведения ЕГЭ должны привести к улучшению ситуации. Уголовная ответственность может быть применена за мошенничество, организацию подлогов. Угроза уголовной ответственности, конечно, приостановит очевидное мошенничество, когда приходят по чужим паспортам и т.д. Уголовная ответственность за нарушения правил проведения ЕГЭ должна применяться к чиновникам и организаторам. Также возможно ввести более жесткие санкции для председателей и членов приемных комиссий, а также ректоров российских вузов, в которых приемная кампания проходит с нарушениями.

«Нарушение прав ребёнка в школе» - Поводом к отстранению стало то, что учителя не устроил мой внешний вид. Выявить самые часто нарушаемые права учащихся. Самые часто нарушаемые права школьников. Привлечь внимание к проблеме нарушения прав школьников. Декларация прав школьника. Значительная доля нарушений прав ребенка приходится на образовательные учреждения:

«Нарушение поведения у детей» - Дети не научены просить внимания в приемлемой форме. «НЕТ», не «НЕ-Е-ЕТ!!!». Необоснованные ожидания родителей и учителей. Шаг четвертый Предупреждать возникновение проблемных ситуаций. Я подумаю, и тогда… Мода на «сильную личность» учит утверждению своей силы, а не конструктивному подчинению. Я уважал(а) ребенка.

«Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства» - 1. Гражданско-правовая 2. Административная 3. Уголовная. Отсутствие в протоколе по делу об административном правонарушении по ст.ст. 14.9, 14.31,14.31.1 – 14.33 КоАП РФ, информации, содержащейся в решении Комиссии, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства, не является существенным нарушением при производстве по делу об административном правонарушении при наличии ссылки на данное решение (с приложением к протоколу) и обоснования вины.

«Нарушение экологического равновесия» - Лесные пожары. Кризис редуцентов Современное время. Экологическое мышление. Загрязнение атмосферы. Наводнения. Не торопитесь, люди, Всё вычерпать до дна. Бытовой мусор. Опустынивание. Что такое экологическая проблема? Ценностные ориентации. Не мудрено добраться До скрытых тайников Разграбить всё богатство У будущих веков.

«Музыкальные занятия при речевых нарушениях» - Слушайте, пойте и будьте здоровы. Музыкальные занятия. Единая коррекционно- развивающая среда. Выводы. Р Не напрягайтесь! Учитель– логопед. Лингвистика детской речи. Музыка лечит тело и душу. Для сеанса достаточно нескольких минут. Элементы, имеющие оздоровительную направленность. Музыкальный руководитель.

«Нарушение зрения» - Урок в коррекционном классе. Цель проекта: Целевые группы проекта: Коррекционное занятие ритмика. Занятие с логопедом. Процентное увеличение числа детей, имеющих нарушения зрения, от класса к классу. Помогите мне увидеть мир! Проблемы. «Помогите мне увидеть мир!». Социальная адаптация детей с нарушениями зрения.

Государственная итоговая аттестация (ГИА) для лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования, проводится государственными экзаменационными комиссиями (ГЭК) в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ), а также в иных установленных формах. Выпускники, успешно прошедшие ГИА, получают соответствующий аттестат (п. 1 ч. 13 ст. 59 , ч. 6 ст. 60 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ; п. 4 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 N 1400).

Примечание. Успешная сдача ЕГЭ дает возможность участия в конкурсных испытаниях, необходимых для поступления в вузы (пп. «а» п. 7 Порядка).

Лица, допускаемые к ЕГЭ

К ГИА в форме ЕГЭ допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в том числе за итоговое сочинение (изложение), и имеющие годовые отметки по всем учебным предметам за каждый год обучения не ниже удовлетворительных.

По учебным предметам, освоение которых завершилось ранее, допускаются обучающиеся 10 — 11 (12) классов, имеющие годовые отметки не ниже удовлетворительных по всем учебным предметам за предпоследний год обучения (п. 9 Порядка).

Предметы, включаемые в ЕГЭ

Обязательные предметы, включаемые в ЕГЭ, — русский язык и математика. Минимальное количество баллов, которые подтверждают освоение образовательной программы среднего общего образования, составляют по русскому языку — 24, по математике профильного уровня — 27 (по стобалльной системе оценивания); по математике базового уровня — 3 (по пятибалльной системе оценивания) (п. 1 Приказа Рособрнадзора от 18.11.2016 N 1967).

