Оформление портфолио старшеклассника. Портфолио ученика старших классов
У каждого ученика есть работы, которыми он может гордиться. Полезные и интересные материалы часто не сразу могут найти применение. Что со всем этим делать? Предлагаем тебе завести папку, в которой ты сможешь не только хранить свои лучшие работы, грамоты, дипломы и т.п., но и систематизировать полезную и интересующую тебя информацию. Оформляя портфолио, ты на практике сможешь применить знания «секретов успешной учебы».
В Структуре портфолио
представлена структура портфолио. При необходимости и по желанию ты можешь включать в него другие разделы.
Как работать с портфолио?
- Оформи основные разделы;
- В первой части портфолио тебе предстоит составить свой собственный портрет. Выдели отличительные черты своего характера; перечисли свои основные дела; выпиши самые любимые занятия. Здесь же тебе будет предложено описать себя в школе. Расскажи немного о школе, в которой ты учишься, о любимых учебных предметах, об учителях и друзьях. Этот раздел может содержать интересные фотографии и (или) твой автопортрет.
- 1 раз в месяц обновляй содержимое раздела МОИ ДОСТИЖЕНИЯ. Грамоты и дипломы вынимать оттуда не стоит, а вот лучшие работы ежемесячно нужно пересматривать и заменять.
- В начале учебного года и в начале каждой четверти тебе предстоит подумать, чего ты хочешь добиться в своих делах: какие результаты ты должен получить? Это и есть цели, которые нужно записать в соответствующем разделе портфолио. Просматривая содержимое раздела МОИ ДОСТИЖЕНИЯ, подумай: соответствуют ли результаты деятельности поставленным целям?
Структура портфолио
Мой портрет:
Мои цели:
- табличка продвижения к цели;
- лестница успеха.
Мои достижения:
- мои лучшие работы;
- мои награды.
Копилка:
Структура портфолио
Мой портрет:
- мой характер; мои дела; любимые занятия;
- я в школе (моя школа; любимые учителя и лучшие друзья в школе; любимый предмет).
Мои цели:
- мои цели в учебном году и в каждой четверти;
- табличка продвижения к цели.
- лестница успеха.
Мои достижения:
- мои лучшие работы;
- мои награды.
Копилка:
- рабочие материалы (планирование, расписание и т. д.);
- важная и/или интересная информация.
«Я учусь учиться» (отражает работу по программам «Секреты успешной учебы» и «Учись учиться»):
- карты памяти;
- алгоритмы;
- памятки и др.
Необходимо отметить, что оформление портфолио – дело творческое. Личный портфель достижений должен отражать индивидуальность ребенка. Хорошо, если он сам подберет картинки-символы к каждому разделу портфолио. Однако не следует превращать портфолио в «сундук» для хранения. Портфолио – «живой» инструмент, отражающий актуальную ситуацию.
На логопедических занятиях ученики работают также в тетрадях. Не стоит все же стремиться к тому, чтобы обстановка на занятиях была приближена к обычному уроку (например, русского языка). Не будем забывать о том, что ребенок приходит на такие занятия, как правило, после уроков, отсидев за школьной партой целый день. Желательно максимально использовать игровые приемы, коллективные формы работы, предоставляя возможность учащимся перемещаться по кабинету. И совсем уж излишне, наверное, на подобных занятиях обращаться к школьной отметке как единственно эффективному способу стимулирования активности и интереса. Линейки достижений и лесенки успеха, которые рисует в своей тетради ученик, позволяют ему самому оценить себя, а учитель (индивидуально!) может обсудить с ним объективность оценки.
Портфолио – копилка успехов
Одним из инструментов, используемых в работе по сопровождению учащихся в гимназии №56, является портфолио – портфель достижений или «копилка успехов». Портфолио ученика – это не просто папка, в которой можно хранить свои лучшие работы, грамоты, дипломы и др., а также систематизировать полезную и интересующую информацию. Портфель достижений используется для самооценивания и учета собственных достижений (в т. ч. успехов в учебе). Составляя портфолио, ученик перестает быть полностью зависимым от учителя, он становится более самостоятельным, учась отмечать собственные успехи.
