Подготовка младших школьников на научно - практическую конференцию. Школьная научно-практическая конференция младших школьников «Я познаю мир Научная конференция для младших школьников

11 марта 2015 года в рамках работы кафедры начальных классов состоялась научно-практическая конференция исследовательского общества учащихся начальной школы гимназии №1. Участники представили разнообразные темы исследований, продемонстрировали свои исследовательские и ораторские способности, умения оперировать метапредметными знаниями в научной деятельности. Защита проектов и индивидуальных исследований проходила в форме презентаций на заседании 2-х секций: естественно – математическая и гуманитарная. Зрители с удовольствием и восхищением слушали защиту проектов, а после выступлений выражали свое восхищение бурными аплодисментами. Все проекты юных исследователей достойны внимания и уважения.

Были отмечены «За успешный дебют» :

  • Коваленко Никита, 2б класс, «Эта удивительная вода» (научный руководитель Рыжова Е.М.);
  • Чернова Екатерина, 2а класс, «Образ Бабы яги в прошлом и настоящем» (научный руководитель Ячина А.Б.)

Остальные ребята распределились по номинациям:

  • «За научность»
    • Панков Станислав, 2б класс, «Корни – борьба за существование» (научный руководитель Рыжова Е.М.);
    • Лазарев Егор, 3а класс, «Необычное в обычном: удивительные свойства воды» (научный руководитель Косинец Е.Н.),
    • Бабушкина Елизавета и Гусев Владислав, 3а класс, «К вопросу о дружбе» (научный руководитель Косинец Е.Н.)
  • «За самое зрелищное представление проекта»
    • Базунова Ольга и Базунова Анна, 2б класс, «Один человек в двух экземплярах» (научный руководитель Рыжова Е.М.);
    • Федюнина Таисия, 2б класс, «Простой бумаги свежий лист» (научный руководитель Рыжова Е.М.);
    • Татарченко Матвей, 2б класс, «Воздушный шарик» (научный руководитель Рыжова Е.М.)
  • «За самую убедительную защиту проекта»
    • Овчинников Карина, 2а класс, «Учение с увлечением или как превратить заучивание таблицы умножения в увлекательное занятие» (научный руководитель Ячина А.Б.);
    • Мольков Илья и Поляков Никита, 3а класс, «Спасибо деду за Победу!» (научный руководитель Косинец Е.Н.);
    • Мустафаев Руслан, 4б класс, «Такой обычный и удивительный напиток – чай» (научный руководитель Корнева О.В.)

Администрация гимназии благодарит научных руководителей Рыжову Е.М., Ячину А.Б., Корневу О.В., Косинец Е.Н., родителей учащихся за высокий уровень подготовки к конференции, а также организаторов и членов жюри: Ж.А.Насонову, О.Н.Алексееву, А.В.Сорокину.

Научно-практическая конференция младших школьников - 2015

Статья на тему «Как подготовить младших школьников к научно – практической конференции»

Описание работы.
В предложенной статье описан алгоритм работы с учащимися начальной школы при выполнении исследовательской работы, которую можно представить на научно - практическую конференцию, выделены особенности работы научного руководителя с младшими школьниками.

Подготовка младшим школьником работы на научно – практическую конференцию – процесс энергоёмкий и затратный не столько со стороны самого учащегося, сколько со стороны педагога. Роль учителя при подготовке младшего школьника к научно – практической конференции не только в организации работы над исследованием, но и в помощи в овладении основными навыками поисковой, аналитической, зачастую и оформительской деятельность.
Несмотря на разные направления и области исследования, научные работы в целом имеют общую структуру и выполняются обычно по следующим этапам:
1. Определение проблемы и формулировка темы.

