Основные компетенции воспитателя. Тема:«профессиональная компетентность педагогов в условиях реализации фгос до»

Это понятие широко используется в теории и практике образования. Современные исследователи (В.А. Болотов, О.Л. Жук, А.В. Макаров, А.В. Торхова, А.В. Хуторской и др.) посвятили ряд своих работ вопросам развития профессиональной компетентности специалиста в условиях высшей школы и последипломного образования.

Современное развитие педагогического образования нуждается в профессиональном специалисте, компетентность которого будет не узкоспециальной, а сочетать все виды профессиональной компетентности.

В настоящее время все большее значение придается компетентности специалиста дошкольного образования. Требования к уровню теоретической и практической готовности педагога дошкольного учреждения, составляющей основу профессиональной компетентности содержатся в квалификационной характеристике выпускника.

Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования предусматривает основательную общую психолого-педагогическую и профессиональную подготовку для работы с детьми дошкольного возраста, понимании концепции личностно-развивающего образования, воспитания, ориентированной на личность каждого ребенка, владение конкретными методиками, педагогическими технологиями, детальное знание программы дошкольного образования.

Профессиональная компетентность воспитателя во многом зависит от способности синтезировать знания из различных областей наук таких как философия, история, педагогики, психологии, методик дошкольного образования и других, а также достижений практики и превращать их в личное достояние, делать инструментом своей педагогической деятельности, профессионально-личностного самосовершенствования.

Основу профессиональной компетентности воспитателя составляет его практическая готовность. Она во многом определяется степенью овладения педагогом комплексом умений и навыков, педагогических технологий, формирующихся на основе имеющихся знаний, умений самоорганизовать свою деятельность.

Компетентность человека связана с профессией в конкретной сфере общественной жизни, которую обслуживает данная деятельность. Педагогическая деятельность воспитателя, направленная на приобщение детей к культуре и ее ценностям, обслуживает духовную сферу общества. Это позволяет нам говорить о профессиональной компетентности воспитателя в области социально-нравственного воспитания., включающей ответственное отношение к предстоящей деятельности, уважение и любовь к детям, убежденность в необходимости непрерывного социально-нравственного воспитания, стремление к самовыражению; умение осуществлять воспитание социальных чувств, оценочного отношения к миру, способности к преобразованиям; владение способами творческого поиска эффективных путей решения задач социализации дошкольников.

Профессиональная компетентность воспитателя в области социально-нравственного воспитания дошкольников предполагает наличие определенной теоретической базы, формирования творческой индивидуальности педагога дошкольного учреждения.

Изучение профессиональной компетентности осуществлялось с помощью таких методов, как анкетирование, интервьюирование, самоанализ и деятельности, экспертная оценка.

В ходе констатации уровня сформированности педагогической компетентности студентов (продиагностировано 127 студентов 3- 4 курсов) было установлено, что студенты испытывают определенные трудности в процессе организации предметно-развивающей среды в группах дошкольного учреждения, помогающей эффективно использовать разные виды деятельности, новых форм ее организации в ознакомлении дошкольников с социальной действительностью (32%), сложность в воспитании социальных чувств, оценочного отношения к миру (37%), применении полученных знаний в практических ситуациях в период практик (48%), взаимодействию с родителями по вопросу социально-нравственного воспитания дошкольников (46%). Готовыми к осуществлению социально¬нравственного воспитания дошкольников считают себя 59%. По мнению студентов, учебный процесс способствует их нравственному развитию (69%). Вместе с тем, заставляет задуматься тот факт, что 21% ответов звучали отрицательно, 10% не определились.

Объяснить такое положение дел весьма затруднительно. Социально-нравственная эффективность учебного процесса зависит от многих причин: содержание программ, организационных форм, материальная обеспеченность, жизненная позиция преподавателя, его знания, профессиональное мастерство, нравственность.