Прежде чем начинать собирать портфолио, ученик должен понять цель его составления. В портфолио собирается разнообразная информация, отражающая объективно существующий уровень подготовки, существующие проблемы, трудности, необходимость их преодоления. Портфолио демонстрирует прогресс во времени. «Чистится» он регулярно: проводится отбор и оценивание работ, которые ученик в нем оставляет. Время «чисток» устанавливается учеником, родителями и учителем (например, 1 раз в две недели). Портфолио является общим инструментом разных программ сопровождения: «Секреты успешной учебы», «Учись учиться», «Я учусь выбирать», «Я выбираю». Раздел «Я учусь учиться» пополняется в процессе реализации программ профилактики и преодоления учебных затруднений - «Секреты успешной учебы» и «Учись учиться».
Мы предлагаем структуру портфолио, в которую при необходимости и по желанию ученик может включать другие разделы.
ПРЕДМЕТНОЕ ПОРТФОЛИО
Мы предлагаем инструмент, который поможет тебе сделать уверенный шаг к успеху. Этот инструмент – предметное портфолио. С его помощью ты сможешь увидеть и оценить свои достижения в изучении того или иного предмета. Эта оценка не будет зависеть от отметки в журнале, потому что даст возможность тебе не зависеть от учителя и самостоятельно увидеть то, чем ты можешь гордиться, а это – залог позитивной самооценки, которая даёт силы преодолевать любые трудности.
Предметное портфолио может состоять из следующих разделов:
- «Портрет» («Я и предмет»)
- «Чему я хочу научиться»
- «Копилка»:
Памятки
- полезная информация
- «Мои достижения»
- «Список литературы»
В разделе «Портрет» ты сможешь раскрыть себя и выразить своё отношение к избранному предмету, разобраться, почему именно этот предмет тебя привлекает, и в чём заключаются трудности его изучения.
Чётко сформулировать цели и задачи в изучении избранного предмета ты сможешь в разделе «Чему я хочу научиться»: начиная путь к успеху, необходимо видеть конечный результат и пути его достижении (смотри модуль 1 «Постановка цели»).
В «Копилке» собери всю полезную информацию по предмету, различные памятки, алгоритмы действий, которые помогут тебе в учёбе.
В разделе «Мои достижения» можно разместить не только грамоты, дипломы, но и всё то, что получилось у тебя лучше, чем обычно и в чём ты видишь свой успех, пусть даже ещё не оценённый учителем.
Свою начитанность и широкий кругозор ты сможешь показать, поместив в раздел «Список литературы» информацию о дополнительной литературе по предмету, которую ты прочитал.
По желанию ты можешь добавлять в портфолио новые разделы, сохранив основные, предложенные нами.
Как работать с портфолио старшеклассника?
- Оформи основные разделы. В первой части портфолио тебе предстоит составить свой собственный портрет. Можешь написать эссе о себе: выдели отличительные черты своего характера; расскажи о своих любимых занятиях. Этот раздел может содержать интересные фотографии и (или) твой автопортрет. Кроме того, свой автопортрет ты можешь выполнить в виде коллажа (используй для этого вырезки и старых журналов). Можно представить свой герб и (или) девиз. Прояви фантазию!
- В раздел «Копилка» вкладывай нужную и полезную информацию.
- 1 раз в месяц обновляй содержимое раздела «Мои достижения».
- В начале учебного года и в начале каждой четверти тебе предстоит подумать, чего ты хочешь добиться в своих делах: какие результаты ты должен получить? Это и есть цели, которые нужно обозначить в соответствующем разделе портфолио. Просматривая содержимое раздела «Мои достижения», подумай: соответствуют ли результаты деятельности поставленным целям?
- Раздел «Обратная связь» будет включать отзывы о твоем портфолио тех людей, которым ты будешь его представлять.
Структура портфолио старшеклассника:
- Мой портрет
- Мои цели
- Мои достижения
- Копилка
Портфолио для старшеклассников отличается от «презентации» учащихся младшей и средней школы структурированной формой, завершенностью, зрелостью.
