Цели посещения уроков коллегами по фгос. В копилку заместителя директора:Цели посещения уроков

Организация внутришкольного контроля – один из самых сложных видов деятельности руководителя ОУ, требующий глубокого осознания миссии и роли этой функции, понимания ее целевой направленности и овладения различными технологиями.

С целью совершенствования ВШК и повышения уровня преподавания, обмена опытом работы, с целью расширения охватываемости ВШК каждого учителя, каждого ученика, с целью обеспечения демократизации управления школой, кроме традиционных видов контроля в своей работе большое внимание уделяю взаимопосещению руководителями МО, учителями уроков своих коллег . При этом в основном через взаимопосещение решаются такие актуальные и проблемные направления УВР для школы, как:

1. Организация индивидуальных и дифференцированных работ

2. Прослеживание работы учителя по теме самообразования

3. Систематизация деятельности педколлектива по единой методической теме

4.Обощение и распространение ППО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Положение о взаимопосещений уроков

Общие положения

  1. Настоящее Положение о взаимопосещений уроков является составной частью нормативной документации, регламентирующей порядок ведения образовательной деятельности в МКОУ «Кош - Агачская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» и определяет порядок проведения и функции взаимопосещений уроков в школе.

1.2. Основными целями и задачами взаимопосещений являются:

Обмен опытом работы между педагогами;

Повышение качества преподавания в школе;

Апробирование и введение инновационных форм и методов преподавания;

Совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение уроков взаимопосещений;

Выявление учащихся, обладающих творческими способностями, стремящихся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины или образовательной области.

2. Организация и порядок проведения взаимопосещений уроков.

2.1. Уроки проводится в соответствии с учебным планом, планом методической работы, планом проведения открытых уроков.

2.2. План проведения рассматривается на заседании Методического совета или на заседаний методического заседания учителей школы и согласовывается с заместителями директора школы по учебно-воспитательной работе.

2.3. Задачей учителя, присутствующего на уроке взаимопосещения, является оценка эффективности применяемых технологий, методов, педагогических находок, анализ дидактической эффективности использования средств обучения, обобщения приемов научной организации и контроля качества учебного процесса.

2.4.Для проведения урока взаимопосещения может использоваться любой вид учебных занятий по любой форме обучения. Тема и форма проведения урока определяются учителем самостоятельно

3. Проведение урока.

3.1.Урок взаимопосещения проводится в деловой обстановке.

3.2. Приглашенные входят в класс до звонка, занимают заранее подготовленные места, выбранные так, чтобы меньше отвлекать внимание учащихся и без помех наблюдать за действиями педагога и учащихся.

3.3. Все приглашенные должны соблюдать педагогический такт, не вмешиваться в ход занятия, не выражать в присутствии учащихся своего отношения к работе педагога, ведущего его.

3.4. Приглашенные в процессе наблюдения должны проследить: как педагог, ведущий занятие, достигает поставленной цели; с помощью каких методических приемов и средств обучения реализует требования учебной программы; каковы результаты его деятельности.

3.5. Результаты наблюдений отражаются в Листе взаимопосещения урока (Приложение 1).

  1. Каждый учитель обязан посетить не менее двух открытых уроков в год.

4. Обсуждение и анализ уроков взаимопосещений.

4.1. Обсуждение урока проводится в день его проведения или сразу после урока.

4.2. Цель обсуждения - оценка правильности постановки занятия, целесообразность выбранных методов и средств, помощь педагогу увидеть отдельные методические приемы, их эффективность с точки зрения поставленных задач.

4.3. Оценка сценария урока осуществляется с учётом следующих критериев:

  • соответствие программе;
  • методическая проработка плана и хода урока;
  • полнота и разнообразие используемых материалов по теме;
  • доступность и оригинальность подачи материала;
  • методы и приемы организации деятельности учащихся;
  • мотивация деятельности учащихся;
  • разнообразие используемых технических и программных средств;
  • соответствие итогов поставленной цели;
  • тиражируемость (возможность использования коллегами).

4.4. Все присутствующие на уроке сдают заполненные Листы взаимопосещения урока председателю методического совета. На основе листов наблюдений, обсуждении и анализа учебного занятия подводятся итоги посещения. При положительном опыте и возможности использования коллегами, Методический совет принимает решение о его внедрении в педагогическую практику.

Приложение 1

ЛИСТ ВЗАИМОПОСЕЩЕНИЯ УРОКА

Дата «____» __________ 20___г. Класс _______ _______

Предмет _______________________________

Учитель _______________________________

Посещающий_______________________________________________
ФИО должность

Цель посещения____________________________________________________ __________________________________________________________________
Тема урока _______________________________________________________ ___________________________________________________________________

Цели урока______________________________________________________

___________________________________________________________________
Оборудование______________________________________________________________________________________________________________________

Всего учащихся по списку __________чел. Присутствовало _________ чел.

Формат урока

Проявление на уроке

Комментарии

да

частично

нет

  • Соответствие возрасту обучающихся
  • Практическая направленность
  • Метапредметность содержания

Организация урока:

  • Целеполагание
  • Характер учебных заданий
  • Мотивация обучающихся
  • Степень самостоятельности
  • Коммуникация учащихся
  • Характер домашнего задания

В ходе работы в школе учителям то и дело приходится сталкиваться с различного рода проверками. Мы разберем с вами, каковы цели посещения уроков завучем и как зачастую проходит данная форма проверки, на какие моменты обращает внимание проверяющий.

Основные цели

Посещение и анализ уроков учителей - одна из должностных обязанностей администрации школы. Зачастую завуч должен оповестить учителя о проверке заранее, в письменном виде. Лучше всего, если это будет хотя бы за день до проведения урока. Правда, далеко не во всех учебных заведениях администрация придерживается данного правила. В уведомлении должны быть указаны время и цель посещения урока.

Основные цели посещения уроков завучем - это:

1. Контроль качества обучения, знаний и навыков, умений учащихся.

2. Проверка состояния учебно-воспитательного процесса.

3. Помощь начинающим учителям в овладении методикой преподавания.

4. Выяснение причин неудач и успехов учителя.

5. Проверка дисциплины учащихся, посещаемости, соблюдений правил школы.

Моменты, на которые обращают внимание при проверке

Какова основная задача, которую преследует завучем? и составление замечаний и рекомендаций. В ходе проверки завуч делает пометки, составляет опросник, список замечаний и пожеланий, отмечает понравившиеся моменты.

В ходе урока обращается внимание на следующие моменты:

1. Правильность постановки и доведение ее до учащихся.

2. Достижение поставленной цели в ходе урока.

3. ее продуманность, выбор форм обучения.

4. Наличие личная подготовка учителя также относится к основной цели посещения уроков завучем.

5. Соответствие содержания урока современным государственным стандартам.

6. Организация самостоятельной работы учащихся.

7. Анализ работы учащихся на уроке, их поведения, активности.

8. Культура общения учителя с учащимися, соблюдение норм этики и такта.

9. Оценка домашнего задания - его объем и цель.

Это далеко не весь перечень моментов, на которые обращает внимание проверяющий. Их перечень во многом зависит от цели посещения уроков завучем.

