Свято-Успенский Зилантов монастырь. Зилантов успенский монастырь Свято успенский зилантов женский монастырь

Монастырь на Зилантовой горе основан в Казани уже в 1552 году. Первоначально он находился около братской могилы русских воинов, павших при взятии Казани. Но это место почти каждый год в половодье заливалось водой и в 1559 году монастырь перенесли на Зилантову гору. Название горы (по татарски - Жилантау) происходит от имени легендарного дракона, якобы жившего на горе.

Именно Зилант изображен на гербе Казани. Основной ансамбль монастыря сложился в XVII веке. На высокой горе, за стенами находились Успенский собор (1625), храм во имя Алексия Митрополита Московского (1720), много жилых и хозяйственных построек. Прекрасный вид на монастырь открывался как с Волги, так и из поездов железной дороги, проложенной мимо монастыря в 1890 году.

В 1640-1642 гг. в монастыре жил в ссылке суздальский епископ Иосиф (Курцевич) (ум. 1642), выходец из Украины, он был снят с кафедры и сослан по обвинению в ереси. Однако через десять лет, при патриархе Никоне, его взгляды были приняты церковью. Могила Иосифа, находившаяся в Успенском соборе не сохранилась.

В 1732-1740 гг. в монастыре находилась Казанская духовная семинария, а с 1740 года - Новокрещенская школа. Позже оба учебных заведения перешли в собственные здания. В 1829-1850 гг. настоятелем монастыря был архимандрит Гавриил (Василий Николаевич Воскресенский) (1795-1868) - ученый-философ, автор первой в России многотомной истории философии. В начале XX в. Зилантов монастырь переживал пору расцвета. В 1909 году его возглавил архимандрит Сергий (Зайцев), при котором численность братии возросла до 34 человек. В августе 1918 года Казань была занята белочехами, и на Зилантовой горе (как на господствующей) были установлены орудия (против воли монашествующих). 10 сентября 1918 года белочехи покинули Казань. В город ворвались красные войска. Десять монашествующих Зилантова монастыря во главе с архимандритом были расстреляны без суда и следствия по неясному обвинению в обстреле красногвардейцев. Некоторое время монастырь был бездействующим, но вскоре был заселен монахинями. Женская монашеская община просуществовала до начала 20-х годов, а затем была ликвидирована. Кладбище монастыря, имевшее погребения именитых граждан, уничтожено в 30-е годы. в 1998 году комплекс Зилантова монастыря был передан Казанской епархии. Здесь разместилась женская монашеская община. В настоящее время трудами ктитора обители Натальи Владимировны Девятых, генерального директора акционерного комерческого банка "Заречье", восстановлен внешний фасад и главки храма Всех Святых и настоятельский корпус с домовой церквью, построена занова колокольня, церковь св. равноап. кн. Владимира и Троицкий собор.

(Журавский А.В., Липаков Е.В. Православные храмы Татарстана. - Казань, 2000.)



Зилантов Успенский монастырь, 2 класса, общежительный, близ города Казани, на Зилантовой (с татарского - Змеиной) горе. Основан в 1552 году, по повелению царя Иоанна Васильевича, на месте погребения воинов, убитых при взятии Казани; в 1560 году, после разрушения в половодье, перенесен на нынешнее место. В нем находится древняя Смоленская икона Божией Матери - копия с иконы, бывшей в походах Иоанна Грозного. Ежегодно 2 октября совершается из монастыря крестный ход к храму - памятнику убитых воинов, построенному в 1823 году на месте прежнего монастыря.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

