Как подготовиться быть крестной мамой. Крещение ребенка - правила для крестного отца

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Крестины – это великое таинство, ответственный и важный шаг как в жизни ребёнка, так и его родителей. Этот означает принятие новорождённого церковью, а в её обличии и самим Господом. Эта процедура – одна из самых давних и имеет многовековую историю. Сама же традиция хоть и видоизменилась до сегодняшнего дня, всё же сохранила все самые основные правила и каноны.

Как проходят крестины мальчика, Вы сможете узнать из нашей статьи. Крещение готовит маленького человека к жизни через духовность и веру, и тому, кто это познает и поймёт, Всевышней дарует свою вечную благодать.

В христианской культуре существует целый ряд правил для крещения мальчика и девочки, а также прописаны обязанности крёстных, которые должны выполнятся неукоснительно.

Основные церковные законы при крещении мальчика:

за несколько дней до крестин очень желательно, чтобы крёстные прошли обряд очищения и исповедались;

  • все, кто принимает участие в обряде, должны приехать в храм заранее, быть умиротворёнными и спокойными;
  • родители ребёнка в церкви во время таинства не должны присутствовать в церкви;
  • мальчика в храм заносит крёстная, как только священник подаст ей знак;
  • ребёнок не должен быть одетым, можно закутать его в белую ткань;
  • крёстные родители чётко повторяют все молитвы за батюшкой, отрекаясь таким образом от всего греховного и принимая Божьи заповеди к исполнению;
  • мальчика поворачивают к западу, помазывают елеем и погружают в купель (приход Святого Духа);
  • далее надевают крестильный набор и кладут крестить на грудь (защита от греха);
  • далее совершается прохождение вокруг купели (христианский символ вечности);
  • в конце священник сам несёт мальчика на алтарь, где проходит завершение таинства;
  • после крестин все присутствующие отправляются в дом ребёнка для проведения праздника.

Если же обряд крещения проходят мальчики-близнецы, то крёстные родители у них обязательно должны быть разные, но крестить их можно в один и тот же день.

Также есть вопросы, которые необходимо знать родителям малыша, в частности матери. В основном церковь не разрешает её присутствие в храме во время обряда, но если желание достаточно сильное, но это возможно при выполнении следующих условий:

  • священник должен прочесть специальную молитву как до таинства, так и после него;
  • мать пройти ритуал исповеди (если в ближайшее время она этого не делала);
  • мать должна поститься несколько дней непосредственно перед крестинами.

В среднем весь обряд занимает от 30 минут до часа. Главное, чтобы всё прошло правильно, это очень важно и для мальчика, и для крёстных, и для его родителей, потому что с этого момента они – одна духовная семья, которую благословил Всевышний.

Набор для крещения мальчика

Такой набор – также очень важная составляющая таинства. Поэтому к его выбору взрослым нужно подойти со всей серьёзностью и ответственностью. В него входит:

  • самый главные элемент – крыжма (белая пелёнка, часто ажурная с вышитыми инициалами малыша или православным крестом);
  • крестильная рубашка (простая, либо же нарядная с отделкой);
  • белое одеяльце.

Чепчик и носочки для мальчика приобретать не обязательно. Сам же набор является реликвией, которая должна хранится в доме долгие годы, его нельзя использовать в быту. Но стоить помнить, что крыжма наделена целительными свойствами, поэтому если вдруг ребёнок заболеет, то это крестильное полотно может помочь ему в выздоровлении.

Также существует поверье: если родители хотят, чтобы следующий мальчик, рождённый в этой семье, был дружен со своим братом, то и его тоже крестят в этой крестильной рубашке.

Крестины мальчика, правила для крёстной мамы

Существует определённые свод правил для каждого из крёстных родителей, выполнять который нужно чётко, ведь от этого зависит вся дальнейшая жизнь малыша.

  • Правила для крёстной матери:
  • не должна быть беременной;
  • не иметь психических заболеваний;
  • провести исповедь перед обрядом;
  • не быть в браке с крёстным и не быть его близкой родственницей;
  • не быть монахиней;
  • быть совершеннолетней.

Что покупает крёстная на крестины мальчика:

  • ткань, в которую заворачивают малыша (крыжма);
  • крестильный набор (рубашка, одеяльце, можно чепчик);
  • шёлковый платок священнику.

Крестины мальчика, правила для крёстного

  • исповедаться перед таинством крещения;
  • не состоять в браке с крёстной матерью, не быть её ближайшим родственником;
  • не иметь проблем с законом и психических недугов;
  • не быть служителем церкви (монахом);
  • достигнуть совершеннолетия.

Что покупает крёстный на крестины мальчика:

  • приобретение крестика для ребёнка;
  • покупка подарка;
  • выполнение всех финансовых обязательств.

Обязанности крёстных при крещении мальчика

  • обязательно быть примером для наследования;
  • регулярно молится за своего крестника;
  • наставлять мальчика на путь истинный согласно Божьим заповедям;
  • всегда поддерживать с ним связь (даже если проживают далеко от него);
  • присутствовать при первом причастии малыша;
  • в случае болезни или смерти родителей взять всю ответственность за воспитание ребёнка на себя.

Но самое главное, чтобы крёстные понимали всю важность своего чина, а мальчик знал, что рядом с ним всегда есть люди, который помогут, подскажут, поддержат. Крёстные родители – это духовные воспитатели, и их роль в жизни крестника переоценить невозможно.

Обязанности крёстного при крещении мальчика

Ещё одной достаточно немаловажной обязанностью крёстного отца является покупка подарка для своего крестника. И к её выполнению нужно отнестись с особым пониманием. По традиции крёстный должен подарить на крестины серебряную ложечку.

Нужно сказать, что именно изделия из этого благородного металла являются наиболее частыми подарками к обряду крещения. Это символ достатка и полноты жизни. Прекрасным подарком может быть Библия. Её чтение поможет в формировании духовного мира мальчика.

Также нередко с гравировкой. Эта вещь для ребёнка становится очень личной и проходит с ним по жизненному пути, оберегая от всяческих невзгод.

Кроме этого, крёстный может подарить:

  • серебряные или золотые украшения;
  • именной фотоальбом;
  • одежду;
  • тематические религиозные и художественные книги;
  • различные игрушки.

Имена для крещения мальчика

Выбор имени для крестин – очень важный вопрос при подготовке к ним и достаточно большая проблема, так как здесь иногда встречаются разные мнения, согласовать которые не всегда приходится возможным. Но чаще всего родители обращаются к священнику.

