«Игра — драматизация в воспитании дошкольника». Игры-драматизации в детском возрасте

Процесс игр-драматизаций как средства усвоения литературного текста детьми младшего дошкольного возраста

1.2 Игра-драматизация в младшем дошкольном возрасте

Игровая деятельность дошкольников связана с постепенным продвижением современного ребенка-дошкольника в пространстве и времени игры. В период с 3 до 6-7 лет он с помощью взрослого и самостоятельно осваивает разные виды индивидуальных и коллективных игр.

Каждый вид игр вносит свой вклад в развитие познавательной и творческой активности, становление детской личности и ее отношений с миром, специфически влияя на формирование предпосылок учебной деятельности как ведущей в следующем возрастном периоде. Игра для детей четвертого года жизни - своеобразная «экспериментальная площадка» для знакомства с предметным и социальным миром, опробования себя и определения границ своих возможностей, реализации индивидуальных потребностей и проявления задатков будущих способностей .

Для того чтобы сообщество детей четвертого года жизни стало играющим, требуется направленное педагогическое влияние. Главными педагогическими задачами являются:

· оказание детям помощи в приобретении игровых умений, обогащение их игрового опыта;

· расширение детских представлений о предметах, событиях и явлениях окружающего мира, которые потом могут быть отражены в игре;

· поощрение инициативы детей при развертывании индивидуальных, парных и коллективных игр;

· создание условий для проявления детьми игровой активности в течение дня и др.

Игры-драматизации - это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Важно, что в такой игре малыш создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. Малыш в игре превращается и в актера, и в режиссера, и в сценариста. В такие игры ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Все это приобретает особое значение в познавательном развитии и дальнейшей учебной деятельности. Поэтому игры-драматизации необычайно полезны и нужны ребенку на разных этапах его развития .

В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т.п. Они сходны с сюжетно-ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т.д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.

Чаще всего основой игр-драматизаций являются сказки. В сказках образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно другое и дошкольники охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые детьми народные сказки "Репка", "Колобок", "Теремок", "Три медведя" и др. В играх драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям.

С помощью игр-драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Для развёртывания игр-драматизаций необходимы: возбуждение и развитие интереса к ним у детей, знание ребятами содержания и текста произведения, наличие костюмов, игрушек. Костюм в играх дополняет образ, но не должен стеснять ребёнка. Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные его элементы, характеризующие отдельные признаки того или иного персонажа: гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика и т.п. . Руководство воспитателя заключается в том, что он прежде всего подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру-драматизацию.

С дошкольниками не следует специально разучивать сказку. Прекрасный язык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия - всё это способствует быстрому её усвоению. При повторном рассказывании сказки дети достаточно хорошо её запоминают и начинают включаться в игру, выполняя роли отдельных персонажей. Играя, ребёнок непосредственно выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.

В игре-драматизации не надо показывать ребёнку те или иные выразительные приёмы: игра для него должна быть именно игрой.

Большое значение в развитии игры-драматизации, в усвоении характерных черт образа и отражении их в роли имеет интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности при чтении или рассказывании. Правильный ритм, разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты оживляют образы, делают их близкими детям, возбуждают у них желание играть. Раз за разом повторяя игру, ребята всё меньше нуждаются в помощи воспитателя и начинают действовать самостоятельно. В игре драматизации одновременно могут участвовать только несколько человек, и педагог должен сделать так, чтобы все дети поочерёдно были её участниками .

Помогая детям усвоить содержание игры, войти в образ, воспитатель использует рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, уточняет некоторые характерные черты персонажей, выясняет отношение детей к игре.

Мотивы игры и учения

Предметная деятельность справедливо считается ведущей в психическом развитии детей младшего дошкольного возраста. Д. Б...

Организация и методика физического воспитания детей в разных возрастных группах

физический воспитание дошкольный ребенок Дошкольный возраст (3 - 4 года) характеризуется значительными изменениями в физическом и моторном развитии ребенка. К середине 3-го года жизни формируются в основном переместительные движения...

Организация физического воспитания детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст (3 - 4 года) характеризуется значительными изменениями в физическом и моторном развитии ребенка. К середине 3-го года жизни формируются в основном переместительные движения...

Пальчиковые игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

Психологи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец и др.) и педагоги (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Е.А. Аркин, М.Я. Басов и др.) уделяли игре ребенка чрезвычайное внимание...

Педагогическая коррекция детей в начальной школе

С приходом детей в школу и при смешении детей с нормальным развитием и детей психологически запущенных для нормального взаимодействия этой вновь созданной группы необходимо учесть изменения социальной ситуации. Внутренне...

Развитие познавательной деятельности младших школьников средствами игры

Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей...

Роль игры в эмоциональном развитии ребенка дошкольного возраста

Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Слово "игра" не является научным понятием в строгом смысле этого слова. Может быть именно потому...

Социально-педагогическая работа воспитателя ДОУ по предупреждению и коррекции детской конфликтности

В дореволюционной русской педагогике наиболее значительные высказывания об игре принадлежат К.Д. Ушинскому. Высоко оценивая значение игры для развития, он отмечал, что "в игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем...

Укрепление физического здоровья детей младшего дошкольного возраста посредством подвижных игр и физических упражнений на прогулке

Формирование волевых качеств личности в процессе игровой деятельности

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Игра в тех формах...

Формирование и оценивание социальной компетенции "уверенность в себе" у детей младшего дошкольного возраста

Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений

Руководя выполнением детьми поручений, воспитатель изучает возможности детей своей группы. В повседневной работе, привлекая их к выполнению простых заданий, он наблюдает за каждым ребенком, выявляет уровень умений, желание...

1.1 Психологические особенности памяти Ни одна психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. И сама память немыслима вне других психических процессов...

Экспериментальное исследование особенностей процессов запоминания в младшем дошкольном возрасте

Память -- важнейший психологический компонент учебной познавательной деятельности. Большие изменения происходят в памяти ребенка с переходом его к младшему школьному возрасту. Придя в школу, дети уже умеют запоминать произвольно...

Экспериментальное исследование особенностей процессов запоминания в младшем дошкольном возрасте

Игры - драматизации необходимы и полезны детям на разных этапах их развития.
Игры драматизации - это особые игры, в которых дети сами изображают героев литературных произведений, чаще это могут быть сказки, песни, стишки. В них ребенок создает свой маленький мир и чувствует себя творцом, хозяином происходящих событий, он сам управляет действиями героев и сам строит их отношения. Малыш разговаривает голосами своих героев, переживает за них. Он как бы перевоплощается в образ, живет его жизнью.

Во время таких игр идет интенсивное развитие речи, обогащение словарного запаса, развиваются творческие способности ребенка, его воображение, так же способность управлять собой, учится мыслить самостоятельно и логично. Все это отражается на дальнейшем развитии ребенка и в дальнейшем, на учебной деятельности.

Для этих игр необходимы особые игрушки-артисты:

Пока ваш Малыш еще маленький, ему около 6 месяцев, вы можете сами устраивать представление для него. Это может быть веселая зеленая лягушка, он больше всех игрушек любит ее. Она будет говорить с Малышом голосом его мамы, петь ему песенки и рассказывать простые стишки. Но будте уверены, Малыш не останется равнодушным!

После одного года, когда он уже хорошо понимает речь, можно «ставить» спектакль с двумя игрушками - Кошечка и Лошадка или Кукла Маша. Они могут в руках мамы петь, танцевать друг с другом, рассказывать стишки, бегать. Правда, Малыш не будет видеть маминых рук, он видит только артистов - КУКОЛ.


После двух лет, можно устраивать маленькие классические спектакли вместе с ребенком. Например, это может быть сказка «колобок». Нужно, только подобрать соответствующие игрушки: волк, лиса, заяц, медведь. А колобка можно сделать из маленького мячика - нарисовать на нем личико. Вначале ребенок видит вашу игру, она очень выразительна, вы постоянно обращаетесь к нему, включая его в игру, и ему тоже захочется быть одним из героев сказки и говорить его голосом.
К трем годам дети уже сами играют игрушками, устраивая маленькие спектакли, развивая свою фантазию и импровизацию.