1552 году около могилы русских воинов, павших при взятии Казани, был основан Успенский Зилантов мужской монастырь. Вскоре его перенесли на Зилантову гору.
Название горы и дало название этому монастырю. По преданию, на горе жил Зилант-дракон («змий»). Именно Зилант изображен на современном гербе Казани.
Постепенно Зилантов монастырь рос, на вершине горы прявлялись каменные постройки. В 1681 году здесь был воздвигнут замечательный храм во имя Всех Святых, в 1720-м — храм во имя Алексия Митрополита Московского. В XVII веке монастырь был обведен каменными крепостными стенами и башнями.
В 1625 году был построен главный храм Зилантова монастыря — трехпрестольный храм в духе псковско-новгородского зодчества XVI века. Зилантов монастырь у жителей Казани всегда пользовался особым почитанием. Здесь хранилась икона Смоленской Божьей Матери, якобы привезенная в Казань Иваном IV. Особую заботу настоятелей и монашествующих во все времена составляла организация поминовения вои- нов, павших при взятии Казани. Ежегодные крестные ходы 2 октября от монастыря к памятнику павшим на Казанке собирали тысячи богомольцев. В 1732-1740 годах в Зилантовом монастыре размещалась Казанская духовная семинария. В 1740 году здесь же была открыта Новокрещенская школа, через несколько лет переведенная в собственное здание на озере Кабан.
Своеобразной достопримечательностью монастыря была могила епископа Иосифа (Курцевича), находившаяся внутри собора, около входа с левой стороны. Иосиф был рукоположен в епископы на Украине, в 1625 году перебрался в Россию и возглавил суздальскую кафедру. В 1634 году Иосиф попал в немилость и был сослан, а в 1640 году переведен в Зилантов монастырь, где и умер спустя два года. Иосиф обвинялся в ереси, но его убеждения и действия, в первую очередь, отказ перекрещивать «об- ливанцев», через несколько десятилетий стали общеприняты- ми в церковной практике. С 1829 по 1850 год во главе Зилантова монастыря стоял архимандрит Гавриил (Василий Николаевич Воскресенский), выпускник Московской духовной академии. Одновременно он был и профессором Казанского университета. Ему принадлежит авторство первой в России многотомной истории философии. С 1892 по 1901 год настоятелем монастыря был архимандрит Антоний (Андрей Степанович Пет- ров), знаменитый миссионер, более двадцати лет проведший в отдаленных районах Сибири и обративший в православие тысячи бурят, эвенков, орочей.
Революция и Гражданская война нанесли Зилантову монастырю невосполнимый урон. 10 сентября 1918 года настоятель архимандрит Сергий (Иоанн Зайцев) и все одиннадцать монахов и послушников Зилантова монастыря были расстреляны красноармейцами. Спасся лишь иеромонах Иосиф (Тюрин), выбравшийся из-под безжизненных тел товарищей. Монастырь окончательно закрыли в 1929 году. До 1950-х годов в стенах бывшей обители находилась исправительная колония, позже автобаза. В советское время ансамбль некогда почитаемого Зилантова монастыря был почти полностью разрушен, включая храмы и древние стены. Чудом уцелели Успенский собор, который до 1990-х годов находился в крайне запущенном состоянии. Двухэтажный каменный корпус настоятеля, построенный в конце XVIII века, многократно перестраивался и дошел до нашего времени в неузнаваемом виде.

Только сравнительно недавно некогда знаменитая Зилантова обитель начала возвращаться к жизни — начались реставрационные работы на немногих со- хранившихся архитектурных памятниках.