Беседа по итогам проверки

После проверки завуч приглашает педагога для анализа проведенного урока. Зачастую руководство предпочитает обсудить с педагогом занятие сразу же после его проведения, что в корне неправильно. Анализ урока лучше всего проводить по окончании всех уроков, в спокойной, тихой обстановке, без лишней спешки.

Во время анализа урока завуч может попросить педагога провести рассказать о том, какие моменты, по мнению учителя, были удачны, какие ошибки он допустил во время урока.

Учитывая то, что проверка профессионализма начинающих преподавателей одна из частых причин, которую преследует посещение уроков завучем, анализ урока поможет не только выявить слабые места в но и найти пути устранения проблем.

Так, выслушав мнение учителя об уроке, завуч может дополнить рассказ педагога, внести свои предложения и рекомендации по устранению наиболее частых, типичных ошибок преподавателя. Все это поможет повысить профессиональный уровень педагога.

Выводы

Посещение уроков завучем школы - одна из наиболее частых проверок, к которым следует относиться как к рабочим моментам. В ходе проверки анализируются не столько личностные, сколько профессиональные качества педагога, проверяется его умение правильно и интересно преподать свой предмет. В результате анализа урока завуч может дать учителю ряд советов и рекомендаций по исправлению ошибок, порекомендовать использовать новые методы и формы обучения, посетить коллег, почитать дополнительную литературу по методике преподавания своего предмета.

ПРИМЕРНЫЕ ЦЕЛИ ПОСЕЩЕНИЯ УРОКОВ.

Цель: проанализировать эффективность методических приемов учителя, формирующих прочность знаний учащихся.

Программа:

 Выяснить, учит ли учитель отбирать из суммы фактов главное основное.

 Посмотреть, прививает ли учитель у учащихся навыки запоминания основных положений курса, необходимых для дальнейшего продвижения вперед.

 Проверить, обучает ли учитель анализу и синтезу учебного материала.

 Посмотреть, обучает ли учитель отвлеченному мышлению и обобщению единичных предметов и явлений в пределах школьной программы.

Цель: определить результативность организации методов и приемов контроля за усвоением знаний учащимися.

Программа:

 Определяет ли учитель цель контроля, т.е. ЗУН и другие результаты обучения, которые планировались к достижению при изучении темы, курса, раздела.

 Узнать определяет ли учебную деятельность учитель (вопросы, задания, ответы, которые отражают усвоение отдельных понятий по данной теме).

 Посмотреть, составляет ли учитель задания на проверку этой деятельности.

Цель: проанализировать эффективность использования межпредметных связей (МПС) для достижения глубины знаний.

Программа:

 Проверить, обеспечивает ли учитель смежные предметы, согласовано ли выделяет межпредметные проблемы, задания.

 Выявить, систематически ли использует учитель МПС.

 Проверить, знает ли учитель смежные предметы, согласовано ли выделяет межпредметные проблемы, задания.

 Посмотреть, ставит ли учитель перед учащимися конкретные познавательные цели и задачи межпредметного урока, что обеспечивает направление мысли и активное использование знаний.

Цель: определить, какие приемы использует учитель для поддержания активного внимания учащихся на протяжении всего урока.

Программа:

 Выяснить, четко ли учитель формирует цель и задачи предстоящих занятий, добиваясь их понимания каждым учеником.

 Посмотреть, использует ли учитель объекты, на которых должно быть сосредоточено внимание, устраняя по возможности все посторонние раздражители.

 Определить, использует ли учитель разнообразие методов обучения и видов учебной деятельности.

 Узнать, использует ли учитель разнообразные способы повышения интереса учащихся к изучаемой проблеме (новизна, актуальность содержания, эффект занятий).

 Посмотреть, применяются ли разнообразные приемы, обеспечивающие устойчивость и продуктивность внимания (эмоции, разрядка, выразительность речи).

Цель: проверить на сколько целесообразно использует дидактический и раздаточный материал, с какой целью.

Программа :

 Выяснить, на каких этапах урока учитель использует дидактический и раздаточный материал, с какой целью.

 Определить, способствовал ли дидактический материал углублению знаний их прочности, а также повышению творческой активности учащихся.

Цель: проанализировать эффективность использования на уроке форм и методов обучения.

Программа:

 Посмотреть, правильно ли видит учитель место урока в системе других по теме.

 Проанализировать, обосновано ли, целесообразны ли те приемы, которые учитель использует на уроке.

 Посмотреть, носит ли материал научный характер.

 Сочетается ли индивидуальная и фронтальная работа с групповой формой работы.

Цель: выявить и оценить эффективность педагогического поиска учителя по совершенствованию урока.

Программа:

 Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя, способствующих успешному решению задач реформы школы.

 Выяснить, как учит учащихся учитель отбирать из суммы фактов главное, основное и как это влияет на прочность усвоения их знаний.

 Проверить, способствует ли учитель выработке общеучебных и общетрудовых умений и навыков.

 Посмотреть, учитывает ли учитель индивидуальные особенности учащихся, а также подготовки и развития в процессе формирования у них ЗУН.

Цель: проверить эффективность использования на уроке ТСО.

Программа:

 Выявить, способствует ли ТСО повышению интереса учащихся к изучаемой цели.

 Определить, приучает ли ТСО к рациональности и самостоятельности приобретения знания.

 Способствует ли ТСО привитию навыков самоконтроля.

 Проверить, позволяют ли ТСО существенно активизировать самостоятельную деятельность учащихся.

Цель: проанализировать деятельность учителя по привитию навыков культуры умственного труда.

Программа:

 Посмотреть, приучает ли учитель планировать вид работы, ставить цели, выбирать для их осуществления наиболее рациональные пути и средства.

 Проверить, умеют ли учащиеся распределять работу по времени.

 Выяснить, обучает ли учитель учащихся организовать свое рабочее место.

 Узнать, обучает ли учитель учащихся навыкам контроля и самоконтроля.

Цель: определить результативность работы учителя по развитию устной речи учащихся.

Программа:

 Познакомиться с работой учителя по усложнению смысловой функциональной речи.

 Познакомиться с работой учителя по обучению усвоению словарного состава речи.

 Познакомиться с работой учителя по усилению коммуникативных средств речи.

 Познакомиться с работой учителя над овладением учащимися художественными образами, выразительными средствами языка.

Цель: определить эффективность методического приема мыслительной деятельности учащихся, использование при опросе и учете знаний.

Программа:

1.Выявить, требует ли учитель от учащихся осознанности, последовательности изложения.

Посмотреть, как учитель реагирует на затруднения при ответе.

Выяснить, вовлекаются ли все учащиеся в рецензирование ответа.

Проверить, комментирует ли учитель ответы учащихся.

Цель: проанализировать работу по предупреждению неуспеваемости.

Программа:

 Посмотреть, разделяет ли учитель сложные задачи для слабоуспевающих на отдельные дозы, подзадачи, этапы и т.д.

 Выяснить, наблюдает ли учитель за деятельностью школьников, отмечает ли положительные моменты в их работе.

 Узнать, выявляет ли учитель типичные затруднения и ошибки в работе со слабоуспевающими и акцентирует на них внимание тех учащихся чтобы предупредить их повторения другими.