Очень популярны ПАЛЬЧИКОВЫЕ КУКЛЫ - это куколки, изготовленные из дерева, ткани или других материалов, которые одеваются на пальчик. Их можно купить в магазине, они продаются наборами, а можно сделать самим. Куклы могут быть из картона, из пробок, желудей, вязанные, сшитые, комбинированные.
У Деревянных куколок находится углубление внутри, она должна плотно облегать пальчик, чтобы не соскакивать, но и не сдавливать пальчики. У кукол нарисованы выразительные лица, а у животных - характерные для них черты. Все герои могут поместиться на одной или двух руках. Малыши с удовольствием будут играть с такими куколками, проговаривать текст, танцевать и петь с игрушкой на одном пальце, а затем на нескольких.
Пальчиковый театр хорош, когда одновременно надо показать несколько персонажей. Вначале можно разыграть простой сюжет по сказке «Колобок», «Курочка Ряба», затем взять сюжеты сложнее: «Красная шапочка», «Маша и медведь», «Гуси-Лебеди» «Три поросенка». Для игры можно использовать ширму, они продаются в магазинах, а можно ее сделать самим.
Театр пальчиковых кукол очень полезен для развития мелкой моторики, что благотворно сказывается в подготовке кисти к письму.

Малыши любят играть картонными или фанерными силуэтами на подставках, окрашенные с двух сторон, которые передвигаются по столу - НАСТОЛЬНО-ПЛОСКОСТНОЙ театр. Такие наборы всегда посвящены какой-нибудь сказке. В комплекте всегда много декораций: это могут быть домики, деревья, кустики, ручейки. Ребенок с удовольствием озвучивает роли персонажей сказки, при этом он может быть единственным «сказочником», меняя интонацию голоса. Он может озвучить даже голос ветра, грома, шум деревьев.
Такая игра подойдет детям с четырех лет. Она хорошо развивает речь, воображение, координацию движений, голосовой диапазон.

Дети постарше, чаще в детских садах, играю в КОНУСНЫЙ театр. Его можно купить в магазине - это альбом, в котором все детали вырезаются и склеиваются. Все до одной детали являются геометрическими фигурами: туловище и руки - конусы, голова - круг, ушки - треугольники и т.д. Их можно разукрасить. Куклы получаются объемными. А можно самим придумать и сделать такие фигурки. Здесь у ребенка много возможностей - сделать самому игрушку, воплотить свои фантазии и творчество в инсценировку мини спектаклей - сказок, потешек, песен. Игрушки объемные, сделаные из бумаги, требуют осторожности, чаще это игра только для одного сюжета.

Самые большие возможности для игры - драматизации дают ПЕРЧАТОЧНЫЕ куклы или куклы «БИ-БА-БО». Это настоящий театр, который можно устроить дома. Эти куклы сделаны из твердой головы и костюма из ткани, у которого нет ног, но есть две руки. Ребенок одевает на указательный палец голову, а средний и большой пальцы в руки, тело куклы - это рука артиста.

Для «Би-Ба-Бошек» характерны разнообразные движения, жесты. В руках актеров они могут смеяться и плакать, петь и танцевать, принимать различные позы. В общем, они могут выразить все, что испытывает ребенок, играя этой куклой. Он воспринимает куклу, как человека, переживает за нее. Он отождествляет себя с куклой.
Так в спектакле «Три поросенка», Малыш будет переживать за каждого брата. Он может быть единственным актером-кукловодом, говорить разными голосами, разными интонациями - и за волка, и за поросят, но все равно, будет переживать за каждого поросеночка.
Такие перчаточные театры можно купить набором в магазине, «Кукольный театр -Красная шапочка, Три Медведя, Козлята и волк, Курочка Ряба, Волк и Лиса». А можно сделать «Би-Ба-Бошек» самостоятельно из подручного материала.

Дети очень любят играть с куклами-МАРИОНЕТКАМИ - куклами, которыми актер управляет, дергая за ниточки. Голова, руки, ноги крепятся петлями и подвешиваются на нити к деревянной основе, которая и управляет движениями кукол. Они особенно необходимы гиперактивным детям. Малыши сами того не замечают, как постепенно контролируют свои движения, действуют осторожно и произвольно.


Дети дошкольного и младшего возраста относятся очень серьезно к игре - драматизации. Вначале идет выбор сказки (сюжета игры), затем обсуждение ее, пересказ, далее распределяются роли, обустраивается игровое пространство и непосредственная игра детей.
Для исполнения роли, необходим атрибут - признак персонажа, который наиболее типичен для него. Если у ребенка нет настоящего костюма, не надо отчаиваться. Пусть сами дети скажут, какой признак наиболее типичен для данного персонажа. Основываясь на этом, можно изготовить самим этот атрибут. Например, маска зверя, вырезанная из бумаги, фартучек, шапочка, венок, кокошник и т.д. Нужно убедить детей, что самое главное - это образ, который они должны исполнить с помощью жестов, движений, интонации, мимики. Так же не стоит требовать от детей точности исполнения, опыт придет постепенно.

Драматизировать - это значит, разыграть какое-либо литературное произведение, при этом сохранить последовательность в нем эпизодов и передать характеры его персонажей. Они требует от детей умений, навыков, компетенции в литературе, театральной, изобразительной и музыкальной деятельности. Литературное произведение подсказывает ребенку - актеру, какие действия нужно выполнять, но там нет указаний об их способах воплощения: движениях, интонации, мимике.

Игра-драматизация будет возможна, если ребенок воспринимает, осмысливает и переживает, при чтении литературного произведения; а также уже знает о театре, о спектаклях, которые там разыгрываются; с готовностью включается в игру, учитывая свои возможности и способности.

Исходя из индивидуальных способностей детей, в игре-драматизации различают:
Ребенок-«РЕЖИССЕР» - это ребенок - эрудит. Он имеет хорошее воображение и память. Он быстро «схватывает» литературный текст и тут же переводит его в постановочный спектакль. Он целеустремлен, обладает организаторскими способностями: распределяет роли, текст, руководит игрой, ее дальнейшим развитием, определяет место, где будет проходить спектакль, доводит игру до конца. Он может комбинировать: включать стихи, песни, танцы, импровизацию в ход спектакля.
Ребенок - «АКТЕР» - Он коммуникабельный, в коллективные игры легко вступает, хорошо может передать образ героя, легко импровизирует, может быстро найти необходимые атрибуты, чтобы образ был точнее, очень эмоциональный, точно следует сюжету и свою роль играет до конца.
Ребенок - «ЗРИТЕЛЬ» - В игре он как бы участвует со стороны. Этот ребенок внимательный, наблюдательный, сопереживает игре актеров, очень любит анализировать и обсуждать игру актеров, то как развертывается сюжетная линия, передает свои впечатления через слово, рисунок, игру.
Ребенок - «ДЕКОРАТОР» - он обладает способностями передать образ героев и в целом произведение, через создание декораций, реквизитов, костюмов. Он хорошо чувствует цвет, форму.

Игры-драматизации могут быть разнообразны по содержанию, по формам и задачам.
Это могут быть игры - ХОРОВОДЫ, сопровождающиеся пением. Например, русская народная песня: «Во поле березонька стояла» - дети в костюмах «березок», русских девушек (в кокошниках или платочках, русских цветных сарафанах), поют, танцуют, движения соответствуют словам песни.
Это могут быть игры - драматизации стихотворений; настольный театр; кукольный театр; творческие игры; проза.

При всех играх-драматизации присутствует атмосфера доброжелательности, взаимопонимания и открытости, самореализации. Расширяются знания детей об окружающем мире. Ребенок учится передавать свое эмоциональное состояние в движениях, мимике, жестах, умении сопереживать. Он учится понимать особенности поведения животных, пробует воспроизводить их, учится звукоподражанию.

У детей развивается воображение, речь, координация движений. Данные игры способствуют организованности, сообразительности, развивается чувство коллективизма, налаживаются взаимоотношения и взаимопонимания между сверстниками и взрослыми. Все это влияет на дальнейший жизненный потенциал ребенка.

Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное исполнение, так как
оно не опирается ни на какой овеществленный образец.

