Троицкий собор г. Троицкий собор троице-сергиева монастыря

Годах. Ни проектных данных, ни фамилии зодчего не сохранилось. Существует предположение, что автором проекта и строителем был крепостной графа Голицина. Престолов в нем было четыре: в верхнем храме один, во имя Святой Троицы ; в нижнем - три: главный - в честь Успения Божией Матери , в правом приделе - во имя Трёх вселенских святителей , а в левом - во имя апостола Иакова Алфеева и преподобномученицы Евдокии . О посвящении Святой Троице имеется предположение, что собор был построен стрельцами - коренными москвичами , которые вдали от родной святыни назвали храм в память о Троице-Сергиевой Лавре .

Изначально собор был деревянным. Несколько раз горел, но всякий раз усердием саратовцев был возобновляем. После того, как в году деревянный Троицкий собор сгорел дотла, саратовцы решили построить вместо него каменный собор. Дело с получением разрешения на постройку тянулось целых пять лет, до года. 13 октября года собор был освидетельствован. Первым было закончено строительство нижней Успенской церкви и хотя тем же летом случился в городе большой пожар, выстроенная нижняя церковь будущего собора не пострадала и после освящения была открыта для верующих. Строительство верхней Троицкой церкви затянулось. Весь храм был готов только к году. Построенный тогда храм состоял из трех отделений: алтаря , средней подкупольной части, а также трапезной , к которой с западной стороны примыкал фронтон - небольшая галерея .

Согласно постановлению Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа года храм был признан памятником истории и культуры общесоюзого значения. В - годах в соборе производились реставрационные работы по проекту и под руководством ленинградского архитектора Д. Е. Бабенкова. Они велись на средства управления Саратовской епархии с долевым участием областного отделения ВООПИиКа.

Долгое время на колокольне собора располагался пост пожарного наблюдения, переведенный в начале 1980-х годов на колокольню Духосошественского собора . До года вход на колокольню оставался заколочен и завален мусором; верующим не разрешали ее использовать даже как подсобное помещение.

Как вспоминал протоиерей Лазарь Новокрещеных, бывший протодиаконом архиепископа Пимена (Хмелевского) , "в советские годы собор намеренно доводился властями до убогого состояния. Нужно прибить здесь вешалку - не имеем права: это архитектурный памятник. Покрасить облупившуюся стену, пол - целая история. Это делалось для того, чтобы все скорее разрушилось, и можно было сказать: «Вот видите, им дали, а они до чего довели» ."

Троицкий собор (1422-1423 гг.) - один из немногих сохранившихся образцов раннемосковского белокаменного строительства. Традиционный крестово-купольный четырехстолпный храм отличается небольшими размерами и скромным резным декором. Своеобразие постройке придает многоярусное завершение, образованное системой закомар и кокошников.



Троицкий собор - главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому (†1392). В Троицком соборе в серебряной раке покоятся святые мощи преподобного Сергия - главная святыня обители.

Белокаменный Троицкий собор является одним из важнейших памятников ранне-московского зодчества. С Троицкого собора началось формирование уникального архитектурного ансамбля монастыря. Древнейшая роспись внутренних стен собора, выполненная в 1425-1427 гг. преподобными иконописцами Андреем Рублевым и Даниилом Черным, к сожалению, до нас не дошла. Сохранившаяся роспись выполнена в 1635 г. и воспроизводит древнюю иконографию первоначальной росписи. Главное художественное сокровище Троицкого собора - его пятиярусный иконостас, большинство икон которого выполнено в 1-й трети XV в. преподобным Андреем Рублевым и мастерами его круга.

По материалам официального сайта Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Дом Живоначальной Троицы



Белокаменный Свято-Троицкий собор был построен в 1422-1423 гг. по заказу игумена Никона вместо сгоревшего деревянного постройки 1412 г. Средства на строительство были пожертвованы Великим князем Московским Василием I Дмитриевичем и его младшим братом, крестником Преподобного князем Юрием Дмитриевичем Звенигородским. В собор были перенесены обретенные в том же году мощи преподобного Сергия. Росписи и иконы храма "могуще зрящих удивить и поныне" были исполнены в 1425-1427 гг. прп. Андреем Рублевым и Даниилом Черным " с товарищи". С XVI в. облик здания начинает меняться: в 1510 г. сделана новая металлическая, в 1556 г. позолоченная глава, с юга пристроены придел над гробом прп.Никона (1548) и палатка над могилой новгородского архиепископа Серапиона, бывшего до епископской хиротонии архимандритом Троицкого монастыря (ск.1516) (1559); с запада паперть (до 1584). В XVIII-XIX вв. у собора появилась четырехскатная кровля и северная паперть. Начатая в 1925 г. Д.П. Суховым реставрация внешнего облика здания в основном завершена в 1966 по проекту В.И. Балдина.

Собор - один из важнейших памятников раннемосковского зодчества, принадлежит к характерному для эпохи типу крестовокупольных храмов, одноглавых, четырехстолпных и трехапсидных, с повышенными подпружными арками и позакомарным покрытием. Его четверик с высоким цоколем имеет несколько наклонные внутрь стены что при сужающихся вверх проемах и барабане создает иллюзию большей высоты и монументальности сооружения. Фасады, расчлененные лопатками на три прясла, завершены килевидными закомарами; вместе с диагональными кокошниками, до 1510 г. примыкавшими к постаменту барабана, они образовывали ярусный верх здания. Входы обрамлены перспективными порталамис килевидным архивольтом. Стены храма, верх апсид и барабана украшают трехчастные пояса с каменной резьбой. Членения интерьера не совпадают с фасадными. Подкупольное пространство, благодаря наклону внутрь параболических подпружных арок, сужается вверх, к барабану. Своды коробовые. В плоскости восточных столбов устроена алтарная преграда до 3 м высотой. Пол настлан метлахской плиткой. В 1635 г. пришедшие в ветхость рублевские фрески были заменены новыми на основе прежней композиции. Эти росписи реставрировались в 1949-1954 гг. бригадой П.И. Нерадовского и в 1982-1985 гг. - Е.Г. Батхеля. В 2004 г. в ходе последующих реставрационных работ были обнаружены фрагменты штукатурки с прорисями композиций времен преподобного Андрея Рублева. В основном сохранился ранний высокий иконостас, уникальное произведение московской живописи XV в. Деисусный, праздничный и пророческий ряды в нем принадлежат мастерам времен преподобного. Главная икона, "Троица" находится в ГТГ, на ее месте расположена талантливая копия. Верхний, пятый ряд иконостаса создан в 1600 г. на вклад Бориса Годунова. Серебряная рака с мощами преподобного Сергия создана в 1585 г. при царе Феодоре Иоанновиче по повелению его отца, Ивана Грозного, умершего в 1584 г. Пышная сень над ракой, весом в 25 пудов серебра, сооружена в 1737 г. по повелению императницы Анны Иоанновны в мастерской Д. Прифа по рисунку придворного художника и ювелира Каравакка. Здесь же под стеклом сохраняются посох и схима преподобного, деревянные литургические сосуды времени его жизни. В соборе крестили наследников московского престола - Василия III , его сына Ивана Грозного и детей последнего. Уникально центральное паникадило Троицкого собора, которое в качестве трофея было вывезено русскими войсками из Ливонии и подарено Иваном Грозным в Троицкий монастырь. Оно изготовлено в конце XV - начале XVI вв. в Германии.

