Как называется постройка дома в древней руси. История строительства деревянных домов на руси

Особенностью архитектуры Древнего Египта является то, что в тот момент, когда остальные народы еще находились на доисторической стадии, египтяне уже обладали высоким развитым искусством, в том числе архитектурой.

Другая важная особенность – отсутствие на территории Древнего Египта лесов. По этой причине дома строились из необожженного кирпича и камня (в основном, из известняка, песчаника и гранита, добываемых в Нильской долине).

Но все это касалось только дворцов и гробниц, а вот обычные дома строились из обычной нильской , которая, высыхая на солнце, становилась пригодной для строительства.

Но, конечно, говоря о строительстве в Древнем Египте, люди, как правило, интересуются технологией постройки пирамид. Вопрос о том, как именно древним египтянам удалось возвести столь грандиозные постройки в отсутствии техники, до сих пор занимает умы историков. Есть несколько основных версий на этот счет.

Многие историки сходятся в том, что огромные блоки для строительства вырубались в карьерах с помощью медных инструментов – зубил, долот, тесел. Затем блоки должны были доставляться к месту строительства, и по поводу того, как именно это происходило, историки яростно спорят.

Наиболее распространенная – блоки просто тащили, уложив на платформы с роликами. Для этого специальные кирпичные дороги. Минус этой версии в том, что блоки весом до 300 тонн, встречающиеся в пирамидах, не под силу утащить даже огромному количеству людей.

Не меньше вопросов вызывает не только доставка блоков, но и подъем их на большую высоту, а также состав скрепляющего раствора.

О технологиях строительства немало книг и снято немало документальных фильмов, но однозначного ответа так никто и не сумел найти.

Древняя Греция

Древним грекам в плане географического положения повезло гораздо больше египтян – обширные леса позволяли им сильно разнообразить свои постройки, из дерева они выполняли потолочные перекрытия и балки, кровлю, а на ранних этапах даже традиционные колонны.

Богатые дома, храмы и дворцы греки строили из камня разных пород. Например, для строительства Акрополя был использован пентелийский мрамор.

Технология строительства простых жилых домов мало отличалась от египетской – их строили из кирпича, однако греки начали использовать более прочный обожженный кирпич. Стены, выстроенные из кирпича, нередко были облицованы плиткой.

При возведении сооружений из камня греки не пользовались скрепляющими растворами, использовали сухой способ кладки, скрепляя строения металлическими скобами для защиты от землетрясений, деревянными шпонами и шипами. Все декоративные элементы выполнялись после основных строительных работ, только изразцы и плитка изготовлялись заранее. Доработка, доведение строения до совершенства производилось сверху вниз, по мере разбирания подмостков и лесов.

Древняя Русь

Уж чем-чем, а лесами территория Руси была богата всегда, поэтому основным строительным материалом стало дерево. Много позже дома стали строить из камня, поэтому родилось два понятия – «Русь деревянная» и «Русь каменная».

Каменное строительство на Руси началось только в X веке и поначалу относилось только к церквям.

Жилые дома же представляли собой срубы. Сруб – это деревянный дом, построенный из бревен, скрепленных по углам. Сруб – потому что бревна только рубили топором. Пилы на Руси стали использоваться лишь с Х века и только для внутренней отделки. Это связано с тем, что пила рвет древесные волокна, открывая путь для влаги и гниения. Сруб иногда ставили на каменный фундамент из валунов. Бревна скреплялись друг с другом по-разному, но самым крепким способом крепления было крепление «в обло» - когда концы бревен немного выходят за пределы стен.

С Х века начинается каменное строительство церквей и храмов. Архитектура Древней Руси очень самобытна, хотя и носит некоторые черты византийской традиции. Основными особенностями каменного строительства на Руси всегда были вписанность в ландшафт и строительство на возвышениях и открытых местах, чтобы они могли служить ориентирами, маяками для путников.

Русский человек не представлял себе жизни без рубленой избы и деревянных хозяйственных построек - амбаров, мельниц, бань… Города окружали крепостные стены и неприступные сторожевые башни. Символом величия духа служили храмы и часовни. И всё это строилось из дерева.