Цель: выявить оптимальные сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации учебной деятельности учащихся.

Программа:

 Определить соответствие использования индивидуальной формы работы характеру изучаемого материала.

 Определить эффективность помощи учителя во время индивидуальной работы учащихся.

 Определить рациональность использования групповых форм учебной работы: сделать заключение об использовании групповых форм при дифференциации учебного материала по сложности и по характеру, сделать заключение о применении групповых форм за время выполнения трудных заданий, сделать заключение об использовании фронтальных форм при изучении теоретического материала.

УРОК В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ.

Цели: постановка комплексных задач обучения и воспитания.

1.Образовательные задачи:

    формирование понятий, законов;

    выработка умений, навыков по предмету;

    формирование навыков учебного труда.

2.Воспитание учащихся на уроке:

    комплексное воспитание, всестороннее развитие;

    НОТ: обучение умению ставить цель, выделять существенное, главное планировать работу, осуществлять самоконтроль, подводить итоги, работать в оптимальном темпе, беречь время.

    полнота (в соответствии с программой);

    научность

    связь с жизнью;

    доступность(но, высокая степень трудности);

    опора на межпредметные связи;

    систематичность и последовательность (опора на логику учебника)

    место урока в системе уроков по теме;

    оптимальные формы организации: классная, групповая, индивидуальная;

    целенаправленное разнообразие структуры урока;

    завершенность всех видов работ;

    дифференцированные наборы заданий;

    рациональные формы обратной связи: учитель - ученик;

    отсутствие шаблона;

    разумная плотность урока (без рабочих пауз), экономия времени.

    соответствие методов содержанию, их направленность на решение задач комплексного подхода к обучению и воспитанию;

    методы, направленные на формирование познавательных интересов положительного отношения к учению (использование эффекта новизны сравнения, парадоксальности, познавательного спора, занимательности, игры и др.);

    методы, активизирующие мышление;

    методика, самостоятельных работ.

    выработка навыков НОТ (через методы);

    использование внеклассного чтения, реализация внеурочных знаний учащихся;

    характер вопросов, их логическая нагрузка (требует ли выделения существенного сравнения, анализа, установления причинно - следственных связей, доказательства, обобщения, рецензирования, применения знаний на практике, аргументации, иллюстрации и т.д.).

 Условия обучения. Технология урока.

    педагогический такт и самоконтроль учителя (культура общения, контакт с классом, находчивость, решительность, деловитость учителя, чувство юмора, культура речи, современный внешний вид);

    санитарно - гигиенический режим (состояние помещения, чистота, проветренность, температура и т.д., расписание и др.);

    психологический режим (мобилизирующее начало урока, эмоциональный настрой, организация взаимопомощи, дисциплинированность, взаимная доброжелательность и т.д.);

    предупреждение перегрузки, дифференцированность домашних заданий и дифференцированная работа на уроке;

    учебно - материальное обеспечение урока (необходимая и достаточная материальная база, эффективность ее использования);

    рабочее место учителя и ученика;

    рабочий темп урока (не расхолаживающий, но не завышенный);

    влияние организации урока на обучение и воспитание.

 Результаты:

    выполнение поставленных целей;

    объем знаний, умений, навыков;

    их прочность, действенность;

    осознанность;

    преемственность;

    результативность письменных работ;

    продвижение учеников в умственном развитии, в самообразовании и самовоспитании. Формирование ответственного отношения к делу.

ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТРОЕНИЮ УРОКА.

 Соответствие урока программе по месту и по времени.

 Структура урока и целесообразность этапов, соотношение их по времени.

 Идейность и научность.

 Эстетическое воспитание, эмоциональные стороны урока.

 Преподнесение нового материала.

 Соблюдение принципов развивающего обучения.

 Связь с жизнью.

 Наглядность обучения, использование ТСО.

 Работа с книгой.

 Зарождение новых понятий, радость познания.

 Организация тренировочных упражнений.

 Самостоятельность в работе учащихся.

 Активность и инициатива учащихся.

 Охват учащихся разнообразными формами работы.

 Охват устной и речевой практикой.

 Индивидуальный подход (внимание способным, работа с отстающими).

 Организация проверки знаний учащихся.

 Состояние глубины и прочности знаний учащихся.

 Соответствие оценок и аннотации к ним.

 Организация домашнего задания.

 Темп хода урока.

 Педагогический такт учителя.

 Речь учителя, его субъективные достоинства.

 Работа над произношением.

 Словарно - фразеологическая и стилистическая работа.

 Развитие связной речи, практическая направленность.

 Изучение грамматики, лексики.

 Техника чтения.

 Культура речи и письма.

 Изучение литературных произведений.

 Система письменныхработ.

ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЙ НА УРОКЕ.

 Как решаются на уроке основные образовательные задачи, включая формирование общих и специальных умений и навыков учебного труда?

 Как решаются на уроке задачи формирования мировоззрения, нравственного, трудового, физического и эстетического воспитания.

 Как решаются на уроке задачи развития интереса к учению, мышления, воли, эмоциональной сферы деятельности.

 Как учитываются особенности класса при планировании и решении задач урока.

 Оптимальность избранной структуры урока и темпа его проведения.

 Оптимальность содержания урока (объем, сложность, доступность, научность, межпредметные связи и т.д.).

 Оптимальность избранных методов обучения(цель урока, специфика класса, тема) словесных, наглядных и практических, индуктивных и дедуктивных, репродуктивных и поисковых, методы самостоятельной работы, методическое стимулирование методов контроля за эффективностью контроля.

 Оптимальность сочетания форм обучения на уроке (общеклассных, групповых, индивидуальных), дифференцированный подход к слабоуспевающим и наиболее подготовленным учащимся.

 Оптимальность применения разнообразных средств на уроке.

 Морально - психологический и эмоциональный климат на уроке. Личностное влияние учителя.

 Оптимальность объема сложности домашнего задания и способов инструктирования о его выполнении.

 Результативность урока:

а) степень усвоения учащимися основных понятий, фактов, социальных умений и навыков;
б) оценка ожидаемых изменений в развитии интереса к учению, воли, эмоции, общеучебных умений и навыков, умение выделять главное, планировать ответ, работать с книгой, картой, осуществлять самоконтроль, в должном темпе читать и писать;
в) оценка ожидаемых изменений воспитанности школьника.
Недостатки: учителям не удаются два типа уроков:
а) уроки объяснения нового материала;
б) уроки повторения.
Не отводится большая часть времени на объяснение и первичное закрепление нового материала, нет системы подготовительных упражнений, объяснение проходит скоротечно, не организовано достаточное количество практических действий, нет реализации дидактических целей, плохо реализуются упражнения учебника, учебник используется на 20%, учителя берут более легкие упражнения. Обратить внимание на работу с учебником.
При решении задач преобладают фронтальные методы.
Преемственность: учителя средних классов не знают программы начальных классов.

ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.


Цель: изучение социальных, психологических, биологических особенностей школьников, их образованности и воспитанности, особенностей интеллекта, воли, эмоций, основных отношений и круга общения личности, характера и успешности деятельности.
Содержание:

 Нравственность, общественная и трудовая активность.

