История великой любви: нефертари и рамзес ii. Рамзес ii - история - познание - каталог статей - роза мира Рамзес 2 интересные факты

Рамзес II был одним из величайших фараонов Древнего Египта, которые правили во времена 19 династии. Он был провозглашен «Рамзесом Великим» за успешное и долгое правление государством. Его царствование охватывает период, составляющий более 90 лет. Достижения его превзошли по масштабности все результаты предшествующих поколений и тех, кто унаследовал власть.

Фараон древнего Египта Рамзес II

Он прославился в истории древнего Египта как великий воин, строитель, семьянин и глубоко религиозный человек. Во всех делах он преуспел. Фараон Рамзес II стал известен благодаря записям на стенах массивных храмов, которые сохранились до наших дней. На стенах их выгравированы древнеегипетские иероглифы, повествующие о жизни и политических событиях этого времени.

Совсем недавно была обнаружена мумия фараона, в результате исследования которой ученым удалось узнать больше информации о периоде с 1279 г. до н.э. до 1213 г. до н.э.

Они дали нам представление о царе, государственном устройстве и его военных заслугах.

Архитектурные памятники древнего Египта, возведенные по указанию Рамзеса II, свидетельствуют о величии этого человека и его способности выстоять во время экономической нестабильности и территориальных споров.

В дополнение к его царственным регалиям, можно добавить, что он был отцом более, чем 100 детей и имел около 300 жен. Он пережил 12 своих сыновей, бесчисленных жен и внуков.

В современной литературе, повествующей о истории существования древней цивилизации, имя фараона упоминается как Рамзес или Рамсес. Он является единственным фараоном, который занимает ключевое место в библейской притче про Моисея. Этот факт придает особую важность его исторической фигуре.

Семья Рамзеса II

Отец Рамзеса II, Сети I, передал ему власть, когда юноше только исполнилось 14 лет. После смерти фараона великий правитель стал править как фараон древнего Египта.

Считается, что период правления Рамзеса II начинается с 1279 г. до н.э. и заканчивается 1213 до н.э. и составляет в общей сложности 66 лет.

За время своего царствования в честь фараона было проведено 14 сед-фестивалей, каждый из которых ознаменовал окончание 30-летнего правления, а затем каждые 3 года. Они проводились с целью дальнейшего успешного правления и должны были придать силы и омолодить фараона.

Женой Сети I и матерью Рамзеса Великого являлась царица Туя. Главной супругой фараона была Нефертари. За ней следовали Исетнофрет и Мааторнефере. После смерти царя, его сменил тринадцатилетний сын Меренптах. Правление длилось примерно десять лет.

Мумия Рамзеса II

Благодаря недавней находке мумифицированных останков Рамзеса II в египтологии были собраны воедино разрозненные сведения о жизни этого фараона древнего Египта. Так, при анализе ДНК ученые выяснили, что у него были рыжие волосы. Поскольку этот цвет волос не был характерен для древних египтян того времени, стоит предположить, что он существенно отличался по внешнему облику от своих соотечественников.

Согласно религиозным представлениям того времени считалось, что этот оттенок указывал на последователей культа солнца Сета. Что касается других характеристик мумии Рамзеса II, то исследования показали, что у него был нос «крючком», он отличался тяжелой нижней челюстью. Было также установлено, что он страдал артритом.

Иероглифические надписи на льняной ткани, покрывающей мумию фараона, содержит подробную информацию о том, как жрецы защищали усыпальницу царя от мародеров. Записи указывают на то, что Рамзес II первоначально был похоронен в гробнице KV7 в Долине царей. Но затем его мумия была заменена и перенесена в помещение рядом с усыпальницей царицы Инхапи. Затем тело было направлено к могиле главного жреца Пинуджема II. Сегодня мумия фараона Древнего Египта хранится в Национальном музее в Каире.

Одни из самых прекрасных в Египте памятников архитектуры, созданных фараоном Египта Рамзесом II, были посвящены царице Нефертари.

Известен тот факт, что после его смерти по крайнем мере десять фараонов взяли его имя и продолжили династическую линию. Наиболее известным из них стал Рамзес III.

Видео Древний Египет фараон Рамзес II

Совсем недавно (№2/98) в очерке «Жизнь и смерть в Долине Царей» наш корреспондент В. Лебедев рассказал о посещении обнаруженной в 1995 году усыпальницы жены фараона Рамзеса II — Нефертари. Сегодня появилась возможность поговорить об открытии гробницы Рамзеса II американскими археологами.

Невзрачный склеп в Долине Царей скрывал в себе сенсацию: американский археолог Кент Уикс обнаружил фамильный мавзолей фараона Рамзеса II. В огромной гробнице древние египтяне, судя по всему, захоронили 52 сына Рамзеса, наследников трона, многих из которых пережил собственный отец.

«Это была десятая, последняя и самая ужасная казнь египетская, которую наслал Бог народа Израиля — все перворожденные в Египте должны умереть, и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах» (Исход, 11.5).

Гнев чужеземного бога, видимо, постиг Египет как раз тогда, когда им правил могущественный Рамзес. Сын, по которому ему пришлось устраивать траур, вероятно, звался Амонхерхопешеф. Это имя, выбитое на стене гробницы, и прочел американский археолог, чье открытие было названо коллегами находкой века.

В отличие от фараонов Древнего Царства, которые находили покой в гробницах возле пирамид, властители Нового Царства устроили свой некрополь на склоне горы Курн — вырубленный в скалах, с хорошо скрытыми входами и ложными ходами внутри.

Во мраке, за незаметным каменным порогом, дожидались своего исследователя тысячелетние усыпальницы с роскошным орнаментом, статуями, саркофагами и сокровищами Тутанхамона. И когда в 1922 году Говард Картер открыл гробницу юного фараона Тутанхамона, археологи решили, что последняя тайна Долины Царей раскрыта. Действительно — до недавних лет исследователи больше не натыкались на сенсации.

Так думал и Кент Уикс, когда без особых надежд начал разведку Склепа К5. До того ему посчастливилось обнаружить следы судебного процесса, который 3145 лет назад проводился над разорителем гробниц. Свиток папируса, который сегодня хранится в Турине, гласит, что обвиняемый разграбил гробницу Рамзеса II и... «гробницу напротив».

Это сообщение удивило Уикса. Какая гробница имелась в виду? Может быть, давно забытый Склеп К5, в котором еще в 1820 году один английский путешественник не нашел ничего кроме двух пустых, малопримечательных по виду камер? Что же там надеялся найти древнеегипетский вор?

Сначала поиски не сулили удачу. Никаких надписей у входа, никакого орнамента: только глина, щебень и песок, который надуло ветром через низкий вход в гробницу. Однако через четыре недели обнаружился другой вход, ниже, что вел в еще неизвестную погребальную камеру.

