Светицховели в альтернативной науке. Поездка в Мцхету

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Православный кафедральный собор
Светицховели
41°50′31″ с. ш. 44°43′16″ в. д. H G Я O
Страна Грузия Грузия
Местоположение Мцхета
Конфессия Православие (Грузинская Православная Церковь)
Епархия Мцхетско–Тбилисская
Дата основания XI век
Строительство - годы
Реликвии и святыни риза Иисуса Христа
Состояние Действует
Светицховели на Викискладе

История

Среди сохранившихся исторических сооружений Светицховели является самым большим в Грузии. На протяжении веков является центром христианской Грузии. Ещё в IV веке принявший христианство царь Мириан III по совету равноапостольной Нины выстроил первую в Грузии деревянную церковь, которая не дошла до сегодняшних дней.

Одним из устоев храма служил кедр , обозначавший место захоронения ризы Христовой («нешвенного хитона»). Во II половине V века благочестивый царь Вахтанг I Горгасал выстроил на месте этой церкви базилику , верхние устои которой были вскрыты советскими исследователями (руководитель В. Цинцадзе) в 1970-е гг. и оставлены для всеобщего обозрения.

Упоминание в литературе

В классической литературе Грузии одним из ярких произведений является роман «Десница великого мастера » классика литературы Константина Гамсахурдия , повествующий о строительстве храма и об одновременно связанном с этим событием становлении Грузии. Эпическое произведение детально описывает процесс строительства храма, становления христианства в Грузии и грузинского государства.

Источники

  • Беридзе В. Архитектура древней Грузии. - Тб. , 1974.
  • Губинашвили Г. Архитектура Грузии средних веков и его три главных кафедрала. - Тб. , 1925.
  • Гвердцители Р. Мцхета. - Тб. , 1962.

Но главное архитектурное сооружение в городе - Кафедральный собор Светицховели , который был возведён здесь в XI веке (1010 - 1029 гг.) на месте более древнего храма IV-V веков. Собор Светицховели второй по величине храм в стране, после недавно освященного собора Святой Троицы в Тбилиси.

Такой огромный храм был построен в честь Двенадцати Апостолов. С этим строительством связано одно предание. Главным зодчим храма был Арсукидзе, который происходил из бедной семьи. По окончании строительства оказалось, что построенный им шедевр значительно превосходит творения его учителя. Тогда оскорбленный учитель оклеветал ученика, и мастеру отрубили руку. По другой версии, руку Арсукидзе отсекли по приказу царя, чтобы никогда не смог он построить ничего подобного Светицховели. Легенду подтверждает факт того, что над одной из арок фасада собора помещен рельеф с изображением руки, держащей угольник. Надпись под рельефом гласит: «Рука раба Божьего Арсукидзе. Помяните».


Светицховели строили с 1010 по 1029 годы, и таким образом он почти современник Софийского Собора в Новгороде. Строить тогда было принято монументально - Светицховели довольно велик. За всю долгую историю Светицховели не раз разрушали, перестраивали и реставрировали. Но в целом Свеицховели все же сохранил свой первоначальный облик.

В ходе реставрации Светицховели в 1970-71 годах, под руководством Цинцадзе, было найдено основание базилики, построенной в конце V века царем Вахтанг Горгасали. Каменные бычьи головы - это остатки той самой базилики.

Дресс-код, который не особо соблюдается. Да и фотоаппаратам туристы пользуются без ограничений.

Название храма Светицховели традиционно переводят как "животворящий столб". Свети - это столб, а Цховели - живой или чудотворный. Близкий по значению глагол "цховелеба" означает оживлять или давать жизнь .
Согласно легенде, в I веке местный раввин Элиоз, ставший свидетелем распятия Иисуса Христа, выкупил у воинов часть Хитона Господня и привез его в Грузию, своей сестре Сидонии. Но как только Сидония прижала Хитон к своей груди, тут же пала замертво. Священное полотно не смогли забрать из ее рук, поэтому похоронили его вместе с Сидонией в царском саду. На могиле вскоре вырос чудесный ливанский кедр, которому местные жители поклонялись как божеству и считали целебным. А когда царь Грузии Мириан ІІІ решил соорудить храм на том месте, где покоился Хитон Господен, кедр срубили. Из священного кедра вырубили семь колонн для деревянного храма. Однако выкорчевать пень не удалось, а из его ствола истекало благовонное миро. Согласно преданию, этот столп творил чудеса по излечению людей.
Легенда встречается в нескольких вариациях, но сути сильно не меняет.
Этому Животворящему Столпу и Хитону Господню посвящен один из самых больших религиозных праздников Грузии - Мцхетоба-Светицховлоба. Отмечается два раза в год (13 июля и 14 октября.