 Отношение к учению, познавательная активность.

 Ведущие интересы и склонности, включая и профессиональные.

 Интеллектуальное развитие, темпы усвоения материала.

 Навыки учебного труда, умение рационально учиться.

 Волевые качества.

 Эстетическое развитие, культурный кругозор.

 Физическое развитие.

 Сознательность дисциплины, поведения.

 Воспитательное влияние семьи.

 Воспитательное влияние сверстников по месту жительства.

 По каким предметам надо улучшить успеваемость.

 Доминирующие причины недостаточной успеваемости или воспитанности.

Справка

по итогам посещения уроков учителей начальных классов

2 четверть 2017 учебный год.

В соответствии с планом внутришкольного контроля было проведено посещение уроков учителей начальных классов.

Цель:

1) знакомство с системой преподавания учителей начальных классов;

2) осуществление единых педагогических требований к образовательному процессу;

3) соответствие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

Методы проверки: наблюдение, знакомство с классной документацией, посещение уроков по всем предметам, собеседование с учителями.

Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Если раньше традиционной была задача дать ученику определенную сумму знаний, умений и навыков, необходимых для его социализации и эффективного участия в общественном производстве. В настоящее время в связи с модернизацией образования, постепенным введением стандартов второго поколения задача образования направлена на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.

В решении этой важной задачи ведущая роль принадлежит учителю, его профессионализму. Сегодня стало ясно, что только творческий учитель, обладающий явно выраженным индивидуальным стилем деятельности, высокой профессиональной мобильностью, владеющий искусством профессионального общения, педагогическими технологиями, умеющий свободно мыслить и брать на себя ответственность за решение поставленных перед ним задач, способен повысить качество школьного образования, поднять общий уровень культуры подрастающего поколения, внося тем самым вклад в развитие и совершенствование общества в целом. Важнейшей задачей педагога становится формирование у обучающихся универсальных учебных действий на уроке и во внеурочное время.

1-4 классы работают по ФГОС. Анализ рабочих программ, календарно-тематического планирования показал, что они составляются учителями в соответствии со стандартами.

В ходе проверки установлено, что учителя, работающие в начальных классах проводят уроки в соответствии с требованиями ФГОС, применяют разнообразные приёмы и методы активизации познавательной деятельности учащихся. В классах созданы благоприятные условия для нормального развития детей, учителя используют все возможности для успешного овладения учащимися программного материала, для формирования у учащихся универсальных учебных действий.

Преподавание уроков в 1- 4 классах ведётся по УМК «Школа России».

Требования, предъявленные учителями, едины и учащимися выполняются.

Каждый урок начинается с организации класса (проверяется наличие письменных принадлежностей, учебника, тетради и т. д.).

На уроках в обязательном порядке проводятся физминутки протяженностью по 1-2 минуты в игровой форме. Классные комнаты проветриваются по возможности, во время перемен, без присутствия детей. Уровень освещенности классных комнат удовлетворительный. Только в классах Самсонкиной Н.В. – 2д, 3д классах, Алексеевой Г.В. – 1д, 4г классах освещенность хорошая, вставлены новые лампы за счет родителей.

Следует отметить доброжелательность учителей, взаимопонимание с учащимися. Уроки проходят в хорошем темпе. Но есть некоторые учителя, которые иногда допускают ошибки в речи при проведении уроков. Ставят не продуманные вопросы, при пересказе прочитанного текста не исправляют ошибки детей в речи.

Тематические планы уроков учителей грамотно отражают содержание учебного материала. На уроках используются красочные наглядные пособия и раздаточный материал, мультимедийное оборудование (компьютерные презентации, мобильный компьютерный класс).

На уроках русского языка и обучения грамоте учителя осуществляют индивидуальный подход к учащимся, в соответствии с разным уровнем подготовки и знаний учеников применяются разные формы обучения, в большой степени используется наглядность.

Уроки математики учителями планируются грамотно, с учетом дифференцированного подхода к обучению. Дети четко выполняют требования учителей, с удовольствием участвует в математических играх.

Были посещены следующие уроки:

1. 4а класс Ортен-оол Н.Н.. (Окружающий мир) Практическое исследование. Измерение температуры воздуха, воды, тела человека в различных состояниях. (Использование датчиков) 20. 112017

2. Даваа Р.Ч. 2а класс (Русский язык) Имена существительные. Использование ИКТ при проверке знаний учащихся. Тест (Использование ноутбуков, компьютера, smart доску) 20.11.2017

3. Маадыр-оол А.А.4в класс (Окружающий мир) Вода в природе. Использование ИКТ 29.112017

4. Алексеева Г.В. 4 г класс (Математика) Минута, секунда. Использование ИКТ 28.11.2017

5. 1 б Мижит-Доржу Е.Д (Окружающий мир) Как зимуют животные. 29.11.2017

6. 3г Донгак Ш.Ш.(Литературное чтение. Обучение грамоте (чтение)) «Умеет ли разговаривать природа? Л.Толстой «Вышла мышка погулять». 28.11.2017

8. 1г класс Корген-оол С.Д. (Литературное чтение. Обучение грамоте(чтение)) Звук и буква «Щ». 29.11.2017

Итоги посещения уроков.

Урок музыки Мунзук Сырга Сергеевна построила на основе деятельностного подхода. На уроке организована работа в группах, познавательная и игровая деятельность. Дети слушали музыку, пели хором, узнавали классическую музыку на слух, перевоплощались в режиссёров, оценивали деятельность одноклассников, что говорит о формировании коммуникативных УУД. Речь учителя, манера поведения, профессиональные умения служат позитивным примером для подражания.

Куулар Э.Г. на уроке окружающего мира по теме « Жизнь лесных зверей» с помощью загадок предложила ученикам сформулировать тему урока. Урок проведён методически грамотно, поставленные цели – достигнуты, носит воспитательный, развивающий и обучающий характер. Речь учителя чёткая, ясная, правильная. При работе с учебником детям понравилось узнавать следы зверей, много ребята рассказывали о своих личных наблюдениях.

Доктугу Э.К. строит свои уроки, используя проблемно-диалогическое обучение. Она тщательно подбирает задания, анализирует их с точки зрения практической направленности на формирования УУД на уроке. Отличный, творческий урок. Чётко определены тема и цели урока. Урок построен методически грамотно и доступно. Правильно использовано ИКТ. На уроке организована деятельность в парах, в группах, чтение хором. Учитель строит работу так, что заставляет учеников наблюдать, сопоставлять, делать выводы.

У учителя 2б класса Сарыглар Л.О. хорошо получились мотивация на получение новых знаний, актуализация изученных знаний (познавательные УУД). Урок проведён в оптимальном темпе, выдержаны все структуры урока, поставлены и достигнуты цели. Разнообразные виды учебной деятельности обеспечивает стабильность учебно-познавательной атмосферы. Речь учителя понятна, доступна, вовремя делаются выводы. Индивидуальный контроль побуждает к высказыванию своего мнения. При чтении слогов и слов учитель добивается чёткости в произношении и прочтении, объясняя лексическое значение трудных слов. Урок носит развивающий и обучающий характер.