«Тогда мы стали углубляться», — вспоминает Ибрагим Садик, сотрудник Уикса. И тут всем стало ясно: К5 больше не безвестный малопримечательный склеп, а самая большая — из найденных — гробница древних египтян.

В то время как во всех других царских гробницах длинная шахта ведет прямо в погребальную камеру, в Склепе К5 Уикс обнаружил целый лабиринт. От главной галереи в обе стороны ответвлялись Т-образные ходы к нишам для саркофагов и к огромным залам площадью в 400 кв. м.

Еще предстоит окончательно определить громадные размеры сплетения туннелей. «Если сравнить гробницу Тутанхамона со спичечным коробком, — заявляет Уикс, — то самая большая гробница здесь будет телефонным справочником. Открытая же — пока! — система катакомб кажется целым письменным столом».

67 залов Уикс уже открыл. Но, по его предположению, их может быть и больше ста: лестницы и понижающийся коридор вывели к более просторному и более глубокому месту для погребения.

Раскопки на новом месте и расшифровка надписей займут еще многие годы. Но Уиксу уже удалось установить по иероглифам на известковой стене имена четырех сыновей Рамзеса. И он убежден, что где-то в гробнице перечислены имена и всех остальных его сыновей. Здесь, судя по всему, наконец-то соединились в смерти все отпрыски фараона, которые при жизни страдали от своего могущественного, властного и живучего отца и все время ссорились друг с другом из-за его наследства.

Из всех героических деяний Рамзеса II больше всего известна битва при Кадеше, когда он остановил нашествие хеттов, которые создали свою державу, равную по силе египетской. Воинственный фараон также вошел в историю как великий миротворец.

Когда ему надоели стычки на границе с хеттами, он заключил первый известный в истории человечества мирный договор: союзом с другой державой он утвердил мир на 50 лет.

Исследователи надеются, что расшифрованные иероглифические надписи в недавно открытой фамильной гробнице дадут новую информацию о семейной жизни великих владык, в которой многое еще остается неясным. Ясно, однако, что Рамзес, несмотря на свои многочисленные царские обязанности, находил время для жен. А их было по крайней мере шесть главных и с дюжину просто супруг и наложниц, которые принесли ему около ста детей.

Еще подростком Рамзес получил в подарок от отца целый гарем. Сам фараон вспоминает об этом с благодарностью. «Он позаботился, чтобы в моем гареме было так же красиво, как в его собственном».

И выбор отца оказался хорош. Очевидно, что из этих первых супруг одна оказалась особенной — в течение 25 лет Нефертари оставалась воплощением очарования, дружелюбия и любви и, как клялся сам фараон, его самым доверенным лицом. Она участвовала наравне с ним в священных шествиях по стране и была рядом во время государственных тягот. И именно она родила первого сына Амонхерхопешефа, чья горячая кровь проявилась еще в пятилетнем возрасте, во время военного похода.

Но кроме того, Нефертари приходилось делить супруга с соперницами, которым фараон часто дарил свою благосклонность, выполняя дипломатический долг. Подробно рассказывается в одной ведомости о караване, который прибыл в 1257 году до н. э. из страны хеттов: груз состоял из драгоценных камней, золота, серебра и изысканных тканей, а также лошадей, овец и коров.

И все это, равно как и отряд отборных рабов, было приданым принцессы Маат-Хор-Неферуре, новой супруги Рамзеса, которая немного позже осталась тихо прозябать в отдаленном гареме Ми-Вер.

Любвеобильный Рамзес делил свое ложе и с самыми близкими родственницами. По крайней мере одна его родная сестра и две дочери состояли с ним в законном браке. А дочь Меритамун, судя по всему, после смерти своей матери Нефертари заняла ее место Великой Царицы.

Вероятно, Рамзесу II было за 90, когда на 67 году своего правления он скончался. Рентгеновские снимки мумии убедительно говорят, что его организм был поражен артритом и что престарелый фараон долго прожил в сильном маразме.

Отсутствие в документах указаний о конце его правления может означать, что еще задолго до смерти он сошел с политической арены. Но умирать все не хотел.

Рамзес пережил двенадцать наследников. Тринадцатый сын, Меренптах, к моменту смерти отца был уже 60-летним — старшим, но все еще живым сыном. В качестве нового фараона Меренптах возглавил процессию, которая направилась к давно уже приготовленной для отца гробнице в Долине Царей...

По материалам журнала «Spigel» подготовил Николай Николаев

Одним из самых великих Египетский фараонов был Рамзес второй. Он совершил много побед и построил много величественных храмов, еще при жизни Рамзеса признали богом, а культ его еще долго сохранялся в Египте.
Из построек Рамзеса поражает своими масштабами Гипостильный зал в Карнаке, там же сохранились две величественные статуи - самого Рамзеса и его любимой жены царицы Нефертари. Ее одну Фараон, имевший около 10 жен и неисчислимое количество наложниц, хотел видеть вместе с собой в загробном царстве Осириса.
Рядом со статуями сохранилась надпись:

«Я поставил ее слева, там, где мое сердце, что бы во все века люди знали, что я люблю ее»

О происхождении царицы практически ничего не известно; тем не менее, она именуется «знатной дамой» или «наследственной знатностью», то есть очень знатной дамой, по рождению принадлежавшей к одной из придворных семей. Судя по некоторым данным, она принадлежала к семье Эйе, предпоследнего фараона XVIII династии; этот факт, видимо, скрывался, так как родственная связь с ближайшим окружением фараона-реформатора Эхнатона могла бы скомпрометировать царицу... Некоторые египтологи думают, что она была вероятно дочерью Фараона Сети Первого, и таким образом сестра или наполовину сестра Рамзеса II. Другие египтологи, однако, думают, что ее обозначение как "Наследная Принцесса" могло бы быть в некотором роде связано с тем, что она была представительницей знати Тебаиса. Эти египтологи утверждают, что ничто не известно о ее родителях, но кажется, что она имела королевское происхождение. Другие говорят, что она - внучка Яхмоса... В Гебель эль-Силсилех есть святыня Рамзеса Второго, где описания показывают его и Королеву Нефертари, выполняющих религиозные функции перед различными божествами. Эта святыня содержит признак, что Королева Нефертари была уже замужем за Рамзесом II когда он вступил на трон (1290 г. до н.э.). Итак, собственно история царицы:

В 1299 году до н.э в семье Эйе, предпоследнего фараона XVIII династии родилась девочка. Имя ей Нефертари Мэренмут. Нефертари означает "Прекрасная спутница" и Мэретенмут — "Возлюбленная богини Мут". Родилась она раньше положенного срока и была очень слаба. Мать, глядя на её крохотное худенькое тельце, с тоской думала, что этого ребёнка она тоже потеряет...