2. Постановка цели и выдвижение гипотезы.
3. Поиск необходимого материала и его анализ.
4. Подготовка теоретической части работы.
5. Проведение практической части работы.
6. Оформление работы. Рефлексия
7. Презентация, участие в обсуждении.
Дети, которые уже в начальной школе подготовили исследовательскую работу и приняли участие в научно – практической конференции, к старшим классам умеют высказываться по заданной теме, отстаивать свою позицию, отвечать на вопросы, делать выводы, анализировать материал, сравнивать разные точки, работать с информацией. Можно сказать, что подготовка исследовательской работы в начальной школе – это один из действенных способов овладения универсальными учебными действиями – коммуникативными (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество); регулятивными (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция); личностными (самоопределение, смыслообразование, нравственно – этическая ориентация), познавательными универсальными учебными действиями (в плане обработки информации).
В чём же разница между подготовкой учащегося начальных классов от подготовки старшего школьника к научно – практической конференции в целом? В основном мне она видится в совершенно разных ролях педагога начальной школы и учителя старшего звена как руководителя научной работы. Попробуем рассмотреть эту роль по этапам выполнения исследовательской работы.
Итак, на первом этапе нужно выбрать тему работы - личностно значимую и эмоционально окрашенную. В идеале тема должна перекликаться с учебным материалом и иметь практическую пользу в глазах младшего школьника. Как правило, дети не могут сами определиться с темой, педагогу приходится давать варианты на выбор.
Второй этап - цель, задачи и гипотеза – также совместное с учителем действие. Лучше, если сначала будут сформулированы эти пункты, а уже потом педагогом будет обозначено, что это и есть задачи, над которыми мы будем работать.
Выполнение третьего этапа – поиск информации - не составляет труда для младшего школьника, особенно если информация подготовлена педагогом. Вместе с тем ребёнку нужно дать возможность научиться пользоваться поисковыми системами сети Интернет и помочь найти нужную (обеспечив безопасность) информацию. Но вот подготовка теоретической части работы – сложное задание для ребенка младшего возраста. Прежде всего трудность для учащегося начальной школы представляет обработка найденной информации, ведь далеко не каждый школьник в начальных классах (особенно если это первоклассник или второклассник) умеет работать с текстом, выделять главное, анализировать, поэтому педагогу нужно прежде всего научить ребёнка этим действиям.
Наибольший интерес вызывает у ребёнка проведение практической части работы, здесь роль учителя в основном направляющая и корректирующая. Важно подобрать посильные и наглядные результаты выполнения практической работы.
Оформительская работа почти всегда становится задачей учителя, так как младший школьник не часто не умеет набирать текст на компьютере, несмотря на то, что практически все дети начальных классов играют в компьютерные игры и в целом знакомы с компьютером.
Презентация работы на научно – практической конференции – нелёгкое дело для малыша, и учителю нужно обучить мастерству публичного выступления, не помешают здесь и просто репетиции с приглашением постороннего слушателя. Необходимо научить также чётко и уверенно отвечать на неожиданные вопросы по теме работы. Ну а подготовка компьютерной презентации для более наглядного сопровождения выступления ребёнка – целиком и полностью забота учителя.
Как видим, подготовка к научно – практической конференции младшего школьника отличается от работы с более старшими по возрасту детьми практически на каждом этапе выполнения исследования: здесь роль научного руководителя включает в себя обязанность прежде всего помочь ребёнку освоить многие навыки (работа с информацией, подготовка выступления, и так далее), а уж потом это направляющая и корректирующая роль куратора исследовательской работы.

Что такое научная конференция, и какие конференции для учащихся начальной школы существуют? Как подготовиться и принять участи в подобной конференции?

Научно-практическая конференция для школьников отличается от олимпиады. По сути - это первая научная работа учеников. Если вы учились в ВУЗе, то знаете, что есть дипломная работа, в рамках которой нужно не только разобраться в теме, написать 100 страниц анализа, но и выполнить практическую часть, свое исследование. Вот и конференция предполагает свое собственное исследование, которое проводит школьник, а не просто реферат. В рамках конференции можно изучать животных, растения, собирать образцы и сравнивать их, проводить опыты, моделировать приборы и конструкции, проводить опросы и делать выводы по ним, работать с контрольными группами. Понятно, что младшему школьнику нужна помощь, ему надо научиться ставить эксперименты, правильно записывать результаты, составлять диаграммы. Но этот опыт крайне ценный. Дети, которые с младшей школы участвуют в конфепренция, к старшей школе умеют долго и четко говорить по заданной теме, отстаивать свою позицию, отвечать на каверзные вопросы, проводить опыты, делать выводы, анализировать материал, сравнивать разные точки зрения и искать истину, работать с большими объемами информации, убеждать опонентов при помощи аргументов.