Сегодня учитель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания: информационные и коммуникационные технологии облегчают творческую работу педагога, помогают совершенствовать и развивать своё мастерство.

При переходе на интенсивный путь развития образования необходимо, в первую очередь, изменить сами методы обучения, найти другие, более современные и доступные способы подачи знаний. Умение самостоятельно работать с информацией, находить, осмысливать, преобразовывать, и, наконец, синтезировать на базе имеющейся информации новые знания – это наиболее перспективное направление развития учебного процесса, которое позволит учащимся в дальнейшем выстроить линию самообразования и саморазвития.

Агбаан А.Д. – 3 б клсс, Даваа Р.Ч.- 2 а класс, Билченей А.В. – 3 в класс проводили уроки с тесным использований ИКТ и их возможностей.

Проведенные уроки показали, что учителя владеют методикой преподавания предметов на достаточном уровне, обладают профессиональной компетентностью. Уроки отличались высокой плотностью, доступностью изложения материала, эффективностью методов и приёмов работы, целесообразностью распределения времени, логической последовательностью и взаимосвязью этапов.

Ученики показали активность на уроках, проводимых с использованием средств ИКТ. Они продемонстрировали владение коммуникативными навыками, использовалась информация из Интернет-ресурсов. Живой интерес учащихся вызвали работа с средствами тестирования, работа парами,группами.

Анализ уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Благодаря презентациям, средствам обратной связи дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Однако, при разработке уроков с использованием ИКТ необходимо уделять особое внимание здоровью детей. Обязательно включать физические и динамические паузы, зарядку для глаз.

Интересно прошёл урок по окружающему миру у Маадыр-оол А.А. Дети показали хорошие знания ранее изученного материала. На уроке активность была высокой благодаря умению учителя привлекать и поддерживать внимание учащихся техническими средствами, продуманным рядом вопросов для учащихся. Изучаемый материал понятен, посилен, интересен детям, имеет практическую направленность. Рационально и эффективно используется время урока. Требования к учащимся соответствуют новым образовательным стандартам.

1в класс Соскал В.В. стремится обучать детей на уроках, не перегружая, учитывая их психологические и возрастные особенности, развивая их индивидуальные способности. На уроке в течение всего времени поддерживалась атмосфера радостного, искреннего общения. Для обеспечения активности и самостоятельности мышления планировались проблемные вопросы, стимулировалась поисковая деятельность детей. Урок грамотно построен, правильно поставлены цели. Материал усвоен учащимися, замечательно проведена рефлексия. На уроке использовано большое количество наглядного материала.

Учитель 3г класса Донгак Ш.Ш. тщательно продумывает вопросы и задания для учащихся на развитие речевых, учебно-языковых и правописных умений . Ученики работали не только с учебником, но и со словарём Активность ребят высокая. Диалог учителя с учащимися доброжелательный, спокойный, чёткий и понятный. Атмосфера в классе рабочая. Постоянно прослеживаются межпредметные и обратная связи, учителем создаётся проблема, к решению которой привлекаются учащиеся.

  1. Учителям начальных классов продолжить обучение детей в соответствии с требованиями ФГОС, с использованием различных педагогических технологий, с использование различных приёмов и методов для активизации познавательной деятельности учащихся.
  2. Рационально использовать оборудование кабинета.
  3. Следить за распределением времени по этапам урока, не забывать о физминутках.
  4. Планировать и организовывать работу на уроке с детьми, обучающимся по программе 7 вида, используя развивающие технологии.
  5. Чаще посещать уроки друг друга с целью обмена опытом.

Заместитель директора: /Мандан-оол И.Д./

«Посещение и анализ уроков как форма внутришкольного контроля»

«Урок, - говорил наш замечательный педагог Василий Алек­сандрович Сухомлинский, - это зеркало общей и педагогической культуры учите­ля, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции». Долг и обязанность школьного администратора - постоянно смотреть в это «зерка­ло», чтобы не только контролировать, но и помогать педагогу избавляться от оши­бок, совершенствовать профессиональное мастерство, обретать опыт. Конечно, можно судить о качестве уроков по целому ряду признаков, по состоянию успевае­мости и дисциплины, по результатам экзаменов и контрольных работ, наконец, по отзывам учащихся и их законных представителей. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Оценить по-настоящему профессионализм учителя можно только, побывав на его уроках, увидев все своими глазами. Посещение и анализ уроков – важнейшая работа; от ее научного уровня зависит очень много: интеллектуальное богатство педагогического и ученического коллектива, методическое мастерство педагогов, многогранность запросов и интересов обучающихся.

Для того чтобы упорядочить и привести в систему посещение уроков необходимо правильно организовать внутренний контроль, что позволит совершенствовать образовательный процесс.

Демократическая система внутреннего контроля основывается на следующих принципах:

    Принцип поиска позитивного (Если контролирующий будет настроен на получение позитивного результата контроля, будет отмечать успехи в работе педагога в первую очередь, то диалог между ним и контролируемым об устранении недостатков в работе станет более продуктивным)

    Принцип контроля за достижением цели (Бессмысленно осуществлять контроль за процессом функционирования, циклично повторяя формы и темы контроля. Контроль должен быт нацелен на получение информации о достижении цели и задач учреждения)

    Принцип с убъектной позиции педагога к системе внутреннего контроля (чем активней педагоги участвуют сами в процессе внутреннего контроля – взаимоконтроль и самоконтроль, тем понятнее и важнее он ими ощущается)

    Принцип гласности и открытости контроля (результаты контроля – как позитивные так и негативные, должны стать известны всему коллективу. В этом случае каждый член коллектива может самостоятельно оценить себя или отметить свои ошибки по отношению к общим критериям)

    Принцип системности (если контроль будет эпизодическим, то продуктивность его резко снижается).

Работа по внутреннему контролю планируется на пять лет и является разделом перспективного плана . Основой календарного планирования внутреннего контроля является перспективный план работы учреждения, недостатки и нерешенные проблемы предыдущего года, нормативные документы, цель и задачи учреждения. План внутреннего контроля на учебный год, является составной частью плана работы учреждения на учебный год. Используется текстово-табличная форма внутреннего контроля, в которой определены направления контроля, содержание контроля, объект контроля, вид, форма, сроки, ответственный за проведение контроля, планируемый выход. В план включены разнообразные виды и формы контроля: обзорный, тематический, промежуточный, итоговый, фронтальный, классно-обобщающий, предметно-обобщающий и другие, которые определены целями контроля.

На основании годового плана внутреннего контроля текущее планирование включается в раздел «Контроль и руководство» плана работы учреждения на месяц, где прописываются конкретные сроки организации контроля. Для удобства можно также использовать графическое планирование контроля.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПОСЕЩЕНИЯ УРОКОВ:

    перспективное

Перспективный план-график фронтального контроля состояния преподавания предметов

    календарное

Внутренний контроль на 2012/2013 учебный год

    текущее

План ВШК на месяц, график посещения уроков

    графическое

Циклограмма внутреннего контроля на 2012/2013 учебный год

На административных совещаниях, совещаниях при директоре, заместителе директора постоянно отслеживается реализация плана внутреннего контроля, анализ выполнения перечня поручений, данных в ходе контроля.