Если имя мальчика православное, то его можно и не менять, но всё же многие стараются сделать это, так как таким образом хотят защитить малыша от всего плохого. Имя подбирают в основном по святцам, учитывая день (или период), в который родился ребёнок, при этом имя может быть как созвучное с мирским, так и совсем отличаться от него.

Что нужно для крещения мальчика

Крещения ребёнка – великая миссия человека на Земле. Что нужно для крещения ребёнка, мальчика – главное, нужно быть особенно внимательным и подготовленным. Крёстные должны читать как можно больше духовной литературы, дабы иметь возможность помочь своему крестнику в любой жизненной ситуации.

И что немаловажно, крёстный как мужчина должен развивать и формировать лучшие мужские качества, такие как: смелость, выдержку, самообладание, силу воли и духа. Ведь роль крёстных родителей не заканчивается сразу после обряда крещения, это долгий путь становления маленького человека, и здесь права на ошибку быть не может.

Поэтому, готовясь стань крёстными, нужно много раз взвесить все “за” и “против”, постараться понять самого себя, изучить религиозную литературу, быть образованным в сфере духовности, а главное – быть настоящим примером для ребёнка.

Жизнь готовит испытания каждому, но далеко не каждый может с ними справиться. И часто наступают такие моменты, когда помочь могут отнюдь не родители, близкие родственники или друзья, а именно крёстные, потому что их духовный уровень и знание жизни достаточно высоки.

Они словно “верные спутники”, которые идут с человеком по жизни, а когда нужно – приводят к Богу с помощью причащения, исповеди, молитвы. И именно благодаря им, уже с самого раннего детства ребёнок чувствует безграничную уверенность, заботу и благодать Всевышнего.

Господь всегда с Вами!

Смотрите еще и видео о таинстве крещения:

Готовиться к таинству должны как родители ребенка, так и будущие крестные, ведь именно им предстоит помочь новоиспеченному православному христианину найти дорогу к церкви и укрепиться в вере.

В каком возрасте лучше крестить ребенка?

Возможность получить Божью благодать через крещение человеку предоставляется с самого рождения. Считается, что чем раньше у младенца появится Ангел-Хранитель, тем лучше. Как правило, крещение новорожденного проводится на восьмой или сороковой день жизни.

Чаще всего, именно второй вариант предпочитают молодые родители, так как до 40-го дня после родов женщина пребывает в физиологической нечистоте и не допускается к участию в церковных таинствах. По истечению 40 дней над молодой мамой читается очистительная молитва, после чего ей снова разрешается посещать храм и присутствовать на крещении своего малыша.

Некоторые родители не спешат крестить ребенка, давая ему возможность подрасти и окрепнуть. Но затягивать не стоит, поскольку по мере взросления дети начинают пугаться новых людей и пребывания в незнакомой обстановке, поэтому могут вести себя беспокойно.

На какой день запланировать Крещение ребенка?

Крещение возможно в любой день года, периоды постов и православных праздников, но в некоторых случаях священник может рекомендовать перенести дату крестин:

  • если она совпадает с великими или двунадесятыми праздниками, когда в храме многолюдно и более длительные службы;
  • в периоды строгих Великого и Успенского постов таинство назначается на субботу и воскресенье.

Крещение в пост предполагает постное меню, что необходимо учесть при подготовке к празднованию.

Выбор крестных родителей

Сложилась такая традиция, что для ребенка выбирают пару крестных, хотя, согласно церковным канонам, восприемником может быть и один человек одного пола с крещаемым.

Для детей от рождения до 12 лет присутствие на крещении восприемника обязательно, так как ребенок в этом возрасте не способен осознать сути таинства. Крестные родители дают обеты за него перед Всевышним и этим самым берут на себя обязанности по его приобщению к православной вере.

Восприемника лучше выбирать из близких друзей или родственников, чтобы с годами связь с ним не терялась:

  • человек должен быть вхожим в семью, так как после крещения ему полагается принимать активное участие в жизни и воспитании крестника/крестницы;
  • восприемник должен быть воцерковленным, поскольку ему предстоит помогать родителям ребенка обучать его основам христианского вероисповедания или полностью взять на себя знакомство крестника с таинствами исповеди и причащения, объяснить ему смысл богослужения, научить молиться, соблюдать пост, придерживаться церковного устава;
  • хорошо, когда будущие крестные прочли Священное Писание, знакомы с правилами христианского благочестия, знают основные православные молитвы: «Отче наш», «Символ веры», «Богородице дево, радуйся».

Родителям необходимо внимательно отнестись к выбору крестных, а самим крестным пройти огласительные беседы и решить для себя, готовы ли они к возлагаемой ответственности. Отказаться быть восприемником - не грех. Хуже - не сдержать свое обещание перед Господом.

Кому нельзя быть крестным?

Правила крещения ребенка в православной церкви предусматривают, что восприемниками становятся совершеннолетние православные верующие. Крестными быть не могут:

  • родители собственного ребенка;
  • некрещеные люди, пока не примут веру и не пройдут обряд крещения;
  • несовершеннолетние дети, до конца не осознающие значимость богослужения;
  • муж и жена, а также пара, планирующая вступить в брак, поскольку между восприемниками возникает духовное родство, которое выше иных уз, даже брачных;

Можно ли крестить ребенка в критические дни?

Важно выбрать дату крестин, чтобы мама ребенка и крестная находились в физиологической чистоте, потому что в дни месячного очищения возбраняется касаться святынь и участвовать в церковных таинствах. Если же критические дни наступили неожиданно и дату крещения сместить невозможно, то крестная должна сказать об этом батюшке. Скорее всего, ей будет разрешено присутствовать на таинстве, но без возможности держать ребенка на руках и прикладываться к иконам.

Где провести таинство Крещения?

Место проведения родители ребенка выбирают на свое усмотрение. Небольшие храмы предпочтительнее тем, что их посещает меньшее количество людей и есть возможность выбора подходящей даты, а также легче организовать индивидуальное таинство.

Родителям заранее необходимо:

  • Узнать продолжительность обряда, чтобы назначить время празднования крестин, так как в церковь приглашаются не все гости. Обычно таинство длится от получаса до часа.
  • Ознакомиться с чинопоследованием крещения: будет ли полное погружение или обливание через голову. Второй вариант допускается только в крайнем случае, когда условия не позволяют провести погружение.
  • Поинтересоваться возможностью проведения фото- и видеосъемки. В каждом храме установлены свои правила на этот счет.

Что понадобится для обряда крещения?