Поиск своего Я более или менее сменяется осознанностью и познанием собственных возможностей. Багаж накопленных знаний, умений представляется весьма солидным, ведь достижения стали гораздо значительнее, заметнее.
Портфолио для старшеклассников лучше создавать самостоятельно. Пожалуй, это самый хороший вариант. Во-первых, этот увлекательный, занимательный процесс будет проходить полностью под вашим контролем. Во-вторых, благодаря современным возможностям техники и прикладным программам, которые придут на помощь, можно создавать настоящие шедевры. В то же время, этот способ будет самым трудозатратным, поскольку на это потребуется время, а также изрядная доля фантазии.
К счастью или нет, но определенного законодательного бланка оформления портфолио нет. Вы можете разработать его структуру самостоятельно, исключить или напротив, добавить желаемых страничек. Тем не менее, в него должны входить следующие разделы:
- Титульный лист. На нем желательно поместить фотографию, написать ФИО ученика, контактные данные и период жизни, за который создается папочка. К примеру, портфолио можно создать только за 11 класс или включить период обучения с 9 по 11 класс.
- В следующий раздел должны войти официальные документы. Аттестаты, сертификаты, удостоверения, свидетельства. В общем, те бумаги, которые официально заверены печатями, подписями. Допускается использование копий этих документов.
- Творчество и социальная деятельность. Здесь указывается творческая, общественная активность - участия в конкурсах, конференциях, прохождение курсов, факультативных мероприятий. Представляются исследовательские работы, проекты, а также результаты социальных практик.
- Мои экзамены и учеба. Сюда стоит включить сведения о годовых оценках, приложить результаты экзаменов.
- Мои путешествия. На этой страничке старшеклассник может рассказать о странах, городах, где ему удалось побывать. Поделится впечатлениями и планами на будущее касаемо новых поездок.
- Мои друзья. Школьная жизнь невозможна без друзей, поэтому данный лист посвящается товарищам, где вкладываются их фотографии и пишутся интересные истории.
- Общая информация. В данный раздел можно включить автобиографию, информацию о близких, резюме. Необходимым условием составления этой странички является определение жизненных целей, планов. В этом заключается мотивационная функция портфолио для старшеклассников.
- Отзывы и рекомендации. Именно с него нужно начинать при попытках помочь ученику в самореализации. Важно указывать личностные пристрастия ребенка, начиная от научно-исследовательских работ и заканчивая увлечениями.
Кроме этого образца на нашем сайте можно найти и скачать портфолио для учеников начальной школы () и для детского сада ().
Скачать портфолио для старшеклассника:
Ниже представлены страницы готового к заполнению портфолио, в виде небольшхе картинок для просмотра. Что бы сохранить на свой компьютер картинку с нужной вам страничкой щелкните по ней мышкой.
К окончанию школы старшеклассник имеет огромный потенциал, солидный багаж знаний и желание найти свою дорогу в дальнейшем. Представить себя открывающемуся новому миру можно, если выпускник школы оформит портфолио ученика старших классов. Кто, как не он, лидер в учебе и достойный пример для подражания, победитель многочисленных, порой достаточно сложных конкурсов, имеет множество званий и грамот, может все это красиво представить для определения рейтинга выпускника школы на основании портфолио для ученика старшей школы?
Личностное портфолио для старшеклассника - это не папка с картинками и шаблонами, как у младших школьников. Для оформления такой работы они редко ищут, что бы скачать бесплатно или взять в качестве примера. Такой ученик - творческая личность. Если он и ищет шаблоны или образец, то лишь для того, чтобы определиться со структурой собственного "портфеля" и создать его так, что б и на конкурс представить не стыдно было.
Задачи личностного портфолио для школьников старших классов:
- Помочь реализовать собственные цели
- Проанализировать самостоятельно свою деятельность, систематизировать имеющийся в наличии материал
- Совершенствовать свои умения
Любой из примеров портфолио школьника, представленных на сайте, - это лишь образец оформления, но не ограничение в творчестве. Пусть такая папка станет очередной работой, которой выпускник вправе гордиться, как и своими заслугами.
Портфолио (в широком смысле этого слова) - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников.
Он относится к ряду «аутентичных» (то есть истинных) индивидуализированных оценок и ориентирован не только на процесс оценивания, но и самооценивания.