Для учеников младшей школы конференций гораздо меньше, чем для более старших школьников, но они есть, и в них стоит участвовать.

Конференция "Мы и биосфера" на воробьевых горах - регистрация до 15 января, подача работ до 10 февраля, защита работ в апреле. Принимаются работы по биологии, экологии, медицине. На дистанционный тур могут прислать работу школьники из любого города России, если пройдут его, то будут приглашены в Москву на финальную защиту работы. Допускаются школьники с 1 класса, дошкольники могут подать работу на дистанционный тур, но на очный приглашаются не часто.

Конференция "Технопарк" - регистрация до конца января, защита работ в марте. Темы работ могут быть любые: наука, техника и технология, математика, естественные науки, искусство, литература, творчество, история, техническое творчество. Есть секции на любой вкус! Допускаются школьники с 1 класса и даже дошкольники.

Конференция "Начало" - детей направляют от школы, конференция проходит в январе-феврале. Секции также есть по всем направлениям науки и искусства. Допускаются младшие школьники с 3 класса.

"Древо профессий моей семьи" - узкоспециализированная профориентационная конференция, школьники изучают древо провессий, знакомятся с профессиями родственников, выбирают себе направление деятельности. Участвуют ученики с 1 класса. Регистрация до конца января, очная защита работ в феврале.








Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

В нашем классе стало доброй традицией ежегодно проводить общеклассную научно-практическую конференцию “Искатели”. На сегодняшний день её участниками уже стали 27 учеников начальной школы в возрасте 9-10 лет. Конференция проводится 1-2 раза в неделю в рамках программы внеурочной деятельности.

Подготовка к проведению конференции начинается, как правило, с начала учебного года. Ребята совместно с родителями выбирают тему предстоящего доклада, определяют дату выступления в специально разработанном для этого графике проведения научно-практической конференции, что позволяет наглядно представить сроки конференции и актуальность заявленных тем.

Цель конференции:

  • активизировать развитие интеллектуально-творческого потенциала ребёнка младшего школьного возраста путём выявления исследовательских способностей;
  • привлечь учащихся к ведению научных и опытно-экспериментальных исследований;
  • расширить теоретическую и практическую базы знаний учащихся;
  • создание условий для реализации творческих способностей учащихся.

Задачи:

  • содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований младшими школьниками;
  • поддержка развития творческой исследовательской активности детей;
  • стимулирование у младших школьников интереса к фундаментальным и прикладным наукам; ознакомление с научной картиной мира;
  • пропаганда методических разработок по организации и содержанию учебно-исследовательской работы младших школьников.

Научно-практическая конференция является важным этапом исследовательской деятельности учащихся: ребята учатся расширять свой кругозор, работать с литературой, красочно оформлять проект, наглядно представлять практическую часть доклада, конкурировать между собой. Ученики получают первый опыт публичного выступления не только перед своими одноклассниками, но и перед незнакомой аудиторией в присутствии родителей, учителей, учеников других классов и администрации школы.

Темы детских работ разнообразны. Они охватывают все стороны их жизненных (семейных) увлечений: “Волшебный пластилин”, “Энергия реки. От реки до лампочки”, “Шоколад”, “Кока-кола. Вред или польза?”, “Кристаллы”, “Светодиоды”, “Льняное масло – источник детского здоровья”, “Вулканы”, “Сверхманевренный истребитель СУ-37”, “Подгузники”, “Сотовый телефон в жизни школьника”, “Жилища разных народов”, “Шкатулки”, “Парусники” и т.д.