По церковным правилам, для крещения ребенка необходимы:

  • Крестильная одежда - , (пеленка или полотенце), которые заранее приобретает крестная мама. Девочке также понадобится : чепчик, косынка, платок, палантин.
  • Нательный крестик на веревочке или цепочке. Его должен купить крестный отец. Необходимо выбрать именно православный освященный крестик. Неосвященный крестик освящается батюшкой сразу перед началом таинства.

Дополнительно для обряда понадобятся свечи и икона небесного покровителя в качестве подарка крестнику, а также нужно будет внести пожертвование за проведение таинства.

Остальные принадлежности, такие как носочки, пинетки, детскую православную литературу можно приобретать по необходимости и на свое усмотрение.

За день до крестин будущие крестные должны исповедаться и причаститься, чтобы духовно очиститься перед предстоящим событием.

Рекомендации по выбору церковного имени: традиции и правила

Обычно крестят уже названного ребенка. Если имя малыша православное, то батюшка определяет небесного покровителя среди угодников с таким же именем. Когда имени, которым назван ребенок, нет в православном календаре, то священник предлагает выбрать ему церковное имя:

  • созвучное с мирскими, например, Егор - Георгий, Полина - Аполлинария;
  • имя святого, которого чтят непосредственно в день рождения малыша;
  • имя почитаемого святого, чтобы в будущем ребенок мог молиться своему небесному покровителю, а также в свободном доступе найти информацию о жизни и благочестивых деяниях божьего угодника.

Молитва о наречении именем предшествует крещению. Далее именно православное имя используется при всех церковных таинствах, а также упоминается в молитвах о ребенке.

Как правильно одеться родителям и крестным на крещение ребенка?

В православии существуют определенные правила по поводу одежды для посещения церкви, в том числе и для обряда крещения ребенка. Маме и крестной следует выбирать скромный, опрятный наряд, придерживаясь следующих рекомендаций:

  • Обязательным является головной убор. Это может быть косынка, шаль, палантин сдержанной расцветки.
  • Платье или юбка должны иметь свободный крой, без глубоких разрезов и просвечивающих вставок, подол должен прикрывать колени.
  • Верх одежды стоит выбрать с закрытым воротником и плечами.
  • Обувь должна быть закрытой, на низком ходу. На высоком каблуке тяжело выстоять службу с ребенком на руках.
  • Не допускается вызывающий макияж и наличие помады на губах. Прикладываться к кресту и иконам накрашенными губами запрещено.

Мужчины также должны иметь чистый и опрятный вид. Не приветствуется посещение церкви в майке, шортах, спортивной обуви. Все присутствующие в здании храма должны иметь нательные кресты.

Особенности празднования детских крестин

Таинство крещения ребенка принято отмечать праздничной трапезой. Ранее такой обед проводился непосредственно в церкви. Сегодня это правило соблюдается редко, поскольку далеко не все храмы предоставляют данную услугу. Празднование крестин обычно проходит дома или в кафе, ресторане в спокойной обстановке, без затяжных застолий и бурного веселья. Разрешается отметить радостное событие одним сладким столом, ведь, в первую очередь, это детский праздник.

В день крещения ребенку принято желать здоровья, счастья, благополучия и преподносить подарки, желательно, с духовным содержанием. Например, можно подарить детскую Библию, молитвослов, икону, чашку-поильник, серебряную ложку, игрушку в виде ангелочка и т.п.

Родителям и крестным стоит запомнить дату крещения малыша и праздновать ее ежегодно, ведь именно этот день считается Днем Ангела ребенка. Хорошей подсказкой будет именная вышивка с датой на крестильной рубашке, пеленке или мешочке для хранения крестильной одежды.

Фото и видеосъемка таинства на память

Светлое таинство крещения уместно будет запечатлеть на фотографиях и записать на видео, чтобы в будущем показать подросшему малышу. При этом рекомендуем заранее предусмотреть важные моменты:

  • обсудить с батюшкой возможность съемки и использование фотовспышки в храме;
  • поскольку крещение ребенка невозможно будет повторить и переснять, то лучше пригласить профессионального фотографа (специалист способен подобрать правильные ракурсы, не мешая процессу церемонии и не упуская при этом главных моментов);
  • аппаратура также должна быть профессиональной, способной создавать яркие, живые кадры в условиях слабой освещенности;
  • для получения качественных фото стоит подобрать главным участникам таинства одежду в светлой пастельной гамме, гармонично сочетающуюся между собой.

Быть крестной матерью – большая честь, но и большая ответственность, ведь ей предстоит стать духовной наставницей своего крестника или крестницы. Если близкие люди оказали вам такую честь, значит, они выражают вам особое доверие и надеются, что вы будете выполнять эту роль достойно.

Однако учитывайте, что помимо выполнения обязанностей крестной матери при крещении, вам придется позже наставлять своего крестника в вопросах христианской веры, водить его к причастию, подавать ему пример поведения.

Что касается подготовки к крещению, то этот этап у крестной матери занимает несколько дней. Что делает крестная мама во время крещения? Что ей нужно знать об обряде проведения этого таинства? Мы ответим на эти и некоторые другие вопросы.

Согласно церковному уставу, крестной матерью не может быть мама ребенка, монахиня, женщина неверующая и некрещеная. В качестве крестной может выступать не только подруга матери, но и одна из родственниц, например, бабушка или тетя малыша. Однако приемная мать не может выполнять обязанности крестной ни во время, ни после крещения.

Как крестной матери подготовиться к обряду крещения

Подготовка к крещению для крестной матери начинается за несколько дней до этого обряда. Ей, как и крестному отцу, нужно соблюдать пост в течение трёх дней, а затем исповедоваться и причаститься.

Также обязательно нужно побеседовать со священником, который подробно расскажет, что нужно знать крестной матери об этом таинстве и что ей предстоит делать во время проведения обряда крещения.

Как правило, в обязанности крестной при подготовке к крещению включают знание наизусть некоторых молитв, которые нужно будет читать во время этой церемонии: «Символ веры», «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся», «Царю Небесный» и др.

Они выражают сущность веры, помогают очиститься от греха и обрести силу для преодоления преград на жизненном пути. Хотя в некоторых приходах знания этих молитв не требуется: во время обряда крестным нужно будет лишь повторять некоторые фразы за батюшкой.

Подготовка крестной матери к обряду крещения на этом не заканчивается. Ей нужно будет приобрести необходимые для этой церемонии вещи, знать, какие действия придется выполнять во время обряда. Впрочем, расскажем обо всем по порядку.