Споры о нахождении Хитона Спасителя велись веками. Версия событий, распространенная в Грузии, такова: частицы Ризы Господней, находящиеся в России, к цельнотканому Хитону отношения не имеют — это другая часть одежды Спасителя. Разделить Хитон было бы невозможно, ибо он распустился бы на отдельные нитки. Сам же Хитон находится под храмом Светицховели.

Интерьер собора. Справа та самая легендарная башня над могилой святой Сидонии, Хитоном Господним и Животворящим Столпом. Фреска «Спас Вседержитель» была написана русским художником в XIX веке.

Современная икона прп. Марии Египетской

Справа икона пророка Илии. За иконостасом в этом месте хранится его милоть (плащ).

Грузинские церкви по православной традиции тёмные, но собор Светицховели - исключение. Свет наполняет собор через узкие боковые окна, а дополнительный свет освещает центральный неф, проникая через центральный купол.

В пол вмурованы надгробные плиты, в основном князей Багратион-Мухранских. В храме были похоронены также католикос Мелхиседек, царь Ираклий II, царь Вахтанг Горгасал и Георгий ХII. После смерти царицы Тамары ее тело некоторое время находилось в Светицховели, потом было захоронено в Гелати. Согласно хроникам, тут было похорнено еще очень много царей, но их захоронения не сохранились.

Герб князей Багратион-Мухранских

Иконостас центрального предела собора Светицховели

Фрагмент центрального иконостаса

Внутренние стены расписаны фресками, выполнены в основном в XVI-XVII веках. Большинство из которых, к сожалению, не сохранились в своем первоначальном состоянии. Многие иконы также были заменены, а оригиналы хранятся в национальных музеях Грузии. Барельефы украшают гроздья винограда, что является особенностью многих храмов Грузии.

Фреска "Страшный суд"

Фрески в соборе. Внизу: Святые равноапостольные Константин и Елена. Предыдущая: Спас Благое Молчание.

Под большой аркой располагается легендарный «Животворящий Столп». Над Столпом построена каменная сень, то есть как бы четыре каменные стены, которые расписаны поздними фресками. Фрески иллюстрируют историю Хитона и самого Столпа. В основании северной стороны имеется ниша с дверцами, где было место для взятия мира, истекавшего из Столпа. Миротечение прекратилось после нашествия шаха Аббаса I.

Башня над могилой Сидонии и Хитоном Господним

Фрески столпа заслуживают отдельного разговора. Вокруг этих фресок существует некоторый ажиотаж, связанный с тем, что на них изображено нечто, напоминающее летающую тарелку. Обратите внимание на "медузы" (или летающие тарелки, кто как видит)на правой фреске. На фотографии плохо видно, но внутри этих "медуз" находятся лица, вероятнее всего, что это луны с лицом и символическим светом. Хотя кто знает..

Помимо того, что в храме в отличии от других грузинских храмов много света, он еще отличается и по планировке. Среди всех кафедральных соборов он один не крестовый, а прямоугольный в плане. Судя по всему, это объясняется тем, что его строили прямо на фундаменте старой базилики V века. Что говорит о том, что та базилика была громадна.
От прежней базилики остались даже некоторые арки. Их сильно пределали, ширину пролета увеличили вдвое, но старые арки еще хорошо видны. Можно сказать, что храм переделывался весьма небрежно и грубо. Это отличает Светицховели от других соборов, которые строились почти на пустом месте.

Еще одним интересным фактом архитектуры комплекса является его устройство согласно астрологическим знаниям, в которое, как считается, заложен тайный смысл. Сооружения образуют фигуру креста, где осевая линия отклоняется от продольной на 22 градуса. Именно на этот угол повернуты относительно сторон света египетские пирамиды и такой же угол наклона имеет земная ось. А расположение башен и построек, окружающих собор, по мнению современных ученых, отображают структуру Солнечной системы.