Прошло 15 лет. Нефертари осталась жива. Но слабость была во всех её движениях... Однажды к ним в дом пришли суеки и объявили волю фараона Сети I: Мэренмут должна стать фиктивной женой его старшему сыну, 19 - летнему Рамсесу. Брак означал лишь сделку и через несколько дней девушку, одетую в свадебный наряд, должны были привести во дворец.


Нефертари же отнеслась к этому событию как к подарку судьбы. И невозможно передать, с каким волнением вошла она в покои фараона Сети I. И в тот миг, когда глаза её нашли юношу, сердце её перестало биться. Она начала падать и Рамсес бросился вперёд, чтобы поддержать её. Когда девушка пришла в себя, его крепкие руки всё ещё держали её и от их тепла, от его взгляда, исполненного горячего сочувствия к ней, кровь в её жилах... изменила свой химический состав. И сердце, которое 15 лет билось еле-еле, застучало энергично и страстно. Любовь своим божественным сияньем озарила всё её существо. И с таким обожанием она смотрела в глаза своему спасителю, что и Рамсес не мог оставаться равнодушным.

Странное волнительное чувство нежности сбило его дыханье и...
- Он поцеловал её!
- Он целует её!
-Они целуются! - шёпот присутствующих сопровождал их первый поцелуй.

Прошло пять лет. За это время Нефертари подарила Рамсесу трёх сыновей, с которыми юный отец проводил всё своё время. В 1279 г до н.э. Сети I о фициально объявил сына своим преемником. С этого дня все мысли египтянина были заняты государственными вопросами… Рамсес реорганизовал армию и создал сильный военный флот, что позволило отразить нашествие народов моря. Много беспокойства доставляло Хеттское государство. На пятом году правления, после битвы при Кадеше, которая закончилась ничьей, Рамсес II принял решение послать брачные стрелы хеттской принцессе Маатхорнефруре. Он надеялся, что его брак с дочерью правителя хеттов будет способствовать укреплению добрых взаимоотношений между державами.
-Самая прекрасная, возлюбленная Мут, - говорил фараон Нефертари, не выпуская из своих ладоней её маленьких рук, - С этого дня ты не будешь безраздельно владеть моим телом, но по-прежнему моё сердце будет любить только твои нежные руки, только твои удивительные глаза…
Когда дверь за супругом закрылась, Нефертари почувствовала головокружение, её руки бессильно упали вдоль тела, на пол скользнула расшитая ею подвеска, которую она хотела одеть любимому, но не успела... он опередил её своими убийственными речами и теперь это уже не имело никакого значения... Её кровь за считанные секунды изменила свой химический состав... Сердце, так радостно стучавшее все эти счастливые годы, начало отсчитывать удары всё медленнее и медленнее...
Узнав о болезни Нефертари, Рамсес навестил ее. Когда он взял её маленькую руку в свою и прикоснулся горячими губами к её лбу, тело египтянки встрепенулось... Как бутон цветка, Нефертари раскрывалась навстречу любимому...
-Ты - моя жизнь! Моё - счастье! Прошу тебя, останься!
Но фараона ждали важные дела. Он уехал на несколько дней, а вернувшись, услышал страшное известие: Нефертари в беспамятстве... Не сняв дорожной одежды, он стремительно вбежал в спальню первой жены и, упав на колени, приник губами к безжизненной руке...
-Моя маленькая Мут... самая прекрасная... возлюбленная моя...
Рамсес стал покрывать поцелуями её тело, пытаясь разжечь огонь жизни...
Он гладил её руки, плечи, ноги... мычал какие-то песни... Под утро он заснул...
Не приходя в сознание, Нефертари Меренмут умерла в его объятьях...
Пройдут годы и Рамсес воздвигнет грандиозный храм Ибшек в Абу-Симбеле в Нубии. Фасад святилища будет украшен с обеих сторон от входа парными колоссальными фигурами Рамсеса, между которых будут стоять колоссы Нефертари в образе богини Хатхор.

Нефертари, любимая Королева Рамзеса II, известна несметным количеством ее изображений на стенах храмов и колоссов великого фараона, которые были посвящены ей, совместно с богиней Хатор, эти изображения показывают ее большое влияние на Рамзеса II.

Нефертари не была единственной супругой Рамзеса II. Четыре других его жены засвидетельствованы в надписях о его правлении, и известно, что они были коронованы как королевы. Она не была обычной королевой, однако и ее ситуация превосходила ситуацию прежних. Ее имя переводилось как "Самая красивая из Них"; превосходная степень, которая обозначает ее самое исключительное положение, в то время как обозначение "Наследная Принцесса", перечисленный для нее в нескольких случаях, является признаком ее высокопоставленного происхождения в обществе. Ее участие в делах государства является беспрецедентным вне Периода Амарны и отражено в ее титулах, применимых к ней: "Жена Великого Короля". Ее политическая роль также отражена текущим обозначением "Госпожа Верхнего и Низкого Египта" и "Госпожа Двух Земель".

Титул Нефертари обозначал "жена бога", подчеркнуло очевидная эмуляция Королевы Яхмес-Нефертари, которая была также женой бога... Ее титул и имя показывают, очевидно, что Нефертари играла специальную роль в свое время. Тот факт, что Рамзес II стремился показать ее сопровождение, необычная особенность дает возможность предполагать, что она могла влиять на его положение в стране.

Ни одна из египетских королев, насколько мы знаем, не удостаивалась чести иметь храм, как имела Нефертари в Абу - Симбел... В сотне метров к северу от большого храма Рамсеса II было создано святилище в честь великой супруги фараона царицы Нефертари, «Той, для которой сияет солнце». Шесть колоссов высотой 10 м, застывших в движении, словно выходящих из скалы, образовывают удивительный фасад. Две статуи изображают царицу, четыре - царя. Нефертари увенчана короной из двух высоких перьев и рогов, между которыми находится солнечный диск. Она является воплощением Хатхор, богини неба и покровительницы Нубии. Рядом с Рамсесом изображены маленькие статуи сыновей, фараона; рядом с Нефертари - дочери фараона. Те и другие представлены в образах жрецов и жриц.


План храма прост: зал покоится на шести квадратных опорах, проход из него ведет в вестибюль, расположенный поперек основной оси, и далее - в святая святых.

Стены храма украшены различными сценами; некоторые представляют фараона, побеждающего его врагов, в то время как королева поддерживает его, другие представляют короля и королеву, переносящих приношения богиням и божествам, спрашивая их благословения. Самая интересная сцена представляет коронацию Нефертари Исис и Хатор.