Таким образом, потребность формирования профессиональной компетентности воспитателя, в частности в социально-нравственном воспитании, требует системного подхода к решению проблемы, начиная с первых курсов обучения в университете, что будет способствовать становлению нравственности личности будущего педагога и овладению методикой социально-нравственного воспитания дошкольников.

Развитие профессиональной компетенции педагогов ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования

«Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным»

А. Дистервег

Педагогическая компетенция - совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве.

А.С. Белкин, В.В. Нестеров

Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, повлекли за собой изменения в образовательной политике, пересмотру основ теории и практики образования. Учитывая чрезвычайную важность получения ребенком дошкольного образования, необходимо обеспечение процесса воспитания специалистами высокого уровня. На современном этапе педагоги вовлечены в инновационный процесс, касающийся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподавания содержания детям, необходимостью в основу своей работы ставить системно-деятельностный подход. В таких условиях развитие профессиональной компетентности педагогов приобретает особую значимость. Поэтому актуальным является вопрос повышения профессионального уровня педагогов ДОО, повышение требований к современному педагогу и его уровню самообразования. В связи с этим прежде всего необходимо создать комплекс условий, содействующих перестройке педагогического сознания воспитателей, что приведет в свою очередь к освоению новых личностно-профессиональных позиций.

Таким образом можно предположить, что образовательная деятельность в условиях реализации ФГОС должна быть ориентирована на развитие следующих педагогических умений, включающих в себя совокупность компетенций в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

К сожалению, на данный момент все еще существует проблема формирования педагога, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу. Поэтому необходимо вести систематическую работу по повышению профессиональной компетентности педагогов. Система профессиональной компетентности педагога дошкольного образования включает в себя совокупность следующих компетенций:

Методологическая

компетентность

Ключевой составляющей методологической компетентности педагога к реализации ФГОС ДО является понимание оснований системно-деятельного подхода

Сущность его заключается в том, что в центре внимания стоит совместная (партнерская) деятельность взрослых и детей по достижению совместно выработанных целей и задач

Психолого-педагогическая компетентность

Включает в себя знание педагогом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, их психического развития, методики дошкольного воспитания и умение адекватно выстраивать образовательный маршрут с каждым ребенком на каждом этапе освоения им ОП ДО

Коммуникативная

компетентность

Заключается в практическом владении приемами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса

Исследовательская компетентность

Умение оценить мероприятие воспитательного характера с позиции требований ФГОС, провести анализ результативности воспитательно -образовательного процесса, методической работы и др. по итогам года или по отдельным направлениям

Презентационная

компетентность

Выражается в умении презентовать положительный опыт своей профессиональной деятельности в написании и публикации статей в журналах, на образовательных сайтах, выступлениях на педагогических конференциях разного уровня т.д.

Акмеологическая

компетентность

Готовность к постоянному профессиональному совершенствованию. Умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста.

Информационно-коммуникационная

компетентность

Выражается в умении владеть и применять информационную продукцию, средства и технологии в образовательном процессе

Эмоциональная компетентность

Способность осознавать и признавать собственные чувства, в так же чувства других, для само мотивации, для управления своими эмоциями внутри себя и в отношении с другими

Исходя из этих требований. Можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  • Работа в методических объединениях, творческих группах
  • Исследовательская, экспериментальная деятельность
  • Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий
  • Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах
  • Знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками
  • Проведение открытых мероприятий по обмену опытом
  • Педагогические чтения
  • Деловые игры
  • Обобщение собственного педагогического опыта

На основании вышесказанного, можно сделать вывод: основным источником профессиональной компетентности педагога являются обучение и опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую, созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями.


В сфере народного образования в России сегодня можно выделить несколько доминирующих тенденций:

  • Образование является одним из приоритетных направлений Государственной политики.
  • Активно идут процессы реформирования образования на всех ступенях, начиная с дошкольного.
  • Многое делается для стандартизации системы образования.