Придел преподобного Никона был построен в 1548 и перестроен в 1623 г. Реставрирован в 1930-х-1950-х гг. И.В. Трофимовым и В.И. Балдиным. Маленький кирпичный храмик, до половины высоты стен облицованный белым камнем, принадлежит к типу бесстолпных одноглавых одноапсидных церквей. Его четверик с поясом килевидных нишек вверху завершен ярусом кокошников и луковичной главой. Крупный полукруглый алтарь, а также западный фасад украшены аркатурой на тонких колонках с бусинами. Придел перекрыт коробовым сводом с распалубкой, прорезанной отверстием светового барабана. "Сепапионова палатка" построена по преданию, на месте келии преподобного Сергия, в которой он сподобился видения Пресвятой Богородицы с апостолами. В память об этом на западной стене установлен образ "Явление Божией Матери преподобному Сергию". Палатка полностью перестроена в 1829 г. В 1950 г. расписана "под старину". Здесь также погребены другие бывшие архимандриты обители - Святителя Митрополита Иоасафа (Скрипицына) (ск. 1555), преподобного Дионисия (Зобнинского) (ск. 1633), который вместе с троицким келарем Авраамием Палицыным в 1611-1612 гг. писал и рассылал патриотические послания, поднимавшие русский народ на борьбу с польско-литовскими захватчиками. Также палатка является хранилищем монастырских святынь, среди которых правая рука первомученика архидиакона Стефана (ск. 34).

Западная паперть, впервые упомянутая в 1584 г., в 1642 г. перекрыта вспарушенным сводом. Здесь сохранились фрагменты росписей XVI в. Под западным притвором собора - усыпальница князей Трубецких и Одоевских с белокаменными надгробиями.

"Собор Троицкий и "Серапионова палатка" (отдельно) в комплексе "Монастырь Троице-Сергиева лавра" являются объектами культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 г. № 176).

Источники: Каталог "Памятники архитектуры Московской области", т.2. - М., Строийздат, 1999 г. Материалы официального сайта Троице-Сергиеврй лавры "Дом Живоначальной Троицы". Демидов С.В. "По Троицкой дороге" Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2005 г.



Собор сооружен в 1422 г. над гробом Сергия Радонежского на месте деревянного собора 1412 г., посвященного Троице (строительство осуществлялось на средства Московского вел. кн. Василия I и Звенигородского кн. Юрия Дмитриевича). В XV-XVI вв. здесь крестили наследников московского престола, скрепляли договоры целованием креста у гроба Сергия. Как и собор Успения "на Городке" в Звенигороде, это четырехстолпный, крестовокупольный храм, стоящий на подклете и возведенный из белого камня. Но декор в соответствии с общим обликом здания стал строже: осталась только тройная лента резного орнамента, опоясывающая стены, апсиды и барабан. Стены членятся здесь лишь плоскими лопатками, на которые опираются килевидные арки закомар.

Все формы храма очень просты и компактны апсиды почти не выступают за пределы основного куба и подняты на одну высоту, к самому его верху; килевидные кокошники, так называемые диагональные закомары, едва возвышаются над закомарами фасадов (кокошники у постамента барабана разобраны в 1510г.); гладкие стены имеют довольно значительный наклон внутрь, чему соответствует сужение кверху барабана купола. Внутренняя конструкция здания не отвечает членениям его фасадов. Небольшой по размерам храм-мавзолей внутри довольно просторен: его столпы сильно сдвинуты к востоку, и алтарная часть очень невелика, что связано, вероятно, со стремлением увеличить вместительность храма. Но этот сдвиг неблагоприятно сказался на внешнем облике здания, несколько нарушив его центричность и равновесие масс: глава смещена к востоку, западные диагональные закомары оторвались от нее, южный и северный порталы также расположены не в центре, а ближе к апсидам. Ради восстановления симметрии и пришлось сохранить равномерное трехчастное членение фасадов лопатками, не выявляющее внутренней планировки.

Внутри плоскости стен, лишенные всяких декоративных элементов, производят еще более строгое впечатление, чем наружные стены фасадов. Со стороны западного фасада в XVI в. к собору пристроили паперть, а с юго-восточной 1548 г. над гробом игумена Никона Никоновский придел (в 1623 г. перестроен). Около 1425-1427 гг. собор был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным с помощниками. В 1635 г. их фрески ввиду плохой сохранности были сбиты и заменены новыми, исполненными местными иконописцами, но с сохранением старой системы росписи. В дальнейшем стенопись неоднократно поновлялась. В настоящее время стены собора (в их верхней части) украшают фрески 1635 г., раскрытые в процессе реставрационных работ 1949-1954 гг. (в нижней части стен роспись не сохранилась и была восстановлена заново в стиле XVII в.). Первоначальная орнаментальная роспись, принадлежащая Андрею Рублеву, сохранилась лишь на откосах двери в дьяконнике.