Рамсес присутствует в святилище супруги, он выполняет там две функции: военачальника, победителя сил тьмы, и верховного жреца, совершающего жертвоприношения. Но атмосфера в храме царицы отличается от атмосферы храма фараона. Колонны здесь увенчаны ликами богини Хатхор, властительницы любви и радости, вокруг множество изображений цветов, высокий силуэт Нефертари освящает все вокруг своей благородной красотой. Вошедших очаровывает незримое присутствие великой царицы.

При входе в храм изображен фараон, протягивающий цветы Хатхор и царице в образе богини Исиды. На обратной стороне врат Рамсес защищает Нефертари, он поражает нубийцев и азиатов, облагает врагов данью и воздает почести Амону-Ра и Хору.

На опорах изображены приношения цветов божествам. На левой стене зала, если смотреть от входа в сторону алтаря, изображено как фараон получает ожерелье менат из рук Хатхор. Затем Хор и Сет увенчивают его короной. Эта сцена подчеркивает созидательный характер царской власти. Царица протягивает систр и цветы богине Анукет, фараон подносит Маат Амону-Ра.

На правой стене зала изображена царица с систром и цветами, за ней - фигура Хатхор; фараон приносит цветы богу с головой барана, Харсафесу. Далее царица предстает перед Хатхор Дендерской, супругой Хора Эдфусского, а фараон подносит вино Ра-Хорахти.

На стене вестибюля высечена сцена, которая имеет огромную художественную ценность, - Хатхор и Исида, коронующие Нефертари. Рядом царица протягивает цветы Хатхор, изображенной в виде коровы с солнечным диском между рогами.

Предлагая цветы богине Та-Урет, «великой», царская чета просит, чтобы небесные силы покровительствовали всему созданному ими на земле. Фараон приносит цветы Хатхор, чтобы их тончайшее благоухание умилостивило богиню.

С обеих сторон от врат, ведущих в святая святых, изображен фараон, подносящий цветы трем ипостасям Хора и вино Амону-Ра, цветы Хнуму, Сатис и Анукет (божественной триаде, которой поклоняются в Нубии) и вино Ра-Хорахти. Благоухания цветов, возможно, связаны с таинствами Хатхор, вино - с мистериями Осириса.

В святая святых царская чета находится в обществе двух божественных матерей, Хатхор и Мут. На стенах главной, наиболее сакральной части храма изображена корова Хатхор. Она появляется как бы из другого мира, преодолевая границу между мирами...

По повелению Рамзеса II была создана могила для Нефертари высеченная в Долине Цариц, названная древними "Место Красоты". Эта могила является самой красивой в Долине Царей, и является в целом достойной ее положения в истории. Декоративные мотивы на стенах и потолках являются мифологическими и рассказывают о жизни в аду, встречах с богами, божествах, духах и монстрах, и о входе в царство вечности. В этих сценах Нефертари, всегда представляется в длинных, прозрачных белых предметах одежды, с двумя длинными перьями на головном уборе из золота. Она носит богатые драгоценности, в дополнение к царским предметам и широкому золотому воротнику...

В 1904 году Эрнесто Скиапарелли совершил свое величайшее открытие, обнаружив знаменитую гробницу Нефертари, высеченную в скалах Долины цариц; ее расписанные рельефы, занимающие площадь 520 м2, по праву считаются одними из лучших произведений искусства всей эпохи Нового царства.

Увы, усыпальница была ограблена еще в древности и то немногое, что осталось археологам — разбитая крышка гранитного саркофага, тростниковые сандалии, фрагмент золотого браслета и несколько амулетов — хранится в настоящее время в собрании Египетского музея в Турине. Покрытые неувядающими красками рельефы гробницы иллюстрируют некоторые главы книги «Речений Выхода в День» («Книги Мертвых») и показывают путь царицы, ведомой богами в загробное царство на суд Осириса.

Восемнадцать ступеней ведут от вырубленного в скалах входа к внутренним покоям усыпальницы. Портик двери перед первой камерой сильно поврежден, но на его правой стороне все еще читаются титулы царицы:
«Наследственная знатностью, Великая милостью, красотой, сладостью и любовью, Владычица Верхнего и Нижнего Египта, упокоившаяся, Госпожа Обеих земель, Нефертари, Возлюбленная Мут, Правогласная перед Осирисом».

Первая камера гробницы (5x5,2 м) снабжена вырезанным в стене столом для приношений. Ее стены покрыты изображениями - фрагментами 17 главы Книги Мертвых. Царица представлена в трех воплощениях: играющей в сенет, в виде души Ба и, наконец, почитающей Акера, львиноголового бога земли, одновременно являющегося горизонтом - символом возрождения солнечного божества.

Рядом показаны «душа Ра» - белоснежный феникс Бену, символизировавший вечное циклическое возвращение жизни, а также киоск, внутри которого на львиноголовом ложе возлежит мумия Нефертари; в изголовье и у ног мумию сопровождают две соколицы-плакальщицы - Нефтида и Исида.
Бог нильской воды Хапи дарует Нефертари пальмовый лист, символизирующий миллионы лет и синкретический знак шен-уджат, гарантирующий умершей вечность и воскрешение. Рядом представлены Небесная Корова Нут и четверо сыновей Хора - охранителей покойной и ее внутренностей, положенных в канопы. Справа от входа в гробницу Нефертари предстает перед Осирисом и Анубисом.

Она изображена входящей внутрь помещения, а лица богов, «владык Дуата», истинных обитателей этого места, показаны обращенными к выходу и идущей к ним царице.
Нефертари облачена в великолепные белоснежные одежды из льна, которым был так славен Египет в древности; они подвязаны под грудью красным поясом в виде амулета тет - узла Исиды. На плечах Нефертари богатое ожерелье усех. На голове царицы парадный убор шути, состоящий из темно-синего парика, украшенного золотыми крыльями коршуна богини Мут, подставки, золотого солнечного диска и двух страусовых перьев.

Проход из первой камеры ведет в дополнительное помещение этого уровня. Проход с двух сторон фланкируют фигуры стоящих Осириса и Анубиса; над дверью выписан фриз, состоящий из уреев, страусовых перьев, символов богини Маат, и человеческой фигуры в центре, опирающейся на уже упоминавшиеся синкретические амулеты шен-уджат. По сторонам прохода изображены две богини - Нейт и Селкет, дарующие Нефертари «защиту, жизнь, непоколебимость, власть, всю защиту, подобно Ра, навечно». Богини произносят магические заклинания и изречения для защиты царицы:
«Сказано Селкет, Госпожой Небес, Повелительницей всех богов. Я иду перед тобой, о (...) Нефертари (...) , Правогласная перед Осирисом, пребывающим в Абидосе; я даровала тебе пребывание в земле священной (Та-Джесерт), чтобы ты могла появиться победоносно в небесах подобно Ра».