Посещая различные уроки, мы ставим перед собой те или иные конкретные цели и задачи.

ЦЕЛИ КОНТРОЛЯ:

- реализация задач само­образования педагога в организации образовательного процесса;

Достижение учащимися обязательного и дополнитель­ного уровней образования по предмету;

Диагностика учебных возможностей уча­щихся;

Использование педагогом воспита­тельных возможностей урока;

Формирова­ние общеучебных умений и навыков у уча­щихся на уроках.

ЗАДАЧИ КОНТРОЛЯ:

- проконтролировать де­ятельность учителя (выполнение программ, уровень учащихся и т.п.), определить ее результативность;

Оказать учителю свое­временную помощь;

Изучить и обобщить его положительный опыт.

Частными целями посеще­ния урока могут стать соблюде­ние учителем общих требований к организации образовательного процесса (использование оборудова­ния, сроки и успешность прохож­дения учебных программ, выпол­нение учебного плана, программ­ных требований), а также выявление более узких вопросов, связан­ных с конкретным уроком, пред­метом, учителем. Эти цели могут вытекать из результатов предше­ствующих посещений уроков, из характера сделанных ему замеча­ний и рекомендаций.

Такими целями могут быть:

    Ознакомление с системой ра­боты нового учителя.

2. Выявление причин малой эф­фективности урока слабого учи­теля.

3. Выявление специфики орга­низующей деятельности учите­ля - мастера педагогического труда для обобщения и распрост­ранения его опыта.

    Проверка внесённых учите­лем изменений в систему органи­зации урока в соответствии с ра­нее полученными замечаниями и рекомендациями.

    Направленность урока на вы­полнение вновь принятых норма­тивных документов, направле­ний, ознакомление с методикой их использования в образовательном про­цессе и др.

При организации контроля необходимо соблюдать правила осуществления контроля :

    Контроль должен быть отражен в планировании учреждения образования ;

    На основании плана работы и в соответствии с Положением издается приказ (в котором четко определяются сроки проведения, ответственные, цель, форма и методы проведения контроля, составляется программа проверки );

    По итогам контроля оформляется справка , информация;

    Выявленные недостатки обсуждаются с тем, в отношении кого проводилась проверка;

    Информация о проведенном контроле рассматривается на педагогическом совете, совещании при директоре, заместителе директора, методическом объединении;

    Решением данных органов определяются сроки устранения недостатков, выявленных при проведении контроля (протокол поручений , приказ );

Выделяют следующие формы внутреннего контроля:

1.По субъекту контроля:

    административный

    общественный

    взаимоконтроль

    самоконтроль

2. По объекту контроля:

а) деятельность педагогов

    персональный

    выборочный

    обзорный

    сравнительный

    фронтальный

б) образовательный процесс

    классно-обобщающий

    комплексно-обобщающий

    фронтальный

    тематический

3. По цели контроля:

    предупредительный

    тематический

    итоговый

4. По времени:

    оперативный

  • итоговый

Посещение всех уроков в одном классе в течение дня дает нам возможность, во-первых, осуществить классно-обобщающий контроль , во-вторых, сопоставить работу отдельных учителей, работающих в данном классе, и сравнить степень активности учащихся на уроках у разных педагогов. В–третьих, выявить систему знаний учащихся, их ежедневную учебную нагрузку.

Посещение уроков одного учителя в течение дня или на протяжении изучения той или иной темы позволит вам выяснить, насколько он учитывает возрастные особенности, и изучить систему его работы - провести персональный контроль.

Посещение всех уроков, отведенных на изучение темы в данном классе, с целью знакомства с си­стемой работы учителя, оценки оптималь­ности избранных структур уроков, сочета­ния форм, методов и средств обучения организуют в рамках тематического контроля.

Посещение уроков с целью глубокой и всесторонней проверки по всем вопросам деятельности учителя или группы учителей организуется в рамках фронтального контроля. Обычно для осуществления фронтального контроля создается комиссия в составе 5-6 человек, которую возглавляет директор или его заместитель. Администрация должна учесть, что учитель не может подвергаться фронтальной проверке более одного раза в год.

Посещение уроков молодых специалистов, вновь прибывших педагогов с целью знакомства с системой их работы организуют в рамках обзорного контроля. Форму обзорного контроля можно использовать и в конце учебного года, когда необходимо определить, насколько полно нашли свое воплощение в практической работе учителей те задачи, над которыми работал весь коллектив на протяжении учебного года.

Существуют различные ВИДЫ ПОСЕЩЕНИЯ УРОКОВ:

выборочное, тематическое, параллельное, целевое, комплексное.

Виды инспектирования: плановая, оперативная проверка, мониторинг.

1. Выборочное посещение уроков

Директор или его заместитель по учебной работе по личному плану, посещает отдельные уроки. Такая проверка дает возможность установить, как педагог подготовлен к уроку, какова активность класса. Таким образом, можно наблюдать деятельность учителя и учащихся в обычной обстановке.

2.Тематическое посещение уроков

Администрация с целью всестороннего изучения системы работы учителя посещает цикл уроков по одной теме. Такая проверка дает возможность оценить достоинства и недостатки педагога, дать ему квалификационный совет по совершенствованию педагогического мастерства.

3.Параллельное посещение уроков

Заместитель директора посещает уроки двух учителей в параллельных классах по одной теме. Цель посещения - раскрыть особенности педагогического почерка учителя или эффективность отдельных методов обучения.

4.Целевое посещение урока. Директор школы или его заместитель не являются специалистами по всем учебным предметам. В целях углубленного изучения работы учителя на урок приглашается опытный специалист, руководитель методического объединения.

5.Комплексное изучение образовательного процесса в отдельных классах. Директор или его заместитель в течение всего учебного дня присутствует в одном классе. Таким образом, проверяется работа одних и тех же учащихся в разных условиях. Оно позволяет сделать выводы о том, почему учащиеся достигают различных учебных результатов у разных учителей, как поддерживается дисциплина на уроках, как выполняются единые требования к учащимся.

Внутренний контроль может осуществляться в виде плановых или оперативных работ, а также мониторинга. Внутренний контроль в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок. Он доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года. Внутренний контроль в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и их законных представителей, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса. Внутренний контроль в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования.

Каждая форма контроля, прежде всего, должна иметь целевое назначение и способствовать предупреждению возможных ошибок в деятельности учителя на разных этапах образовательного процесса.

Посещение и анализ уроков администрацией учреждения включает следующие этапы:

    Подготовка к посещению урока:

Определение цели посещения урока, выбор объекта для изучения;

Изучение концепции учебного предмета, образовательного стандарта, требований учебных программ, инструктивно-методических писем, методических рекомендаций по учебному предмету;

Просмотр соответствующих разделов учебника, учебно-методического пособия;

Изучение классного журнала с целью проверки выполнения учебных программ, выявления системы опроса, индивидуальной работы с учащимися, состояния успеваемости по учебному предмету;

Просмотр записей ранее посещенных уроков;

Составление программы наблюдений.