Что ещё нужно знать крестной матери о правилах проведения крещения ребенка? Одеваться на крестины нужно скромно. Нельзя приходить в храм в брюках, а юбка должна быть обязательно ниже колен. Голову женщин в православном храме обязательно покрывает платок.

Что должна делать крестная мама во время крещения? Обряд состоит из чина оглашения (чтения над ребенком особых молитв), отречения его от сатаны и соединения с Христом, а также исповедания православной веры. Соответствующие слова за младенца от его имени произносят крестные родители, отказываясь от нечистого духа и обещая хранить верность Господу.

Если крестят девочку, то держать ее на руках во время церемонии крещения должна крестная мать, если обряд проходит мальчик – то крестный отец. Хотя это может делать и тот из крестных родителей, который лучше знаком с малышом и рядом с которым ребенок чувствует себя более комфортно.

Однако в любом случае крестная мать должна быть хорошо знакома с ребенком, чтобы поддерживать эмоциональный контакт с малышом и уметь успокоить его, если он расплачется.

После этого, как ребенка крестят, трижды погружая в воду в купели и читая при этом молитвы, в крестная мать должна принять его на руки. Для этого понадобится крыжма – белое полотенце. Согласно приметам, капли с лица малыша нельзя вытирать, чтобы его жизнь была счастливой.

Затем на ребенка надевают крестик (если он приобретен не в церкви, его нужно будет заранее освятить) и крестильный наряд – рубашку до пят на мальчика и платье –на девочку. Также малышу понадобится чепчик или косынка.

Ещё во время подготовки к крещению крестная мать обязана выбирать для ребенка эти вещи. В старину женщины шили их сами, а в наши дни крестильный наряд и крыжму можно купить в магазине или церковной лавке.

Эти вещи после крестин не стирают и не используют по прямому назначению. Их рекомендуется хранить в течение всей жизни человека, так как они служат оберегами, помогая ему избежать различных бед и болезней.

Что еще нужно сделать крестной при крещении ребенка? После посвящения в купели крестные родители и священник трижды обходят с младенцем вокруг нее в знак духовной радости от соединения нового члена Христовой церкви со Спасителем для жизни вечной.

После обряда миропомазания, когда части тела ребенка смазывают миром и читают молитвы, священник отмывает миро с помощью специальной губки, смоченной святой водой.

Затем батюшка слегка подстригает ребенку с четырех сторон волосы, которые складываются на восковую лепешку и опускаются в купель, что символизирует покорность Богу и жертву в благодарность за начало духовной жизни.

(Крестной матери понадобится небольшой пакетик, куда она сложит остриженную прядь волос малыша, которую потом также можно хранить вместе с полотенцем и рубашкой.)

После этого священник читает молитвы за ребенка и его крестных родителей, за чем следует воцерковление. Батюшка проносит младенца по храму. Если это мальчик, то его вносят в алтарь. В конце обряда ребенка прикладывают к одной из икон Спасителя и к иконе Богоматери, а после отдают родителям.

Кроме необходимых для проведения церемонии вещей, крестная мать может подарить малышу образок с изображением его святого-покровителя, «мерную икону», детскую Библию, молитвослов или предметы, не имеющие церковной направленности (одежду, обувь, игрушки и т. п.), а также оказать помощь его родителям в организации праздничного застолья по случаю крестин.

Мы уже рассказали, что предстоит знать и сделать крестной маме во время обряда крещения ребенка. Но на этом ваша миссия не заканчивается. Как уже говорилось, вам нужно будет принимать участие в жизни крестника и в последующее время.

Вы будете посещать церковь с ребенком, если его родители не имеют такой возможности по причине болезни или отсутствия. Вам нужно будет способствовать духовному росту крестника, давать ему советы в сложных жизненных ситуациях. Одним словом, заботиться о нем наряду с его родителями, ведь теперь вы несете ответственность за нового члена христианской церкви перед Богом.

Огласительные беседы для подготовки к Таинству Крещения для крестных и взрослых людей.

Крещение – это Таинство от Бога, которое сообщает душе верующего невидимую благодать Духа Святого для рождения её в жизнь вечную. В Крещении мы очищаемся от греха и даем обет Богу жить единой жизнью с Церковью и по воле Божией. Что это значит, не знают многие люди, желающие принять Крещение. Поэтому сначала необходимо научение вере, затем – принятие Таинства. Брошюра просто и доходчиво раскрывает основные положения православной веры, рассказывает о Церкви и ее Таинствах, помогает читателю понять, в Кого мы веруем, подробно объясняет, как проходит чин Крещения. Кроме того, автор обращается и к родителям, которые решили крестить своих младенцев. Как подготовиться ко Крещению, чтобы принятое Таинство не послужило человеку в суд и осуждение, – основная задача предлагаемой книги.

Зачем нужна подготовка?

Крещение младенцев совершается, во-первых, по вере Церкви, по уверенности, что для них возможно и важно вхождение в благодатную церковную жизнь. Во-вторых, младенцев крестят по вере тех, кто приносит их в храм, кто не просто берет на себя ответственность за ребенка, но служит гарантом его христианского воспитания. Так было всегда. В чине Крещения восприемники (крестные) произносят за ребенка , свидетельствуя тем самым как о готовности воспитывать ребенка по-христиански, так и о собственном христианском мировоззрении. Они также отрекаются от сатаны, утверждая этим свое намерение принимать участие в христианском воспитании маленького человека.

Все это очень важно осознавать хотя бы в самых общих чертах. Крещение - сознательный выбор жизни со Христом, жизни по-христиански - в противовес безрелигиозному образу жизни. А если ребенок пока сам это выбор сделать не может, то это могут и должны сделать взрослые. Никого не обманывая. Самих себя в первую очередь. Суррогатное материнство - репродуктивная технология, которую Церковь считает нравственно недопустимой. Это должны осознавать люди, когда приносят ребенка в храм для того, чтобы он начал свою жизнь в Церкви. Осознание должно повлечь за собой понимание церковной позиции и покаяние. А как же иначе?

Сейчас все чаще во многих храмах перед совершением таинства Крещения проводятся приготовительные беседы, которые являются обязательными, и без них Крещение не совершается. Для многих людей такое нововведение кажется непонятным. Ведь раньше все было проще – пришел в храм, и тебя крестили. Действительно, почему нельзя крестить человека без подготовки, ведь, если он пришел, значит, хочет креститься, и зачем препятствовать этому?