Купол храма

В центре интерьера стоит резной престол для патриарха.

В соборе Светицховели не висит тяжёлая тишина, здесь светло, шумно и очень много туристов.

В южной части собора находится небольшой каменный храм, который является копией часовни Гроба Господня в Иерусалиме. Может возникнуть иллюзия, что это нечто древнее, но на самом деле его построили в начале XIV века, чтобы отметить, что собор Светицховели является вторым местом в мире, где лежат одежды Христа.

Троица. Современная икона

Числится среди памятников Всемирного наследия . Является одним из главных духовных центров православной Грузии.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Грузия Мцхета Храм Светицховели

    ✪ Уникальный гид в Грузии. Смотрите, не пожалеете!!!

    ✪ Светицховели - кафедральный храм Грузинской православной церкви

    Субтитры

История

Среди сохранившихся исторических сооружений Светицховели является самым большим в Грузии. На протяжении веков является центром христианской Грузии. Ещё в IV веке принявший христианство царь Мириан III по совету равноапостольной Нины выстроил первую в Грузии деревянную церковь, которая не дошла до сегодняшних дней.

Одним из устоев храма служил кедр , обозначавший место захоронения Нешвенного Хитона Христова.

По преданию Грузинской Православной Церкви, Хитон Господень нешвенное одеяние Спасителя (Ин. 19, 23) – попал в древнюю столицу Грузии г. Мцхета следующим образом. Элеазар (или Элиоз), раввин мцхетской общины евреев, переселившейся в Грузию из Иерусалима еще в 70 г. до н. э., получив известие от иерусалимского первосвященника Анны о предстоящей казни Христа, поспешил в Иерусалим в сопровождении Лонгина Карснитского. Они стали свидетелями Страстей Господних и метания жребия о Его одежде (Ин. 19, 23–24; Пс. 21, 19).

В то время, когда Пречистое Тело Господа Иисуса Христа было пригвождено ко Кресту, мать Элиоза, находившаяся в Мцхета, услышала удары молота в своем сердце и содрогнулась от великого страха. Возвестив своей дочери Сидонии о крестных муках Спасителя, безвинно преданного на смерть, мать Элиоза скончалась. Элиоз приобрел Хитон Господень у воина, которому он достался по жребию, и увез в Мцхета. Сидония, встретив со слезами своего брата Элиоза, объявила ему о смерти матери и о ее предсмертных словах. Элиоз подтвердил слова матери и показал сестре Хитон Господень. Взяв Хитон, праведная Сидония облобызала его, прижала к своей груди и тут же упала бездыханной.

Никто, в том числе царь Адерк (2 г. до Р. Х. – 55 г. по Р. Х.) не мог разъять рук Сидонии и взять Хитон. Праведная Сидония (память 1 октября) была тайно предана земле братом своим Элиозом в царском саду Мцхета.

Об этом рассказал святой равноапостольной Нине первосвященник карталинских евреев Авиафар – потомок раввина Элиоза. Он уверовал во Христа, услышав толкование святой Нины древних пророчеств о Мессии, и как они исполнились на Господе Иисусе Христе. Обращенный святой равноапостольной Ниной ко Христу, грузинский царь Мириан (265–342) решил построить на месте хранения Хитона Господня христианский храм. Огромный кедр, выросший на могиле Сидонии, спалили, и его ствол хотели использовать как основной столп для поддерживания главного купола храма, но поднять его не смогли. Всю ночь святая Нина молилась о Божественной помощи, и ей были явлены видения, в которых приоткрывались исторические судьбы Грузии.

На рассвете же Ангел Господень приблизился к столпу и поднял его на воздух. Столп, осиянный чудным светом, поднимался и опускался в воздухе, пока не остановился над своим основанием. Из пня кедра истекало благовонное миро. Так Ангел Господень указал место, где сокрыт в земле Хитон Господень. Это событие, свидетелем которого были многие жители Мцхета, изображается на иконе «Прославление Грузинской Церкви». Впоследствии на месте деревянного храма был возведен величественный каменный собор Свети-Цховели. Животворящий Столп, у которого совершались многие исцеления, имеет ныне каменное четырехугольное покрытие и увенчан легкой, не касающейся свода собора, сенью. Столп расположен в соборе Свети-Цховели рядом с макетом храма Гроба Господня в Иерусалиме.