Основание Зилантова монастыря относится к 1552, когда царь Иван IV повелел заложить монастырь на месте царской стоянки. После весеннего разлива реки Казанки в 1559 монастырь был перенесен на «Зилантову гору», вошедшего позднее в его название. Крылатый змей «Зилант», якобы обитавший на вершине горы, изображен на официальном гербе города Казани.В 60-е годы 16 в. в монастыре существовали две деревянные церкви: во имя Успения Пресвятой Богородицы, во имя Всех Святых. В 30–40-е годы 16 в. были заново отстроены каменные стены монастыря, вместо деревянных. В 1835 в Успенском соборе был проведен крупный ремонт, расширено помещение приделов. Крупный трехпрестольный храм, представляющий собой оригинальный памятник архитектуры, выстроенный в духе псковско-новгородского зодчества 16 в. При входе в собор располагалась гробница с телом архиепископа Иосифа Суздальского (Курцевича). Епископ был обвинен в ереси и переведен в Зилантов монастырь в 1640, где и умер 15 июня 1642. В 1618 построена церковь Всех Святых, значительно обновленная в 1829 и 1858.До настоящего времени сохранился двухэтажный настоятельский корпус, построенный в 1808. Многократно перестроенный он, практически, утратил архитектурную ценность. Братский корпус с кельями сохранился в полуразрушенном состоянии.В сентябре 1918 монахи и послушники монастыря были расстреляны красноармейцами. Успенский - Зилантов монастырь официально закрыт в 1929. В 1932 были снесены часть зданий и стен, а так же бывший летний собор Казанского митрополита – лучший образец классицистического стиля, выстроенный по проекту архитектора Старова.Территория Зилантова монастыря долгие годы находилась в ведении МВД республики. До 1950-х здесь располагалась исправительная колония, позже автобаза.

С сайта "Объекты культурного наследия " Министерства культуры Республики Татарстан.

Как добраться.
1. от жд вокзала Казани до остановки «Адмиралтейская слобода» (5 минут)
2. троллейбусом №№ 3,4, 10 или маршруткой, идущей через Кировский район, до остановки «Гладилова», «1мая».

Мы совместили поездку в Старое Аракчино (Храм всех религий) с вылазкой по пути на Адмиралтейской слободе и прогулкой до монастыря. Проходите по перрону в направлении от Казани до конца, переходите дорогу, и двигаетесь вдоль дороги в том же направлении минуты 3-4, далее на повороте вправо, вдоль гаражей метров 200, и влево, к монастырю. Это я описываю долго, а куда идти, видно уже от станции – ориентируйтесь на купола. К тому же, именно когда идешь от станции (не в курсе, как идти, если приехал на троллейбусе или маршрутке), монастырь сначала появляется на вершине холма, а потом становится виден весь, получаются удачные фото. Еще отсюда хорошо виден Кремль и Кул-шариф.

Кстати, фото на территории только с благословления настоятельницы, как прокричала нам одна особь через всю территорию, муж послушался, я – разумеется, нет

Зилантова гора - вне сомнений, одно из самых легендарных и овеянных сказаниями мест в Татарстане. Может быть, даже самое легендарное. Некоторые предания утверждают, что первоначально древнейшая Казань будто бы возникла именно здесь, а не на Кремлевском холме. Но данные археологии это пока не подтверждают. «Зилантова» гора (Джилан Тау) - означает "змеиная". А змея - существо особое почти для всех без исключения народов дохристианской эпохи. Тем более, если эта змея... крылатая и - неуничтожимая обычным способом. Именно такая змея взяла да и завелась, согласно легендам, на горе, позже прозванной ее именем. "Завелась" очень симптоматичным способом, о котором почему-то мало кто из исследователей истории и фольклора задумывался. Дело в том, что основатели древней Казани, булгары, решили вывести водившихся на горе обычных змей, но "вывести" непременно шаманско-колдовским способом, ведь другого они не знали. По одной легенде, колдун, по другой - "девица" (или даже "сноха хана Али-Бея, известная своими чарованиями") произвели обряд сожжения змей. Обычных-то змей сожгли, но вот после этого начало твориться что-то совсем неладное. Собравшиеся у шаманского костра вдруг с криками бросились бежать от внезапно напавшего на них суеверного ужаса: всем разом померещилось, что их преследует по воздуху возникший из огня 2-главый или даже 12-главый змей. В результате, в конце концов случилось то, что было нужнее всего духу: жители поняли бесполезность борьбы и стали регулярно "задабривать" его жертвами, в результате чего он из врага сделался "покровителем и хранителем" города. Как тут не вспомнить дивно символичный герб Москвы, ныне вставленный в середину официально утвержденного Российского Государственного Герба: Св. Георгий Победоносец пронзает змея, точь-в-точь, один к одному повторяющего изображение Зиланта!