Далее проход расширяется; образовавшиеся при расширении пилястры украшены изображениями антропоморфного столба джед - символа Осириса, знака незыблемости и постоянства. С левой стороны прохода богиня Исида в ожерелье менат ведет царицу за руку к богу утреннего солнца Хепри, имеющему голову в виде скарабея. Справа Хор, сын Исиды, ведет умершую к престолам Ра-Хорахте и Хатхор, повелительницы фиванского некрополя. Между престолами Хепри и Хатхор находится дверь в боковую камеру. Над дверью парит богиня-коршун Нехбет, покровительница Верхнего Египта, сжимающая в руках символы вечности шен.

Два великих божества - олицетворение бессмертия и создатель вселенной объединены здесь в практически симметричной композиции. Следующая сцена, иллюстрирующая 148 главу Книги Мертвых, занимает всю южную стену камеры. В обрамлении знака неба и скипетров уас в двух регистрах изображены семь коров и бык, перед каждым из которых находится небольшой алтарь с приношениями. Все животные «идут» по направлению к царице, стоящей в позе адорации.
Текст 148 главы говорит о предназначении этих семи коров снабжать дух умершей молоком и хлебом. Здесь же упоминаются рулевые весла, которые помогают умершей плыть среди звезд. Ни один из врагов царицы не узнает ее благодаря этим «именным» веслам и богу Ра - рулевому ладьи.

Рядом с фигурой царицы находится одна из самых знаменитых сцен гробницы: божество в виде мумии с головой овна, увенчанное солнечным диском, стоит на небольшом подиуме; с двух сторон его поддерживают Нефтида и Исида. На каждой - белый парик афнет с длинным концом, повязанный красными лентами. Между фигурами богинь и овноголовым божеством находятся две колонки текста «Это Осирис, упокоившийся в Ра» и «Это Ра, упокоившийся в Осирисе».

Сцена отличается высочайшим качеством исполнения и очень важна с теологической точки зрения, иллюстрируя, как уже упоминалось, центральную идею египетских заупокойных текстов - соединение Ра и Осириса в виде единого предвечного божества.

Нисходящий проход ведет из камеры на низший уровень помещений гробницы. По обеим сторонам двери прохода на парных столбах джед изображены картуши царицы в сопровождении богинь Уаджет и Нехбет в образе змей с геральдической атрибутикой Нижнего и Верхнего Египта соответственно. Сама лестница имеет длину 7,5 метров. Изображения каждой стены разделены на два треугольных регистра. Верхний левый регистр показывает подношение царицей священных сосудов немсет богиням Хатхор, Селкет и крылатой Маат.

На аналогичной сцене правого регистра присутствуют Исида, Нефтида, и симметрично расположенная Маат, между крыльями которой показан шен - символ вечности и имя царицы в картуше, форма которого, как известно, произошла от этого знака. На образованных в скале у обеих дверей коридора «полках» имеются изображения двух антропоморфных символов Осириса джед (верхний уровень лестницы) и богини Нейт и Селкет (нижний уровень лестницы). Джед, как знак незыблемости, постоянства является в этом случае могучим столпом «небес» - темно-синего потолка, покрытого золотистыми звездами ночного неба. В нижних регистрах стен бог Анубис в образе шакала и коленопреклоненные на знаках золота неб Исида и Нефтида.


Руки обеих возложены на знаки шен. Рядом помещены объемные тексты-заклинания, которые являют собой неповторимые образцы каллиграфии:
«Слова сказанные Анубисом Имиутом, великим богом, пребывающим в земле священной (Та-Джесерт). Я иду перед тобой, о великая царская супруга, госпожа обеих земель, владычица Верхнего и Нижнего Египта, Упокоившаяся, Нефертари, возлюбленная Мут, правогласная перед Осирисом, великим богом, пребывающим на Западе. Я иду перед тобой и я даровал тебе место в земле священной, дабы ты могла появляться торжествующая в небесах, подобно твоему отцу Ра. Возложи диадемы поверх головы своей. Исида и Нефтида наградили тебя и создали твою красоту, как у твоего отца, чтобы ты могла появляться торжествующая в небесах, подобно Ра, чтобы ты могла осветить Игерет своими лучами. Великий сонм богов на земле даровал место тебе. Нут, мать твоя, приветствует тебя, подобно тому, как она приветствует Ра-Хорахте. Да возвеселятся души Пе и Буто, подобно тому, как они возрадовались твоему отцу, пребывающему на Западе... Подойди к матери своей и воссядь на престоле Осириса. Да примут тебя владыки земли священной. Да возрадуется навеки сердце твое, о великая жена царская... Нефертари... правогласная перед Осирисом».
Грандиозный образ летящей богини Маат венчает пространство над дверью, ведущей в «Золотой покой» - погребальную камеру гробницы (10,4x8,2 м). Низкие «скамьи» по всему периметру помещения когда-то были предназначены для погребального инвентаря. Стены камеры покрыты изображениями, иллюстрирующими 144 и 146 главы Книги Мертвых, и содержат в себе описание царства Осириса. Царица предстает перед стражами загробного мира и верно называет имена духов и названия врат потусторонних областей.

Верх стен орнаментирован фризом хекер; бесчисленные звезды ночного неба покрывают потолок. Углубление, бывшее местом для саркофага находилось в середине помещения, обрамленное четырьмя столбами. Шестнадцать плоскостей столбов сохранили великолепные сцены предстояния Нефертари перед божествами - Анубисом, Исидой, Хатхор, могучие столбы джед, а также фигуры двух жрецов заупокойного культа - Хора Иунмутефа («Хор-Опора-Матери-Своей») и Хора Неджитефа («Хор-Защитник-Отца-Своего»).

Воплощения Хора, сына Исиды, жрецы в леопардовых шкурах, представляют Нефертари Осирису:
«Слова, сказанные Хором Иунмутефом. Я твой сын возлюбленный, мой отец Осирис. Я пришел, дабы почтить тебя. Навечно поверг я для тебя врагов твоих. Да разрешишь ты дочери своей возлюбленной, великой супруге царской... Нефертари, возлюбленной Мут, правогласной, остаться в сонме великих божеств, тех, что сопровождают Осириса..».
На двух плоскостях столбов лицом по направлению к входу в камеру изображен Осирис, царь сонма богов. На обеих сценах он стоит на небольшом постаменте внутри желтого наоса. На его голове - корона атеф, в его руках - скипетр хекет и плеть нехеху. На плечах великого бога ожерелье усех, он повязан красным поясом, символом своей супруги Исиды. Внутри наосов рядом с Осирисом находятся эмблемы Анубиса Имиут, состоящие из деревянной подставки и леопардовой шкуры.