В связи с этим к педагогам-дошкольникам предъявляются все более высокие требования, что, в свою очередь, повышает ценность комплексной оценки профессиональных компетенций всех участников педагогического процесса.

При этом регулярная оценка потенциала работающих в детском саду специалистов поможет руководителям дошкольных учреждений принимать верные управленческие решения, что тоже очень важно.

Педагог в дошкольном образовании: ценность возрастает

В системе дошкольного образования процесс взаимодействия педагога и ребенка является приоритетным. В то время как на других возрастных этапах обучения во главу угла ставится его содержание и форма. Современный образовательный процесс - это такое взаимодействие педагогов и воспитанников, в результате которого поступательно происходят позитивные изменения в деятельности, поведении и взаимоотношениях детей. Поэтому личность педагога является одним из ключевых факторов развития интеллекта и личности ребенка дошкольного возраста. Самоочевидно, что рядом с дошкольниками должны находиться педагоги - профессионалы высокого класса, ведь дети, в силу своего нежного возраста, еще не могут сознательно повлиять на качество педагогического взаимодействия. При этом педагог для ребенка дошкольного возраста является авторитетным и значимым человеком, поэтому на него с неизбежностью ложится ответственность за качество взаимодействия с дошколятами.

Компетенция и компетентность: давайте договоримся о терминах

Привожу здесь некоторые определения ключевых для этой статьи терминов «компетенция» и «компетентность», чтобы прояснить значения этих похожих по звучанию слов и избежать путаницы:

Компетенция (от лат. competere - «соответствовать», «подходить»):

  1. личностная способность специалиста (сотрудника) решать определённый класс профессиональных задач.
  2. формально описанные требования к личностным, профессиональным и т.п. качествам специалиста (или к какой-то группе специалистов). В данном понимании компетенции могут использоваться при оценке персонала.

Компетентность (от лат. competens - «соответствующий, способный»):

  1. совокупность компетенции, наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.
  2. качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным.

Требования к личности современного воспитателя и его компетенции

В условиях модернизации дошкольного образования, профессия воспитателя ДОУ предъявляет все больше требований к тем, кто только собирается ее получить или уже работает. Работа с дошкольниками требует от взрослых личностной зрелости и гибкости, творческого подхода и большого терпения. Воспитателям каждый день приходится решать разнообразные и сложные профессиональные задачи, осваивать и выполнять новые функции, востребованные современным обществом.

Сегодня каждому воспитателю необходимо приобретать и развивать следующие компетенции, делающие его творчески активным участником взаимодействия с детьми:

  • Гуманная педагогическая позиция;
  • Глубокое понимание задач дошкольного образования;
  • Потребность и способность заботиться об экологии детства, о сохранении физического и духовного здоровья малышей;
  • Внимание к индивидуальности каждого ребенка;
  • Готовность и способность создавать и творчески обогащать предметно-развивающую и культурно-информационную образовательную среду;
  • Умение целенаправленно работать с современными педагогическими технологиями, готовность экспериментировать, внедряя их;
  • Способность к самообразованию и осознанному саморазвитию личности, готовность учиться на протяжении всей трудовой деятельности.

Роль оценки компетенций в профессиональном развитии педагогов

Сегодня, когда быстрыми темпами происходит внедрение современных подходов к организации обучения дошкольников, к сожалению, существует серьезное рассогласование между реальным и необходимым уровнем профессиональной компетентности педагогов.

Как это проявляется на практике:

  1. В работе ДОУ до сих пор преобладает учебная модель, и педагоги не всегда могут выстроить субъект-субъектные отношения с детьми и их родителями.
  2. Многие педагоги, особенно опытные, имеющие большой стаж работы, ориентированы преимущественно на выполнение должностных обязанностей. А сегодня более востребованы воспитатели, способные самостоятельно планировать и выстраивать целесообразную систему работы.
  3. Немало педагогов, которые, получив когда-то высшее профильное образование, ограничиваются посещением курсов повышения квалификации один раз в пять лет. При этом реалии сегодняшнего дня требуют от профессионалов принять новый жизненный стандарт - «Образование на протяжении всей жизни…». Поэтому одним из значимых показателей профессиональной компетентности воспитателя является его готовность к самообразованию и саморазвитию, а также способность творчески применять в практической деятельности новые знания и умения.