В честь Хитона Господня и Столпа Животворящего Грузинской Церковью установлено празднество 1 октября.

Во II половине V века благочестивый царь Вахтанг I Горгасал выстроил на месте этой церкви базилику , верхние устои которой были вскрыты советскими исследователями (руководитель В. Цинцадзе) в 1970-е гг. и оставлены для всеобщего обозрения.

В XI веке на месте поврежденной базилики католикос Грузии Мелкиседек I (1012-1030, 1039-1045) воздвиг храм. Ныне существующая крестовокупольная четырёхстолпная трёхнефная церковь во имя Двенадцати Апостолов строилась с по 1029 год под наблюдением зодчего Арсакидзе (упомянут в надписи на фасаде).

Архитектура

В плане церковь вытянута с запада на восток и являет собой удлинённый прямоугольник. Пространственный образ креста создается направленными по четырём сторонам света плечами. Плечи прямоугольны, кроме восточной, которая заканчивается апсидой. На северном и южном плече на двух этажах расположены комнаты для утвари и складские помещения. В южный неф встроена часовня-ротонда XIII - XIV вв. - дань композиции Храма Гроба Господня . Купол держат 4 мощных столпа, а в барабане купола 16 поясов крепости. По фасадам и барабану проходит изысканный аркатурный пояс с рельефами. Устремлённый ввысь собор обновлялся в XV и XVII веках; тогда же были созданы росписи, украшающие его внутренние стены. В 1830-е гг. боковые арочные галереи были разобраны, многие росписи - забелены, но впоследствии прописаны. Несмотря на то, что храм перенес не одно изменение, большая часть фресок погибла и побелка стен в интерьере убавила художественную целостность, он и сегодня оставляет большое впечатление.

Распределение внешних форм и масс, пропорции подчиняются возвышающемуся в центре высокому куполу, под которым расположена крыша с двунаклонным покрытием в форме креста. В оформлении фасада в основном используются декоративные элементы и развитая система сдвоенных пилястр, а также в поясах крепости облицовка с изразцами. Изразцы богаты и многообразны (дошли частично). В декоративном украшении храма большое место занимает рельеф. Стоит отметить украшение восточного фасада, в основе которой лежит система из пяти декоративных люстр. В подкупольном пространстве включены треугольные ниши, а в центральной части расположены веерообразные лучи с дисками на краях. Мастерски используется полихромический эффект. На основном - песочного цвета фоне у алтаря выделяются собранные ярко красные изразцы, которые выделены богато украшенными горизонтальными поясами. У западной части фасада один большой, богато украшенный пояс, который занимает большую часть стены. Композицию фасада завершает трехфигурный рельеф - восседающий на троне Спаситель с ангелами по бокам.

Светицховели является основополагающим храмом в стиле архитектуры средневековой Грузии. Старых росписей не сохранилось, а присутствующие - XVI, XVII и возможно XVIII веков (восстановлены в XIX веке). Наиболее интересны фрески XVII века (под куполом), эпизоды которых повествуют о принятии христианства Грузией (руководитель росписи - художник Григорий Гулджаварасашвили).

Во внешней части много изменений: часть фасада и подкуполье (которые отличаются зелёным цветом облицовки) принадлежат началу XV века (реставрировано Александром I Великим после нашествия Тамерлана), некоторые рельефные изображения перенесены, хотя эти реставрации не нарушили основные формы и пропорции храма.

    Продольный разрез

Светицховели дословно означает «животворящий столп», «свети» по-грузински – столп, «цховели» – животворящий (чудотворный) в переводе с грузинского языка. Как вы уже догадались, речь пойдёт о кафедральном соборе . Он расположен в древнем городе Мцхета , в долине на слиянии священных рек Кура и Арагви, принадлежит Грузинской православной церкви, его история исчисляется целым тысячелетием!












