Прометей прикованный кратко. Анализ трагедии Эсхила «Прометей прикованный

В поэме Геосида мы встречаем Прометея, как хитреца, который провёл самого Зевса при делёжке жертвенного быка, так что тому достались только кости, алюдям мясо. Разъярённый Зевс лишает людей огня, а Прометея приковывает к скале.
Эсхил рассказывает о Прометее по-другому. Он был представлен, как провидец, а не вор и хитрец. В своё время он помог Олимпийцам в войне против Титанов.


Прометей единственный знал, что будет в будущем с царствием Зевса. Как ни издевался Зевс над Прометеем, тот ничего ему не рассказал. В далёкой Скифии, на краю земли демоны с именами Насилие и Власть издеваются над Прометеем, за то, что он ослушался Зевса и дал огонь людям. Гефест вынужден приковать осужденного к скале, боясь гнева Зевса. В грудь Прометея вонзили железный клин, а Власть с издёвкой предложил ему самому подумать о своём спасении. Прометей вопрошает к солнцу, небу и земле. Он возмущён, что его наказали за милосердие к людям, но Океан просит его повиноваться воле Зевса, иначе будет хуже. Но пленник не слушает советов, предупреждая, что Зевс может покарать за сочувствие. Океан и его дочери сочувствуют ему, а Прометей рассказывает, сколько добра он сделал для людей. Он научил их думать и говорить, пахать землю, готовить пищу, строить тёплые жилища, понимать богов и природу, показал лекарственные растения, руду под землёй, создал для них корабли и телеги. Только себе он не может помочь. Внезапно появляется царевна Ио, обращённая в корову.

Зевс, чтобы избежать ревности Геры обратил свою возлюбленную в корову, но жена узнала о любовнице и послала на Ио ужасного овода, который теперь её преследует. Обежав всю землю, Ио оказалась у скалы Прометея. Он, сочувствуя, раскрывает царевне её будущее. Она доберётся до Египта, там родится сын Зевса, а потом через двенадцатое поколение - Геракл, который и избавит Прометея от мук. Зевс не будет противиться этому, иначе его царствию придёт конец. Пленник обмолвился о том, что знает, что погубит Зевса. Прислужник Зевса Гермес пытается выведать тайну пленника, но тот отказывается, и его мучения усиливают тем, что появляется орёл, который клюёт его печень. Спустя века явился Геракл, потомок Зевса.

Он благодарен Прометею за то, что тот сделал для людей и убивает орла, терзающего Прометея, освобождая его от оков. Прометей за своё освобождение раскрыл тайну Гераклу. Зевс добивается любви морской богини Фетиды, но дело в том, что сын Фетиды будет сильнее своего отца, поэтому Зевс должен отступиться от неё, иначе их будущий сын свергнет его. Фетида вышла замуж за человека и родила Ахилла, который стал сильнее её мужа и самый сильный среди людей.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Прометей прикованный». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

С титаном Прометеем, благодетелем человечества, мы уже встречались в поэме Гесиода «Теогония». Там он - умный хитрец, который устраивает делёж жертвенного бычьего мяса между людьми и богами так, чтобы лучшая часть досталась в пищу людям. А затем, когда разозлённый Зевс не хочет, чтобы люди могли варить и жарить доставшееся им мясо, и отказывается дать им огонь, Прометей похищает этот огонь тайком и приносит людям в полом тростнике. За это Зевс приковывает Прометея к столбу на востоке земли и насылает орла выклёвывать его печень. Только через много веков герой Геракл убьёт этого орла и освободит Прометея.

Потом этот миф стали рассказывать иначе. Прометей стал величавей и возвышенней: он не хитрец и вор, а мудрый провидец. (Само имя «Прометей» значит «Промыслитель».) В начале мира, когда старшие боги, Титаны, боролись с младшими богами, Олимпийцами, он знал, что силою Олимпийцев не взять, и предложил помочь Титанам хитростью; но те, надменно полагаясь на свою силу, отказались, и тогда Прометей, видя их обречённость, перешёл на сторону Олимпийцев и помог им одержать победу. Поэтому расправа Зевса со своим бывшим другом и союзником стала казаться ещё более жестокой.