Атрибут - признак персонажа, который символизирует его типичные свойства. Например, характерную маску зверя, выреimgзанную из бумаги, шапочку, фартучек
(элементы рабочей одежimgды), кокошник, венок, пояс (элементы национального убора) и т. д. ребенок надевает на себя. Создать же образ он должен сам - с
помощью интонации, мимики, жестов, движений.

Если у вас нет полного костюма для исполнения роли, не стоит утруждать себя или других его изготовлением. Посоветуйimgтесь с детьми, какой признак персонажа
наиболее типичен. Исimgпользовав его, изготовьте эмблему, по которой все сразу узнают изображаемого героя. Убедите ребят, что главное - это то, как они
исполняют свои роли - похоже или нет. Вместе с тем не требуйте и большой точности исполнения, не нужно портить настроение детям во время игры. Умение
придет постепенно - после неоднократного проигрывания роли и наблюдений за сверстimgниками.

Игры-драматизации с пальчиками (цв. табл. 30-31). Атimgрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа, изображение
которого на руке. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проimgговаривая текст, передвигая руку за ширму. Можно обойтись и без ширмы и
изображать действия, передвигаясь свободно по комнате.

Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей. Например, в сказке «Репка» друг за другом появляются новые персонажи.
Такой спектакль может показывать один ребенок с помощью своих пальцев. Сказки «Коза и семеро козлят», «Двенадцать месяцев», «Мальчиш-Ки-бальчиш»,
«Гуси-лебеди» и другие с множеством персонажей могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой. Показ таких сказок с массовым^ сценами
возможен благодаря пальчиковым атрибутам.

Игры-драматизации с куклами бибабо (цв. табл. 23-24).

В этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее гоimgловы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальimgцев, кисти руки.






тоже разыгрывается.













немного фантазии.

В этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее го ловы, рук, туловища осуществляются с помощью движений МИЛЬ цев, кисти руки.

Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрыimgвается водящий. Но когда игра знакома или куклы водят сами дети, т. е. момент загадочности исчез,
то водящие могут выхоimgдить к зрителям, общаться с ними, подавать им что-то, брать кого-либо за руку, вовлекать в игру и т. д. Такое «разоблачение» не
снижает, а скорее поднимает интерес и активность ребят.

Когда дети увидят,игру взрослого с куклами бибабо, они скорее всего тоже захотят научиться сами водить их. Если кукла окажется велика для детской руки, то
в головку можно вставить два пальца вместо одного. Укоротите рукава куклы, чтобы детские пальцы входили в патронки рук. Можно изготовить куклы и для
детских рук. Для этого пригодятся хорошо сохранившиеся части от старых поломанных игрушек, мягких зверюшек. Оденьте их и загримируйте для нужной роли.
Покажите ребятам, как следует двигаться кукле, как ее водить по ширме.

Импровизация - разыгрывание темы, сюжета без предвариimgтельной подготовки - пожалуй, самая сложная, но и наиболее интересная игра. К ней готовят все
предыдущие виды театра. И все же дети будут в недоумении, если вы вдруг предложите им разыграть ту или иную сценку. Подготовьте их к этому - вместе
придумайте тему, обсудите, как ее изобразить, какие будут роли, характерные эпизоды.

Дальнейший шаг - пусть каждый участник игры изобразит тему по-своему. И еще более сложное задание: ребенок выбирает тему и сам же ее разыгрывает. В
следующий раз ребята сами задают друг другу темы. И наконец, с помощью мимики, интоimgнации, атрибута можно загадать загадку. Отгадкой является тема, которая
тоже разыгрывается.

Театрализованные игры как разновидность сюжетно-ролевых игр сохраняют их типичные признаки: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и
организационные действия и отношения. Источником всех этих компонентов служит окруimgжающий мир. Он же является опорой для творчества педагога и детей.
Каждая тема может быть разыграна в нескольких ваimgриантах.

Тем не менее, в отличие от сюжетно-ролевых, театрализоimgванные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого - содержание сказки,
стихотворения, рассказа. Готовый сюжет как бы ведет за собой игру. Но, облегчая развитие темы, он вместе с тем снижает творческое решение ее воспитаimgтелем
и детьми. Все ныне существующие практические рекоменimgдации к театрализованным играм сводятся в основном к разimgработке сценариев по литературным
произведениям, большинство из которых разыгрывают взрослые. Старших дошкольников иногда привлекают к показам спектаклей, но их творчество состоит лишь в
собственном эмоциональном выражении разыгрываемой роли.

Дети редко участвуют в подготовке атрибутов, декораций для спектакля. Чаще всего им предлагают готовые костюмы, что, безусловно, радует ребят, но вместе с
тем сковывает их самостоятельность и творчество. Не отрицая тематику готовых сценариев, хочется показать в этой книге, как можно их творimgчески использовать
в театрализованных играх, чтобы у детей появилась возможность самостоятельно импровизировать на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие,
хороший поступок). Полезно найти разные варианты развития каждой темы, как бы в перспективе увидеть результаты своих дел, поступков и т. д.

Творческому и самостоятельному развитию темы, поискам разных вариантов ее решения содействует и разумная комбинаimgция в одной игре изобразительных средств,
свойственных разным играм. Это позволяет детям использовать все известные им споimgсобы изображения.

В первый раз игру лучше всего проводить на фланелеграфе. Он позволяет свободно моделировать и одновременно фиксировать различные ситуации. Настольный театр
игрушек и картинок тоже обладает этими же свойствами. К тому же в нем удобно имитиimgровать движение автомобилей, пешеходов, животных и других персонажей.

Сложнее играть куклами бибабо, если слабо владеешь техниimgкой их вождения. Они должны постоянно двигаться, как живые, их нельзя зафиксировать на плоскости,
столе. Зато с ними можно создать много веселых сценок и использовать эти же куклы в повторных играх, постоянно поддерживая интерес ребят к ним.

Все перечисленные виды театрализованных игр требуют реimgжиссирования и проговаривания реплик. Тут необходимы и выimgразительные интонации, типичные для
определенного образа, характеризующие его поступки и поведение, и соответствующая мимика, дополняющая игру голоса. Изображение поведения геimgроев
усложняется в игре-драматизации. Пантомима становится тут ведущим изобразительным средством. Образ рождается из действий персонажа, мимики, интонаций и
содержания реплик. Все это дает простор для творческого преобразования знакомого сюжета.

При разыгрывании сюжетов в такой последовательности, какая предложена в книге, облегчается самостоятельная игра детей и создаются условия для творческого
решения одной и той же темы, так как каждая предшествующая игра становится стуimgпенькой для следующей. Хотите попробовать? Возможно, у вас получится не
хуже. Не огорчайтесь, если не хватает атрибутов, и не откладывайте игру. Ведь можно приспособить к ее сюжету любой имеющийся материал. Для этого надо лишь
немного фантазии.

Подумайте вместе с детьми, как лучше соединить в одной игре атрибуты и способы изображения, применяемые в разных видах игр. Ведь один и тот же сюжет можно
разыграть и на фланелеграфе, и с помощью игрушек настольного театра, и другими средствами. Возможности для творчества детей и взросimgлых тут не
ограничиваются. Дошкольники с помощью взрослых в состоянии изготовить простейшие атрибуты, декорации, которые бы подчеркивали характерные особенности
персонажа или мест действия.

Подготовила: воспитатель

Кантышева Лариса Валентиновна

Театрализованная игра

Театрализованная игра - исторически сложившееся обществен­ное явление, самостоятельный вид деятельности, свойствен­ный человеку.

Задачи театрализованных игр: Учить детей ориентироваться в пространстве, рав­номерно размещаться по площадке, строить диалог с партне­ром на заданную тему; развивать способность произвольно на­прягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое вни­мание, память, наблюдательность, образное мышление, фан­тазию, воображение, интерес к сценическому искусству; уп­ражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-этические качества.

Театр в жизни ребенка-это праздник, всплеск эмоций, сказ­ка; ребенок сопереживает, сочувствует, мысленно «прожива­ет» с героем весь его путь. В процессе игры развива­ются и тренируются память, мышление, воображение, фантазия, выразительность речи и движений. Все эти качества нужны для хорошей игры на сцене. Упражняя, например, освобожде­ние мышцы, нельзя забывать другие элементы: внимание, во­ображение, действие и т.д.