Первые упоминания в летописях об этом соборе относятся к началу 11-го века, когда католикос Мелкиседек I (высшее духовное лицо Грузии) на месте полуразрушенной базилики, возведённой ещё в V веке грузинским царём Вахтангом I Горгасалом, распорядился построить обновлённую церковь (в 1010 г.).

Храм был возведён в виде крестово-купольной церкви, имеющей три нефа и четыре столпа (внутренние колонны), на которые опирается центральный и единственный купол. Авторство принадлежит известному грузинскому зодчему Арсакидзе (имеется соответствующая надпись на фасаде здания). Собор имеет форму удлинённого прямоугольника, вытянутого с запада на восток, «плечи» креста направлены по сторонам света. Храм возведён согласно канонам основополагающего архитектурного стиля Грузии Средних Веков и окружен крепостной стеной (по распоряжению Ираклия II).

Светицховели считается самым большим архитектурным памятником Грузии из полностью сохранившихся и внесен в список Всемирного наследия, находится под охраной UNESCO. Здесь проводили коронации грузинских царей, здесь же они находили свой покой. Собор был выбран для интронизация католикоса. Особую ценность и значимость для христианского православного мира представляет риза Иисуса Христа (бесшовный хитон – одежда, облачение).

Согласно преданию, этот бесшовный хитон привезли в Иверию (старинное название Грузии) грузинские евреи Лонгиноз и Элиоз, которые присутствовали при распятии и активно протестовали против неправомерного суда Синедриона, теперь она хранится в Мцхетском Патриаршем соборе Светицховели .

Каждый год 14 октября на территории Грузии все православные отмечают праздник Хитона Христова , существует два грузинских названия этого празднества – Мцехтоба и Светицховлоба . В этом же соборе состоялось грандиозное событие исторического масштаба – крещение первого христианского грузинского царя Мириана, он провозгласил христианство национальной религией и запретил поклонение символам язычества. С тех пор в той же самой купели, где царь принял крещение и православную веру, по сей день проводят этот знаменательный обряд.

Собор получил название в соответствии с преданием о том, что на месте сохранения хитона вырос кедр. Есть две версии события: захоронение ризы в могиле праведницы Сидонии (у основания храма) и хранение её в сокровищнице. Сидония – сестра Элиоза, которая скоропостижно умерла, узнав о казни Христовой. Местными жителями было подмечено целебные свойства этого кедра: многие больные животные, которые пробовали листья кедра, самым чудесным образом исцелялись.

Жена царя Мириана Нина обратилась с особой просьбой к своему мужу о том, чтобы на месте могилы-захоронения праведницы Сидонии воздвигнуть храм. Из кедра изготовили семь колон, однако одну из них не удалось никому сдвинуть с его места, более того, она стала мироточить целебными благовониями. Этот удивительный столп и прозвали животворящим.

Вторая по важности святыня собора - милоть (овчинная одежда с мехом наружу) Св. пророка Илии , которую он передал ученику перед своим восхождением ввысь. Упомянутая Святыня сначала хранилась у грузинских евреев, принявших Христа. Местонахождение милоти – в правой части церковного алтаря.

Ещё одна святыня Светицховели – частичка мощей Св. Андрея , который проповедовал здесь 1-м веке (хранится в правом приделе).
В настоящий момент Собор имеет великую значимость для паломников и ценителей средневекового зодчества. Это, пожалуй, самая важная в окрестностях Тбилиси, куда отправляются туристы в первую очередь во время своего .

Посмотрите видео воздушной съемки храма.

(სვეტიცხოვლი ), он же Собор во имя Двенадцати Апостолов — первый и главный храм в Грузии, название которого традиционно переводят как «животворящий столб». Это один из самых больших храмов страны и хронологически первый в грузинской храмовой истории — и один из первых в истории христианской архитектуры. В современном виде существует с 1010 года, не считая отдельные перестроек. Кажется, это место, куда туристы отправляются из Тбилиси в первую очередь.

Название

Как почти везде в Грузии, храм имеет официальное название (Имени 12-ти Апостолов) и личное: Светицховели. Свети (სვეტი ) — это столб, а Цховели (ცხოველი ) — живой или чудотворный. Близкий по значению глагол «цховелеба» означает оживлять или давать жизнь . В современном грузинском языке это значение слова цховели почти утратилось, заместившись другим. Сейчас цховели — это нечто обладающее жизнью, то есть, животное. В золотой фонд грузинской туристической фразеологии вошёл перевод «Столбозверь». Так его реально называли некоторые гиды.