В сельской местности постройки рубили сами крестьяне, для них это была обычная повседневная работа.

Рубка деревьев

Деревья выбирали в тихом, спокойном лесу, подальше от дорог, особенно от перекрёстков. Деревья заготавливали в декабре-январе, когда заканчивалось сокодвижение. Тогда увеличивалась смолистость и прочность древесины.

Первым дерево заваливал старейшина. Следили, чтобы оно упало макушкой на юг или на восток. Если дерево падало в другом направлении, в этот день заготовку брёвен не делали.

Сруб для будущего дома начинали делать в марте, когда дерево самое податливое. Сруб выстаивали три года, чтоб он дал усадку.

Выбор места для дома

Пока выстаивался сруб, выбирали площадку для будущей избы. Место должно было быть чистое, сухое, светлое, подальше от дорог и захоронений. Искали место, где никогда не было пожарищ и не стояла баня, потому что такие места считались грязными.

Чтобы узнать, чистое ли место, пекли три маленьких каравая. Один каравайчик клали за левую пазуху, второй - за правую, а третий - на область сердца. Затем приходили на выбранный участок и сбрасывали все три каравая. Если хотя бы один из них падал коркой вниз, место считалось нечистым. Также на выбранном месте на ночь оставляли зерно и хлеб. Если к утру оно уменьшалось в объёме или вообще исчезало, место тоже считалось нечистым.

Фундамент

Закладку дома делали в первые дни новолуния. Перед этим будущему домовому приносили в жертву курицу, а в районе будущего двора ставили ветку рябины или берёзы. Фундамент раньше делали из твёрдых пород деревьев, таких как кедр и лиственница, потому что они практически не гниют. Из них же делали амбары и погреба.

Для закладки фундамента рыли траншею, а по углам клали каменные валуны. На валуны укладывали три венца, а между ними - болотный мох благодаря которому не заводился грибок и не гнили брёвна. В каждый угол фундамента клали клок овечьей шерсти, горсть зерна и кусочек ладана. Эти вещи символизировали тепло, достаток и святость.

На фундамент ставили сруб, который выстаивался три года и снова прокладывали каждый венец мхом.

Сегодня деревянные дома не канули в Лету, они также популярны, особенно среди загородных жителей. Дерево считается экологичным, тёплым, герметичным и экономичным материалом. Дома из бруса под ключ предлагает компания Вальма, подробности на сайте valma53.ru. Там же можно заказать и каркасные дома под ключ.

В регионах, богатых лесом, жилье строили из дерева. Там, где был недостаток пиломатериала, использовали глину и солому. Такие постройки назвали саманными. Технологии возведения деревянных и саманных домов отличаются кардинально. На территории Руси выстраивали исключительно деревянные дома.

Как строили срубы?

До Х века единственным инструментом мастера был топор. Жилье возводили из необструганных бревен и называлось оно сруб. После появления пил процесс строительства стал более быстрым, а окна, крыши, дверные проемы начали украшать резными узорами. Изначально в качестве соединительных элементов для деревянных конструкций использовали штыри, изготовленные из крепкой древесины. Во время сборки дома применяли несколько способов стыковки бревен: в шип, в обло, в лапу. Впоследствии появились гвозди.

Избы устанавливались непосредственно на грунт, но предварительно выполнялась гидроизоляция с помощью глины: выстраивали т.н. глиняный замок. Основой дома были нижние венцы – четыре соединенных между собой бревна, которые выбирали с особой тщательностью, так как от скорости их гниения зависела целостность и долговечность постройки. Вокруг нижних венцов выстраивали ряж - плотно уложенные друг к другу крупные камни.

Внешнюю сторону бревен, как правило, оставляли округлой. А внутри помещения – стесывали. Зазоры уплотняли мхом, паклей, сухой травой. Для того чтобы удержать в доме тепло, окна и дверные проемы делали небольшими. Отапливали избу с помощью печи, к которой пристраивали полати – места для сна.