С первых дней занятий дети должны знать, что основой театрального творчества является «действие», что слова «актер», «акт», «активность» произошли от латинского слова «асио» - «действие», а сло­во «драма» на древнегреческом языке означает «совершаю­щее действие», то есть актер должен действовать на сцене, что-то делать.

Для начала можно разделить детей на две подгруппы: «ак­теров» и «зрителей». Группу «актеров» послать на сцену, пред­лагая каждому действовать (действия могут совершаться в оди­ночку, попарно); дав свободный выбор тематики действия (рассматривать картины, что-то искать, выполнять работу: пилить, носить воду и т. д.). «Зрители» внимательно следят за их действиями. Затем «актеры» становятся «зрителями», а «зрители» - «актерами». Педагог сначала дает детям возмож­ность охарактеризовать выполненные действия, а потом сам разбирает их и показывает, кто играл чувство, кто действо­вал механически, а кто был во власти штампа; объясняет зна­чение слова «штамп» (однажды и навсегда установленные фор­мы выражения, когда актеры подходят к разрешению сложных душевных процессов с внешней стороны, то есть копируют внешний результат переживания); рассказывает, что в сцени­ческом искусстве существует три главных направления: ре­месло, искусство представления, искусство переживания.

Педагог говорит детям, что активность проявляется на сцене в действии; в действии передается душа роли, и пе­реживание артиста и внутренний мир пьесы. По действиям и поступкам мы судим о людях, изображаемых на сцене, и понимаем кто они.

Так же детям следует объяснить, что творческая деятельность актера возникает и про­ходит на сцене в плоскости воображения (в жизни, созданной фантазией, художественным вымыслом). Задача артиста за­ключается в том, чтобы превратить вымысел пьесы в художе­ственную сценическую быль. Автор любой пьесы очень мно­гое не досказывает (что было с действующим лицом до начала пьесы, что делало действующее лицо между актами). Ремар­ки автор дает лаконичные (встал, ушел, плачет и т.д.). Все это артист должен дополнять вымыслом и воображением.

Воображение воскрешает то, что было пережито или уви­дено нами, знакомо нам. Воображение может создать и но­вое представление, но из обычного, реального жизненного явления. Воображение имеет два свойства:

Воспроизводить образы, пережитые ранее в действитель­ности:

Комбинировать части и все пережитое в разное время, со­четая образы в новом порядке, группируя их в новое целое.

Воображение должно быть активным, то есть должно ак­тивно толкать автора на внутреннее и внешнее действие, а для этого надо найти, нарисовать себе воображением такие условия, такие взаимоотношения, которые заинтересовали бы артиста и толкнули бы его к активному творчеству; кроме того нужна ясность цели, интересное задание. Дети должны с интересом и вниманием участвовать в ходе игры.

Внимание нужно артисту во время пребывания на сцене. Нужно быть внимательным во время своих реплик, поддерживать внимание во время пауз; особого внимания требуют реплики партнера.

Кроме внимания у детей очень важно развивать и эмоциональную память, так как на сцене он живет повторными чувствами, ранее пережитыми, знакомыми ему по жизненному опыту.

При общении с бутафорскими предметами актер должен при помощи эмоциональной памяти вызвать нужные ощущения, а вслед за ними и чувства. На сцене пахнет краской или клеем, а актер по ходу пьесы должен сыграть, что на сцене все настоящее.

Театрализованные игры повышают у детей интерес к театрализованной деятельности, повышает их актерское мастерство. И только через игру дети понимают, что от них хочет педагог по театрализованной деятельности.

Театрализованные игры для детей подготовительной к школе группы.

Игры на мышечное напряжение и расслабление

Кактус и ива

Цель. Развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться в пространстве, координировать движения, останавливаться точно по сигналу педагога.

Ход игры. По любому сигналу, например хлопку, дети начинают хаотично двигаться по залу, как в упражнении «Муравьи». По команде педагога «Кактус» дети останавливаются и принимают «позу кактуса» - ноги на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях, подняты над головой, ладони тыльной стороной повернуты друг к другу, пальцы растопырены, как колючки, все мышцы напряжены. По хлопку педагога хаотическое движение возобновляется, затем следует команда: «Ива». Дети останавливаются и принимают позу «ивы»: слегка разведенные в стороны руки расслаблены в локтях и висят, как ветви ивы; голова висит, мышцы шеи расслаблены. Движение возобновляется, команды чередуются.

Буратино и Пьеро

Цель. Развивать умение правильно напрягать и расслаблять мышцы.

Ход игры. Дети двигаются как в упражнении «Муравьи», по команде «Буратино» останавливаются в позе: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, раскрыты в сторону, кисти прямые, пальцы растопырены, все мышцы напряжены. Движение по залу возобновляется. По команде «Пьеро» - опять замирают, изображая грустного Пьеро: голова висит, шея расслаблена, руки болтаются внизу. В дальнейшем можно предложить детям двигаться, сохраняя образы деревянного крепкого Буратино и расслабленного, мягкого Пьеро.

Снеговик

Цель. Умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса.

Ход игры. Дети превращаются в снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к ругу, все мышцы напряжены. Педагог говорит: «Пригрело солнышко, под его теплыми весенними лучами снеговик начал медленно таять». Дети постепенно расслабляют мышцы: опускают бессильно голову, роняют руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, падают на пол, полностью расслабляясь.

Гипнотизер

Цель. Обучение полному расслаблению мышц всего тела.

Ход игры. Педагог превращается в гипнотизера и проводит в сеанс усыпления»; делая характерные плавные движения рунами, он говорит: «Спите, спите, спите... Ваши голова, руки, и ноги становятся тяжелыми, глаза закрываются, вы полностью расслабляетесь и слышите шум морских волн». Дети постепенно опускаются на ковер, ложатся и полностью расслабляются.

Можно использовать аудиокассету с музыкой для медитации и релаксации.

Игра: «Пантомимы»

Цель: учить детей элементам искусства пантомимы, развивать выразительность мимики. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании выразительного образа.

1. Одеваемся на улицу. Раздеваемся.

2. Много снега - протопчем тропинку.

3. Моем посуду. Вытираем.

4. Мама с папой собираются в театр.

5. Как падает снежинка.

6. Как ходит тишина.

7. Как скачет солнечный зайчик.

8. Жарим картошку: набираем, моем, чистим, режем, жарим, едим.

9. Едим щи, попалась вкусная косточка.

10. Рыбалка: сборы, поход, добывание червей, закидывание удочки, лов.

11. Разводим костер: собираем разные ветки, колем щепочки, зажигаем, подкладываем дрова. Потушили.

12. Лепим снежки.

13. Расцвели, как цветы. Завяли.

14. Волк крадется за зайцем. Не поймал.

15. Лошадка: бьет копытом, встряхивает гривой, скачет (рысью, галопом), приехала.

16. Котенок на солнышке: жмурится, нежится.

17. Пчела на цветке.

18. Обиженный щенок.

19. Обезьяна, изображающая вас,

20. Поросенок в луже.

21. Наездник на лошади.

22. Невеста на свадьбе. Жених.

23. Бабочка порхает с цветка

на цветок.

24. Зуб болит.

25. Принцесса капризная, величественная.

26. Бабушка старенькая, хромает.

27. Холодно: мерзнут ноги, руки, тело.

28. Ловим кузнечика. Ничего не получилось.

29. Сосулька.

У нас под крышей

Белый гвоздь висит (руки подняты вверх).

Солнце взойдёт -

Гвоздь упадет (расслабленные руки падают вниз, присесть).

30. Теплый луч упал на землю и согрел зернышко. Из него проклюнулся росток. Из него вырос прекрасный цветок. Он нежится на солнце, подставляет теплу каждый лепесток, поворачивая головку к солнцу.

31. Стыдно: брови приподняты вверх и сведены, плечи приподняты.

32. Я не знаю.

33. Гадкий утенок, его все гонят (голова опущена, плечи сведены назад).