Кто-то из осетинских альтернативщиков утверждал, что храм строили осетины и поэтому назывался он «Осетисцховели».

История

История это места следующая. Считается, что в этом месте была зарыт в землю хитон Иисуса Христа, и впоследствии тут вырос кедр, который стал священным деревом для местных жителей. В IV веке рядом стоял царский дворец, а кедр рос в саду этого дворца. Когда Святая Нина пришла в Грузию, она 9 месяцев прожила в доме садовника возле этого сада. Там же её посетили некоторые видения, которые ей истолковали так: "Видение твоё означает, что этот сад превратится через тебя в сад возвеличения Бога, которому принадлежит слава и ныне и присно и во веки веков".

Когда царь Мириан принял решение креститься, то возник вопрос о месте постройки первого храма. Видимо, выбирали между местом, где сейчас Светицховели и тем, где сейчас Самтавро :

До приезда священников из Греции, после того как царь и весь народ с усердием встали на путь христианства, царь имел разговор с Нино о постройке церкви. Верующий царь спросил святую Нино: «Где мне построить дом богу»? А блаженная та ответила: «Где угодно будет разуму царей». А царь сказал: «Я люблю сию твою кущу ежевики и желаю там по разумению своему. Но нет, я не пощажу царский сад и высоту кедров, плодообилие листвы и благоухание цветов, в нем построю храм моления для себя, который будет стоять вечно»

Кедр срубили, сделали из него столб, но установить его на место руками не смогли. Чуть позже он установился сам, неким чудесным образом. Этот сюжет иногда отображается в иконографии нашего времени. Изображение грузинских святых и сам столб по центру можно обнаружить почти в каждом храме.

Храм (имени Двенадцати Апостолов), видимо, был совсем небольшой, как это было принято в те времена. В V веке царь Вахтанг Горгосал учредил католикосат, перенёс кафедру мцхетского епископа из Светицховели в Самтавро , а Светицховели стал кафедрой католикоса. По этому случаю Вахтанг построил тут базилику . Если заметите в храме каменные бычьи головы — это остатки той самой базилики V века. Возможно, что таких фрагментов в храме гораздо больше, но по этому вопросу у археологов нет пока единого мнения.

Базилика со временем очень сильно пострадала и в начале XI века католикос Грузии Мелхеседек решил построить новый большой храм. По этому поводу он даже ездил в Константинополь и зачем-то запрашивал разрешения у византийского императора. Долгое время считалось, что Мелхеседек был первым католикосом объединённой Грузии с того самого 1010 года и, таким образом, Светицховели стал символом нового формата грузинской церкви. Но, увы, недавно выяснилось, что он был не первым, а третьим, так что Светицховели утратил свой эпичный симпволизм.

В Светицховели долгое время короновали и хоронили царей, тут же проходила интронизация католикоса.

Тимур Тамерлан примерно в 1400 году основательно повредил храм. Царь Александр Великий, вступив на престол в 1412 году, приложил некие усилия к восстановлению храма. Купол был перестроен полностью. Преложены некоторые своды. Очень многое в соборе сейчас — последствия того ремонта. В 1656 году купол собора опять обрушился. Царь Ростом, хоть и был осознанный мусульманин, принял решение восстановить купол.

Внутри

Храм Светицховели станен. Он очень хаотичный, несемметричный и неровный. Его южный фасад не похож на западный. Внутри он тоже беспорядочен: даже его опорные колонны имеют разную форму и стоят не в линию. Здесь криво всё.

Основной вход находится на западной стороне, северная и южная двери часто закрыты. Вы попадаете в собор через большой портик, под сводом которого обычно стоит корзинка с тряпочками для женщин. Дресскод тут строгий. Женщины в штанах и мужчины в шортах не приветствуются. Сами двери сейчас деревяные, с фигурами 12-ти апостолов и изображением ангелов, устанавливающих Столб.