Как возводили кровлю?

Стропильную систему выстраивали из более тонких бревен, которые или остругивали, или оставляли с корой. Раньше крышу строили без использования гвоздей и других соединительных элементов. Называлась такая система «самцовая». Самым первым кровельным материалом был дерн – вверх корнями пласт земли с разросшейся травой. Для защиты от размывания водой его покрывали берестой. Часто использовали и другие способы устройства крыши: с помощью снопов соломы или дранки (расщепленных осиновых поленьев). Впоследствии в качестве кровельного материала стали настилать тес – доски толщиной 2-2,5 см.

Фронтон называли челом и украшали резными элементами, символизирующими различные талисманы . Карнизы устраивали с помощью длинных тонких досок – причелин, которые закрывали кровельные слеги от дождя. Самой распространенной была двускатная крыша, так как она более проста в сборке. Но существовали и шатровые кровли в виде восьмигранной пирамиды, а также кубоватые - в виде четырехгранной луковицы. Дома, увенчанные такими крышами, называли теремами.

Экология жизни. Усадьба: Неслучайно человек посвятил птичьим сюжетам немалые разделы народного быта и декоративно-прикладного искусства. Да и первые жилища Северного и Среднего Урала - прикрытые широкими скатами крыш избы - можно назвать избами-птицами.

Испокон веков, наблюдая за птицами, люди восхищались их привязанностью к своему гнезду, речке, озеру, урочищу. А первое появление в весеннем небе стай вернувшихся на гнездовья перелётных птиц люди с давних времён отмечали как праздник, возвещавший о наступлении в природе нового цикла активной жизни.

Неслучайно человек посвятил птичьим сюжетам немалые разделы народного быта и декоративно-прикладного искусства. Да и первые жилища Северного и Среднего Урала - прикрытые широкими скатами крыш избы - можно назвать избами-птицами.

С конца XI века Урал активно начали заселять славяне. Характеризуя этот процесс, знаменитый историк В. О. Ключевский образно говорил: «По условиям исторической жизни и географической обстановки оно (славянское население. - Л.Б.) распространялось по равнине не постепенно, путём нарождения, не расселяясь, а переселяясь, переносилось птичьими перелётами из края в край, покидая насиженные места и садясь на новые».

Корни старожильческого населения Северного и Среднего Урала находятся в краях, изобилующих птицами , - на берегах рек Северной Двины, Пинеги, Мезени, Ижмы, Печоры. Эту землю в России издавна называли Поморьем.

Если отталкиваться от образного определения Ключевского, становится понятным, почему в народном обиходе (прежде всего у первопоселенцев) были распространены понятия «присаживаться» и «садиться». Их использовали не только по отношению к народам и поселениям, но и к семьям, и даже к отдельным людям, облюбовавшим для дальнейшей жизни участок суровой североуральской земли.

Оказавшийся на Северном и Среднем Урале русский человек как будто и не вышел за пределы привычной для него климатической зоны с длинной, суровой зимой. Однако совершенно новыми для первопоселенцев здесь стали обильные годовые осадки у подножия Каменного Пояса, огромным барьером вставшего на пути влажных северо-западных атлантических ветров. Вот по этим-то обстоятельствам поморский человек и вынужден был «садиться» на Урале поособому, создавая местный, пермский, вариант своего обиталища.

Первые пермские крестьянские жилища можно назвать избами-птицами, прикрытыми широкими скатами крыш, словно птичьими крыльями. Такой тип жилища известен в здешних краях ещё со времён ломоватовской археологической культуры, существовавшей в Верхнекамье в середине первого тысячелетия нашей эры. Она оставила после себя высокое металлургическое искусство, предметы мелкой пластики из меди, так называемые обереги, изображавшие разнообразных животных, начиная от ископаемого ящера и кончая лосями и птицами. Обереги прикрепляли к одежде и дорожным вещам.

Одним из главных символов этой культуры была большая птица с распахнутыми крыльями и с человеческим ликом на груди, призванная защищать дом и очаг.