34. Я - страшная гиена, Я - гневная гиена.

От гнева на моих губах Всегда вскипает пена.

35. Пожарить глазунью. Съесть.

36. «Мы в лесу». Звучит «Сладкая греза» П.И. Чайковского. Все дети выбирают себе образ на заданную тему, придумывают сюжет и воплощают его в движениях. Музыка остановилась, и дети остановились, взрослый задает вопросы детям.

Ты кто? - Жучок. - Что делаешь? - Сплю. И т.д.

Игры - этюды:

Цель: развивать детское воображение. Обучать детей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.

1. Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде носить ее с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»). Но это же мама - простили, улыбнулись (зубы сомкнуты).

2. Представьте себя собачкой в будке. Серьезная собачка. Ага, кто-то идет, надо предупредить (рычим).

3. Берем снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла.

4. Я работник сладкий,

Целый день на грядке:

Ем клубнику, ем малину,

Чтоб на всю наесться зиму...

Впереди арбузы - вот!..

Где мне взять второй живот?

5. На носочках я иду -

Маму я не разбужу.

6. Ах, какой искристый лед, А по льду пингвин идет.

7. Мальчик гладит котенка, который прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трется головой о руки мальчика.

8. У ребенка в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Он угощает товарищей, которые берут и благодарят. Разворачивают фантики, кладут конфеты в рот, жуют. Вкусно.

9. Жадный пес

Дров принес,

Воды наносил,

Тесто замесил,

Пирогов напек,

Спрятал в уголок

И съел сам.

Гам, гам, гам!

10. Мама сердито отчитывает своего сына, промочившего ноги в луже

11. Дворник ворчит, выметая из подтаявшего снега прошлогодний мусор.

12. Весенний снеговик, которому весеннее солнце напекло голову; испуганный, ощущает слабость и недомогание.

13. Корова, тщательно пережевывающая первую весеннюю травку. Спокойно, с наслаждением.

14. Был у зайца дом как дом

Под развесистым кустом

И доволен был косой:

Крыша есть над головой! -

А настала осень,

Куст листочки сбросил,

Дождь как из ведра полил,

Заяц шубу промочил. –

Мерзнет заяц под кустом:

Никудышный этот дом!

15. Шерсть чесать - рука болит,

Письмо писать - рука болит,

Воду носить - рука болит,

Кашу варить - рука болит,

А каша готова - рука здорова.

16. У забора сиротливо

Пригорюнилась крапива.

Может, кем обижена?

Подошел поближе я,

А она-то, злюка,

Обожгла мне руку.

17. Шар надутый две подружки

Отнимали друг у дружки.

Весь перецарапали! Лопнул шар,

А две подружки посмотрели -

Нет игрушки, сели и заплакали...

18. Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст?

Как быть без хруста, Если я - капуста.

(Руки отведены в стороны ладонями вверх, плечи приподняты, рот раскрыт, брови и веки приподняты.)

19. Полюбуемся немножко,

Как ступает мягко кошка.

Еле слышно: топ-топ-топ

Хвостик книзу: оп-оп-оп.

Но, подняв свой хвост пушистый,

Кошка может быть и быстрой.

Ввысь бросается отважно,

А потом вновь ходит важно.

Игры на развитие выразительной мимики .

Цель: учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.

1. Соленый чай.

2. Ем лимон.

3. Сердитый дедушка.

4. Лампочка потухла, зажглась.

5. Грязная бумажка.

6. Тепло-холодно.

7. Рассердились на драчуна.

8. Встретили хорошего знакомого.

9. Обиделись.

10. Удивились.

11. Испугались забияку.

12. Умеем лукавить (подмигивание).

13. Показать, как кошка выпрашивает колбасу (собака).

14. Мне грустно.

15. Получить подарок.

16. Две обезьяны: одна гримасничает - другая копирует первую.

17. Не сердись!

18. Верблюд решил, что он жираф,

И ходит, голову задрав.

У всех он вызывает смех,

А он, верблюд, плюет на всех.

19. Встретил ежика бычок

И лизнул его в бочок.

А лизнув его бочок,

Уколол свой язычок.

А колючий еж смеется:

В рот не суй что попадется!

20. Будь внимателен.

21. Радость.

22. Восторг.

23. Я чищу зубы.

Превращение предмета

Ход игры. Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:

а) карандаш или палочка - ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т.д.;

б) маленький мячик - яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т.д.;

в) записная книжка - зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра.

Можно превращать стул или деревянный куб, тогда дети должны оправдывать условное название предмета.

Например, большой деревянный куб может быть превращен в королевский трон, клумбу, памятник, костер и т.д.

Превращение комнаты

Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию

Ход игры. Дети распределяются на 2-3 группы, и каждая из них придумывает свой вариант превращения комнаты. Остальные дети по поведению участников превращения отгадывают, во что именно превращена комната.

Возможные варианты, предложенные детьми: магазин, театр, берег моря, поликлиника, зоопарк, замок Спящей красавицы, пещера дракона и т.д.

Превращение детей

Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию

Ход игры. По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, грибы, игрушки, бабочек, змей, лягушек, котят и т.д. Педагог может сам превратиться в злую волшебницу и превращать детей по своему желанию.

День рождения

Цель. Развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Ход игры. С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки.

С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили дарить.

Не ошибись

Цель. Развивать чувство ритма, произвольное внимание, координацию.

Ход игры. Педагог в разных сочетаниях и ритмах чередует хлопки в ладоши, притопы ногой и хлопки по коленям. Дети повторяют вслед за ним. Постепенно ритмические рисунки усложняются, а темп убыстряется.

Как живешь?

Цель, Развивать быстроту реакции, координацию движений, умение владеть жестами.

Ход игры.

Педагог Дети

Как живешь? - Вот так! С настроением показать

большой палец.

А плывешь? - Вот так! Любым стилем.

Как бежишь? - Вот так! Согнув руки в локтях, притопнуть поочередно ногами.

Вдаль глядишь? - Вот так! Руки «козырьком» или «биноклем» к глазам.

Ждешь обед? - Вот так! Поза ожидания, подпереть щеку рукой.

Машешь вслед? - Вот так! Жест понятен.

Утром спишь? - Вот так! Ручки под щечку.

А шалишь? - Вот так! Надуть щечки и хлопнуть по ним кулачками.

(По Н.Пикулевой)

Тюльпан

Цель. Развивать пластику рук.

Ход игры. Дети стоят врассыпную в основной стойке, руки внизу, ладони вниз, средние пальцы соединены.

1. Утром тюльпан раскрывается Соединяя ладони, поднять руки к подбородку, раскрыть ладони, локти соединить.

2. На ночь закрывается Соединяя ладони, опустить руки вниз.

3. Тюльпанное дерево Внизу соединить тыльные стороны ладоней и поднимать руки над головой.

4. Раскидывает свои Руки сверху раскинуть в стороны, ветви ладони вверх.

5. И осенью листики опадают Повернуть ладони вниз и мягко опускать вниз, чуть перебирая пальцами.

Ежик

Цель. Развитие координации движений, ловкости, чувства ритма.

Ход игры. Дети лежат на спине, руки вытянуты вдоль головы, носки ног вытянуты.

1. Ежик съежился, Согнуть ноги в коленях, прижать

свернулся, к животу, обхватить их руками,

нос в колени.

2. Развернулся... Вернуться в исх. п.

3. Потянулся. Поворот на живот через правое плечо.

4. Раз, два, три, четыре, пять... Поднять прямые руки и ноги вверх, потянуться за руками.

5. Ежик съежился опять!.. Поворот на спину через левое плечо, обхватить руками ноги,

согнутые в коленях, нос в колени.

Марионетки

Цель. Развивать умение владеть своим телом, ощущать импульс.

Ход игры. Дети стоят врассыпную в основной стойке. По хлопку педагога они должны импульсивно, очень резко принять какую-либо позу, по второму хлопку - быстро принять новую позу и т.д. В упражнении должны участвовать все части тела, менять положение в пространстве (лежа, сидя, стоя).

В «Детском мире»

Цель. Развивать воображение и фантазию, учить создавать образы с помощью выразительных движений.