Как это ни странно звучит, практика «пришел и крестился» – это плод гонений на Церковь со стороны советских властей. Действительно, если человек приходил в храм креститься в советское время, несмотря на безбожную агитацию, царящую вокруг, то он совершал маленький подвиг, и уже за одно это был достоин Крещения. Но до времен гонения подобной практики не существовало.

Конечно, большинство людей в дореволюционное время крестилось в младенчестве, никак не готовясь ко Крещению. Ребенку объяснять что-либо еще рано, а родители уже давно все крещены и знают все необходимое для верующего человека. Но если святое Крещение желает принять человек взрослый, например, мусульманин, иудей или язычник, то по церковным правилам священник не имеет права крестить его сразу же. Только после 40-дневной подготовки, во время которой священник обязан был научить готовящегося основам христианской веры, можно было приступить ко Крещению.

Во многих храмах в Москве и в других городах уже давно введена подготовка ко Крещению. В некоторых храмах человек должен посетить несколько бесед, после чего сдает экзамен, в других храмах бывает одна беседа и экзамен. В одном из подмосковных храмов каждому хотящему креститься устраивается экзамен по Новому Завету.

Времена, когда было трудно найти Библию, Новый Завет, Закон Божий, давно уже прошли, и теперь практически никто не может оправдать свою неподготовленность внешними трудностями. Если сейчас человек приходит в храм для принятия Крещения и ничего не знает, это говорит о том, что для него Крещение – это что-то незначительное, для чего вовсе не надо прилагать никаких усилий и как-то серьезно относиться к этому событию. О необходимости введения повсеместно подготовки перед Крещением ясно говорилось и в деяниях Юбилейного Архиерейского Собора, прошедшего в 2000 году.

Таким образом, необходимость подготовки ко Крещению и недопустимость Крещения без нее – это не нововведение, а возрождение обычного положения дел в Церкви.

Что необходимо знать о Боге перед Крещением?

Прежде чем что-нибудь рассказать о Боге, необходимо узнать, что пришедший в храм человек, пожелавший принять Крещение, знаете о Нем. Тогда будет легче разговаривать.

Вопрос к пришедшим на беседу: В какого Бога веруют православные христиане?

Обычный ответ: Во Христа.

Вопрос: Ответ почти правильный, но я хотел услышать нечто другое, поэтому задам наводящий вопрос. Что Вы слышали о Святой Троице?

Обычные ответы:

– Это такая икона.

– Это такой праздник.

– Это Христос, Богородица и Никола. (К сожалению, довольно частый ответ).

– Это Отец, Сын и Святой Дух. (Этот правильный ответ произносит, к сожалению, лишь один из двадцати-тридцати человек).

Возникает странная ситуация. Само Крещение совершается во имя Святой Троицы, а человек не знает, что есть Святая Троица. Священник, погружая человека в воду произносит: «Крещается раб Божий (такой-то) во имя Отца (погружает человека в воду). Аминь. И Сына (погружает второй раз). Аминь. И Святаго Духа (погружает третий раз). Аминь». В Таинстве Крещения произнесение имен Лиц Святой Троицы является одним из самых важных моментов. Священник торжественно объявляет для всех, какому Богу человек посвящает свою жизнь. Троекратное погружение в воду символизирует нашу смерть для греха. Троекратный выход из воды символизирует наше рождение в новую жизнь, подобное тридневному Воскресению Христову. И вдруг мы видим, что человек, идя на Крещение, сам-то, оказывается, не знает, какому Богу он хочет посвятить свою жизнь.

Итак, первое, без чего нельзя приступать ко Крещению, – это без веры во Святую Троицу. Православные христиане верят в Бога Отца, Бога Сына, Бога Святого Духа.

Что мы еще знаем о Боге? Прежде всего, мы, наверное, все знаем, что Бог – Творец всего мира. Только Он существует по-настоящему, в самом глубоком смысле этого слова. Все же остальное сотворено Богом из ничего, и бытие тварного мира находится в руках Божиих. Некоторые религии говорят, что материя совечна Богу, что Бог не творил саму материю, а только «лепил» из материи все остальное. Подобное учение неприемлемо для христианина.

Бог есть чистейший Дух, Он находится вне времени и пространства, ибо Он Сам сотворил время и пространство. Ангелы тоже являются бесплотными духами по сравнению с природой видимого мира (вещества, растений, животных, человека), но по отношению к Богу они являются служебными и тварными духами.

В догматическом богословии перечисляются еще и другие свойства Божии. Бог беспределен, всесовершен, вседоволен (то есть ни в чем не имеет нужды), вездесущ (то есть присутствует везде), всеведущ (то есть знает все, в том числе и будущее), всемогущ, всеблаг (то есть является Сам источником всего благого).

По поводу последнего свойства Божия часто возникает вопрос: «Если Бог – благ, то откуда зло в мире? Почему Бог не прекратит войны?» Источником зла в мире является злая воля падших ангелов и людей. Бог сотворил ангелов и человека со свободной волей. Если родителям предложить выбор: кого вы хотите: всегда послушного робота, который вам будет помогать до вашей смерти, или живого ребенка, который может вырасти и стать непослушным сыном? – все родители, наверное, выберут живого человека, поскольку только человек обладает способностью любить и быть счастливым. И Бог творит существ, способных к любви и счастью, но для этого они должны быть свободными. Этой свободой ангелы и люди воспользовались и пользуются по-разному. Вот отсюда и зло на земле.

И что удивительно, Сам Бог не может отнять свободу у человека. Бог, например, не может заставить человека полюбить Себя. Бог не может заставить человека стать добрым. Чтобы заставить, надо прежде отнять свободу, а без свободы человек перестает быть человеком.

Само творение человека Богом – это удивительное событие. До творения человека и ангелов в мире присутствовала только одна Божественная воля. Все подчинялось Богу. Появляются свободные существа, и в мире возникает еще множество разных воль. Сейчас более 6 миллиардов людей своей волей влияют на мир. Бог творит человека, зная, что человек, будучи свободным, может и воспротивиться своему Творцу, и при этом Бог не сможет заставить человека исправиться.

Тут можно задать вопрос: «Как это Бог не может заставить человека что-то сделать? Взял и заставил. Шел человек с пистолетом на убийство, нажимает курок, но Бог вмешивается – осечка, еще раз жмет на курок – опять осечка. Бог может Своей волей пресечь действие человеческой воли. Но посмотрите внимательно. Бог может пресечь действие, но не может заставить человека изменить свои желания, свою волю. Человек замышляет убийство, берет пистолет, жмет курок – осечка, тогда он берет нож, замахивается – но нож ломается, человек бросается на жертву – но вдруг поражается неожиданной болезнью и падает в изнеможении. Но даже когда он лежит, он может не переставать хотеть смерти другому человеку. Бог не может заставить злодея полюбить свою жертву! Вот откуда на земле войны».