Особый интерес всех без исключения вызывает практическая часть доклада юных исследователей (её активное обсуждение среди одноклассников происходит порой задолго до предстоящего выступления). Умение на практике наглядно продемонстрировать свою гипотезу, техническое решение и научное наблюдение, не менее важно, чем теоретические знания по выбранной теме.

Порой простая, казалось бы, тема порождает нескончаемый поток вопросов и обсуждений со стороны учеников, побуждая развивать тему и расширять рамки доклада.

Например, польза сотового телефона (как и кока-колы) в современном мире не вызывает у ребят никаких сомнений (компактный, многофункциональный, доступный; сладкий, шипучий, манящий напиток). Однако приведенные примеры научных исследований о неблагоприятном воздействии на организм человека исходящих от телефона электромагнитных излучений (как и ингредиентов кока-колы) разделили класс на два лагеря – “противников” и “сторонников”. И лишь установление некоторых правил “золотой середины” позволило прийти к консенсусу. А вот тема доклада об использовании человеком энергии воды в прошлые века и настоящее время, а также демонстрация опыта породили массу вопросов: сколько электростанций в мире? какая из них самая большая? от чего у тебя в опыте загорелась лампочка? сколько в ней мощности? где в мире ещё остались водяные колёса?

Пожалуй, самый главный положительный (педагогический) итог таких проектных исследований состоит в том, что присутствующие в качестве слушателей ученики непременно изъявляют желание стать участниками конференции, активно вовлекая в этот процесс родителей и друзей.

Умение родителей вовремя поддержать инициативу ребёнка, невзирая на свою занятость либо невладение компьютерной программой, проявить заинтересованность, дать дельный совет, спланировать работу, направить общие творческие усилия на результат – всё это иногда гораздо больше ценится ребёнком, чем занятое место или полученный приз.

Несмотря на то, что отведённое для выступления каждому участнику время составляет 10-15 минут, неукоснительное следование этому правилу не является обязательным, ведь напряжение и волнение ребёнка зачастую становятся очевидными. И такой подход не раз оправдывал себя увлекательным докладом и желанием участвовать в конференции вновь.

Членами жюри, как и ответственными за подготовку и проведение научно-практической конференции, являются инициативные родители класса. Их роль не ограничивается одним судейством. Небольшие очерки-статьи о выступлении каждого участника конференции и яркие фотографии, появляющиеся в классном уголке уже на следующий день, не оставляют равнодушными ни одного ученика и создают дух соперничества будущих участников (приложение 1 : очерки о конференции ). По итогам выступления все участники конференции получают грамоты и ценные призы, побуждающие их к новым исследованиям и экспериментам.

Участники классной конференции неоднократно награждались дипломами победителей научно-практической конференции городского и областного уровней. Так, например, презентации учащегося Бизяева Алексея на протяжении трёх лет (2013-2015 гг.) были отмечены дипломами победителя областной очно-заочной школы юных исследователей “Стимул” и школьным научным обществом “Искатели” (приложение 2 : дипломы; Приложение 3: презентация и тезисы ).

В наше время быстро меняющихся стандартов благоприятные условия для исследовательской деятельности учащихся должны создаваться именно в начальной школе. Проведение научно-практической конференции помогает выявить одарённых детей, развивает самостоятельность, индивидуальные творческие интересы и способности учащихся разных возрастов, формирует чувство ответственности за порученное дело, помогает осознать практическую значимость проделанной работы и убедиться в её востребованности, открывает перспективу интеллектуального роста школьника.

Здравствуйте.
12 и 13 декабря в Лицее прошла Двадцатая научно-практическая конференция. Участие детей нашего класса в этом событии как всегда обязательное и активное. В этом году 5 человек участвовали на уровне школы и 1 человек выступал на уровне класса. Ребята для своей работы старались подбирать темы актуальные, современные, интересные им самим и их ровесникам. Безусловно, львиная доля в оформлении работы ложится на плечи родителей. Они–надёжный тыл, их помощь и поддержка–это стартовая площадка для будущих успехов ребят. Большое спасибо родителям за помощь и поддержку!
Вы можете заглянуть в декабрь прошлого года и позапрошлого года , чтобы увидеть, кто и с какими результатами участвовал в этом мероприятии.