В таких условиях регулярная оценка профессиональных компетенций педагогов ДОУ будет стимулировать их стремление к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.

Виды и уровни компетенций

В литературе описано несколько классификаций видов компетенций. Приведу здесь одну из них:

  1. Учебно-познавательная компетенция - включает совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Она предполагает владение навыками постановки целей, планирования, анализа и самооценки успешности собственной деятельности. К этой же компетенции относят умение эффективно действовать в нестандартных ситуациях, владение эвристическими методами решения проблем.
  2. Информационная компетенция - предполагает развитую способность самостоятельно искать, анализировать, отбирать, систематизировать и транслировать необходимую информацию.
  3. Коммуникативная компетенция - предусматривает владение навыками эффективного взаимодействия с людьми, умение работать в группе, гибкость в использовании различных социальных ролей.

В рамках любой компетенции существует несколько уровней ее выраженности (проявленности). Благодаря этому модель компетенций предполагает высокую объективность оценки и поэтому хорошо подходит для практического использования при оценке персонала.

Становление современной системы дошкольного образования требует творческого обновления привычных, давно сложившихся подходов к профессиональной деятельности педагогов. Сегодня от педагогов и руководителей ДОУ требуется активное включение в инновационную деятельность, в процесс внедрения новых программ и технологий взаимодействия с детьми и родителями.

В этих условиях всесторонняя и объективная оценка профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования приобретает особое значение.

Тема: «Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ и ОУ в вопросах организации ООД в соответствии с ФГОС».

Компетенция (от лат. competentio от competo добиваюсь, соответствую, подхожу) - это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам сотрудников компании (или к какой-то группе сотрудников) .

Педагогическая компетентность - системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать процесс педагогического общения и также предполагающих личностное развитие и совершенствование педагога.

Понятие компетентности педагога понимается нами как ценностно-смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций. И это особенно ценно, учитывая, что такая позиция воспитателя - не врожденное качество, она формируется под влиянием всей образовательной окружающей среды, в том числе и в процессе дополнительного профессионального образования, направленного на изменение внутреннего мира, определяющего осознанность действий воспитателя детского сада.

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:

    Интеллектуально-педагогическая компетентность - умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

    Информационная компетенция - объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, о коллегах.

    Регулятивная компетентность - умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

    Коммуникативная компетентность - значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию (качество человека характеризующимся большим интересом к внешнему миру) , эмпатию (сопереживание, понимание другого) .

    Умение правильно общаться с родителями воспитанников - одна из главных и может быть трудных профессиональных компетенций.

Для качественного формирования компетентности воспитателя необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе самообразования.

Воспитательно-образовательной;

Учебно-методической;

Социально-педагогической.

    Воспитательно-образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой; умение руководить основными видами деятельности дошкольников; умение взаимодействовать с дошкольниками.

    Учебно-методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

    Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.

На сегодняшний момент с введением ФГОС меняется и подход к организации организованной образовательной деятельности. Каким образом спрашивают нас? Ведь большинство воспитателей уверены в том, что при организации ООД ничего не изменилось, как было занятие, так и осталось (только по-другому трактуется), как раньше проводили комплексные и интегрированные занятия, так и сейчас.

Хотелось процитировать слова М. Горького: «Сила познания - в сомнении». И это действительно так. Организуя воспитательно-образовательный процесс (пробуя организовать) в соответствии с ФГОС, мы сомневаемся, постоянно задавая себе вопросы: а правильно ли организуем ООД, учли ли мы все требования и принципы, прописанные в данном документе и т.д. Вопросы, сомнения и опять вопросы. Но мы знаем, что непонятное можно понять и нужно познавать.