Мало этого, Прометею открыто и то, что будет в конце мира. Олимпийцы боятся, что как они свергли в своё время отцов-Титанов, так и их когда-нибудь свергнут новые боги, их потомки. Как это предотвратить, они не знают. Знает Прометей; затем Зевс и терзает Прометея, чтобы вызнать у него эту тайну. Но Прометей гордо молчит. Только когда Зевсов сын Геракл - ещё не бог, а только труженик-герой - в благодарность за все добро, которое Прометей сделал людям, убивает терзающего орла и облегчает Прометеевы муки, то Прометей в благодарность открывает тайну, как спасти власть Зевса и всех Олимпийцев. Есть морская богиня, красавица Фетида, и Зевс добивается ее любви. Пусть он не делает этого: судьбой назначено, что у Фетиды родится сын сильнее своего отца. Если это будет сын Зевса, то он станет сильнее Зевса и свергнет его: власти Олимпийцев придёт конец. И Зевс отказывается от мысли о Фетиде, а Прометея в благодарность освобождает от казни и принимает на Олимп. Фетиду же выдали замуж за смертного человека, и от этого брака у неё родился герой Ахилл, который действительно был сильнее не только своего отца, но и всех людей на свете.

Вот по этому рассказу и сделал свою трагедию о Прометее поэт Эсхил.

Действие происходит на краю земли, в дальней Скифии, средь диких гор - может быть, это Кавказ. Два демона, Власть и Насилие, вводят на сцену Прометея; бог огня Гефест должен приковать его к горной скале. Гефесту жаль товарища, но он должен повиноваться судьбе и воле Зевса: «Ты к людям свыше меры был участливым». Руки, плечи, ноги Прометея оковывают кандалами, в грудь вбивают железный клин. Прометей безмолвен. Дело сделано, палачи уходят, Власть бросает презрительно: «Ты - Промыслитель, вот и промысли, как самому спастись!»

Только оставшись один, Прометей начинает говорить. Он обращается к небу и солнцу, земле и морю: «Взгляните, что терплю я, бог, от божьих рук!» И все это за то, что похитил для людей огонь, открыл им путь к достойной человека жизни.

Является хор нимф - Океанид. Это дочери Океана, другого титана, они услышали в своих морских далях грохот и лязг Прометеевых оков. «О, лучше бы мне томиться в Тартаре, чем корчиться здесь у всех на виду! - восклицает Прометей. - Но это не навек: силою Зевс ничего от меня не добьётся и придёт просить меня о своей тайне смиренно и ласково». - «За что он казнит тебя?» - «За милосердие к людям, ибо сам он немилосерден». За Океанидами входит их отец Океан: он когда-то воевал против Олимпийцев вместе с остальными Титанами, но смирился, покорился, прощён и мирно плещется по всем концам света. Пусть смирится и Прометей, не то не миновать ему ещё худшей кары: Зевс мстителен! Прометей презрительно отвергает его советы: «Обо мне не заботься, позаботься о себе: как бы тебя самого не покарал Зевс за сочувствие преступнику!» Океан уходит, Океаниды поют сострадательную песню, поминая в ней и Прометеева брата Атланта, который вот так же мучится на западном конце света, поддерживая плечами медный небосвод.

Прометей рассказывает хору, сколько доброго он сделал для людей. Они были неразумны, как дети, - он дал им ум и речь. Они томились заботами - он внушил им надежды. Они жили в пещерах, пугаясь каждой ночи и каждой зимы, - он заставил их строить дома от холода, объяснил движение небесных светил в смене времён года, научил письму и счету, чтобы передавать знания потомкам. Это он указал для них руды под землёй, впряг им быков в соху, сделал телеги для земных дорог и корабли для морских путей. Они умирали от болезней - он открыл им целебные травы. Они не понимали вещих знамений богов и природы - он научил их гадать и по птичьим крикам, и по жертвенному огню, и по внутренностям жертвенных животных. «Воистину был ты спасителем для людей,- говорит хор, - как же ты не спас самого себя?» «Судьба сильней меня», - отвечает Прометей. «И сильнее Зевса?» - «И сильнее Зевса». - «Какая же судьба суждена Зевсу?» - «Не спрашивай: это моя великая тайна». Хор поёт скорбную песню.