Ставили, или, как говорят, рубили, избы мастеровитые крестьяне-плотники, виртуозно владевшие главным своим инструментом - топором. Для одной простой избы нужно было около ста пятидесяти брёвен - в старину их называли «деревами». (И у слова «деревня» тот же корень. В древности деревни возводили группы людей, обживавшихся в лесной зоне.) И даже ещё не построенное жилище, а существующее лишь в замыслах словно бы приобретало некий живой образ. Строители же избы в народном понимании именовались не иначе, как «строители мира».

Строительство избы начинали с изготовления и установки «стульев» - больших чурбаков из ствола лиственницы ; их ставили вертикально в землю по четырём углам избы. На стулья «садилась» её величество изба, точнее, её сруб, называвшийся по-старинному «стопой» или «клетью».

За многие века жизни на севере, в непосредственном соседстве с вечной мерзлотой, русские крестьяне научились строить не низкие или «поземные» избы, а рубить защищенные от холода жилища на достаточной высоте над землёй.

Вот почему, начав рубить избу, плотники «садили» на стулья не жилое помещение, а «подызбицу», или «подклеть» (место, затем используемое для хранения разных припасов и инвентаря). И уже только потом, над «мостом» из половых кедровых плах почти метровой ширины, рубили собственно избу - «истопу».

Наибольшее пространство в ней занимала огромная и универсальная по своим возможностям русская печь - её называли «хозяйкой жилища». (Она долго держала тепло, обогревая дом, в ней пекли хлеб, готовили пищу, которая до вечера оставалась горячей, на ней сушили одежду и валенки, а в зимние морозные ночи на печи спали.)

Венец за венцом плотники сплачивали стены избы, заботясь уже о том, как стены будут держать огромную тяжесть заваленной сырым снегом крыши, укрывающей дом и его обитателей от всевозможных напастей, в том числе и от разъедающей дерево сырости, принесённой обильными весенне-осенними дождями.

И плотники постепенно начинали наращивать размеры бревенчатых венцов таким образом, чтобы крыша опиралась не только на вертикальные стены, а ещё и на продолжавшие их бревенчатые карнизы, которые назывались «повалами». Выпуски же брёвен по фронтонам именовали «помочами». И неслучайно. Стены как бы помогали тяжёлой крыше, нижние края которой, по замыслу её создателей, выступали за стены (то есть свешивались) на расстояние часто больше человеческого роста.

Над бревенчатым, со специальной засыпкой, потолком по верху стен возводили две большие треугольные опоры для крыши из «брёвен-самцов». В самцы врубали слеги, образующие продольный каркас крыши, а поперечный её каркас состоял из стволов молодых елей. Их заранее заготавливали, отбирая экземпляры с мощными односторонними корнями (нередко корневые концы обрабатывали в виде птичьих голов).

Еловые стволы комлями вниз врубали в слеги. Получались «курицы» - держатели огромных брёвен-желобов, предназначенных для отвода с крыши талых и дождевых вод. Их называют также водотечниками или потоками.

На решётчатый каркас слег и «куриц» укладывали в один или два слоя тесины,нижний конец которых опирался на дно водотечника. Верхние обрубы тесин по всей длине крыши прижимались особым массивным бревном-охлупнем, коньком или шеломом. На тяжёлом лицевом конце этого бревна издавна вырубали голову птицы, коня или какого-нибудь покровительствующего дому чудища, на спине у которого восседал, тоже высеченный из дерева, человечек-всадник.

Пермская изба никогда не стояла сама по себе. Она обрастала необходимыми в быту хозяйственными постройками, часто весьма крупными. Суровые природные условия заставляли подводить двор и помещения для скотины под одну крышу с избой. Иногда, правда, двор создавали рядом с избой, под отдельной крышей, но ничуть не меньших размеров, чем крыша избы. В этих случаях говорили о «доме под двумя, тремя», а то и «четырьмя конями».