В этом году из опытных участников были:

1) Глеб Леснов с работой

«Мой первый экологический опыт: откуда берётся мусор и как с ним бороться?».

Работа-лауреат.


Хочу добавить, что работа Глеба очень хорошая и жюри долго сомневалось, какой статус работе присвоить.

Год за годом каждой семьёй производится огромное количество отходов: по подсчётам


специалистов, в среднем на каждого члена семьи в год приходится порядка одной тонны! Человек использует множество вещей и предметов, продуктов и изделий; большая часть из отходов этих продуктов попадает на свалки или закапывается в землю. В любом случае, это гигантское количество отходов человеческой жизнедеятельности и их составные части создают огромную экологическую проблему.

К счастью, человек может содействовать хотя бы частичному решению этой проблемы. Многое из того, что человек выбрасывает, может быть использовано заново. Для этого требуется производить гораздо меньше новых вещей, а следовательно, потребление энергии и загрязнение окружающей среды можно существенно сократить.



К сожалению, последние десятилетия рост отходов только увеличивается. Тому есть несколько объяснений:
- улучшение уровня и качества человеческой жизни, которые позволяют заменять использованные товары новыми;
- увеличение производства одноразовых товаров;
- разнообразие и количество упаковочных средств;
- пропаганда потребления.

Переработка и утилизация мусора в нашей стране пока что налажена недостаточно, и всем известно, что твёрдые бытовые отходы не разлагаются в естественных условиях или срок их разложения очень и очень длительный.

При этом производство продуктов и материалов требует огромного количества


технологических, человеческих, материальных и энергетических ресурсов, что негативно сказывается на окружающей среде.
Проблема отходов и наполнения мусорного ведра начала волновать Глеба относительно недавно: летом его родители решили, что пора ему иметь свои обязанности по дому, одна из которых – вынос мусора. Раньше он не задумывался над тем, насколько часто в их семье выносят мусорное ведро, но когда это пришлось делать ему, Глеб поразился, как быстро оно наполняется! Семья выносит его ежедневно, но порой это приходится делать дважды, а в некоторых случаях даже трижды в день! В связи с этим возник ряд вопросов, которые позволили Глебу сформулировать проблемы исследования.

Проблемные вопросы:



- Откуда берётся мусор и куда он девается?
- Можно ли уменьшить его количество?
- Что может сделать каждый из нас, чтобы оставлять после себя как можно меньше мусора? Ведь всем известно, чем меньше мусора вокруг, тем чище и безопаснее среда нашего обитания.
Для решения этих вопросов появилась идея проекта.

Цель проекта: определить виды и количество мусора, производящегося семьёй из трёх человек за две недели и попытаться сократить его количество.

Задачи сформулированы с учётом поставленных целей и выглядят таким образом:

1. Изучить литературу и интернет-ресурсы по теме проекта.
2. Рассортировать мусорные отходы по группам, взвесить их, занести данные в таблицу.
3. Проанализировать упаковочный материал, собранный в семье в течение двух недель.
4. Провести эксперимент по уменьшению использования упаковочного материала, уменьшая тем самым загрязнение окружающей среды.
5. Попытаться найти полезное применение вещам, которые мы привыкли выбрасывать, дать им «вторую жизнь».
Гипотеза: каждой семье реально сократить количество бытовых отходов и мусора. Изделия, созданные из ненужных вещей, полностью заменяют аналогичные, созданные промышленным способом.
Предмет исследования: содержимое мусорного ведра; то, что мы ежедневно выбрасываем за ненадобностью.

2) Чагаев Артём с работой «Сто и один хвостик».

Работа-призёр (победитель).