Но теперь давайте вернемся к учению о Святой Троице.

Вопрос: Итак, получается, что православные христиане верят в трех Богов – Бога Отца, Бога Сына, Бога Святого Духа? Правильно?

Обычные ответы:

– Да. (Половина собеседников).

– Нет, в одного. (Другая половина).

Вопрос: В Кого одного? Бога Отца? Или Бога Сына? Или Бога Святого Духа?

Обычные ответы:

– В Бога Отца.

– В Святого Духа.

– Они все едины.

Действительно, православное учение о Святой Троице говорит, что мы веруем в одного Бога, единого в Трех Лицах. По выражению одного церковного писателя, мы веруем в единого, но не одинокого Бога. Мы верим, что Бог, оставаясь единым, в то же время является Троичным. В едином Боге три Лица – Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. «Лицо» по-славянски означает «личность», по-гречески – «ипостась». Это не три Бога, а Единый Бог. Как это может быть – Единый и в тоже время Троичный? Ответ может быть самый простой: человек не может понять этой тайны до конца, поскольку человеку вообще невозможно познать Бога до конца. Бог – Творец, мы – Его творение. Между нами огромная пропасть. Но мы знаем, что Бог Сам о Себе открывает некоторые тайны. Бог Сам открыл нам, что Он Един, и в тоже время в Нем есть Три Лица.

Догмат о Святой Троице говорит о том, что Бог есть Троица Единосущная и Нераздельная.

Святые отцы часто приводили следующий образ, объясняя единство Святой Троицы. Представим себе Солнце. Мы знаем, что есть само Солнце, мы видим и свет, рождаемый им, мы чувствуем и тепло, исходящее от него. Само Солнце (как звезда), свет и тепло – это разные явления, но они существуют нераздельно. Хотя в свете современной физики этот образ не безупречен, ибо свет (фотоны) и тепло (энергия) не так неразрывно существуют по отношению к своему источнику. Например, звезда потухла, а свет от нее еще летит. Но для своего времени это был очень точный образ нераздельности Трех Лиц в Едином Боге.

Но если нераздельность Святой Троицы еще как-то можно попытаться объяснить с помощью некоего образа, то единосущие Святой Троицы объяснить с помощью человеческих понятий и образов, наверное, невозможно. Ведь в природе ничего подобного не существует. Представить себе человека с тремя личностями внутри, которые могут между собой общаться, принимать совместное решение, любить друг друга, и при этом чтобы он действовал, как единый человек, – невозможно.

Единосущность Святой Троицы означает, что если Бог Отец творит мир, то и Бог Сын творит мир, и Бог Святой Дух творит мир. Все действия Божии исходят от Единого Бога. Если Бог Сын хочет спасения человеческого рода, значит, и Бог Отец желает этого, и Бог Святой Дух хочет этого.

Теперь вернемся к первому ответу на вопрос о том, в какого Бога веруют христиане. Первый ответ был – во Христа.

Вопрос: А кем же был Христос?

Чтобы легче было ответить, можно предложить следующие вопросы в виде некоторой анкеты:

– Был ли Христос Богом?

– Был ли Христос человеком?

– Был ли Христос ангелом?

– Был ли Христос пророком?

– Был ли Христос кем-то еще?

На каждый вопрос, как в анкете, можно ответить: «да», «нет», «не знаю».

Спросим несколько человек.

Некоторые наиболее частые ответы:

– Он был человеком, но не Богом и не ангелом. Может быть, еще и пророком.

– Он был человеком, а потом стал ангелом.

– Он был человеком, потом Его распяли, Он воскрес и стал Богом.

– Он был Богом и Человеком. (К сожалению, очень редкий ответ, но если он звучит, задается следующий вопрос).

Вопрос: А теперь поясните. Когда Младенец Христос родился, Он уже был Богом?

Обычный ответ: Нет, Он стал Богом после Воскресения (или Крещения).

Заключение священника: К сожалению, вы еще не вполне знакомы с православным учением о Христе, которое очень важно. Ибо христианином может называться только тот человек, кто следует учению Христа, а православным только тот, кто «правильно славит» Его, то есть правильно исповедует Его. В этом смысл фразы «православный христианин».

Когда православный человек говорит о Христе, он говорит о Втором Лице Святой Троицы – о Боге Сыне. До Своего воплощения на земле Бог Сын был только Богом, но более 2000 лет назад Второе Лицо Святой Троицы принимает на Себя еще и человеческую природу.

Как это произошло? В утробе Божией Матери силою Святого Духа зачинается новая жизнь. Богу это было легко сделать: мы помним, что первого человека Бог сотворил и вовсе из праха земного. Когда в утробе любой обычной женщины зачинается новая жизнь, то в мире появляется новая личность. Как только две клеточки (мужская и женская) сливаются, появляется маленькое человеческое тельце, состоящее пока только из одной клеточки. Но без живой души эта клеточка еще не будет человеком. И в тот же миг этому микроскопическому тельцу дается душа, и это уже человечек с душою и телом. Повторю: в момент зачатия в мире появляется новая личность, или, вспомним, по-славянски – новое лицо, а по-гречески – новая ипостась. Когда в утробе Божией Матери зачиналась новая жизнь, то новая личность (лицо, ипостась) не возникала, ибо с новой человеческой жизнью соединилось Второе Лицо (Ипостась) Святой Троицы – Бог Сын.

Поэтому запомним, что Христос – это не Человек, ставший Богом (после Крещения или Воскресения), а Бог, который стал Человеком. До Своего воплощения на земле Бог Сын был только Богом. А с момента зачатия в утробе Божией Матери Он стал еще и Человеком. Христос был Богом всегда, ибо не было момента, когда бы Бог Сын не был Богом, поскольку Он Сам творил время вместе с Богом Отцом. И в утробе Своей Матери, и в яслях после Своего Рождества Он уже был Богом.

Итак, Православная Церковь учит о Христе как истинном Боге и истинном Человеке. Запомним это положение православной веры, ибо в этих словах – ее стержень: Христос есть истинный Бог и истинный Человек. А теперь обращаю ваше внимание на то, что именно эта истина, после учения о единстве Святой Троицы, более всего встречала непонимания и вызывала уклонения в ереси. Действительно, человеческому разуму очень трудно уяснить, как можно быть Богом и Человеком одновременно. Лучше сказать даже так: объяснить учение о Богочеловечестве Христа умом невозможно, в это можно только верить сердцем.