Одновременно с Троицким собором в 1635 г. был расписан и Никоновский придел, но живопись этого времени сохранилась только в его средней закомаре над апсидой (композиция "Богоматерь с младенцем и святителями") и в простенках барабана купола (фрагментарно). Андреем Рублевым и Даниилом Черным с артелью был выполнен ок. 1425-1427 гг. и иконостас (за исключением праотеческого яруса, созданного в 1600 г. по велению Бориса Годунова). Кроме того, Андрей Рублев несколькими годами раньше написал для Троицкого собора икону "Троица", входившую в состав местного ряда иконостаса (с 1929 г. хранится в Третьяковской галерее, а на ее месте находится копия). В местный ряд входит и другая глубоко чтимая икона "Сергий с житием" (конец XV в.), принадлежащая школе Дионисия. В соборе стоит серебряная рака над гробом Сергия Радонежского (исполнена мастерами Оружейной палаты в Москве в конце XVI в. по велению Ивана Грозного), прекрасный образец русской чеканки (поступила в монастырь после смерти Грозного в 1585г. как вклад царя Феодора и царицы Ирины). Серебряная сень вклад императрицы Анны Иоанновны изготовлена в Москве в мастерской Давида Прифа и установлена в 1737 г.

http://www.bestreferat.ru/referat-88036.html



Церковь во имя преподобного Никона Радонежского (1623)

С южной стороны к Троицкому собору примыкает Никоновская церковь, поставленная над гробом преемника и ученика Троицкого первоигумена преподобного Никона Радонежского (†1428). 25 (9 марта) февраля 1547 г. Церковный Собор установил повсеместное почитание памяти преподобного Никона, Радонежского чудотворца - ученика и ближайшего соратника Преподобного Сергия, близкого ему и в земной и в жизни вечной. В следующем году над могилой преподобного Никона была построена небольшая каменная церковь, замененная 75 лет спустя существующим храмом. Никоновская церковь вплотную примыкает к южной стене Троицкого собора, воспринимаясь вместе с ним как единое целое. Первоначальный храм, от которого лишь частично сохранился фундамент, был сооружен в 1548 г. Существующий ныне бесстолпный одноапсидный одноглавый храм с коробовым сводом был возведен на месте более раннего в 1623-1624 гг. Его размеры и пропорции соотнесены с Троицким собором: высота Никоновского храма с крестом (23 м) точно соответствует высоте интерьера Троицкого собора.

От древнего монастырского храма Никоновская церковь отличается более насыщенным декоративным убранством и особой пластикой форм. Стены храма украшены тонкими полуколонками с тремя рядами «бусинок» и стрельчатыми арками, верхняя часть четверика дополнен, декоративным поясом киотчатых ниш. При этом горизонтальные членения фасадов следуют уклону местности: рельеф холма повторен наклонной линией цоколя, отражен в положении «бусинок» на полуколонках апсид. Алтарь и неф бесстолпного храма не разделены пилонами или преградой, благодаря чему интерьер церкви представляет единое свободное пространство. Стены церкви были расписаны фресками в 1635 г., одновременно с возобновлением живописи в Троицком соборе. Первоначальное убранство интерьера церкви не сохранилось, за исключением фрагментов фресок 1635 г. с изображениями столпников в простенках окон барабана и фрескового изображения Богоматери с Богомладенцем и святителями на наружной плоскости средней закомары над апсидой. Современный резной золоченый иконостас и рака над мощами преподобного Никона у северной стены храма, то есть южной стены Троицкого собора, относятся к 1950-м гг. (мощи находятся под спудом). Иконы с изображениями Преподобного Сергия и святителя Алексия, восемнадцать икон с фигурами учеников Троицкого первоигумена для сени над ракой, а также икона преподобного Никона на раке были написаны монахиней Иулианией (в миру Марией Николаевной Соколовой, † 16 февраля 1981). Ей же принадлежит одна из редких икон «Преподобный Никон изыде из келлии и узре являвшихся ему святителей Московских: Петра и Алексия и Преподобного Сергия отходящими ко храму», включающая двадцать житийных клейм.

В Никоновском приделе Троицкого собора собраны великие святыни. Здесь находится почитаемый список иконы Божией Матери «Скоропослушница», часть камня от Гроба Господня, привезенная А.Н. Муравьевым в 1850 г. из Иерусалима, образ святителя Московского Алексия, иконы учеников Преподобного Сергия. Реставрация Никоновской церкви проходила в 1940-х - 1950-х гг., первоначально под руководством И.В. Трофимова, затем В.И. Балдина. Было восстановлено позакомарное покрытие древней формы кровли алтарной апсиды. Одновременно с реставрацией фасадов и покрытия проводилась реконструкция интерьера, включая деревянное золоченное надгробие над могилой преподобного Никона, изготовленное в 1950-х гг.

http://www.stsl.ru/about_lavra/all/nikonovskiy-khram-1623/



Троицкий собор (1422-23 г.г.)

Троицкий собор — главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря, первое каменное здание Лавры. Он был воздвигнут преподобным Никоном в 1422-23 гг. «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому (†1392) на месте первой деревянной Троицкой церкви. Строительство храма осуществлялось при содействии сына великого князя Дмитрия Ивановича Донского — Звенигородского и Галицкого князя Юрия Дмитриевича, крестника Преподобного Сергия. Место, где покоятся мощи Троицкого первоигумена, — святая святых монастыря.

Троицкий собор представляет собой небольшой четырехстолпный крестовокупольный храм с одной главой и тремя невысокими апсидами на высоком подклете (часть подклета в настоящее время закрыта культурным слоем). Стены собора сложены из правильных блоков белого камня, их толщина и массивность подчеркивается глубокими перспективными порталами и узкими щелевидными окнами. Плоские широкие лопатки придают фасадам трехчастное деление и имеют значение конструктивных пилястр. Гладкие стены собора завершаются килевидными закомарами, арочная кладка которых опирается на капители пилястр и отделена от плоскости стен дополнительным уступом (впервые в русском зодчестве таким образом используется оригинальная трактовка классической ордерной системы). Килевидную форму закомар повторяют два ряда кокошников у основания барабана купола, сохранившего древнюю шлемовидную форму. Единственным украшением собора служит широкий орнаментальный пояс из трех лент искусно высеченного «плетеного» узора, который украшает фасады, алтарные апсиды и барабан купола. Несмотря на небольшие размеры — высота храма до верха креста равна 30 м, — собор создает впечатление величественного и мощного сооружения. Все формы храма просты и компактны — апсиды почти не выступают за пределы основного объема и подняты на одну высоту, килевидные арки (кокошники) едва возвышаются над закомарами фасадов, стены имеют значительный наклон внутрь (до 45 см). Суровая красота и лаконичность декора — белокаменных резных поясов с повторяющимися мотивами вплетенных крестов и цветов — придают сооружению черты совершенства, которые летописец выразил словами: «церковь прекрасная воздвижена».