В эти воспоминания о прошлом вдруг врывается будущее. На сцену вбегает возлюбленная Зевса - царевна Ио, превращённая в корову. (На театре это был актёр в рогатой маске.) Зевс обратил ее в корову, чтобы скрыть от ревности своей супруги, богини Геры. Гера догадалась об этом и потребовала корову себе в подарок, а потом наслала на неё страшного овода, который погнал несчастную по всему свету. Так попала она, измученная болью до безумия, и к Прометеевым горам. Титан, «защитник и заступник человеческий», ее жалеет;

он рассказывает ей, какие дальнейшие скитания предстоят ей по Европе и Азии, сквозь зной и холод, среди дикарей и чудовищ, пока не достигнет она Египта. А в Египте родит она сына от Зевса, а потомком этого сына в двенадцатом колене будет Геракл, стрелок из лука, который придёт сюда спасти Прометея - хотя бы против воли Зевса. «А если Зевс не позволит?» - «Тогда Зевс погибнет». - «Кто же его погубит?» - «Сам себя, замыслив неразумный брак». - «Какой?» - «Я не скажу ни слова более». Тут разговору конец: Ио вновь чувствует жало овода, вновь впадает в безумие и в отчаянии мчится прочь. Хор Океанид поёт: «Да минет нас вожделенье богов: ужасна их любовь и опасна».

Сказано о прошлом, сказано о будущем; теперь на очереди страшное настоящее. Вот идёт слуга и вестник Зевса - бог Гермес. Прометей его презирает как прихлебателя хозяев Олимпийцев. «Что сказал ты о судьбе Зевса, о неразумном браке, о грозящей гибели? Признавайся, не то горько пострадаешь!» - «Лучше страдать, чем прислужничать, как ты; а я - бессмертен, я видел падение Урана, падение Крона, увижу и падение Зевса». - «Берегись: быть тебе в подземном Тартаре, где мучатся Титаны, а потом стоять тебе здесь с раною в боку, и орёл будет клевать твою печень». - «Все это я знал заранее; пусть бушуют боги, я ненавижу их!» Гермес исчезает - и действительно Прометей восклицает: «Вот и впрямь вокруг задрожала земля, / И молнии вьются, и громы гремят... / О Небо, о мать святая, Земля, / Посмотрите: страдаю безвинно!» Это конец трагедии.

Пересказал

Трагедия «Прометей прикованный» Эсхила, написанная предположительно в 444-443 годах до н. э., является одним из самых известных античных произведений, оказавших большое влияние на мировую литературу. Несмотря на то, что книга была написана сотни лет назад, она и в наши дни не теряет своей актуальности.

Главные герои

Прометей – отважный, бескомпромиссный, решительный титан, пожертвовавший собой ради счастья людей.

Другие персонажи

Зевс – главный бог Олимпа, жестокий и деспотичный.

Власть и Сила – верные прислужницы Зевса.

Океаниды – прекрасные нимфы, дочери Океана.

Океан – титан, могущественное речное божество.

Ио – бывшая возлюбленная Зевса, превращенная в корову.

Гермес – верный помощник Зевса, бог хитрости, ловкости и красноречия.

Пролог

По приказу великого громовержца Зевса его верные слуги – Власть и Сила – привели скованного Прометея в глухие скифские земли на самый край земли, чтобы « к скалистым здешним кручам крепко-накрепко железными цепями приковать навек ». Проступок Прометея очень тяжелый – « огонь похитил он для смертных ».

Помимо своей воли Гефест приковал своевольного титана к высокому утесу. Оставшись один, Прометей « в цепях, без крова, опозоренный » принялся оплакивать свою горькую участь. Со стороны моря появились Океаниды, которые стали утешать мученика.

Эписодий первый

Океаниды попросили Прометея поведать им причину, по которой Зевс столь сурово наказал его. Он рассказал им, как помог Зевсу одержать верх в битве с титанами, и его « стараньем в черной пасти Тартара бесследно сгинул древний Крон ». Однако Зевс позабыл об этой неоценимой услуге, и жестоко наказал Прометея, когда тот решил помочь людям.

Узнав, что Зевс хотел полностью уничтожить людей, « чтобы новый род растить », Прометей стал единственным, кто встал на их защиту. Кроме того, он « у смертных отнял дар предвиденья », наделив слепыми надеждами. Но самое главное это то, что от Прометея люди получили величайший дар – огонь, с помощью которого овладели многими знаниями, ремеслами и искусствами.

Океаниды поинтересовались, как долго продлится жестокое наказание, и Прометей ответил: « Один лишь срок: покуда не смягчится Зевс ». Со стороны моря на крылатом коне прилетел старик Океан, который также хотел утешить мученика. Он посоветовал Прометею смириться и покаяться перед Зевсом, и не лезть на рожон, когда « у власти непреклонный и жестокий царь ».

Океаниды принялись петь скорбную песнь, а вместе с ними оплакивали незавидную судьбу Прометея и все люди.