Что же здесь сложного? Попробуем объяснить. Бог – это Творец мира. Человек – это Его творение. Быть Творцом и творением – невозможно. Мы можем себе представить, что некий скульптор вылепил прекрасную скульптуру. У нее есть все – руки, ноги, голова, уши, глаза, но это бездушный камень. Быть скульптором и статуей одновременно невозможно. Бог отличается от человека гораздо больше, чем художник от своей картины, больше, чем гончар отличен от горшка, который он вылепил. И Бог, будучи Творцом, становится Своим творением. Например, стать для скульптора бездушным камнем и ограничить себя во всем – это страшное наказание и унижение. Именно такое самоуничижение, умаление Бог претерпевает ради человека. Всемогущий, вездесущий, всеведущий Бог, чтобы стать Человеком, казалось бы, должен лишиться всех Своих свойств. Но хотя это и непонятно логике, сердцем мы веруем, что Христос был и Богом, и Человеком. В том-то и всемогущество Бога, что и это Ему возможно.

А для чего Богу нужно было становиться Человеком, неужели нельзя было спасти человека как-то еще? Оказывается, нельзя. По выражению одного из святых отцов, Бог становится Человеком, чтобы человек стал богом. Человек упал в огромную пропасть, насильно из этой пропасти Бог не может вывести человека. И вот Бог Сам становится Человеком, сходит в эту бездну, чтобы поднять оттуда человека к Себе.

Чтобы понять, какое уничижение добровольно претерпевает Бог, становясь Человеком, вспомним Евангелие.

Вопрос: Что сделал царь Ирод, когда узнал о рождении Младенца Христа?

– Не знаю (большинство).

– Приказал убить всех младенцев в Вифлееме (редко).

Вопрос: Как спасся Христос?

– Его положили в корзину и пустили по реке.

– Он с Матерью спрятался в пещере.

Пока правильных ответов нет. Во-первых, в корзину положили будущего пророка Моисея, а не Христа. А в пещере Христос не прятался, а родился. Младенец Христос спасся следующим образом. Ангел явился во сне праведному Иосифу, обручнику Божией Матери, сказав, чтобы он, взяв Деву Марию и Младенца, отправился в соседнюю страну – Египет, где царь Ирод не мог их найти.

Но посмотрим на эту историю глазами православного человека. Ведь Младенец-Христос – это Всемогущий Бог, и Он мог в мгновение ока уничтожить то войско, которое было послано убить Его. В Ветхом Завете нечто подобное происходило. Царь Ахав ищет убить пророка Илию и посылает войско в горы, где скрывается пророк. Пророк Илия молится о спасении, с неба сходит огонь – и войска нет. Царь посылает второе войско, все повторяется. И так три раза. Уж если Бог спасает Своего пророка, то тем более Он может спасти Себя. Но Всемогущий Бог, как беспомощный Младенец, на руках Пресвятой Богородицы бежит от Своих преследователей. И Он был действительно беспомощен по человеческой природе.

Будучи Богом, Христос ни в чем не имел и не имеет нужды, ибо Он вместе с Богом Отцом сотворил небо и землю, моря и океаны, растения и животных. А став добровольно Человеком, Христос хотел есть и пить, чувствовал голод и холод.

Как Бог Христос бессмертен. Какая может быть смерть для Бога, Который Сам сотворил жизнь? Но став Человеком, Христос претерпевает истинную смерть. Как обычно умирает человек? Душа разлучается с телом, и тело бездыханное погребается во гробе. Теперь это тело мертво – просто набор молекул, химических соединений, и ничего больше, никакой жизни. Христос умирает так же. Душа Христова покидает Его тело, и оно, бездыханное, погребается во гробе. Конечно, смерть не может быть сильнее Бога, и мы знаем, что Христос воскресает.

Поэтому, когда Церковь говорит, что Христос был истинным Богом и истинным Человеком, она говорит о том, что Бог ради спасения человека нисходит в такую пропасть, куда, логически рассуждая, невозможно спуститься Богу, оставаясь Богом.

Опираясь на строгую логику, невозможно представить себе, что Бог может стать человеком. Ведь есть свойства совместимые (например, можно быть горячим и красным), а есть свойства несовместимые (например, нельзя же быть одновременно горячим и холодным или красным и зеленым). Быть Богом и быть человеком – это логически несовместимо. Но у нас есть не только ум и логика, но есть еще и сердце, способное верить и вместить невместимое. Поэтому православные христиане верят в то, что Христос был истинным Богом и истинным Человеком.

Таинство Крещения

До этого мы говорили о Боге, а теперь давайте коснемся того Таинства, ради которого вы и пришли в храм.

Вопрос: Как Вы думаете, что происходит с человеком в Таинстве Крещения? Для чего Вы хотите креститься сами или крестить Ваших деток? Чего не хватает Вам?

Варианты ответа: Чтобы Господь дал веру.

Возражение: Нет, вера требовалась еще задолго до Крещения, и без веры Крещение было невозможно.

Вариант ответа: Чтобы был Ангел-Хранитель.

Возражение: Да, но что пользы в Ангеле-Хранителе, который не может подойти к человеку из-за того, что человек весь окружен бесовским силами?

Вариант ответа: Чтобы можно было молиться.

Возражение: Но молиться можно и некрещеному. До сих пор в службе мы слышим слова: «Оглашении, изыдите». Это значит, что некрещеные ходили в храм на службы и молились. Для того чтобы молиться, вовсе не обязательно быть крещеным. Становись и молись.

Вариант ответа: Господь больше слышит и заботится о крещеных.

Возражение: Тут я категорически не соглашусь. На самом деле, Бог любит и слышит всех, но заботится больше о некрещеных! Господь Сам рассказал такую притчу. У пастуха было сто овец, одна из них заблудилась в горах. Что делает пастух? Он бросает стадо и ищет ту самую сотую. Так же и Господь. Вот Он смотрит: в храме стоит 99 православных христиан. «Пусть стоят, они и так Мои. А вот в канаве пьяный валяется весь в грязи. Как бы его отвратить от пути погибели?» Так что Господь имеет попечение более о неверующих, просто о них заботиться трудно, поскольку они сами отбиваются от этой заботы.

Вариант ответа: Чтобы заново родиться.