Типологически Троицкий собор относится к немногим сохранившимся памятникам раннемосковского зодчества конца XIV — начала XV вв., когда сложился образ компактного одноглавого придворно-княжеского храма без притвора. К этому типу принадлежат соборы в Звенигороде — Успенский на Городке (1400) и Рождественский Саввино-Сторожевского монастыря (1405), а также Спасский собор Андроникова монастыря в Москве (1427). Немногочисленные раннемосковские храмы создавались по повелению членов великокняжеского дома. Возведение в Троицком монастыре одного из первых в Московской Руси белокаменных соборов свидетельствовало об историческом признании великого значения личности Преподобного Сергия и основанной им обители. Внутреннее пространство собора отличается удивительной целостностью. Мягкий рассеянный свет, идущий сверху из десяти (вместо обычных восьми) узких окон барабана купола, позволяет вдумчиво и неспешно созерцать святые лики высокого пятиярусного иконостаса, пристолпных и пристенных киотов, фресковой живописи. У южной стены рядом с иконостасом находится гробница основателя монастыря Преподобного Сергия. В соборе соблюдена древняя византийская традиция расположения раки с мощами святого в южной части храма, перед алтарем, перпендикулярно иконостасу. Конструктивные особенности придают памятнику черты неповторимого своеобразия. Столпы собора сильно сдвинуты к востоку, его глава смещена к алтарной части, южный и северный порталы расположены ближе к апсидам. Такой архитектурный прием позволяет увеличить пространство центрального нефа, делая в то же время алтарную часть храма небольшой по размеру. Наклон стен, пилонов и барабана купола к центру храма, вытянутые арки верхней части собора создают впечатление увеличенной высоты сооружения. Вся система крестово-купольного храма здесь подчинена одной задаче — созданию единого целостного внутреннего пространства.

Иконостас Троицкого собора уникален. Он создавался в то время, когда в русской церковной традиции складывался системно продуманный и зрительно цельный многоярусный иконостас как образ Града Небесного, как явление Церкви Небесной Церкви земной. Это единственный комплекс начала XV в., сохранившийся в храме, для которого и был предназначен. Иконы и фрески Троицкого собора выполнены артелью мастеров под руководством преподобного Андрея Рублева и Даниила Черного в 1425-1427 гг. В качестве главной храмовой иконы «в похвалу Преподобному Сергию» была написана икона «Троица» — великое творение Андрея Рублева и самое известное в мире произведение русской иконописи. Идея Триединого Бога воплощена в иконе с удивительным совершенством. Образ исполнен глубокого смысла, отражая суть подвижнического служения Преподобного Сергия: «дабы воззрением на Святую Троицу искоренялась ненавистная рознь мира сего» (с 1929 г. икона хранится в Государственной Третьяковской галерее; в иконостасе представлена копия). Икона «Троица» преподобного Андрея Рублева создавалась как «наместница», то есть икона нижнего, местного чина иконостаса. В Троицком соборе этот ряд иконостаса формировался на протяжении XV—XVII столетий. Его складывание происходило одновременно с появлением икон на стенах и столпах собора и в значительной степени определялось общим процессом формирования и развития литургического пространства храма, важнейшим элементом которого была почитаемая святыня — гробница с мощами основателя монастыря Преподобного Сергия Радонежского. В XVI в. местный ряд был дополнен двумя иконами «государя и царя и великого князя Иоанна Васильевича всея Руси вкладу». Это икона «Троица» (в настоящее время находится слева от Царских врат) и «образ местной чудотворца Сергия з деянием, обложен златом». Поясное изображение Преподобного Сергия датируется концом XV в. и относится исследователями к работам круга Дионисия. Этот образ является наиболее ранним из известных житийных икон Преподобного Сергия. Андрей Рублев «с сотоварищи» написали иконы трех рядов иконостаса: деисусного, праздничного и пророческого чинов. Деисусный чин включает пятнадцать икон с изображениями святых, в том числе воинов-великомучеников Георгия и Димитрия, образы которых связаны с традицией общецерковного поминовения погибших воинов в Димитриевскую субботу. Истоки этой традиции восходят к молитве Преподобного Сергия Радонежского, во время которой он поминал имена погибших на Куликовом поле воинов князя Дмитрия Донского. В праздничном ряду из девятнадцати икон на сюжеты евангельской истории от Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества Христова до Успения Пресвятой Богородицы центральное месте занимают две иконы «Причащение апостолов». Пророческий ряд включает шесть парных икон с поясными фигурами пророков и является древнейшим из известных нам изображений пророков в иконостасе. В 1600 г. по заказу царя Бориса Федоровича Годунова был выполнен верхний чин — двадцать одна икона «праотцев с херувими, обложены серебром». В 1643 г. Царь Михаил Федорович «пожаловал... в церковь двери царские» в серебряном чеканном окладе. Царские врата из рублевского иконостаса были перенесены в построенную в 1635-1637 гг. церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (ныне находятся в музее «Ризница Троице-Сергиевой Лавры»). В местном ряду иконостаса и на юго-западном столпе сохранились подписные иконы известного мастера Оружейной палаты Московского Кремля, царского изографа Симона Ушакова: «Спас Нерукотворный» (1674), «Спас на престоле» (1684), «Сошествие Святого Духа на апостолов» (1682). В отличие от иконостаса первоначальная стенопись Троицкого собора почти полностью утрачена, исключением является небольшой фрагмент в алтаре храма. В 1635 г. фрески собора были возобновлены с сохранением иконографической схемы древней росписи. В последующие столетия живопись неоднократно поновлялась и покрывалась новыми записями (в последний раз — в 2002-2004 гг.). До конца XVI в. мощи Преподобного Сергия пребывали в деревянной раке, созданной после их чудесного обретения (в настоящее время находится в Успенском соборе).

К 1585 г. по заказу царя Иоанна IV Васильевича и его сына Федора Иоанновича для главной святыни монастыря была изготовлена серебряная рака, украшенная накладными фигурными чеканными клеймами с текстами Жития Преподобного Сергия. В 1730-1741 гг. повелением императрицы Анны Иоанновны для раки с мощами была изготовлена серебряная сень (весом более 25 пудов). Чеканная крышка раки относится к XIX в. За стеклом рядом с гробницей помещены вещи Преподобного — схима, посох и две деревянные литургические тарели. Внутреннее убранство храма видоизменялось и пополнялось новыми драгоценными пожертвованиями на протяжении нескольких столетий. После 1917 г. в Троицком соборе были оставлены лишь наиболее важные памятники. Подкупольное пространство храма освещает медное золоченое паникадило конца XV в. работы немецкой мастерской Фишеров. Позднеготический памятник с литыми фигурами Спасителя, Пресвятой Богородицы и двенадцати апостолов является одним из многочисленных вкладов в Троицкий монастырь царя Иоанна Васильевича Грозного. К более позднему времени относятся серебряные чеканные оклады икон праотеческого чина (1778 г.) и киоты с фронтонами вокруг столпов (XIX в.). В алтаре собора сохранились стальное золоченое архиерейское кресло работы тульских мастеров конца XVIII в., подаренное священноархимандриту Троице-Сергиевой Лавры митрополиту Московскому Платону (Левшину), а также сделанная в 1809 г. из серебра сень над престолом. Примыкающая к собору западная паперть впервые упоминается в 1584 г. При входе в собор со стороны паперти рядом с расписным порталом можно увидеть фрески XVI в. с изображением преподобных Сергия и Никона Радонежских. Железная дверь, ведущая в южный притвор, сохранила пробоину от ядра, полученную во время осады монастыря польско-литовскими войсками в 1608-1610 гг. В юго-западном углу храма находится памятная доска над могилой Радонежского князя Андрея Владимировича (в иночестве Саввы).