Эписодий второй

Прикованный Прометей уверял, что у него « ни спеси, ни бахвальства нет ». Его терзали не только физические муки, но и сознание несправедливости богов, которым он « в удел назначил и почет и власть ».

Вина Прометея была в том, что он посмел пробудить в дотоле глупых людях « ум и сметливость ». Ранее они жили, словно муравьи, копошась в своих подземных пещерах. Люди были лишены разума и чувств, и только благодаря Прометею они приобрели несметные богатства: способность творить, учиться, размышлять, плавать по морям, приручать диких животных, врачевать, извлекать из земных недр разнообразные сокровища. « Богатство, знание, мудрость» – все это приобрел род человеческий благодаря сострадательному Прометею.

Решая помочь людям, Прометей знал, что неизбежно навлечет на себя кару Зевса. Также ему был известен и срок его наказания – « Только после тысяч мук и после тысяч пыток плен мой кончится ». Однако это не остановило его.

Эписодий третий

К скале, на которой был распят Прометей, подбежала Ио. Когда-то она была красивой девушкой, возлюбленной самого Зевса. Однако ревнивая супруга вседержителя – богиня Гера – превратила девушку в телку, сохранив при этом человеческий разум. С тех пор Ио скиталась по свету, преследуемая оводом, чьи болезненные укусы доставляли ей невыносимые страдания.

Незаслуженные мучения девушки заставили позабыть Прометея о собственной участи. Он пожалел Ио, и решил раскрыть тайну, каковыми окажутся все « ее скитанья и какой им срок сужден ». Прометей рассказал, что возлюбленной Зевса суждено проделать еще немалый путь из Европы в Азию. Кроме того, ей предстояло еще пережить « бушующее море неизбывных мук ». Услышав это, несчастная Ио была готова покончить жизнь самоубийством. Однако Прометей успокоил ее, сказав, что их мученьям придет конец, как только Зевс лишится владычества.

Тайна судьбы вседержителя была хорошо известна Прометею, и Зевс, испугавшись за свое будущее, подослал к нему Гермеса выведать ее. Прикованный к скале титан с презрением выслушал гонца, и не ответил ни на один его вопрос. Гермес пытался выведать судьбу своего хозяина и хитростью, и угрозами, но у него ничего не вышло.

Тогда Зевс обрушил на упрямца все подвластные ему стихии: загрохотал гром, засверкали молнии, поднялся сильный ветер. В скалу, к которой был прикован Прометей, ударила молния, и титан провалился под землю.

Заключение

Идея трагедии Эсхила заключается в борьбе с жестокой и несправедливой властью, подавляющей любое инакомыслие. Прометей становится примером отважного борца с тиранией, образцом мужества и верности собственным идеалам.

После ознакомления с кратким пересказом «Прометей прикованный» рекомендуем прочесть трагедию в полной версии.

Тест по трагедии

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 176.

Название: Прометей прикованный (в некоторых переводах – Прикованный Прометей)

Жанр произведения: трагедия

Год написания: 443-444 гг. до нашей эры

Место и время действия: События происходят на заре мифической истории, после того как титан Прометей украл огонь для людей. В наказание Прометея приковывают к скале где-то в далёкой Скифии, на самом краю ойкумены.

Основные герои:

Прометей – титан, наказанный Зевсом за то, что он украл огонь для людей. Имеет дар предсказывать будущее, стойко терпит все мучения, проходя через них с гордостью и достоинством.

Гефест – бог кузнечного дела, которому поручено приковать Прометея. Жалеет друга, но выполняет порученное.

Власть – слуга Зевса с суровым и жестоким нравом. Насмехается над Прометеем, осуждает Гефеста за сострадание.

Океан – титан, принявший в конце войны между богами и титанами сторону богов, а потому помилованный Зевсом.

Считает, что всего можно добиться разумным словом.

Ио – обращённая в корову Герой девушка, которую полюбил Зевс. За ней по пятам следует овод, жалящий её и гоняющий по всей земле.