В 1552 году состоялся всем известный, овеянный легендами, последний Казанский поход. 2 октября 22-летний царь Иоанн, которого тогда еще никто не называл Грозным, въехал во "взятую мечом", переполненную трупами Казань. Никогда еще прежде в истории России не было побед такого масштаба: пало под ее мощью целое соседнее государство! Притом государство, с которым за 100 с небольшим лет его существования было 13 больших войн, не считая мелких стычек. Но и жертвы тоже были - прежде неслыханные: всеми отмечалось, что количество убитых 2 октября, которых так до конца никто и не смог посчитать, сопоставимо разве что с погибшими на Куликовом поле.

Много поминальных монастырей и храмов было основано на Руси после Куликовской битвы. Иван IV после взятия Казани тоже основал поминальный Успенский монастырь: на Казанке. В тот же вечер 2 октября он, согласно летописям, "повеле царское знамя прияти и место очертити и поставити церковь во един день, и повелел Монастырю ту быти". С самого начала монастырь был воздвигнут Иваном IV на месте братской могилы воинов, павших при взятии Казани. "Сия обитель - жертва благодарения Богу... иноки сей обители будут живыми свечами пред Господом и даем им завещание на веки веков петь панихиды по убиенным родителям нашим...", - произнес, согласно летописи, юный царь, оплакивая павших витязей. Но это место почти каждый год в половодье заливалось водой, и в 1559 году монастырь перенесли на Зилантову гору.

Все путешественники, прибывавшие в Казань хотя бы проездом, никак не могли миновать Зилантова монастыря. И это было очень символично. Значение Зилантова монастыря для Казани можно сравнить со значением Новодевичьего - для Москвы. Обе обители стоят " на духовной страже", на западной окраине своих городов и, по совпадению, главной святыней двух монастырей является Смоленская икона Божьей Матери - только разные ее списки XVI века.

Основной ансамбль монастыря сложился в XVII веке. На высокой горе, за стенами находились Успенский собор (1625), храм во имя Алексия Митрополита Московского (1720), много жилых и хозяйственных построек. Прекрасный вид на монастырь открывался как с Волги, так и из поездов железной дороги, проложенной мимо монастыря в 1890 году. В 1640-1642 гг. в монастыре жил в ссылке суздальский епископ Иосиф, выходец из Украины, сосланный по обвинению в ереси. В 1732-1740 гг. в монастыре находилась Казанская духовная семинария, а с 1740 года - Новокрещенская школа. Позже оба учебных заведения перешли в собственные здания. В 1829-1850 гг. настоятелем монастыря был архимандрит Гавриил - ученый-философ, автор первой в России многотомной истории философии.

В августе 1918 года Казань была занята белочехами, и на Зилантовой горе были установлены орудия. Когда в том же году Красная армия ворвалась в Казань, то десять монашествующих Зилантова монастыря во главе с архимандритом были расстреляны без суда и следствия по неясному обвинению в обстреле красногвардейцев. Некоторое время монастырь был бездействующим, но вскоре был заселен монахинями. Женская монашеская община просуществовала до начала 20-х годов, а затем была ликвидирована. Кладбище монастыря, имевшее погребения именитых граждан, уничтожено в 30-е годы.

Ансамбль на самой Зилантовой горе был почти стерт с лица земли (кроме Всехсвятской церкви - 1681 г., перестроен и приобрел современный вид в 1890-е гг. и Настоятельского корпуса - 1808). Бывший мужской монастырь возрожден как женский - единственный женский в Казани и окрестностях. Все остальное – новодел, начала 21 века.

Казань. Зилантов монастырь. Из цикла . Предыдущая серия называется .

1.Казань. Успенский Зилантов монастырь

3.Собор Троицы Живоначальной. Казань. Зилантов монастырь
4.Церковь Владимира Равноапостольного
5.Зилантов монастырь. Впечатления от посещения
6.Казань. Вокруг памятника воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году

Казань. Успенский Зилантов монастырь

В Зилантовом монастыре повторили трехчастный растительно-крестчатый пояс, точно такой же, как в Лавре.