Троицкий собор — главный храм Лавры. В архитектурном ансамбле Лавры его главенство подчеркивается золоченным позакомарным покрытием и проспектом, который напрямую соединяет собор со Святыми воротами. Реставрация Троицкого собора началась в 1925 г. с разборки позднейшей северной паперти и с восстановления белокаменной кладки северного фасада. Работами руководил архитектор Д.П. Сухов. В 1926 г. им же восстановлены три из пяти ранее растесанных оконных проемов в апсидах храма. В 1939-40 гг. были проведены зондажи для поиска следов фресок XV в. Реставрация фресковой живописи завершилась в 1953 г. В 1954 г. под руководством архитектора В.И. Балдина возобновилась реставрация фасадов собора: они были очищены от наклеенного на них холста и масляной живописи XVIII-XIX вв., были восстановлены древние формы порталов и оконных проемов. В 1966 г. данный этап реставрации был завершен восстановлением позакомарного покрытия.

http://www.stsl.ru/about_lavra/all/troitskiy-sobor/

Троицкий собор — главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря, первое каменное здание Лавры. Он был воздвигнут преподобным Никоном в 1422-23 гг. «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому (†1392) на месте первой деревянной Троицкой церкви. Строительство храма осуществлялось при содействии сына великого князя Дмитрия Ивановича Донского - Звенигородского и Галицкого князя Юрия Дмитриевича, крестника Преподобного Сергия. Место, где покоятся мощи Троицкого первоигумена, - святая святых монастыря.


Собор духовенства и ученики блаженного с великодержавными князьями приняли доброе решение
заложить каменную церковь над гробом святого. Ближайший ученик святого Никон вместе с братией
начал с помощью христолюбивых князей, имевших к святому веру, любовь и усердие,
строить святой храм Единосущной Троицы в похвалу своему отцу.
И он воздвиг прекрасную церковь, и покрыл ее дивными росписями,
и наполнил украшениями.

Троицкий собор представляет собой небольшой четырехстолпный крестовокупольный храм с одной главой и тремя невысокими апсидами на высоком подклете (часть подклета в настоящее время закрыта культурным слоем). Стены собора сложены из правильных блоков белого камня, их толщина и массивность подчеркивается глубокими перспективными порталами и узкими щелевидными окнами. Плоские широкие лопатки придают фасадам трехчастное деление и имеют значение конструктивных пилястр. Гладкие стены собора завершаются килевидными закомарами, арочная кладка которых опирается на капители пилястр и отделена от плоскости стен дополнительным уступом (впервые в русском зодчестве таким образом используется оригинальная трактовка классической ордерной системы). Килевидную форму закомар повторяют два ряда кокошников у основания барабана купола, сохранившего древнюю шлемовидную форму. Единственным украшением собора служит широкий орнаментальный пояс из трех лент искусно высеченного «плетеного» узора, который украшает фасады, алтарные апсиды и барабан купола.


Вид на Троицкий собор с северной стороны


Несмотря на небольшие размеры - высота храма до верха креста равна 30 м, - собор создает впечатление величественного и мощного сооружения. Все формы храма просты и компактны - апсиды почти не выступают за пределы основного объема и подняты на одну высоту, килевидные арки (кокошники) едва возвышаются над закомарами фасадов, стены имеют значительный наклон внутрь (до 45 см). Суровая красота и лаконичность декора - белокаменных резных поясов с повторяющимися мотивами вплетенных крестов и цветов - придают сооружению черты совершенства, которые летописец выразил словами: «церковь прекрасная воздвижена».


М.Гадалов. Вид Троицкого собора
и Никоновского придела с восточной стороны. Литография. 1853 г.


Типологически Троицкий собор относится к немногим сохранившимся памятникам раннемосковского зодчества конца XIV - начала XV в., когда сложился образ компактного одноглавого придворно-княжеского храма без притвора. К этому типу принадлежат соборы в Звенигороде - Успенский на Городке (1400) и Рождественский Саввино-Сторожевского монастыря (1405), а также Спасский собор Андроникова монастыря в Москве (1427). Немногочисленные раннемосковские храмы создавались по повелению членов великокняжеского дома. Возведение в Троицком монастыре одного из первых в Московской Руси белокаменных соборов свидетельствовало об историческом признании великого значения личности Преподобного Сергия и основанной им обители.


Покров с мощей прп. Сергия Радонежского. Нач. XV века


Внутреннее пространство собора отличается удивительной целостностью. Мягкий рассеянный свет, идущий сверху из десяти (вместо обычных восьми) узких окон барабана купола, позволяет вдумчиво и неспешно созерцать святые лики высокого пятиярусного иконостаса, пристолпных и пристенных киотов, фресковой живописи. У южной стены рядом с иконостасом находится гробница основателя монастыря Преподобного Сергия. В соборе соблюдена древняя византийская традиция расположения раки с мощами святого в южной части храма, перед алтарем, перпендикулярно иконостасу.

Конструктивные особенности придают памятнику черты неповторимого своеобразия. Столпы собора сильно сдвинуты к востоку, его глава смещена к алтарной части, южный и северный порталы расположены ближе к апсидам. Такой архитектурный прием позволяет увеличить пространство центрального нефа, делая в то же время алтарную часть храма небольшой по размеру. Наклон стен, пилонов и барабана купола к центру храма, вытянутые арки верхней части собора создают впечатление увеличенной высоты сооружения. Вся система крестово-купольного храма здесь подчинена одной задаче - созданию единого целостного внутреннего пространства.

Иконостас Троицкого собора уникален. Он создавался в то время, когда в русской церковной традиции складывался системно продуманный и зрительно цельный многоярусный иконостас как образ Града Небесного, как явление Церкви Небесной Церкви земной. Это единственный комплекс начала XV в., сохранившийся в храме, для которого и был предназначен.


Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры


Иконы и фрески Троицкого собора выполнены артелью мастеров под руководством преподобного Андрея Рублева и Даниила Черного в 1425-1427 гг. В качестве главной храмовой иконы «в похвалу Преподобному Сергию» была написана икона «Троица» - великое творение Андрея Рублева и самое известное в мире произведение русской иконописи. Идея Триединого Бога воплощена в иконе с удивительным совершенством. Образ исполнен глубокого смысла, отражая суть подвижнического служения Преподобного Сергия: «дабы воззрением на Святую Троицу искоренялась ненавистная рознь мира сего » (с 1929 г. икона хранится в Государственной Третьяковской галерее; в иконостасе представлена копия).


Святая Троица. Копия иконы прп. Андрея Иконописца


Икона «Троица» преподобного Андрея Рублева создавалась как «наместница», то есть икона нижнего, местного, чина иконостаса. В Троицком соборе этот ряд иконостаса формировался на протяжении XV-XVII столетий. Его складывание происходило одновременно с появлением икон на стенах и столпах собора и в значительной степени определялось общим процессом формирования и развития литургического пространства храма, важнейшим элементом которого была почитаемая святыня - гробница с мощами основателя монастыря Преподобного Сергия Радонежского.



В XVI в. местный ряд был дополнен двумя иконами «государя и царя и великого князя Иоанна Васильевича всея Руси вкладу». Это икона «Троица» (в настоящее время находится слева от Царских врат) и «образ местной чудотворца Сергия з деянием, обложен златом». Поясное изображение Преподобного Сергия датируется концом XV в. и относится исследователями к работам круга Дионисия. Этот образ является наиболее ранним из известных житийных икон Преподобного Сергия.


Прп. Сергий с житием. Конец XV в.
Вклад царя Иоанна Васильевича (Грозного)


Андрей Рублев «с сотоварищи» написали иконы трех рядов иконостаса: деисусного, праздничного и пророческого чинов. Деисусный чин включает пятнадцать икон с изображениями святых, в том числе воинов-великомучеников Георгия и Димитрия, образы которых связаны с традицией общецерковного поминовения погибших воинов в Димитриевскую субботу. Истоки этой традиции восходят к молитве Преподобного Сергия Радонежского, во время которой он поминал имена погибших на Куликовом поле воинов князя Дмитрия Донского.

В праздничном ряду из девятнадцати икон на сюжеты евангельской истории от Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества Христова до Успения Пресвятой Богородицы центральное месте занимают две иконы «Причащение апостолов». Пророческий ряд включает шесть парных икон с поясными фигурами пророков и является древнейшим из известных нам изображений пророков в иконостасе.

В 1600 г. по заказу царя Бориса Федоровича Годунова был выполнен верхний чин - двадцать одна икона «праотцев с херувими, обложены серебром».




Новопостриженные монахи обители прп. Сергия в Троицком Соборе Лавры

В 1643 г. Царь Михаил Федорович «пожаловал... в церковь двери царские» в серебряном чеканном окладе. Царские врата из рублевского иконостаса были перенесены в построенную в 1635-1637 гг. церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (ныне находятся в музее «Ризница Троице-Сергиевой Лавры»). В местном ряду иконостаса и на юго-западном столпе сохранились подписные иконы известного мастера Оружейной палаты Московского Кремля, царского изографа Симона Ушакова: «Спас Нерукотворный» (1674), «Спас на престоле» (1684), «Сошествие Святого Духа на апостолов» (1682).


Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры


В отличие от иконостаса первоначальная стенопись Троицкого собора почти полностью утрачена, исключением является небольшой фрагмент в алтаре храма. В 1635 г. фрески собора были возобновлены с сохранением иконографической схемы древней росписи. В последующие столетия живопись неоднократно поновлялась и покрывалась новыми записями (в последний раз - в 2002-2004 гг.).


Рака преподобного Сергия Радонежского


До конца XVI в. мощи Преподобного Сергия пребывали в деревянной раке, созданной после их чудесного обретения (в настоящее время находится в Успенском соборе). К 1585 г. по заказу царя Иоанна IV Васильевича и его сына Федора Иоанновича для главной святыни монастыря была изготовлена серебряная рака, украшенная накладными фигурными чеканными клеймами с текстами Жития Преподобного Сергия. В 1730-1741 гг. повелением императрицы Анны Иоанновны для раки с мощами была изготовлена серебряная сень (весом более 25 пудов). Чеканная крышка раки относится к XIX в. За стеклом рядом с гробницей помещены вещи Преподобного - схима, посох и две деревянные литургические тарели. Внутреннее убранство храма видоизменялось и пополнялось новыми драгоценными пожертвованиями на протяжении нескольких столетий. После 1917 г. в Троицком соборе были оставлены лишь наиболее важные памятники.




Паникадило. Конец XV в. Вклад царя Иоанна Васильевича (Грозного)

Подкупольное пространство храма освещает медное золоченое паникадило конца XV в. работы немецкой мастерской Фишеров. Позднеготический памятник с литыми фигурами Спасителя, Пресвятой Богородицы и двенадцати апостолов является одним из многочисленных вкладов в Троицкий монастырь царя Иоанна Васильевича Грозного. К более позднему времени относятся серебряные чеканные оклады икон праотеческого чина (1778 г.) и киоты с фронтонами вокруг столпов (XIX в.).




Архиерейское к ресло в алтаре Троицкого собора

В алтаре собора сохранились стальное золоченое архиерейское кресло работы тульских мастеров конца XVIII в., подаренное священноархимандриту Троице-Сергиевой Лавры митрополиту Московскому Платону (Левшину), а также сделанная в 1809 г. из серебра сень над престолом.


Примыкающая к собору западная паперть впервые упоминается в 1584 г. При входе в собор со стороны паперти рядом с расписным порталом можно увидеть фрески XVI в. с изображением преподобных Сергия и Никона Радонежских.

Железная дверь, ведущая в южный притвор, сохранила пробоину от ядра, полученную во время осады монастыря польско-литовскими войсками в 1608-1610 гг.


Захоронение князя Андрея Владимировича, сына князя Владимира Храброго
- героя Куликовской битвы. Южная стена Троицкого собора


В юго-западном углу храма находится памятная доска над могилой Радонежского князя Андрея Владимировича (в иночестве Саввы).

Троицкий собор - главный храм Лавры. В архитектурном ансамбле Лавры его главенство подчеркивается золоченным позакомарным покрытием и проспектом, который напрямую соединяет собор со Святыми воротами.