Как поступить, если вы не специалист в данной области знаний. Вы - физик, а посещаете урок иностранного языка. Оснований для беспокойства быть не должно. Во-первых, директор учреждения обязан максимально учесть специализацию заместителей при распределении между администрацией кураторства предметов. Во-вторых, помните, что методические требования едины везде. В-третьих, уровень подготовки учащихся вы сможете увидеть на любом уроке. В-четвертых, можно обратиться за консультацией к опытному педагогу - специалисту данной области. Можно перечислять и пятое, шестое и т.д. Решений много, вы их найдете.

2 этап. Посещение урока, фиксация его хода.

Схема наблюдений за уроком – условие рациональной организации работы проверяющего, обеспечивающее четкую, последовательную работу во время проведения урока и последующий его анализ.

Запись уроков в зависимости от целей посещения может быть полной, выборочной и краткой.

Полная запись хода урока используется:

При знакомстве с работой нового учителя;

Изучении и обобщении интересного педагогического опыта;

Необходимости оказания методической помощи.

Выборочная запись производится при наблюдении за какой-либо одной стороной урока с условием краткой фиксации содержания всего урока.

Краткая запись осуществляется после длительного изучения системы работы учителя с целью проверки реализации данных ему рекомендаций.

Каждый администратор найдет удобную для себя форму записей хода урока, целесообразно использовать таблицы, карты, другие трафареты: они облегчают запись.

3 этап. Беседа с учителем:

Самоанализ урока учителем;

Анализ урока посещающим.

Наряду с анализом урока администрацией школы крайне важно услышать самоанализ учителя, его оценку собственной педагогической деятельности. Поэтому в педагогической копилке каждого учреждения должен быть набор различных схем самоанализа урока.

Основные требования к самоанализу: место разбираемого урока в системе уроков по изучаемой теме, обоснование цели, задач урока и выполнение намеченного плана урока, характеристика класса и мотивировка отбора учебного материала для данного урока, психологическая и педагогическая оценка системы учебных заданий и упражнений, выполненных учащимися на уроке, оценка развития самостоятельного мышления учащихся на уроке. Мотивировка выбора методов урока, оценка соответствия данных методов целям и содержанию урока, выполнению поставленных задач, удовлетворенность или неудовлетворенность учителем уроком (его отдельными частями); меры, намеченные учителем по устранению отмеченных недостатков, оценка и обоснование достигнутых на уроке результатов. Самооценка как одно из условий творческого труда учителя.
Предлагаем несколько схем самоанализа урока.

4 этап. Рекомендации учителю по совершенствованию образовательного процесса. Учителю не следует давать советы по устранению недостатка. Важно ему помочь самому это решение принять. Мудро поставленные вопросы – главное условие данного этапа. Например:

Администратор зафиксировал, что два учащихся бездельничали в течение 20 минут на уроке, учитель не обратил на это внимания. Закономерен вопрос: «Обоснуйте ваше решение не привлекать Петю С. и Сашу К. к работе?». Вы приняли как норму принцип сознательности и активности в обучении и согласились, что пассивность на уроке двух учащихся не согласуется с данной нормой. Можете ли вы здесь что-то исправить? Как это можно сделать? Или предположим, в программе по физике к данному уроку указан демонстрационный опыт. Учитель опыт на уроке не проводил. Следует вопрос: «Коллега, обоснуйте ваше решение не демонстрировать опыт, который предусмотрен учебной программой?» Насколько вам трудно будет в дальнейшем безупречно следовать требованиям учебной программы по вашему предмету?

Нетрудно понять, что в данных случаях руководитель не указывает учителю на недостатки в его уроке. Он подводит педагога к ситуации сопоставления его решений, деятельности, поведения с существующими нормами, к обнаружению собственных недоработок и собственной недостаточной компетентности.

Подробнее остановимся на анализе урока проверяющим. Различают следующие виды анализа урока:

    Краткий

    Структурный

    Аспектный

    Дидактический

    Психологический

    Полный

Краткий (оценочный) анализ проводится сразу после урока и не является окончательным. Он дает начало другому анализу. Наблюдая урок, анализирующий оценивает выполнение поставленной цели или урока и сопоставляет полученный результат с прогнозируемым.

КРАТКИЙ АНАЛИЗ УРОКА

    Постановка на уроке цели.

    Какими методами она решалась.

    Примеры, подтверждающие работу учителя по реализа­ции задач урока.

    Была ли обеспечена на данном уроке преемственность в решении данной задачи.

    Какова работа на уроке учащихся с учебни­ками и другой литературой.

    Как организована самостоятельная работа каждого учащегося и каков ее уровень.

    Достигнут ли результат по аспектной цели урока.

    Как на уроке оценивались знания, умения и навыки учащихся, каково воспитательное значение оценки и как она помогает дости­жению конечного результата.

Структурный (поэтапный) анализ урока является основой для всех анализов и проводится вслед за кратким. Он определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов урока и выделяет доминирующие этапы урока.

СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА:

    Выявить главные элементы урока и опреде­лить основные виды работы с учащимися.

    Определить их последовательность и це­лесообразность.

    Выявить временной фактор и его рацио­нальность по этапам урока.

    Как развивается учебная деятельность учащихся от первого до последнего струк­турного элемента урока.

    Какова взаимосвязь отдельных структур­ных элементов урока.

    Какова результативность отдельных эта­пов урока в конечном усвоении знаний учащихся.

Аспектный анализ осуществляется на основе структурного. Главное внимание уделяется анализу одного из аспектов урока.

АСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА:

    Постановка и решение на уроке цели и задач.

    Оптимальность выбора типа и структу­ры урока для решения данной аспектной задачи.

    Соответствие содержания, понятий, фак­торов и идей изучаемого материала реше­нию данной аспектной задачи.

    Была ли обеспечена на данном уроке пре­емственность в решении данной задачи.

    Проанализировать использование форм и методов обучения и воспитания.

    Какова работа на уроке учащихся с учеб­никами и другой литературой.

    Как организована и каков уровень само­стоятельной работы каждого учащегося.

    Достигнут ли результат по его аспектной цели.

    Как на уроке оценивались знания, умения и навыки учащихся, каково воспитательное значение оценки и как она помогает достижению конечного результата.

Дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения учащихся, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.);

ДИДАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА:

    Общие сведения об учителе и классе.

    Тема урока, его место в системе уроков по данной теме.

    Цели-задачи урока (обучение, воспитание, развитие), комплексность их решения.

    Оптимальный отбор содержания обуче­ния под поставленные цели.

    Адекватность, то есть соответствие ме­тодов и средств целям и содержанию уро­ка. Их оптимальность и интенсивность.

    Тип урока, рациональность избранной структуры урока, то есть соответствие ее целям, содержанию и методам обучения.

    Дидактичное взаимодействие на уроке. Технология реализации сотрудничества в обучении.

    Посильность объема и сложности до­машнего задания.

    Степень реализации триединой задачи урока.

Психологический анализ - это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа);

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА

1. Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока.

2. Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе.

3. Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

ПОЛНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА – Полный анализ является суммой обобщенных выводов по всем аспектам урока.

    Целевая направленность урока.