Основной целью аутентичного оценивания является оказание помощи учащимся в развитии их способностей анализировать собственную деятельность, сопоставлять её с общепринятыми стандартами и на основе этого пересматривать, совершенствовать, перенаправлять свою энергию, проявлять инициативу для достижения собственного прогресса
Портфолио не только является современной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
- поощрять их активность и самостоятельность,
- расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
- формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Структура портфолио.
Индивидуальная
накопительная рабочая папка включает в себя:
Титульный лист (обложку);
Содержание;
I блок «Мой портрет»;
II блок «Портфолио документов»;
II блок «Курсы по выбору»;
IV блок «Олимпиады»;
V блок «Конкурсы»;
VI блок «Исследовательская деятельность»;
VII блок «Дополнительное образование».
БЛОК I. Информация о владельце портфолио.
"МОЙ ПОРТРЕТ" - цели, самоанализ, результаты психологических диагностик, автобиография. Включает в себя личные данные учащегося, ведущего портфолио.
Автобиография. В этом разделе помещаются результаты психологической диагностики. Информация, помогающая ребенку проанализировать свой характер, способности. Узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания.
Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и интересов. Ставит цели и анализирует их достижение. Также проводит самоанализ итогов года.
Резюме
Ф. И. О.
Дата рождения:
Место рождения:
Гражданство:
Домашний адрес:
E-mail:
Место учебы (полное название и адрес):
Класс:
Цель составления резюме:
Общее среднее образование
Самоанализ собственных планов и интересов
(На начало года. 10 класс)
1. Дата работы
2. Фамилия, имя
3. Самые значительные события моей жизни, определяющие моё
будущее
4. Мне нравится заниматься (я увлекаюсь)
5. В будущем (через 5, 10, 20 лет) я хотел бы добиться
6. Мне интересны профили
7. Чтобы учиться на интересующем меня профиле, у меня есть
следующие способности и личные качества, знания, умения
8. Для обучения по интересующему меня профилю мне не хватает
9. Мои образовательные планы на год
Автобиография начинается со слов «Я, фамилия, имя, отчество...».
Далее информация о себе излагается в свободной форме, но при
этом следует учесть несколько требований:
¦ автобиография должна быть немногословной, но вместе с тем
развернутой, отражающей основные события вашей жизни;
¦ важно, чтобы информация, указанная в автобиографии, помогала
вам представить свою жизнь в максимально выгодном свете, не
искажая при этом реальных фактов и событий;
¦ при описании конкретных событий из своей жизни не забудьте
указать ваше отношение к ним и, что более важно, аналитические
выводы, которые были сделаны после этого события;
¦ текст автобиографии и ее оформление должны быть максимально
удобными для чтения. Записи выполняются (печатаются) на
качественной бумаге, крупным шрифтом или разборчивым почерком.
Автобиография должна быть подписана и датирована. Если она занимает несколько листов, то подписывается каждый лист.
Комментарий.
Данная биография рассматривается как документ к портфолио,
поэтому, отвечая на вопросы, используйте не односложные, а
распространенные предложения, чтобы в итоге получился
расширенный обзор автобиографии.
План написания автобиографии
Фамилия, имя
Родился(лась) (день, месяц, год, место рождения)
Образование (класс)
Информация о родителях, семье (кто родители, сколько детей в
семье)
1. Дошкольное детство.
(Чем увлекался в дошкольном возрасте, детские мечты, желания)
2. Школьная жизнь
Первое впечатление о школе
Самое яркое событие, связанное со школой
Кем я хотел(а) быть в 7-9 лет и почему
Лучшее событие в моей жизни (описать событие, впечатления)
Моя первая награда (какая награда и за что, впечатления)
Полезные советы (выводы), полученные в результате жизненного
опыта
Человек, оказавший на меня большое влияние
Переломный момент в моей жизни (краткое описание)
Отношения с родителями в детстве и в настоящее время
Взаимоотношения с друзьями, ровесниками и другими людьми
Блок
II. Официальные документы.
Перечень представленных в портфолио официальных
документов
(фамилия, имя, отчество учащегося)
Портфолио документов - комплект сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.