В левой стене камеры вырезана небольшая ниша для каноп. Ее стены украшены изображениями Анубиса и духов, сыновей Хора, покровителей каноп; на центральной стене сохранилось изображение крылатой богини неба Нут со знаками вечной жизни анх в руках.
С трех сторон погребальной камеры имеются проходы в небольшие боковые помещения, предназначавшиеся для хранения погребального инвентаря. Декорировка сохранилась практически полностью только в одной камере.
Дверной проход фланкируют изображения богинь Уаджет и Нехбет в виде змей, покоящихся на столбах джед. На стенах - образы антропоморфного Осириса-Джеда со скипетрами уас в руках, сама Нефертари в виде мумии, Исида и Нефтида с четырьмя сыновьями Хора. Под их защитой царица «следует» к изображению легендарного дома Осириса в Абидосе.

На стенах камеры второй камеры сохранились сильно поврежденные изображения царицы, произносящей молитвы перед Хатхор Владычицей Запада. С правой стороны Нефертари предстает перед Исидой и Анубисом, восседающими на тронах. Два алтаря с цветами и хлебом стоят перед божествами. Центральная стена заполнена крылатой фигурой Маат. Сохранившийся фрагмент текста от лица богини говорит о «сотворении места для царицы в доме Амона». Возможно, здесь находилась статуя Нефертари.

Декорировка камеры третьей практически не сохранилась. Фигура Исиды на южной стене, фрагменты процессии богов, столб джед между двумя амулетами Исиды тет - таковы основные образы из этого помещения, дошедшие до нашего времени.

Известно, что мастерами, создавшими обычными инструментами при свете особых, не коптящих масляных ламп гробницы Рамсеса II, Нефертари и их детей были «начальник работ» Неферхотеп Старший, Небнефер, Неферхотеп Младший, Каха и его сын Инерхау. За работами следили писцы Рамосе, Кенхерхепешеф, Аменемопе и Хеви.

Плохое качество известняка, в котором вырублена гробница, а также соленые почвенные воды привели к тому, что к 70-м годам нашего века росписи уникального памятника находились под угрозой исчезновения. Специальный реставрационный проект «Нефертари» Египетской Службы древностей и Института Консервации Поля Гетти, осуществленный с 1986 по 1992 год, стал одной из важнейших работ XX века по сохранению наследия древности. Уникальные методы реставрации позволили вновь открыть гробницу для посетителей в ноябре 1995 года.

В Рамессеуме, вну-шительном погребальном храме Рамсеса II в Фивах, в верхней части второго пилона на высоте более 10 м, расположено необычное изображение праздни-ка Мин, в котором Нефертари танцует перед священным быком. Была ли это дань уважения отцу невесты, преемнику Тутанхамона? Хотя она родила Рамсесу 5 или 6 сыновей, некоторые из которых, подобно самому любимому — первенцу Амун-Хи-Венемефу, умерли в молодости. Судьбе было угодно, чтобы никто из них не взошел на престол. Наследником Рамсеса II стал его сын (принц Мернептах) от другой царской невесты, царицы Исиды-Нофрет, чья гробница до сих пор не обнаружена и находится предположительно в некропо-ле Саккары. Время и причина смерти Нефертари точно неизвестны, но она случилась до празднования тридцатой годовщины правления Рамсеса — в памятной надписи этого и последующих периодов больше не упоминается имя возлюбленной жены.

Общий вид на Долину Цариц

Долина Цариц, известная в древности как «долина детей фараона», — археологическая зона на западном берегу Нила, рядом с долиной Царей, на противоположном берегу от Луксора (древние Фивы). В долине было открыто до семидесяти высеченных в скале гробниц жён и детей фараонов, а также жрецов и вельмож. Все захоронения относятся к 18-й, 19-й либо 20-й династиям (ок. 1550—1070 гг. до н. э.) Более других впечатляет гробница жены Рамзеса Великого, Нефертари, в которой прекрасно сохранился обширный комплекс полихромной фресковой живописи.


Рамзес (Ра-месэ-с) Второй (правил в 1279-1212 до н.э.) - виднейший из фараонов XIX династии. Воплощение Майтрейи-Мории (см. П/Р-24.5.38). Сын Сети Первого и царицы Туйи. Ему преимущественно присваивался титул А-нахту (Победитель).

Ни один фараон не производил большего впечатления на свою эпоху, как Рамсес (Рамзес) Второй. Почти семь десятков лет его царствования стали временем могущества и процветания страны. Он возглавлял прекрасно организованную армию, которую сам и водил в сражения. Он был высшим чиновником и верховным судьей государства. Он имел, по крайней мере, семь жен и десятки наложниц, от которых у него было 40 дочерей и 45 сыновей. (В другом источнике говорится: «Многочисленность семьи Рамсеса II хорошо известна. Помимо бесчисленных наложниц гарема известны четыре его законные супруги, 111 сыновей и 67 дочерей»). В последние годы правления Рамсес II был обожествлён как «Великая Душа Ра-Хорахте» - воплощение солнечного бога на земле. Рамсес II скончался на 67-м году правления и пережил двенадцать своих сыновей. Фараоном он стал в двадцать лет.

Немецкий учёный-египтолог Георг Эберс своими романами способствовал развитию в широких кругах общества интереса к древнему Востоку. В них он сочетал художественный вымысел со строго научной основой. В романе «Уарда» он прекрасно осветил время правления фараона Рамсеса Второго, умело используя огромный материал, накопленный египтологией. Герои его романа - исторические личности, и они предстают перед нами во всём многообразии своих характеров и дел. Образ Великого фараона в этом романе дан выпукло, достоверно и помогает увидеть его не только как исторического деятеля, но ещё и как совершенно неординарного человека… Рамзес осторожный, умный, предусмотрительный, справедливый, а также очень тонкий политик: «Да, у него можно поучиться, как давать согласие и в то же время отказывать, не забывая при этом блеснуть своим благородством!» - воскликнул восхищённо везир, прочитав письмо повелителя. Вот как описывает Эберс физический портрет своего главного героя: «Фигура фараона была огромна, его гордую голову с высоким лбом охватывала диадема, посредине которой красовались два золотых урея с коронами Верхнего и Нижнего Египта. Широкое ожерелье-воротник из драгоценных камней покрывало половину его груди, а нижняя часть была обёрнута широкой повязкой. Его красивое тело было словно отлито из бронзы, а гладкая кожа, обтягивавшая крепкие скулы, тускло отливала медью. Сидя в кругу приближённых, он отеческим взором поглядывал на своих сыновей. Лев отдыхал, но и на покое это был лев, и все знали, как страшен он будет, если его могучая рука, мирно сейчас разламывающая лепёшку, сожмётся в кулак. Всё в этом человеке было величественно, но он не вселял в сердце страха, ибо хоть и властно сверкали его глаза, зато всё лицо светилось удивительной мягкостью, а низкий голос, рождавшийся где-то в глубине его широкой груди и покрывавший порой грохот сражений, мог звучать ласково и сердечно. Прекрасно сознавая своё могущество и величие, он тем не менее всегда оставался человеком, и ему не были чужды порывы простого сердца».