Ко дворам примыкали огородная земля, или «усад», «удворная земля», то есть пашня, выгоны для скота, сенокосные, лесные, водные угодья. Основными сферами деятельности крестьян Северного и Среднего Урала были земледелие и скотоводство, лесные, рыбные и другие промыслы, а также множество ремёсел.

Очень интересно, что зарождавшаяся по соседству горнозаводская «цивилизация» вобрала в себя уральское народное жилище и обычай жизни в нём именно в их традиционной форме. Попросту говоря, пермские крестьянские избы вместе со своим установившимся бытом благополучно переехали в новые прикамские города и образовали первые городские улицы, обусловили усадебный характер застройки не только крупных поселений при соляных промыслах, но и городов-заводов.

У русских старожилов земли Прикамской, как и у коренного населения, всё традиционное и символическое вокруг дома и внутри него пребывало в особом почёте. Почти все основные предметы домашнего обихода и бесхитростные украшения - деревянные, матерчатые, глиняные, железные, медные, костяные, кожаные - выдолблены, вырезаны, отлиты, откованы, разрисованы, расшиты изображениями птиц и зверей, деревьев и трав.

Народный быт издавна хранил богатство символов, связанных с птицей . С наибольшей выразительностью они представлены в резьбе по дереву, в керамике и в медной пластике так называемого пермского звериного стиля, который родился на пространстве уже упоминавшейся ломоватовской археологической культуры.

Поэтому и сам дом, до краёв наполненный разнообразным отображением жизни, казался живым. У него неповторимое, непременно обращенное к восходящему или полуденному солнцу лицо, или, как говорили, свой лик, своё чело.

У древней пермской избы на фасаде было обычно два окна, как два глаза - взгляд изнутри дома наружу. Через окна, по народному поверью, «душа дома» созерцала красоту мира, ею жила, ею лечилась, ею наслаждалась. Окна в старину назывались «окончинами», а делали их часто особые мастера - оконишники. Оттого что у дома всегда был свой лик, появились и такие названия деталей избы: наличники, очелье, причелины, подзоры, шелом и многие другие.

Талант крестьянского мастера во все времена признавали лишь тогда, когда его дом со всех сторон смотрелся пропорционально сложенным бревенчатым монолитом . Каждый плотник с топором в руках стремился вырубить из бревенчатой массы привлекательный силуэт, способный украсить деревню - особенно в пасмурную погоду.

При солнечном освещении игра света и тени на больших бревенчатых и тесовых плоскостях, причудливые световые и теневые пятна на выступающих частях, свесах, водотечниках и коньке могут вдруг остановить прохожего - полюбоваться красотой ручной древодельной работы. Ритмы венцов, ритмы изб и хозяйственных построек в поселении не только веселили глаз, но и радовали душу видом обихоженного человеческого жилья. опубликовано

В Древней Руси селения возникали по берегам рек, ручьев, озер , на "волоках" - местах перевозки речных судов по суше, а в дальнейшем и вдоль дорог, связывающих крупные деревни города.

Характер застройки - свободное размещение семейных дворов. Основной строительный материал - лес. Типы русского жилища отработаны, обладающими высоким - строительным искусством русскими плотниками в IX-XIII.

Самой распространенной была односрубная четырехстенная изба с сенями
(рис. 1, где изба, 2 - сени).
К этим двум элементам присоединялся третий - холодная "клеть" для хранения имущества или для жилья в летнее время (в зимнее время она служила дополнительной "преградой" суровым морозам).

Так образовалась трехчастная планировка жилого дома , состоящего из теплой части - избы, сеней и клети, которые ставили обычно на подклет (повышенная цокольная часть жилого дома, где содержали и скотину) для сохранения тепла.

Жилую клеть и сени рубили из сосновых бревен , в пазы закладывали мох. С внутренней стороны бревна гладко затесывали.

Потолком служил бревенчатый настил , смазанный глиной и засыпанный сверху землей. Пол устраивали из тесаных пластин, пригнанных друг к другу.

В одном из углов единого пространства избы на деревянный помост (опечек) ставили глинобитную печь, около которой устраивали дощатый короб (голбец), скрывавший лестницу в подклет.