В этом разделе помещаются:
Все имеющиеся у школьника сертифицированные документы (копии),
подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах
деятельности -дипломы об участии в предметных олимпиадах
различного уровня, грамоты за участие в конкурсах, в
спортивных соревнованиях различного уровня
, сертификаты
о прохождении курсов по предметам или о результатах тестирования
и т. д.
Перечень представленных документов
Ксерокопии должны быть заверены администрацией школы (на основании оригиналов официальных документов, представленных в портфолио).
Блок III.
Курсы по выбору, подготовительные курсы.
Индивидуальный план предпрофильной подготовки
учени___ 10 класса в 201__/ 201__учебном году
Фамилия, имя
Его объем |
||||
Сюда относятся курсы, пройденные обучающимися с целью углубления и расширения знаний по определенным дисциплинам (курсы иностранного языка, курсы информатики,...). Приложить копии дипломов или сертификатов об окончании курсов.
Дополнительная деловая информация (владение иностранными языками, компьютером, вождение автомобиля и т. д.)
Интересы, предпочтения, хобби и т. д.:
Наиболее успешные виды деятельности, предпочитаемые предметы:
Блок IV. Олимпиады.
Прилагаются дипломы, грамоты, сертификаты.
Блок V. Конкурсы (сочинений, творческих работ, …)
Портфолио работ
-
комплект различных творческих, проектных и других работ
выпускника.
Портфолио работ может включать в себя:
-проектные работы (тема проекта, описание работы, текст работы в
печатном виде);
-техническое творчество: модели, макеты, приборы (краткое
описание конкретной работы);
-работа по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие
в выставках, в театре, оркестре, хоре и т. п.);
Мое участие в школьных
праздниках и мероприятиях
(приложение ксерокопий грамот, благодарностей, …)
УСПЕХ НЕ ПРИХОДИТ САМ ПО СЕБЕ, ЕСЛИ ЕГО ДАЖЕ ОЧЕНЬ ЖДАТЬ! Хочешь быть успешным?! Не мечтай, витая в облаках, а превращай мечту в реальность! Не говори о проблемах, а решай их! Не жди счастья на блюдечке с голубой каемочкой, а поставь цель и добейся успеха! Не сиди на месте, а постоянно стремись вперед!
Что такое успех? 1. Добиться успеха может только сильная личность 2. Успешный человек может иметь недостатки и слабости 3. Успешный – значит целеустремленный 4. На вершине успеха нельзя забывать о тех, кто помог его добиться 5. Осознанная ошибка – шаг на пути к успеху 6. Успешным людям завидуют окружающие 7. Добившись некоторого успеха, можно «почивать на лаврах» 8. Можно идти к успеху любой ценой, «по головам» 9. Помочь другу достичь успеха – нажить конкурента 10. Недоброжелатели помогают добиться успеха 11. Недоброжелатели мешают добиться успеха 12. Если родители многого добились в жизни, то их дети будут успешны 13. Лучше попробовать себя в разных областях: где-нибудь все равно ждет успех 14. Успех – это сосредоточенность на одной цели 15. Неудачи на пути к успеху – стимул для удвоения усилий 16. Чем больше задумал, тем большего и добьешься 17. Люди с красивой внешностью более успешны в жизни 18. Талан и огромная сила воли – это уже успех
Философия успеха Не бойся признаться в себе в эгоистичности и расчётливости в достижении своих целей. УМЕЙ ДОБИВАТЬСЯ ЦЕЛИ Умей сказать себе: « Я должен победить!» Не далей себя и много работай БУДЬ УВЕРЕН В СВОИХ СИЛАХ Ты должен уметь выделиться из толпы и стать лучшим в чём - то УМЕЙ БЫТЬ НЕ ТАКИМ КАК ВСЕ Добивайся того, что наметил. Эмоции и настроение не должны тебе мешать УМЕЙ ВЛАДЕТЬ СОБОЙ Умей сконцентрировать свои силы на главном. Не останавливайся на достигнутом ПЕВРАТИ СВОЮ МЕЧТУ В РЕАЛЬНОСТЬ