Реставрация Троицкого собора началась в 1925 году с разборки позднейшей северной паперти и с восстановления белокаменной кладки северного фасада. Работами руководил архитектор Д.П. Сухов. В 1926 году им же восстановлены три из пяти ранее растесанных оконных проемов в апсидах храма.

В 1939-40 гг. были проведены зондажи для поиска следов фресок XV в. Реставрация фресковой живописи завершилась в 1953 году.


Вид Троицкого собора
и Никоновского придела с юго-восточной стороны


В 1954 году, под руководством архитектора В.И. Балдина, возобновилась реставрация фасадов собора: они были очищены от наклеенного на них холста и масляной живописи XVIII-XIX вв., были восстановлены древние формы порталов и оконных проемов. В 1966 году данный этап реставрации был завершен восстановлением позакомарного покрытия.


Знаменный хор Троицкого собора Лавры

Богослужения в Троицком соборе совершаются ежедневно:

- в будние дни:

Общий братский молебен и полунощница у мощей преподобного Сергия Радонежского - в 5 час. 30 мин.; Божественная литургия - начало в 6 час. 30 мин.; соборный молебен с акафистом Божией Матери - по пятницам, начало в 17 часов; молебны с акафистом преподобному Сергию у раки с его святыми мощами - с 8 час. 30 мин. до 20 час. 30 минут.

- в воскресные и праздничные дни:

Божественная литургия - начало в 6 час. 20 мин.; молебны с акафистом преподобному Сергию - с 5 час. до 6 час. 15 мин. и с 8 час.30 мин. до 20 час. 30 мин.; соборный молебен с акафистом преподобному Сергию - по воскресеньям, начало в 17 часов.

На Пасху, в дни Великого поста и в некоторые двунадесятые и престольные праздники богослужение совершатся по особому расписанию.


Теги: История Свято-Троице Сергиевой Лавры, Архитектура

Троице-Измайловский собор (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию
  • Туры на Новый год по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Троицкий собор в Санкт-Петербурге является памятником архитектуры позднего классицизма. Свое название он получил по имени Измайловского полка, одного из самых старейших в России. Полк был основан императрицей Анной Иоанновной в 1730 году по названию села Измайловское в Подмосковье. Часто храм называют Троице-Измайловским. Является одним из самых монументальных в Северной столице.

В Троице-Измайловском соборе в 1867 году писатель Ф. Достоевский обвенчался с А. Сниткиной. В стенах храма отпевали композитора А. Г. Рубинштейна.

Троицкий собор представляет собой высокий белый храм с пятью синими куполами, выполненными в форме полусферы, усыпанными бронзовыми звездами и золочеными крестами. По преданию, цвет куполов выбран по цвету мундиров Измайловского полка. Главный купол храма можно заметить почти за 20 километров. Малые купола храма расположены над колоннами портиков.

Фасады украшены четырьмя 6-колонными портиками коринфского ордена. В нишах западного портала размещаются бронзовые фигуры ангелов. Недалеко от храма, расположена часовня, которая была отреставрирована.

Интерьер храма украшен коринфскими колоннами и пилястрами, покрытыми белым искусственным мрамором. Главный купол словно парит ввысь. Стены и своды расписаны художниками Т. А. Медведевым и А. И. Травиным. Иконостас полукруглой формы образует единое целое с надпрестольной сенью. Оформлен коринфскими колоннами.

Одна из самых почитаемых святынь Троице-Измайловского собора - икона Пресвятой Троицы, написанная в 15 веке.

Поскольку храм служил главной гарнизонной церковью города, его стены украшали турецкие знамена - трофеи, добытые во время сражений в русско-турецкой войне 1877-1878 годов. В память о павших воинах их имена были высечены на мраморных досках. Троицкий собор в Санкт-Петербурге иногда называют «Болгарским». По одной из версии, он был построен на деньги, народа Болгарии в знак благодарности солдатам России за помощь в освобождении от турецких воинов.

В храме появились новые иконы, в том числе мозаичные изображения Святых Петра и Павла и Николая Чудотворца.

Троице-Сергиева лавра является одним из самых древних и почитаемых монастырей в России. Ее основателем и первым руководителем был сам Сергий Радонежский, мощи которого упокоены в местном соборе. Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря является самым старым сооружением, сохранившимся до наших дней. Он действует до сих пор: любой желающий может войти и помолиться или остаться на службу.

Троице-Сергиева лавра

В церковных текстах ее обычно называют Свято-Троицкой Сергиевой лаврой. Сегодня это крупнейший русский мужской монастырь, который принадлежит РПЦ. Он расположен на реке Кончуре в центре города Сергиев Посад. Несмотря на солидную историю, он все еще является действующим и привлекает паломников со всего мира. Монастырь является ставропигиальным, то есть подчиняется непосредственно патриарху.

История обители - первые десятилетия

История монастыря началась в 1337 году, когда на холме в десяти верстах от Хотькова поселились братья Варфоломей (будущий Сергий Радонежский) и Стефан, инок Покровского монастыря. Вскоре они построили небольшой деревянный храм Святой Троицы , освятили его в 1340 году, и несколько келий. Все постройки занимали немного места и располагались в юго-западном углу современной лавры.

Через несколько лет Стефан ушел в Богоявленский монастырь, и Сергий остался в одиночестве. Постепенно возле него начали селиться и другие отшельники. Вскоре на месте пустыни появился монастырь. Первым игуменом стал игумен Митрофан, который постриг Сергия в монахи.

На тот момент вся территория обители была разделена на три части: жилую, общественную и оборонительную. В центре стояла церковь Троицы и трапезная, их окружали кельи. За последними тянулись огороды и другие хозяйственные службы.

По периметру - деревянный частокол, над оградой которого построили деревянную церковь Дмитрия Солунского. Примечательно, что такой план сохранился в лавре до наших дней. Троицкий монастырь быстро стал духовным центром Руси: в 1380 году сюда перед битвой с Мамаем приехал получить благословение князь Дмитрий Донской.

Сергий Радонежский умер в 1392 году. За полгода до смерти он передал руководство любимому ученику Никону Радонежскому.

После смерти настоятеля

Дальнейшая история обители довольно примечательна. В начале XV века монастырь разграбили и сожгли татары под предводительством хана Едигея, но это были последние темные дни. Следующие два столетия никто не трогал монастырь: он развивался, отстраивался заново и перестраивался, тут составляли летописи и переписывали книги, рисовали иконы. В XV веке в Троице-Сергиевом монастыре создали «Житие преподобного Сергия Радонежского», которое стало крупнейшим литературным средневековым памятником .