Ход игры. Дети распределяются на покупателей и игрушки, выбирают ребенка на роль продавца. Покупатели по очереди просят продавца показать ту или иную игрушку. Продавец заводит ее ключом. Игрушка оживает, начинает двигаться, а покупатель должен отгадать, что это за игрушка. Затем дети меняются ролями.

Одно и то же по-разному

Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию.

Ход игры. Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек «идет», «сидит», «бежит», «поднимает руку», «слушает» и т.д.

Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному.

Дети делятся на 2-3 творческие группы, и каждая получает определенное задание.

I группа - задание «сидеть». Возможные варианты:

а) сидеть у телевизора;

б) сидеть в цирке;

в) сидеть в кабинете у зубного врача;

г) сидеть у шахматной доски;

д) сидеть с удочкой на берегу реки и т.п.

II группа - задание «идти». Возможные варианты:

а) идти по дороге, вокруг лужи и грязь;

б) идти по горячему песку;

в) идти по палубе корабля;

г) идти по бревну или узкому мостику;

д) идти по узкой горной тропинке и т.д.

III группа - задание «бежать». Возможные варианты:

а) бежать, опаздывая в театр;

б) бежать от злой собаки;

в) бежать, попав под дождь;

г) бежать, играя в жмурки и т.д.

IV группа - задание «размахивать руками». Возможные варианты:

а) отгонять комаров;

б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;

в) сушить мокрые руки и т.д.

V группа - задание «Ловить зверюшку». Возможные варианты:

б) попугайчика;

в) кузнечика и т.д.

Угадай, что я делаю

Цель. Оправдать заданную позу, развивать память, воображение.

Ход игры. Педагог предлагает детям принять определенную позу и оправдать ее.

1. Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: кладу книгу на полку; достаю конфету из вазы в шкафчике; вешаю куртку; украшаю елку и т.п.

2. Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед. Ищу под столом ложку; наблюдаю за гусеницей; кормлю котенка; натираю пол.

3. Сидеть на корточках. Смотрю на разбитую чашку; рисую мелом.

4. Наклониться вперед. Завязываю шнурки; поднимаю платок, срываю цветок.

Что слышишь?

Цель. Тренировать слуховое внимание.

Ход игры. Сидеть спокойно и слушать звуки, которые прозвучат в комнате для занятий в течение определенного времени. Вариант: слушать звуки в коридоре или за окном.

Запомни фотографию

Цель. Развивать произвольное внимание, воображение и фантазию, согласованность действий.

Ход игры. Дети распределяются на несколько групп по 4-5 человек. В каждой группе выбирается «фотограф». Он располагает свою группу в определенном порядке и «фотографирует», запоминая расположение группы. Затем он отворачивается, а дети меняют расположение и позы. «Фотограф» должен воспроизвести изначальный вариант. Игра усложняется, если предложить детям взять в руки какие-нибудь предметы или придумать, кто и где фотографируется.

Кто во что одет?

Цель. Развивать наблюдательность, произвольную зрительную память.

Ход игры. Водящий ребенок стоит в центре круга. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и поют на мелодию русской народной песни «Как у наших у ворот».

Для мальчиков:

В центр круга ты вставай и глаза не открывай. Поскорее дай ответ: Ваня наш во что одет?

Для девочек:

Ждем мы твоего ответа: Машенька во что одета?

Дети останавливаются, а водящий закрывает глаза и описывает детали, а также цвет одежды названного ребенка.

Телепаты

Цель. Учить удерживать внимание, чувствовать партнера.

Ход игры. Дети стоят врассыпную, перед ними водящий ребенок - «телепат». Он должен, не используя слова и жесты, связаться только глазами с кем-либо из детей и поменяться с ним местами. Игру продолжает новый «телепат». В дальнейшем можно предложить детям, меняясь местами, поздороваться или сказать друг другу что-нибудь приятное. Продолжая развивать игру, дети придумывают ситуации, когда нельзя шевелиться и разговаривать, но необходимо позвать к себе партнера или поменяться с ним местами. Например: «В разведке», «На охоте», «В царстве Кощея» и т.п.

Воробьи – вороны

Цель. Развивать внимание, выдержку, ловкость.

Ход игры. Дети распределяются на две команды: «Воробьи» и «Вороны»; затем становятся в две шеренги спинами друг к другу. Та команда, которую называет ведущий, ловит; команда, которую не называют, - убегает в «домики» (на стулья или до определенной черты). Ведущий говорит медленно: «Во - о-ро - о...». В этот момент готовы убегать и ловить обе команды. Именно этот момент мобилизации важен в игре.

Более простой вариант: та команда, которую называет ведущий, хлопает в ладоши или начинает «летать» по залу врассыпную, а вторая команда остается на месте.

Тень

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, воображение, фантазию.

Ход игры. Один ребенок - водящий ходит по залу, делая произвольные движения: останавливается, поднимает руку, наклоняется, поворачивается. Группа детей (3-5 человек), как тень, следует за ним, стараясь в точности повторить все, что он делает. Развивая эту игру, можно предложить детям объяснять свои действия: остановился потому, что впереди яма; поднял руку, чтобы поймать бабочку; наклонился, чтобы сорвать цветок; повернулся, так как услышал чей-то крик; и т.д.

Поварята

Цель. Развивать память, внимание, фантазию.

Ход игры. Дети распределяются на две группы по 7-8 человек. Одной группе «поварят» предлагается сварить первое блюдо (что предложат дети), а второй, например, приготовить салат. Каждый ребенок придумывает, чем он будет: луком, морковью, свеклой, капустой, петрушкой, перцем, солью и т.п. - для борща; картофелем, огурцом, луком, горошком, яйцом, майонезом - для салата. Все становятся в общий круг - это кастрюля - и поют песню (импровизацию):

Сварить можем быстро мы борщ или суп

И вкусную кашу из нескольких круп,

Нарезать салат иль простой винегрет,

Компот приготовить.

Вот славный обед.

Дети останавливаются, а ведущий называет по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя ребенок впрыгивает в круг. Когда все «компоненты» блюда окажутся в круге, ведущий предлагает приготовить следующее блюдо. Игра начинается сначала. В следующее занятие детям можно предложить приготовить кашу из разных круп или компот из разных фруктов.

Вышивание

Цель. Тренировать ориентировку в пространстве, согласованность действий, воображение.

Ход игры. С помощью считалки выбирается ведущий - «иголка», остальные дети становятся, держась за руки, за ним - «нитка». «Иголка» двигается по залу в разных направлениях, вышивая различные узоры. Темп движения может меняться, «нитка» не должна рваться. Усложняя игру, на пути можно поставить препятствия, разбросав мягкие модули.

Игры-драматизации:

1. Игра-драматизация «Дунюшка»
Воспитатель читает детям потешку "Дунюшка", дети совместно с воспитателем заучивают её.
«Дунюшка»
Дунюшка, вставай, уже день занимается.
Пусть занимается, у него до вечера много дел.
Вставай, Дунюшка, уже солнышко всходит.
Пусть всходит, ему далеко бежать.
Вставай, Дунюшка, уже каша готова.
Матушка, да я уже за столом сижу!
Ход игры.
Дети распределяют роли и инсценируют потешку.(Действующие лица – мама и дочка):
Мама : «Дунюшка, вставай, уже день занимается».
Дочка: «Пусть занимается, у него до вечера много дел».
Мама: Вставай, Дунюшка, уже солнышко всходит.
Дочка: Пусть всходит, ему далеко бежать.
Мама: Вставай, Дунюшка, уже каша готова.
Дочка: Матушка, да я уже за столом сижу!

2. Игра-драматизация «Идёт кисонька из кухни».
Песенку «Идёт кисонька из кухни» (слова народные) нужно выучить заранее. Это вызовет интерес к игре, радостное ожидание её.
«Идёт кисонька из кухни».
Идёт кисонька из кухни,
У ней глазоньки опухли.
Повар пеночку слизал
И на кисоньку сказал…
Ход игры.
Дети сидят на стульях. Из-за дверей выходит ребенок, выполняющий роль кисоньки. На нем передничек, на шее бант. Кисонька проходит мимо детей. Она очень печальна, вытирает лапкой слезы.
Дети читают стихи:
Идёт кисонька из кухни,
У ней глазоньки опухли.
О чем, кисонька, ты плачешь?
Киска: (останавливается и плача отвечает детям):
Повар пеночку слизал
И на кисоньку сказал…
Воспитатель её утешает, гладит, предлагает кому-нибудь из ребят также пожалеть кисоньку, напоить её молоком. Варианты концовки могут быть разными.