    Каков объем отобранного на урок учебного материала и реальность его усвоения на уроке учащимися.

    Какое время на уроке было отведено изучению нового материала, его разбору, закреплению и выявлению результа­нт усвоения.

    Как организована самостоятельная мыслительная деятель­ность учащихся, уровень взаимопроверки своих знаний на уроке.

    Как работа с учебником способствовала усвоению и зак­реплению знаний учащихся.

    Выявить, каков уровень обратной связи со всеми учащи­мися.

    Какова система заданий работы учителя с учащимися и как она способствует достижению необходимого уровня зна­ний на данном уроке.

    Рациональность проведения уроков разных типов - лек­ции, семинара, конференции, диспута, конкурса и т.д., выдача материала блоками, использование опорных сигналов ил данном уроке.

9. Какие методы и приемы обучения были использованы.

11.Осуществляется ли опора на межпредметные связи.

12.Насколько творчески проверено домашнее задание предыдущего урока у всех и доведено ли новое до каждого учащегося, его оптимальность с учетом объема заданий по другим предметам.

13.Каков результат усвоения знаний учащихся и не снизится ли он в новых условиях, ситуациях.

Обратим внимание на все аспекты урока.

Анализ цели урока. Анализируя цель урока, «проверяющие» определяют:

Краткость, четкость и простоту формулировки цели;

Заложен ли в формулировке конечный результат, т.е. диагностична ли цель;

Какова связь цели с темой урока, т.е. перспективна ли цель;

Реальность достижения цели;

Соотносимость цели, содержания учебного материала, методов обучения и форм организации познавательной деятельности на уроке;

Отсутствие разрыва между целью и результатом.

Анализ структуры и организации урока . Организационная и заключительная части урока не менее важны, чем основная часть урока – именно они создают основу для познавательной деятельности на уроке и мотивируют учащихся на дальнейшую работу.

Соответствие структуры урока его целям. Продуманность выбора типа урока, его структуры, логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока. Целесообразность распределения времени урока между ними. Рациональность выбора форм обучения. Наличие плана урока и организация его выполнения учителем. Оборудование урока. Рациональная организация труда учителя и учащихся.

Анализ содержания урока . Соответствие содержания урока требованиям государственных программ. Полнота, достоверность, доступность изложения. Научный уровень излагаемого материала. Степень нравственного влияния, воспитательная направленность урока. Генерализация основных идей урока (темы, курса). Политехническая направленность урока, его связь с жизнью, трудовым воспитанием и профориентацией. Реализация развивающих возможностей урока в плане формирования активной учебной деятельности самостоятельного мышления, познавательных интересов. Подведение учащихся к неприятию новых знаний. Выделение главной идеи нового материала. Формирование новых понятий. Актуализация опорных знаний.

    реализация воспитательного потенциала содержания урока;

    дифференциация и интеграция знаний;

    чёткое выделение учителем основного содержания темы как объекта прочного усвоения на уроке;

    использование на уроке различных источников знаний;

    включение в содержание темы сведений о новейших достижениях науки, техники, культуры;

    реализация принципа политехнизма, раскрытие значения знаний для практики, показ их применения на предприятиях, в быту, в сфере общественных отношений, включение в ход урока профориентационного и краеведческого материала;

    включение в содержание урока деятельности по развитию учебных умений и навыков;

Анализ методики проведения урока (деятельность учителя)

Анализ методики проведения урока. Определение обоснованности и правильности отбора методов, приемов и средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям данного класса, соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся, разнообразие приемов и методов, применяемых учителем. Эмоциональность подачи материала. Эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и технических средств обучения. Оценка методической вооруженности и педтехники учителя.

1. Правильность отбора методов, приемов и средств обучения

с учётом:

а) темы урока;

б) цели урока;

в) возможностей класса;

г) возможностей самого учителя;

д) учебно-материальной базы.

2. Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке.

3. Формирование у учащихся новых понятий.

4. Актуализация опорных знаний.

5. Качественное освоение нового материала.

6. Использование средств обучения.

7. Организация учителем самостоятельной работы учащихся.

8. Педагогическая техника учителя:

темп речи

эмоциональность изложения

точность использования специальной терминологии

умения в межличностном общении приемы влияния на учащихся

Анализ работы учащихся на уроке

1.Активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока.

2. Интерес к теме или к уроку.

3. Владеют ли учащиеся рациональными приемами работы.

Культура труда на уроке.

4. Выполнение учащимися единых требований.

5. Наличие навыков самоконтроля.

6. Качество знаний и умений учащихся.

7. Умения самостоятельно приобретать знания, самостоятельность

суждений.

8. Культура межличностных отношений.

9. Рефлексия.

Анализ домашнего задания , полученного учащимися. Цель, объем. Соотношение между объемом работы, выполненной на уроке, и объемом работы, заданной на дом. Характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий его посильность). Комментарий и инструктаж учителя по домашнему заданию.

Оценка санитарно-гигиенических условий урока

    Классная доска.

2. Уровень освещенности, чистота помещения.

3. Приемы и методы работы над осанкой учащихся.

4. Режим проветривания, проведения физкультминуток, фрагментов релаксации.

5. Применение наглядности.

6. Наличие отвлекающего от темы урока, а при неизбежности данного, использование учителем в ходе учебного занятия.

7. Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на соответствующих уроках.

Психологический анализ урока

    Психологическое состояние учащихся перед началом урока и в ходе его

    Развитие внимания, устойчивость внимания на разных этапах урока, приемы привлечения внимания и поддержания его устойчивости, случаи отвлечения внимания и его причины, соотношение произвольного и непроизвольного внимания.

    Развитие и тренировка памяти учащихся:

    Развитие мышления учащихся: создание проблемных ситуаций, использование заданий, формирующих параметры мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация, систематизация, абстрагирование, создание условий для развития творческого мышления.

Общие выводы:

1. Оценка самоанализа урока учителем.

2. Общая оценка достижения поставленной на уроке цели.

3. Аргументированная характеристика достоинств урока:

элементы творчества, находки, результативность.

4. Недостатки урока, диагностика причин недостатков, конкретные предложения по их устранению.

Постарайтесь провести анализ урока сразу (в этот же день) после посещения. Пригласите учителя в свой кабинет, но если надо показать методические возможности учебного кабинета в ходе урока, то лучше это сделать в учебном кабинете. Дайте учителю возможность провес­ти самоанализ. А далее уже по ходу своего ана­лиза укажите положительные моменты, тактично намекните на явные недостатки и выскажите предложения. При общей оценке урока придерживайтесь основных рекомендаций, конкретных методик и в то же время не загоняйте учителя в жест­кие рамки. Урок - это все-таки творение учи­теля и учеников. И уж тем более не старай­тесь свой «методический костюм» надеть на учителя, природа одарила каждого человека своей индивидуальностью, и не всегда ваши суждения будут единственно верными. Поблагодарите учителя за урок, пожелайте ему дальнейших успехов. Известный педагог и публицист Симон Соловейчик говорил: «Урок-загадка, учитель-загадчик, а человек, разбирающий урок, кто бы он ни был, должен быть разгадчиком». Желаю Вам, коллеги, творческих успехов!