Мы зашли внутрь церкви и убедились, что стенопись – тоже копии подлинника в Сергиевой Лавре. Есть даже чудо явления Пресвятой Богородицы святому Сергию.

Зилантов монастырь. Церковь Владимира Равноапостольного

Владимирская церковка больше походит на часовню, она совсем невелика и весьма молода – построена в 2004-м году.

Нам очень понравилось убранство двери.

Голубое полотно входа словно оплетено виноградной лозой.

Зилантов монастырь. Впечатления от посещения

В Всехсвятском соборе узнали о праве фотографирования (вот откуда взялись наши снимки). Монахини (или послушницы) нам растолковали, что на улице можно фотографировать сколько угодно, снимать нельзя только в храмах. Больше нам ничего и не надо было, мы досыта наснимали панорам монастыря.


Территория обители обихоженная, но не вылизанная до казарменного лоска. Много зелени. Весь ансамбль дивный и гармоничный. Даже в голову не приходит, что гуляешь между новыми постройками. Да, новизна заметна, но в глаза не бросается. Территория обители хоть и невелика, но вокруг каждой церкви есть пространство, их можно обойти, можно рассмотреть издали, можно оценить в отдельности и в общем архитектурном окружении.






Места хватает и для моих любимых грядок и парников, клумб, цветников и милого декоративного водоёма.


Я остановилась у интересного хвойного дерева. Кажется, это пиния?


Не обошлось и без отца-эконома. Мы не видели ни одной обители, где бы за порядком не приглядывал зоркий и строгий глаз.


С требами в Зилантовом монастыре дело обстоит весьма печально – полугодовая не дороже, чем в нашей , 500 рублей, а сорокоуст дороже, чем в Москве – 350 рублей.

Монастырь нам очень понравился. Да и какой из наших монастырей вызывает другие чувства? Таких я пока не видела. Даже от многолюдия и не убывает особого благоговейного духа и дивной атмосферы. А что уж говорить о небольших потаённых обителях и скромных пустынях? В этом знаменитом, но столь спокойном месте чувствуешь накатившую вдруг радость и душевное тепло. Мы хоть и не паломники, а туристы-любопытствующие, но тоже «понятие имеем».

Казань. Вокруг памятника воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году

Когда пересекали мост через реку Казанку, Начальнику вдруг захотелось остановиться у монумента храма-памятника воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году, его ещё называют храм-памятник в честь Нерукотворного Образа Спасителя. Почему мы не подумали об этом на пути в монастырь? Потому что цель была другая. А когда главное дело сделано, то почему бы не доставить себе удовольствие?
Совет путешественникам: лучше остановиться на мосту на пути к Зилантову монастырю, удобнее парковаться.
Впрочем, разворот близко. Парковка на мосту небольшая, могут поместиться только пяток машин. Нам досталось место, остальные желающие видимо – рыбаки.


Дорога к памятнику не обустроена. Приходится идти по грунту и по песку.




Я, было, хотела подойти ближе к берегу, да не рассчитала, ступила в мокрый песок, ступня завязла в нём, след быстро наполнился водой. Но я всё же выскочила сухой из воды.


Мы восхитились городскими видами.


Они менялись каждую минуту. Солнце выглядывало лишь на доли секунды, только дразнило. Мы едва успели “щёлкнуть” храм-монумент, засиявший в коротких обманчивых лучах солнца.


Это была единственная удача, сколько мы ни ждали, кроме этого кадра ничего больше не получилось.

Об истории обители рассказывает Анатолий Елдашев, председатель городского общества историков-краеведов, лауреат Макариевской премии.