3. Игра-драматизация «Вреднуля, Жаднуля и Пачкуля» («Полезные сове­ты» Г. Остер)
Дети сидят полукругом. Педагог читает детям отрывок из «Полезных советов» Г.Остера, затем дети заучивают его:
Если вас зовут за столик,
Гордо прячьтесь под диван,
И лежите там тихонько,
Чтоб не сразу вас нашли.
А когда из-под дивана
Будут за ноги тащить,
Вырывайтесь и кусайтесь,
Не сдавайтесь без борьбы.
В разговоры не вступай:
Ты во время разговора
Если вдруг дадут орехи,
Сыпь их бережно в карман,
Трудно будет вынимать.
Ход игры.
Педагог: Ребята давайте разыграем смешные истории, дети вместе с педагогом распределяют роли Вреднули, Жаднули и Пачкули.
Вреднуля:
Если руки за обедом
Вы испачкали салатом,
И стесняетесь о скатерть
Пальцы вытереть свои,
Опустите незаметно
Вытирайте ваши руки
Об соседские штаны.
Жаднуля:
Сесть старайся рядом с тортом,
В разговоры не вступай:
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.
Если вдруг дадут орехи,
Сыпь их бережно в карман,
Но не прячь туда варенье -
Трудно будет вынимать.
Пачкуля:
Если руки за обедом
Вы испачкали салатом,
И стесняетесь о скатерть
Пальцы вытереть свои,
Опустите незаметно
Их под стол, и там спокойно
Вытирайте ваши руки
Об соседские штаны.

4.Игра – драматизация «Хорошо спрятанная котлета» (Г. Остер).
Прочитать детям сказку «Хорошо спрятанная котлета» (Г. Остер):
Щенок пришёл к котёнку на чердак и принёс котлету.
- Посмотри, чтоб никто не утащил мою котлету, - попросил щенок. - Я
немножко поиграю во дворе, а потом приду и съем её.
- Ладно, - согласился котёнок Гав.

Котёнок остался сторожить котлету. На всякий случай, он накрыл котлету коробкой из-под торта.
И тут прилетела муха. Пришлось её прогнать.
Кот, который отдыхал на крыше, вдруг почуял очень знакомый и вкусный
запах.
- Так вот откуда пахнет котлетами... - сказал кот и просунул в щель
когтистую лапу.
«Ой! - подумал котёнок Гав. - Котлету надо спасать...»
- Где моя котлета? - спросил щенок.
- Я её спрятал! - сказал котёнок Гав.
- А её никто не найдёт?
- Не волнуйся! - уверенно сказал Гав. - Я её очень хорошо спрятал. Я
её съел.
Ход игры.
Дети совместно с воспитателем выбирают детей на роли щенка и котёнка и инсценируют сказку:
Воспитатель: (зовёт щенка, причмокивая губами.) На! На! Выбегает Щенок.
Щенок (ритмично открывая рот). Гав-тяв, тяв-тяв-тяв! (Убегает, приплясывая)
Воспитатель: (Зовёт Котенка). Кис! Кис! Выбегает Котенок.
Котенок (умывается лапкой, оглядывается вокруг). Мяу! Мяу! (Уходит.)
Выбегает Щенок, в зубах у него котлета.
Воспитатель: Щенок принес котлету на чердак, положил ее в уголок.
Щенок кладёт котлету слева.
Щенок (пугливо озираясь). Гав!
Воспитатель: Позвал он котенка.
Медленно и лениво потягиваясь, выходит Котенок.
Щенок (повернувшись к котенку). Посмотри, пожалуйста, чтобы никто не утащил мою котлету, а я немножко поиграю во дворе, а потом ее съем.
Котенок ( внимательно слушает, кивает). Хорошо!
Щенок убегает. Котенок подкрадывается к котлете, хватает ее лапками.
Котенок. Мя-у! Мяу-мяу! (Радостно убегает)
Воспитатель: Щенок играл во дворе. Выбегает Щенок.
Щенок. Ав-ав! Ав-ав-ав! Выходит Котенок .
Котенок (сыто, довольно похлопывает себя лапкой по животу). Мя-у!
Щенок. Гав!
Воспитатель: Заволновался Щенок.
Щенок . Почему ты оставил мою котлету без присмотра?
Котенок. Я ее спрятал!
Щенок. А вдруг ее кто-нибудь найдет?
Котенок (успокаивающе махнув лапкой). Не волнуйся.
Воспитатель: Уверенно сказал Котенок.
Котенок. Я ее очень хорошо спрятал! (Похлопывает себя по животу.) Я ее… (широко открывает и закрывает рот) съел. (Поглаживает себя по животу.)
Щенок поворачивается к Котенку, секунду остолбенело стоит с широко открытым ртом, потом бросается с лаем на Котенка. Котенок сердито фыркает, шипит и убегает, закрыв лапками голову. Щенок опускает голову и, жалобно повизгивая, уходит .
Возможен и другой вариант этой инсценировки - на двух исполнителей (без слов воспитателя).
Первый вариант труднее для детей тем, что им чаще приходится вступать в речь, постоянно переключать внимание с одного действующего лица на другое.
Второй вариант легче, так как сокращается количество участников и оба исполнителя говорят непосредственно друг за другом. Зато равномернее и больше речевая нагрузка на каждого. Для образца предлагаем начало инсценировки.
Выбегает Щенок., Кланяется.
Появляется Котенок. Кланяется.
Щенок и Котенок разбегаются и убегают в разные стороны
Щенок (держит котлету в лапках, озирается , кладет, прижимает лапкой, как бы закапывает и тихо говорит Котенку,выбегает Котенок, смотрит на Щенка) : Гав! Посмотри, пожалуйста, чтобы никто не утащил мою котлету. И т. д.

Нина Солдатенко
«Игра - драматизация в воспитании дошкольника».

Поговорим об играх драматизациях

Ни одна сторона педагогической работы не вызывает у воспитателя столько трудностей , сколько руководство играми детей . Они возникают иногда из-за одностороннего понимания роли игры, преувеличения ее дидактического значения и недооценки влияния на воспитание детей . Это относится к играм- драматизациям

В отдельных дошкольных учреждениях игры- драматизации похожи на подготовительные инсценировки с разученными заранее ролями или отсутствуют совсем. При отборе конкретного содержания, приемы педагогического руководства воспитатели не всегда помнят , что творчество дошкольника имеет свои , специфические, связанные с возрастом особенности, что детское творчество носит особый игровой характер, который сохраняется даже в том, случае, если дети разыгрывают спектакль на литературный сюжет.

Драматизировать - значит представить, разыграть в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность эпизодов. Игра драматизация - это своеобразный и самостоятельно существующий вид игровой деятельности. Она отличается от обычной сюжетно-ролевой деятельности тем, что создаётся по готовому сюжету, взятому из книги. План игры, последовательности действий определены заранее. Такая игра труднее для детей , чем подражание тому, что они видят в жизни : требуется представить образы героев, их поведение, хорошо помнить ход действия, требуется и определенный запас знаний, умений, навыков, поэтому данный вид игровой деятельности приобретает развернутый характер только в старшем дошкольном возрасте .

При целенаправленном руководстве воспитателя эти игры имеют большое значение. Они обогащают детей впечатлениями, воспитывают интерес и любовь к литературе, родному слову. Участие в инсценировке представляет участниками широкий простор для проявления инициативы и

творчества, так как игровые действия следует создать, воплотить у каких-то движениях, мимике, интонациях - ведь они не даны в произведении в готовом виде. Ребенку надо представить себя на месте изображаемого персонажа, проникнуть его чувствами, переживаниями, чтобы передать соответствующий образ. Обсуждение событий, поступков, характеров действующих лиц в сочетании с поисками событий, действующих лиц приемов передачи образа выбывает чувство сопереживания, побуждает детей пристально всматриваться в окружающий мир, учить различать добро и зло в человеческих отношениях, т. е. активно способствует становлению личности, формированию у ребенка высоких нравственных критериев и оценок.