Обучающиеся и выпускники прошлых лет могут выбрать уровень экзамена по математике. Результаты ЕГЭ по математике базового уровня признаются в качестве результатов ГИА. Результаты ЕГЭ по математике профильного уровня признаются в качестве результатов ГИА и в качестве результатов вступительных испытаний в вузы.

Предметы, которые можно сдать по выбору, — литература, физика, химия, биология, география, история, обществознание, иностранные языки (английский, немецкий, французский и испанский), информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), родной язык и родная литература народов РФ (п. 5 , пп. «а» п. 7 Порядка).

Обратите внимание!

При наличии уважительных причин (болезни и иных обстоятельств) обучающийся может изменить выбор учебных предметов. Для этого необходимо подать заявление с приложением подтверждающих документов в ГЭК не позднее чем за две недели до начала соответствующих экзаменов (абз. 4 п. 11 Порядка).

Экзамены сдаются на русском языке (кроме экзаменов по иностранному языку, по родному нерусскому языку и родной нерусской литературе). ЕГЭ по иностранным языкам включает раздел «Аудирование». Для этого используются аудитории и аудионосители (п. п. 5 , , Порядка).

Победители и призеры всероссийской олимпиады школьников, международной олимпиады освобождаются от экзамена по соответствующему предмету (п. 3 Порядка).

Сроки и порядок подачи заявления об участии в ЕГЭ

Заявление об участии в ЕГЭ подается до 1 февраля включительно в организацию, где обучающийся осваивал образовательные программы среднего общего образования. В заявлении указываются выбранные учебные предметы, уровень ЕГЭ по математике, формы ГИА (абз. 2 п. 11 Порядка).

Обучающиеся, выпускники прошлых лет или их родители (законные представители) на основании документа, удостоверяющего их личность, лично подают заявление об участии в ЕГЭ.

К заявлению следует приложить согласие на обработку персональных данных обучающегося (ст. 9 Закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ).

Для обучающихся, отказавшихся дать согласие на обработку персональных данных, ГИА может быть организована без внесения их персональных данных в информационные системы. Для сдачи ГИА такие лица подают заявление в ГЭК с просьбой предоставить возможность пройти ГИА без обработки их персональных данных. При этом штрих-коды на экзаменационных бланках таких участников должны быть механически исключены (вырезаны ножницами) организаторами в аудитории в присутствии обучающихся в день проведения экзамена (Письма Рособрнадзора от 17.03.2015 N 02-91 и от 25.05.2016 N 10-253 ; Приложение N 1 к Письму Рособрнадзора от 15.03.2017 N 10-134).

Некоторые категории экзаменуемых вместе с заявлением должны представить, в частности (п. п. 11 , Порядка):

  • копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (для обучающихся, выпускников прошлых лет с ограниченными возможностями здоровья);
  • оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности (для обучающихся, выпускников прошлых лет детей-инвалидов и инвалидов);
  • оригинал документов об образовании (для выпускников прошлых лет);
  • справку, подтверждающую освоение образовательных программ среднего общего образования или завершение их освоения в текущем учебном году (для лиц, обучающихся в иностранных образовательных организациях).

Сроки и продолжительность проведения ЕГЭ

На территории РФ и за ее пределами действует единое расписание и продолжительность экзаменов (п. 1 Приказа Минобрнауки России от 09.01.2017 N 5).

Для выпускников прошлых лет ЕГЭ проводится досрочно, но не ранее 1 марта, и (или) в дополнительные сроки проведения ЕГЭ. Участие в экзаменах выпускников прошлых лет в иные сроки проведения ЕГЭ допускается только при наличии у них уважительных причин (болезни или иных обстоятельств, подтвержденных документально) и соответствующего решения ГЭК.

При этом перерыв между экзаменами по обязательным учебным предметам составляет не менее двух дней (п. п. 27 , , Порядка).

Время подготовки к экзамену (инструктаж, подготовка материалов и пр.) не является временем проведения экзамена. Если экзамен длится четыре часа и более, организуется питание обучающихся.

Для обучающихся и выпускников прошлых лет с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался, в частности по состоянию здоровья, на дому, экзамен проводится в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития, кроме того, продолжительность экзамена увеличивается на полтора часа (за исключением ЕГЭ по иностранным языкам (раздел «Говорение»), который увеличивается на 30 минут) (п. п. 32 , Порядка; Письмо Рособрнадзора от 09.12.2015 N 10-51-932/10-3417).