На змеиной горе

Осенью 1552 г. состоялся последний казанский поход Ивана Грозного. 15 октября он вошел в город. В тот же день на берегу Казанки, на могиле воинов, павших при взятии города, названной Новым Русским кладбищем, он основал мужской поминальный монастырь, посвящённый Успению Божией Матери и Всем святым, дав завещание «на веки веков петь панихиды по убиенным родителям нашим». Эта обитель была одной из древнейших в Казани и Среднем Поволжье.

Из-за частых и бурных разливов Казанки, разрушавших деревянную церковь и кельи, около 1560 г. её перенесли на возвышенное место - Зилантову гору. Название горы происходит от имени легендарного дракона («змия»), якобы жившего в древности на этом месте. С тех пор за монастырём и утвердилось название - Зилантов.

В XVII веке обитель обнесли каменными стенами. В 1625 году возвели Успенскую церковь, в 1681 году - церковь во имя Всех Святых, дошедшую до нас с изменениями, храм святителя Алексия. В середине XVIII в.

монастырь имел уже четыре каменные церкви, дворовые постройки и ухоженный сад. Ему принадлежала роща, остаток древнего Ягодного леса, а сам холм с трёх сторон живопис-но огибала Казанка.

Зилантов монастырь никогда не имел всероссийской известности, и в нём не было святынь, привлекавших многочисленных паломников. Самой почитаемой реликвией монастыря была Смоленская икона Божией Матери, якобы привезённая ещё Иваном Грозным.

Строгую жизнь проводили иноки на горе, выполняя завещание о поминовении воинов, молясь о всех от века почивших православных. Здесь читалась Неусыпаемая молитва. В Национальном архиве РТ хранится уникальный Синодик для поминовения всех усопших и убиенных с каплями воска на страницах, начатый ещё в 1560 году. В нём тысячи имен - от царей до князей, бояр и простолюдинов с их родами.

О некоторых настоятелях святой обители хочется сказать особо. Архиепископ Амвросий (Сретенский) (1765 - 1828) организовал в 1812 г. общероссийскую подписку по сбору средств и построил Храм-памятник на братской могиле русских витязей. Ему монастырь обязан сооружением могучих зубчатых стен зилантовского кремля и ныне стоящего настоятельского корпуса.

Архимандрит Пётр был настоятелем всего год, впоследствии был утверждён наместником Киево-Печерской лавры. Это ему во сне явился патриарх Никон, которого он особо почитал, предупредил об опасности, грозившей его жизни и прикоснувшись жезлом, исцелил от тяжёлой болезни. В 1829 - 1850 гг. настоятелем монастыря был архимандрит Гавриил (Воскресенский) - ученый, монах, аскет, воспитанник Троице-Сергиевой лавры. Архимандрит присутствовал при коронации и миропомазании императора Николая I, получив из рук государя медаль. Вторая их встреча произошла уже в Казани во время посещения императором Зилантова монастыря и могилы воинов на Казанке летом 1836 года.

Святитель Филарет (Амфитеатров) - один из двух «Великих Филаретов» XIX столетия. Поднял монастырь из нищеты, а храм-памятник определил под попечение именитых казанских купцов. Ему город также обязан организацией торжественных крестных ходов от кремля до храма-памятника на могиле воинов, так называемых «казанских именин». Частичка его мощей находится в мощевике Зилантова монастыря.

«Красный террор» и новое время

Своими мучениками прославилась обитель и в XX веке. Штурм Казани красными войсками в сентябре 1918 года начался именно с Зилантовой горы. Надвигавшийся «красный террор» заставил тысячи горожан, в том числе архиепископа Казанского и Свияжского Иакова и священство, покинуть город. Но не ушли монахи обители. Иноки монастыря, отслужив последнюю в своей жизни литургию, трапезничали. Красноармейцы ворвались в трапезную и зверски расстреляли всех находившихся там во главе с архимандритом Сергием (Зайцевым), которого называли миротворцем. Чудом выжил лишь духовник обители престарелый иеромонах Иосиф, который и поведал братии Иоанно-Предтеченского монастыря о страшной трагедии.