Однажды, мама и Артём пошли в приют для бездомных животных. Там было очень


много кошек и собак – более 300! Они принесли им еды и помогли работникам приюта погулять с несколькими собаками. Артём с мамой стали приходить в этот приют достаточно часто. У Артёма даже там появились любимцы – собаки Дина и Белка. Он им тоже понравился. Собаки всегда радовались, когда Артём приходил. С тех пор он и задумался, а откуда берутся бездомные животные и что надо делать, чтобы их не было или хотя бы стало меньше.

Так появилась идея провести исследование на тему появления бездомных животных.

Большинство людей не обращают внимания или делают вид, что ничего не замечают, но эта проблема остается очень важной. Бездомные животные обречены на голод и болезни. Но в появлении этой проблемы в основном виноваты люди. Они не задумываясь, избавляются от заведенных ими питомцев, этим лишь увеличивая количество бездомных животных.


Объект исследования: изучение проблемы возникновения бездомных животных

Предмет исследования: отношение жителей нашего города к этой проблеме.

Гипотеза: бездомные животные появляются по вине человека.

Цель исследования: выяснить причины появления на улицах бездомных животных; привлечь внимание к проблеме бездомных животных взрослых и детей.

В работе Артём рассмотрел такие вопросы:

  • Кто такие бездомные животные?
  • Причины появления бездомных животных.
  • Пути решения проблемы бездомных животных в России и за рубежом.
  • Решение проблемы бездомных животных.
Артём с мамой организовали в Лицее акцию по сбору еды и других нужных для животных вещей и отвезли всё это в приют.


3) Голубева Лиза с работой «Фразеологический зоопарк».

Работа-призёр (победитель).


Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. Даже если мы свободно владеем литературным языком, всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Словарный запас – это главное богатство языка.


Хотя современное языкознание – самостоятельная наука, оно существует не отдельно, не изолированно от других наук о человеке и природе. Лингвистика связана с историей и археологией, психологией и математикой.

История цивилизации — это история сосуществования людей и животных. Животных


почти что всегда человек наделял человеческими свойствами, а некоторые черты животных и их названия переносим на себя (зайка, киска). В качестве прозвищ часто применяются слова, которые в языкознании называют зоонимами (слова – наименования животных).
Данная работа посвящена фразеологическим оборотам, в состав которых входят зоонимы.

Объект исследования – фразеологизмы с зоонимами.

Актуальность темы. В современном мире мы имеем огромные возможности общаться с жителями не только своей страны. На наш взгляд, необходимо знать своеобразие стилистики языка, на котором мы общаемся или хотим общаться в будущем. Изучение зоонимов во фразеологизмах позволит выявить национально-культурные особенности русских фразеологизмов, что позволяет увеличить словарный запас и обогатить, таким образом, свою речь.

Цель работы – проанализировать фразеологизмы, включающие в свой состав зоонимы, с точки зрения происхождения и семантики.


4) Кондаков Дима с работой «Кручу-верчу, изучить хочу!».

Работа-призёр (победитель).


Новомодный тренд Hand Spinner только в 2016 году появился в России, но уже успел


среди потребителей завоевать широкую популярность и востребованность. Что такое спиннер? По-разному называют эти оригинальные изделия: непоседа, вертушка, крутилка… Изделие эффективно развивает пальцы рук и обладает антистрессовым воздействием, помогает справляться с волнением.

Несмотря на кажущуюся бесполезность спиннера, благодаря нему Дима узнал много нового и интересного. В этой работе он поделился своими открытиями, и, как в прошлом году он описал математическим языком табурет, в этом году Дима посмотрел на спиннер с математической стороны.

Проблема: может ли спиннер помочь в изучении математики и других наук?
Гипотеза: с помощью спиннера и любопытства можно узнать новое в математике.



Цель исследования:

Узнать какие математические параметры есть у спиннера;
- узнать какие новые математические знания может дать спиннер;
- узнать что кроме математики помогает изучить спиннер.

Задачи исследования:

Понять из чего состоит спиннер;
- выяснить как долго крутиться спиннер и как продлить время вращения спиннера;
- понять почему нам кажется, что спиннер крутится в разные стороны;
- найти, на что еще похож спиннер.