За то, что Прометей украл у богов огонь для людей, титан наказан Зевсом. Гефест, бог кузнечного ремесла, должен приковать Прометея к скале на краю света. Гефест сочувствует старому другу, но не решается противиться воле Зевса. Власть, слуга Зевса, подгоняет Гефеста, следя за тем, чтобы он не саботировал поручение Зевса. Когда дело завершено, Власть уходит вместе с Гефестом. К Прометею приходит хор океанид. Они утешают титана, и тот рассказывает им о своей истории. Затем к месту прибывает и сам титан Океан, который просит Прометея отбросить гордость и покорится Зевсу. Прометей отказывается, говоря пришедшему, чтобы он позаботился о себе, так как Океан и сам может попасть в беду из-за жалости к Прометею. По просьбе Прометея Океан удаляется, и хор продолжает скорбную песнь. Они упоминают титана Атланта, который был заставлен держать на себе весь небесный свод, и Тифона, сражённого Зевсом. Мимо пробегает Ио, мучимая оводом. Ио спрашивает Прометея о его муках и рассказывает свою историю. Прометей открывает ей её дальнейшую судьбу и то, что его освободит её потомок. Ио убегает, преследуемая оводом. Прометей рассказывает о том, что и Зевс не избежит судьбы, а предотвратить его падение может только Прометей, знающий, как избежать предначертанного. К скале прибывает посланник Зевса, Гермес и пытается выведать тайну. Гермес угрожает Прометею новыми муками, но титан отказывается рассказать Зевсу о том, как можно избежать угрозы. За это Зевс ударяет молнией в скалу и та обрушивается в царство Аида.

Трагедия является одной из первых художественным интерпретаций мифа о Прометее. Прометея Эсхила было тетралогией, «Прометей прикованный» - единственная дошедшая до нас часть, является в ней второй (по некоторым мнениям - первой) трагедией в цикле.

История Прометея занимает особое место в мифологии гиков и в народном воображении. Этот сын титана считается одним из великих благодетелей человечества, носителем огня и оригинальным учителем техники и полезных искусств для человека.

Великая любовь, которую он питал к людям, часто приводила Прометея к опасным столкновениям с Зевсом, могущественным и жестоким вождем олимпийских богов. Значение Имени Прометей, по предвидению, означает интеллектуальные качества его многогранного характера. По некоторым сведениям, Прометею даже приписывают сотворение самца из рода человеческого.

Конфликт с Зевсом

Прометей родился от Титана Лапета и нимфы Климены. Хотя Прометей был сыном титана и предположительно состоял в союзе с ними, он помог Зевсу одержать победу в войне титанов, знаменитой «титаномахии», которая была борьбой между титанами во главе с Кроносом, отцом Зевса, и олимпийскими богами. Война привела к тому, что Зевс сверг своего отца и установил свое правление в качестве главного бога на горе Олимп.

Говорят также, что Прометей помогал рождению богини Афины, держа открытой голову Зевса, когда полностью сформировавшаяся Афина вышла из зияющей дыры в голове ее отца. Поначалу отношения между Зевсом и Прометеем складывались хорошо. Однако по мере того, как люди на Земле размножались и процветали с помощью Прометея, который дал им огонь и много полезных искусств, Зевс стал беспокоиться об их растущей силе.

Гнев Зевса против человечества и их помощника Прометея впервые возник, когда последний обманом заставил главного бога выбрать худшую часть жертвенного быка. Прометей завернул кости убитого быка в жир, а самую лучшую часть-плоть-прикрыл кишками. Зевс бессознательно выбрал покрытую жиром кучу костей, в то время как плоть, завернутая в кишки, была дана голодным людям их покровителем Прометеем.


Великий грех: Кража огня у богов

Разъяренный Зевс в отместку удержал огонь, самый необходимый элемент цивилизации, от человечества, поставив их в невыразимые страдания. Однако Прометей вскоре пришел им на помощь. Он украл огонь из мастерской Гефеста, бога огня и покровителя ремесленников и ремесленников, и передал его, спрятанный в стебле фенхеля, человечеству. Согласно другим источникам, Прометей украл огонь из очага богов на горе Олимп.


Суровое наказание

Зевс решил наказать раз и навсегда Прометея, который осквернил главного из богов. Он навечно приковал Прометея цепью к скале на Кавказе и подвергал его безжалостным пыткам, заставляя злого Орла кормиться его печенью. Печень снова вырастала ночью, так что орел мог с удовольствием съесть ее снова на следующий день.

Этот бесконечный Апин был наказанием Прометея за то, что он помог человечеству. Его крики были полны боли и отчаяния. Даже боги в далеком Олимпе могли слышать их, и Зевс был счастлив, потому что это было также предостережением для его врагов.

Согласно некоторым версиям легенды, печень Прометея была бы ежедневной пищей вышеупомянутого Орла до конца времен, если бы великий герой Геракл не убил орла и не освободил Прометея от его мучений.