Место проведения ЕГЭ

Экзамены проводятся в пунктах проведения экзаменов (ППЭ). Для каждого экзаменуемого выделяется отдельное рабочее место. В здании (комплексе зданий), где расположен ППЭ, выделяется место для личных вещей экзаменуемых.

Руководитель ППЭ организует автоматизированное распределение обучающихся и организаторов по аудиториям с учетом состояния здоровья, особенностей психофизического развития экзаменуемых. В каждой аудитории присутствует не менее двух организаторов. Изменение рабочего места не допускается (п. п. 35 , , , Порядка).

Последствия нарушения порядка проведения ЕГЭ

ППЭ оборудуются металлоискателями, средствами видеонаблюдения, системами подавления сигналов подвижной связи. В случае нарушения условий проведения ЕГЭ результаты экзамена аннулируются, назначается время и место повторного проведения экзамена (п. 36 Порядка).

Экзаменуемым во время экзамена запрещено общаться друг с другом, свободно перемещаться по аудитории и ППЭ, иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.

Нарушители удаляются с экзамена на основании акта, составляемого членами ГЭК.

Если экзаменуемый по состоянию здоровья или иным объективным причинам не может завершить выполнение экзаменационной работы, то он досрочно покидает аудиторию. В таком случае организаторы, медицинский работник и члены ГЭК составляют акт о досрочном завершении экзамена. ГЭК может принять решение об аннулировании результатов ЕГЭ по соответствующему учебному предмету (п. 45 Порядка).

Обучающийся, выпускник прошлых лет может подать в конфликтную комиссию апелляционную жалобу о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ по учебному предмету или о несогласии с выставленными баллами (п. 76 Порядка).

Апелляцию о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ экзаменуемый должен подать в день проведения экзамена и до выхода из ППЭ. Если конфликтная комиссия установит факт такого нарушения, председатель ГЭК примет решение об аннулировании результата ЕГЭ и допуске экзаменуемого к экзамену в иной день, предусмотренный расписанием ЕГЭ (п. п. 81 , Порядка).

Апелляцию о несогласии с выставленными баллами экзаменуемый должен подать в течение двух рабочих дней после официального дня объявления результатов ЕГЭ по соответствующему учебному предмету. Обучающиеся подают апелляцию в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, которой они были допущены к ЕГЭ, а выпускники прошлых лет — в места, в которых они были зарегистрированы на сдачу ЕГЭ. Руководитель организации, принявший апелляцию, незамедлительно передает ее в конфликтную комиссию (п. п. 84 , Порядка).

По результатам рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами конфликтная комиссия принимает решение об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов либо об удовлетворении апелляции и изменении баллов (п. 88 Порядка).

Примечание. Обучающийся, выпускник прошлых лет и (или) его родители (законные представители) при желании могут присутствовать при рассмотрении апелляции (п. 80 Порядка).

Порядок уведомления о результатах ЕГЭ

Председатель ГЭК рассматривает результаты ЕГЭ по каждому учебному предмету и принимает решение об их утверждении, изменении и (или) аннулировании.

Ознакомление экзаменуемых с утвержденными председателем ГЭК результатами ЕГЭ по учебному предмету осуществляется в течение одного рабочего дня со дня их передачи в организации, осуществляющие образовательную деятельность, а также органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, учредителям и загранучреждениям. Указанный день считается официальным днем объявления результатов ГИА (п. п. 67 , Порядка).

Примечание. Результаты ЕГЭ при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительны четыре года, следующих за годом получения таких результатов (п. 2 ст. 70 Закона N 273-ФЗ).

Лица, допускаемые к повторной сдаче ЕГЭ

По решению председателя ГЭК повторно допускаются к сдаче экзаменов в текущем учебном году по соответствующему учебному предмету в дополнительные сроки обучающиеся и выпускники прошлых лет (п. 33 Порядка):

  • получившие на ЕГЭ неудовлетворительный результат по одному из обязательных учебных предметов;
  • не явившиеся на экзамены по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
  • не завершившие выполнение экзаменационной работы по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
  • которым конфликтная комиссия удовлетворила апелляцию о нарушении устанавливаемого порядка проведения ЕГЭ;
  • результаты которых были аннулированы по решению председателя ГЭК в случае выявления фактов нарушений устанавливаемого порядка проведения ЕГЭ.

Полезная информация по вопросу

Официальный информационный портал единого государственного экзамена — www.ege.edu.ru

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки ФГБУ «Федеральный центр тестирования» —