В годы советской власти монастырь разграбили, осквернили и почти стёрли с лица земли. Здесь поочередно располагались тюрьма, склады МВД, детская колония, коммунальные квартиры. Когда в конце 1980-х годов оттуда из-за невыносимых бытовых условий переселили всех жителей, то почти вся гора представляла собой сплошную свалку отходов и мусора.

В 1998 г. Зилантову обитель вернули Казанской епархии. Монастырь возрожден как единственный женский в Казани и её окрестностях. Настоятельница монастыря сегодня - игуменья Сергия (Лакатош). В июле 2004 г. освятили Владимирскую церковь, а в 2006 г. при стечении прихожан - Троицкий храм. Действует Успенский собор (бывший Всехсвятский). Зилантова гора после долгих десятилетий запустения и забвения оглашается благовестом.

Самый старый некрополь

Зилантовское кладбище занимало всю северо-восточную половину древней горы. По северной, обращенной к Казанке её части, живописными группами росли вековые вязы, дубы, свидетели исторических событий 1552 года.

Некрополь составлял часть многовековой истории и славного прошлого монастыря. Это самое древнее в Казани «русское кладбище», где ещё 24 января 1529 г. было погребено тело святого мученика Иоанна - нижегородца, находившегося в казанском плену. «И положено бысть честное его и многострадальное тело на старом русском кладбище», - как писал о нём святой Ермоген в 1592 г.

Крест-надгробие Фото: Из личного архива Анатолия Елдашева

А в 1774 году на ней принял смерть от повстанцев Пугачева настоятель монастыря игумен Асинкрит. Название «старого русского кладбища» довольно долго именовалось даже в официальных документах.

На монастырском некрополе хоронили не только священнослужителей, но и имелись семейные усыпальницы именитых горожан Александровых, Тихомирновых, Кондыриных, Крашенинниковых, Шмагиных, Моисеевых, Еремеевых, Нееловых, Растовских, маркизов де Траверсе. В фамильном склепе был похоронен почётный потомственный гражданин Казани, купец 1-й гильдии Иван Иванович Алафузов.

В монастыре похоронена известная казанская благотворительница, подарившая городу здание Пассажа - Ольга Александрова-Гейнс († 29 октября 1927 г.). Здесь нашли свой последний приют князь Василий Болховский († 1801 г.), генерал-майор Ермолай Великопольский († 1802 г.), бывший губернатор Казанской губернии Александр Гейнс († 1892 г.), командир порохового завода Василий Глухов († 1835 г.), архитектор Василий Кафтырев († 1807 г.), генерал-майор Алексей Лецкой († 1800 г.), благодетель монастыря, купец Николай Мясников, подполковник, троюродный брат А. С. Пушкина Александр Неелов († 1844 г.), гвардии капитан, дядя Л. Н. Толстого Николай Юшков († 1828 г.). Не менее трёх тысяч наших земляков упокоилось на монастырском погосте.

Как отмечает известный казанский исследователь Пётр Дульский, некрополь Зилантова монастыря имел немало деревянных резных памятников редкой красоты, что «свидетельствовало о большом чутье форм мастеров, которые с увлечением воплотили в своей работе частицу художественных заветов народного творчества». Кресты-надгробия подчас были настоящими произведениями старинной русской деревянной резьбы, не уступающей по изыс-канности резьбе иконостасов. Когда в советское время кладбище разорили и полностью сровняли с землёй, один крест XVIII века не был уничтожен именно потому, что его причислили к «произведениям искусства» и поместили в качестве экспоната в Национальный музей.

Там он находится и поныне (см. фото). Почти два с половиной столетия не разрушили деревянную резьбу. Четыре изящных столбика в форме миниатюрной башенки-часовенки держат на себе многоярусный витой столбик, увенчанный восьмиконечным православным крестом. Фото-графии этого надгробия есть как в дореволюционных книжках, так и в советских путеводителях по Казани.

В октябре 2006 г. в обители установили поклонный крест. Пришло время покаяния.