Храм Рамзеса второго в Абу-Симбеле был построен в честь его

побуды над хеттами.

Фараон много воевал, в основном с хеттами, которые тоже претендовали на Палестину, как и Египет. Он расширил пределы своего царства до границ с Сирией на востоке и Суданом на юге. Во времена Рамсеса II, прозванного Великим, Египет достиг небывалого могущества и процветания. Внутри страны шло грандиозное строительство — возводились украшенные колоссальными статуями фараона храмы в Фивах, Абидосе, Нубии. Известно, что могущественный фараон снаряжал морские экспедиции, исследовавшие берега Средиземного моря, и не исключено, что моряки выходили также за его пределы. Самой известной, и, в то же время самой загадочной победой Рамзеса была битва у г. Кадеша в 1312 года до нашей эры. Рамзес выступил во главе передового «воинства Ра» (2 000 человек, 400 колесниц), которое поддерживало четырёхтысячное (800 колесниц) воинство Пта. Обходным путём на соединение с воинством Ра шла двухтысячная конница арабских наёмников. В резерве осталось воинство Тота — 8000 человек, 2000 колесниц. В битве участвовали ручные львы Рамсеса.

Объединённые войска противника на много превосходили силы египетского войска.

Кроме этого Рамсеса перед битвой предал его махор Паакер, разведчик дорог и заманил Рамсеса в ловушку хеттов. Предатель сам вёл отряд врагов на войско фараона в своей колеснице.

Рамсес был отрезан от своего войска. Колесница его была снабжена двумя колчанами, одним - для стрел, другим - для луков и мечей. С этим смехотворным оружием Рамсесу предстояло победить целую армию! Подобрав вожжи, брошенные его возницей Менна в порыве битвы, Рамсес завязал поводья вокруг талии, чтобы иметь руки свободными. Обе лошади были умны и смелы, они бросились прямо на врага. Рядом был почти ручной лев Рамсеса по имени Боец, грозное рычание которого приободрило фараона. Его лев остался верным ему и сражался рядом с ним до конца. Рамсес же словно обезумел. Наделенный несравненной силой, он врубился в окруживших его врагов и разил их без промаха. Это придало силы и воинам египтян, воодушевленным примером фараона. Его рука не знала усталости, он стал воплощением опустошающего пламени. Рамсес пускал стрелу за стрелой, убивая возниц хеттских колесниц. Лошади вставали на дыбы, падали друг на друга, колесницы переворачивались, образуя беспорядочную свалку. Нубийский лев Рамсеса устроил кровавый пир. Бросая свое трехсоткилограммовое тело в гущу схватки, он разрывал врагов своего хозяина ударами когтей, вонзал в их шеи десятисантиметровые клыки. Удары его лап были также сильны, как и точны.

Эберс пишет: «Во время битвы, сея вокруг себя смерть, фараон видел, как приближается его собственная неминуемая гибель. Не прекращая боя, он стал громко молиться богу Амону, взывая о помощи. Не успел он произнести последние слова молитвы, обращённой к владыке неба, как из гущи свалки внезапно вынырнул какой-то высокий египтянин, вскочил позади него на колесницу. Первый раз в жизни Рамсес задрожал… не чудо ли здесь произошло? Неужели Амон внял его молитвам? Когда Рамсес оглянулся на своего нового возничего, ему показалось, что лицом тот поразительно похож на его покойного махора Ассу. Рамсес подумал, что это, наверное, сам Амон принял облик покойного друга и спустился к нему, чтобы спасти своего повелителя от гибели».

Тысячи египтян погибли, еще большее количество хеттов и воинов союзной армии расстались с жизнью. После этого хетты заперлись в самой крепости. Император Муваттали запросил мира, хотя хетты и не считали себя побеждёнными.

Строго говоря, битва закончилась «вничью», однако она имела следствием мирный договор, значительно укрепивший Египет. Это был первый в истории политический договор . «Муваттали, твой слуга, Рамзес, и я признаю тебя Сыном Солнца и порождением самого Света. Моя страна подчиняется твоей воле, Она — у твоих ног. Но не злоупотребляй своей властью. Твое влияние неумолимо, ты это доказал, одержав великую победу. Но зачем тебе уничтожать народ твоего сдута? Зачем злобе продолжать жить в твоем сердце? Поскольку ты — победитель, согласись, что мир лучше, чем война, и дай хеттам глоток жизни».

Среди источников, повествующих о битве при Кадеше, выделяется замечательное историко-литературное произведение, так называемая «Поэма Пентаура», повествующая о недюжинной храбрости Рамзеса II и той помощи, которую во время битвы ему оказал бог Амон в лице жреца-поэта Пауэра.

Цитаты из поэмы Пентауэра:

«…Нет мужа, равного его величеству владыке младому, отважному.

Могуча длань его, бесстрашно сердце, силой подобен он Монту в час величия его.

Он прекрасен собою, как Атум, и ликуют созерцающие великолепие его.

Прославлен он победами своими над всеми странами, и не ведают часа, когда вступит он в бой.

Как стена, ограждает он войско свое, он — щит его в день сражения;

в стрельбе из лука не ведает он соперников, отважнее он сотни тысяч воинов.

Он идет во главе войск своих и обрушивается на полчища вражеские, веря сердцем в победу свою,

смел и доблестен он пред лицом врага, а в час битвы подобен пламени пожирающему.

Стоек сердцем он, словно бык, и с презрением взирает на объединившиеся против него страны.

Тысяча мужей не может устоять перед ним, сотни тысяч лишаются силы при виде его;

вселяет он страх грозным рыком своим в сердца народов всех стран…» . (Полный текст есть в интернете).

Битва при Кадеше сильно впечатлила Рамсеса II, и он приказал воспроизвести рассказ об этом событии и грандиозные панорамные «иллюстрации» к нему на стенах многих храмовых комплексов.

Мир между Египтом и Азией установился более чем на столетие, что вызвало «взрыв» торговой активности в регионе. Война с хеттами побудила Рамсеса перенести свою резиденцию в северо-восточную часть Дельты Нила.

Два урея Владыки Верхнего и Нижнего Египта.