Первая каменная церковь появилась в 20-х годах XV века: это была перестроенная первая церковь обители, которую возвел еще Сергий Радонежский. Сюда были перенесены его мощи, в оформлении задействовали Андрея Рублева и Даниила Черного. Знаменитая «Троица» Рублева была написана именно для Троицкого собора.

Московские князья не забывали обитель: они приезжали сюда помолиться перед походом, заезжали после побед. Очень любил монастырь Иван Грозный: в главном соборе обители его крестили в детстве, сюда он приезжал после крупнейших побед на молебен.

При царе была проведена перепланировка, возведены белокаменные стены и новые церкви, а территория приобрела современные размеры.

В конце XVI столетия Свято-Троицкий монастырь стал крупнейшим русским монастырем. В его собственности находились почти три тысячи поселений, от его имени велась активная морская торговля с заграницей.

Дальнейшая судьба монастыря была не менее насыщенной:

К XIX столетию Сергиева лавра была одним из крупнейших российских монастырей и одним из богатейших землевладельцев и торговцев.

К началу ХХ века в ведении обители находились несколько мелких монастырей и скитов , две гостиницы, лавки, мастерские, конные дворы, доходные дома, типография. В ней жили более четырехсот монахов, приходили тысячи паломников со всей страны, на территории покоились многие представители знатных семей. Тут же хранились уникальные сокровища декоративно-прикладного искусства, была размещена огромная библиотека (в начале ХХ века в ней хранилось более 10 тысяч рукописных книг, летописей, первых печатных книг).

В ХХ веке

В 1918 году Троицкая лавра была превращена в трудовую артель в соответствии с декретом «Об отделении церкви и государства». В следующем году монахи были переселены в Черниговский и Гефсиманский скиты, духовная академия закрыта, помещение передали электротехническим курсам. В этом же году вскрыли мощи преподобного Сергия Радонежского.

В 1920 году несмотря на просьбы патриарха Тихона лавра была закрыта. На ее территории открыли историко-архитектурный музей и Загородский учительский институт (педагогический техникум). Большая часть помещений были перестроены и приспособлены под хозяйственные и жилые нужды.

Однако специалисты не могли позволить исчезнуть архитектурным памятникам лавры: уже в 1918 году была созвана первая комиссия по охране памятников и старины. В 1938 году был приглашен молодой архитектор Трофимов, который подготовил справку о художественной и исторической ценности монастыря и необходимости сохранить его. На основании собранных им данных было принято решение признать обитель Загорским государственным музеем-заповедником. Сам Трофимов получил должность главного архитектора восстановительных работ.

Примечательна сама суть реставрации: в задачи Трофимова входило восстановление каждого строения в момент наивысшего художественного расцвета. Это позволило выделить наиболее удачные формы для каждого здания, но не позволило создать единый ансамбль.

До 1950 года реставрация проводилась в переданных в 1946 году Московской патриархии зданиях, затем работы коснулись всех помещений. Во второй половине 50-х годов ХХ века все посторонние организации были убраны, и лавра полностью вернулась в руки патриархата. До 1983 года тут находилась резиденция патриарха. Основная часть восстановительных работ была завершена в 1970 году.

В 93 году ХХ столетия ансамбль вошел в список ЮНЕСКО. Мощи святого Радонежского вернули в Троицкий собор в 1946 году. Московская Духовная академия вновь начала работу в 1949 году.

Архитектурный ансамбль монастыря

На территории монастыря расположено более пятидесяти сооружений, большая часть которых возведена в XV-XIX вв. Самих храмов на территории более десятка, самыми почитаемыми церквями Троице-Сергиева монастыря являются:

Также на территории живут около двухсот монахов , действуют такие учреждения:

  1. Московская Духовная семинария;
  2. Паломнический и экскурсионный центры;
  3. Мастерские: витражная, швейная и золотошвейная, свечная, мозаичная, керамическая, столярная;
  4. Звукозаписывающая студия;
  5. Издательство;
  6. Целебный источник;
  7. Исторический музей.

Свято-Троицкий собор

Это древнейший храм лавры, который сохранился до наших дней. Он был воздвигнут в чести преподобного Сергия Радонежского его учеником и руководителем лавры Никоном Радонежским в 20-х годах XV столетия. Сюда были перенесены мощи преподобного, тут же находится «Троица» Андрея Рублева. Дополнительно к собору был пристроен Никоновский придел. Собор действующий: в нем ежедневно проводят Божественные литургии и молебны святому, тут же принимают постриг в монахи. Он включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО и охраняется.

Троицкий собор Троицко-Сергиева монастыря является «точкой отсчета» всей архитектуры обители: с него начиналось формирование всего облика монастыря. Он является представителем раннемосковского зодчества. Сама церковь небольшая, построена из белого камня, имеет один золоченый купол. Его формы просты, но элегантны, в качестве украшений использован резной орнамент и наружные иконы. Примечательно, что стены постройки наклонены внутрь (довольно заметно) - это потребовал сужающийся кверху барабан.

Иконостас был создан Андреем Рублевым и Даниилом Черным. Они же расписывали стены, но роспись XV столетия не сохранилась. Вместо нее представлена работа середины XVII столетия, которая повторяла первоначальную.

Информация для паломников

Чтобы поездка в лавру не оказалась напрасной, стоит ознакомиться со следующей информацией:

Также нужно знать, где находится Троице-Сергиева лавра и как до нее доехать. Добраться от Москвы до Троицкого храма можно несколькими способами:

  1. На автомобиле: по Ярославскому шоссе (трасса М8). Оно будет переходить в Старое Ярославское шоссе, затем в Московское и в конце - в проспект Красной Армии, который пройдет до самой лавры;
  2. На автобусе: от метро «ВДНХ» на автобусе № 388 до автовокзала Сергиева Посада. Оттуда до обители можно дойти примерно за 10−15 минут. Время в пути составит не меньше часа и зависит от загруженности дороги;
  3. На электричке: от Ярославского вокзала до станции «Сергиев Посад». Ж/Д станция расположена неподалеку от автовокзала, дойти до места назначения также можно за несколько минут. Время в пути составит примерно 1,5 часа.

Среди всех русских православных монастырей Троице-Сергиева лавра занимает особое место. Это не просто крупнейшая и одна из самых знаменитых обителей, но и место, основанное преподобным Сергием Радонежским. Сюда ежедневно приезжают тысячи паломников, чтобы поклониться мощам святого в главном Свято-Троицком соборе.