В противоположном, наиболее освещенном (красном) углу располагали обеденный стол и божницу. Вдоль стен размещали лавки. Против устья печи крепили к стене стол-шкаф для приготовления пищи и хранения посуды.

Русская печь благодаря своей многофункциональности , была неотъемлемой частью жилого дома. Ее высокая теплоемкость обеспечивала равномерный обогрев избы в течение суток, позволяла долго поддерживать в горячем состоянии пищу и воду, сушить и обогревать одежду, а зимой на полатях около печи спали.

Развитием односрубной четырехстенной избы с сенями стала изба-пятистенка, то есть жилой дом, состоящий уже из двух смежных помещений, разделенных рубленой стеной.

Он изображен на рисунке 2, где 1 - изба, 2 - сени, 3 - двор, 4 - заулок.

Появление избы такого типа , получившей повсеместное распространение, было вызвано необходимостью увеличения площади и числа помещений для крестьянской семьи.

Дополнительная изоляция клетью и крытым двором (поветью) от внешней среды еще более увеличила комфортность отапливаемой части. Появилась возможность перенести в помещение работы по первичной обработке и переработке сельскохозяйственной продукции.

Кроме того , дополнительные помещения дали толчок к развитию ремесел, изба-пятистенка была распространена весьма широко.

Археологические материалы свидетельствуют о постройках такого типа и широком их распространении не только в европейской Руси, но и в отдаленных районах Русского государства - в Прикамье, Западной и Восточной Сибири, на Ангаре.

Рис.3. Пример шестистенной избы
1 - изба, 2 - заулок, 3 - горница, 4 - сени, 5 - двор, 6 - светелка, 7 - зимовка, 8 - взвоз, 9 - крыльцо.

На рубеже XI и XII веков, по данным археологов, начали строить избы-двойни и избы-шестистенки , то есть объединенные под одной крышей два рядом стоящих сруба, связанных сенями и переходом. Широко распространены были шести-стенки в XIII-XIX вв. и на русском Севере - в бассейнах Северной Двины, Онеги и Мезени.

Естественно проветриваемое пространство между двумя избами делало жилище более долговечным. Увеличение расстояния между срубами позволяло создавать дополнительное помещение в доме: вначале - холодный чулан, позднее - комнату.

Примером шестистенной избы служит дом Н. Локшиной в селе Таратино Ленского района Архангельской области, срубленный в первой половине XIX века (рис. 3).
Здесь 1 - изба, 2 - заулок, 3 - горница, 4 - сени, 5 - двор, 6 - светелка, 7 - зимовка, 8 - взвоз, 9 - крыльцо.

Не менее древним типом жилой постройки является дом "кошелем" , получивший широкое распространение е Карелии, низовьях Печоры и в Прикамье. Этот тип дома предрешил более свободное использование закономерностей, выработанных и отточенных временем в строительстве пяти- и шестистенок.

В доме этого типа принципиально иная компоновка жилой и хозяйственной частей. Ставший здесь еще большим двор примыкает к жилой избе с боковой стороны в отличие от предыдущих типов, в которых жилая и хозяйственная части располагаются одна за другой - по продольной оси (дом "брусом").

Перечисленные типы жилых домов в каждом регионе России приобретали индивидуальные особенности.

Основной принцип народной архитектуры - неповторимость каждого сооружения при повторяемости его элементов. Эту задачу удавалось решить весьма ограниченными средствами: бревно, брус, тес, позднее - резьба.

Народные мастера знали и принимали во внимание художественный эффект контраста таких резных деталей на фоне суровой бревенчатой стены. В характере резьбы учитывались особенности климата в разных районах Руси.

Домовая резьба в селениях Верхнего и Среднего Поволжья , так называемая "глухая резьба", выполнявшаяся с помощью долота, была рассчитана на солнечное освещение, тогда как северная "прорезная" (пропиловочная) резьба при меньшем количестве солнечных дней предусматривала и силуэтное восприятие.