В царствование Рамсеса II особым почитанием пользовались культы Амона, Ра, Птаха и Сета; однако, именно в это время в религиозной жизни страны всё заметнее становится азиатское влияние, выразившееся во включении в египетский пантеон иноземных божеств, ассоциировавшихся с войной или враждебной египтянам морской стихией.

Проявив справедливость по отношению к религиозным запросам многочисленных иноземцев, живущих в Египте, он пошёл ещё дальше, запретив посягать на храмы чужеземных богов. Но наряду с этим он всеми мерами стремился доказать своё уважение к египетским богам, буквально засыпая их щедрыми жертвами.

Рамсес учил своих детей, говоря: «Благочестив человек, который благодарен богам, но по-настоящему добр лишь тот, кто помнит о людях».

Предательство, которое произошло во время его отсутствия в Египте в период войны, поколебало доверие к людям, и фараон часто бывал печален, что не соответствовало его жизнерадостному характеру, а всякую неопределённость и неизвестность он переносил тяжелее любого горя. Рамсес был человеком таким же, как все другие люди и хотел быть им. Сознание того, что при прочих равных условиях он всё же делает больше, чем они - радовало этого необыкновенного человека. Он говорил: «Жрецы привыкли наставлять даже царей. Что ж, я не прочь! Я правлю, как наместник высшего божества, но сам я не бог, пусть даже они воздают мне божеские почести. Со смиренным сердцем я охотно передаю им в руки посредничество между моим народом и богами, а в делах людских я, разумеется, распоряжаюсь по своему усмотрению! Мне тяжело сомневаться в друзьях, я не могу обойтись без доверия, но если они захотят погубить мою страну… я втопчу в песок этих презренных гадин!»… Низкий голос фараона зазвучал, словно голос глашатая, возвещавшего о чём-то уже свершившемся.

Храм состоит из четырех залов, в последнем из которых находятся статуи богов Амона,

Птаха и, собственно, фараона Рамзеса Второго. Только два раза в году лик фараона

освещается солнечным светом. 22 февраля и 22 октября первые лучи восходящего

солнца дотрагиваются до статуи. В остальные дни прямой свет в этот зал не проникает.

Огромное значение имеют события эпохи Рамсеса Великого на дальнейшее развитие Египта и мировой истории в целом. До сих пор удивляет и поражает былое могущество древней "Страны Большого Хапи ".

Время царствования Рамсеса Великого открывает новую эпоху в истории Древнего Египта - эпоху Ремессидов. Все потомки этого фараона взяли себе его имя, желая быть похожими на великого предка. Рамсес II довел до логического завершения те принципы обожествления фараона и его власти, которые с древних времен были характерны для мировоззрения жителей страны Нила.Очень древнее представление о фараоне как о божестве и сыне божественных родителей носило при Рамсесе явно политический оттенок, и, потому, пропагандируясь, оно пережило тысячелетия фараоновского периода древнеегипетской истории, показав свою жизненность и во времена Птолемеев и римских цезарей. Храмы, построенные при Рамсесе II представляют собой новый тип культовой архитектуры, появившейся в результате взаимодействия египетских и нубийских традиций. В процессе создания храмов формировались местные школы архитекторов, скульпторов и живописцев. Возможно, что мастера из завоеванных стран учились в самом Египте.

В период правления Рамсеса II завершился очередной этап освоения Нубии, осуществленный в отличие от других стран в основном мирным путем. Большое значение имело идеологическое воздействие на население, которое и воплотилось в храмовом строительстве. Для религиозной политики Рамсеса II в завоеванных странах стало характерным возвышение египетских богов над местными божествами.

Интерес к Рамсесу Великому и ко времени его правления привлекает людей и сейчас. Сотни туристов едут в Египет, чтобы всё увидеть своими глазами.

Возрождение военного могущества страны, победы в кровопролитных битвах, возведение величественных архитектурных памятников… Этими событиями ознаменовывается эпоха Рамессидов, которая считается самой яркой страницей в Ее хронологические рамки - XIII-XI вв. до н. э. В эту эпоху на египетском престоле сменилось 18 фараонов. Наиболее могущественным правителем оказался Рамзес Великий. Он внес значительный вклад в историю государства.

Предки великого фараона

Эпоха Рамессидов начинается с момента вступления на египетский престол Рамсеса I. Это событие произошло примерно в 1292 г. до н. э. Фараон не оставил яркого следа в истории. Связано это с тем, что период его правления оказался очень коротким. Власть в руках фараона находилась всего несколько лет.

Приблизительно в 1290 г. до н. э. на египетский престол вступил сын Рамсеса I - Сети I. Его приход к власти ознаменовал начало периода возрождения страны после временного упадка. Фараону удалось создать предпосылки для будущего расцвета государства. Сети I управлял Египтом около 11 лет. Примерно в 1279 г. до н. э. власть перешла в руки Рамзеса II. Он был сыном Сети I.

Новый правитель

Рамзес, биография которого содержит много интересных фактов, на момент вступления на престол был очень молодым. Нельзя назвать конкретных индивидуальных качеств, которыми он обладал. В Египте все фараоны считались посланниками богов, поэтому во всех источниках они, как и Рамзес II, описывались по стандартному образцу. Однако деяния нового правителя свидетельствуют о том, что он был честолюбивым, сильным и решительным человеком.

Фараон Рамзес II, вступив на престол, сразу же приказал своим подданным замазать на монументах имена своих предшественников. Правитель хотел, чтобы египетский народ помнил только его. Также Рамзес II приказал всем называть себя избранником Амона, благодетелем египетского государства и непобедимым героем.

Первый поход в Азию

Главными врагами Египта считались хетты. На протяжении нескольких десятилетий фараоны вели упорную борьбу с этим народом, обитавшим в Рамзес II, взойдя на престол, продолжил дело своих предшественников. На 4-м году правления молодой фараон решил сразиться с хеттами.

Первый поход оказался успешным. Египтяне разгромили противников и захватили город Берит. Египетский фараон не захотел останавливаться на достигнутом. Рамзес II принял решение совершить через год второй поход против хеттов и раз и навсегда покончить с давними врагами.

Ловушка для фараона

Второй поход в Азию Рамзес Великий совершил на 5-м году своего правления. Собрав двадцатитысячное войско, молодой фараон выдвинулся из Мемфиса. Основная цель похода заключалась в захвате Кадеша, который являлся на тот момент главным городом хеттов, и присоединении к Египту других вражеских владений.

Рамзес II - легендарный человек. Правление фараона длилось более 60 лет. За эти годы он немало сделал для процветания и укрепления могущества египетского государства. Ни один последующий правитель не смог превзойти фараона Рамзеса II.