– Да, действительно, Крещение часто называется вторым рождением, рождением в жизнь вечную. Церковь говорит о том, что мы находимся в таком духовном состоянии, что нас уже невозможно как-нибудь постепенно исправить, или исцелить, нам необходимо именно заново родиться. Приведу следующий образ. Представим, что мы разбили стеклянную вазу. Как мы можем вернуть ее в прежнее состояние? Может быть, склеить? Но даже если взять самый лучший клей, очень тонкий, очень прозрачный, все равно ваза от этого не станет целой. Вернуть прежнее состояние можно, только расплавив все осколки и заново изготовив вазу.

Крещение – очень многогранное Таинство. К тем граням, которые отметили вы, хотелось бы добавить еще одну важную, на мой взгляд, сторону.

В момент Крещения человек становится членом Церкви! Звучит очень просто, но за этим стоит очень глубокий смысл. Что такое Церковь? Это не просто собрание верующих людей. Мол, скучно верить одному, а вместе веселее. Собралось два человека: «Веришь в Бога?» – «Верю». – «И я верю, давай верить вместе». – «Давай». – «Ну вот, мы уже Церковь!» Нет, это еще не Церковь. Пока это клуб по православным интересам.

Церковь – это нечто совсем иное. Ее можно уподобить живому организму. Смотрим на человеческий организм. Он состоит из отдельных клеточек, но каждая клетка живет не сама по себе. В природе есть, конечно, клетки, которые умеют жить сами по себе, например, амебы, которые сжимаются, разжимаются, куда-то ползают, чем-то питаются. Но клетки в организме живут совсем другой жизнью. Каждая клетка выполняет свою задачу, и организм дает клеточке все необходимое для жизни. До каждой клеточки доходят через кровеносные сосуды питательные вещества, доходят нервы, которые управляют всем телом, душа пронизывает все тело.

Так же и Церковь. Каждый христианин – это живая клеточка живого организма. До каждого христианина доходит кровеносный сосудик, который духовно питает его. Что это за кровеносный сосудик, объясним чуть позже. Святой Дух пронизывает всю Церковь и управляет ею.

В этом смысле Крещение можно уподобить операции по пересадке, например, почки. Берут донорскую почку и пересаживают ее больному. В чем смысл операции? В том, чтобы почка заработала, прижилась, жила единой жизнью с новым организмом. А почка может еще и не прижиться! Что должен сказать врач, если после операции он увидит, что почка не прижилась? «Простите, но операция прошла впустую. Можно считать, что от пересадки вы не получите никакой пользы!» Если же врач будет убеждать вас: «Операция прошла успешно, только вот сама почка так и не работает, но не расстраивайтесь, ведь почка пришита там намертво, и можно с уверенностью говорить, вы теперь живете с почкой», – то этот врач будет лгать.

А что должен сказать священник, если он видит после Крещения, что человек дома не молится, в храм не ходит, не исповедуется, не причащается в течение месяца, полугода, наконец, года? Честный священник должен сказать: «Простите, но Крещение хотя и совершилось, но, к сожалению, пока не действенно в Вас, и пока Вы не получите никакой пользы». Действительно, почка пересаживается, чтобы жить единой жизнью с организмом, а Крещение совершается для того, чтобы человек жил единой жизнью с Церковью. Нет церковной жизни – значит, что-то не так.

«Как же так? Вот у меня свидетельство о Крещении: печать, подпись. Я, что же, по-вашему, не крещен?!» С одной стороны, человек крещен, а с другой, – нет. Крещение можно сравнить с тем, как в землю бросаются семена. В душу бросается семя новой жизни. Семя брошено, да человек не трудится, чтобы возделывать его, и оно лежит в душе, не давая ростков. Есть результат того, что брошено семя? И да, и нет.

Еще Крещение можно сравнить с приготовлением теста: бросается закваска в муку, и тесто постепенно подходит. А если бросить закваску в какой-нибудь капсуле? Вроде и есть закваска в тесте, да ничего с тестом не происходит.

Возьмем, к примеру, двух деток. Один не крещен, а другой крещен, но в храм не ходит. Так вот, «автоматически», только за то, что второй ребенок крещеный, он никакой дополнительной благодати не получает. Господь его любит, но так же, как и первого. Ибо Господь любит всех людей – и крещеных, и не крещеных.

Возьмите палец, туго перетяните его ниткой. Пройдет тридцать-сорок минут, и начнется отмирание тканей. Клетка живет только тем, что соединена воедино с организмом. Прервите эту связь, и клетки будут умирать. Если прерывается общение с Церковью, то духовная жизнь, данная в Крещении, будет угасать.

Можно привести другой образ. Мы идем к Богу. Подходим к двери, за которой начинается дорога к Богу. Человек открывает дверь и стоит на месте. Стал он ближе к Богу? Нет. Дверь открывалась для того, чтобы пойти по открывающейся взору дороге. Крещение совершается для того, чтобы идти путем церковной жизни. Нечего бить себя в грудь, что ты крещен, если сделал к Богу только один шаг. Как был ты далек от Бога, так и остался.

Но что-то все же происходит в Крещении? Или крещеный, но нецерковный человек действительно вновь становится некрещеным, и тогда можно заново принимать Крещение? Конечно, нет, второй раз Крещение совершать недопустимо! С человеком все же происходит важное событие, в нем происходит перемена. Семя новой жизни, брошенное в душу во время Крещения, пребывает в человеке, и поэтому это Таинство никогда не повторяется.

У одного из святых отцов, блаженного Диадоха, есть следующий образ. Если человеческую душу уподобить дому, то до Крещения в человеке, в самой глубине его сердца, обитал грех и делал человека оскверненным и тленным. В момент Крещения грех изгоняется из самых глубин человека, а в сердце его вселяется благодать. Но пройдет еще немало времени, прежде чем благодать полностью преобразит человека. И тут многое зависит от самого человека. Если хозяин дома будет нерадиво относиться к своему жилищу, то грех сквозь открытые двери и окна будет легко входить в него и после Крещения. Если же человек будет стоять на страже своей души и надежно защищать и ограждать ее молитвой, постом, исповедью, Причащением, то человек будет постепенно преображаться.

Поэтому, будем разделять такие понятия как «действительность» и «действенность». В действительности Крещения можно не сомневаться, но вот действенность Таинства зависит от самого человека. К сожалению, почти единственное преимущество крещеного человека, не живущего церковной жизнью, заключается в том, что возвращаться в лоно Церкви, восстанавливать духовную жизнь он будет уже не через Таинство Крещения (оно никогда не повторяется), а через Таинство Исповеди, которое часто называется «вторым Крещением».

Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе - Добринский храм