Руководство воспитателя играми детей должно быть направлено на развитие у них способностей, на обучение их умениям и навыкам, необходимым для этой деятельности.

При отборе литературных произведений для игры-драматизации необходимо учитывать, что детей дошкольного возраста , прежде всего, привлекают динамичный и занимательный сюжет, наличие диалогов, коротких монологов, яркий художественный язык. Произведения должны быть близки детям по содержанию, легки для воплощения; важно, чтобы в них были выражены переходы от одного события к другому, чтобы персонажи были наделены активными действиями.

Особенно любят дошкольники народные сказки . Для них характерны драматический конфликт , острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие и выразительные диалоги, простота и образность языка. Дети старшего дошкольного возраста с большим удовольствием драматизируют такие сказки , как «Лиса, заяц и петух» , «Лисичка со скалочкой» , «Волк и семерок озлят» «Теремок» и др.

Очень привлекают детей произведения с веселым сюжетом, где главными действующими лицами являются животные-детеныши, например «Цыпленок и утенок» , «Кто сказал «мяу» , «Мышонок и карандаш» ,.

Целесообразно на первых порах отбирать для драматизации произведения , требующие ограниченных действий. Для детей средней группы хороши народные потекши, например, «Кисонька-мурысенька» , «Где мой пальчик?» и др. Переживания, несложные действия этих произведений близки жизненному опыту детей, что облегчает произведение игры на первых порах.

Вся подготовительная работа по подведению детей к драматизации должна осуществляться поэтапно.

Вначале на занятиях по развитию речи в процессе чтения и рассказывания произведения дети знакомятся с текстом. Затем воспитатель предлагает им прослушать его записи на пластинке. Это помогает дошкольникам лучше понять содержание, дать правильную оценку героям. В дальнейшем они упражняются в пересказе, импровизации диалогов (с детьми не стоит заучивать тест, так как это затормаживает их свободную речь и действия, сковывает и связывает творческие проявления).

Задачей воспитателя на этом этапе является формирование у детей желания принять участие в игре, интереса к нему, к тому, что надо делать, куда идти, что говорить. Постепенно для детей становится существенным не только то, что надо выполнять, но и как выполнять. Этому помогает рассматривание иллюстраций, экскурсии, прогулки, в процессах которых дошкольники имеют возможность присмотреться к повадкам собаки, прислушаться к крику петуха, заметить особенности поведения кошки и т. д. Интерес к качеству выполнения роли содействует тому, что дети начинают критически относиться к другим участникам игры, а также видеть собственные недочеты и достижения.

Однако при наблюдении за детьми в процессе игры выявляется большой разрыв между интересными замыслами и их реализацией. Ребята подробно описывают его внешние признаки. В исполнении же дети не могут передать те качества литературного героя, о котором сами с таким увлечением говорили.

Опыт показал, что неуверенность и скованность детских проявлений сглаживается по мере того, как дети приобретают необходимые умения и навыки : отчетливо говорить, регулировать силу и высоту голоса, изменять темп речи; правильно ходить, бегать, прыгать; ловко и уверенно действовать.

Речевые и двигательные умения у детей развиваются на разных занятиях и направлены на выполнение «Программы воспитания в детском саду » . В процессе самостоятельной деятельности, в часы досуга они углубляются и совершенствуют свои знания, упражняются в освоении выразительных средств исполнения.

Уровень способностей детей не может быть одинаковым, поэтому так важна индивидуальная работа с каждым ребенком при подготовке его к исполнительской работе, деятельности.

Формирование выразительных средств, для воплощения замысла предполагает выработку навыка выразительного чтения и рассказывания, накопление двигательного опыта в передаче различных по характеру образов, формирования чувства партнерства.

передавать интонацией удивление, радость, печаль, страх. Например, детям можно дать такие задания : передать голосом игривость и веселость главных персонажей из сказки С. Михалков «Три поросенка» , исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят» .

Помогает и следующие упражнение : одни ребенок произносит слова разных персонажей.

Воспитатель придумывает целый комплекс творческих заданий, направленных на развитие двигательной активности детей. Задача педагога состоит в том, чтобы дошкольники проявляли инициативу, оригинальную выдумку.

Детям можно предложить игры-упражнения такого типа : представьте, а за тем покажите, как умывается кошка, как тяжело и неуклюже передвигается медведь, после зимней спячки, как бежит по лесу осторожная хитрая лиса и т. д.

В дальнейшем творческие задания приобретают более сложный характер, например, самостоятельно выбрать и представить какое-нибудь животное, птицу в определенном состоянии, движении. Окружающие должны догадаться, кого ребенок представляет. Детям обычно нравиться коллективное обсуждение в разыгрываемых сценах, где происходит подробный анализ поведения героев.

Практика показала, что совмещение в игре речи и движений, речи и жестов сложно для дошкольников , при этом у них нарушается согласованность действий. Помощь в преодолении этих затруднений помогут следующие задания; представить себя кем-нибудь, показать и рассказать о себе, например; «Я медвежонок, хожу, переваливаясь (показать, я маленький неуклюжий (показать, люблю, есть малину и очень люблю мед». Представить рассказать, как бабушка печет колобок; что делают дедушка и бабушка после того, как колобок от них укатился и т. д.

Эти задания помогут детям предать настроение, характер образа, дают возможность найти связь между словами и действиями, глубже войти в роль, передать образу индивидуальные, неповторимые черты.

Детям можно предложить коллективное воспроизведение текста , когда каждый участник произносит слова только своей роли. В этом случае большое значение имеет сохранение размеренного темпа чтения текста по ролям. Перед детьми ставится задача произносить свой текст, своевременно, без промедлений и неоправданных пауз. Это задание помогает им приобрести навык совместных действий.

Учитывая, что дошкольники очень любят импровизировать, воспитателю следует поощрять их , но необходимо следить за тем, чтобы дети не искажали главной мысли и сути произведения. Импровизируя, дети самостоятельно распределяются по группам, выбирают конкретный эпизод им знакомой сказки, рассказа, распределяют между собой роли и показывают

сценку друг другу. Таким образом, они постепенно подготавливаются к драматизации того или иного произведения.

Игра- драматизация требует обдуманной организации детей. Их следует

делить на небольшие группы по числу персонажей, действующих в произведении. Игра проводится с каждым составом участников. Как показала практика, этот способ удобен и рационален, способствует активизации детей. Одна группа действует, другие в это время следят за ними.

Как уже было отмечено выше, знакомство с текстом, обыгрывание отдельных сценок диалогов, исполнение творческих заданий на развитие речевой и двигательной выразительности, а также рисование декораций, изготовление костюмов, атрибутов - все это осуществляется в самых различных видах детской деятельности : на занятиях по развитию речи, музыкальному воспитанию , изобразительной деятельности вне занятий.

При подготовке к спектаклю на первых порах воспитатель сам в присутствии детей выполняет все необходимые операции, подбирает атрибуты, рисует декорации, изготавливает элементы костюмов, распределяет роли, упражняет детей в диалогических сценках. Но позже, к концу года, старшие дошкольники под руководством взрослого выбирают хорошо знакомый сюжет, решают вопрос о ведущем, подробно уточняют возможные атрибуты, костюмы, декорации.

В подготовительной к школе группе дети учатся самостоятельно выбирать сказку, распределять между собой обязанности, решать, кому быть ведущим, самостоятельно обсуждать, какие атрибуты и декорации необходимы для той или иной игры-драматизации , и подготавливают их. В процессе этой работы у детей появляется уверенность в своих силах, они

начинают творчески комбинировать и применять полученные знания, умения и навыки.

Задача педагога на этом этапе заключается в том, чтобы поддержать у детей интерес к будущему представлению, своевременно и осторожно напоминать, умело регулировать их самостоятельную деятельность.

Таким образом, игра- драматизация при соответствующем руководстве педагога может стать эффективным средством эстетического воспитания детей , развития их художественных способностей.