Хорошее прошлое положительно опасно,
если делает нас удовлетворенными настоящим
и, следовательно, не готовыми к будущему.
Чарльз Уильям Элиот
.

На сегодняшний день все педагоги ДОУ озадачены новой ситуацией в системе дошкольного образования - организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Педагогические работники ДОУ понимают, что в нынешних условиях образование должно не только видоизменяться в соответствии с общественными переменами, но и придавать импульс инновационным процессам. Образовательная стратегия ориентирует дошкольных работников на освоение новых профессиональных компетенций, следовательно, стратегическим направлением работы с педагогическими кадрами должно стать непрерывное совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов. Педагогические работники должны обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей и их физическое развитие; организации различных видов деятельности и общения детей; организации образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; осуществлении взаимодействия с родителями и сотрудниками образовательного учреждения; методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса.

Проблема:

К сожалению, не все педагоги готовы к происходящим изменениям. Практика показывает, что в ряде случаев, формально декларируя переход к новым стандартам, воспитатель сохраняет прежнее содержание образовательного процесса, механически применяя технологии нового содержания, что вызывает еще большее эмоциональное отторжение нововведений частью педагогов. Ряду педагогов, оказывается, непросто мотивировать себя к принятию и включению в реализацию происходящих изменений.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 71 «Почемучка»

Старооскольского городского округа

Подготовила: Воспитатель старшей группы № 14 Новикова Н.В.

2017

Тема: Профессиональная компетентность воспитателя – необходимое условие повышения качества педагогического процесса

Каждый человек обладает потенциалом двигаться

в естественном положительном направлении.
Каждому педагогу присущи чувство собственной ценности,

достоинства и способность направлять свою жизнь

и двигаться в направлении самоактуализации,

личностного и профессионального роста.
В.Э. Пахальян.

В современных условиях немалое значение придается компетентности специалиста, работающего в системе образования, поскольку именно от компетентности зависит успешность его профессиональной деятельности.

Как отмечают исследователи, профессиональную компетентность (от лат. competens - соответствующий, способный, сведущий) педагога правомерно рассматривать как высокий уровень его подготовленности, обусловленный знанием стратегии продуктивной педагогической деятельности, взаимодействующих в них структурных компонентов и критериев для измерения степени ее продуктивности. Это соответствующие знания и опыт педагога, способного антиципировать возможные результаты, диагностировать их, анализировать педагогическую ситуацию и моделировать более эффективную систему действий в процессе достижения искомых результатов, корректировать собственную деятельность и обосновать пути ее дальнейшего совершенствования.

Профессиональная деятельность педагогов ДОУ многогранна и требует определённых знаний, умений, навыков и качеств. В современной педагогической литературе данные знания, умения, навыки и качества объединяются таким понятием как «профессиональная компетентность». На основе анализа различных определений данного понятия с учётом особенностей деятельности воспитателя можно синтезировать следующий вариант: профессиональная компетентность воспитателя ДОУ – это способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками.

Проблема профессиональной компетентности педагога дошкольного образования рассмотрена в трудах: А.М. Бородич, Р.С. Буре, А.И. Васильевой, Е.А. Гребенщиковой, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, Е.А. Панько, В.А. Петровского, Л.В. Поздняка, Л.Г. Семушиной, В.И. Ядэшко и др.

Новый социальный заказ, обращенный к непрерывному педагогическому образованию, выражается в виде требований к квалификации педагогов, способных, к самостоятельному развитию инноваций в сфере образования детей дошкольного возраста. Для качественного формирования компетентности воспитателя необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе самообразования.

Воспитатель должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

воспитательно-образовательной;

учебно-методической;

социально-педагогической.

Воспитательно-образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности:

    осуществление целостного педагогического процесса;

    создание развивающей среды;

    обеспечение охраны жизни и здоровья детей.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога:

    знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников;

    умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой;

    умение руководить основными видами деятельности дошкольников;

    умение взаимодействовать с дошкольниками.