Для старинных малодворных поселений X-XIV вв. характерной была свободная постановка дворов вдоль реки, озера, ручья, дороги. Усадьбы размещались, сообразуясь с конкретными окружающими природными условиями, особенностями рельефа местности, положением по отношению к водоему, угодьям, массиву леса.

При кажущемся беспорядке избы строго ориентированы окнами и входами на солнце, на восток. Одновременно из окон и с крылец раскрывается вид на высокий крутой берег и небольшую речку. Рядом с застройкой на солнечных склонах холмов распаханы небольшие пашни.

С развитием транспортных путей распространение получает рядовое, или линейное расположение застройки вдоль этих путей, которое уже в XVIII в. на территории современной Центральной России становится преобладающим.

Размеры усадеб по фронту застройки и расстояние между ними регламентировались вначале общиной, затем боярином, помещиком, а после отмены крепостного права - указами губернских земских управ и в основном исходили из требований пожарной безопасности.

Планировка и застройка усадеб так же, как и жилых домов, выполнялись по народным традициям, формировавшимся природно-климатическими факторами.

Каждому району (климатическому поясу) соответствовал определенный тип застройки.

В северных областях вплоть до Белого моря получили распространение жилой дом и хозяйственный двор, объединенные под одной крышей.

В сельских поселениях Ярославской, Пермской, Псковской, Новгородской областей застройка формировалась из пяти- или шестистенок и хозяйственных дворов, образуемых хозяйственными постройками, расположенными по периметру двора. Получался замкнутый двор.

В Рязанской, Тульской, Калужской, Московской, Тверской и Владимирской областях усадьба формировалась отдельными сблокированными хозяйственными постройками и жилым домом.

В более южных областях усадьба уже членилась на три части: дворовую, скотный двор и тын с возделываемым участком земли (огородом). Менялся и характер построек: чем южнее, тем они становились более низкими.

На юге России сложился своеобразный тип сельского жилого дома . Из-за отсутствия дерева как строительного материала появились мазанки, где основу составлял сруб из половинок или жердей. Снаружи и изнутри его обмазывали глиной.

Нередко стены вообще делали из самана . Готовились мелкие блоки, из них клали стены, которые затем затирали глиняным раствором. Планировочное решение определялось закономерностями пятистенок, однако изменение конструкций накладывало на него свой отпечаток.

Зажиточные крестьяне строили жилые дома с подклетом или двухэтажные. В подклете (первом этаже) размещали амбары и другие складские и хозяйственные помещения. Двор жилого дома и скотный двор огораживали плетнями, саманными стенами. У жилого дома четко обозначался палисадник.

Начиная с середины XIX столетия саманные дома , отработанные мастерством народных умельцев, приобретали окончательное оформление. Их украшали изразцами, деревянными ставнями, наличниками.

В отапливаемой части избы центральное место занимала так же, как и в пятистенке, русская печь. Но ее рисунок и характер видоизменились.

Никакая даже самая гибкая система пропорционирования не может заменить художественную интуицию мастера, зодчего, его индивидуальный "почерк".

Древнерусские меры длины, в основе размеры человека

Народные умельцы при строительстве пользовались древнерусскими мерами длины , в основу которых положены размеры человека, чего нельзя сказать о современных проектировщиках и строителях, оперирующих абстрактными метром и типовыми элементами с их далекими от человека соотношениями параметров, которые они диктуют.

Отношение стороны квадрата к его диагонали - это основа древнерусского пропорционирования. Диагональ квадрата, став стороной нового квадрата, описанного вокруг меньшего, позволяла получать без вычислений удвоенную площадь.

Мерная маховая сажень - это стороны квадрата (176,4 см), великая косая сажень - его диагональ (249,6 см).

И остальные применявшиеся в строительстве меры длины - малая пядь (19 см), нога (27 см), локоть (38 см), стопа шага (76 см), сажень-локоть (108 см), простая сажень (152,7 см) и косая сажень (казенная) (216 см) - относились друг к другу, как сторона к диагонали квадрата.

Эта же закономерность лежит в основе мерного плотницкого наугольника (рис.4).

И. Юматов, архитектор.