Войдя в храм, вы видите впереди его центральный громадный неф и ряды колонн справа и слева. Если сразу поднять голову вверх, то там чуть слева можно расмотреть дыру — это тайник, куда в сложные моменты истории прятали церковные ценности. Сразу справа видна купель для крещения : предполагается, что это то самое место, где Нина крестила царя Мириана и Нану. Рядом на стене висит икона, где изображены Мириан, Нана, и Нина по центру между ними. Кстати, непонятно, крестила ли Нина царя лично или только подвела его к этой мысли. По тем временам женщины могли и не иметь права крестить людей.

Столбы храма

Сейчас в храме 8 опорных столбов, из них 4 - подкупольные. Храм - продукт перестройки базилики эпохи Горгасала, которая могла быть идентична Болнисскому Сиону . В болнисском храме 10 столбов. Легко заметить, что и в Светицховели когда-то было 10, но два из них отсутствуют: один заменен на каменный саркофаг Животворящего Столба, а симметричный ему убрали, вероятно, для красоты. А вот когда исчезли два эти столба? Было ли их отсутствие заложено в проекте? Похоже, что нет. Складывается ощущение, что столбы исчезли уже после постройки собора, поэтому все своды над ними спроектированы так, как будто столбы стоят на своем месте - например, арка свода от южной стены идёт к этому виртуальному столбу, но реально упирается в другую арку.

Сами опорные столбы достойны отдельного внимания. Они все разной формы и ориентированы кто куда. Первый столб слева наименее интересен. А вот первый столб справа необычен: археологи проделали в нём несколько глубоких дыр, чтобы выяснить, что же там внутри. Второй столб по левой стороне частично разобран снизу, так что виден кусок базы столба V века . То же самое у двух третьих столбов. Древнее основание лучше всего видно у третьего правого столба. Хорошо видно, что оно имело форму креста - кстати, как и в Болнисском Сионе, что намекает на то, что это были однотипные храмы.

К третьему правому столбу пристроен каменный трон патриарха - он появился в XVII веке и в то же время расписан фресками в персидском стиле. Сейчас он как трон не используется.

Животворящий Столб

Главное внутри - это сам Животворящий Столп. Он находится примерно в центре храма, на месте третьей левой колонны. Над Столпом построена каменная сень, то есть как бы четыре каменные стены, которые расписаны поздними фресками. Фрески иллюстрируют историю Хитона и самого Столпа. В основании северной стороны имеется ниша с дверцами, где было место для взятия мира, истекавшего из Столпа. (Миротечение прекратилось после нашествия шаха Аббаса I)

Вокруг столба сейчас выложен невысокий мраморный бортик, покрытый надписями шрифтом асомтаврули .

Фрески столпа заслуживают отдельного разговора. Это XVII век, период упадка грузинской живописи. Это намного. намного хуже, чем палеологовские фрески. Кроме того, на них сказались мусульманские нашествия. Во многих местах лица соскоблены или хотя бы расцарапаны. Фрески на столбе - в основном про историю этого самого столба. О них см. ниже в статье про фрески.

Фрески

Помимо фресок на Столбе, есть еще фрески на стенах и столбах. Здесь есть сцены Апокалипсиса, интригующий зодиакальный круг, прославленные "светицховельские медузы" и многое другое. Росписи Светицховели - большая и сложная тема, поэтому мы вынесем её в особый отдел и не будем загромождать ею рассказ.

Захоронения

В прежние эпохи храм был некрополем и тут были захоронены почти все грузинские цари, начиная с XII века, но от царских захорнений сохранилось очень мало. Сейчас тут можно видеть могилы царя Ираклия II (черная плита со щитом и мечем), царя Вахтанга Горгасала (западнее Ираклия), царя Георгия ХII (севернее Ираклия), царевны Текле (рядом с Ираклием II), и Ираклия (внука Ираклия II). Тут же множество могил князей Багратион-Мухранских.

Левее (севернее) надгробия царя Гиоргия XII находится чёрная плита - надгробие его жены, а чуть дальше ещё одна черная плита с надписью «Петр Багратиони Грузинский». Это Пётр Петрович Грузинский, до 1984 года глава грузинского царского рода и автор двух знаменитых песен: «Тбилисо» и «Чито-Гврито».