Учебно-методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

    планирование воспитательно-образовательной работы;

    проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности:

    знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей;

    умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;

    владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

    консультативная помощь родителям;

    создание условий для социализации детей;

    защита интересов и прав детей.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями:

    знание основных документов о правах ребёнка и обязанностях взрослых по отношению к детям;

    умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

В силу современной трактовки понятия «профессиональная компетентность» следует подчеркнуть, что педагогу необходимо овладевать способами целеполагания на основе реконструкции, анализа педагогической деятельности, создания проектов учебного процесса, рефлексивно-деятельностного управления их реализацией, диагностики, анализа и оценки эффективности собственной деятельности. Такие элементы индивидуальной профессиональной компетентности могут формироваться в разных формах деятельности в педагогическом коллективе, где педагог имеет возможность не только овладеть способами решения задач практической педагогической деятельности, но и на основе сравнения личных целей, ценностей, способов деятельности, программ индивидуальной деятельности с таковыми у своих коллег, осуществить самоанализ деятельности, ее преобразование. Формирование и стимулирование развития профессиональной компетентности в коллективных формах деятельности обеспечивает развитие не только индивидуальной деятельности, но и коллективной.

Следовательно, сформулированная профессиональная компетентность обеспечивает, с одной стороны, продуктивность педагогической деятельности, а с другой - саморазвитие педагога. Коллективная же компетентность педагогического коллектива соответственно обеспечивает продуктивность функционирования школы, ее превращение в саморазвивающуюся систему.

Развитие профессиональной компетентности педагога осуществляется через его управление собственной деятельностью. При этом выделяется два типа управления: нормативное и рефлексивное. В первом управление функционированием и развитием деятельности происходит на основе нормативного анализа процесса и его результатов, сравнения с заданными целями. Во втором - на основе рефлексивного анализа, предусматривающего сравнение результатов с собственным замыслом и процессом его реализации.

Мы фиксируем два вектора управления развитием деятельности педагога и его профессиональной компетентности: развитие творчества педагога и расширение сферы его деятельности от узкопредметной к полипредметной. Таким образом, управление развитием профессиональной компетентности предусматривает создание условий для становления и развития «новой профессиональной компетентности».

Становление новой, понимаемой как инновационная, компетентности возможно на основе развития специальной компетентности. Проведенное нами теоретическое исследование подтверждает тот факт, что решающим условием развития профессиональной компетентности является рефлексия педагогической деятельности, направленная на развитие ее продуктивности.

Освоение механизма рефлексивного управления деятельностью, ее развития, осуществляется в деятельности. Для становления рефлексивных способностей педагога рефлексивные процедуры в первую очередь необходимо включить в процесс подготовки учебных занятий, организацию учебно-познавательной деятельности воспитанников и оценку результатов педагогического процесса.

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.

Ученые А.С. Белкин и В.В. Нестеров считают: «В педагогическом плане компетенция – совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве» .

Компетенция применительно к профессиональному образованию – способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности .

Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей

Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

Воспитательно-образовательной;

Учебно–методической;

Социально–педагогической.

Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.

Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциональных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка [З. С.4]

Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

Сходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

Работа в методических объединениях, творческих группах;

Исследовательская, экспериментальная деятельность;

Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

Различные формы педагогической поддержки;

Активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;

Обобщение собственного педагогического опыта.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

Список литературы:

1. Захараш, Т. Современное обновление содержания подготовки воспитателя/ Т. Захараш // Дошкольное воспитание – 2011. -№ 12. С.74

2. Сваталова, Т. Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов/ Т. Сваталова// Дошкольное воспитание – 2011. -№1. С.95.

3. Хохлова, О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов/ О.А. Хохлова// Справочник старшего воспитателя – 2010. - №3.- С.4.